УДК 316.4
Захаркин Роман Александрович
кандидат социологических наук,
доцент кафедры рекламы и связей с общественностью
Школы гуманитарных наук
Дальневосточного федерального университета
КОНЦЕПЦИЯ ВТОРИЧНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ, ОСНОВАННАЯ НА ИДЕЯХ П. БЕРГЕРА И Т. ЛУКМАНА, И ЕЕ СТИХИЙНЫЙ И ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Zakharkin Roman Aleksandrovich
PhD in Social Science, Assistant Professor, Advertising and Public Relations Department, Liberal Arts School, Far Eastern Federal University
THE CONCEPTION OF SECONDARY SOCIALIZATION BASED ON THE IDEAS OF P. BERGER AND T. LUCKMANN, AND SPONTANEOUS AND PURPOSEFUL ASPECTS OF ITS IMPLEMENTATION
Аннотация:
Статья посвящена интерпретации и дальнейшей проработке идеи вторичной социализации П. Бергера и Т. Лукмана, представленной ими в книге «Социальное конструирование реальности». Элементы социальной реальности, создаваемой вторичной социализацией, менее стабильны и могут относительно легко меняться под влиянием разнообразных факторов. Автор, взяв за основу концепцию П. Бергера и Т. Лукмана, расширяет ее, предлагая рассмотреть стихийный и целенаправленный аспекты реализации процесса вторичной социализации.
Ключевые слова:
социализация, вторичная социализация, альтернация, социальная реальность, интернализация, П. Бергер, Т. Лукман, «Социальное конструирование реальности».
Summary:
The article deals with interpretation and further study of the idea of secondary socialization developed by P. Berger and T. Luckmann and presented in the book "The Social Construction of Reality". The elements of social reality created by the secondary socialization are less stable and can vary rather easily under the influence of various factors. Taking the conception of P. Berger and T. Luckmann as a basis, the author expands it, suggesting to consider spontaneous and purposeful aspects of the secondary socialization implementation.
Keywords:
socialization, secondary socialization, alternation, social reality, internalization, P. Berger, T. Luckmann, "The Social Construction of Reality".
Идея вторичной социализации представлена в книге «Социальное конструирование реальности» П. Бергера и Т. Лукмана [1]. Вторичная социализация, по их мнению, - это «каждый последующий процесс, позволяющий уже социализированному индивиду входить в новые секторы объективного мира его общества» [2, с. 213]. Вторичная социализация происходит посредством интернализации.
Интернализация - восприятие и усвоение индивидом элементов окружающей действительности. По мере интернализации у человека формируется соответствующая данной реальности идентичность ожидания в отношении других, что направляет его поведение в определенное ролевое русло [3, с. 55].
«Вторичная социализация представляет собой интернализацию институциональных или институционально обоснованных "подмиров"... "Подмиры", интернализируемые в процессе вторичной социализации, в основном представляют собой частичные реальности, в отличие от "базисного мира", приобретенного в процессе первичной социализации. Однако они тоже представляют собой более или менее целостные реальности, характеризующиеся нормативными, эмоциональными и когнитивными компонентами» [4, с. 225-226].
Таким образом, взяв за основу идеи Бергера и Лукмана относительно вторичной социализации, мы рассматриваем этот феномен в разрезе проблемы структурирования социального пространства. Как уже говорилось, вторичная социализация - каждый последующий процесс, который позволяет индивиду открывать какие-то новые горизонты в социальной жизни. Следовательно, огромный плюс вторичной социализации заключается в том, что это мягкий механизм изменения ориентировок и установок индивидов.
Используя механизм вторичной социализации, государство может изменять вектор интересов и предпочтений общества. Акцентируя внимание на других образцах поведения, идеалах, знаковых фигурах, можно перестраивать социальную атмосферу. Бергер и Лукман писали, что «можно вызвать сильный шок, если разрушить массивную реальность, интернализируемую в
раннем детстве; гораздо легче разрушить реальности, интернализируемые позднее. Кроме того, сравнительно легко отказаться от реальностей вторичных интернализаций» [5, с. 232].
Подобный резкий переход от одной реальности к другой Бергер и Лукман называли «альтернацией». «Альтернация требует процесса ресоциализации. Такие процессы напоминают первичную социализацию, поскольку они должны радикально по-новому расставить акценты реальности...» [6, с. 254].
