Канд. экон. наук И. А. Строганов
КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО МЕНЕДЖМЕНТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ1
В статье на основе тенденции возникновения региональных объединений стран с целью обеспечения доступа к необходимым ресурсам, разработки выигрышных стратегий и в конечном итоге повышения их конкурентоспособности на мировом рынке сделана попытка выстроить концепцию устойчивого управления региональной интеграцией стран.
Ключевые слова и словосочетания: устойчивое развитие, социальная ответственность, стратегическое планирование, региональные объединения, кооперация.
Социальные, экономические и политические катастрофы, конфликты, разворачивающиеся в последние десятилетия в самых разных странах мира, наглядно демонстрируют неустойчивость выстроенной человечеством экосистемы, что накладывает как на организации, так и на руководящие и административные органы определенную ответственность по созданию системы стратегического планирования и управления, в рамках которой эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и обеспечивают возможности для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений в настоящем и в будущем. Эта ответственность может быть описана различными терминами: социальная ответственность, устойчивое развитие, устойчивое управление, корпоративная ответственность, триединый итог и т. д.
От компаний и организаций общество требует не вредить окружающей среде, оптимально использовать ресурсы, сохранять экосистемы и природное разнообразие, давать возможность развиваться личности и коллективам, справедливо относиться к наемным работникам, быть честными с потребителями, ответственно относиться к участникам своей цепочки создания ценности, способствовать повышению уровня образования и профессиональной компетенции в своей отрасли, внимательно относиться к общественным нуждам и запросам, способствовать стабильности глобальной экономики, работать на уменьшение пропасти между богатыми и бедными, не допускать нарушения прав человека, поддерживать благотворительные и социально значимые проекты, решать социальные проблемы в своей отрасли, регионе, стране, мире, планировать и осуществлять институциональные изменения в целях лучшего будущего. Очевидно, что именно правительственные организации должны
1 Статья подготовлена по результатам исследования, проведенного при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение № 14.B37.21.0023.
показывать пример и быть лидерами в использовании концепций ответственного управления.
Наиболее значимыми чертами современности являются рост взаимозависимости экономик различных стран, развитие интеграционных процессов на макро- и микроуровнях, интенсивный переход цивилизованных стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему миру. Международная экономическая интеграция - это объективный, осознанный и направляемый процесс сближения, взаимоприспособления и сращивания национальных хозяйственных систем, обладающих потенциалом саморегулирования и саморазвития. В его основе лежит экономический интерес самостоятельно хозяйствующих субъектов.
Исходным пунктом интеграции выступают прямые международные экономические (производственные, научно-технические, технологические) связи на уровне первичных субъектов экономической жизни, которые, развиваясь и вглубь, и вширь, обеспечивают постепенное сращивание национальных хозяйств на базисном уровне. За этим неизбежно следует взаимоприспособление государственных экономических, правовых, фискальных, социальных и прочих систем, вплоть до определенного сращивания управленческих структур.
Вторая половина ХХ в. стала временем активного образования различных союзов, содружеств и сообществ, объединивших под эгидой тех или иных целей множество различных государств. Именно эти процессы дали основания говорить о региональной интеграции как характерной черте современного мира. Однако вплоть до настоящего времени главным критерием, по которому оценивался уровень подобных образований, оставалась преимущественно степень экономической интеграции. Фактически можно говорить о процессе региональной интеграции как о модели сознательного и активного участия группы стран в процессах стратификации мира, обусловленных глобализацией.
Интегрирующиеся страны рассчитывают повысить эффективность функционирования национальных экономик за счет ряда факторов, возникающих в ходе развития регионального международного обобществления производства, а также:
- использовать преимущества экономики масштаба;
- сократить трансакционные издержки;
- создать благоприятную внешнеполитическую среду, стабильную обстановку;
- решить задачи торговой политики;
- содействовать структурной перестройке экономики, ускорить темпы ее роста.
Возможными последствиями успешных процессов региональной интеграции можно считать:
- углубление взаимозависимости экономик и интегрированности стран;
- рост ВВП и производительности труда;
- рост масштабов производства, сокращение издержек;
- образование региональных рынков торговли.
Региональная интеграция способна также подтолкнуть к динамичному развитию всю мировую экономику и сыграть ключевую роль в отстаивании принципов открытости рынков и свободы торговли.
