Научная статья на тему 'Роль внешних факторов в развитии интеграционных процессов в развитых и развивающихся регионах мирового хозяйства'

Роль внешних факторов в развитии интеграционных процессов в развитых и развивающихся регионах мирового хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1800
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ГРУППЫ / СТРАНЫ СНГ / ОБЩИЙ РЫНОК / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОГЛАШЕНИЕ / ЕДИНЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ / EXTERNAL FACTORS / REGIONAL ECONOMIC INTEGRATION / ECONOMIC GLOBALIZATION / EUROPEAN UNION / INTEGRATION GROUPS / CIS COUNTRIES / COMMON MARKET / INTERNATIONAL AGREEMENT / AND COMMON CUSTOMS TARIFF

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салиева Наима Шодибоевна

Рассматриваются вопросы региональной экономической интеграции на международном уровне на примере интеграционных группировок, созданных между разными странами. Определены основные факторы, влияющие на международную экономическую интеграцию как на региональном, так и на международном уровне развития. Выявлена роль интеграционных групп для экономики развитых и развивающихся стран. Проанализированы наиболее крупные интеграционные группы на разных этапах их развития и в различных сферах деятельности политического и экономического направления. Сделан вывод, что особенности интеграционного процесса стран СНГ, наряду с объективными, или традиционными, внутренними факторами интеграции, связаны со становлением и сохранением их самостоятельной государственности, что усилило влияние на них внешних факторов региональной экономической интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article dwells on the issues of regional economic integration at international level; integrational groups created between different countries being taken as an example. Major factors swaying over international economic integration both at regional and international levels of development are determined. The role of integrational groups for the economy of developed and developing groups is cleared out. The author has analyzed the biggest integrational groups at different stages of their development and in different spheres of activities connected with political and economic directions. She comes to the conclusion that the peculiarities of integrational processes occurring in CIS countries are associated with formation and retainment of their self-sufficient statehood; the fact being intensified with the influence of external factors concerned with regional economic integration upon them.

Текст научной работы на тему «Роль внешних факторов в развитии интеграционных процессов в развитых и развивающихся регионах мирового хозяйства»

08 00 14 МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА 08 00 14 WORLD ECONOMY

УДК 339.9 ББК 65.7

РОЛЬ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ В РАЗВИТИИ Салиева Наима Шодибоевна, ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ассистент кафедры экономики

РАЗВИТЫХ И РАЗВИВАЮЩИХСЯ Филиала НИТУ «МИСиС» в г. РЕГИОНАХ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА Душанбе (Таджикистан, Душанбе)

НАЦШИ ОМИЛХОИ БЕРУНА БА РУШДИ Солиева Наима Шодибоевна,

РАВАНДХОИХ,АМГИРОЙДАР ассистенти кафедраи ицтисодиёти

МИНТАЦАХ,ОИМУТАРАЩЙВА ДАР бахши НИТУ «МИСиС»-и

ХОЛИРУШДИХОЧАГИИ ЧА^ОНИ Душанбе» (Тоцикистон, Душанбе)

THE ROLE OF EXTERNAL FACTORS Saliyeva Naima Shodiboyevna, assistant IN THE DEVELOPMENT OF of the department of economics under INTEGRATIONAL PROCESSES Dushanbe filial of the New Integrational IN DEVELOPED AND DEVELOPING Customs Managerial Office "MIS and S" REGIONS OF WORLD ECONOMY (Tajikistan, Dushanbe)

E-MAIL: naima.salieva.90@mail.ru

Ключевые слова: внешние факторы, региональная экономическая интеграция, экономическая глобализация, Европейский союз, интеграционные группы, страны СНГ, общий рынок, международное соглашение, единый таможенный тариф Рассматриваются вопросы региональной экономической интеграции на международном уровне на примере интеграционных группировок, созданных между разными странами. Определены основные факторы, влияющие на международную экономическую интеграцию как на региональном, так и на международном уровне развития. Выявлена роль интеграционных групп для экономики развитых и развивающихся стран. Проанализированы наиболее крупные интеграционные группы на разных этапах их развития и в различных сферах деятельности политического и экономического направления. Сделан вывод, что особенности интеграционного процесса стран СНГ, наряду с объективными, или традиционными, внутренними факторами интеграции, связаны со становлением и сохранением их самостоятельной государственности, что усилило влияние на них внешних факторов региональной экономической интеграции.