Однако такой радикальный процесс ведет к стрессовому сценарию, при котором значительная часть населения просто не успевает приспособиться к кардинально изменившимся условиям социальной реальности. Большинству людей сложно быстро изменить векторы своего духовного, социального и личностного развития. Резкий переход ведет к разрушению одной реальности, но не обязательно к быстрому формированию новой. В результате индивиды оказываются в «подвешенном» состоянии: уже оторванными от одной реальности, но еще не сформировавшими новую.
За счет мягкого постепенного изменения реальностей в сознании членов общества можно повернуть вектор ориентации российского общества от прозападного курса к более аутентичному, основанному на исконных российских и русских ценностях. Это позволит сделать наше общество более резистентным по отношению к тем угрозам внешнего и внутреннего характеров, которые, скорее всего, будут появляться ввиду дальнейшего осложнения отношений между Россией и США.
Можно ли найти прецеденты реализации инструмента вторичной социализации и изменения социальных «подмиров» в истории современной России? Нам кажется, что подобные процессы имели место. Другой вопрос, насколько осознанно в рамках приводимого далее примера осуществлялась вторичная социализация. Происходил процесс замены одного «подмира» на другой в рамках определенной системы или стихийно, при постепенно изменяющихся условиях внешней среды?
Подобным примером, как нам кажется, можно считать отношение россиян к США. Сразу после перестройки западная цивилизация стала своеобразным эталоном и образцом подражания для российского общества. Это произошло в результате разрушения советской идеологии и ресоциализации постсоветского общества, когда вся предыдущая социальная картина мира уничтожалась, а на ее месте строилась новая. В итоге за относительно небольшой промежуток времени удалось демонтировать старую социальную реальность, основанную на противостоянии с США, и построить противоположную - ориентированную на Запад.
Постепенно по мере восстановления субъектности России и усиления ее притязаний на самостоятельную политику во внутренней и внешней сферах количество конфликтов с США увеличивалось. На данный момент говорится чуть ли не о второй «холодной войне». Как нам кажется, по мере возрастания уровня антагонизма между Россией и Западом изменялось и отношение россиян к Западу как к своеобразному идеалу (что было характерно для начала 1990-х гг.). Сейчас, когда противостояние достигло определенного пика, отношение жителей России к США стало в большей степени негативным.
Полярность поменялась с «+» на «-», и произошел этот процесс постепенно, незаметно, без серьезных потрясений и кардинальной ломки идеальных представлений. То есть мы видим результаты вторичной социализации, когда один «подмир» был поменян на другой, но базовые социальных характеристики индивидов практически не изменились. Например, как в результате альтернации во время перестройки установлено, что капитализм является лучшей общественной системой и в России надо строить эффективное капиталистическое общество, так этот постулат и остался неизменным даже в условиях противостояния с Западом и общего ухудшения к нему отношения.
Для проверки представленной гипотезы о вторичной социализации в аспекте отношения россиян к США обратимся к исследованиям ВЦИОМ (Всероссийского центра изучения общественного мнения). Так, согласно его данным в 1991 г. очень хорошо к США относилось 29 % респондентов, в основном хорошо - 54 % (общий показатель - 83 %) [7]. Эти цифры подтверждают тот факт, что за относительно короткий период удалось переформатировать российскую (советскую) ментальность практически на 180 градусов от тех установок, которые внедрялись в Советском Союзе.
В 1998 г. наблюдалось ухудшение отношения к США: очень хорошо - 14 % респондентов, в основном хорошо - 61 % (общий показатель - 75 %) [8]. В 2003 г. значения продолжили снижаться: очень хорошо - 5 %, в основном хорошо - 43 % (общий показатель - 48 %). В дальнейшем ответ «очень хорошо» по всем рассмотренным далее годам фигурировал не более чем у 5 % опрошенных. Представим общую долю положительного отношения по годам: 2008 г. - 49 % [9], 2009 - 46 [10], 2010 - 59 [11], 2011 - 55 [12], 2012 - 53 [13], 2014 г. - 34 % [14]. Графически эти данные представлены на рисунке 1.
