Научная статья на тему 'Концепция стратегического управления развитием как направление современной теории региональной экономики'

Концепция стратегического управления развитием как направление современной теории региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
812
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕУПРАВЛЕНИЕ / REGION / THE METHODOLOGICAL APPROACH / QUALITY OF A LIFE OF THE POPULATION / REGIONAL MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сорокина Н. Ю.

Представлен методологический подход к исследованию управления региональной экономикой, основанный на интеграции инструментов классического, кейнсианского и институционального исследовательских подходов, который может быть положен в основу научно-практических исследований в рамках концепции стратегического управления развитием региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of strategic management development as a way of modern theories of regional economy

The article presents a methodological approach to the study of management of regional economies, based on the integration of instruments of classical, Keynesian and institutional research approaches that can be made the basis of scientific and practical research in the concept of strategic management development in the region.

Текст научной работы на тему «Концепция стратегического управления развитием как направление современной теории региональной экономики»

УДК 332.012

Н.Ю. Сорокина, канд. экон. наук, доцент, (4872) 47-12-78,

N SOROKINA@tula.net, (Россия, Тула, ТулГУ)

КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Представлен методологический подход к исследованию управления региональной экономикой, основанный на интеграции инструментов классического, кейнсианского и институционального исследовательских подходов, который может быть положен в основу научно-практических исследований в рамках концепции стратегического управления развитием региона.

Ключевые слова: регион, методологический подход, качество жизни населения, регионалъноеуправление.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта № 10-02-71204а/ц «Разработка комплекса методик формирования программ стратегического управления социально-экономическимразвитием муниципального образования».

Концепция стратегического управления развитием региона — новое, формирующее в настоящее время направление теории региональной экономики. Ее отдельные положения представлены в работах таких авторитетных российских ученых, как А.И. Татаркин, Д.С. Львов,

A.Г. Гранберг, А.П. Егоршин, О.С. Виханский, В.В. Виноградов,

B.Г. Игнатов, Н.П. Кетова, В.Н. Лексин, H.H. Некрасов, A.M. Швецов и другие.

Проведенный автором анализ публикаций позволяет определить базовые положения указанной теории следующим образом.

1. Региональное управление — это сложный многоуровневый процесс, в котором ведущая роль отводится стратегическому управлению. В программных документах российского государства провозглашено, что главной целью государственного управления является рост качества жизни населения [1]. На ее достижение нацелено и региональное управление, реализуемое в РФ на оперативном, текущем и стратегическом уровнях. По мнению ряда авторитетных российских исследователей, недостаточное внимание вопросам стратегического управления региональными экономическими системами существенно ограничивает перспективы развития регионов России [2].

2. Региональное управление — это, прежде всего, управление развитием. С философской точки зрения развитие представляет собой процесс расширения возможностей выбора человека. Под региональным

развитием понимается абсолютное и относительное улучшение показателей, характеризующих состояние его экономики и социальной сферы в течение продолжительного периода времени [3]. Для оценки уровня развития региона наряду с традиционными экономическими показателями (валовой региональный продукт, конечное потребление на душу населения и т. д.) необходимо использовать ряд других количественных и качественных показателей и индикаторов, в частности

— уровень удовлетворенности трудом, гарантии безопасности и др.

3. Объектом управления является потенциал региона. Под потенциалом региона понимается резерв, возможности региона при задействовании всего комплекса ресурсов, имеющихся на территории, использовании особенностей его структуры, географического положения, инерции экономического роста, социально-институциональных и других факторов [4]. Создание условий для наращивания потенциала является ядром стратегического управления на региональном уровне. Наращивание потенциала региона осуществляется посредством реализации программ и мероприятий социально-экономической политики в интересах жителей региона.

Наиболее полная реализация указанных положений концепции стратегического управления развитием региона требует формирования оригинального методологического подхода к исследованию управления региональной экономикой, отличительными особенностями которого являются следующие.