Региональная кооперация связана прежде всего с сотрудничеством государств (и негосударственных игроков), направленным на достижение общих целей. В зависимости от особенностей той или иной структуры и инициативы эти цели могут различаться. Во-первых, они могут быть направлены на снижение барьеров трансграничных экономических операций и за счет этого увеличение возможностей для бизнес-структур по ведению бизнеса с иностранными партнерами. Во-вторых, целью проектов может быть производство региональных общественных благ, в частности, развитие трансграничной транспортной инфраструктуры или решение общих экологических проблем. В-третьих, проекты могут создаваться для устранения так называемых «провалов рынка» (например, асимметрии информации, монополизации рынков и трансграничных внешних эффектов, в конечном счете препятствующих эффективному функционированию трансграничного рынка) в условиях высокого уровня взаимопроникновения экономик. Речь может идти, например, о координации политики для смягчения внешних шоков, транслируемых интегрированными рынками, или проведения общей антимонопольной политики. В-четвертых, наконец, региональная кооперация может стать инструментом повышения глобальной конкурентоспособности за счет создания эффективных экономических институтов и привлечения иностранных инвестиций на более крупные рынки.
Структуры региональной кооперации могут дифференцироваться по двум характеристикам:
- во-первых, они могут быть нацелены на решение широкого спектра задач, а также специализироваться на конкретных сферах взаимодействия. Последний подход является более прагматичным, поскольку основан на существовании зон фактической солидарности - областей сотрудничества (географических или отраслевых), в которых страны наиболее заинтересованы во взаимодействии. В то же время выбор направлений может быть связан и с нормативными соображениями развития ключевых отраслей в рамках общих задач модернизации экономики;
- во-вторых, с точки зрения механизмов принятия решений в них могут в различной мере присутствовать элементы организации, т. е. формальной структуры с четко прописанным членством и полномочиями, и сети как более гибкой и открытой структуры, нередко предполагающей взаимодействие как государственных, так и частных игроков. Если классическая модель Европейского союза связана именно с формальной организацией, то современный открытый регионализм Юго-Восточной Азии предполагает использование преимуществ сети - минимальную координацию экономической политики, постепенное добровольное устранение барьеров для торговли и инвестиций между странами без одновременного создания барьеров на границах группировки и активное вовлечение частного бизнеса в механизмы взаимодействия.
Региональная экономическая интеграция связана прежде всего с взаимодействием экономических агентов стран региона. Ключевая проблема экономики в целом состоит в координации индивидуальных планов и решений
хозяйствующих субъектов, в результате чего возможна их кооперация за счет специализации на основе сравнительных преимуществ. Примером механизмов такой координации является рынок, где участники обмениваются информацией с использованием системы цен. Поскольку национальные границы нередко выступают в качестве ограничителей для подобной координации, региональная интеграция представляет собой устранение барьеров на пути трансграничного взаимодействия частных структур различных ранее обособленных территорий. Иначе говоря, если региональная кооперация относится к функционированию международных и межправительственных региональных организаций и характеризуется уровнем достигнутого сотрудничества для реализации совместных целей, то региональная интеграция описывает состояние и эволюцию территории (экономического пространства) и характеризуется взаимопереплетением национальных экономик.
В принципе можно говорить о двух взаимосвязанных каналах формирования региональной интеграции. Традиционно внимание исследователей сосредоточено на формировании интегрированного пространства за счет региональной кооперации или взаимодействии органов государственной власти стран региона, направленном на поэтапное устранение барьеров на пути товаров, услуг, капитала и рабочей силы между странами (институциональная интеграция). Не менее важным каналом является взаимодействие на микроуровне (неформальная, корпоративная интеграция или консолидация экономического пространства), например, формирование транснациональными корпорациями производственных систем, охватывающих несколько стран региона, или рост взаимной торговли.
Взаимодействие региональной кооперации и интеграции на микроуровне не является однозначным. В некоторых регионах мира высокий уровень неформальной интеграции сосуществует с незначительным взаимодействием на уровне государств (Юго-Восточная Азия); в других - институциональная интеграция заметно опережает неформальную (Латинская Америка); а в третьих (как правило, наиболее успешных) - эти два аспекта межгосударственного взаимодействия неразрывно связаны между собой, взаимно усиливая друг друга (Европейский союз).
