Научная статья на тему 'Концепция управления социальным качеством университетского образования'

Концепция управления социальным качеством университетского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
124
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогика / образование / университетское образование / управление образованием / социальное качество образования / управление социальным качеством образования

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асадулина Ирина Гарифзяновна

В статье раскрываются основные положения концепции управления социальным качеством образования, которое формируется в результате взаимодействия системы высшего образования и подсистем регионального социума. Вуз, являясь составной частью интегрального интеллекта общества, развивая коммуникативные отношения, приводит в движение механизмы социального развития, социокультурной динамики региона и опирается на те подсистемы, которые принимают новую парадигму качества образования как системно-социального. Университетом формируется новая философия управленческого мышления, основная суть которого вдохновлять сообщество на создание условий, благоприятных для творческой и инициативной деятельности и в вузе, и в регионе. Основой стиля управления становится поиск, проектирование и адаптация гибких организационных форм управления, которые имеют ориентацию на мобилизацию социального потенциала для обеспечения качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article strategic directions of the development of a regional University in conditions of modernization of Russian educational system are considered. Changes of traditional structure of higher educational institution and the system of social management are considered against the background of changes that take place in regional social life. The problem of coordination of the activities of higher educational institution with the subsystems of social life is the basis of the changes which aim at satisfying the need1s of the region in skilled specialists, improvement of coordination of the activities of regional educational institutions, purposeful development of specialist training, efficient use of scientific potential, bringing into life scientific and technical achievements and complex solving of strategic problems of the region.

Текст научной работы на тему «Концепция управления социальным качеством университетского образования»

И. Г. Асадулина

КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ КАЧЕСТВОМ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье раскрываются основные положения концепции управления социальным качеством образования, которое формируется в результате взаимодействия системы высшего образования и подсистем регионального социума. Вуз, являясь составной частью интегрального интеллекта общества, развивая коммуникативные отношения, приводит в движение механизмы социального развития, социокультурной динамики региона и опирается на те подсистемы, которые принимают новую парадигму качества образования как системно-социального. Университетом формируется новая философия управленческого мышления, основная суть которого — вдохновлять сообщество на создание условий, благоприятных для творческой и инициативной деятельности и в вузе, и в регионе. Основой стиля управления становится поиск, проектирование и адаптация гибких организационных форм управления, которые имеют ориентацию на мобилизацию социального потенциала для обеспечения качества образования.

Стратегия вуза как рефлексия на все жизненно важные процессы, происходящие в региональном социуме в условиях переходного этапа экономики, корректируется с изменением стратегических направлений развития университета. Ее выполнение в условиях цивилизационно-го кризиса, деформации окружающей и социальной среды, кризиса человека возможно не только при условии создания консолидированного общества, заинтересованного в положительной социокультурной динамике региона, но и при условии ориентации его на обеспечение

качества жизни через качество образования, качество культуры, качество всех воспроизводственных процессов, т. е. системно-социального качества.

На воспроизводственные процессы региона и его социокультурную динамику оказывают влияние множество факторов. В то же время различные пласты социума проходят через воспроизводственные процессы. Развиваются природно-географическая среда, население региона, экономика, культура, образование, общественные системы, и каждая из них имеет свой пласт культуры

— художественной, духовной, материальной и т. д.

В региональной политике, при определении основных стратегических направлений развития важно найти то основание, которое сможет интегрировать все слои общества, использовать все пласты культуры для обеспечения воспроизводственных процессов. Одним из таких оснований может быть система высшего образования. Идеал высокого качества жизни и идеал образовательного общества тесно взаимосвязаны.

Качество высшего образования через обеспечение социального качества содействует социокультурной динамике региона, которая становится интенсивной, активной, преобразующей, социоли-зирующей, трансформирующей.

Университет как региональный центр образования и российской культуры на современном этапе имеет несколько стратегических направлений для содействия положительной социокультурной динамике региона.

Во-первых, это социокультурная динамика региона, возможная на базе богатых исторических, социальных и культурных традиций.

