Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ОСНОВЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ'

КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ОСНОВЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
77
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
муниципальное стратегическое планирование / пространственное развитие / Север / стратегия социально-экономического развития муниципального района
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Филиппова Ю.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ОСНОВЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ»

Филиппова Ю.А.

руководитель отдела макроэкономического анализа Центра стратегических исследований при

Главе Республики Саха (Якутия), г. Якутск

Julie-f@mail.ru

КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА ОСНОВЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ

Ключевые слова: муниципальное стратегическое планирование, пространственное развитие, Север, стратегия социально-экономического развития муниципального района.

В 2022 году Республика Саха (Якутия) отмечает знаменательную дату - 100 летие ЯАССР - Якутской автономной советской социалистической республики. Самое большое в мире административно-территориальное образование за достаточно короткий исторический период прошло невероятные масштабные изменения в социальной сфере и экономике, превратившись из исторически отсталого, удаленного от политического центра России региона в драйвер экономического роста на Дальнем Востоке, благодаря реализации стратегических планов разных периодов.

На современном этапе крупные инвестиционные проекты в топливно-энергетическом комплексе, продолжение масштабных проектов в традиционных для региона отраслях - алмазо-, золото-, угледобыче, инфраструктурные изменения (строительство железнодорожной линии до г. Якутска, строительство ЛЭП, газификация населенных пунктов Центральной и Западной Якутии) формируют успешный профиль динамично развивающегося региона, экономическое пространство которого характеризуется уверенным ростом макроэкономических показателей.

Стратегия пространственного развития Российской Федерации до 2025 года также подчеркивает значительную роль Республики Саха (Якутия) в формировании сбалансированного национального экономического пространства. В ключевом стратегическом для страны документе выделены такие точки экономического роста, как муниципальные образования Республики Саха (Якутия), специализирующиеся на добыче алмазов, золота, топливно-энергетических ресурсов. К сожалению, на этом представление перспектив региона заканчивается. Отметим, что и весь Дальний Восток продолжает рассматриваться как сырьевой придаток, поскольку не имеет необходимой численности населения для создания сети агломераций, которые являются в рамках теории пространственного развития основой для самостоятельного воспроизведения экономической деятельности с мультипликативным эффектом.

Таким образом Стратегия пространственного развития, пронизанная идеями агломерационной концепции пространственного развития, не способствует поиску альтернативных решений для таких регионов, как Республика Саха (Якутия). Между тем сбалансированное пространственное развитие регионального экономического пространства является первым шагом к снижению дифференциации социально-экономического развития регионов России.

В последние десятилетия все большую популярность приобретают идеи сетевой структуры экономики, «экосистем» и сетевых сопряженных производств в контексте четвертой промышленной революции. Идеи сетевого подхода в развитии арктических территорий развиты Пилясовым А.Н.1, в работах которого северная периферия рассматривается многоаспектно: на муниципальном, региональном, зональном (Арктика) уровнях, как районы Севера вне транспортной доступности, как места традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера. На северных территориях России сельская местность остается основным элементом опорного каркаса территории, вопросы повышения связности и однородности экономического пространства региона в Арктической зоне не обсуждаются.

В противовес П. Кругману с идеями кластеризации экономической деятельности в пространстве и формирования крупных агломераций Пилясов А.Н. подчеркивает необходимость в макрорегионе рассчитывать в основном на внутренние ресурсы, что соответствует новым теориям регионального развития, которые развивают эндогенные модели роста и развития.

На основе изучения арктических территорий различных регионов России Пилясов А.Н. выделяет выраженные пространственные факторы развития северных периферийных сообществ: переход поселкообразующего предприятия к непромышленному типу, рост значения традиционных видов хозяйствования, активное решение проблем северного завоза, избыток трудовых ресурсов в западной части макрорегиона, выраженная мобильность в организации общественной жизни (освоение без поселения, челночные миграции, формы доставки социальных услуг).

Не менее важно понимание «замкнутости» большинства экономик северных территорий, невозможности включения дальних сельских территорий Арктической зоны в систему «центр-периферия» без разрешения проблемы транспортной связанности на основе автозимников, водных путей и малой авиации. Традиционные виды хозяйствова-

1 Пилясов А.Н. И последние станут первыми: Северная периферия на пути к экономике знания. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 544 с.

ния становятся безальтернативными не только в местах компактного проживания малочисленных народов Севера, к сожалению, модернизация натурального хозяйства общин не возможна без прямой государственной поддержки. При этом подобные «замкнутые сообщества» не вступают в межмуниципальные связи с возможностью коммерциализации своей деятельности, в ДВФО, например, только муниципальные районы Хабаровского края активно развивают межмуниципальное коммерческое сотрудничество.

