Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ТРАНЗИТНОГО ПОТЕНЦИАЛА АВТОТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА'

КОНЦЕПЦИЯ ТРАНЗИТНОГО ПОТЕНЦИАЛА АВТОТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
38
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / ТРАНЗИТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИЙ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ СЕРВИС

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Тохиров Тохиржон Исломжонович

Рассматривается транзитный потенциал автотранспортной системы региона, выделены основные факторы, влияющие на степень загрузки автотранспортной системы Таджикистана транзитными грузопотоками, такие как геоэкономические, геополитические, инфраструктурные, технологические и логистического сервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF TRANSIT POTENTIAL OF THE REGION MOTOR TRANSPORT SYSTEM

The article discusses the transit potential of the motor transport system in the region, and the main factors influencing on the degree of utilization of the motor transport system in Tajikistan transit cargo flows, such as geo-economic, geo-political, infrastruc-tural, technological and logistic services.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ТРАНЗИТНОГО ПОТЕНЦИАЛА АВТОТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА»

УДК 332.13

КОНЦЕПЦИЯ ТРАНЗИТНОГО ПОТЕНЦИАЛА АВТОТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА

CONCEPT OF TRANSIT POTENTIAL OF THE REGION MOTOR TRANSPORT SYSTEM

Т. И. Тохиров

T. I. Tokhirov

Ключевые слова: автотранспортная система, транзитный потенциал, геоэкономический, геополитический,

инфраструктурный, технологический, логистический сервис Key words: transport system, transit potential, geo-economic, geo-political, infrastructural, technological, logistic service

Рассматривается транзитный потенциал автотранспортной системы региона, выделены основные факторы, влияющие на степень загрузки автотранспортной системы Таджикистана транзитными грузопотоками, такие как геоэкономические, геополитические, инфраструктурные, технологические и логистического сервиса.

The article discusses the transit potential of the motor transport system in the region, and the main factors influencing on the degree of utilization of the motor transport system in Tajikistan transit cargo flows, such as geo-economic, geo-political, infrastruc-tural, technological and logistic services.

Автотранспортная система Таджикистана является местом пересечения потока международной торговли. Стратегическое месторасположение Республики Таджикистан служит мостом для транзита товаров и услуг между Китаем, Центральной Азией и странами Южной Азии и Ближнего Востока. Будучи страной, не имеющей выхода к морю и зависимой от трансграничного и транспортного доступа, Таджикистан граничит с Китаем, Кыргызстаном, Узбекистаном и Афганистаном. Ваханский коридор, длиной всего 20 км, отделяет Таджикистан от Пакистана.

Несмотря на свой гористый рельеф, Таджикистан располагает автодорожной транспортной артерией, состоящей из 17 дорог международного значения и более 80 автодорог государственного и местного значения, которые связывают Таджикистан с соседними странами.

Через республику проходят три азиатские магистрали (АМ)

Душанбе является центральной точкой и узлом коммуникаций для всех магистральных маршрутов. АМ-7 простирается с севера на юг и служит окном в Южную Азию через Афганистан. АМ-65 проходит с востока на запад, связывая таджикско-кыргызские и таджикско-узбекские автодорожные сети. АМ-66 пролегает через центр республики до Душанбе и уходит вверх по направлению к таджикско-китайской границе на перевале Кулма, она является самой длинной автодорожной артерией республики. В 1990-е гг. страны Центральной Азии, не имеющие выхода к морю, стала беспокоить их изоляция от крупных региональных рынков, особенно Южной Азии и Ближнего Востока. Эта изоляция сопровождалась региональной политической нестабильностью, что в сочетании со слабой инфраструктурой и неадекватными регулятивными инструментами и институтами являло собой депрессивную ситуацию в этом регионе.

Различные исследования в области международной торговли и перевозок указывают на важность развития инфраструктуры как предпосылки для роста отрасли транзитных перевозок и более низких затрат на перевозки. Затраты на перевозку срединной страны, не имеющей выходов к морю, такой как Таджикистан, на 50 % выше, чем срединного прибрежного государства. Выяснилось, что улучшение инфраструктуры на одно стандартное отклонение сокращает транспортные затраты на сумму, эквивалентную сокращению 6 500 морских километров или 1 000 км наземного проезда.