Калидвожа^о: омилуои беруна, уамгироии минтацавии ицтисоди, цауонишавии ицтисоди, Иттиуоди Аврупо, гуруууои уамгироикунанда, кишваруои ИДМ, бозори умумй, созишномаи байналмилали, тарофаи ягонаи гумрукй

Масъала^ои уамгироии минтацавии ицтисоди дар сат^и байналмилали дар намунаи

гуру%%ои гуногуни %амгиро, ки байни кишвар%ои гуногун ташкил шудаанд, мавриди барраси царор гирифтааст. Омил%ои асосие муайян карда шудаанд, ки ба %амгироии байналмилалии ицтисоди %ам дар сат%и минтацави ва %ам дар сат%и байналмилалии рушд таъсир мерасонанд. Нацши гуру%%ои %амгирои барои давлат%ои мутарацци ва дар %оли рушд ошкор карда шудааст. Гуру%%ои аз %ама азими %амгиро дар мар%ила%ои мухталифи рушд ва со%а%ои мухталифи фаъолият дар самти сиёси ва ицтисоди та%лил карда шудаанд. Хулоса шудааст, ки вижаги%ои раванди %амгироии мамолики ИДМ, дар баробари омил%ои айни ё анъанави, дохилии %амгирои бо ташаккул ва %ифзи давлатдории мустацили ощо иртибот дорад ва ин нукта таъсири омил%ои берунаи %амгироии минтацавии ицтисодиро ба он%о пурзур намудааст.

Key words: external factors, regional economic integration, economic globalization, European Union, integration groups, CIS countries, common market, international agreement, and common customs tariff

The article dwells on the issues of regional economic integration at international level; integrational groups created between different countries being taken as an example. Major factors swaying over international economic integration both at regional and international levels of development are determined. The role of integrational groups for the economy of developed and developing groups is cleared out. The author has analyzed the biggest integrational groups at different stages of their development and in different spheres of activities connected with political and economic directions. She comes to the conclusion that the peculiarities of integrational processes occurring in CIS countries are associated with formation and retainment of their self-sufficient statehood; the fact being intensified with the influence of external factors concerned with regional economic integration upon them.

Усиление процесса глобализации в мировом хозяйстве привело к региональной экономической интеграции не только развитых, но и развивающихся стран. Интеграция на региональном уровне проявляется в создании межгосударственных экономических организаций в Европе и Северной Америке, в Азии, Африке и Латинской Америке. Развитие интеграционных объединений носит объективный характер и происходит на основе влияния внешних факторов. Они рассматриваются странами-участницами как принципиально новое явление в системе современных международных экономических отношений.

Следует подчеркнуть, что одной из основных форм международной интеграции является регионализация экономической деятельности, которая выступает одним из главных факторов в развитии современного мирового хозяйства. Это своего рода глобализация в ограниченных масштабах, включающая группу стран, создающих объединения, в которых в определенной степени происходят процессы либерализации торговли, движения капитала, рабочей силы и технологий в рамках соответствующей группировки. Как отмечает представитель российский науки Н.П. Рыжова, «многочисленные теоретические и эмпирические работы о международной экономической интеграции позволяют утверждать, что участие в ней стран фактически безальтернативно... далеко не исчерпаны дискуссии о каналах положительного влияния интеграции на экономический рост, о распределении эффектов между странами-участницами, о степени и скорости выравнивания или о причинах невыравнивания благосостояния между ними, о влиянии

уровня интеграции на интенсивность и управляемость мировых кризисов» [1, с. 28-48].

Исследования зарубежных и отечественных учёных показывают, что процесс регионализации мирового хозяйства через развитие взаимной торговли и инвестирования в ближайшие годы станет еще более интенсивным, о чем свидетельствуют намерения развитых стран мира посредством нового регулирования правил ВТО увеличить объемы торговли и уменьшить существующие торговые барьеры. В первую очередь это относится к Европейскому союзу (ЕС), который значительно расширил свой состав за счет приема новых членов из числа восточноевропейских стран.

