Научная статья на тему 'Концептуализация этничности в научной коммуникации: опыт хедлайн-анализа'

Концептуализация этничности в научной коммуникации: опыт хедлайн-анализа Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
61
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХЕДЛАЙН-АНАЛИЗ / HEADLINE ANALYSIS / ЭТНОС / ETHNICITY / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ETHNIC IDENTITY / ETHNIC CULTURE / ETHNIC POLITICS / ETHNOLOGY / ЭТНИЧНОСТЬ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ / ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Баринова Анастасия Олеговна

В статье на материале авторефератов диссертаций на соискание учёной степени доктора наук рассматриваются основные научно-теоретические взгляды на проблему этничности в начале XXI века. Проведенный хедлайн-анализ позволяет выявить основные аспекты конструирования этничности, в том числе становление этнического самосознания в современном глобализующемся мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptualization of Ethnicity in Scientific Communication: HeadlineAnalysis

The paper is conducted on the basis of dissertations presented for the degree of Doctor of Philosophy and therefore, considers various scientific views upon the ethnicity issue at the beginning of the XXI century. The paper investigates the discursive construction of ethnic identity and highlights the importance and rapid growth of ethnic self-actualization in modern globalizing world.

Текст научной работы на тему «Концептуализация этничности в научной коммуникации: опыт хедлайн-анализа»

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

А.О. Баринова УДК 81

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ЭТНИЧНОСТИ В НАУЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ: ОПЫТ ХЕДЛАЙН-АНАЛИЗА

в статье на материале авторефератов диссертаций на соискание учёной степени доктора наук рассматриваются основные научно-теоретические взгляды на проблему этничности в начале XXI века. Проведенный хедлайн-анализ позволяет выявить основные аспекты конструирования этничности, в том числе становление этнического самосознания в современном глобализующемся мире.

Ключевые слова: хедлайн-анализ, этнос, этничность, этническая идентичность, этнокультурный, этнополитический.

Anastasia o. Barinova

conceptualization of ethnicity

IN sciENTIFic communication:

headline analysis

The paper is conducted on the basis of dissertations presented for the degree of Doctor of Philosophy and therefore, considers various scientific views upon the ethnicity issue at the beginning of the XXI century. The paper investigates the discursive construction of ethnic identity and highlights the importance and rapid growth of ethnic self-actualization in modern globalizing world.

Key words: headline analysis, ethnicity, ethnic identity, ethnic culture, ethnic politics, ethnology.

Н^Наука как социокультурный феномен и социальный институт всегда включена в социальный процесс и развивается в русле основных идеологических моделей общества. В современном мире, характерными чертами которого являются миграционные процессы, этническое и культурное смешение, формирование полиэт-ничных государств, изучение этнических особенностей различных народов, в том числе этнических меньшинств, пропаганда этнической толерантности и политика мультикультурализ-ма важны для снижения расовой, этнической и культурной дискриминации, предотвращения национальных конфликтов и военных столкновений. Специалисты различных областей гуманитарного знания проявляют интерес к категории этничности, происходящим этнопроцессам, их исторической, культурной, философской и лингвистической составляющим. Данные исследования разнохарактерны, многодисциплинарны и междисциплинарны. Лингвистический анализ современных российских научных работ, выполненных в рамках данной проблематики, позволяет не только выявить основные научно-теоретические взгляды на проблему этничности, но и проследить, как реализуется мировоззренческая функция науки в конструировании явлений социальной реальности.

Материалом данного исследования послужили авторефераты диссертаций на соискание учёной степени доктора наук, выполненные в период с 2007 по 2011 годы и опубликованные на сайте ВАК Минобрнауки РФ [Официальный сайт]. Обращение к авторефератам докторских диссертаций преследовало две цели: 1) получить наиболее полную картину современных научных исследований в разных областях, имеющих фундаментальный характер; 2) сузить масштаб исследования, так как имеющиеся ресурсы не позволяют отследить все без исключения научные работы, осуществляемые в данной проблематике. Подобное исследование можно считать разновидностью хедлайн-анализа, основополагающим принципом которого служит тезис о том, что заголовки отражают концептуализацию дискурсивной действительности и представляет собой концентрированное выражение семантических смыслов всего дискурса [Данюшина 2010].

