Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ ХОСЕ МАРТИ (статья вторая)'

КОНЦЕПЦИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ ХОСЕ МАРТИ (статья вторая) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
471
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
журналистика / публицистика / просветительство / латинская америка / сша
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Короченский А. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ ХОСЕ МАРТИ (статья вторая)»

ЖУРНАЛИСТИКА И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ

УДК 070

КОНЦЕПЦИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ ХОСЕ МАРТИ (статья вторая)

А.П. Короченский

Белгородский государственный университет

e-mail:

korochensky@bsu.edu.ru

В статье рассмотрены ключевые положения концепции журналистики, предложенной кубинским просветителем, публицистом, поэтом и деятелем освободительного движения Хосе Марти (1853-1895). Выявлены связь концепции с просветительской идеологией, отношение Марти к рыночной модели журналистики.

Ключевые слова: журналистика, публицистика, просветительство, Латинская Америка, США.

В творческом наследии кубинского просветителя, публициста, поэта и деятеля освободительного движения Хосе Марти отсутствуют работы, в которых его воззрения на журналистику были бы представлены комплексно, в виде единого концептуального текста или же группы аналогичных текстов. Вместе с тем высказанные им идеи о социальной роли журналистики в совокупности обладают признаками единой концепции с высокой степенью теоретической проработки. В связи с тем, что высказывания, отражающие эту концепцию, рассеяны по десяткам статей, писем, работ программного характера, её изучение требует систематизации выдвинутых теоретико-концептуальных положений и пристального их рассмотрения в контексте идейно-мировоззренческой системы творчества публициста. Заслуживает пристального внимания также и практическая деятельность Марти в качестве ведущего автора и руководителя ряда периодических изданий Латинской Америки и США, конкретизирующая его концептуальные воззрения на журналистику.

При изучении концепции журналистики Хосе Марти существенным является определение его отношения к рыночно ориентированной прессе, получившей бурное развитие в США и некоторых других государствах с середины XIX века. В период пребывания в эмиграции в Соединенных Штатах в 1880-е гг. - начале 1890-х гг. кубинский публицист имел возможность не только непосредственно ознакомиться с практикой крупных массовых газет, но и приобрести личный опыт взаимодействия с редакциями некоторых из них. Так, в 1880-1881 гг. Марти опубликовал несколько статей на английском языке в ведущих нью-йоркских газетах "The Hour" и "The Sun". Существенное значение

о о о о ° ÍÍT

имел и многолетний опыт сотрудничества с самой значительной аргентинской газетой La Nación”. Реакция на прессу, подчинённую рыночным императивам, выявляет важные характеристики воззрений Хосе Марти на журналистику.

Концептуальные высказывания о социальной роли прессы и отдельных изданий были представлены в работах Марти, характеризующих издательские проекты и программы созданных и руководимых им периодических изданий. Изучение этих программ, а также их воплощения в практической деятельности позволяет углубить характеристику мартиан-ской концепции журналистики.

"Revista Guatemalteca": первый издательский проект Марти. В период пребывания в Гватемале (1877-1878 гг.) Марти предпринял попытку создания журнала под названием "Revista Guatemalteca" ("Гватемальский журнал"). Первый номер нового издания должен был выйти в свет 15 апреля 1878 г., однако в связи с осложнением отношений Марти с гватемальскими властями этот издательский проект не был реализован.

Предназначение создававшегося журнала Марти разъяснил в неопубликованном проспекте, позволяющем судить об основных типологических признаках и характере содержания "Revista Guatemalteca". Необходимость выпуска нового издания объяснялась в проспекте в просветительском духе. Публицист ставил задачу превратить журнал в орган печати, помогающий гватемальской общественности увидеть и оценить огромный материальный и человеческий потенциал, которым располагает страна и который мог бы служить прочной базой для ускоренного развития Гватемалы и преодоления ее отставания от передовых стран мира. Другая же задача журнала заключалась в обеспечении притока новых передовых идей в гватемальское общество, находящееся в состоянии интеллектуальной апатии и фактической культурной самоизоляции. Объясняя необходимость создания журнала, Марти писал в проспекте "Revista Guatemalteca": "богатства Гватемалы малоизвестны, интеллектуальный обмен с Европой скуден". Новое издание было призвано информировать читателей о том, "сколько Гватемала производит и может производить, предлагать основные новости литературы и науки, искусств и индустрии - новости, являющиеся сегодня привилегией ограниченного количества счастливчиков, имеющих возможность без затруднений знакомиться с прекрасными европейскими журналами" [1, 104].

Издание должно было охватывать проблематику, относящуюся не только к Гватемале, но и ко всей Латинской Америке ("нашей Америке", по выражению публициста), а также проблемы отношений народов американского континента с наиболее передовыми странами Европы. Это было связано со стремлением публициста развить у гватемальской аудитории осознание ее принадлежности к семье латиноамериканских народов, объединенных общим культурным и историческим наследием, сходством решаемых ими проблем - осознание, являющееся обязательным предварительным условием совместных действий латиноамериканцев по преодолению социально-экономической отсталости.

