КОНЦЕПЦИЯ «ЗОЛОТОГО МИЛЛИАРДА» В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
О.С. ГРЕЦКАЯ______________________________________________________
История ХХ века наполнена массой событий. В первой половине человечество столкнулось с двумя мировыми войнами, которые поразили всех тем, насколько руководители отдельных стран изобретательны в достижении мирового господства. События Второй мировой войны стали примером того, как опасны воплощения идей национального превосходства. Совместными усилиями страны антигитлеровской коалиции смогли победить немецкий фашизм. Послевоенное устройство мира, положение стран победителей, изначально предполагало некоторое преимущество их по отношению к другим государствам. Мировое сообщество учло свои предыдущие ошибки и создало Организацию Объединенных Наций, одна из целей которой стало предотвращение новых мировых военных конфликтов.
Однако геополитика, как сфера международных отношений, предполагает совсем не простые отношения между странами. Наиболее влиятельные страны считают возможным оказывать влияние на те государства, которые, по их мнению, не в состоянии решить свои проблемы без внешнего вмешательства. Помимо геополитики, есть еще и геоэкономика. Данная сфера касается экономических отношений между странами. Как известно, экономическое влияние порой предполагает влияние и политическое, так как, большая политика и большая экономика всегда идут рука об руку.
В последнее десятилетие ушедшего века было много сказано о том, что глобализация как социальный феномен современности, есть свершившийся факт, факт, требующий самого серьезного осмысления применительно ко всем областям жизнедеятельности человеческих сообществ. Мировое сообщество вступило в эпоху новых социально-экономических, политических, культурных отношений, которые характеризуются сменой вектора развития. Сегодня человечество приспосабливается к жизнедеятельности в условиях замкнутого, ограниченного пространства и, соответственно, ограниченности ресурсов, а значит, иных принципов присвоения материальных и иных благ планеты.
ХХ век поставил перед мировым сообществом целый комплекс глобальных проблем, решение которых возможно только совместными усилиями всех стран. К таким проблемам относятся: загрязнение окружающей среды, сокращение озонового слоя, глобальное потепление, распространение ядерного оружия и др. Не менее важной является проблема сокращения жизненного пространства и увеличение населения планеты. Беспрецедентен демографический взрыв в Азии, Африке и Латинской Америке. В начале ХХ века население Земли составляло 1,5 миллиарда человек, а через несколько десятилетий достигнет уровня 9 миллиардов. Сейчас на человека приходится лишь треть пространства, которым он располагал сто лет назад. Этот показатель будет сокращаться и впредь, а растущая плотность населения в странах «третьего» мира только усложнит задачу обеспечения продовольствием. Кроме того, глобальное потепление приведет к повышению воды в океанах, что вызовет движение миллионов людей, живущих несколько выше уровня моря [10, с. 21].
Можно предположить, что демографический взрыв в сочетании с климатическими изменениями, сокращение жизненного пространства на Земле станут причинами новых внутренних и межгосударственных конфликтов в Африке, Азии и, возможно, Латинской Америке. Они приведут к большим жертвам и росту миграционных потоков. Опыт Руанды и Сомали, стран Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока уже наглядно показал, что переплетение этнических, религиозных и идеологических факторов приводит к кровавым междоусобицам. Этот же опыт доказывает, что большинство попыток остановить подобные конфликты при помощи военного вмешательства извне производят в лучшем случае лишь временный эффект.
Слишком высокий уровень рождаемости можно замедлить. Но внимание этой проблеме уделяют только в Индии и Китае; власти других стран не предпринимают необходимых шагов.
Сегодня картина мирового устройства включает в себя масштабные элементы глобализации, а геополитика и геоэкономика только довершают ее. За последние десятилетия число людей, чья жизнь находится в прямой или косвенной зависимости от глобальных рынков, почти удвоилась.
К числу значимых существенных черт глобализации можно отнести: усиление взаимозависимости стран и народов во всех сферах всемирного рынка финансов, товаров и услуг, или мировой экономики; становление глобального информационного пространства, обеспечивающего осуществление любых видов деятельности в реальном масштабе времени.
Сегодня бизнес выходит за рамки национального государства посредством создания транснациональных корпораций, которые сводят на нет политические возможности государств на мировой арене. В повседневную практику международных отношений и внутриполитической жизни внедряются новые и, как считается, универсальные либерально-демократические ценности, связанные с обеспечение прав человека. Происходит формирование теоретических подходов, обосновывающих принципиальную неспособность незападных обществ следовать в русле мирового развития, что неизбежно ведет к их хроническому отставанию и выпадению из мировой экономики.