В современных условиях успешно развиваются процессы по созданию в полном объеме Североатлантической зоны свободной торговли (НАФТА), а также зоны свободной торговли для стран АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии). В данный момент 18 государств Азиатско-Тихоокеанского региона пытаются создать эффективную зону свободной торговли, функционирование которой для промышленно развитых стран началось в 2010 году, а для развивающихся стран создание таких зон прогнозируется к 2020 году. Наблюдаются попытки расширить сферу действия Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) и Южноамериканского общего рынка (МЕРКОСУР).

Проведённые многими учёными исследования доказали, что на примере ЕС можно выявить «идеальную» модель региональной экономической интеграции, которая характерна для стран с развитой экономикой. На её основе возможно теоретически и практически обосновать и подтвердить объективность критериев, которые лежат в основе классификации внешних факторов региональной экономической интеграции. Это:

- пространственное сглаживание уровня развития национальных экономик;

- формирование единого поля рыночных реформ;

- принадлежность к единому континенту;

- центробежные тенденции;

- центростремительные тенденции.

Однако в истории не бывает «идеальных» моделей. Поэтому выведение каких-то общих внешних факторов развития региональной экономической интеграции на основе такой «идеальной» модели, в принципе, возможно, но только в единстве с особенными или единичными формами их проявления на основе действия так называемого «демонстрационного эффекта» как важной закономерности развития всемирного хозяйства. Так, например, современная международная экономика характеризуется взаимопроникновением и взаимозависимостью в процессе региональной интеграции не только развитых стран, но и включением в этот процесс развивающихся стран. Это говорит о том, что развитые страны мирового хозяйства в процессе интеграции сотрудничают на рыночных условиях не только друг с другом, но и - на определенных рыночных условиях - со странами с развивающимся рынком.

В современной экономической литературе выделяют следующие объективные факторы, которые определяют интеграционные процессы в мировом хозяйстве:

• возрастающую интернационализацию хозяйственной жизни;

• всестороннее углубление международного разделения труда;

• качественно новый характер научно-технической революции;

• возрастающую степень открытости национальных экономик [2, с.116].

Однако, на наш взгляд, такая характеристика факторов интеграции носит слишком

общий характер и в рамках такого метода познания, как единство общего, особенного и единичного, отражает только общие условия интеграции и не позволяет выделить такой фактор, который может стать движущим мотивом (источником) развития интеграционных процессов.

Необходимо отметить, что таких факторов может быть много, поэтому важен вопрос о выявлении комбинации этих факторов, которая в свою очередь усилит синергетический эффект от хозяйственного взаимодействия в рамках региональных объединений. Поэтому можно согласиться с точкой зрения М.Н. Чечуриной, что «наиболее крупные системообразующие факторы», обусловливающие развитие интеграции, - это прежде всего:

■ объективный процесс усиления взаимозависимости стран, рост интернационализации хозяйственной жизни, международное разделение труда;

■ глобализация экономики и глобальная конкуренция;

■ научно-технический прогресс и его современная форма - информационно-технологическая революция;

■ процесс либерализации экономики и повышение степени открытости национальных хозяйств;

■ множество (плюрализм) цивилизаций, культурно-цивилизационных типов общества и мировоззренческо-духовных структур в современном мире;

■ общность национально-государственных интересов ряда стран с точки зрения их безопасности;

■ геополитические интересы и др. [3, с.165].

В то же время в экономической литературе также существует подход, который выделяет особенные и единичные условия (или факторы), определяющие интеграцию различных стран. Так, например, Р.Э. Пшонковский отмечает, что «процессы глобализации, охватившие большинство регионов и секторов мирового хозяйства, принципиально изменяют соотношение между внешними и внутренними факторами развития национальных хозяйств в пользу первых. По существу, страны осуществляют свою экономическую политику с учетом и под влиянием новых явлений, норм и правил, формирующихся на мировых рынках товаров и капитала» [4, с.1].