В Таджикистане развиты и успешно эксплуатируются все основные виды транспорта общего пользования: железнодорожный, воздушный, автомобильный и трубопроводный. В современных условиях расходы на транспорт и коммуникации падают, поток информации и технологий через границы увеличивается, национальные инфраструктуры становятся все более похожими друг на друга, а торговые и инвестиционные барьеры — все более низкими. Результатом этих и им подобных процессов становится явный рост объемов международной торговли и международных инвестиций [1].

Расширение рынков сбыта и международное разделение труда усилили территориальный разрыв между местами производства и потребления товаров и привели к существенному росту объемов и номенклатуры транснациональных грузопотоков. В этих условиях деятельность транспорта становится также глобальной: усиливается взаимодействие всех видов транспорта на всем протяжении цепи поставок продукции; происходит интеграция транспортных систем отдельных стран в единую мировую транспортную систему, обслуживающую потоки грузов между странами и континентами;

разрабатываются единые международные требования и стандарты к техническим параметрам транспортных средств и оборудования. В аспекте глобализации мировой экономики представляет интерес для изучения концепция транзитного потенциала транспортного комплекса. Эта задача приобрела особую актуальность в связи с вступлением Республики Таджикистан во Всемирную торговую организацию. Таджикистан занимает уникальное географическое положение.

Необходимость концептуализации теории транзитного потенциала имеет большое практическое значение для решения задач в области развития транспортно-технологической инфраструктуры. Методологические разработки по данной проблеме могут быть использованы в качестве основы при формулировании приоритетных направлений государственной транспортной политики, обеспечивающей развитие транзитного потенциала транспортного комплекса Таджикистана, а также при формировании системы программных мероприятий, непосредственно связанных с реализацией важнейших проектов развития инфраструктуры. Под транзитом понимается перемещение через территорию страны грузов третьих стран под контролем таможенных органов без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер государственной экономической политики. Транзит рассматривается в качестве разновидности экспорта транспортных услуг, предоставляемых национальными компаниями грузовладельцу и перевозчику при следовании груза и транспортного средства по территории Таджикистана. Набор этих услуг зависит от уровня развития отечественной товаропроводящей сети и ее качества. Прежде всего, это услуги перевозчиков, экспедиторов, связистов и т. п. Кроме того, транзит способствует развитию различных сопутствующих услуг: заправка транспортных средств топливом; торговля и питание; ремонт и сервисное обслуживание транспортных средств; гостиничный сервис и др.

Под транзитным потенциалом автотранспортной системы понимается ее способность обеспечивать высокий уровень пропускной способности транзитных потоков грузов в международном сообщении. Привлечение в Республику Таджикистан международного транзитного грузопотока является важной задачей политического, экономического и социального характера. Государственная важность этой задачи для Республики Таджикистан обусловлена тем, что максимальное использование конкурентных преимуществ выгодного для экспорта транспортных услуг географического положения страны может внести значительный вклад в улучшение сложившейся в Таджикистане экономической ситуации. Решение этой задачи позволит сделать экспорт транспортных услуг такой же важной составляющей валового национального продукта, как и экспорт товаров.

Транзит обеспечивает дополнительные поступления в бюджеты всех уровней, стимулирует развитие транспортной и сервисной инфраструктуры, способствует созданию дополнительных рабочих мест. Многие страны СНГ, в том числе Узбекистан, Казахстан и Россия, очень выгодно используют свое географическое положение и транспортную инфраструктуру.

Для них транзит является существенной статьей доходов и рычагом политических влияний. Развитие таджикского транзита также позволит оживить экономики регионов Согд и Хатлон, по которым проходят транспортные коридоры Таджикистана. Активизация транспортных сообщений даст толчок развитию дорожной инфраструктуры территорий, богатых полезными ископаемыми, что будет способствовать росту производства и занятости населения.

Выгодное географическое положение Таджикистана позволяет организовать обслуживание транзитных грузопотоков, в частности, между странами Центральной Азии в наземном сообщении силами и средствами автотранспортной системы региона.

