УДК 338.22.69
Л.В. Иваненко, С.М. Петров* КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ МАЛЫХ И СРЕДНИХ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РЕГИОНЕ
В статье показана необходимость создания концепции управления развитием малых и средних строительных предприятий в регионе и представлена разработка программы мероприятий для ее реализации.
Ключевые слова: малый и средний строительный бизнес в регионе, управление развитием, концепция, программа, мероприятия.
В экономических словарях понятие «концепция» трактуется, во-первых, как система взглядов, формирующих то или иное понимание явлений, процессов; во-вторых, как единый генеральный замысел, определяющий стратегию действий, необходимых при осуществлении реформ, проектов, планов, программ и др.
В соответствии с таким определением концепцию управления развитием малых и средних строительных предприятий в регионе (далее — концепцию) можно трактовать как систему представлений об управлении развитием производственной деятельности малых и средних строительных предприятий в регионе в условиях развитой рыночной экономики с целью удовлетворения потребностей населения, проживающего на данной территории, посредством продажи или предоставления необходимых им товаров, продуктов или услуг (квадратные метры жилья, услуги жилищно-коммунального хозяйства и др.), а также обеспечения их производства, поставки, использования, что позволит получить прибыль производителям.
Концепция управления развитием малых и средних строительных предприятий в регионе — это система теоретических и методологических взглядов, подходов к пониманию и определению содержания, целей, задач, критериев, принципов и способов управления деятельностью малых и средних строительных предприятий и их развитием, а также формирование организационно-практических подходов к созданию механизма ее реализации в современных рыночных условиях.
В Самарском регионе в настоящее время разработана Стратегия развития малого и среднего предпринимательства на период до 2020 года.
Но с учетом значимости малого и среднего строительного предпринимательства для социально-
экономического развития региона возникла необходимость в создании концепции управления развитием малого и среднего строительного бизнеса в Самарской области.
В данной работе предлагается разработать такую концепцию для определения и выбора наиболее целесообразных методов управления с учетом Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ и Самарской области на период до 2020 года.
Основная идея концепции базируется на имеющемся в Самарском регионе экономическом потенциале, на высоком уровне развития строительной отрасли и стройиндустрии, начиная от стадии проектирования, добычи и производства строительных материалов, проведения строительно-монтажных, сантехнических, электротехнических, отделочных и прочих работ до сдачи законченных объектов в эксплуатацию.
Успешными малыми и средними строительными предприятиями в Самарском регионе можно назвать следующие: ООО строительная компания «Траверс», ООО строительная компания «Адамант», ООО строительная компания «Мосстрой», ООО «Базис» (все эти компании занимаются строительством); ООО «Альпстройсервис», осуществляющее не только строительные работы, но и капитальный ремонт; ООО «АСК», являющееся строительно-проектной компанией; ООО «Аста», которое также занимается строительством и проектными работами; ООО «Вега», позиционирущее себя на рынке как проектно-ремонтная компания.
Строительная отрасль Самарской области характеризуется мощной материально-технической базой, наличием серьезных научных разработок, высококвалифицированным персоналом (рабочие, специалисты, управленцы). Все это способствует обеспечению выполнения основных задач, постав-
* © Иваненко Л. В., Петров С.М., 2012
Иваненко Лариса Викторовна ([email protected]), кафедра экономики города и муниципального управления Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
Петров Сергей Михайлович ([email protected]), научно-технический центр «Организация работ в строительстве» Самарского государственного архитектурно-строительного университета, 443001, Российская Федерация, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 194.
ленных в концепции, и в сроки, согласующиеся со сроками реализации Стратегии развития малого и среднего бизнеса при достаточной и рациональной государственной и региональной поддержке и разумном использовании бюджетных средств.
Основной целью концепции является определение согласованного единого подхода к выявлению приоритетных направлений развития малого и среднего строительного предпринимательства в Самарском регионе с участием представителей органов региональной и муниципальной власти и потенциальных инвесторов (отечественных и зарубежных). Кроме того, к основным целям может быть отнесено и создание строительных кластеров с участием в них малых и средних предприятий.
Концепция реализуется путем осуществления мероприятий, направленных на подготовку территорий под строительство (застроенных или свободных), для развития производственной строительной деятельности, заключения соглашений о сотрудничестве с инвесторами, а также с научными и специализированными инновационными организациями различных направлений деятельности.
Системными проблемами в РФ и регионах, которые можно решить в процессе реализации концепции и непосредственного развития малого и среднего бизнеса в Самарской области, являются следующие:
— отсутствие земли под застройку; вторичное использование земли (после сноса или ликвидации ветхих и аварийных домов) под строительство зданий и сооружений приводит к чрезвычайно высокой ее стоимости;
— недостаток, а иногда и отсутствие высококвалифицированных кадров;
— высокий процент физического и морального износа строительных машин и механизмов;
— недостаточно качественная нормативно-правовая база;
— технологическое отставание от разработки инновационных научных исследований до их внедрения в практическую деятельность;
— неудовлетворительная по составу и качеству инфраструктура малого и среднего бизнеса в Самарском регионе.