На основе анализа современных концепций экономического пространства можно выделить основные подходы в развитии экономического пространства, которые способствуют повышению его качества и устойчивому развитию:

- поляризация экономической деятельности остается ключевым фактором долгосрочного развития территорий, выявление и стимулирование региональных полюсов с концентрацией экономической деятельности на основе экзогенных моделей экономического роста должно стать базовой задачей региональной экономической политики,

- на северных территориях эндогенные модели роста основаны на горизонтальных социально-экономических отношениях на основе нерыночных сетевых способов взаимодействия, государственным инвестициям отводится роль интеграторов периферийных территорий в общее экономическое пространство региона,

- традиционные методы развития экономического пространства региона путем создания «осей развития» как главных транспортных коридоров, сохранение и развитие единого культурного пространства, формирование сети агломераций сельского типа, усиление межмуниципальных связей в различных сферах на основе общих инвестиционных и социальных проектов.

В соответствии с федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» Республикой Саха (Якутия) принята Стратегия социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на период до 2032 года с определением целевого видения до 2050 года (Закон Республики Саха (Якутия) 2077-З № 45-У1 от 19 декабря 2018 года). Стратегия нацелена на реализацию национальных задач в соответствии с Указом Президента РФ от 7.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.». Освоение богатой минерально-сырьевой базы Якутии и строительство отдельных инфраструктурных объектов останутся источниками экономического роста как и в предыдущих региональных стратегических документах.

Таким образом, продолжает реализовываться ресурсно-сырьевая модель экономического роста региона, в которой перспективные минерально-сырьевые центры будут формировать «центр-периферийные» экономические связи. Между тем экономика значительной части муниципальных районов является периферией региона, значительно удаленной от региональных центров экономической активности.

Анализ валового муниципального продукта, который в Республике Саха (Якутия) выполняется с использованием методики расчета ВМП, разработанной Пуляевской В. Л. и утвержденной Министерством экономики Республики Саха (Якутия)1, показывает следующее: по итогам 2020 года ВРП Республика Саха (Якутия) составил 1141,3 млрд рублей2.

Таблица 1

Валовый муниципальный продукт муниципальных районов Республики Саха (Якутия)

за период 2010-2020 гг.3

2010 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Всего по РС(Я) 386,8 889,4 942,0 1126,8 1220,3 1141,3

в том числе:

ГО «город Якутск» 105,6 204,2 208,2 245,9 261,3 245,0

Мирнинский 69,8 210,4 189,6 272,2 286,5 255,1

Ленский 49,4 159,1 185,2 222,9 260,8 221,0

Нерюнгринский 43,4 67,8 89,1 92,8 87,6 66,9

Алданский 21,8 41,6 53,6 55,9 61,3 79,9

Нюрбинский 19,8 47,8 44,2 48,8 56,7 27,8

Олекминский 8,2 16,7 26,1 36,0 44,7 54,2

итого 318 747,6 796,0 974,5 1 058,9 949,9

доля ГО «город Якутск» и 6 ведущих муниципальных районов в ВРП РС(Я), в % 82,2 84,1 84,5 86,5 86,8 83,3

остальные МР 68,8 141,9 146,0 152,3 161,4 191,4

Источник: статистические данные по муниципальным районам, формируемые Саха(Якутия)стат в рамках Государственного заказа на проведение ежегодных республиканских специализированных наблюдений, не предусмотренных Федеральным планом статистических работ.

Анализ валового муниципального продукта показывает, что больше 80% валового регионального продукта формируется 6 муниципальными районами с выраженной промышленной специализацией по добыче алмазов, золота, угля, нефти и газа и городским округом «город Якутск». Остальные 28 муниципальных района и городской округ

1 Пуляевская В.Л. Статистическое исследование уровня экономического развития муниципальных образований на платформе СНС: дисс.. .к.э.н: 08.00.12 / Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ». 2015. - 168 с.

2

По данным Саха (Якутия)стат.

3 Там же.

«Жатай» формируют меньше 20% ВРП РС(Я)1. При этом несмотря на активные преобразования в экономике, реализацию крупных инвестиционных проектов, доля валовой добавленной стоимости, формируемой 6 сырьевыми муниципальными районами (без ГО «город Якутск»), с 2010 года по 2019 год выросла с 61,1 до 61,8%.

Расширенное изучения показателей пространственного развития и включение в анализ таких показателей, как инвестиции в основной капитал и среднесписочная численность работников организаций в разрезе муниципальных районов позволяет выделить муниципальные районы, которые увеличивают либо сокращают свое присутствие в региональном экономическом пространстве (по средней доле в общем показателе по Республике Саха (Якутия) и по среднем темпам их изменения за период 2018-2020 гг.).