Во-первых, регион рассматривается как социум, т. е. как общность людей, живущих на определенной территории [5, с. 84], что нацеливает региональное управление на создание условий для воспроизводства не только экономического, но и социального потенциала региона.

Регион как социальная система выступает носителем особых интересов субъектов региональной экономики. Социальный интерес — это форма, в которой человек, социальная группа, сообщество непосредственно осознают свое реальное положение и свои потребности, выражающиеся в свою очередь в форме целей, которые они ставят перед собой [6]. Таким образом, социальные интересы связаны с социальным положением, определяются степенью его осознания и реализуются в деятельности под влиянием мотивов, направленных на реализацию конкретного интереса. В региональном сообществе существует определенная иерархия социальных интересов, которая может меняться с течением времени под действием разного рода факторов. Однако фундаментальным принципом построения этой иерархии в любом обществе должен являться следующий: удовлетворение и реализация социального интереса более общего порядка есть условие удовлетворения социального интереса частного порядка. Проблема заключается в том, что частные интересы конкретных людей, семей, социальных групп весьма

разнообразны и часто разнонаправлены. Следует отметить, что вопрос о соотношении и приоритетности общих и частных социальных интересов имеет важное значение для выработки и реализации стратегии социальноэкономического развития региона.

Региональное развитие должно осуществляться в направлении согласования интересов социума в целом и каждой из составляющих его социальных групп. В противном случае нарастание социальных противоречий может привести к разрушению региональной социальноэкономической системы. Залогом устойчивости регионального развития является сглаживание дифференциации населения на принципе распределительной справедливости, в соответствии с которым все социальные ценности должны распределяться поровну, за исключением случаев, когда их неравное распределение приводит к всеобщей выгоде [7, с. 54]. Реализация этого принципа требует активного вмешательства государства в распределительные процессы, прежде всего, в процессы перераспределения экономических благ. Перераспределение на принципах справедливости обеспечивает человеку удовлетворение социальных потребностей в достойном уровне жизни, социальной защищенности, доступности базовых социальных благ.

Во-вторых, региональное развитие осуществляется в целях повышения уровня жизни населения, улучшения качества его образования и состояния здоровья, достижения безопасности во всех ее формах, более полного удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей.

Проблема обеспечения качества жизни населения находится в центре внимания науки и практики государственного и муниципального управления в РФ, поскольку:

- качество жизни признано международным сообществом важнейшей характеристикой, отражающей уровень развития стран и народов;

- рост качества жизни населения провозглашен главной целью социально-экономических преобразований в России;

- трансформация российской экономики сопровождается усилением негативных тенденций в уровне и качестве жизни подавляющей части населения страны.

В Конституции РФ (ст. 7) закреплено, что государство берет на себя ответственность за «достойную жизнь и свободное развитие человека» [8], независимо от места его проживания. Российское государство гарантирует гражданам комплекс условий обеспечения средств существования и развития, необходимых для воспроизводства населения и его социальных групп. При этом речь идет не только о гарантии доходов и уровня жизни населения, но и гарантиях безопасности, образования, охраны здоровья, обеспечения жильем, коммунально-бытовыми услугами и т. д.

Вышесказанное должно стать базовым принципом разработки и реализации региональных стратегий социально-экономического развития и критерием оценки их эффективности.

В современной экономической литературе качество жизни населения определяется как социально-экономическая категория, представляющая собой интегральную оценку всех сторон жизнедеятельности человека и позволяющая оценить степень удовлетворения его материальных, социальных и духовных потребностей [9, с. 211].

Осуществленный автором анализ отечественных и зарубежных разработок по проблеме [10] позволяет говорить о том, что:

1) основными составляющими качества жизни населения являются: доходы, занятость, жилье, демография, здоровье, образование, социальное обеспечение, экология и безопасность;

2) качество жизни населения — это категория, характеризующая фактический уровень удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей человека, уровень его интеллектуального, культурного и физического развития, степень обеспечения комплексной безопасности его жизнедеятельности с учетом субъективной оценки человеком различных сторон его жизнедеятельности;

3) повышение качества жизни предполагает формирование новых потребностей в социально-экономической сфере, удовлетворение которых становится основной задачей государственного и муниципального управления;

4) достижение и поддержание высокого качества жизни населения является основным синтетическим критерием эффективности государственного и муниципального управления.