% положительного отношения к США по годам
Средний показатель
положительного
отношения
90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
1991 1998 2003 2008 2009 2010 2011 2012 2014
Рисунок 1 - Динамика положительного отношения россиян к США
Во-первых, можно сделать вывод, что утверждение о стихийности реализации вторичной социализации по поводу вопроса отношения к США действительно имеет под собой основу. Из графика видно, что после 2003 г. диапазон показателей положительного отношения достаточно фиксирован, но имеет тенденцию к повышению в 2010-2011 гг. и снижению в 2014 г. На такое колебание влияли события во взаимодействии России и США. В 2009 г. стартовала «перезагрузка» между странами, что привело к улучшению отношения к США (но необходимо отметить, что не до значений даже 1998 г.). В 2014 г. началось противостояние относительно событий на Украине и присоединения Крыма, что уменьшило количество респондентов, лояльно относящихся к США.
Во-вторых, гипотеза о радикальном изменении отношения к США с положительного на отрицательное не подтвердилась, но в то же время мы можем зафиксировать, что все-таки значительные изменения произошли. В начале 2000-х гг. США потеряли кредит положительного отношения почти 90 % россиян и он установился в районе примерно 45 %. Социальная реальность поменялась: США из объекта почти поголовного обожания превратились в объект достаточно ровного отношения, но без ухода в сторону негатива. Как видим, трансформации произошли безболезненно и незаметно для общества. Это еще раз говорит о том, что социальная реальность, создаваемая вторичной социализацией, достаточно нестабильна и под воздействием определенных факторов может относительно быстро меняться. Как и указывали Бергер и Лукман, люди достаточно легко отказываются от реальностей вторичных интернализаций [15].
Перед нами пример реализации стихийной вторичной социализации, когда изменения в сознании происходят произвольно под влиянием конъюнктуры, в частности резкое уменьшение количества людей, положительно относящихся к США, на фоне агрессивных действий США по отношению к России.
Следовательно, возможна и целенаправленная вторичная социализация, когда государство начинает менять одни «подмиры» в сознании людей на другие. Примером этого может служить изменение вектора социальной направленности российского общества. Необходимо начинать создавать в сознании россиян картину социальной реальности, которая помогала бы обществу преодолевать трудности становления России как самостоятельной державы в условиях враждебного отношения со стороны Запада.
Одним из вариантов создания конструктивной социальной реальности может быть замена идеи общества потребления, которая во многом доминирует в современном отечественном социуме и, соответственно, формирует актуальную картину мира и ценности, на социальное мировосприятие, более созвучное российской цивилизации. Например, в основе такого подхода в рамках вторичной цивилизации могли находиться ценности, обозначенные Владимиром Мединским:
- ценность созидательного труда;
- развитие личности как залог общего процветания;
- служение Отечеству;
- единство и преемственность тысячелетней истории России;
- историческое единство судеб народов России и дружественных народов, многие из которых ранее входили в состав Российской империи или СССР;
- ценности семьи и человеческого общежития, одинаково трактуемые и православием, и всеми традиционными для России религиями, - начиная от уважения к старшим поколениям и заканчивая принципами воспитания детей [16].
Вторичная социализация позволит постепенно, меняя один «подмир» за другим, трансформировать социальную реальность и построить новую, в которой и мог бы жить российский социум. Такое общество, имея в основе аутентичный цивилизационный код, было бы более резистентным в условиях современного мира как в узком плане (ввиду продолжающегося противостояния с Западом на почве украинских событий), так и в широком (подразумевающем вытеснение западной либеральной моделью естественных исторических культурных основ разных стран практически в глобальном масштабе).
Для России данная проблема является очень актуальной, поскольку она в плане подобной культурной и цивилизационной экспансии со стороны западного мира (прежде всего США) не будет исключением. Например, Джон Керри, госсекретарь США, в июне 2015 г. заявил, что работа по продвижению легализации однополых браков будет продолжена во всем мире [17]. Таким образом, у России в ближайшем будущем есть две альтернативы: первая - противодействовать этому цивилизационному давлению (что возможно только при наличии общества, ориентированного на аутентичные ценности, а не западные), вторая - позволить дальнейшую экспансию Запада в социальное и культурное пространство России, которая приведет к исчезновению страны в ее сегодняшнем виде. Так, вероятность, что регионы России, исповедующие ислам, примут однополые браки, имеет практически нулевой потенциал.
Таким образом, можно констатировать, что концепция вторичной социализации, основанная на идеях П. Бергера и Т. Лукмана, очень актуальна для современной России. Это один из вариантов влияния на социальные процессы в России, которые могли бы помочь нашему государству адаптироваться и сохраниться в условиях высокой цивилизационной конкуренции.
Ссылки:
1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии сознания. М., 1995. 323 с.
2. Там же. С. 213.
