УДК 340 DOI: 10.31249/rgpravo/2021.01.15
АЛФЕРОВ О Л 1 КОНЦЕПЦИЯ «УМНЫЙ ГОРОД» - ПРОЕКТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ ЛЮДЕЙ. (Обзор).
Аннотация. Рассматриваются вопросы внедрения новых цифровых технологий, в том числе искусственного интеллекта, в интеллектуальную инфраструктуру городов, научный, экономический и информационно-технологический взгляды на реализацию концепции «Умный город», опыт воплощения этого проекта в Москве и других городах мира.
Ключевые слова: искусственный интеллект; интеллектуальная инфраструктура; Умный город; Интернет вещи.
ALFEROV O.L. The concept of «Smart city» - the project of intellectual infrastructure of the human habitat. (Review).
Abstract. The article discusses the introduction of new digital technologies, including artificial intelligence, in the intelligent infrastructure of cities, scientific, economic and information technology views on the implementation of the «Smart city» concept, and the experience of implementing this project in Moscow and other cities around the world.
Keywords: artificial intelligence; intelligent infrastructure; smart city; Internet of things.
В последнее время наблюдается значительный интерес к концепции «Умный город», поскольку этот проект является наиболее жизнеспособным решением проблем, возникающих в результате урбанизации городов; это прежде всего - обеспечение
1 О.Л. Алферов, ведущий редактор Отдела правоведения ИНИОН РАН.
140
приемлемых условий жизни и строительство интеллектуальной инфраструктуры будущего. Цифровые технологии, такие как Интернет вещи, искусственный интеллект, большие данные и геопространственные технологии, тесно связаны с этим проектом. С помощью современных цифровых технологий города стремятся оптимизировать свою деятельность и услуги. Кроме того, города активно поддерживают современные цифровые технологии, способствующие цифровизации и появлению основанных на данных технологиях инноваций [7].
Термин «Умный город» - калька с английского понятия «Smart city», возникшего в конце 90-х годов. Поначалу этот термин был синонимом зеленых технологий. В 2000-е акцент сместился к IT-инструментам, с помощью которых «Умный город» управляет данными, а в итоге повышает качество жизни населения.
Исследователи выделяют несколько определений этого понятия: с научной, хозяйственной и информационной точек зрения.
Научный взгляд. «Умный город - безопасный, экологически защищенный (зеленый) и эффективный городской центр будущего с передовой инфраструктурой из сенсоров, электроники и сетей, которая стимулирует устойчивый экономический рост и высокое качество жизни». «Это город, стратегически выстраивающий и реализующий развитие экономики, человеческого капитала, системы руководства городом, инфраструктуры мобильности, защиты окружающей среды и качества жизни. Такое развитие построено на умной комбинации эндаументов и деятельности граждан, осознанно и свободно принимающих решения» [цит. по: 7, p. 20].
Хозяйственный (городской) взгляд. «Умный город - продвинутый и высокотехнологичный город, который объединяет людей, информацию и элементы городской инфраструктуры. Он имеет простую систему управления и обслуживания городского хозяйства и использует новые технологии в целях устойчивого формирования зеленого города (совершенствования защиты окружающей среды), создания конкурентной и инновационной торговли и повышения качества жизни» [Ibid.].
Информационно-технологический подход. «Умный город основан на интеллектуальном обмене информацией, протекающем между большим числом его различных подсистем. Город анализи-
рует и транслирует этот поток информации гражданам и компаниям и обрабатывает его так, чтобы сделать свою экосистему более устойчивой и экономичной по затратам на ресурсы. Обмен информацией базируется на модели умного операционного управления, разработанной для устойчивого развития городов» [цит. по: 7, с. 20].
Британский институт стандартов (British Standart Institution, BSI) описывает умный город, как «эффективную интеграцию физических, цифровых и человеческих систем в искусственно созданной среде с целью обеспечить устойчивое, благополучное и всестороннее будущее для граждан». ИКТ позволяют городской власти напрямую взаимодействовать с сообществами и городской инфраструктурой и следить за тем, что происходит в городе, как город развивается и какие способы позволяют улучшить качество жизни. За счет использования датчиков, интегрированных в режиме реального времени, накопленные данные от городских жителей и устройств обрабатываются и анализируются. Собранная информация является ключом к решению проблем неэффективности [4].