Процесс движения от абстрактного к конкретному в познании экономических явлений, в частности в исследовании общих условий развития интеграционных процессов, показывает, что в современных условиях возрастает роль внешних факторов в интеграционных процессах. Однако для того, чтобы определить динамику роста значимости, необходимо в процессе исследования перейти от анализа общих направлений к особенным и единичным условиям экономической интеграции, наблюдаемым в странах с развивающимися рынками.

Интеграционные процессы в странах с развитой экономикой, с одной стороны, отражают тенденцию развития мирового хозяйства, с другой, - протекают под их воздействием, которое проявляется в поиске внешних ресурсов. Это означает, что стремление стран с развитой экономикой к интеграции в большей степени основано на воздействии внешних факторов, так как благодаря интеграции эти страны получают возможность стимулировать собственное экономическое развитие. Таким образом, интеграционные группировки в рамках экономически развитых стран прежде всего преследуют цель обеспечения стабильности и равновесия экономики.

Так, например, наиболее развитой организационной формой интеграционного сотрудничества в странах Латинской Америки является МЕРКОСУР - Общий рынок стран южного конуса в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая. Страны-участницы МЕРКОСУР производят 50 % совокупного ВВП региона, в нем проживают 45 % населения, на них приходится 40 % прямых иностранных инвестиций и 33% внешней торговли стран Латинской Америки. В рамках МЕРКОСУР созданы наднациональные институты, такие как Совет общего рынка, состоящий из министров иностранных дел, постоянный исполнительный орган - Группа общего рынка и отраслевые комиссии, которые подчиняются Группе общего рынка.

В рамках МЕРКОСУР предусмотрена отмена всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле между четырьмя странами, т.е. создана зона свободной торговли, предполагающая свободное движение капиталов и рабочей силы, введение единого таможенного тарифа и образование Таможенного союза. Однако создание такой группировки не привело и не могло привести к тому эффекту, который был достигнут высокоразвитыми странами в процессе интеграции. Практика функционирования МЕРКОСУР показала, что процесс интеграции стран с развитой экономикой должен прежде всего сопровождаться формированием такого механизма, который стабилизирует и стимулирует дальнейшее развитие экономики интернирующихся стран.

Из числа других интеграционных объединений стран с развитой экономикой можно выделить:

1. Андский пакт (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор).

2. Центральноамериканский общий рынок (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа и Сальвадор).

3. Карибское сообщество (КАРИКОМ) - 14 англоязычных стран Карибского бассейна.

4. В Западной Африке - Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС).

5. Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА).

6. Сообщество развития Юга Африки (САДК).

7. В Центральной Африке - Таможенный и экономический союз ЦА (ЮДЕАК).

8. В Юго-Восточной Азии - Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН-4) - (в основном четыре страны - Индонезия, Малайзия, Таиланд, Филиппины).

9. Совет арабского экономического единства (САЭЕ).

10. Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива (АФЭСР) и др.

Главная проблема интеграционных процессов в экономически развитых странах - это

согласование национальных интересов государств и нахождение действенных рецептов по сочетанию рыночных механизмов с регулирующей деятельностью государства.

В то же время особенность интеграционных процессов в странах с переходной экономикой состоит в том, что государства, создающие интеграционные группировки, преследуют две основные цели: 1) создание единого экономического пространства для совместного вхождения в мировой рынок и 2) восстановление на рыночных основах «разрушенных» хозяйственных связей в рамках бывшего СССР.

Так, например, в начале 90-х годов XX столетия страны Центральной Европы (Венгрия, Польша, Словакия и Чехия) активно включились в идущие на Европейском континенте процессы либерализации внешней торговли. В декабре 1992 г. эти четыре

страны подписали Центрально-европейское соглашение о свободной торговле (СЕБТА), к которому с января 1996 г. присоединилась Словения. Соглашение предусматривало создание зоны свободной торговли с целью последующего включения в экономическую и политическую систему Европейского союза для решения целого комплекса взаимосвязанных проблем. Главной задачей соглашения о свободной торговле было установление стабильной и предсказуемой торговой политики стран Центрально-Европейского региона, что должно было гарантировать национальным производителям и иностранным инвесторам стабильные условия для деятельности на национальных рынках этих стран. В 1993 г. бывшие республики СССР - Эстония, Латвия, Литва - создали Балтийскую зону свободной торговли (ВБТА) также с конечной целью включения в экономическую и политическую систему ЕС.