В проспекте "Revista Guatemalteca" Марти заявил о своем стремлении превратить журнал в издание, посредничающее в активном интеллектуальном и коммерческом обмене Гватемалы и других латиноамериканских государств со странами Европы. Автор проекта намеревался через журнал информировать об экономических и торговых возможностях Гватемалы не только широкую общественность этой страны, но и деловые круги в странах Европы. Однако действительную полезность создаваемого журнала Марти видел не столько в предполагаемом экономическом и культурном посредничестве, сколько в мощной просветительской нагрузке издания, способствующей раскрытию гватемальской общественностью своих больших созидательных возможностей, поиску путей и средств реализации этого потенциала как в материальной, так и в и духовной деятельности, обеспечивающей выход из отсталости. Публицист писал в проспекте "Revista Guatemalteca": Гватемала, как и другие страны Латинской Америки, имеет богатые природные ресурсы. Но недостаток цивилизованности, просвещения латиноамериканцев по причине исторической молодости народов континента, а также наследие прошлого, связанное с истреблением коренного индейского населения, с широким распространением культа насилия (всем тем, что Марти назвал "печальной исторической памятью"), мешают овладеть чудесными возможностями, "приложить умный труд к податливой и богатой земле". Публицист призывал гватемальцев к упорному созидательному труду: "наши недра - из золота, нужно же, чтобы наши руки были из железа" [1, 104].

Горячо поддерживая стремление к созиданию на прекрасной и щедрой земле Латинской Америки, публицист не мог не отметить мешающее реализации этого стремления "нагромождение неверных и беспорядочных взглядов в умах американцев, умах героев и безумцев, порою детей, порою гигантов". Он писал: "Нам, латиноамериканцам, повезло с просвещением меньше, нежели другим народам". В обществе, нуждающемся в научных знаниях, с незрелым, формирующимся самосознанием, публицист выдвинул на первый план за-

дачи просвещения. Без широкого распространения в массах образования и научных знаний, без движения к самопознанию и обретению полной духовно-культурной идентичности латиноамериканцев Марти не мыслил прогресса "нашей Америки".

Выполнение предназначения, определенного для журнала "Revista Guatemalteca" его создателем, предполагалось осуществлять по двум основным направлениям. Во-первых, публиковать "в каждом номере описания - более полезные, нежели живописные - различных местностей республики"; предлагать "изучение производимых ими продуктов и их применения", печатать "воспоминания наших знаменитостей и значительные произведения, наполняющие гордостью страну". Во-вторых, отвечая на "естественную и заинтересованную потребность" страны в информации из Европы, печатать в каждом номере журнала материалы "о прекрасных и полезных искусствах, о науках и изобретениях, о вышедших книгах и произведениях драматургии". Характерно, что в этот период своей публицистической деятельности Марти всецело полагался на крупные периодические издания Европы как источник информации такого рода, полагая, что они принесут пользу латиноамериканскому читателю "великолепными обзорами современного духовного и индустриального развития" [1, 104]. Рассматривая журнал "Revista Guatemalteca" как энциклопедический издательский проект и как средство пропаганды просветительской по своей сути программы прогрессивных преобразований Гватемалы и Латинской Америки в целом, Марти намеревался опереться на научный и культурный потенциал Европы. Проспект журнала свидетельствует о том, что в этот период публицист видел одну из основных задач просветительства в Латинской Америке прежде всего в переносе достижений европейской культуры, науки и техники на латиноамерикансую почву. Называя потребность в информации из Европы "естественной", автор неосуществленного проекта имел в виду исторически сложившуюся духовную связь стран Латинской Америки с европейскими государствами, прежде всего с Францией (при этом сохранялись и культурные связи с бывшей метрополией - Испанией, хотя они не имели определяющего значения после изгнания испанских колонизаторов с американского континента). Вместе с тем в проспекте отражено и представление публициста о том, что культурный трансфер из Европы - не самоцель, но непременное условие формирования

О —f о II и . м о о

полнокровной самобытной культуры "нашей Америки", развивающейся в тесной связи с мировой культурой.

"Revista Venezolana": концепция журнала и её реализация. Первым осуществленным издательским проектом Марти явилось создание под его руководством в 1881 г. в Каракасе (Венесуэла) журнала с двухнедельной периодичностью под названием "Revista Venezolana" ("Венесуэльский журнал"). Выпуск издания, осуществленный при поддержке Фаусто Теодо-ро де Алдрея - венесуэльского интеллектуала и друга Марти, прервался после выхода второго номера.