Европейский союз (ЕС) определяет «Smart city» как «место, где традиционные сети и услуги становятся более эффективными с использованием цифровых и телекоммуникационных технологий для блага его жителей и бизнеса» [цит. по: 6].
Почему отдается предпочтение городам? Города являются прибыльными местами для экономического роста, поскольку 80% текущего мирового ВВП производится в городах. Эта тенденция, как предполагает Э. Хямяляйнен, сохранится, поскольку города уже обеспечивают жильем более половины населения стран мира и, по оценкам, к 2050 г. их число увеличится до 66%. В дополнение к экономическому богатству и процветанию городские районы предлагают более широкие возможности трудоустройства и альтернативы для получения высшего образования. Кроме того, в городах создаются благоприятные условия для новых инноваций и бизнеса. Обратной стороной урбанизации и повышения благосостояния является увеличение объема потребления, отходов и загрязнения окружающей среды. По данным ЮНЕП, более 75% мировых энергетических и материальных потоков потребляется в городах [6].
На основе опыта стран, где концепция «Smart city» уже активно работает, исследователи выделяют два основных подхода к ее реализации: проектирование и создание новых городов. В большинстве случаев это относительно небольшие, компактные населенные пункты, где инфраструктура изначально строится по жестким стандартам, обеспечивающим максимальную интеграцию всех систем. Часто развитие такого города рассматривается как единый мегапроект, который включает отдельные проекты и под-проекты. Его общая цель - высокая экономическая эффективность. Такой подход используют в Южной Корее, ОАЭ, Китае. Наиболее удачным примером «умного города», построенного с нуля, считается южнокорейский Сонгдо. Лидерами инновационного развития инфраструктуры города считаются Амстердам, Стокгольм, Барселона, Сингапур [1, с. 29-30]. Здесь реализуются локальные или комплексные проекты по внедрению интеллектуальных технологий в городское хозяйство, которые объединяются затем в системы.
Структура «Умного города» охватывает практически все сферы жизнедеятельности: государственное управление, транспортную мобильность, коммунальные системы, здравоохранение, образование, общественную безопасность, финансы, торговлю, производство, экологию и жилую среду. «Умный город» образуют: инновационная экономика - внедрение новшеств в реальном секторе, защищенная ИТ-инфраструктура, развитые ИТ; городская инфраструктура - транспорт, энергетика / коммунальные услуги, охрана окружающей среды; интегрированное управление - прозрачная экономика, представительная и прямая демократия, услуги для граждан и бизнеса; «умные жители», обеспечивающие функционирование инновационной экономики - умное образование, компьютерная грамотность, умное здравоохранение» [1, с. 30].
Умные города исследуются в течение более десяти лет. Во всем мире можно наблюдать более 150 примеров умных городов, которые, как правило, классифицируются на жестко ориентированные ИКТ-инфраструктуры и мягкие ИКТ-инфраструктуры в городском пространстве. Поскольку до сих пор не существует четкого подхода к умному городу, международные организации предприняли несколько попыток стандартизировать решения для умного города, такие как умная вода, энергетика, транспорт, здания и т.д. [5].
В последнее время ученые начали критиковать концепцию «Умного города», ставить под сомнение эффективность и потенциал умных городов. Некоторые из них утверждают, что умный город - это в основном результат маркетинговых кампаний поставщиков, другие - что умные города представляют собой немногим более чем обычные городские инновации. Более того, многие из них спорят о технологических прилагательных к слову «город». Например, предлагается отличать «умный город» (город, который обладает вычислительной мощностью для выполнения задач) от «интеллектуального города» (город, который использует результаты применения инноваций в городском пространстве) [5].
В России первыми «Умными городами» принято считать Москву и Санкт-Петербург. В исследовании Национального исследовательского института технологий и связи (НИТИС), выпущенном в 2017 г., было изучено 15 российский городов-миллион-ников. Обе столицы получили в рамках исследования статус «лидеров». Следом расположились Казань и Екатеринбург, оцененные как «эффективно развивающиеся». Замкнули рейтинг Самара и Волгоград, отнесенные к «начинающим» [3].