Очевидно, не может возникнуть принципиальных возражений относительно того, что по мере развития человечества в условиях сокращающегося жизненного пространства, взаимная зависимость между странами возрастает пропорционально увеличению численности населения [7, с. 53]. До тех пор, пока человечество не изобрело принципиально новых источников энергии, не освоило иных, многократно более эффективных и безопасных принципов природопользования, ресурсы планеты остаются ограниченными и, следовательно, основным способом, обеспечивающим доступ к ним, является сохранение такого порядка, когда более сильные регулируют распределение общечеловеческих ресурсов.
Для того, чтобы всем народам мира выйти на уровень потребления развитых стран, сегодня необходимо еще как минимум три таких планеты, как Земля. А поскольку этого пространства в резерве нет, то взаимозависимость
1
мира состоит в основном в зависимости слаборазвитых государств от богатых, причем, речь в первую очередь, идет о зависимости, связанной с доступом к ресурсам планеты.
В данном контексте уместно вспомнить, что основная нагрузка на экологию осуществляется со стороны развитых стран. Происходит финансовое и экономическое давление такой системы международных отношений, в которой право на принятие решений предоставлено узкому кругу развитых стран. Очевидно, что при такой системе распределения по мере оскудения ресурсов планеты слабым странам доступ к ним будет вообще закрыт.
Глобализация втягивает в процесс мировой экономической интеграции все новые и новые страны, причем, не всегда это происходит на добровольных началах. Если какое-либо государство не торопится включиться в процесс глобализации, с ним поступают не всегда экономическими методами. Существует масса примеров из истории, когда применялись подобные методы. Так, например, открытие Японии американским коммодором У.Перри, или захват рынка Китая англичанами в результате «опиумных» войн. Эти примеры ярко свидетельствуют о широких возможностях в выборе средств по отношению к народам, не понимающим всех «прелестей» глобализации, как неизбежного и закономерного следствия общемирового прогресса [7, с.54].
Во все времена правила поведения на мировых рынках определяли наиболее сильные и экономически развитые страны, предлагая всем остальным добровольно либо под действием силы подчиняться установленным порядкам. Причем данное положение распространялось не только на формы и методы включения в мировой рынок новых стран. Очень часто более сильные государства и их экономические эмиссары произвольно определяли и стоимость своих товаров и услуг, изначально закладывая принцип неэквивалентного обмена между развитыми и отсталыми странами. Сложившаяся к концу XIX века мировая колониальная система во всех своих основных проявлениях есть не что иное, как формирование глобального мирового экономического порядка, в основе которого лежит неэквивалентный обмен, ограниченный доступ к ресурсам, эксплуатация дешевого труда колониальных народов.
Сейчас можно воочию наблюдать все те же проявления колониального порядка, только упакованные в новые либерально-демократические и рыночные обертки. Разрекламированные случаи успешного встраивания отсталых стран в мировой рынок, на поверку оказывается новым изданием колониализма, тиражирующим финансовоэкономическую, технологическую и иную зависимость, действующую не в меньшей степени эффективно, нежели прямое политическое давление.
Формирование мирового рынка, глобальной экономики в его современном виде привело к резкой поляризации экономических субъектов. Сложилась такая ситуация, в которой рычаги мировой экономики, прежде всего финансовые и научно-технологические, сконцентрированы в руках наиболее развитых стран во главе с США, в то время как отрасли, обеспечивающие производство с наименьшей добавленной стоимостью, экологически вредное и ресурсозатратное, находится в зоне развивающихся стран. При подобном разделении труда развивающиеся страны обречены на вечное отставание.
Процесс глобализации можно охарактеризовать следующими чертами. Во-первых, глобализация информации (и дезинформации) через спутники, компьютеры, телевидение и Интернет. Во-вторых, глобализация технологий: практически все научные и технологические ноу-хау доступны практически в любой части мира. В-третьих, возможность мгновенного получения информации в сочетании с быстро растущим процессом финансовой либерализации привела к глобализации финансовых рынков и краткосрочного капитала [10, с.22].