В редакционной статье первого номера "Revista Venezolana", вышедшего в свет 1 июня 1881 г., Марти заявил, что новое издание будет представлять тип общественного и литературного журнала, открытого для различных направлений социальной и философской мысли. "Revista Venezolana" появился как орган печати, призванный "возвеличить славу венесуэльского народа, описать его красоту и способствовать благосостоянию" [2, 197]. Эти словесные атрибуты, неизбежные в сложившейся к моменту выхода журнала политической ситуации в Венесуэле (в условиях режима, явственно тяготеющего к диктатуре), не могли заслонить намерений руководителя "Revista Venezolana" привлечь к нему различные общественные и творческие силы и реализовать широкую программу деятельности. Характеризуя ее основные направления, Марти отмечал, что журнал призван следить за "растущим бурлением на континенте", "привести в движение колоссальные спящие силы", противодействовать попыткам "приуменьшить выдающееся значение нашего чудесного прошлого периода борьбы за независимость", открыть истоки "поэзии нашего мира", т.е. латиноамериканской поэзии [2, 197].

Журнал должен был внести вклад в разработку оригинального, собственно латиноамериканского мировоззрения, свободного от подражательства и неоправданных заимствований. Его программа знаменовала отход публициста от опоры на культурный трансфер из Европы. Марти заявил, что "Revista Venezolana" - "естественное прибежище для американской мысли" - не принадлежит какой-либо литературной группировке, не разделяет и ка-

кую-либо определенную философскую позицию, не стремится яростно отстаивать одну точку зрения или провоцировать конфликт поколений, апеллируя к молодым латиноамериканцам. Журнал провозгласил толерантность, уважение к различным воззрениям: "Не являемся ли мы все искателями истины, только с фонарями различного цвета?" [2, 199].

Марти рассчитывал привлечь к сотрудничеству в журнале выдающихся представителей творческих и научных кругов Венесуэлы и других стран Латинской Америки. Новый журнал замышлялся как издательский проект латиноамериканского масштаба, а не как сугубо венесуэльское издание. Это объяснялось тем, что просветительская программа Марти не замыкалась на одной стране: он видел просвещение, формирование самобытной культуры решающими факторами сплочения всей "нашей Америки" и вывода её из состоянии отсталости.

В программной статье "Характер "Revista Venezolana", опубликованной во втором номере журнала (от 15 июля 1881 г.) Марти вновь заявил, что журнал направляет свои усилия

М <-» <-» » О О ' О О М

на создание новой великой Америки - крепкой, боевой, трудолюбивой, удивительной . Он декларировал, что издание не приемлет развлечение ради развлечения и стремится привлечь внимание читателей затем, чтобы возвысить их дух, привить культ собственного, латиноамериканского - в противовес европоцентризму и рутинной традиции, господствующих в умах. Руководитель "Revista Venezolana" решительно отверг традиционную модель литературного журнала, распространенную в испаноговорящих странах континента. Журнал объявлялся некоторыми читателями лишенным приятности, развлекательного разнообразия. Марти парировал, заявив, что "издание такого рода не мыслят без обязательного вороха сказочек Андерсена, без литературных подражаний и переводных романов, без напыщенных сочинений, без бредовых и хрупких фантазий воображения, - то есть без всей этой вялой и бормочущей литературы..." Выступая против преклонения перед иностранной посредственной литературой, Марти в то же время подтвердил, что журнал будет рецензировать в краткой форме "великие книги, публикующиеся в любой части мира" [3, 210].

После появления первых отзывов на выход нового журнала Марти уточнил предназначение издания: новый журнал должен был "дать простор всякой литературной работе, имеющей отчетливую, прямую и благотворную связь с венесуэльской историей, поэзией, искусством, обычаями, семейными родами, традициями, земледелием, торговлей и промышленностью" [3, 210-211]. Так руководитель журнала подчеркнуто декларировал привязку содержания журнала к проблемам Венесуэлы. Этого требовали обстоятельства, поскольку издательская инициатива Марти была подвергнута критике в ряде столичных изданий как попытка иностранца вмешаться во внутренние дела венесуэльцев. Отвечая на эти обвинения, Марти заметил: "Кто говорит "Венесуэла", тот говорит "Америка". Одними и теми же бедами они страдают, от одних и тех же плодов вкушают" [3, 210-211].

Публицист подтвердил, что журнал "Revista Venezolana" создан не для того, чтобы выпускать в свет чисто литературные произведения, и не для того, чтобы заполнять свои номера различными работами, не согласующимися одна с другой, "без четкого плана, без определенной связи, без ясно обозначенного патриотического направления." Создатель "Revista Venezolana" высказывался за журнал с хорошо продуманной и сбалансированной внутренней организацией материала, включающего не только беллетристику, но и другие произведения, отвечающие программе издания. Методом отражения действительности в этом издании было провозглашено исследование [3, 212].