К сожалению, как отмечают некоторые исследователи, развитие умных городов, в том числе в России, носит фрагментарный характер и сводится к продвижению отдельных систем: автоматизации ЖКХ, умному общественному транспорту и т.п. Решить эту проблему предназначена в России правительственная программа «Умный город», направленная на модернизацию 180 городов с населением от 100 тыс. человек [3].
Развитие российского законодательства применительно к «умным городам» продолжается. В марте 2019 г. Минстрой России утвердил стандарт «Умный город», который подразумевает цифровизацию всех городов страны. Это должно повысить качество жизни россиян и решить множество экономических и организационных задач1.
1 См.: Города с интеллектом. - Режим доступа: https://rg.ru/2020/03/11/ reg-skfo/na-iuge-strany-nachali-masshtabnuiu-cifrovizaciiu-krupnyh-gorodov.html ; Проект цифровизации городского хозяйства «Умный город». - Режим доступа: https://minstroyrf.gov.ru/trades/gorodskaya-sreda/proekt-tsifrovizatsii-gorodskogo-kho zyaystva-umnyy-gorod/ ; Минстрой утвердил стандарт умного города. - Режим доступа: https://d-russia.ru/minstroj-utverdil-standart-umnogo-goroda.html (дата обращения: 17.10.2020).
Заметная подвижка в нормативно-правовом регулировании внедрения ИИ в жизнь российских городов все-таки есть: с 1 июля 2020 г. вступил в силу Федеральный закон от 24 апреля 2020 г. № 123-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в ст. 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных"». Экспериментальный правовой режим специального регулирования устанавливается на пять лет в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в г. Москве, а также последующего возможного использования результатов применения искусственного интеллекта (ст. 1 Закона).
Целями установления экспериментального правового режима согласно ст. 3 указанного Закона являются: 1) обеспечение повышения качества жизни населения; 2) повышение эффективности государственного или муниципального управления; 3) повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов в ходе внедрения технологий искусственного интеллекта; 4) формирование комплексной системы регулирования общественных отношений, возникающих в связи с развитием и использованием технологий искусственного интеллекта, по результатам установления экспериментального правового режима.
Задачами установления экспериментального правового режима признаются: 1) создание благоприятных правовых условий развития технологий искусственного интеллекта; 2) апробация технологий искусственного интеллекта и результатов его применения в г. Москве; 3) оценка эффективности и результативности введения специального регулирования по результатам установления экспериментального правового режима.
Основные принципы рассматриваемого режима: его прозрачность; защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение безопасности личности, общества и государства; недискриминационный доступ к результатам применения искусственного интеллекта.
В г. Москве постановлением ее правительства с 9 августа 2011 г. № 349-ПП действовала государственная программа «Ин-
формационный город», постановлением правительства г. Москвы от 4 июня 2019 г. № 634_ПП в эту Программу внесены изменения, в том числе в ее название. Сегодня эта государственная программа именуется «Умный город». Ее целями являются: 1) обеспечение устойчивого роста качества жизни москвичей и благоприятных условий ведения предпринимательской и иной деятельности за счет использования цифровых технологий.; 2) централизованное, сквозное и прозрачное управление городом на основе больших данных и с использованием технологий ИИ; 3) повышение эффективности государственных расходов, в том числе за счет внедрения государственно-частного партнерства в сфере цифровых технологий.
Москва поднялась на 16-е место в рейтинге умных городов, который составляет швейцарский Международный институт управленческого развития (IMD Business School). В исследовании, обнародованном 17 сентября 2020 г., российская столица заняла 56-ю строчку [4]. Первое место списка второй год подряд досталось Сингапуру. Вторая позиция - Хельсинки [4; 7], третье - Цюриху. Следом расположились Окленд и Осло, а первую «десятку» замкнул Нью-Йорк. Кроме российской столицы в рейтинг был включен Санкт-Петербург, занявший 73-ю позицию, не изменив положение по сравнению с 2019 г. В рейтинг вошли 109 городов. Лидером в Китае оказался Чжухай (провинция Гуандун), которому специалисты отдали 62-е место [4].
