Научная статья на тему 'Концепция ценообразования платы за проживание в общежитиях: проблемы и пути решения'

Концепция ценообразования платы за проживание в общежитиях: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
63
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция ценообразования платы за проживание в общежитиях: проблемы и пути решения»

Н. Р. Кельчевская , П. А. Мартьянов , Н. Ю. Инатович

Концепция ценообразования платы за проживание в общежитиях: проблемы и

пути решения

В настоящее время высшая школа находится в бедственном финансовом положении. Финансирование статей федерального бюджета на науку и оборудование уменьшается, растет задолженность по заработной плате, все меньше средств выделяется для стипендиального обеспечения и иных форм поддержки студентов. Только фонд заработной платы в 1998 году недофинансирован по вузам Свердловской области в среднем на 40%. Выделение средств, необходимых на приобретение оборудования, ремонт и содержание учебных корпусов, оплату коммунальных услуг не выделяется уже более четырех лет и в обозримом будущем не планируется. Однако, помимо содержания объектов учебного и научного назначения у высших учебных заведений имеется большое количество объектов социальной инфраструктуры - детские сады, летние детские лагеря, базы отдыха, общежития и т.п., содержание которых требует значительных средств. Проведение зачетов, перезачетов на федеральном и местном уровне не решает проблемы, а лишь создает видимость исправления ситуации, не решит ее и закрытие объектов социальной направленности, поскольку, лишившись малого пакета льгот, в наибольшей степени пострадают малообеспеченные сотрудники вузов и студенты.

Сталкиваясь с проблемой зарабатывания средств для своего выживания, учебные заведения вынуждены увеличивать объем оказываемых дополнительных платных услуг: образовательных, сервисных, рекламных и т.д. Основными нормативными актами, регулирующими финансово-хозяйственную деятельность высшей школы, являются два закона: закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", предоставляющие учебным заведениям широкие права и значительные налоговые льготы, однако эти законы не в состоянии дать однозначные ответы на все вопросы, возникающие у высших учебных заведений при осуществлении деятельности по привлечению внебюджетных средств.

Наиболее сложной проблемой, требующей нормативного или хотя бы инструктивного разъяснения, является проблема ценообразования на услуги, оказываемые юридическим и физическим лицам (сторонним, сотрудникам и студентам). Если с определением цены на услуги для юридических и сторонних физических лиц ситуация более или менее ясна, то с установлением цены, а также возможности и допустимости оказания платных услуг студентам наблюдается практически полное отсутствие каких-либо разъяснений.

Поскольку Конституция Российской Федерации относит законодательство в области науки и образования к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, возникает еще одна проблема - нестыковка, а порой просто противоречие норм федерального и местного законодательства (законов, указов и постановлений).

В условиях незавершенности правового регулирования и пробелов в законодательстве высшие учебные заведения на практике вынуждены порой применять правовые нормы, регулирующие сходные отношения, либо определять ситуацию, исходя из общих начал и смысла законодательства об образовании.

После скандального разгрома студенческого митинга в Екатеринбурге в апреле 1998 года власти решили, что проводимая государством политика в области образования не является причиной студенческих выступлений, а недовольство протестующих вызвано тем, что высшие учебные заведения незаконно и в крупных размерах взимают денежные средства с обучающихся, не предоставляя ничего взамен. Вину вузов необходимо было найти и показать общественности. И

как следствие, во всех вузах Свердловской области начались тотальные проверки контрольных органов.

Проведенные Комитетом ценовой политики проверки правильности взимания платы за проживание в общежитиях выявили финансовые нарушения во всех учебных заведениях города Екатеринбурга. Разброс предельных ставок за проживание в студенческих общежитиях колебался от 30 до 200 рублей в месяц. При проведении проверки Комитет ценовой политики руководствовался нормами Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", устанавливающего для студентов, обучающихся за счет бюджетных средств, максимальный уровень платы за проживание в общежитии в размере 5% от стипендии или, если указывать его в денежном выражении, 4 рубля 80 копеек за месяц, причем в эту сумму включены коммунальные и бытовые услуги, предоставляемые проживающим. Чтобы оценить абсурдность этой суммы, размер платы за месяц проживания в общежитии (4 рубля 80 копеек) можно сравнить со стоимостью проезда в общественном транспорте г. Екатеринбурга (1 рубль 50 копеек). Так или иначе, всем незаконно "нажившимся" было предложено перечислить в бюджет полученный в нарушении закона доход, а также уплатить штраф в размере 100% от дохода. Надо отдать должное руководителям области, которые задумались над существующей проблемой и приостановили действие актов проверки Комитета в части взыскания с учебных заведений сумм доходов от штрафов. Для урегулирования существующего положения Правительство области поручило Комитету ценовой политики подготовить проект постановления, устанавливающий предельный размер платы за проживание в общежитии на территории Свердловской области. Совет ректоров вузов Свердловской области подготовил альтернативный проект Постановления, который, к сожалению, не нашел одобрения у властей.

13 января 1999 года в областной газете было опубликовано Постановление Правительства Свердловской области от 31.12.98 № 1357-п "О временных предельных ставках платы за жилищно-коммунальные услуги для студентов, проживающих в общежитиях Свердловской области". В постановлении указана цель его принятия - "Приведение платы за проживание в соответствие с Законом Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", во исполнение Областного закона "О регулировании цен и тарифов на территории Свердловской области", постановления Правительства Российской Федерации от 17.06.98 г. "Об экономии программы государственных расходов".