Общее направление интеграционных процессов в странах бывшего СССР - это прежде всего формирование Содружества Независимых Государств (СНГ). Главная особенность интеграции в рамках СНГ - ее разноуровневый характер.

Основополагающими документами процесса интеграции являются: Устав Содружества Независимых Государств (12 государств СНГ, 1993 г.); Договор о создании Экономического союза (12 государств СНГ, 1993 г.); Соглашение о создании Таможенного союза (Беларусь, Казахстан и Россия, 1995 г., Кыргызстан, 1996 г., Таджикистан, 1999 г.); Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия, 1996 г., Таджикистан, 1999 г.); Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан, 26 февраля 1999 г).

Цели и задачи региональной интеграции стран СНГ - создание в перспективе Сообщества интегрированных государств; формирование единого экономического пространства, предусматривающего эффективное функционирование общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы, развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем.

В частности можно разделить влияние внешних и внутренних факторов на интеграционную группу СНГ и её развитие: внутренние факторы - это колоссальные масштабы территории стран СНГ, что не ставит под сомнение вопрос о необходимости более тесного сотрудничества и взаимодействия смежных регионов. Внешние факторы, влияющие на интеграцию стран СНГ, выражаются: в глобализации хозяйственной жизни; углублении международного разделения труда; общемировой по своему характеру научно-технической революции; повышении открытости национальных экономик.

Как отмечает российский исследователь А.Н. Барковский, «необходимо видеть принципиальные различия условий интеграции стран Западной Европы и постсоветских государств. Европейский союз создавался государствами с развитым промышленным потенциалом и устоявшейся рыночной экономикой, государствами, чья история охватывает достаточно длительный период развития национальной государственности, традиций рыночного хозяйствования. Различия в уровне развития этих государств были сравнительно невелики. Вокруг не было других экономически и технологически более привлекательных партнеров, чем участники Сообщества. В создаваемой экономической группировке было несколько примерно одинаковых по силе государств (Германия, Франция, Италия), что обусловливало полицентрическую структуру объединения. В европейских

государствах процессы интеграции происходили постепенно и поэтапно» [5, с.167].

Однако практика функционирования интеграции СНГ показала, что интеграционное объединение сохраняло свою деятельность на основе взаимодействия внутренних и внешних факторов на должном уровне интеграционного объединения. Имело место большое воздействие внешних факторов, действие которых было направлено на сдерживание деструктивных дезинтеграционных процессов и сохранение единой технологической системы в железнодорожном транспорте и в электроэнергетике. Попытка создания в 1995 году Таможенного союза по типу ЕС Беларусью, Казахстаном и Россией также не увенчалась успехом.

Как известно, в 2000 году Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией и Таджикистаном было создано Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). В рамках этого объединения была активизирована работа по единому таможенному администрированию, сотрудничество в отраслях промышленности, сельского хозяйства и услуг. После создания Евразийского экономического союза ЕврАзЭС с 1 января 2015 года было официально упразднено.

Однако история показала, что интеграция при этом шла по пути формирования единого экономического пространства, создания единой таможенной территории и формирования Таможенного союза (ТС). Так, например, 1 января 2010 года вступил в действие единый таможенный тариф, и уже в 2011 году ТС Беларуси, России и Казахстана начал приносить определенные результаты. В январе 2012 года вступили в силу 17 соглашений, которые регламентировали ключевые вопросы Единого экономического пространства (ЕЭП) на основе взаимодействия внутренних и внешних факторов региональной интеграции, в том числе координацию макроэкономической политики, вплоть до решения вопросов трудовой миграции. Однако этому позитивному направлению в интеграции способствовало, прежде всего, большое влияние такого внешнего фактора, как мировой экономический кризис, который подтолкнул страны к объединению. Как известно, в 2015 году к этому интеграционному объединению присоединились Армения и Кыргызстан, что также было связано с влиянием внешних факторов.

