ними способах воздействия экономических агентов, посредством использования указанных технологий, а чаще всего, определением данного понятия выступает перечисление направлений и сфер влияния на экономику.
Список использованной литературы: 1. Абдуллаев А.Э. Цифровая экономика // Устойчивое развитие науки и образования. 2019. № 11. С. 107110. 2. Ачаповская А.Д. Цифровая экономика - экономика будущего? // Студент: наука, профессия, жизнь: материалы VII всерос. студен. науч. конф. с междунар. участием: в 4 ч. 2020. С. 15-20.
© Сеидханова Г., Рахмедова А., Гурбанова Ч., 2023
УДК 338.48
Хангулыева О.
Преподаватель
Туркменского государственного архитектурно-строительного института.
Туркменистан, город Ашгабад
КОНЦЕПЦИЯ ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ Аннотация
В статье рассматривается концепция зеленой экономики и анализируются ее особенности.
Ключевые слова: концепция зеленой экономики.
Появление понятия «зеленая экономика» связано со многими явлениями, характеризующими современный этап мирового развития. С одной стороны, происходят процессы интеграции и глобализации; Инновации и информационно-коммуникационные технологии определяют векторы социально-экономической динамики и являются ключевыми факторами конкурентоспособности. Все это способствует росту мировой экономики и повышению уровня жизни. Однако, с другой стороны, результаты технологических инноваций доступны не всем странам и народам; Бурное развитие промышленного производства увеличивает спрос на природный капитал, отрицательно влияет на окружающую среду и приводит к истощению природных ресурсов, что приводит к возникновению таких проблем, как деградация экосистем, социальная напряженность, угрозы продовольственной безопасности и здоровью человека. Достижение Целей устойчивого развития, защита окружающей среды и улучшение качества жизни людей за счет эффективного использования являются частью повестки дня реализации потребностей «зеленой экономики», включающей обеспечение населения. с экологически чистой продукцией, развивая экологически чистые производства и обеспечивая экологическую безопасность и гуманность человека.
Термин «зеленая экономика» впервые был использован в Великобритании в 1989 году в проекте «Зеленая экономика», призванном согласовать экономическое и устойчивое развитие. Рост экологических угроз и развитие мирового финансового кризиса (2008-2009 гг.) показали проблемность и неустойчивость существующей экономической модели и подтвердили необходимость включения элементов экологической безопасности в экономическую систему. Решающая роль отводилась формированию «зеленой экономики», соответствующей принципам устойчивого развития, которая рассматривалась как
альтернатива традиционной («коричневой») экономике; как несколько зеленая экономика; как низкоуглеродная, ресурсоэффективная и социально инклюзивная экономика в борьбе с глобальным изменением климата; как отдельное направление деятельности по разработке, производству и реализации экологически чистых технологий, продуктов и услуг.
ЮНЕП определяет «зеленую экономику» как экономику, которая повышает благосостояние людей и способствует социальной справедливости, одновременно значительно снижая риск деградации окружающей среды и бедности. В то же время очевидно, что он предназначен для удовлетворения экономических, экологических и социальных потребностей.
Наряду с «зеленой экономикой» используется концепция «зеленого роста» - экономического развития с экологической устойчивостью, низкими выбросами углекислого газа и социальным измерением (ЭСКАТО). В этом контексте важно подчеркнуть социальную составляющую, которая представляется очень важной для концепции «зеленой экономики» в целом.
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) заявляет, что зеленый рост направлен на стимулирование экономического роста и развития при сохранении природных ресурсов как источника природных ресурсов и экосистемных услуг, которые определяют наше благополучие.
В 2012 году на конференции ООН РИО+20 «зеленая экономика» была представлена как инструмент достижения устойчивого развития. На форуме было подчеркнуто, что зеленая экономика должна способствовать устойчивому экономическому росту, социальной интеграции, улучшению благосостояния людей и обеспечению возможностей трудоустройства и достойной работы для всех с точки зрения устойчивого развития и искоренения бедности. экосистемы планеты.
Три измерения устойчивого развития включают достижение 17 взаимосвязанных целей, среди которых особое место занимает адаптация к изменению климата. По прогнозам, неконтролируемое глобальное потепление приведет к сокращению мирового ВВП на 23% к 2100 году, при этом потери составят до 75% для 40% беднейших стран мира.
Идея создания совета была разработана на Парижском климатическом саммите в 2015 году, который был посвящен координации международных усилий по снижению нагрузки на климатическую систему, а также созданию нового соглашения по сокращению выбросов парниковых газов. Заменить Киотский протокол с 2020 года. Итоговое соглашение саммита призывает удерживать повышение глобальной средней температуры на уровне выше 2^ по сравнению с доиндустриальным уровнем и ограничить повышение до 1,5°С достиг
В отличие от Киотского протокола, Парижское соглашение не включает механизм торговли квотами. Ожидается, что страны будут отчитываться о выполнении своих обязательств каждые пять лет, начиная с 2023 года, с описанием своего национального вклада. Таким образом, соглашение создает условия для динамичного развития без существенного увеличения уровня выбросов парниковых газов, а государства самостоятельно определяют такие вопросы, как технологическое вооружение, развитие низко- и нууглеродных технологий, использование возобновляемых источников энергии и вторичных ресурсов, а также развитие городов для достичь национальных целей. Следует отметить, что Парижское соглашение предусматривает поддержку развивающихся стран.