Марти выступил на страницах "Revista Venezolana" за обновление лексикона и стиля латиноамериканской прессы, призвав "говорить о вещах на свойственном им языке": "негоже живописать небо Египта лондонскими кистями, а юношескую зелень наших равнин - бледной зеленью Аркадии или же угрюмой краской Рейна". Он призвал не только пользоваться богатством старого испанского словаря, но и "излагать новые идеи новыми словами" [3, 210-211].

На страницах журнала появились публицистические работы Марти, отражавшие его просветительские воззрения, в частности, очерк о венесуэльском просветителе Сесилио Ако-сте, рецензии на произведения литературы Венесуэлы. Однако недолгая жизнь "Revista Venezolana" не позволило издателю осуществить на практике задуманную им концепцию общественного и литературно-художественного журнала, содействующего духовному обновлению и просвещению "нашей Америки".

"La América" - "межамериканский журнал". Издание с таким названием было основано в 1882 г. в Нью-Йорке группой латиноамериканских эмигрантов как "ежемесячное издание, посвященное развитию сельского хозяйства, индустрии и торговли в испаноамериканских странах". Журнал распространялся как среди латиноамериканцев, проживавших в Соединенных Штатах, так и в странах Центральной и Южной Америки.

В мартовском номере за 1883 г. в списке сотрудников журнала появилось имя Хосе Марти. Уже в июньском номере журнала было указано, что Марти является главным редактором "La América". В январе 1884 г., после смены владельцев, "La América" стал именоваться "ежемесячным журналом индустрии, торговли, сельского хозяйства и общих испаноамериканских интересов". Издание перешло в руки компании "La America Publishing Co" во главе с Р. Фарресом. На посту главного редактора по-прежнему оставался Хосе Марти.

Владельцы компании поставили перед руководителем журнала задачу реорганизовать издание. Основные направления реорганизации были изложены в статье Марти "Намерения журнала 'Ха América" при новых владельцах", опубликованной в январском номере за 1884 г. "С этого номера "La América" попадает в хорошие руки и вступает в новый период деятельности," - писал Марти. Новое сообщество издателей решило превратить журнал, представлявший собой, по словам Марти, "эмбриональное предприятие", "очень далекое от того, каким его хотели бы видеть издатели и читатели", в "заслуживающего доверия помощника производственников Северной Америки и покупателей Южной Америки", "пристального наблюдателя важных, растущих интересов Латинской Америки в Америке Саксонской"

[4, 265-274].

Марти полагал, что журнал будет способствовать более обстоятельному и полному информированию, взаимоознакомлению двух Америк благодаря освещению экономических отношений и культуры этих частей американского континента, столь различных по историческим традициям и менталитету населения. Свой континентальный характер журнал обязан был подтверждать не столько освещением официальной стороны отношений между двумя Америками и экономических и организационно-технических аспектов межамериканских связей, сколько вниманием к гуманитарному фактору этих отношений. Преобразованный журнал должен был стать печатным органом, предназначенным разъяснять латиноамериканцам образ мыслей и действий, преобладающий в Соединенных Штатах, знакомить их с новостями науки и техники, давать ответы на все важные вопросы, возникающие у читателей из испаноговорящих стран континента в связи с Соединенными Штатами, а также знакомить североамериканцев с малоизветстными реалиями Латинской Америки, с ее природными богатствами и экономическим потенциалом, историей и культурой населяющих ее народов. Таким образом, журнал "La América" должен был служить, по замыслу Марти, задачам представления и обсуждения "интересов и мыслей двух Америк" в соответствии с объективными потребностями развития межамериканских отношений. В течение многих десятилетий латиноамериканские страны были ориентированы в своих коммерческих и культурных связях на Европу. В последней трети XIX в. роль Соединенных Штатов как экономического партнера латиноамериканских государств быстро возрастала, и новому состоянию торговых отношений должен был соответствовать более высокий уровень взаимной информированности и взаимопонимания, необходимых для стабильного, поступательного развития партнерских отношений и для их распространения на новые области. Немаловажным оставался вопрос о том, будут ли справедливыми и равноправными развивающие отношения двух Америк. Предостерегая в связи с этим против чрезмерного оптимизма, Марти отметил, что "в неизбежном сближении двух частей американского континента есть польза, но есть и опасность" [4, 265-274].

Марти заметил, что сложившиеся ранее характеристики журнала не позволили бы выполнить эти задачи. Он отверг предложения создать чисто литературный печатный орган, аргументируя отказ тем, что сложное, противоречивое время требует рассмотрения жизненно важных, актуaльных вопросов:"весь мир сегодня - это один огромный вопрос". Публицист упомянул и о других предложениях - превратить "La América" в солидный орган печати, освещающий и разъясняющий фундаментальные проблемы Латинской Америки и предлагающий их решение. Однако он признавал, что в сложившихся условиях деятельность журнала будет представлять собой не более чем подготовку к тому, чтобы усилить ха-

рактеристики "La América" как серьезного органа индустрии, торговли и не утратить при этом доступную манеру изложения и практическую направленность "полезного" журнала.