Дополнительно автором были изучены темпы социально-экономических изменений по статистическим показателям, которые были отобраны на основе социологических опросов (актуальные проблемы, выделенные местным населением), и проведен содержательно-структурный анализ стратегий социально-экономического развития муниципальных районов. Более подробно критерии оценки качества стратегического управления социально-экономическим развитием муниципальных районов Республики Саха (Якутия) рассмотрены в статьях «Оценка качества стратегического планирования муниципальных районов (на примере Республики Саха (Якутия))»2 и «Концепция стратегического планирования в Республике Саха (Якутия): пространственное развитие муниципальных районов как фактор устойчивого развития (Россия, Якутск)»3.

Проведенная автором оценка качества стратегического управления социально-экономическим развитием муниципальных районов позволила выделить 4 типа стратегического управления:

Таблица 2

Типы стратегического управления социально-экономическим развитием муниципальных районов

Республики Саха (Якутия) и их характеристики

№ группы Количество муниципальных районов по итогам оценки Тип стратегического планирования на муниципальном уровне Основные характеристики типа стратегического планирования

1 6 - Кобяйский, Ленский, Не-рюнгринский, Олекминский, Таттинский, Усть-Алданский районы Диверсификационно-пространственный тип стратегического управления Высокий уровень потенциала пространственного развития МР (влияния показателей МР на экономическое пространство региона) в сочетании с высокими или средними уровнями целеполагания и решения социально-экономических проблем МР

2 10 - Алданский, Верхневилюй-ский, Вилюйский, Мегино-Кангаласский, Мирнинский, Намский, Сунтарский, Усть-Майский, Чурапчинский районы. Модернизационно-мобилизационный тип стратегического управления Низкий уровень потенциала пространственного развития МР в сочетании с высокими и/или средними уровнем целеполагания стратегического управления социально-экономическим развитием МР и темпами изменений в социально-экономическом развитии МР

3 6 - Амгинский, Вилюйский, Горный, Нюрбинский, Оймя-конский, Хангаласский районы. Программный тип стратегического управления Низкий уровень потенциала пространственного развития МР в сочетании с низкими или средними темпами социально-экономических изменений и уровнем целеполагания

4 13 - Абыйский, Булунский, Ал-лаиховский, Анабарский, Верхнеколымский, Верхоянский, Жиганский, Момский, Нижнеколымский, Оленек-ский, Среднеколымский, Усть-Янский, Эвено-Бытантайский районы. Арктический тип стратегического управления Несмотря на разработку Стратегии социально-экономического развития Арктической зоны Республики Саха (Якутия) до 2032 года, целеполагание стратегического управления МР обусловлено объективными факторами функционирования МР, а именно безальтернативность для местного населения традиционных видов хозяйствования. Несмотря на наличие крупных инвестиционных проектов, во всех арктических МР не предусмотрены в стратегиях значительные экономические изменения, в половине МР отсутствует потенциал пространственного развития.

Источник: составлено автором.

С учетом изложенным особенностей экономической деятельности муниципальных районов Республики Саха (Якутия), государственная политика стимулирования на региональном уровне отдельных территорий, основанная на центр-периферийной модели экономического роста, обоснована и эффективна при действующих ограниченных инвестиционных ресурсах только на части регионального экономического пространства, где реализуется диверсификаци-онно-пространственный и модернизационно-мобилизационный типы стратегического управления.

1 Кондратьева В.И., Пуляевская В. Л. Методический подход к определению места муниципального образования в экономическом пространстве региона // Вестник НГУЭУ. 2017. - № 4. - С. 77-85; Пуляевская В.Л. Валовой муниципальный продукт в оценке уровня экономического развития Республики Саха (Якутия) // Вестник НГУЭУ. 2015. - № 4. - С. 135-144.

Филиппова Ю.А. Оценка качества стратегического планирования муниципальных районов (на примере Республики Саха

(Якутия)) // Регионалистика. 2021. - Т. 8, № 6 - С. 38-52. - http://dx.doi.Org/10.14530/reg.2021.6.38

3

Филиппова Ю.А. Концепция стратегического планирования в Республике Саха (Якутия): пространственное развитие муниципальных районов как фактор устойчивого развития (Россия, Якутск) // Проблемы современной экономики. 2022. - № 1 (81). -С. 144-148.

Для муниципальных районов, расположенных в Центральной Якутии, городская агломерация Якутска может быть драйвером экономического роста при условии формирования в них дополнительной экономической специализации.

В муниципальных районах, где тип стратегического управления сформирован по программно-целевому принципу и в арктической зоне региона, предлагается развивать сетево-узловой подход, который будет заключаться в развитии нерыночной сетевой кооперации экономических партнеров. Данные территории представляют собой сельскую местность или места традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера — районы вне круглогодичной транспортной сети. Основным элементом опорного каркаса территории является сельская местность, без реализации задачи повышения связности и однородности экономического пространства региона, государственные инвестиции и внутренние ресурсы территории будут основными источниками преобразований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.