Нельзя не отметить и сложности региональной интеграции. Среди наиболее важных факторов можно отметить следующие:
- подключение новых стран часто ведет не только к разрастанию межрегиональных диспропорций, но и появлению новых типов региональных проблем, которые также нужно быстро и качественно решать;
- региональная политика подразумевает необходимость вложения огромных финансовых средств, на что государства готовы далеко не всегда, особенно в прежние годы, когда господствовало мнение, что интеграция автоматически ведет к выравниванию межрегиональных диспропорций. А это далеко не так. Соответственно, и мероприятия региональной политики многими участниками процесса интеграции до определенного момента считались второстепенными;
- сложность заключается в том, что каждое направление региональной политики имеет территориально выраженный эффект. Понять, каким будет этот эффект в регионах разного типа, а тем более этот эффект учесть и попы-
таться сгладить его возможные отрицательные последствия, зачастую очень сложно;
- региональное развитие вообще - процесс многофакторный, поэтому задать ему определенное направление удается редко. Такая особенность ведет к тому, что результаты мероприятий региональной политики могут отличаться от запланированных;
- сложность заключается в том, что первые результаты появляются спустя довольно продолжительное время после начала мероприятий региональной политики. В этом отношении региональная политика крайне неблагоприятна, поскольку люди, ответственные за проведение тех или иных решений в данной области, как правило, профессионально не доживают до того момента, когда они могут воочию увидеть результаты своего труда.
О возникновении региональной интеграции как явления можно говорить с момента окончания Второй мировой войны. Первыми на этот путь встали государства Западной Европы. В 1950 г. был образован Европейский платежный союз, в 1951 г. - Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), в 1957 г.
- Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), в 1959 г. - Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). В 1949 г. СССР и социалистические государства Центральной и Восточной Европы создали Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), к которому позже присоединились Монголия, Куба и Вьетнам.
В 1960-1970-е гг. после распада колоний появились многочисленные объединения развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, в том числе наиболее крупные - Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС). На рубеже 1980-1990-х гг. сформировались Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА), Южноамериканский общий рынок
- МЕРКОСУР, а также Содружество независимых государств (СНГ) и несколько других объединений на пространстве бывшего СССР. Впоследствии наиболее значимым событием стало расширение Европейского союза, которое проходило в два этапа (последний - 1 мая 2004 г.) и привело к увеличению числа его членов с 12 до 27 государств. А с 2000 г. активно развивается проект Евразийского союза на базе единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России.
Концепция устойчивого развития формировалась в ходе постепенного осознания обществом природоохранных, экономических и социальных проблем, оказывающих влияние на состояние среды обитания человека. Это конструктивная реакция общества на наблюдаемые и активно освещаемые в научных публикациях и средствах массовой информации процессы ухудшения качества среды обитания под влиянием человеческой деятельности.
Идеи о необходимости устойчивого развития еще в начале XX в. высказывал В. И. Вернадский, выдвинув концепцию ноосферы, в основе которой лежала идея гармонизации взаимодействия общества и природы и первичности разума как управляющей силы. Началом массового обсуждения концепции устойчивого развития послужила выдвинутая в начале 1970 -х гг. Д. Фор-
рестером и Д. Медоузом1 теория пределов роста, предсказывающая как следствие увеличения загрязнения окружающей среды и истощения ресурсов планеты наступление глобальной катастрофы. Сам термин «устойчивое развитие» (sustainable development) получил широкое распространение с 1987 г., когда был опубликован доклад Всемирной комиссии ООН по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее», известный как доклад Г. Х. Брундтланд2.
Определение устойчивого развития, сформулированное в докладе Брундтланд, признано наиболее точным, поскольку оно коротко и просто передает основные цели устойчивого развития - удовлетворять потребности нынешних поколений, не ставя под угрозу возможности будущих поколений удовлетворить свои потребности. Устойчивость развития достигается в результате развития трех взаимосвязанных направлений, описываемых моделью «трех корзин» или триединого итога (Triple P, или моделью трех «пи» - люди, планета, прибыль - People, Planet, Profit) - социального, экологического и экономического. Социальное направление включает эффективное управление социальным, культурным и национальным разнообразием, социальную справедливость, экологическое направление традиционно связывается с вопросами утилизации отходов и сохранения так называемого природного капитала, а экономическое направление - с планированием и внедрением программ устойчивого и ответственного развития регионов.