В-третьих, под управлением регионом понимается процесс разработки и реализации стратегии его развития, адекватной современной теории управления региональной экономикой и учитывающей специфические особенности формирования рыночной экономики в РФ.

Стратегическое управление должно рассматриваться и как процесс движения региона к долгосрочным целям развития, и как эффективный способ воздействия на регион [11]. Это позволяет выделить в процессе стратегического управления региональной социально-экономической системой классические стадии управления, обеспечивающие рост потенциала региона для его выживания и развития в условиях динамично развивающейся внешней среды, порождающей неопределенность будущего. Поэтому процесс стратегического управления регионом целесообразно понимать как переход от некоторого исходного состояния к перспективному, характеризующемуся более высокими уровнем и качеством жизни населения. При этом отношение органов регионального управления, степень включенности их в процесс стратегического управления социально-экономическим развитием региона зависит как от

зрелости и опыта работы чиновников, так и уровня объединения и сплоченности социальных групп и регионального социума в целом.

Специфика стратегического управления регионом, по мнению большинства исследователей, заключается в том, что на первый план выходят социальные цели, поскольку в них реализуется общая социальная направленность регионального управления, приоритетность развития социальной сферы региона по сравнению с другими отраслями и сферами его жизнедеятельности. Однако социальное развитие, являясь важнейшей целью регионального управления в РФ, в значительной мере определяется ресурсными возможностями территории и уровнем ее экономического развития. Именно поэтому речь должна идти о социальном развитии, подкрепленном экономическими возможностями региона, определяемыми его потенциалом.

В экономической литературе под потенциалом региона, как правило, понимается количественно-качественная характеристика наличия и использования всех видов ресурсов, которыми располагает регион для своего экономического и социального прогресса и развития [11]. Сопоставление уровней потенциала в различные периоды времени позволяет сделать вывод о масштабах и динамике развития экономики региона, а также эффективности регионального управления в целом.

Таким образом, управление развитием региона должно носить стратегический характер, учитывать возможности его социальноэкономического потенциала и нацеливаться на достижение долгосрочных целей развития территории.

В-четвертых, ведущую роль в управлении развитием региона играют институты в лице органов регионального управления, основной функцией которых является создание условий для повышения качества жизни населения территории.

Российское законодательство определяет цели функционирования региональных органов управления следующим образом: регионы

дополняют и развивают меры государственной политики, в частности, обеспечивают [12]:

- экономические, социальные, правовые и организационные основ федерализма в Российской Федерации;

- гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией Российской Федерации, независимо от экономических возможностей регионов;

- выравнивание условий социально-экономического развития регионов;

- предотвращение загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий ее загрязнения, комплексная экологическая защита регионов;

- приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;

- максимальное использование природно-климатических особенностей регионов;

- становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.

В настоящее время взаимоотношения между регионом и Федерацией строятся на основе признания у региона собственных экономических и социальных интересов, непротиворечащих национальным интересам государства, поэтому ему предоставлена относительная независимость в принятии решений, связанных с реализацией интересов всех социальных групп населения. Это предполагает применение комплексного подхода к определению приоритетов регионального развития, реализуемого путем разработки и реализации стратегии социально-экономического развития региона.