На постсоветском пространстве была попытка формирования еще одного регионального интеграционного объединения - Центрально-Азиатского Экономического Сообщества (ЦАЭС). 30 апреля 1994 года между странами этого региона был подписан Договор о создании единого экономического пространства, членами которого стали Республика Казахстан, Республика Узбекистан и Кыргызская Республика. В 1998 году было утверждено рабочее название регионального объединения - ЦАЭС. В том же году членом объединения стала Республика Таджикистан. Учитывая взаимодействие внутренних и внешних факторов региональной интеграции, общей целью создания ЦАЭС было стремление интегрирующихся стран восстановить разрушенные производственные связи и добиться согласования национальных интересов в области железнодорожного транспорта, монопольной политики, перемещения рабочей силы, производственной кооперации, использования топливно-энергетических и водных ресурсов и научно-технического развития. Между государствами были заключены двусторонние соглашения о свободной торговле, о взаимной защите инвестиций, об избежании двойного налогообложения доходов и имущества. Опыт создания этого интеграционного объединения показал, что на начальном этапе интеграции роль внешних факторов должна

быть направлена прежде всего на то, чтобы сохранить и оберегать это объединение.

Такая же ситуация сегодня складывается и с ЕАЭС. В последнем, наиболее серьезном исследовании, посвященном функционированию ЕАЭС, отмечается, что «устойчивость организации повышается со временем. Иначе говоря, организация более уязвима на ранней стадии своего развития... Отсюда практический вывод: всячески оберегать ЕАЭС в ближайшие годы. Дальше будет легче» [6, с. 205]. Таким образом, необходимо отметить, что опыт более 60 интеграционных объединений мира показал, что для того чтобы интеграционное объединение существовало долго и эффективно, необходим высокий уровень его поддержки высшим политическим руководством, т.е. фактически - действие политического фактора, который выступает внешним по отношению к интеграционной группировке.

Вместе с тем для ЕАЭС как разновидности «разноскоростной» интеграции, наряду со снятием в 2011 году тарифных барьеров внутри Евразийского союза при создании Таможенного союза, остается актуальным вопрос нетарифных барьеров, таких как лицензирование и сертификация, ограничения при госзакупках, налоговое администрирование и вопросы технического регулирования. На наш взгляд, эти вопросы могут быть решены только под воздействием внешних факторов, которые будут направлены на сохранение этой организации.

Другой немаловажный вопрос ЕАЭС - макроэкономические риски, которые возникают под влиянием внешних шоков. Так, например, снижение курса национальной валюты в Казахстане, которое произошло в 2015 году, т.е. намного позже, чем в России, вызвало дисбаланс в торговле между ними в виде ограничительных мер в торговых отношениях, что привело к росту напряженности во взаимоотношениях. Такая ситуация говорит о том, что региональная экономическая интеграция как взаимодействие совокупности внутренних и внешних факторов, требует специальных компетенций от наднациональных институтов в интеграционном объединении. Дело в том, что если на начальном этапе интеграции, в 2010-2015 годах, был обеспечен прорыв по целому ряду направлений, то в 2015-2016 годах интеграционное объединение столкнулось с рядом проблем и вызовов, связанных с действием внешних шоков. Дало себя знать ухудшение внешней конъюнктуры и введение США и ЕС санкций в отношении Российской Федерации. Такая ситуация способствовала тому, что в системе взаимодействия внутренних и внешних факторов региональной интеграции первые факторы были направлены на сохранение интеграционной группировки, а вторые, - на обеспечение взаимовыгодных потоков капитала, труда, услуг и товаров.

В целом необходимо отметить, что практика функционирования интеграционной группировки показала, что интеграция не исчерпывается только экономическими аспектами. Очень важным вопросом является взаимодействие в общественной и гуманитарной сферах, включающее в себя семейные связи, устойчивую и временную внешнюю миграцию рабочей силы, сохранение образовательных и культурных связей, внутренний туризм в рамках группировки и т.д. Это говорит о том, что внешние факторы интеграции создают предпосылки для сохранения и углубления экономической интеграции.