Согласно «Государственной программе развития транспорта Республики Таджикистан до 2025 года» в период с 2014 по 2019 гг. правительство планирует осуществить крупные инвестиции в реконструкцию и реабилитацию 734 км дорог международного значения на сумму 160 млн долл. США. За этот период оно также намеревается выделить 129 млн долл. США на ремонт дорог международного и государственного значения. В целом, инвестиции в автодорожные перевозки составят около 500 млн долл. США до 2015 г. и 680 млн долл. США до 2020 г.

Стратегическая задача Таджикистана в данном случае заключается в извлечении выгод из транзитных возможностей и повышении эффективности своих коридоров для содействия торговле и транспорту. Таким образом, Таджикистан мог бы внести свой вклад в экономическую реконструкцию Афганистана. Транспортный маршрут «Карамык» и таджикско-кыргызские пограничные контрольно-пропускные пункты приобрели значимость в транзите товаров широкого потребления в регионе.

В последнее время особую значимость приобрел маршрут «Карамык», так как он обеспечивает автодорожную транспортную связь Таджикистана со странами Центральной Азии и Китаем. Тем не менее его потенциал не реализован полностью по причине недавно введенной ограничительной государственной политики со стороны Узбекистана в отношении Таджикистана, которая привела к резкому спаду транзита

товаров через узбекско-таджикские пограничные контрольно-пропускные посты в 2011 г. Согласно представленным данным (рисунок) объем товаров, в транзитном порядке пересекающих узбекско-таджикские пограничные контрольно-пропускные посты на севере Таджикистана, остается весьма низким. Тем не менее наблюдается существенный его рост на пограничных контрольно-пропускных постах «Карамык» на востоке республики.

2011

Я Фотехобод (РТ) - Ойбек (РУ) Патар(РТ) - Андархон(РУ) Карамык (РТ) - Карамык (КР) ■ Панджи Поен (РТ) - Шерхон Бандар (Афг)

Другие Узбеко-Таджикские/ Кыргызо-Тзджккские ТПГ

Рисунок. Объемы товаров, транзитом пересекающие пункты пересечения границ Таджикистана (в тоннах)

При прочих равных условиях транзит через Таджикистан должен быть привлекательным для международных производителей, отправляющих свою продукцию на экспорт, так как он короче и быстрее и сегодня является основным на данном направлении грузоперевозок. Вместе с тем уровень транзита по территории Таджикистана достаточно низкий. Это обусловлено различными причинами, важнейшей из которых является отсутствие современной транспортно-технологической инфраструктуры. На сегодняшний день на большинстве магистральных направлений наземные транспортные сети перегружены, а их состояние не отвечает мировым стандартам. Основная масса грузов в Евразийском направлении, в том числе между странами СНГ и Центральной Азии, перевозится в контейнерах. Эффективность технологий контейнерных перевозок зависит от наличия специализированного подвижного состава и пунктов переработки груза, использования информационных технологий и взаимодействия экспедиторов разных стран.

Выделим основные факторы, влияющие на степень загрузки автотранспортной системы Таджикистана транзитными грузопотоками:

• общие тенденции развития и взаимодействия международных экономических систем;

• положение и роль Таджикистана в международном экономическом пространстве в единой сети транспортных коммуникаций;

• территориальная и видовая структура перевозок;

• соответствие пропускной способности транспортно-технологической инфраструктуры мощности транзитного грузопотока.

По многим отмеченным позициям автотранспортная система Таджикистана имеет значительные недостатки в сравнении с другими способами доставки грузов между странами Центральной Азии и Китаем: особое географическое положение, международное взаимодействие, большие сроки доставки транзитных грузов, малоразвитая инфраструктура, низкий уровень безопасности перевозок. Вместе с тем транзитный потенциал автотранспортной системы зависит не только от технических характеристик транспортных средств, сетей и инфраструктуры, но и в значительной мере от решений по согласованию параметров транспортных потоков, которые обслуживают автотранспортную систему, их координации и интеграции. Для управления транзитными грузопотоками в автотранспортной системе могут быть использованы положения теории транспортной логистики, в соответствии с которой с позиции системного подхода интегрируются многочисленные операции процесса доставки грузов от отправителя до получателя с целью обеспечения оптимальных параметров конкретных критериев эффективности. По мнению зарубежных специалистов, таджикские перевозчики неактивно используют передовые логистические технологии. Многочисленные исследования показывают, что следствием этого являются высокие эксплуатационные расходы, в том числе при обслуживании транзитных грузов. Данное обстоятельство сдерживает международные компании отправлять груз транзитом через Таджикистан.