Во-вторых, — эффективное использование интеллектуального кадрового потенциала вуза для выхода экономики региона из состояния затяжного кризиса.

В-третьих, — интеграция с подсистемами социума в преодолении факторов социального неблагополучия региона.

В-четвертых, — активное участие университетского сообщества в молодежной политике.

В-пятых, — деятельность университета как способ управления системно-социальным качеством.

Стратегические направления развития университета в обстановке стремительной модернизации российской системы образования, чтобы быть динамичными и адекватными изменениям социума, должны быть направлены на изменение внутренних ориентиров и изменение структуры организации, системы управления вузом и управления качеством об-

разовательно-воспитательного процесса. Изменения управления социальным качеством образования, проанализированные на примере Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова, позволяют сделать вывод о том, что, базируясь на традиционной структуре, под влиянием рефлексии социума адаптировались к изменившейся среде отдельные подсистемы, изменялась и сама организация. Вуз как социокультурный элемент становился сам более качественным, и у него появилось больше возможностей для участия в обеспечении социокультурной динамики региона.

Традиционная система управления вузом изначально строилась на основе потребностей подготовки качественных, квалифицированных специалистов. Специальной системы управления качеством в университете не было. Предполагалось, что качество должно обеспечиваться каждым подразделением учебного заведения. В начале 90-х годов система управления вузом не отличалась от других высших учебных заведений города и страны и регламентировалась Министерством образования. Его структурные подразделения рассматривались как подсистемы, обеспечивающие качество набора и организацию учебного процесса, качество подготовки научно-педагогических кадров, материально-технического обеспечения учебной и научной деятельности, информационных технологий и внедрения их во все сферы деятельности вуза.

Процессы перестройки привнесли и в вузы некоторые свободы и элементы демократизации. КГУ им. Н. А. Некрасова, как и другие учебные заведения, начал реорганизовываться. Росло число факультетов, открывались и лицензировались новые специальности, начались процессы сертификации, аттестации, лицензирования, аккредитации, и в ходе всех этих изменений вуз вынужден был приспосабливаться, вписываться в новые социально-экономические и социокультурные отношения.

Проблема качества образования вышла на одно из первых мест. Она потре-

бовала пересмотра концепции образования, частью которой явилось осмысление необходимости перестройки системы управления вузом и создания системы управления качеством, которые были неразрывно связаны.

Качество образования как системно-социальное качество многомерно. Мы условно можем выделить две большие подсистемы его обеспечения.

Первая — это внутривузовская система управления качеством образования, обеспечивающая качество управления, образовательно-воспитательного процесса, всех структурных подразделений учебного заведения, а также качество жизни студентов, преподавателей, сотрудников и т. д.

Вторая подсистема — это качество метасистемы, качество ее сетевых структур, которые осуществляют связь с подсистемами социума через процессы интеграции и диверсификации для обеспечения высокого качества образования. В рамках метасистемы структурные подразделения вуза и социума при согласовании своих действий работают на обеспечение высокого качества образования, и в итоге может быть достигнуто обеспечение социального качества вуза и качество социума.

Обе подсистемы в конечном итоге работают на обеспечение высокого качества человека, социума, культуры, всех воспроизводственных процессов.

Внутривузовская система управления качеством образовательно-воспитательного процесса представлена в табл. 1.

Здесь показаны основные вузовские подсистемы, которые имеют конкретные цели и выполняют определенные функции в обеспечении высокого качества образования. Система управления вузом имеет не пять, как показано в таблице, а множество подсистем, которые в рамках метасистемы многомерны, подвижны.

В процессе модернизации учебные и научные отделы вуза преобразовались в управления. Так, Управление учебно-методического обеспечения образовательных программ КГУ создано «...для

оперативной разработки, организации и руководства системой непрерывного педагогического образования с целью повышения качества обучения, внедрения в производство науки и новых технологий, направленных на совершенствование базового профессионального образования, довузовской подготовки, а также различных форм послевузовского образования»1.

