Научная статья на тему 'Концепция учебника нового поколения курса естествознание'

Концепция учебника нового поколения курса естествознание Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матросов В. Л., Разумовская И. В., Пятунина С. К., Маландин В. В., Пурышева Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция учебника нового поколения курса естествознание»

Рис. Модель учебного предмета

ние социальных норм, коммуникативная компетентность, целостное мировоззрение, готовность к самообразованию и т. п.). О достижении предметных результатов свидетельствует усвоение учащимися опыта естественнонаучной деятельности, системы основополагающих элементов естественнонаучного знания. Индикаторами метапред-метных результатов являются универсальные учебные действия (УУД), к которым относятся личностные, регулятивные (включающие также действия саморегуляции), познавательные, коммуникативные.

Особенности познавательной деятельности учащихся - еще один фактор, влияющий на содержание предмета. При его конструировании следует учитывать, что для гуманитариев характерны: аналитическое восприятие, конкретно-образное мышление, образная память, творческое, эмоциональное воображение, ведущей деятельностью для них является общение, их познавательные интересы связаны с гуманитарной сферой.

При определении содержания учебного предмета «Естествознание» следует руководствоваться принципами его отбора и структурирования, к которым относятся:

• дидактические принципы: научности, доступности, наглядности, системности, интеграции, МПС и др.;

• частнометодические принципы: генерализации и цикличности;

• методологические принципы: соответствия, дополнительности, причинности, симметрии;

• общенаучные принципы: эволюции, самоорганизации, синергетики.

Эти факторы и принципы будут учтены в содержании учебного материала, представленного как в учебнике, так и во всех компонентах УМК. Кроме того, они влияют и на дидактический арсенал учебника и других пособий, входящих в УМК. В сообщении были представлены требования к тексту учебника (проблемное изложение материала, вариативность, наличие обобщающих схем и таблиц и др.), к заданиям (вопросы для самопроверки, задания, направленные на формирование УУД, на подготовку докладов, рефератов, выполнение проектов, проведение исследований и др.), к описанию эксперимента, к иллюстрациям.

Выступление д-ра хим. наук, проф., зав. кафедрой физики твердого тела И. В. Разумовской был посвящен идее отражения в учебном курсе основ нанотехнологии в условиях эволюционного развития науки и техники.

Основной и принципиально новой концепцией учебника является последовательное рассмотрение эволюции Все-

ленной, Солнечной системы, Земли, живой природы, человека и созданной им науки и техники. При этом основные идеи, законы и достижения астрономии, физики, химии, биологии, информатики «включаются» по мере разворачивания картины возникновения всего окружающего мира. Завершается учебник прогнозами дальнейшего развития Вселенной, Земли, человека и человечества. В этом прогнозе особое внимание уделено нано-технологиям (НТ), представляющим собой основной компонент уже возникшего слияния НБИК-технологий (нано-, био-, информационных и когнитивных технологий).

Такой эволюционный подход принципиально отличен от других, отраженных в имеющихся учебниках, учебных пособиях и курсах, где окружающий учащегося мир предстает как сложная, но неизменная структура. При предлагаемой концепции попеременное использование идей и знаний из области разных наук практически демонстрирует учащемуся условность их разделения и глубинную взаимосвязь. Эволюционный подход в силу своей эмоциональности наиболее отвечает особенностям обучения в классах гуманитарного профиля. Единство живого и неживого мира будет подчеркиваться ссылками не только на знаменитые работы В. И. Вернадского, но и на стихи таких поэтов-философов, как Уильям Блейк, Иоганн Вольфганг Гете и др.

Предлагаемая концепция учитывает, что в пределах выделенных на естествознание часов невозможно изложить весь материал по физике, химии и биологии. Главная задача - создать в общих чертах научную картину мира, показать роль техники в человеческой цивилизации, в том числе роль НТ, максимально используя эмоциональный момент. Вместо сухого академизма и создания трех моноцветных картин мира, которые учащиеся должны потом совмещать в многоцветную, мы выбрали пуантилизм.

Введение в учебник отдельных вопросов НТ обусловлено тремя важнейшими причинами. Во-первых, в национальных программах всех стран кадровая составляющая оказалась очень важной и проблематичной, поэтому необходимо начинать знакомство с основами НТ уже в школе, как это делается в промышленно развитых странах. В области НТ работают не только инженеры и ученые, но также юристы, патентоведы и пр. Во-вторых, знание основ естествознания, основ НТ необходимо культурному человеку. Наконец, третье. Реальное развитие НТ определяется не только экономическими, но и политическими факторами, религиозными и пр. Недостаточное понимание перспектив НТ может привести к отторжению достижений НТ со стороны населения (как это произошло с генномодифицированными продуктами).

Для создания такого учебника важно постоянное взаимодействие авторов, представляющих различные области естественнонаучного знания, и оно уже сложилось на базе НОЦ «Нанотехнологии» МПГУ. Апробацию разрабатываемого курса планируется провести уже в 2013-2014 учебном году.