Как видно уже из преамбулы постановления, при установлении платы за проживание, нормы Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" -нормативного акта, непосредственно регулирующего отношения по установлению платы за проживание в общежитиях, разработчиками вообще не принимались во внимание. Не удивительно, что концепция ценообразования, предложенная Правительством Свердловской области, противоречит предписаниям, установленным в федеральном законодательстве. Создается впечатление, что постановление разрабатывалось и принималось в спешке и, видимо, поэтому даже в самом тексте постановления встречаются взаимоисключающие моменты. Взять, к примеру, название постановления - "О временных предельных ставках платы за жилищно-коммунальные услуги для студентов, проживающих в общежитиях Свердловской области". Судя по названию, установленные ставки распространяются только на студентов, однако в пункте 2 общих указаний к постановлению говорится, что "Ставки платы применяются для расчета проживания студентов, аспирантов и иных лиц, связанных с учебным процессом". Разработчиками не принят во внимание и тот факт, что, согласно инструктивному письму Госкомвуза РФ от 18.08.94 г. № 19-36-93 ин/19-10, студенты, поступившие в ВУЗ с полным возмещением затрат на обучение, должны оплачивать услуги, связанные с проживанием в общежитиях, в полном объеме. Пункт 5 постановления относит к жилищно-коммунальным услугам предоставление мебели и стирку постельных принадлежностей, хотя даже несведущему человеку понятно, что последнее является бытовыми услугами. Можно и дальше критиковать содержание постановления, но главным все-таки является то, что Правительство области, утвердив предельные ставки за проживание, фактически приостановило действие части норм Федерального закона на территории Свердловской области. Постановление правительства Свердловской области по своему статусу - нормативно-правовой акт субъекта Российской Федерации. Согласно Конституции Российской Федерации, нормативно-

правовые акты субъектов Российской Федерации должны соответствовать федеральному законодательству.

На основании приведенных выше выводов можно ответственно заявить, что постановление правительства Свердловской области от 31.12.98 г. № 1357-п "О временных предельных ставках за жилищно-коммунальные услуги для студентов, проживающих в общежитиях Свердловской области" не конкретно по своему содержанию, а также противоречит нормам Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и ряду других нормативно-правовых актов, принятых на федеральном уровне. Следовательно, при установлении ставок за проживание студентов, обучающихся за счет средств федерального бюджета, высшие учебные заведения должны руководствоваться предписаниями Федерального закона, который четко устанавливает порядок определения платы за проживание. В противном случае, при практическом использовании предельных ставок, утвержденных в постановлении от 31.12.98 г. № 1357-п, высшие учебные заведения ожидают представления прокуроров об установлении нарушений законодательства.

Порядок определения платы за проживание закреплен в статье 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", а именно, размер платы за проживание в общежитии, коммунальные и бытовые услуги устанавливается в размере 5% от стипендии. Размер стипендии должен определяться на основании норм все того же Федерального закона. Однако это является предельной суммой только в том случае, когда проживающим не оказываются дополнительные услуги сверх того, что вузы обязаны предоставлять при поселении в общежитие. Дополнительные услуги, при их наличии, должны оплачиваться проживающим отдельно.

С проживающих должна взиматься плата за пользование антенной, радиоточкой и электроэнергией, потребляемой личными энергоемкими электроприборами, поскольку предоставление этих услуг производится сверх того, что предусмотрено "Типовыми нормами...".

Плата за проживание должна учитывать степень комфортности и качество предоставляемого жилья (год постройки общежития, коридорная или секционная система устройства общежития). Степень качества и комфортности должны быть учтены путем применения к рассчитанной стоимости проживания понижающих или повышающих коэффициентов. Эта позиция также не противоречит требованиям закона.

Высшие учебные заведения, согласно названным выше принципам, по согласованию с профсоюзными организациями студентов должны рассчитать размеры взимаемой платы за проживание, подкрепляя его соответствующими расчетами и утвердить конкретную сумму решением ученого совета.

1. Таким образом, вышеуказанное постановление Правительства Свердловской области имеет существенные недостатки:

2. Противоречит Федеральному Закону "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";

3. Неправильно определен круг лиц, на которых распространяется постановление ;

4. В ставку платы за содержание и ремонт общежития неправомерно включены:

о расходы по оплате труда административно-управленческого и прочего обслуживающего персонала, так как вузы получают финансирование на оплату труда работников; о расходы по обслуживанию лифтов и мусоропровода, поскольку общежития

имеют разную степень комфортности; о затраты, связанные со стиркой постельных принадлежностей, тем более, что считать их предлагают на 1 квадратный метр общей площади. Учитывая все сказанное выше, нами предлагается рассчитывать плату за проживание следующим образом:

о размер платы за проживание в общежитии, коммунальные и бытовые услуги (в том числе стирка одного комплекта постельного белья) устанавливается в

размере 5% от размера стипендии декларированного Федеральным законом

?

о для учета степени комфортности общежития (наличие лифта,

мусоропровода, типа общежития) вводятся повышающие коэффициенты; о проживающими дополнительно оплачиваются расходы по стирке, в соответствии с санитарными нормами, двух комплектов постельного белья (при необходимости); о оплачиваются расходы за предоставленные дополнительные услуги (за пользование коллективной антенной, радиоточкой и электроэнергией, потребляемой личными энергоемкими электроприборами). Все дополнительные услуги оплачиваются при их наличии.

© Н. Р. Кельчевская, П. А. Мартьянов, Н. Ю. Инатович, 1998

Кельчевская Н. Р. Концепция ценообразования платы за проживание в общежитиях: проблемы и пути решения / Н. Р. Кельчевская, П. А. Мартьянов, Н. Ю. Инатович // Университетское управление: практика и анализ. - 1998. - № 4(7). С. 14-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.