Научная статья на тему 'Концепция участия СибАДИ в проекте развития транспортной инфраструктуры Сибири и Арктической зоны России'

Концепция участия СибАДИ в проекте развития транспортной инфраструктуры Сибири и Арктической зоны России Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
88
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНЖИНИРИНГОВЫЙ ЦЕНТР / ПРОДВИЖЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ РАЗРАБОТОК

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Боброва Татьяна Викторовна, Перфильев Максим Сергеевич

Рассмотрены основные направления проектной деятельности инжинирингового центра СибАДИ для решения задач модернизации и строительства объектов транспортной инфраструктуры Сибири и арктической территории Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция участия СибАДИ в проекте развития транспортной инфраструктуры Сибири и Арктической зоны России»

УДК 625.7/8 : 658.5

КОНЦЕПЦИЯ УЧАСТИЯ СИБАДИ В ПРОЕКТЕ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СИБИРИ И АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИИ

Т.В. Боброва, М.С. Перфильев Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ), г. Омск

Рассмотрены основные направления проектной деятельности инжинирингового центра СибАДИ для решения задач модернизации и строительства объектов транспортной инфраструктуры Сибири и арктической территории Российской Федерации.

Ключевые слова: кадровый потенциал, инжиниринговый центр, продвижение инновационных разработок.

Сибирь и Арктические территории Российской Федерации вносят значительный вклад в экономическое развитие и доходы бюджетной системы страны - здесь производится более 40 % ВВП. В Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на экономику Севера возлагается миссия финансово-экономической поддержки перехода страны на инновационный путь развития и своего движения в этом направлении. Новые возможности для экономического развития открываются, прежде всего, в связи с освоением месторождений углеводородов в прибрежных районах и на арктическом шельфе. Одним из острых вопросов при этом является слабая транспортная доступность, отсутствие инженерной инфраструктуры. Особенность данной территории заключается в сложнейших природно-климатических условиях, что требует разработки специальных инженерных мероприятий, тщательного анализа принимаемых проектных решений и мониторинга в процессе строительства и эксплуатации объектов.

За период существования, СибАДИ подготовил большое количество инженеров в области проектирования и строительства промышленных, гражданских и транспортных объектов. Выпускниками вуза созданы многочисленные компании в различных сферах и сегментах промышленного и строительного бизнеса в различных регионах страны: от малых инновационных предприятий до крупнейших производственно-строитель-

ных холдингов. Инженерами, работающими в Омских научных, образовательных, проект-но-изыскательских и строительных компаниях накоплен опыт проектирования и строительства объектов в самых разных условиях. Таким образом, в Омской области сложился необходимый кадровый, производственный, научный и образовательный потенциал для решения инженерных задач любой сложности в данной сфере.

Основная цель создания инжинирингового центра (ИЦ) СибАДИ заключается в кооперации технических вузов, научных, инновационных, проектно-изыскательских и строительных предприятий Омского региона для предоставления образовательных и инжиниринговых услуг при реализации инвестиционно-строительных проектов в области развития транспортной инфраструктуры на основе активного использования российского и международного опыта управления строительными инвестиционными проектами.

Намечены основные направления деятельности инжинирингового центра СибАДИ на ближайшую перспективу:

1. Организация и методическое обеспечение целевой подготовки специалистов в области управления строительными и инфраструктурными проектами. В области образования предусматривается создание системы целевой подготовки инженеров, магистров, кандидатов наук для кадрового обеспечения проектов транспортного строительства, НИОКР, повышение квалификации и дополнительное

образование работников предприятий, занятых в проектировании и транспортном строительстве.

2. Экспертиза и оптимизация существующих, поиск и разработка новых конструктивных, организационных и технологических решений в области строительства инженерной и транспортной инфраструктуры в условиях Сибири и Арктических территорий России. Научный и инженерный задел по данному направлению представлен следующими разработками:

• оптимизация конструктивно-технологических и организационных решений при сооружении земляного полотна и иных сооружений на вечной мерзлоте и в зоне глубокого промерзания грунтов;

• изучение динамических и статических свойств дорожно-строительных материалов;

• изучение усталостных свойств, колебательных процессов при воздействии динамических нагрузок;

• оптимизация дорожных конструкций;

• комплексное использование золошлако-вых отходов ТЭЦ в транспортном строительстве;

• повышение безопасности и грузоподъёмности ледовых переправ и автозимников;

• разработка конструкций плавающих насыпей автомобильных дорог на слабых основаниях на основе новых материалов и технологий сооружения;

• разработка технологии осушения и укрепления переувлажнённых глинистых грунтов для сооружения земляного полотна линейных объектов;

• реализация технологий круглогодичного ремонта дорожных покрытий;

• использование современных методов объемно-календарного планирования и управления строительными проектами с использованием 1Т технологий.