КОНЦЕПЦИЯ УЧЕБНИКА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ КУРСА «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»

В. Л. Матросов, академик РАН,

академик РАО

Н. С. Пурышева, проф.

19 февраля 2013 г. состоялся семинар по обсуждению проблем, связанных с разработкой концептуальных положений содержания интегрированного курса «Естествознание» для учащихся классов гуманитарного профиля, который разрабатывается в рамках проекта «Содержание образовательного контента по направлению «для старшей школы с элементами сведений о нанотехнологиях и наноиндустрии». В работе семинара приняли участие директор департамента образовательных программ ОАО «РОСНАНО» Е. Н. Соболева, представители ОАО «РОСНАНО» А. Е. Мельников, профессор СПбГУ, д-р пед. наук, ведущий эксперт Программы «Школьная лига РОСНАНО» Л. С. Илюшин, представители АНО «ШГО» проф., д-р физ.-мат. наук Е. Я. Коган, доцент, канд. пед. наук В. А. Прудникова, проф. МГУ, замдекана факультета наук о материалах, чл.-корр. РАН, д-р хим. наук Е. А. Гудилин, представители ООО «ИнтерГрафика» В. В. Белага, Ю. А. Панебратцев; ученые МПГУ: д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой теории и методики обучения физике Н. С. Пурышева, д-р хим. наук, проф., зав. кафедрой физики твердого тела И. В. Разумовская, канд. биол. наук, доцент, декан биолого-химического факультета, и.о. директора НОЦ «Нанотехнологии» С. К. Пятунина, канд. психол. наук, доцент, зав. кафедрой психологии образования А. С. Обухов, д-р пед. наук, проф. кафедры методики преподавания биологии биолого-химического факультета А. В. Теремов, директор Научно-исследовательского института Комплексных проблем непрерывного педагогического образования Г. А. Артамонов, директор УНЦ Приоритетных исследований и проблем подготовки научно-педагогических кадров В. В. Маландин.

На семинаре были заслушаны и обсуждены доклады Н. С. Пурышевой «Концепция учебника нового поколения курса «Естествознание» и И. В. Разумовской «Отражение основ нанотехнологий в учебнике естествознания».

Сообщение зав. кафедрой теории и методики обучения физике Н. С. Пурышевой было посвящено концепции курса «Естествознание» и требованиям к учебно-методическому комплекту, исходя из необходимости, возможности и целесообразности создания для учащихся классов гуманитарного профиля интегрированного естественнонаучного курса, позволяющего сформировать у них целостное представление об окружающем мире. Необходимость диктуется, с одной стороны, существующими нормативными документами: изучение этого предмета предусмотрено учебными планами, разработанными как в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего среднего образования (2004), так и в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего среднего образования (2012), а с другой стороны, отсутствием курса «Естествознание», полностью удовлетворяющего требованиям нормативных документов и образовательной практики.

И. В. Разумовская, проф. С. К. Пятунина, доц. В. В. Маландин, доц.

Возможность интеграции естественнонаучных знаний в едином курсе обусловлена тем, что существуют объективные основания для ее реализации. К ним относятся:

• общий предмет изучения;

• общая методология познания;

• общие принципы развития объектов природы;

• интеграция наук (интегрированные картины мира - естественнонаучная картина мира);

• интеграция научного и прикладного знания (нанотехнологии, биотехнологии, информационные технологии др.);

• интегрированный подход к изучению и решению экологических проблем.

Изучение такого интегрированного курса гуманитариями представляется вполне оправданным и целесообразным, поскольку он обладает неизмеримо большим мировоззренческим потенциалом, нежели монопредметные курсы, и позволяет сформировать представления учащихся о единстве материального мира, о месте человека в этом мире, об общей методологии естественнонаучного познания и в итоге о целостной естественнонаучной картине мира, а также в большей степени, чем монопредметные курсы, соответствует интересам, профессиональным намерениям и особенностям познавательной деятельности гуманитариев.

Н. С. Пурышевой были раскрыты концептуальные подходы к конструированию учебного предмета «Естествознание», к его содержанию и структуре, а также к УМК как средству обучения предмету. Как известно, учебный предмет (в нашем случае естествознание) состоит из содержательного и процессуального компонентов (см. рисунок). В свою очередь, содержательный компонент включает, с нашей точки зрения, как предметные научные знания, так и внепредметные знания: математические, исторические, философские, методологические и др.

В процессуальный компонент входят способы деятельности и формы организации процесса.

Источником содержания учебного предмета «Естествознание» является, прежде всего, естествознание как система наук о природе. Основным фактором, который следует учитывать при определении содержания курса, являются цели обучения.

Эти цели перечислены в Федеральном государственном образовательном стандарте общего среднего образования в виде образовательных результатов, к которым относятся личностные, мета предметные и предметные результаты. В их достижение вносят вклад все учебные предметы, в том числе и естествознание.

Индикатором достижения личностных образовательных результатов являются определенные качества личности (гражданская идентичность, толерантность, призна-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.