Оно состоит из трех отделов. На Управление до создания службы маркетинга возлагается организация изучения рынка труда, потребностей кадров, в том числе педагогических, с учетом демографической и социально-экономической ситуации в регионе; организация всех видов и форм многоуровневой подготовки; разработка совместно с учебно-методическими советами (УМС) учебных программ с учетом опережающего обучения. Эта подсистема обеспечивает организацию профориентационной работы, отслеживание качества подготовки абитуриентов, организацию учебной деятельности в вузе, качество подготовки студентов на выходе, повышение квалификации и переподготовку кадров. Таким образом, замыкается цикл подготовки специалистов. В подсистеме имеется возможность планировать, обеспечивать, контролировать, анализировать качество подготовки студентов. В свою очередь, каждый из отделов имеет свои подсистемы в вузе и за его пределами. Сложность этих структур, их функции и взаимодействие можно показать на примере двух подсистем — Управления учебно-методическим обеспечением образовательных программ (УУМООП) и Управления научно-исследовательской деятельностью (УНИД). Важно отметить, что их взаимодействие происходит в основном на уровне горизонтальных связей. В традиционной структуре организации и системе управления вузом обеспечение высококачественного образования осуществляется в основном на уровне взаимодействия вузовских подсистем. Внешняя среда и ее организации, которые используются для подготовки специалистов, в этой схеме выпадают.

В табл. 22 отражены функции управления качеством образования (КО) в КГУ им. Н. А. Некрасова на примере взаимодей-

ствия двух университетских подсистем, обеспечивающих учебный процесс и развитие научных исследований.

Таблица 1

Система управления качеством образовательного процесса в КГУ им. Н. А. Некрасова

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

. .. . • ■

Лицензирование Аттестация

Аккредитация +

Рейтинговая оценка

С и с т е м а у п р а в л е н и я у н и в е р с и т е т о м -II О Д С И С I Е М Ы-

Финансово-хозяйственная

Информационная

Социально-воспитательная

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ

Качественный потенциал научно-педагогических кадров Качество образовательных программ Качество средств образовательного процесса Качество информационных технологий Обеспечение качества жизнедеятельности

Качество научных, учебных и методических разработок Качество содержания образования Качество материально-технической базы Качество спра-вочно-информа-ционного обеспечения Профилактика и охрана здоровья

Качество УНИРС Качество образовательных технологий Качество лабора-торно-эксперимен-тальной базы Качество управленческих технологий в образовании Качество окружающей среды

Качество НИРС Качество учебно- методического обеспечения Качество аудиторного фонда Качество автоматизированных систем управления Качество психологического климата

Качество послевузовской подготовки Качественный контроль знаний Качественные технические средства и оргтехника Качественная взаимосвязь подсистем управления Качественная воспитательная деятельность

Качество научных школ Качество потенциала абитуриентов Достаточное финансирование системы образования, и в т. ч. — вуза Качество образовательных информационных технологий Качество социальной сферы вуза

Качество фундаментальных и прикладных исследований Качество потенциала выпускников Материальное стимулирование качественного труда сотрудников вуза и качественного обучения Информационная поддержка контроля качества образования Качество социального обеспечения

Ресурсное обеспечение Ресурсное обеспечение Ресурсное обеспечение Ресурсное обеспечение Ресурсное обеспечение

Таблица 2

Функции управления КО

Управление учебно-методическим обеспечением образовательных программ (УУМООП) Обеспечивающие подсистемы Управление научно-исследовательской деятельностью

1 2 3 4

Планирование деятельности по обеспечению управления КО Организационно-методический отдел Деканаты Кафедры — УНИД НИЛ РИО Кафедры Планирование деятельности по обеспечению управления КО. Обеспечение деятельности научно-исследовательской лаборатории по проблемам КО

Организация набора Отдел дополнительного образования Приемная комиссия Подготовительные курсы Подготовительное отделение <|— НИЛ Центр мониторинга Изучение потребности и сбор информации о востребованности специалистов в области и регионе

Профориентаци-онная деятель- Отдел дополнительного образования ВТК НИЛ Исследования по проблемам профориентации