3. Макаревич Э.Ф. Социальный контроль масс. М., 2007. 429 с.
4. Бергер П., Лукман Т. Указ. соч. С. 225-226.
5. Там же. С. 232.
6. Там же. С. 254.
7. Россия - США: «перезагрузка» набирает ход [Электронный ресурс] : пресс-выпуск № 1525 // Всероссийский центр изучения общественного мнения. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=13616 (дата обращения: 19.02.2016).
8. Там же.
9. Там же.
10. Там же.
11. Там же.
12. Россия - США: Спустя два с половиной года после «перезагрузки» [Электронный ресурс] : пресс-выпуск № 1839 // Всероссийский центр изучения общественного мнения. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=111941 (дата обращения: 19.02.2016).
13. Российско-американские отношения на фоне выборов в США [Электронный ресурс] : пресс-выпуск № 2159 // Всероссийский центр изучения общественного мнения. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=113326 (дата обращения: 19.02.2016).
14. Россия - США: отношения в точке замерзания [Электронный ресурс] : пресс-выпуск № 2729 // Всероссийский центр изучения общественного мнения. URL: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115075 (дата обращения: 19.02.2016).
15. Бергер П., Лукман Т. Указ. соч.
16. «Кто не кормит свою культуру, будет кормить чужую армию» [Электронный ресурс] // Известия. 2015. 17 июня. URL: http://izvestia.ru/news/587771 (дата обращения: 19.02.2016).
17. Керри будет добиваться разрешения однополых браков во всем мире [Электронный ресурс]. URL: http://ren.tv/novosti/2015-06-27/kerri-budet-dobivatsya-razresheniya-odnopolyh-brakov-vo-vsem-mire (дата обращения: 19.02.2016).
References:
1. Berger, P & Lukman, T 1995, Social Construction of Reality: a treatise on the sociology of consciousness, Moscow, 323 p.
2. Berger, P & Lukman, T 1995, Social Construction of Reality: a treatise on the sociology of consciousness, Moscow, p. 213.
3. Makarevich, EF 2007, Social control of the masses, Moscow, 429 p.
4. Berger, P & Lukman, T 1995, Social Construction of Reality: a treatise on the sociology of consciousness, Moscow, p. 225-226.
5. Berger, P & Lukman, T 1995, Social Construction of Reality: a treatise on the sociology of consciousness, Moscow, p. 232.
6. Berger, P & Lukman, T 1995, Social Construction of Reality: a treatise on the sociology of consciousness, Moscow, p. 254.
7. 'Russia - US "reset" is gathering pace: the press release № 1525' 2016, Russian Public Opinion Research Center, retrieved 19 February 2016, <http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=13616>.
8. 'Russia - US "reset" is gathering pace: the press release № 1525' 2016, Russian Public Opinion Research Center, retrieved 19 February 2016, <http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=13616>.
9. 'Russia - US "reset" is gathering pace: the press release № 1525' 2016, Russian Public Opinion Research Center, retrieved 19 February 2016, <http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=13616>.
10. 'Russia - US "reset" is gathering pace: the press release № 1525' 2016, Russian Public Opinion Research Center, retrieved 19 February 2016, <http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=13616>.
11. 'Russia - US "reset" is gathering pace: the press release № 1525' 2016, Russian Public Opinion Research Center, retrieved 19 February 2016, <http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=13616>.
12. 'Russia - USA: Two and a half years after the "reset": Press release № 1839' 2016, Russian Public Opinion Research Center, retrieved 19 February 2016, <http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=111941>.
13. 'Russian-American relations against the backdrop of the US elections: the press release № 2159' 2016, Russian Public Opinion Research Center, retrieved 19 February 2016, <http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=113326>.
14. 'Russia - US relations in the freezing point: the press release № 2729' 2016, Russian Public Opinion Research Center, retrieved 19 February 2016, <http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115075>.
15. Berger, P & Lukman, T 1995, Social Construction of Reality: a treatise on the sociology of consciousness, Moscow.
16. '"Those who do not feed their culture, will feed someone else's army"' 2015, Izvestiya, 17 June, retrieved 19 February 2016, <http://izvestia. ru/news/587771 >.
17. Kerry will seek the permission of same-sex marriages all over the world 2015, retrieved 19 February 2016, <http://ren.tv/novosti/2015-06-27/kerri-budet-dobivatsya-razresheniya-odnopolyh-brakov-vo-vsem-mire>.