Акцентируя внимание на отличительных особенностях «зеленой экономики», связанных с решениями Парижского экологического саммита, можно отметить следующее. Экономное и эффективное использование ресурсов основано на принципах защиты и сохранения окружающей среды. В нем инновации, инвестиции и модернизация способствуют достижению «тройного выигрыша» в использовании природного капитала для окружающей среды, экономики и общества за счет снижения ресурсоемкости, уменьшения воздействия на биосферу и создания устойчивых условий для жизни человека. Достижение тройного эффекта основано на одновременной эксплуатации экономического и экологического потенциала природных ресурсов, позволяющем реализовать экономическую,
экологическую и социальную эффективность.
Основой «зеленой экономики» являются технологические инновации и эффективная государственная экономическая политика. Экологически ориентированные инновации охватывают широкий спектр секторов, включая энергетику и транспорт, сельское и лесное хозяйство, промышленность и строительство, водные ресурсы и управление отходами.
Комплексные меры экономической политики включают методы административного, экономического и регулятивного характера. Административные методы реализуются посредством обеспечения соблюдения условий нормативной базы. Например, постановления и директивы, лимиты использования ресурсов, нормативные значения загрязнения окружающей среды.
Стимулирование перехода к «зеленой экономике» экономическими методами предусматривает эффективную систему налогообложения, основанную на перенесении налогового бремени с доходов на нерациональное использование ресурсов и систему учета внешних эффектов; механизм ценообразования, предполагающий использование субсидий для инновационных и экологически перспективных проектов; государственные закупки экологически чистой продукции и использование государственных инвестиций в целях внедрения экологически безопасных инноваций в производственные процессы; торговые разрешения (например, рыночные квоты на выбросы углерода); кредитные преференции для экологически эффективных проектов.
Нормативно-правовые методы, направленные на развитие «зеленой экономики», включают законодательные акты экологически ориентированного использования хозяйственных природных ресурсов, нормативно-правовую базу распределения ответственности за экологический ущерб от производственной деятельности.
В международной практике уделяется внимание методам информационного обеспечения, сотрудничества и обмена опытом по реализации концепции «зеленой экономики». К ним относятся: функционирование информационных центров, эколого-экономический мониторинг, развитие государственно-частного партнерства, в том числе реализация научных исследований и обмен знаниями в области устойчивого развития, распространение схем экологического менеджмента и аудита, совместные государственные инвестиции в образовательные программы. с бизнесом повышение эколого-экономической и эколого-правовой компетентности сотрудников и, в частности, всех уровней управления компаний, международный обмен базами эколого-экономических данных.
Таким образом, «зеленую экономику» можно охарактеризовать как систему социально-экономических отношений, основанную на последовательном и эффективном функционировании производственной, социальной и природной систем, направленную на рациональное использование ресурсов, что предполагает снижение нагрузки на окружающую среду. при расширении производства экологически чистых товаров народного потребления и обеспечении постоянного экономического развития в целях создания условий для социальной интеграции и повышения качества жизни за счет широкого использования инновационных технологий, эколого-экономических императивов государственно-частного партнерства и реализации методов нормативной, административной и экономической политики.
В то же время очевидно, что «зеленая экономика» может развиваться только на основе развитой научно-технической базы, финансовой и экономической стабильности той или иной страны, адекватного государственного регулирующего вмешательства, позволяющего исправлять дефекты рынка и налаживать экологически ориентированные императивы экономической динамики, а также социальное понимание философии существования человека в органическом единстве с окружающим миром. Не подлежит сомнению, что такие системы социально-экономических отношений в полной мере могут быть
созданы только развитыми государствами, стоящими на пути построения постиндустриального общества [8]. Ведь неслучайно теоретический постиндустриализм подчеркивал ресурсосберегающие, экологически ориентированные черты этого общества. В связи с этим становление «зеленой экономики» по праву можно считать естественным этапом развития постиндустриального общества, а ее особенности считаются имманентно присущими этому обществу.
Список использованной литературы:
1. "Зеленая экономика" как глобальная стратегия развития в посткризисном мире / И.Г. Животовская и др. - М.: ИНИОН РАН, 2016. - 190 c.
2. Menzhauzen The Green Vaults / Grunes Gewolbe / Зеленые Своды / Menzhauzen, Joachim. - М.: ГДР: Лейпциг, 2017. - 260 c.
3. Александров, Б.А. В стране зеленой / Б.А. Александров. - М.: Просвещение, 2014. - 184 c.
4. Анастасия, Беседина und Елена Рудская Инвестиционные ресурсы зеленой экономики / Анастасия Беседина und Елена Рудская. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. - 990 c.
© Хангулыева О., 2023
УДК 33
Ходжагулыева А.
Студент,
Туркменского Сельскохозяйственного университета
имени С.А. Ниязова, Туркменистан, г. Ашхабад Нурмурадов Ш. Студент,
Туркменского Сельскохозяйственного университета
имени С.А. Ниязова, Туркменистан, г. Ашхабад Научный руководитель: Мурадов Р. М.
Преподаватель,
Туркменского Сельскохозяйственного университета
имени С.А. Ниязова, Туркменистан, г. Ашхабад
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И ЕЕ ФУНКЦИИ Аннотация
В данной работе рассматривается налоговая система и ее функции, рыночная экономика налоговой системы, эффективность предпринимательской деятельности, совокупность налоговых условий, социально-экономический смысл и взаимосвязь между ними.
В рыночной экономике налоговая система оказывает сильное влияние на эффективность