Марти акцентировал популяризаторскую, просветительскую направленность журнала, объясняя это тем, что страны Центральной и Южной Америки, нуждающиеся в более совершенных и продуктивных, научно обоснованных методах производства, испытывающие недостаток в современных орудий труда, должны узнать "каковы они, и сколько стоят, и сколько труда сберегают, и где продаются..." Журнал должен был восполнить этот дефицит знаний, выступая своего рода посредником между североамериканскими производителями и поставщиками оборудования, технологий и их латиноамериканскими потребителями, рассказывая о "полезных и эффективных" машинах и материалах, способах производства, описывая их качества и рациональное применение. Руководитель журнала считал одним из значимых направлений деятельности в этой области рецензирование новейшей североамериканской технической и сельскохозяйственной литературы [4, 265-274]. .

Программа журнала "La América", заявленная его руководителем в номере за июнь 1883 г. и развитая в январском номере за 1884 г., получила воплощение в десятках публикаций, образующих несколько проблемно-тематических блоков. С июня 1883 г. по ноябрь 1884 г. на страницах журнала были опубликованы 64 работы Марти, относящиеся к следующим проблемно-тематическим блокам:

- образование и профессиональная подготовка;

- сельское хозяйство;

- экспортные возможности стран Латинской Америки, межамериканская

- торговля;

- индейская проблема в Латинской Америке;

- литература и культура народов "нашей Америки";

- литература и культура Соединенных Штатов;

- европейская литература и культура;

- эмиграция на американский континент;

- новости науки и техники, включая рецензии на научные, научно-технические и научно-популярные издания и публикации в периодике.

Наиболее значительными и глубокими по содержанию являлись принадлежащие перу Марти публикации по вопросам образования и профессиональной подготовки. По мысли Марти, одной из основных причин экономической отсталости латиноамериканских стран была устаревшая, элитарная и схоластическая система образования, препятствующая развитию прикладных наук, техническому прогрессу, не обеспечивающая широкого распространения в обществе научных и профессиональных знаний. В связи с этим реформа системы образования представлялась ему первым, исключительно важным условием преодоления отсталости. Основные идеи относительно содержания и путей проведения такой реформы были изложены в серии работ Марти, появившихся на страницах журнала в период с августа 1883 г. по май 1884 г.

В статье "Учиться на фермах", открывающей эту серию публикаций, публицист призвал наладить практическое обучение работников аграрного сектора методам высокопроизводительного труда, эффективного использования техники и орудий производства, чтобы преодолеть неестественное состояние, когда "плодороднейшие земли, с их богатством культивируемых растений, приносят мало плодов - гораздо меньше, чем могли бы, из-за рутинных и устаревших систем их возделывания, применяемых в наших странах, и по причине использования архаичных орудий труда" [5, 275-276]. Марти доказывал, что латиноамериканские государства не только способны в изобилии снабжать себя аграрными продуктами, но и производить их на экспорт, умножая национальные богатства и создавая материальную основу для технического обновления сельского хозяйства за счет импорта современных орудий труда из США и других развитых стран.

Однако публицист высказал также и твердое убеждение в том, что импорт новых сельхозорудий сам по себе не решает проблему подъема аграрного сектора в Латинской Америке: необходимо правильно и эффективно применять современную технику и инструменты, при этом следует учитывать "характер" (особенности менталитета и психологии) латиноамериканцев, призванных использовать эти орудия труда. Предвосхищая исследования

социологов ХХ века, посвященные последствиям международных технологических трансферов, Марти выдвинул идею о том, что перенос техники и технологий из Соединенных Штатов в Латинскую Америку не может быть одномерным механистическим процессом, поскольку приобретенные в США орудия труда и технологии будут применяться в иных климатических и социокультурных условиях, а латиноамериканский работник воспитан в иных моральных и трудовых традициях, нежели работники в Соединенных Штатах. В связи с этим публицист прозорливо указал на возможность конфликта "детской цивилизации" трудя-щихся-латиноамериканцев и североамериканской зрелой цивилизации"[4]. Марти полагал, что при обучении латиноамериканцев передовым методам труда необходимо взять из североамериканского опыта все действительно полезное, подвергая этот опыт проверке практическим применением и отбрасывая его элементы, непродуктивные в условиях Латинской Америки.