В результате, глобализация охватывает все больше частных корпораций, занятых в банковском деле, сфере информации, производства и торговли. При этом они способствуют распространению по всему миру идеологии безжалостного и алчного капитализма, что вызывает недовольство антиглобалистов и международных неправительственных организаций.
Преимуществами глобализации пользуются практически все высокоразвитые страны, прежде всего, США, Канада, государства Европейского союза, Япония и Австралия. В развивающемся мире выгоду из глобализации сумели извлечь страны с авторитарными режимами, где управляют просвещенные в экономическом плане правительства.
США, Евросоюз и Япония проводят сегодня крайне эгоистичную политику. Принуждая развивающиеся страны открывать свои рынки, они проповедуют идею свободной торговли, но при этом принимают беспрецедентные меры по защите собственных фермеров, сталелитейщиков и прочих от внешних конкурентов. Многие страны, поддавшись уговорам, открыли свои экономики для краткосрочного кредитования извне, провели либерализацию текущих счетов. В итоге эти государства превратились в арену для деятельности всевозможных иностранных спекулянтов и обременили себя внешней задолженностью [3, с.25].
Сущность понятия «золотой миллиард» заключается в системе выстраивания отношений между развитыми и развивающимися странами. Экономическое преимущество первых дает им возможность оказывать свое влияние на развивающиеся страны, которым отводится роль вечной ресурсной кладовой и дешевой рабочей силы, обеспечивающих благоденствие «золотого миллиарда». В этом плане современная глобализация, мало что привнесла нового, поскольку лишь закрепила созданную в условиях колониализма систему несправедливого распределения ресурсов планеты и созданных за их счет благ в пользу развитых стран.
Глобальность рынка означает принципиальную невозможность развивающихся экономик вырваться из долгового бремени и выступить реальным конкурентом экономик развитых стран. Вследствие того, что существующие институциональные структуры, которые должны управлять этим рынком (МВФ, ВТО, ЕБРР), способны не только эффективно оберегать существующие элементы неэквивалентного обмена, но и, в случае необходимости, оперативно менять правила игры (изменяя курсы валют, вводя новые таможенные правила и ограничения). Таким образом, при любых условиях все выше сказанное ставит развивающиеся страны в позицию проигравших. Мало того, посредством этих инструментов развитые страны имеют возможность компенсировать негативные последствия собственных экономических кризисов за счет мировой экономики [9, с. 8].
Наряду с экономическим и научно-техническим доминированием Запад озадачен и поисками внеэкономических мер консервации существующей системы доступа к мировым ресурсам. Это, в частности,
2
проявляется в периодически появляющейся в печати концепциях, ориентированных на формирование мирового правительства, которое, по замыслу авторов, только и в состоянии взять под контроль и решить все глобальные проблемы современности. Поэтому, если национальные суверенитеты и границы выступают препятствием для финансово-экономической экспансии развитых экономик, мировое правительство должно выступить в роли инструмента, который бы политически завершил фактически состоявшееся экономическое господство «золотого миллиарда» [1, с. 16].
Причиной возникновения концепции «золотого миллиарда» стала дилемма ограниченности ресурсов и безграничности потребностей. Ведущие экономисты еще в первой половине ХХ века обозначили данную проблему. Значит, в соответствии с ней необходимо сдерживать экономические порывы развивающихся стран, чтобы избежать ненужное, с точки зрения развитых экономик, расходование ресурсов.
Этим объясняется стремление внедрить в повседневную практику международных отношений и внутриполитической жизни народов принципиально новые и универсальные либерально-демократические ценности, прежде всего, связанные с соблюдением прав человека. Гуманистическая направленность данной идеологии бесспорна, но ее политическое и экономическое наполнение вызывает массу вопросов.
Права и свободы человека самоценны, и здесь двух мнений быть не может, но они приобретают этот статус лишь тогда, когда человеку уже гарантированы так называемые неотъемлемые права. Вести речь о политических правах и свободах человека, умирающего от жажды, - это не гуманизм, а кощунство. Для многих народов, особенно проживающих в Тропической Африке, Центральной Азии и ряде других регионов, реализация их неотъемлемых прав возможна лишь за счет ущемления политических прав. Поэтому не удивительно, что в ряде стран, где сильны патерналистские традиции в политической культуре, свобода и права человека не выступают в роли доминирующих ценностей. Народ этих государств идентифицирует обеспечение собственных прав с силой государственных институтов и поэтому воспринимает все призывы, связанные с демократизацией и либерализацией, как угрозу для своей жизни и своего будущего.
