УДК 172:323.28
Айзятов Фярит Ахметович
доктор философских наук,
профессор кафедры социально-экономических
дисциплин
Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации
Бурова Юлия Владимировна
кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Средне-Волжского института (филиала) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ФЕНОМЕНОВ «ТЕРРОРА» И «ТЕРРОРИЗМА» В УСЛОВИЯХ
СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
Ayzyatov Fyarit Akhmetovich
PhD in Philosophy, Professor, Social and Economic Disciplines Department, Saransk Cooperative Institute, branch of Russian University of Cooperation
Burova Yulia Vladimirovna
PhD in History, Assistant Professor, Humanities, Social and Economic Disciplines Department, Middle Volga Institute, branch of Russian State University of Justice
CONCEPTUALIZATION OF 'TERROR' AND 'TERRORISM' PHENOMENA IN THE CONTEXT OF SOCIAL AND PHILOSOPHICAL KNOWLEDGE
Аннотация:
В статье раскрываются основные подходы к определению понятий террора и терроризма, которые являются близкими, но не тождественными. Подчеркивается их концептуальное различие и продемонстрированы возможности рассмотрения обозначенных феноменов. Прослежена история становления и развития форм террора и терроризма. Отмечается, что изначально понятия «террор» и «терроризм» не разграничивались и употреблялись как равнозначные. Сделан акцент на том, что исследуемые понятия по своему содержанию различны: «террор» - насилие, применяемое государством, «терроризм» - насилие со стороны оппозиции, противостоящих государству политических групп.
Ключевые слова:
террор, терроризм, насилие, устрашение, борьба, общество, оппозиция, государство.
Summary:
The article describes the main approaches to the definition of 'terror' and 'terrorism' concepts, which are close, but not identical. The authors emphasize their conceptual difference and demonstrate the possibilities of studying the phenomena. The history of formation and development of terror and terrorism forms is reviewed. It is noted that at first the concepts of 'terror' and 'terrorism' were not distinguished, and were used as equivalent ones. It is emphasized that the concepts are different: terror is violence used by the government, while terrorism is violence from the opposition, political groups opposed to the government.
Keywords:
terror, terrorism, violence, intimidation, fighting, society, opposition, government.
В условиях современного геополитического пространства наблюдается активное развитие терроризма. Методы и формы его осуществления расширяются по своей сути, устанавливается взаимодействие между террористическими организациями, что в большей степени обусловлено функционированием коммуникационной сети - интернета. В Российской Федерации намечены три пути противодействия терроризму: выстраивается полноценная профилактика, предполагающая отражение террористического акта любого вида; пресекается финансирование террористической деятельности; работает система противодействия идеологии терроризма.
Следует помнить, что концепты «террора» и «терроризма» близки, но совсем не тождественны. Это связано с тем, что «терроризм» является производным понятием от «террора». Терроризм может проявляться типологически в связи со сферой его применения и поставленными целями.
Террор и терроризм находят отражение в российской и зарубежной истории. Так, в России террор проявляется в следующие периоды:
1. Террор Ивана Грозного.
2. Террор второй половины XIX в., являющийся политически обусловленной террористической практикой.
3. Красный террор и сталинские репрессии.
Термин «террор» закрепился в рамках деятельности политических организаций второй половины XIX - начала XX в.
Еще древние люди хорошо понимали силу устрашения, индивидуального или массового. Широко известны слова поэта Альбия Тибулла: «Primum in mundo fecit dues timorem» - «Сначала Бог создал в мире страх». Закладывая основы современных политических традиций, римляне считали террор средством политической борьбы. Так, в 88 г. до н. э. Луций Корнелий Сулла получил диктаторские полномочия и начал применять террор по отношению к своим политическим противникам. Римляне «законодательно закрепили» использование террора, когда сформировали понятие crimen majestatis (преступление против величия). В этом случае террор рассматривается как средство достижения политических амбиций.