Внимание ведущих мировых организаций обращено на вопросы региональной интеграции и устойчивого экономического развития. Так, концепция ООН по устойчивому развитию регионов подразумевает инвестиции в региональную инфраструктуру, гармонизацию законодательства и промышленных стандартов, приведение макроэкономической политики стран-участниц устойчивой экономической интеграции к общим категориям и увеличение подвижности труда. Отчеты региональных комиссий ООН обращают внимание на четыре основных канала развития интеграции и человеческого взаимодействия: доход, доступ к услугам, расширение прав и устойчивое развитие.
В мире в настоящее время функционируют несколько крупных инициатив по исследованию проблем интеграции и формулированию задач устойчивого развития регионов:
- Еврокомиссия ставит перед собой прямую цель мониторинга процессов региональной интеграции в странах АКТ (страны Африки, Карибского бассейна и Тихоокеанского региона) в рамках Cotonou Agreement;
- Европейский центральный банк (ЕЦБ) занимается институциональной и экономической интеграцией;
- Директорат развития Европейской комиссии разработал систему индикаторов для измерения региональной интеграции и результативности сотрудничества;
- Межамериканский банк развития (IDB) считает приоритетным направлением своей стратегии по региональной интеграции сбор, анализ и рас-
1 См.: Медоуз Д. Пределы роста. 30 лет спустя: ИКЦ. - М. : Академкнига, 2007.
2 См.: Наше общее будущее : доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) : пер. с англ. / под ред. и с послесл. С. А. Евтеева и Р. А. Перелета. - М. : Прогресс, 1989.
пространение сопоставимых данных по странам региона для оценки прогресса региональной интеграции;
- Ассоциацией интеграции латиноамериканских стран (ALADI) запланированы ежегодные отчеты по статусу интеграции в Латинской Америке;
- проект Экономической комиссии ООН для стран Африки ставит своей задачей составление многоуровневой системы индикаторов региональной интеграции (СИРИ) для оценки индексов на четырех уровнях (страна, регион, сектор, континент);
- региональная организация «Общий рынок стран Восточной и Южной Африки» (COMESA - Common Market for Eastern and Southern Africa) разработала предложения по инициативам региональной интеграции;
- Всемирный банк разработал систему индикаторов фискальной децентрализации на национальном уровне, которая может быть применена для оценки способности системы государственного управления отдельной страны к региональной интеграции.
Понимая, что в условиях кардинально возросшего воздействия внешних факторов на экономическое развитие отдельных государств и их объединений возрастает роль международных институтов и интеграционных объединений в мировой политике и экономике, что обусловлено как объективным усилением взаимозависимости государств, так и уязвимостью национальных экономик в условиях глобализации, целями совместной деятельности государств в рамках процессов устойчивого регионального развития должны быть:
- сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;
- всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции;
- обеспечение прав и свобод человека;
- сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности;
- взаимная правовая помощь;
- мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации.
К этому можно добавить концентрирование средств в наиболее нуждающихся регионах; программный, а не проектный подход; партнерство на всех уровнях - от национального до местного; добавочный принцип, т. е. совместное выделение средств из наднационального и национального бюджетов на решение задач интеграции.
Приоритетными задачами устойчивого развития стран должны быть:
- проведение согласованной экономической политики и взаимодействие в реальном секторе экономики;
- формирование и совместное развитие энергетических рынков и создание общей системы энергетической безопасности;
- формирование транспортных союзов;
- взаимодействие в агропромышленном секторе;
- формирование общего рынка услуг, общего финансового рынка и развитие валютной интеграции;
- сотрудничество в социально-гуманитарной сфере и в области миграционной политики.
Реализация этих целей зависит в первую очередь от способности и возможностей государств осуществлять процессы стратегического планирования устойчивого использования ограниченных природных ресурсов, инвестировать в те научно-технические отрасли, которые максимально способствуют гармоничному развитию как стран-участниц объединений, так и самих объединений в целом.