В зарубежной экономической литературе вне стран постсоветского пространства сложилась точка зрения, что ЕАЭС - это некий «специальный случай» региональной экономической организации, в рамках которой решающее значение имеют политические

цели России. Однако формирование ЕАЭС, собственно, ничем не отличается от таких группировок, как Южноафриканский таможенный союз, где очень высок вес Южной Африки, или НАФТА, в котором экономически доминируют США, а также Союз государств Персидского залива, в котором превалируют страны-держатели нефти, и других.

В заключение необходимо отметить, что в развитых странах мира в начальные периоды интеграционных процессов внутренние факторы интеграции играли преобладающую роль по отношению к внешним. Только после возникновения более совершенных форм региональной экономической интеграции, интеграция в этих странах стала нуждаться в большем воздействии внешних факторов в целях сохранения интеграционной группировки.

В странах с развивающимся рынком ситуация с формированием и развитием интеграционных объединений кардинально отличается от развитых стран. В системе взаимодействия внутренних и внешних факторов региональной экономической интеграции в этих странах уже на начальном этапе интеграции воздействие внешних факторов имеет большее значение, так как они направлены на сохранение интеграционной группировки, которая создается исходя из экономических или политических целей стран, входящих в неё.

Среди основных причин, осложняющих развитие интеграционных связей между странами с развивающимся рынком, в том числе стран СНГ, выступают последствия трансформационных процессов, влияние мирового финансового экономического кризиса, слабая взаимодополняемость национальных экономических систем, таможенные и налоговые барьеры и другие. Такая ситуация показывает, что воздействие внешних факторов интеграции уже на начальных ее этапах направлено на создание совместных крупномасштабных проектов, связанных с сохранением, реконструкцией и развитием экономики участников интеграционных объединений.

В свою очередь, практика формирования СНГ показала, что социально-экономические и производственно-технические связи между странами постсоветского пространства в начальный период интеграции являлись гораздо более тесными, чем в начальные периоды формирования будущего ЕС в Западной Европе. Однако, на наш взгляд, особенности интеграционного процесса в СНГ состоят в том, что, наряду с объективными, или традиционными, внутренними факторами интеграции, важным приоритетом развития стран СНГ стало становление и сохранение самостоятельной государственности, что усилило влияние внешних факторов региональной экономической интеграции.

Список использованной литературы:

1. Рыжова Н.П. Пространственные эффекты международной экономической интеграции (случай российских регионов)// Пространственная экономика. - 2012. - №4. - С. 2848.

2. Спиридонов И.А. Мировая экономика. - М., 1998. - 272 с..

3. Чечурина М.Н. Международная интеграция и международные организации: Учеб. пособие. - Мурманск: изд-во МГТУ, 2012. - 269 с.

4. Пшонковский Р.Э. Внешние факторы развития экономической интеграции в Африке: автореф. дисс... канд. экон. наук: 08 00 14 /Пшонковский Руслан Эдуардович/. -М., 2003. - 20 с.

5. Барковский А.Н. Экономические стратегии стран СНГ: поляризация интересов / Материалы международной конференции «Россия и СНГ в новейших европейских интеграционных процессах». ИМЭПИРАН 17-18 октября 2002 г. - С.167.

6. Евразийский экономический союз. - СПб.: ЦИИЕАБР, 2017. - С.205.

Reference Literature:

1. Ryzhova N. P. Special Effects upon International Economy Integration (the case related to Russian regions) // Spacial Economy. -2012, N4. - pp. 28-48.

2. Spiridonov I. A. World Economy. - M., 1998. - 272pp.

3. Chechurina M. N. International Integration and International Organizations: manual. -Murmansk: Customs State University publishing-house. 2012. - 269 pp.

4. Pshonkovsky R. E. Internal Factors of Economy Integration Development in Africa: Synopsis of candidate dissertation in economics. M., 2003. - 20 pp.

5. Barkovsky A. N. Economy Strategies of CIS Countries: Polarization of Interests // Materials of International Conference "Russia and CIS in the Newest European Integrational Processes: The Institute of International Economic Integrational Processes under the Russian Academy of Sciences. - 2002, October 17-18. - p. 167

6. Eurasian Economic Union. - Spb: Central Research Institute of European Association, Development Bank, 2017. - p. 205

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.