Понятие «террор» вводится Великой французской революцией для обозначения формы государственного управления, подавления и контроля. Террор в этот период рассматривается как восстание народных масс и политический переворот. В дальнейшем французские революционеры используют террор как инструмент в борьбе против монархии. Томас Карлейль отмечает, что «террор долго был ужасен, но самим деятелям теперь стало ясно, что принятый ими путь -путь террора, и они говорят "Que la terreur soit a l'ordre du jour!" (Да будет террор в порядке дня!)» [1]. Террор становится важным средством политического господства и реализуется путем уничтожения невиновных с целью запугивания политических оппонентов, находящихся вне досягаемости властей.
Понятие «террор» берет свое происхождение от римского понятия territio, означавшего целенаправленное понуждение заключенных к признанию вины путем угроз. В политическом смысле термин получил распространение в Новое время, в частности у Томаса Гоббса и Шарля Луи Мон-тескьё, которые понимали террор в контексте политической власти. В этом смысле la terreur как инструмент власти понимался в период Великой французской буржуазной революции.
Террор характеризуется состоянием сильного страха, возникшего как реакция на определенные действия, имеющие целью психологическое устрашение посредством реализации своих замыслов.
Впервые в отечественных источниках определение понятия «террор» представлено в первом издании словаря Брокгауза и Ефрона, где даются статьи о якобинском терроре эпохи Великой французской революции, статья о белом терроре 1815-1816 гг. (T. XXXIII, 1901). Второй дополнительный том обозначенного словаря (1907 г.) содержит статью «Террор в России», который определяется как «система борьбы против правительства, состоявшей в организации убийства отдельных высокопоставленных лиц, а также шпионов и в вооруженной защите против обысков и арестов». При этом оговаривался период 1878-1882 гг. В начале XX в. К.К. Арсеньев, ставший свидетелем всех этапов российского революционного террора, отмечает, что «в политический обиход» термин ввела Великая французская революция; однако «новый смысл выражение "террор" получило в 70-х и 80-х гг. у нас, в России, когда оппозиционные течения, жестоко и бессмысленно подавляемые, вызвали ряд политических убийств» [2].
Авторы-составители словарей фактически сознательно не разграничивают понятия «террор» и «терроризм» и предлагают употреблять их как равнозначные. Однако следует отметить, что понятия «террор» (насилие, применяемое государством) и «терроризм» (насилие со стороны оппозиции, противостоящих государству политических групп) по своему содержанию различны. При этом все определения террора и терроризма позволяют рассматривать проблему на уровне взаимодействия государства и его политических оппонентов.
Все определения терроризма предполагают в качестве квалифицирующего признака допустимость насилия для осуществления политической цели [3]. В Декларации Организации американских государств 1996 г. терроризм определен как «серьезная форма организованного и систематического насилия, которое имеет своей целью посеять хаос и страх среди населения, приводит к смерти людей и разрушениям и является видом преступной деятельности, заслуживающим осуждения» [4].
Историческое развитие общества предполагает в своей основе моменты устрашения. Акции устрашения практиковались практически на всем протяжении развития человеческого общества. Древние египтяне, хетты, ассирийцы активно применяли террор во внешней и внутренней политике, отдавая приоритет внешнеполитической сфере. Основная часть завоеванных ассирийцами территорий за несколько дней обращалась в пустыню. При этом ассирийцы отличались особой жестокостью: они сжигали живьем, сажали на кол, сооружали пирамиды из связанных пленников, обрекая их на медленную смерть.
Феномен терроризма одни исследователи приравнивают к политическому убийству, находя его корни в античности (У. Лакер). В других случаях терроризм рассматривается как фе-
номен конца XX в. (И. Александер, В. Чаликова и др.). М. Ферро относит терроризм к «специфической исламской традиции Хошашин XI-XII вв.». Однако большинство историков относят возникновение терроризма в современном восприятии к последней трети XIX - началу XX в. (Р. Фредландер, 3. Ивиански и др.).