Продолжая рассматривать в просветительском ракурсе проблему преодоления отсталости "нашей Америки", Марти доказывал на страницах журнала, что существующей в латиноамериканских странах системе образования недостает подлинной научности и практической направленности. В статье "Научное образование" он ссылался на опыт передовых стран, в частности, Англии, где хорошо поставлено профессиональное обучение. Марти высказался за преодоление влияния схоластики в системе образования, ратуя за то, чтобы преподавались подлинно научные знания, чтобы обучение было связано с жизнью, имело отчетливо выраженный практический аспект. Проблема реформирования системы образования была рассмотрена также и в других работах Марти, опубликованных в журнале: статьях "Школа механики" (сентябрь 1883 г.), "Школа электричества", "Школа искусств и ремесел" (ноябрь 1883 г.). В них был описан опыт постановки профессионального обучения в Соединенных Штатах, Европе и Никарагуа, полезный для латиноамериканских стран, где профессиональное образование находилось еще в стадии зарождения. Публицист выступал за формирование в Латинской Америке новых поколений умелых созидателей, способных к ремеслам, к высокопроизводительному труду. Особое значение он придавал воспитанию у учащихся навыков ручного труда, за соединение учебного процесса с жизнью, с потребностями социальной практики. В статье "Ручной труд в школах" (февраль 1884 г.) публицист высказался за сочетание и взаимосвязь различных элементов обучения, за организацию системного и целенаправленного образования "таким образом, чтобы одни знания дополняли другие и как бы вытекали одни из других"[5, 285-287].

Марти называл образование, систематически сочетающее в себе различные элементы

- от овладения научными знаниями до ручного труда - "непосредственным и здоровым", "естественным", следуя идеям Дж. Локка и других просветителей о "естественном" воспитании личности, которое должно сочетать развитие интеллекта, духовно-эмоционального мира человека и его практических трудовых навыков в форме обучения "полезным" ремеслам. В статье "Уважение к нашей Америке", опубликованной в "La América" в августе 1883 г., Марти убеждал латиноамериканцев, что отношение к ним в мире во все большей степени зависит от успеха их созидательной деятельности в различных областях, от весомых заслуг массы созидателей: инициативных, изобретательных и умелых землепользователей, строителей железных дорог, предпринимателей, специалистов высокой квалификации, творческих работников. Если раньше для латиноамериканца мерилом успеха в жизни было участие в очередной "победоносной революции", приносящее чины и богатство, либо выгодный брак, то в новую эпоху главным качеством, ведущим к всеобщему признанию, становится плодотворная созидательная деятельность, базирующая на основательных научных и практических познаниях и умениях. Марти с удовлетворением писал, что в Латинской Америке все меньше значат "люди оружия", и все больше значения приобретают"люди мира" -творческие, целеустремленные"[6, 23].

Статьи Марти по вопросам просвещения, появившиеся на страницах журнала, отстаивали в конечном счете необходимость коренного реформирования системы образования в латиноамериканских государствах и предлагали основные направления реформ и конкретные меры, обеспечивающие обновление концепции и содержания образовательного процесса в целях расширения передачи действительных научных знаний и развития прикладного характера обучения. Марти предлагал реформу образования в просветительском духе: как путь освобождения от средневековой схоластики, выявления "естественной" чело-

веческой сущности, искажаемой ложными знаниями, всестороннего воспитания личности для полнокровной созидательной деятельности на благо общества. Ближайшей социальной целью реформирования системы образования, по мнению кубинского мыслителя, являлась подготовка латиноамериканского общества к грядущей технической модернизации сельского хозяйства и началу индустриализации. Характерной особенностью подхода публициста к преобразованиям такого рода являлось преимущественное внимание к человеческому фактору модернизации, к ее гуманитарным и культурным аспектам, обеспечивающим действительную глубину и масштабность социально-преобразующих процессов.

Созданный как "межамериканский журнал", "La América", руководимый Марти, превратился в издание, способствующее взаимному ознакомлению не только Латинской и Северной Америки, но и информационному обмену между латиноамериканскими государствами. Руководитель журнала использовал выгоды, связанные с расположением редакции в Нью-Йорке - крупнейшем центре деловой активности на континенте, куда стекались сведения о состоянии экономики и культуры латиноамериканских государств, для сбора и систематизации информации, жизненно важной для стран Южной и Центральной Америки в условиях, когда непосредственные информационные обмены между ними были развиты чрезвычайно слабо. Поскольку аудитория журнала была ограниченной (он распространялся преимущественно среди представителей дипломатических и деловых кругов латиноамериканских государств), Марти в 1880-е гг. стремился обратиться со своей просветительской программой к широкой латиноамериканской аудитории, используя одновременно возможности сотрудничества с крупными изданиями - "La Nación" (Аргентина), "El Partido Liberal" (Мексика), "La Opinión Nacional" (Венесуэла) и др.

Журнал "для детей Америки" "La Edad de Oro". Создание и содержание журнала -ещё одного из реализованных издательских проектов Марти - хорошо изучены кубинскими авторами - Х. Альмендросом и С. Ариесом и др. Представляется вполне обоснованным заключение этих авторов о том, что "La Edad de Oro" c его отчётливо выраженным развивающим, просветительским направлением был создан Марти в качестве альтернативы развлекательным, бессодержательным коммерческим журналам для детей.