Эксперты вышеупомянутого исследования НИТИС провели также опрос жителей мегаполисов на предмет существующих технологий и их доступности. Города оценивались по пяти направлениям: здоровье и безопасность, мобильность, активность, возможности и управление. В докладе говорится, что жители развивающихся стран чаще всего называли серьезными проблемами загрязнение воздуха и заторы на дорогах, а также проблемы безопасности и коррупции. У городов в развитых странах были другие проблемы, такие как безработица, образование и социальная мобильность. Кроме того, по всему миру отмечены трудности с доступностью жилья. В исследовании 2020 г. особое внимание было уделено пандемии COVID-19, поскольку многие страны прибегли к различным технологиям для борьбы с заболеванием [4].
Проекты создания умных городов существуют практически во всех частях света - от Южной Америки до Океании. Конечно, все они разные, со своими особенностями, степенью оцифрован-ности и внедрения хайтек-технологий. Но среди них есть и такие, которые поражают, как отмечают авторы. воображение даже современного человека. Вот некоторые из них.
Китайский Иньчуань стал сегодняшним воплощением умного города будущего. Главная особенность - повсеместное внедрение системы распознавания лиц. Гражданам города не нужен даже телефон, чтобы оплатить проезд в общественном транспорте или покупку в магазине. Иньчуань - один из 200 пилотных городов Китая, где внедряются стандарты Smart dty. Правительство КНР планирует к 2050 г. переселить в города примерно 250 млн сельских жителей.
Японский Фудзисава, который находится недалеко от Токио, очень близок к первым прототипам «Smart city», главной целью которых была экологичность. Возобновляемые источники энергии, умные гаджеты, помогающие экономить ресурсы, автономное жизнеобеспечение и шеринговая экономика - это все Фудзисава. Управлять всем можно через мобильное приложение, напрямую подключенное к городскому порталу. У каждой семьи в Фудзисаве есть своего рода блог, в котором можно, например, выдвигать общегородские инициативы. Организовать такой подход оказалось не очень сложно - ведь в городе живет всего три тысячи человек.
Милтон-Кинс - самый умный город Великобритании. Его история началась в 60-х годах прошлого века, город построили рядом с Лондоном, чтобы разгрузить его перенаселенные пригороды. В основу проекта легла умная планировка. В городе нет исторического центра, а спроектирован он в виде сетки перпендикулярных скоростных шоссе с шагом в один километр. Сегодня город стал инновационным транспортным хабом, в котором активно разрабатываются и внедряются беспилотные автомобили. Помимо беспилотников в городе внедряется система «MK: Smart». Она собирает и сводит воедино данные о городе из разных источников: показания спутников, датчиков в почве и системах энерго-и водопотребления; информацию с камер видеонаблюдения с функцией распознавания; социальные и экономические показате-
ли. Все это делает Милтон-Кинс одним из самым быстрорастущих и перспективных умных городов.
В начале октября 2019 г. отечественные СМИ сообщили, что Таганрог стал первым умным городом Юга России. Впервые российский город, не являющийся миллионником, был отнесен к «Smart city». Это вселяет оптимизм и позволяет надеяться, что ведомственный проект Минстроя «Умный город», о котором упоминалось выше, послужит реальным драйвером цифровизации городов в регионах [3].
Эксперты считают, что в мире в ближайшее время будет около 600 умных городов. Хотя критики концепции умного города утверждают, что все предъявляемые сегодня в качестве моделей роста умные города - это на 90% нереализованные обещания. Одна из причин отставания реальности от идей - инвестиции. Еще одна потенциальная проблема, которая нас ждет при резком развитии умных городов - дефицит центров обработки данных (ЦОД). Именно в них стекаются, а потом обрабатываются все потоки информации от многочисленных городских сенсоров. Справятся ли технологии с экспоненциальным ростом электронной периферии, пока не ясно [3].
Умные города следующего поколения, полагают эксперты, должны развиваться из высокотехнологичных хабов в мыслящие объекты, которые могут адаптироваться и саморегулироваться. Главное здесь - точное понимание какими характеристиками должны обладать умные города и как они смогут сделать жизнь горожан комфортной и безопасной. Ответы на эти вопросы являются главными вызовами, стоящими сегодня перед учеными, архитекторами и урбанистами [3].