При проведении анализа были отобраны авторефераты диссертаций на соискание учёной степени доктора наук, в темах которых содержатся имена существительные и имена прилагательные с компонентом «этн-» (например, «этнос», «этнический» и т.п.), а также различные сложные слова, образованные путем сложения основ с компонентом «этно-» (этнокультурный, этнополитический и т.п.). В результате было получено 62 диссертационные работы, в той или иной степени затрагивающих проблему этнич-ности и различные ее аспекты. Все отобранные работы принадлежат к области гуманитарных и общественных наук, при этом наибольшее количество (35%) принадлежит сфере исторических наук с акцентом на этнографической, энтологической и антропологической тематике (72%). Второе место по числу представленных работ занимают педагогические науки (19%) с примерно равным количеством исследований в области педагогики и методики преподавания. Далее в убывающем порядке по числу представленных авторефератов следуют философские науки (14,5%), политические и филологические науки с одинаковым количеством работ (9,6%), а также психологические (8%) и социологические науки (3%). В других областях знаний работ, содержащих в названии слова с компонентом «этн-» выявлено не было.

Преобладание исторических наук свидетельствует об интересе к этническому концепту в диахронии, в частности, к проблемам этнических меньшинств, проживающих на территории многонациональной Российской Федерации, их историческому прошлому и культурному наследию, проблемам воспитания и образования в полиэтничном государстве. Результаты анализа свидетельствуют о малой разработанности данной проблемы в других областях, в том числе в филологии.

На следующем этапе исследования был проведен дистрибутивный анализ всех фраз, содержащих слова с компонентом «этн-», путем составления таблицы. При этом в левую колонку вносились слова, предшествующие ключевой единице «этн-», в среднюю - дериваты формы «этн-», а в правую колонку - слова, находящиеся в подчинительных отношениях к ключевой лексеме и следующие непосредственно за ней.

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Интересен тот факт, что в перечне отобранных 64 слов лексемы «этничность» обнаружено не было (хотя дважды зафиксировано сочетание «этническая идентичность»). Это дает возможность предположить, что интерес вызывает не столько этничность как категория или концепт, сколько различные составляющие данной категории (культурные, политические и т.п.). Об этом свидетельствует большое количество прилагательных (14 различных лексем и 44 примера употребления), образованных путем сложения основ, содержащих компонент «этно-», которые составляют 68% от всех отобранных слов. Лидирующую позицию занимает прилагательное «этнокультурный», что, на наш взгляд, свидетельствует о ключевой роли культурных представлений в концептуализации этничности. Слово «этнокультурный» встречается в 18 фразах и сочетается с такими словами как «стиль», «аспект», «толерантность», «компетентность», «образованность», «парадигма», «дисперсия», «деятельность», «идентичность», «развитие», «наследие», «взаимодействие», «представления», «традиция», «трансформации». При этом такие фразы, как «этнокультурные аспекты» и «этнокультурная компетентность» - зафиксированы несколько раз. Широкая сочетаемость прилагательного «этнокультурный» свидетельствуют о высокой степени релевантности данного понятия для современного общества, его динамичности и семантической емкости.

Далее по частоте встречаемости следуют прилагательные:

• этнополитический (консенсус, процессы, исследования, развитие) - 5 примеров,

• межэтнический (отношения, коммуникации) - 3 примера,

• этносоциальный (структура, история),

• этноязыковой (картина мира, многообразие),

• полиэтнический (среда, школа),

• этноориентированный (методика),

• этнопедагогический (подход, направленность),

• этноконфессиональный (ситуация, группа),

• этнорегиональный (система образования),

• этнографический (знание, изучение),

• этнокастовый (общество),

• этноментальный (основы),

• этнодуховный (идентичность).

исходя из этого перечня, к концептуаль-

ным признакам этничности можно отнести культурный, политический, социальный, языковой, педагогический, конфессиональный, этнографический, кастовый, ментальный и духовный компоненты.

Прилагательное этнический зафиксировано в 13 фразах и сочетается со следующими существительными: «самосознание», «идентичность», «Бурятия», «культура», «субкультура», «фактор», «конфликты», «особенности», «меньшинства».

Таким образом, этнический компонент присутствует в различных ценностно-культурных и нравственных аспектах жизнедеятельности общества.

В целом, анализ сочетаемости прилагательного этнический и сложных прилагательных с компонентом «этно-» в атрибутивной функции, позволяет сделать вывод, что они часто употребляются для обозначения понятий, имеющих нейтральную и положительную оценку, за исключением сочетания «этнические конфликты», встречающегося в названиях исследований всего один раз.