Таким образом, можно утверждать, что в рамках концепции устойчивое развитие - это процесс стратегического планирования и управления, в рамках которого эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и обеспечивают возможности для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений в настоящем и в будущем. А региональная экономическая интеграция как процесс совместного развития государств, основанный на оптимальном использовании доступных ресурсов и технологий, невозможна без принципов устойчивого развития. То есть концепция устойчивого менеджмента для развития региональной экономической интеграции позволяет объединить уже существующие модели устойчивого управления экономикой региональных государств, модели регионального экономического взаимодействия, оптимального использования ресурсов, устойчивого развития с сохранением природного разнообразия и экосистем, предложив тем самым стройную модель стратегического управления для реализации конкретных программ устойчивого развития территории, региона или экономического объединения стран.
Полученные в рамках концепции категории могут использоваться для выработки стратегий развития региональных объединений стран с различными природными, технологическими и социальными условиями формирования. Концепция позволит выработать стратегию инвестирования в региональную и институциональную инфраструктуры, планировать макроэкономическую политику стран-участниц региональных объединений, создавать условия доступа населения этих стран к общим услугам и правам, а также ориентировать научно-технический потенциал для лучшего настоящего и будущего стран.
Внедрение концепции устойчивого управления региональной экономической интеграцией в практику как государственного, так и корпоративного управления позволит улучшить инвестиционный климат и условия стран-участниц объединения, создать на всех уровнях управления стройную модель стратегического планирования для реализации конкретных программ устойчивого развития территории, региона или экономического объединения стран, повысить эффективность инвестирования в программы инноваций и модернизации промышленного потенциала стран, обеспечить возможности оптимального использования ограниченных ресурсов предприятиями, а также эффективного управления человеческими ресурсами как в государственном, так и в корпоративном управлении.
Результаты, полученные в ходе формирования концепции устойчивого менеджмента в региональной экономической интеграции, могут послужить основой для дальнейших исследований в области устойчивого развития ре-
гиональных объединений стран, формулировки и уточнения принципов совместного использования ресурсов, анализа и внедрения устойчивых практик макроэкономического регулирования как объединений стран, так и отдельных стран-участниц. Для обеспечения возможности преодоления странами разрыва между знаниями и возможностями формирования устойчивых, открытых экономических систем необходимы профессиональные компетенции и высококачественные образовательные программы в области национального и регионального экономического развития, формирование которых возможно только на основе проводимых исследований в области устойчивого управления, а также условия максимально широкого распространения полученных результатов в научной среде.
Устойчивое развитие подразумевает максимально гармоничное развитие человеческого капитала личности с полным доступом к услугам образования, здравоохранения, сохраненной природной среде и к институциональным, корпоративным и предпринимательским ресурсам. Развитие такого спектра услуг возможно лишь при внедрении принципов устойчивого управления в институциональное и корпоративное управление.
В первую очередь концепция устойчивого управления может быть реализована именно в рамках инициативы государства, формируя человеческий капитал личности не только как пассивного потребителя институциональных услуг устойчивого управления, но и как активного участника процесса создания и формирования устойчивой среды существования, что требует развитых программ формирования не только мышления в рамках концепции устойчивого развития и управления, но и возможностей применения на практике полученных компетенций на благо личности, компании, государства и регионального объединения стран.
Реализация программ формирования человеческого капитала в области устойчивого управления различного уровня позволит не только реализовать общественный заказ на специалистов по внедрению принципов устойчивого управления и развития в повседневную практику коммерческих и государственных учреждений, но и говорить о повышении конкурентоспособности государства на мировом рынке и о формировании долгосрочного тренда качественного и устойчивого его развития.
Список литературы
1. Концепция международной деятельности Евразийского экономического сообщества. Утверждена Межгоссоветом ЕврАзЭС 5 июля 2007 г. № 344.
2. Медоуз Д. Пределы роста. 30 лет спустя: ИКЦ. - М. : Академкнига,
2007.
3. Наше общее будущее : доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) : пер. с англ. / под ред. и с послесл. С. А. Евтеева и Р. А. Перелета. - М. : Прогресс, 1989.
4. Сагинова О. В., Сагинов Ю. Л. Задачи подготовки предпринимателей в контексте концепции устойчивого развития // Российское предпринимательство. - 2012. - № 6 (204).