Газета "Patria". Хосе Марти считал журналистику социально-мобиилизующей, организующей и консолидирующей силой. Этот подход нашел свое отражение в программе и деятельности газеты "Patria", созданной под руководством и при непосредственном участии Марти на этапе объединения сил кубинской эмиграции для пропагандистской и организационной подготовки патриотических сил к ведению антиколониальной войны на Кубе. Программа "Patria" была изложена в первом номере газеты, вышедшей в Нью-Йорке 14 марта 1892 г. В программной статье "Наши идеи", принадлежавшей перу основателя и лидера Кубинской революционной партии. "Patria" должна была стать изданием объединяющихся сил освобождения [7, 315]. Марти осознавал, что "Patria" сможет выполнить свою консолидирующую роль лишь в том случае, если будет способна объективно освещать и анализировать общую обстановку, включая развитие взаимодействия всех здоровых патриотических сил, подвергать глубокому рассмотрению и критике возникающие в их рядах противоречия и конфликты. Поставив перед газетой задачу "сплотить живые, лучшие силы страны", создатель "Patria" считал необходимым использовать ее для того, чтобы изучать и разъяснять как объединительные, так и центробежные тенденции в рядах освободительных сил, "с тем, чтобы знание наших недостатков, ошибок и угрожающих нам опасностей подкрепило дело, для которого недостает одной только романтической и нецеленаправленной патриотической веры" [7, 315].. 51

В этом же номере газеты публицист обосновывал идею, что курс на объединение, консолидацию всех здоровых патриотических сил страны не является тактическим временным шагом, неизбежным на этом этапе борьбы за независимость Кубы, поскольку рассчитан на историческую перспективу. Публицист, считавший, что политика - это не столько искусство побеждать противников, сколько "искусство делать людей счастливыми", мечтал о создании на Кубе "республики всех и для общего блага ", "справедливости для всех".

Этот социально-политический идеал, имеющий отчётливые черты гуманистической, просветительской утопии, не мыслился без единения всех здоровых сил кубинского общества, способных к совместному созидательному труду на благо родины, независимо от идей-

ных, расовых, имущественных и иных различий. Марти не рассматривал политические союзы, возникающие в ходе освободительной борьбы, как нечто преходящее. Определяя политику как "изучение различных методов совместного проживания отличающихся друг от друга людей", Марти полагал, что политические союзы патриотических сил должны привести в конечном счете к установлению на освобожденной Кубе политической системы, объединяющей, а не разделяющей кубинцев. Он отвергал в принципе коварную политическую игру с временными союзниками, которые на следующем этапе развития политических событий были бы отброшены за ненадобностью. Именно поэтому при характеристике программы газеты "Patria" Хосе Марти писал, что она будет освещать общественную жизнь и бедных, и богатых кубинцев, чтобы "на её страницах была видна вся сила страны" [7, 324].

Деятельность газеты "Patria" в целях консолидации и организации патриотических сил на борьбу за освобождение Кубы во многом способствовала развитию объединительных тенденций в рядах кубинских патриотов, совместным действиям представителей различных социальных классов и групп, политических направлений - то есть реализации "чуда союза", созданного Марти. Но в дальнейшем, уже после гибели Хосе Марти на поле боя в 1895 г., последовало размежевание освободительных сил, подтвердившее утопичность надежд на единство кубинцев и создание «республики для всех».

Отношение Марти к рыночно ориентированной журналистике. Кубинский публицист, волей судьбы ставший летописцем Соединенных Штатов восьмидесятых годов XIX века, неоднократно наблюдал реакцию прессы на различные конфликтные ситуации в североамериканском обществе, в частности, на частые в тот период острые конфликты между трудом и капиталом. Проницательный наблюдатель, Марти не мог не отметить, что рыночно ориентированная пресса, охватывающая массовую читательскую аудиторию и декларирующая свое служение обществу, на деле стоит на стороне экономически и политически могущественного меньшинства и весьма пристрастна в вопросах, затрагивающих сохранение его могущества. Такой подход к освещению острейших социальных проблем не мог устраивать Марти, считавшего, что печать должна служить всему обществу, а не отдельным его представителям или социальным группам. В частности, публицист был возмущен реакцией крупнейших американских газет "Herald" и "Tribune", которые выступили с нападками и несправедливыми обвинениями в адрес рабочих-стачечников, отстаивающих свои элементарные человеческие права в конфликте с работодателями. "Печать, на которую наложили руку богатые, за редким исключением, защищает богатых. Голодающий бедняк не имеет сочувствия",- к такому выводу после почти десятилетнего наблюдения за деятельностью рыночно ориентированной прессы США приходит Марти в хронике "Балы, политика и забастовки", опубликованной в аргентинской газете "La Nación" 30 марта 1889 г. [8, 145]

От внимания публициста не укрылось отсутствие реального интереса прессы, подчиненной экономическим императивам, к жизни трудового человека - будь он рабочим или предпринимателем, или же представителем иной социальной группы, как и действительного интереса к производственной сфере жизни общества, к области материального и духовного творчества. Массовые издания проявляют интерес к производству лишь изредка - тогда, когда в поле их зрения попадают разного рода курьезные факты, способные позабавить публику. В целом же на страницах газет "не видно фабрик, но есть салоны, нет коммерсантов, но есть люди от литературы; нет ропщущих бедняков, нет заводских работников" [9, 430].

