Научная статья на тему 'Концепция становления ноосферной цивилизации'

Концепция становления ноосферной цивилизации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
475
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / INFORMATION SOCIETY / НООСФЕРА / NOOSPHERE / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / CIVILIZATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Урсул Аркадий Дмитриевич, Урсул Татьяна Альбертовна

В статье на основе взаимосвязи цивилизационного и ноосферно-футурологического подходов исследуется процесс ноосферогенеза в контексте развёртывания глобализационных процессов, перехода к устойчивому социоприродному развитию и общепланетарному информационному обществу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept of the formation of noospheric civilization

In the article, the process of noospherogenesis in the context of the unfolding of globalization processes, the transition to sustainable development, and the planetary information society is studied on the basis of the interrelation between the civilization and noosphere-futurological approaches.

Текст научной работы на тему «Концепция становления ноосферной цивилизации»

А.Д. УРСУЛ доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик АН Молдавии, директор Центра глобальных исследований и профессор факультета глобальных процессов Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Т.А. УРСУЛ

доктор философских наук, профессор, почётный работник высшего профессионального образования РФ, заведующий кафедрой социальных наук и

технологий Национального исследовательского

**

технологического университета «МИСиС»

Концепция становления ноосферной цивилизации

Для мировой науки последних десятилетий характерно развёртывание и использование междисциплинарного подхода и интенсивное развитие интегративно-общенаучных тенденций и процессов1. Особый интерес представляет взаимодействие различных подходов, которые до определённого времени развиваются автономно, но затем начинают вначале в слабой форме, а затем более интенсивно взаимодействовать при изучении одного и того же объекта исследования. Один и тот же объект исследования, в нашем случае человеческая цивилизация, изучался цивилиза-ционным подходом, а в дальнейшем появился и такой пока ещё мало используемый, как ноосферный, или ноосферно-футурологический подход.

Понятно, что системно-целостный образ будущего человечества появится на пересечении не одного и не двух, а всех работающих теоретических форм и методологических походов, но в данной работе речь будет идти в основном о

* Урсул Аркадий Дмитриевич, e-mail: е-mail: ursul-ad@mail.ru ** Урсул Татьяна Альбертовна, e-mail: е-mail: ursult@mail.ru

1 См.: Урсул А.Д. Философия и интегративно-общенаучные процессы. М., 1981.

взаимосвязи цивилизационного и ноосферного подходов и соответствующих им видов научных исследований.

Предметную область ноосферных исследований вряд ли можно отнести к какой-либо отдельной дисциплине, поскольку они затрагивают многие сферы дисциплинарного знания и устремлены в пока ещё отдалённое и довольно неопределённое будущее человечества. И всё же несмотря на многие пока не решённые проблемы возникает вопрос о возможности и перспективах формирования ноосферной цивилизации. Будут ли отдельные локальные цивилизации становиться ноосферными и тем самым первыми адаптироваться к будущему или ноосферное качество обретёт только всё человечество в целом? Попытаемся ответить на этот вопрос.

В первой половине прошлого века российский ученый В.И. Вернадский и два французских ученых - П. Тейяр де Шарден и Э. Леруа - выдвинули идею становления сферы разума - ноосферы в качестве главного направления дальнейшего развития человечества, которое должно рационализировать цивилизационный процесс, обеспечить выживание цивилизации. Идея о создании в будущем общества, в котором господствует разум, носила в основном утопический характер и существенно отличалась от реального стихийного цивилизационного процесса, в котором разум играл далеко не приоритетную роль. Однако здесь важно то, что была подмечена тенденция возрастания роли разума во всех его формах в будущем развитии человечества.

Упомянутые основоположники этой идеи не случайно на первый план выдвигали в своих концепциях ноосферы на приоритетное место разум. И если Тейяр де Шарден говорит о необходимости появления ноосферы, признавая в истории эру ноогенеза, то соответственно этому он выделяет новую земную оболочку, новый «мыслящий пласт», который, зародившись в конце третичного периода, разворачивается с тех пор над миром растений и животных - вне биосферы и над ней1. Однако ноосфера, по П. Тейяру де

Шардену - это «гармонизированная общность сознаний,

2

эквивалентная своего рода сверхсознанию» .

И совершенно прав П. Тейяр де Шарден в том, что ноосфера вовсе не тождественна простой совокупности разума

1 См.: Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987, с. 149.

2 Там же.

у отдельных индивидов: история показала, что наличие разума у отдельных индивидов не означает, что человечество в целом ведет себя разумно, а скорее всего - хаотично-иррационально, что уже угрожает омницидом. Вот почему становление «гармонизированной общности сознаний», ориентированных на выживание цивилизации - это, вероятно, один из существенных признаков достижения ноосферного состояния человечества, которое имеет отношение к тому, что стало рассматривается как будущий ноосферный интеллект глобально-космического масштаба.