Левосторонняя сочетаемость не является типичной для вышеупомянутых прилагательных, т.к. они выполняют атрибутивную функцию во фразах, т.е. имеют правостороннюю сочетаемость с определяемыми существительными, а также часто употребляются в самом начале названий исследовательских работ. Тем не менее, некоторые из отобранных и вышеупомянутых фраз сочетались со словами «оптимизация, сохранение, особенности, условия, становление, развитие, преемственность, достижение» («развитие этнокультурной компетентности, преемственность этнических культур», «становление этнокультурной образованности», «достижение этнополитического консенсуса»), что свидетельствует о происходящих в обществе социальных процессах, направленных на интеграцию, консолидацию и взаимодействие различных этнических групп, и характере проводимых научных исследований.

в процессе исследования названий научных работ было выявлено всего лишь 8 примеров употребления лексем с компонентом «этно», являющихся именами существительными: эт-нобытование, этнос, этнография, этножурнали-стика и этноправосудие. Последние два слова

можно рассматривать как индикатор высокой степени актуальности данной категории для современного общества и ее высокой смыслообра-зующей активности. Существительное этнос зафиксировано в 4 названиях работ в области философских наук. Два примера имеют левостороннюю сочетаемость со словами «самосознание» (этноса) и «картина мира» (этноса), в то время как другие из представленных существительных употребляются в номинативных конструкциях и не имеют прямых или косвенных дополнений (за исключением фразы «этнография детства»), т.е. в целом, не представляют большого интереса для исследования.

В рамках контекстуального анализа названий исследовательских работ, можно сделать вывод, что прилагательное этнический и сложные прилагательные и существительные с компонентом «этно-» хотя в целом и обладают нейтральной семантической просодией, т.к. употребляются главным образом в нейтральных контекстах, но в нескольких названиях научных работ можно наблюдать употребление прилагательных этнический и этнополитический в негативном контексте, что свидетельствует о потенциальной конфликтогенности категории: «Проблемы типологии и преемственности этнических культур эвенков и эвенов (конец XIX - начало XXI веков)»; «Этнические вооруженные конфликты в посткоммунистических государствах европейской периферии»; «Этнополи-тическое исследование современных диаспор (конфликтологический аспект)».

Таким образом, современный научный дискурс отражает не только характер происходящих социальных процессов, их взаимосвязь, но и условия их протекания. Разнообразные этнические и этнокультурные процессы оказываются самым тесным образом связанными с тенденциями мировой глобализации и интеграции, ср: «Этнокультурная дисперсия ассирийцев в глоба-лизующемся мире», «Модели концептуализации этнических субкультур в глобально/локальном

контексте»; «Влияние глобализации на этно-конфессиональную ситуацию на Юге России»; «Этническое самосознание личности в эпоху интенсификации интерграционных процессов (на материале исследований народов Дагестана)».

Преобладание исследований в области исторических наук может свидетельствовать о возрождении национальной этничности и этнокультур (многие ученые-этнографы говорят о пробуждении интереса к национальным культурам самих этнических меньшинств в национальных республиках [Е.В. Самушкина, В.А. Тураев, М.С. Инкижекова и др.]), при этом внимание уделяется не только исследованию прошлого, но и настоящего - особенностям, сохранению и преемственности этнокультур («Диаспоры Западной Сибири: особенности этнокультурного развития сельских сообществ в конце XIX - начале XXI вв.»; «Этноправосудие у мордвы в конце XIX - начале XXI вв.»; «Проблемы типологии и преемственности этнических культур эвенков и эвенов (конец XIX - начало XXI вв)»; «Природная и социальная среда как факторы сохранения этнической культуры алтайцев: конец XIX - начало XXI вв.»; «Этнографическое знание и национальное строительство в Средней Азии («проблема сартов» в XIX - начале XXI вв.)»).

В исследованиях, проведенных в области педагогики, делается акцент на этнопедагоги-ческой направленности воспитания и этноори-ентированной методике обучения, что отражает современные потребности многоэтничного, мультикультурного российского общества.

Таким образом, в российском научном дискурсе категория этничности конструируется посредством обращения к этнокультурным аспектам (истории, традициям, наследию и т.п.), при этом акцент делается на развитии этносов, изучении их специфики, этнокультурном воспитании, формировании этнокультурной компетенции и толерантности, и в целом, становлении этнического самосознания в глобализующемся мире.

Литература

Официальный сайт высшей аттестационной комиссии Минобрнауки РФ. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vak.ed.gov.ru/ru/dissertation/

Данюшина Ю.В. О методе хедлайн-анализа в исследовании бизнес-дискурса / Ю.В. Данюшина // Язык. Текст. Дискурс: Научный альманах Ставропольского отделения РАЛК / Под ред. проф. Г.Н. Манаенко. Выпуск 8. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010. - С. 413-420.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.