Публицист с гневным осуждением отзывался о такой черте рыночно ориентированной прессы, как стремление постоянно следовать за массой, потакать невежеству и самым примитивным инстинктам публики в надежде добиться высокой прибыльности газетного или журнального предприятия. Публицист писал в хронике "Нью-Йорк во власти шутов": "Иногда больно бывает смотреть, как обхаживают эти газеты толпу - льстят ей, опускаются до её низкого культурного уровня, подлаживаясь под неё для того, чтобы соответствовать самым вульгарным и скотским вкусам... " [10, 41] .

Практика коммерческих изданий в корне противоречила гуманистическим, просветительским взглядам Марти на роль печати как ак-тивного социального воспитателя, развивающего разум и чувства читателей, вооружающего их объективными знаниями о действительности, способствующего духовному возвышению масс. По мнению кубинского публициста, совершенно недопустимо сознательное культивирование печатью низменных животных проявлений человеческой натуры. В хронике "Призовой бокс" Марти писал: "Мы ужасаемся

- словно встретив Каина на улицах современного города - когда искусство и печать пресмыкаются у ног человека-зверя" [11, 255]. Он был возмущен тем, что массовые издания славили известных своей жестокостью, хвастливых и циничных боксеров-профессионалов, изображая их как великих людей или высших существ.

По мнению кубинского публициста, ориентированным на коммерческий успех изданиям и их журналистам не хватало "бескорыстия, которого недостает также всей нации; человеческого тепла, которое состоит в том, чтобы видеть себя одновременно и отдельным человеком и частью мира - а не быть над ним, как будто ты ему ничего не должен, и не смотреть на него только как на источник новостей". Марти полагал, что материалам массовой прессы недостает достоинства - "скрытой силы, происходящей от мужества и честности пи-щущего - достоинства, не исключающего ни уважения к людям, ни неизбежных в жизни уступок... " [12].

Неприятие публицистом рыночно ориентированной прессы происходило от несоответствия её реальной общественной роли и практической деятельности гуманистическим просветительским идеалам Марти, его пониманию социального предназначения периодической печати как силы, способствующей просвещению и духовному возвышению людей, созданию условий для преобразования общества на основах разумности и равенства. Гуманистическая просветительская трактовка социальной роли прессы определила негативное отношение Марти к сенсационности коммерческой журналистике. Сенсационность рассматривалась им как проявление развлекательности, а преимущественное внимание к событиям, способным вызвать эффект сенсации - как односторонний селективный подход к освещению действительности, неспособный обеспечить воспроизведение прессой наиболее существенных и социально значимых явлений и процессов (отсюда - упрёки Марти в адрес «коммерческой прессы», которая "не отражает всё, что должно").

Хосе Марти выступил как один из первых в истории критиков массовой рыночно ориентированной журналистики,. Публицист осудил «коммерческую прессу» за отсутствие реального интереса к сфере трудового и духовного творчества человека, за поощрение "че-ловека-зверя", вызванное стремлением подстроиться под настроения толпы в погоне за экономическим успехом, а также за уход от реальной развивающей содержательной нагрузки публикаций в результате фактического уклонения от исполнения социальнопросветительской роли.

Список литературы

1. Martí, J. "Revista Guatemalteca". //OC, T.7.

2. Martí, J. Propósitos. //OC, T. 7.

3. Martí, J. Los propósitos de "La América" bajo sus nuevos propietarios. //OC, T.8.

4. Martí, J. Aprender a las haciendas. //OC, T.8.

5. Martí, J. Trabajo manual en las escuelas. //OC, T.8.

6. Martí, J. Respeto a nuestra América. //OC, T. 8, Р. 23.

7. Martí, J. Nuestras ideas. //OC, T.1.

8. Martí, J. Bailes, política y huelgas. //OC, T.12

9. Martí, J. Repertorios, revistas y mensuarios literarios y científicos de Nueva York.//OC, T.13. P. 430.

10. Martí, J. Nueva York en manos de rufianes.//OC, T. 10.

11. Martí, J. Pugilato-Sullivan contra Kilrain.// OC, T.12

12. Martí, J. Correspondencia particular de "El Partido Liberal" "Jonathan y su continente" //OC, T.8.

JOSE MARTIS CONCEPTION OF JOURNALISM

А-P. Korochensky

Belgorod

State

University

In the article was analyzed the conception of journalism generated by famous Cuban journalist and poet Jose Marti (1853-1895), its relationships with the ideology of Enlightenment.

Key words: journalism, Enlightenment, liberalism, Latin America, USA.

e-mail:

korochensky@bsu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.