Классический подход Кейнсианский подход Институциональный подход

Свободное саморегулр основан положе конкурентні рыночное ірование, ное на НИИ О ых рынках Признание нес инвестиционг государства и роли в создаг для развития реги( эбходимости юго участия его особой [ИИ условий экономики эна Необходимость формирования общественных институтов как факторов поддержания экономического роста

КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ

РЕГИОНА

Цель регионального управления Долгосрочный рост качества жизни населения

Источник роста региональной экономики Социально-экономический потенциал региона

Инструменты управления Социально-экономическая политика

Индикаторы развития Показатели уровня и качества жизни населения

Характеристика концепции стратегическогоуправления

развитием региона

Предложенный методологический подход к исследованию управления региональной экономикой, основанный на интеграции инструментов классического, кейнсианского и институционального исследовательских подходов, может быть положен в основу научнопрактических исследований в рамках концепции стратегического управления развитием региона. Он позволяет охарактеризовать основные положения концепции стратегического управления развитием региона следующим образом (рисунок).

Библиографический список

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года [Электронный ресурс]. Постановление правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // URL: http://www. government.ru (дата обращения — 01.10.2010).

2. Блинов O.A., Захаров В.Я. Управление региональными рынками // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 1. С. 23-31.

3. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь [Электронный ресурс]. М.: ИНФРА-М, 2007 // URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ diet/11974 (дата обращения — 01.10.2010).

4. Большая советская энциклопедия. Изд. 1969-1978 гг.

[Электронный ресурс]. URL: http://slovari.yandex.ru (дата обращения — 01.10.2010).

5. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. 2-е изд. М.: ГУ ВШЭ, 2001. 405 с.

6. Энциклопедия социологии [Электронный ресурс]. URL: http://slovari.yandex.ru (дата обращения — 01.10.2010).

7. Роулс Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во НГУ, 1995. 234 с.

8. Комментарий к Конституции Российской Федерации. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Изд-во БЕК, 1996. 664 с.

9. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. 3-е изд. М.: Гардарики, 2000. 528 с.

10. Федорова Е.А., Федорова Т.А., Болдырева Р.Ю., Преображенский Д.А., Сорокина Н.Ю., Запарин В.А. Эффективность муниципального управления: методический подход к оценке и мониторингу: монография. Тула: ООО РИФ «ИНФРА», 2010. 174 с.

11. Федорова Е.А.. Сычева И.В., Иватанов Н.П., Болдырева Р.Ю., Сорокина Н.Ю. Левина В.В., Преображенский Д.И. Теоретикометодологические аспекты разработки программ социальноэкономического развития муниципальных образований. Тула: Изд-во ТулГУ, 2008. 248 с.

12. Об основных положениях региональной политики в РФ: Указ Президента РФ от 03 июня 1996 г. № 803 //Собрание законодательства. № 23. Ст. 1756.

N.Y. Sorokina

The concept of strategic management development as a way of modern theories of regional economy

The article presents a methodological approach to the study of management of regional economies, based on the integration of instruments of classical, Keynesian and institutional research approaches that can be made the basis of scientific and practical research in the concept of strategic management development in the region.

Key words: region, the methodological approach, quality of a life of the population, regional management.

УДК 334.723

И.В. Сычева, д-р экон. наук, профессор, профессор кафедры «Финансы и менеджмент», (4872)33-24-80, fim@tsu.tula.ru, (Россия, Тула, ТулГУ); Д.А.Найденов, магистр экономики, кафедра «Финансы и менеджмент», ГОУ ВПО «Тульский государственный университет» (4872)33-24-80, fim@tsu.tula.ru, (Россия, Тула, ТулГУ)

ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМ И МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

Рассмотрены проблемы развития различных форм государственночастного партнерства. Проведен анализ основных механизмов государственночастного партнерства. Выделены основные направления развития этого института взаимодействия государства и бизнеса в России.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, инвестиции, формы, механизмы, инструменты сотрудничества.

В условиях интеграции российской экономки в международное экономическое пространство и глобальных кризисных явлений в мировой экономике все большую актуальность в настоящее время приобретает повышение финансовой устойчивости страны на основе наращивания экономического потенциала ее регионов. В свою очередь, одним из наиболее продуктивных путей решения данной задачи является развитие института партнерства государственного и частного секторов как эффективного механизма привлечения частных инвестиционных ресурсов в важнейшие региональные и муниципальные объекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.