Следует заметить, что на эффективность деятельности малых и средних предприятий особое влияние оказывает развитие инфраструктуры. Система специализированной инфраструктуры малого и среднего предпринимательства в регионе предполагает формирование целого комплекса услуг:
— подготовка и переподготовка строительных кадров (рабочих, специалистов, профессиональных управленцев-менеджеров);
— организация и проведение строительных ярмарок и выставок;
— предоставление консалтинговых, лизинговых, информационных, аудиторских и прочих видов услуг.
Инфраструктура поддержки малого и среднего строительного бизнеса предназначается для расширения предпринимательства, его развития и стимулирования. Кроме того, при оказании поддержки малому и среднему строительному предпринимательству необходимо учитывать, что данный бизнес в наибольшей степени отвечает нуждам и потребностям локальной региональной экономики.
Деятельность представителей органов власти по развитию и поддержке малых и средних строительных предприятий в регионе будет способствовать привлечению налоговых поступлений в бюджет области и, соответственно, росту инвестиционной привлекательности Самарского региона.
Развитие малого и среднего бизнеса в строительстве может также осуществляться на основе государственно-частного партнерства, что позволит повысить эффективность его деятельности, внедрить инновационные разработки в строительную практику, снизить риски инвестиционных и бюджетных расходов в процессе модернизации производственной материально-технической базы малых и средних строительных предприятий.
Кроме того, для достижения целей по совершенствованию управления развитием данного важного сектора территориальной экономики будет целесообразным создание регионального строительного кластера, включающего малый, средний и крупный строительный бизнес. Кластерная политика развития малого и среднего бизнеса в строительстве предполагает объединение целей и усилий всех участников кластера и координацию решения задач с целью получения синергетического эффекта в регионе в результате совместного эффективного функционирования малого, среднего и крупного строительного бизнеса.
Следует отметить, что в настоящий момент зачастую кластер рассматривают как форму территориально-пространственной организации экономики. Обратимся к определению понятия «кластер». Ряд авторов [1; 4; 5; 6] считают, что кластер — это интеграционная модель региональной экономики, включающая производителей, потребителей, сеть поставщиков, инфраструктуру, представителей органов власти, научно-исследовательские и проектные организации. Все члены кластера взаимосвязаны и участвуют в процессе создания цепочки добавленной стоимости. В кластере суммируются положительные синергетические эффекты, образующиеся в результате непосредственной близости производителей, с учетом сетевых эффектов и диффузии знаний и умений за счет миграции кадрового состава.
Важным является тот факт, что в границах территории региона располагаются крупные строи-
тельные компании, предприятия и организации совместно с малыми и средними строительными предприятиями. Таким образом, данные группы строительных предприятий — крупных и малых
— принимают участие в строительном процессе вместе и становятся взаимозависимыми друг от друга. В результате возникают устойчивые связи, формирующие обмен строительной продукцией, услугами, актуальной информацией, а также способствующие внедрению инноваций. Возникает кластерное образование, в котором проявляется синергетический эффект.
Далее укажем определенные преимущества, которые обеспечивает наличие строительного кластера в регионе.
Во-первых, преимущества для строительного бизнеса: в отрасли повышается производительность труда, возрастает эффективность деятельности предприятий, наблюдается спад издержек производства, расширяются масштабы производства, активизируется и стимулируется деятельность научно-исследовательской инфраструктуры, ускоряется инновационный процесс, создаются новые малые и средние строительные компании, улучшается кадровая политика в отрасли и регионе.
Во-вторых, преимущества для властно-административных органов: образуется удобный инструмент взаимодействия со строительным бизнесом, возрастает число налогоплательщиков и, соответственно, увеличивается налогооблагаемая база, создаются новые возможности для диверсификации строительной деятельности и социально-экономического развития территории, повышается уровень занятости населения, увеличивается уровень заработной платы в строительной отрасли и в регионе.
В состав основных задач федеральных и региональных органов власти должно входить обеспечение условий деятельности строительного кластера с помощью организации и проведения налоговой, бюджетной, социальной политики. Таким образом, обосновывается, что кластерная организация строительного бизнеса в регионе сегодня максимально отвечает современным вызовам экономики.
Однако следует сказать, что в данной статье мы рассматриваем строительный кластер как один из возможных способов реализации разрабатываемой концепции управления развитием малых и средних строительных предприятий в регионе.
В процессе создания концепции требуется сформировать перечень показателей уровня развития малого и среднего строительного бизнеса в Самарском регионе, а также установить ответственных за реализацию концепции управления развитием малых и средних строительных предприятий.
Отраслевая строительная политика должна оценивать текущую ситуацию, основные пробле-
мы и задачи развития малого и среднего строительного бизнеса, направления деятельности, а также ожидаемые результаты.
Для оценки эффективности деятельности малого и среднего предпринимательства в строительстве можно осуществлять мониторинг его функционирования в регионе.