ность РИО Подготовка и издание методических пособий для абитуриентов

р=> Организация научно-исследовательской деятельности абитуриентов — школы: менеджмента, психологов, социальных работников

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса Отдел базового образования Организационно-методический отдел Деканаты, кафедры УНИД Кафедры РИО Подготовка учебников, пособий, методических изданий

Повышение ква- Кафедры Кафедры Аспирантура

лификации про- Отдел дополнительно- ОУП Докторантура

фессорско-препо- го образования Отдел аспи- Стажировки

давательского состава рантуры Научные -Щколы Повышение квалификации

Контроль за качеством знаний. Организация межсессионной аттестации, сессий, ГАК Отдел базового образования Кафедры, деканаты ВТК НИЛ Аспирантура Организация исследований в области качества знаний

Обеспечение подготовки и проведения государственных испытаний Отдел базового образования Организационно-методический отдел Кафедры, деканаты <»= Кафедры РИО Обеспечение учебно-методическими рекомендациями по написанию квалификационных работ

1 2 3 4

Внедрение информационных технологий в учебный процесс Отдел базового образования Кафедры Сетевые лаборатории НИЛ Научно-технический совет к> Координация деятельности в области научных исследований по информационным технологиям в учебном процессе

Подготовка материалов к лицензированию новых специальностей Все структуры УУМООП Кафедры НИЛ Научные школы Кафедры Исследование рынка образовательных услуг

Кадровое обеспечение

Подготовка учебно-методических материалов по новым специальностям

Сбор и обработка информации по определению рейтинга вуза. Подготовка аналитических материалов по КО Все структуры УУМООП Кафедры Все структуры научной части Кафедры Сбор и информация по определению рейтинга вуза. Подготовка аналитических материалов по научной деятельности. Коррекция перспективных и краткосрочных программ с УУМООП

В системе управления качеством образования университета развиваются комплексные функциональные и обеспечивающие подсистемы.

Комплексные функциональные подсистемы:

• руководства и организации учебно-методической деятельности вуза; оперативного управления учебным процессом, обеспечения выполнения требований государственного образовательного стандарта;

• руководства и организации научно-исследовательской деятельности;

• планово-экономического и социального планирования, организации финансовой деятельности, учета и отчетно -сти, экономического анализа;

• руководства хозяйственными связями, материально-технического снабжения и материального обеспечения учебного процесса и научно-исследовательской деятельности;

• руководства социально-воспитательной деятельностью; руководства кадрами и творческой деятельностью трудового коллектива;

• осуществляющие связь всех подсистем с социумом.

Обеспечивающие подсистемы:

• информационного обеспечения управления;

• делопроизводства;

• правового обеспечения;

• оснащения техническими средствами и оргтехникой;

• хозяйственного обслуживания.

Общие функции управления в подсистемах системы управления:

• прогнозирование и планирование;

• организация работ;

• координация и регулирование;

• активизация и стимулирование;

• контроль, учет, анализ.

Таким образом, для обеспечения системно-социального качества образования вуз изменяет систему управления, которая направлена, с одной стороны, на развитие ее внутреннего потенциала, а с другой, на поиск потенциала в региональном социуме.

В новой интегрированной адаптивной системе управления качеством образования, которая осуществляется в нашей концепции через метасистему, схема отношений между вузом и подсистемами социума должна быть принципиально иной, хотя предпосылки для модернизации управленческих инноваций закладываются в процессе развития традиционных систем (см. рис. 1)3.

В процессе анализа управленческих изменений выявлены следующие тенденции:

1. В вузе как социальной организации содержится множество элементов, обеспечивающих качество образования, ко-

торые, часто взаимодействуя внутри организации, действуют самостоятельно на различные локальные сферы жизни города и области и, таким образом, возникают сетевые структуры, создаваемые для определенных целей, задач вуза и региона и постоянно координирующие свою деятельность в рамках метасистемы.