Сильное государство способно защитить национальные ресурсы, а вот это уже не нравится агентам глобализации. Для развитых стран права человека идентифицируются с правами западного человека неограниченно распоряжаться ресурсами всего мира, поэтому под флагом борьбы за права албанцев бомбят сербов, а за права курдов - наносят бомбовые удары по Багдаду. Никому не дано принести счастье и процветание другому народу силой, основываясь на универсальных ценностях, неважно как они называются: пролетарский интернационализм или права человека [4, с. 18].
Еще одна существенная черта глобализации - это разрыв с модернистской традицией прогресса, которая обещает светлое будущее всем народам. В концепциях глобализма она подменяет идею избранности «золотого миллиарда» и, следовательно, обрекает основную массу населения Земли на вечное прозябание в условиях нищеты и отсталости.
Действительно, большинство просветителей середины и конца XVIII века считали, что светлые лозунги: свобода, равенство и братство будут реять над всей землей, а отсталые народы смогут воспользоваться опытом европейских государств и значительно быстрее пройти общечеловеческий путь прогресса. Тем не менее, при всей гуманистической направленности идей «модернити», в политической практике всегда были свободные и более свободные, равные и более равные народы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что, декларируя официально приверженность правам человека и другим демократическим ценностям, нынешние последователи гуманизма из развитых государств выводят за скобки общественного прогресса целые народы, которые, по их мнению, отстали раз и навсегда, а раз так, то и должны с этим смириться.
Концепция «золотого миллиарда» представляет собой довольно сложное соединение идей геополитики и геоэкономики. Суть ее проявляется в экономическом доминировании высокоразвитых стран над слаборазвитыми. Сегодня развивающиеся экономики воспринимаются странами-лидерами как объект возможного воздействия, цель которого - защита собственных экономических интересов. В этом отношении современная доктрина глобализма ничем не отличается от классической концепции колониализма.
Стремительный рост численности населения Земли заставляет страны принимать во внимание влияние демографии на экосистему планеты. Как известно потребности возрастают почти в геометрической прогрессии, а ресурсы имеют лишь ограниченный размер. Поэтому основной причиной возникновения понятия «золотого миллиарда» стала как раз проблема ограниченности природных ресурсов и контроле их использования со стороны развитых стран.
Роль стран, относящихся к «золотому миллиарду», по их мнению, состоит в определении стратегии развития мировой экономики. Странам, не входящим в «золотой миллиард», отводится роль сырьевого придатка, поставщика дешевой рабочей силы и объекта для продвижения западных «ценностей».
Понятие «золотой миллиард» также можно отнести к геополитики. В данном аспекте оно означает некий «новый мировой прядок», в котором сильные страны с давними демократическими традициями считают возможным руководить слабыми в демократических вопросах государствами.
Литература:
1. Адамшин А. На пути к мировому правительству: человечеству нужны новые правила поведения // Россия в
глобальной политике. 2002. № 11. С. 12-18.
2. Кортунов С. Становление нового мирового порядка // Международная жизнь. 2002. № 6. С.77-94.
3. Кулагин В. М. Мир в ХХ веке: многополюсный баланс или крах // Политические исследования. 2000. № 1. С.
23-37.
4. Лактионова И. Дорога в цивилизацию, или либеральный тупик? Миф об универсальности западной модели
развития // Диалог. 2002. № 10. С. 15-25.
3
5. Мунтян М. Постиндустриальное общество и устойчивое развитие в ХХ веке // Безопасность Евразии. 2001. №
3. С. 225-262.
6. Неклесса А. Конец цивилизации, или конфликт истории // МЭ и МО. 1999. № 5. С. 74-89.
7. Проскурин С. А. Глобализация или глобализм // Власть. 2001. № 6. С. 53-58.
8. Терентьев А. «Новый мировой порядок» США или Европейское мироустройство // МЭ и МО. 2003. № 7. С. 31 -
42.
9. Шаклеина Т. А. От иллюзии партнерства к реальности взаимодействия // США. Канада: экономика, политика,
культура. 2004. №12. С. 3-15.
10. Шмидт Г. Бремя глобальной ответственности: европейский взгляд на перспективы всеобщего развития // Россия в глобальной политике. 2002. № 1. С. 20-31.