Главной задачей разработки концепции управления развитием малых и средних строительных предприятий является создание механизмов управления, которые должны гибко реагировать на возможные изменения ситуации в политической, экономической и социальной сферах общества.
Важнейшей характеристикой малого и среднего бизнеса в строительстве является, во-первых, его ориентированность на местный локальный рынок и, во-вторых, способность решать региональные экономические и социальные проблемы.
К экономическим проблемам и задачам в регионе будут относиться следующие:
— наполнение предложениями малого и среднего строительного бизнеса регионального рынка строительных услуг;
— формирование конкурентной среды не только в малом и среднем строительном бизнесе, но и во всей строительной сфере региона;
— упрочнение налоговой базы и др.
К социальным региональным проблемам прежде всего следует отнести:
— создание в регионе среднего класса из предпринимателей малого строительного бизнеса;
— улучшение условий жизнедеятельности населения в регионе;
— открытие новых рабочих мест на малых и средних предприятиях строительного бизнеса и т. д.
Поэтому региональная политика поддержки малого предпринимательства предполагает взаимосвязь ее целей, направлений и приоритетов с текущим социально-экономическим положением региона с учетом перспектив его развития.
Целью реализации данной концепции будет являться создание такого строительного комплекса, структура которого сформирована из крупных, средних и малых строительных предприятий. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи.
Во-первых, разработать концепцию управления развитием малых и средних строительных предприятий в регионе. Во-вторых, создать условия реализации концепции управления малым и средним строительным бизнесом. Затем на основе концепции составляется проект, предназначенный для создания в регионе модели управления развитием малого и среднего строительного бизнеса. С целью реализации проекта формируется программа управления развитием малого и среднего строительного бизнеса.
Предлагаемая концепция содержит три блока: аналитический, организационный и экономический.
Аналитический блок предназначен для оценки социально-экономического состояния строительного комплекса региона и анализа строительных предприятий. В соответствии с полученными результатами формируются цели и задачи концепции, а также разрабатывается программа и обеспечиваются мероприятия по ее внедрению в регионе.
Организационный блок включает в себя следующие элементы: деятельность органов региональной власти по выработке и осуществлению мероприятий, направленных на создание необходимых условий по обеспечению управления развитием малого и среднего строительного бизнеса; деятельность органов исполнительной власти региона по созданию в структуре исполнительной власти подразделения, которое будет осуществлять контроль за развитием малого и среднего предпринимательства в строительстве.
Экономический блок включает в себя деятельность органов исполнительной власти региона по созданию условий для проведения анализа социально-экономического состояния предприятий строительного комплекса, а также для разработки проекта развития малого и среднего предпринимательства в строительстве.
Практическая реализация концепции управления развитием малого и среднего строительного бизнеса в регионе является реализацией программы, которая должна содержать:
— перечень строительных предприятий (крупных, средних и малых), функционирующих на территории региона;
— план мероприятий по управлению развитием малых и средних строительных предприятий;
— график выполнения данных мероприятий с указанием дат и ответственных лиц;
— финансово-экономические расчеты.
До сих пор на малый и средний строительный бизнес внимания обращали недостаточно. Сегодня в регионе имеются практически все условия для активного роста и развития этого локального сектора экономики. Предлагаемая в работе концепция позволит сформировать эффективное управление развитием малого и среднего строительного бизнеса.
Библиографический список
1. Иваненко Л.В. Управление регионом. Концепция мегакластерной организации экономики: монография. Самара: Изд-во СамНЦ РАН, 2008. 212 с.
2. Иваненко Л.В., Петров С.М. Основные проблемы малого и среднего предпринимательства в строительстве и пути их решения // Основы экономики, управления и права. 2012. № 1 (1). С. 71—76.
3. Иваненко Л.В., Петров С.М. Проблемы внедрения инноваций в деятельность малых и средних строительных предприятий // Основы экономики, управления и права. 2012. № 2 (2). С. 41—47.
4. Мосейко В.О., Фесенко В.В. Выявление региональных кластеров: методологические подходы // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 7 (64). С. 58-64.
5. Рыбаков Ф.Ф. Теория кластеров и формирование инвестиционно-строительного комплекса // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 18 (75). С. 57-61.
6. Исакин М.А., Теплых Г.В. Условия развития кластеров в экономической системе Пермского края // Региональная экономика: теория и практика. 2009. № 24 (117). С. 27-34.
L.V. Ivanenko, S.M. Petrov* THE CONCEPTION OF DEVELOPMENT MANAGEMENT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED CONSTRUCTION ENTERPRISES IN THE REGION
In the article the necessity of creation of conception of development management of small and medium-sized construction enterprises in the region and the development of the program of measures for its realization is shown.
Key words: small and medium-sized construction business in the region, development management, conception, program, measures.
* Ivanenko Larisa Viktorovna ([email protected]), the Dept. of Economy of the City and Municipal Management, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.
Petrov Sergey Mihailovich ([email protected]), scientific and technical center «The organization of works in civil engineering», Samara State University of Architecture and Civil Engineering, Samara, 443001, Russian Federation.