Рассматривая возникновение революционного терроризма на рубеже 70-80-х гг. XIX в., необходимо отметить его уникальность. Несмотря на то что политические убийства случались в Европе и до этого, ранее не было соединения идеологии и действия, которое несло характер публичной политической акции. Это появляется к последней трети XIX в. В дальнейшем террор будет являться системой в функционировании революционных организаций, проявляя себя в классическом виде в действиях «Народной воли».
В современной науке терроризм рассматривается в двух аспектах: как преступное деяние террористической группы (организации), как реализация террористической доктрины. Следует отметить определенное сходство терроризма и уголовной преступности. Отличие террористического акта от преступного прослеживается в целях, мотивации, методах. Преступники, нарушив закон существующей государственно-правовой системы, не стремятся к разрушению ее легитимности. Террористы же не признают ни законности государства, ни законов, ставя целью их свержение, или стремятся к изменению всего мирового порядка. Методы преступников, насколько бы они ни были незаконны и насильственны, не содержат в себе столько антисистемности, как методы террористов, которые антисоциальны по сути и нацелены на принудительное изменение основ миропорядка. В этом случае террористические акты представляют собой террористические действия, преследующие политические цели и опирающиеся на определенную идеологическую основу.
В настоящее время довольно сложно выработать единое определение терроризма, так как необходимо учитывать все типы обозначенного феномена, а также отличия его от других форм и методов вооруженного насилия.
А. Шмид говорит о том, что терроризм - это абстрактное понятие без содержания, отмечая отсутствие единого определения в связи с множественностью характеристик этого явления [5]. Однако смысл терроризма и значение террористического акта определяются его целями и жертвами.
Следует отметить, что большинство исследователей определяют терроризм как разновидность насилия, не проводя разграничения между терроризмом и другими проявлениями насилия, не давая характеристики его причин, не рассматривая масштабность и последствия. Часто неверно определяют цель терроризма, которая состоит не столько в физическом уничтожении людей, сколько в устрашении и запугивании общества, что отличает его от преступных действий, цель которых - достижение экономической выгоды (ограбление банка, взятие заложников с целью выкупа и т. п.) или ликвидация конкурента.
Сегодня терроризм является прежде всего политической тактикой, которая связана с использованием вооруженной борьбы, имеющей под собой идеологическую основу и реализующей механизм устрашения.
Таким образом, терроризм предполагает систематичное, социально-политическое применение насилия, мотивированное идеологически, либо угрозу его использования. При этом постепенное достижение поставленных задач происходит путем устрашения, что является предполагаемым способом управления людьми. Выделяется объект непосредственного воздействия (люди или материальные объекты) и объект управления (заранее определенные социальные группы или слои, представители органов власти).
Ссылки:
1. Карлейль Т. Французская революция. Гильотина [Электронный ресурс]. URL: http://Nb.ru/HIST/KARLEJL/franch_revo-lution3.txt (дата обращения: 13.12.2016).
2. Будницкий О.В. Терроризм: история и современность. Статья первая [Электронный ресурс]. URL: http://science-port.ru/library/liball/151-terrorizm%3A-istoriya-i-sovremennost-statya-pervaya-(o-v-budnitskiy)/scienceport.ru (дата обращения: 13.12.2016).
3. Основы защиты от терроризма [Электронный ресурс] / Ляшко В.Г., С.Н. Вольхин, А.В. Снегирев, В.А. Щербаков. URL: http://www.modernlib.ru/books/andrey_vladimirovich_snegirev/osnovi_zaschiti_ot_terrorizma_uchebnoe_posobie/read_1/ (дата обращения: 13.12.2016).
4. Цит. по: Добаев И.П., Немчина В.И. Новый терроризм в мире и на Юге России: сущность, эволюция, опыт противодействия. Ростов н/Д., 2005. 304 с.
5. Цит. по: Кучугурный Д.А. Доктринальные подходы международного права к определению понятия «международный терроризм» [Электронный ресурс] // Университетские научные записки Хмельницкого университета управления и права. 2006. № 1 (17). С. 273-278. URL: http://www.univer.km.ua/visnyk/987.pdf (дата обращения: 13.12.2016).