Таким образом, на развитие транзитного потенциала автотранспортной системы региона влияют следующие факторы: геоэкономические — расположение территории относительно глобальных экономических центров; геополитические — стабильность международных отношений и безопасность транспортных коридоров; инфраструктурные — высокая пропускная способность транспортной сети и пунктов взаимодействия видов транспорта; технологические — использование бесперегрузочных технологий и логистического сервиса.

Список литературы

1. Лукинский B. C. Логистика автомобильного транспорта: концепция, методы, модели / В. С. Лукинский, В. И. Бережной, Е. В. Бережная и др. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 280.

2. Корчагин В. А. О решении эколого-экономических проблем открытых автотранспортных систем // Автотранспортное предприятие. - 2008. - № 6. - С. 12-18.

3. Тохиров Т. И. Концепция экономической безопасности автотранспортной системы региона // Страховое дело. -2013. - № 1. - С. 10-12.

4. Тохиров Т. И. Оценка экономической безопасности автотранспортной системы региона // Качество. Инновации. Образование. - 2013. - № 7. - С. 70-72.

5. Тохиров Т. И. Анализ состояния экономической безопасности автотранспортной системы региона // Вестник НГУЭУ. - 2013. - № 2. - С. 172-179.

Сведения об авторе

Тохиров Тохиржон Исломжонович, ассистент кафедры «Автомобили и управление на транспорте», Политехнический институт Таджикского технического университета имени академика М. С. Осими, г. Душанбе, Республика Таджикистан, тел. 892938526856, e-mail: tohirov.82@mail.ru

Tokhirov T. I., assistant of the chair of automobiles and management in transport, Polytechnic Institute of the Tajik Technical University named after academician M. S. Osimi, phone: 892938526856, e-mail: tohirov.82@mail.ru

УДК 339.9

ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РОССИИ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ

TRANSPORT INFRASTRUCTURE OF RUSSIAN IN THE SYSTEM OF INTERNATIONAL ECONOMIC RELATIONS

К. С. Чумляков

K. S. Tchumlyakov

Ключевые слова: транспортная инфраструктура, международные транзитные перевозки,

транспортные коридоры Key words: transport infrastructure, international transit transport, transport corridors

О формировании новых концептуальных подходов к развитию международных транспортных коридоров на современном этапе. Рассмотрены некоторые аспекты конкурентных преимуществ транзита грузов по территории России, проведен анализ изменения объемов товарной торговли между Европейским союзом и странами АТР.

This article is devoted to formation of new conceptual approaches towards the development of the international transport corridors at the present stage. It describes some aspects of competitive advantages of freights transit in the territory of Russia and analyzes a change of volumes of commodity trade between the European Union and ATR countries.

Интегрирующая роль транспорта Российской Федерации как одного из необходимых факторов эффективного функционирования экономики страны, а также важнейшей инфраструктурной основы устойчивого экономического и социального развития в современных условиях значительно усиливается. Международный транзит как своеобразная форма экспорта транспортных услуг имеет особое значение для страны. Приоритетным направлением является развитие международных хозяйственных связей между странами Европы и странами Азии, имеющих тенденцию дальнейшего роста. В этих условиях геополитическое и геоэкономическое положение России, занимающей центральную часть Евразийского континента, объективно определено.

Транспортная система РФ объединяет все регионы страны в единое экономическое пространство и связывает с мировым сообществом, обеспечивая ее интеграцию в глобальную экономическую систему. Использование геополитических и геоэкономических преимуществ России, ее одновременное присутствие в Европе и Азии, наличие выходов к морям позволят превратить международный транзит в существенные статьи доходов бюджета страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.