Основные выводы экспертов следующие.
• К 2050 г. 66% всех людей будут жить в городах. Урбанизация может вызвать нехватку энергии, привести к транспортному коллапсу, загрязнению окружающей среды и т.д. Для решения социальных, экономических и экологических проблем как государственный, так и частный сектор активно инвестируют в технологии умного города.
• Глобальные инвестиции в умные города вырастут с 36,8 млрд долл. в 2016 г. до 88,7 млрд долл. к 2025 г.
• Среди мотивов злоумышленников, которые побуждают их атаковать умные города: желание проверить свои хакерские способности, похищение денег и личных данных пользователей, а также корпоративной информации; шпионаж или организация хак-тивистской кампании.
• Среди целей хакеров при атаках на критическую инфраструктуру умных городов: намеренная организация ДТП, организация перебоев в подаче электроэнергии; похищение личной информации пользователей, электроэнергии; перехват управления устройствами и системами; нарушение транспортной системы и др.
• Атака на умные города проходит в четыре этапа: статистический анализ (анализ устройств и систем, чья уязвимость может быть использована), сканирование (обнаружение целей и точек входа), сбор информации (получение данных для доступа путем фишинга и т.п.), осуществление самой кибератаки. Уязвимым местом умных городов является в том числе некорректное использование умных технологий на их территории [4].
«Сейчас модно говорить о концепциях умного города, умного государства, умного правительства. Но говорить мало, - заявил В.Д. Зорькин, Председатель Конституционного суда РФ, выступая на Петербургском международном юридическом форуме. - Об этом говорили советские кибернетики еще в 70-х годах прошлого века. Но властные элиты не прислушались к их мнению. Теперь в условиях, когда в мире ведется буквально гонка по внедрению технологий новой промышленной революции, новых систем управления обществом, наша страна не имеет права быть на периферии этого процесса. Искусственный интеллект и большие данные должны стать фактором смены парадигмы управления. По этому пути идут и Соединенные Штаты Америки, и Китай, и другие крупные страны» [2].
Список литературы
1. Абламейко М., Абламейко С. «Умный город»: От теории к практике // Наука и инновации. - 2018. - № 6 (184). - С. 28-34.
2. Зорькин В.Д. Право в цифровом мире : Размышление на полях Петербургского международного юридического форума. - Режим доступа: https://rg.ru/2018/05/29/zorkin-zadacha-gosudarstva-priznavat-i-zashchishchat-cifrovye-prava-grazhdan.html (дата обращения: 10.10.2020).
3. Петрова А. История и будущее умных городов. - Режим доступа: https://hightech.plus/2019/11/26/istoriya-i-budushee-umnih-gorodov (дата обращения: 10.10.2020).
4. Умные города. Smart cities // Государство. Бизнес. ИТ. - 2020. - Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:УмньIе_города_(Smart_cities)# (дата обращения: 17.10.2020).
5. Anthopoulos L., Janssen M., Weerakkody V. A Unified Smart City Model (USCM) for smart city conceptualization and benchmarking // E-Planning and collaboration: Concepts, methodologies, tools, and applications. - 2018. - С. 523-540. - Mode of access: https://www.igi-global.com/chapter/a-umfied-smart-city-model-uscm-for-smart-city-conceptualization-and-benchmarking/211294 (дата обращения: 10.10.2020).
6. Hamalainen M. A Framework for a Smart city design: Digital transformation in the Helsinki smart city // Contributions to management science. - 2020. - С. 63-86. -Mode of access: https://www.researchgate.net/publication/335431099_A_Framework_for_a_Smart_ City_Design_Digital_Transformation_in_the_Helsinki_Smart_City (дата обращения: 10.10.2020).
7. Smart cities: Models, tools, rankings, and standarts // International journal of open information technologies / Drozhzhinov V., Kupriyanovsky V., Namiot D, Sinya-gov S., Kharitonov A. - 2017. - Vol. 5, N 3. - Р. 19-47.