2. Стратегия и миссия вуза ориентируют систему управления на мобилизацию социального потенциала региона. При этом университет находит и опирается на те подсистемы социума, которые принимают новую парадигму качества образования как системно-социального и в рамках метасистемы пытаются создать

для каждого условия возможности реализации собственного потенциала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Университетом формируется новая философия управленческого мышления, суть которого — вдохновлять сообщество на создание условий, благоприятных для творческой и инициативной деятельности и в вузе, и в регионе.

4. Основой стиля управления становится поиск, проектирование и адаптация гибких организационных форм управления, которые становятся предметом осмысления и сознательного воздействия и имеют ориентацию на мобилизацию социального потенциала для обеспечения качества образования.

Рис. 1. Управление социальным качеством образования

Системно-социальное качество образования формируется в результате взаимодействия системы высшего образования и подсистем социума. Вуз и социум, развивая коммуникативные отношения для обеспечения качества образования, приводят в движение механизмы социального развития, социальной динамики региона. Вуз является составной частью интегрального интеллекта социума и тем самым выполняет социальный заказ, т. е. служит социуму. Механизм социального заказа движется по спирали, обеспечивает спиралевидные тенденции развития. Социум формирует социальный заказ, вуз выполняет его через систему образовательно-воспитательных функций, возвращает в социум заказ в виде выпущенных дипломированных профессионалов и получает ответную реакцию о качестве выполненного заказа. Корректировка возможна на уровне повышения квалификации, переподготовки кадров и, несомненно, на уровне внесения изменений в содержание, в технологии образовательно-воспитательного процесса с целью исправления «брака» в подготовке кадров нового поколения.

В основу механизмов управления социальным качеством образования положено согласование деятельности вуза с подсистемами социума в целях обеспе-

чения потребностей региона в высококвалифицированных специалистах, улучшения координации деятельности вузов региона, целенаправленного развития системы подготовки и рационального использования научного потенциала, внедрения достижений научно-технического потенциала и комплексного решения стратегических задач университета и задач региона.

Структура обеспечения социального заказа на подготовку кадров в регионе представлена на рис. 2. Ее принципиальное отличие от ныне существующей заключается в том, что стратегия администрации региона в области подготовки кадров основана на научном, обоснованном мониторинге рынка труда и кадровой политики, в котором в равной степени заинтересованы социально-экономический комплекс и региональная система образования. Не мониторинговые службы учебных заведений, предлагаемые сегодня Министерством образования РФ, а региональный комплекс независимых мониторинговых служб способен дать объективную оценку кадровой политике и рынку труда. Вместе со службой занятости они смогут определить, какие учебные заведения готовят специалистов, не востребованных рынком, или специалистов плохого качества.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Положение об Управлении учебно-методического обеспечения образовательных программ Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова // Базовое профессиональное образование в Костромском государственном университете им. Н. А. Некрасова. Справочно-информационный сборник. Вып. 5. Кострома, 2002. С. 39.

2 Сокращения, применяемые в табл. 2: ВТК — временный трудовой коллектив НИЛ — научно-исследовательские лаборатории; РИО — редакционно-издательский отдел; УНИД — управление научно-исследовательской деятельностью.

3 Условные обозначения на рис. 1: П1, П 2 и т. д. — подсистемы обеспечения высокого качества образования вуза; С 1, С 2 и т. д. — подсистемы социума.

I. Asadulina

STRATEGIC DIRECTIONS OF THE DEVELOPMENT OF REGIONAL UNIVERSITY DO REFLECTION OF SOCIAL QUALITY OF SOCIETY

In this article strategic directions of the development of a regional University in conditions of modernization of Russian educational system are considered. Changes of traditional structure of higher educational institution and the system of social management are consid-

ered against the background of changes that take place in regional social life. The problem of coordination of the activities of higher educational institution with the subsystems of social life is the basis of the changes which aim at satisfying the need1s of the region in skilled specialists, improvement of coordination of the activities of regional educational institutions, purposeful development of specialist training, efficient use of scientific potential, bringing into life scientific and technical achievements and complex solving of strategic problems of the region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.