3. Базовый инжиниринг в области контроля качества проектирования и технологических процессов в строительстве представлен возможным участием в следующих мероприятиях:

• строительный контроль при возведении, реконструкции и капитальном ремонте зданий, сооружений и их комплексов;

• работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений;

• проведение испытаний материалов, используемых в строительстве;

• проведение лабораторного анализа свойств элементов строительных конструкций.

4. Техническое регулирование в области промышленно-гражданского и транспортного строительства, промышленного производства строительных материалов связано с совершенствованием нормативно-правовой базы строительства при разработке следующих документов:

• технических регламентов и стандартов;

• стандартов предприятий в области внедрения проектного управления ;

• специальных технических условий на процессы и конструкции, для которых недостаточны требования действующих нормативных документов;

• региональной нормативно-методической базы для внедрения инноваций в строительном комплексе Сибири и Арктических территорий России;

• альбомов дорожных конструкций для регионов Сибири и Арктических территорий России;

• компьютерных программ и документации для интеграции различных областей инвестиционных строительных проектов.

5. Реализация консультационных услуг специалистов в области инженерных и экономических наук по всем разделам комплексных проектов, включая:

• обобщение и внедрение Российского и международного опыта управления строительно-инвестиционными проектами на основе контрактных систем ЕРС, ЕРСМ;

• проведение маркетинговых исследований отраслевых рынков инжиниринговых услуг;

• консультирование и научно-техническое сопровождение заказчиков по выбору поставщиков материалов, оборудования и конструкций для строительства с учётом современных требований к уровню качества, уровню энергопотребления; промышленной и экологической безопасности;

• проведение работ по согласованию нагрузок и технологическому присоединению к сетям инженерного обеспечения (энергоснабжение, водоснабжение и т.д.);

• стоимостной инжиниринг, реализуемость строительных проектов, определение уровня рентабельности производства, окупаемости инвестиционных строительных проектов, проблемы ценообразования в российских ЕРСМ контрактах;

• сбор и подготовка исходных данных на проектирование, организация проведения общественных обсуждений, подготовка документов для получения прав на земельные участки для строительства;

• организация основных и специальных видов инженерных изысканий;

• информационное и правовое сопровождение инвестиционных строительных проектов;

• сопровождение внедрения программного обеспечения для автоматизированного проектирования и управления проектами;

• работы по подготовке проектов организации строительства, сносу и демонтажу зданий и сооружений, продлению сроков эксплуатации и консервации.

В соответствии с [1] ожидаемый эффект от деятельности инжинирингового центра СибАДИ будет обеспечиваться по следующим направлениям:

1. Для научно-исследовательских, проектных организаций и вузов: вовлечение в хозяйственный оборот результатов исследований, оборудования, полученного ранее

в рамках собственных программ развития; повышение уровня образования за счет участия студентов в реальных проектах; трудоустройство выпускников.

2. Для промышленности и строительства: повышение эффективности деятельности за счет расширенного внедрения научно-технического задела; рост уровня подготовки специалистов; использование инфраструктуры вузов и научных организаций.

Инжиниринговый центр СибАДИ способен вести разработки и оказывать консультационные услуги в разных предметных областях, связанных с промышленно-граж-данским и транспортным строительством, а также привлекать к выполнению работ необходимых участников. ИЦ является инструментом и, в определенной степени, локомотивом продвижения инновационных разработок не только научных коллективов СибАДИ, но и организаций-партнеров.

Особая роль при организации инжинирингового центра отводится выпускникам СибАДИ. Каждый выпускник вуза или слушатель курсов повышения квалификации должен видеть возможность решения любой возникшей профессиональной задачи или проблемы с помощью ИЦ. Для этого центр должен информационно объединять максимальное количество профессионалов, работающих в компаниях с разной специализацией.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Распоряжение Правительства РФ от 23 pro.ru/imgs/library/modernization/engineering/engine июля 2013 г. №1300-р / http://www.up- ering-karta.pdf (дата обращения 10.05.2014)

Боброва Татьяна Викторовна - доктор технических наук, профессор, заве- Статья поступила дующая кафедрой «Экономика и проектное управление в транспортном строи- в редакцию 3 июня тельстве» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии 2014 г.

bobrova.tv@gmail.com

Перфильев Максим Сергеевич - кандидат технических наук, доцент кафедры «Экономика и проектное управление в транспортном строительстве» Сибирской государственной автомобильно-дорожной академии perfilyev_ms@mostovik.ru

© Т.В. Боброва, М.С. Перфильев, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.