Важной особенностью ноосферной идеи В.И. Вернадского является выяснение роли разума не только в жизни общества, но и через него в эволюции биосферы (особенно геологической эволюции). В принципе идея ноосферогенеза как становления сферы разума отличается от идеи ноогенеза (которая была предложена П. Тейяром де Шарденом) тем, что в первом случае ноогенез рассматривается совместно с окружающей его средой в коэволюционном ракурсе. Это напоминает идею биосферы (теория которой была существенно развита Вернадским и которую он считал главной своей заслугой1), когда биота включается в сферу взаимодействующего с ней косного вещества. И такая идея оказывается в эволюционном плане более адекватной, поскольку развитие, тем более прогрессивное, в силу синергетических соображений следует рассматривать как коэволюцию системы совместно со средой, за счет которой оно и происходит.

В трудах В.И. Вернадского учение о ноосфере с самого начала формировалось в общепланетарном ракурсе, т.е. в форме мировоззрения ноосферного глобализма (нооглоба-лизма), в котором глобализм и идеи становления ноосферы оказались соединенными в целостную форму мировоззрения. В.И. Вернадский считал (если полагать, что ноосфера еще не существует, а возникнет в будущем), что становление ноосферы - это естественно-исторический и вместе тем неизбежный эволюционный процесс, она появится стихийно как все предшествующие общественно-экономические, социально-технологические и аналогичные формации и этапы эволюции человечества.

Понимание того, что представляет собой ноосфера, зависит прежде всего от осознания начала ее появления (как,

1 См.: Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М., 2004.

впрочем, и наоборот). Ситуация здесь аналогична с пониманием глобализации, где начало этого глобального процесса прямо зависит от определения его понятия. Как В.И. Вернадский, так и в современной литературе ноосферу представляют в двух основных темпоральных вариантах: как уже существующую сферу распространения и обитания людей и как гипотетическое будущее состояние (и вместе с тем дальнейший развертывающийся глобальный процесс) всего человечества и его взаимодействия с природой. Здесь мы исходим из того, что ноосфера пока не существует, а появится только в будущем. И это следует как из тех условий и особенностей её формирования, о которых шла речь в работах В.И. Вернадского, так и современного видения становления феномена ноосферы.

В настоящее время в отличие от представлений о стихийном превращении биосферы в ноосферу предполагается, что сфера разума в предвидимой сейчас форме не может появиться стихийно. Она будет опережающе моделироваться и формироваться вначале теоретически с помощью науки, а затем целесообразно воплощаться в социальной и социоприродной сферах. Это не просто отход от стихийности, а упреждающее проектирование и конструирование, реализация принципа глобального управления, но уже в его более развитом - ноосферном варианте1.

В настоящее время можно говорить о наступлении нового этапа в учении о ноосфере (ноосферных исследований).. Первый этап, связанный с зарождением и развитием учения о ноосфере, можно считать классическим (основоположники - Э. Леруа, П. Тейяр де Шарден, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, комментаторы и продолжатели их идей). Если полагать, что учение о ноосфере берет свое начало с первой половины XX в., то вначале XXI в. имеет смысл говорить не только о наступлении нового этапа - уже неклассического, причем не просто в учении о ноосфере, но шире - в ноо-сферных исследованиях и, тем самым, превращения «учения о ноосфере» в науку, научное направление (или теоретическую концепцию). Основной характерной чертой нового неклассического этапа знаний о ноосфере становится его

1 См.: Урсул А.Д., Урсул ТА. Цели устойчивого развития и перспективы глобального управления // Экономика и управление: проблемы, решения, 2016, № 6.

связь (взаимосвязь) с глобальными (и космическими) исследованиями, концепциями устойчивого развития и информационного общества (ИО), которые находятся в стадии интенсивных междисциплинарных разработок.

Созидание ноосферы в более отдалённой перспективе можно рассматривать и как некоторую цель, и своего рода «конечный итог» позитивных процессов управляемой «устойчивой» глобализации, и как объективную тенденцию решения всех глобальных проблем, а не только какой-то одной из них, скажем, информационной или экологической1. Соответственно, ноосферогенез - это генеральная стратегия развёртывания глобализации и решения глобальных проблем, элиминации негативов глобальных процессов, что должно опираться на пока ещё не выявленные закономерности ноосферогенеза, которые также тесно связаны с созиданием ИО, переходом к устойчивому развитию и иными глобальными процессами.

Ноосферогенез оказывается предвидимым этапом предшествующей глобально-универсальной эволюции, которая будет реализовываться в социокультурной и социоприрод-ной форме вначале на планете Земля, а затем и за ее пределами как высшее достижение развития человеческой цивилизации2. Само наименование понятия «ноосфера» (сфера разума) на первый план выдвигает не столько материальный компонент обсуждаемого здесь будущего глобального типа интеллекта, сколько информационно-идеальные факторы.

Ноосфера (от греч. v6og - «разум» и афаТра - «шар») видится нам как гипотетическое будущее состояние (и вместе с тем дальнейший глобальный процесс) общества и его взаимодействие с природой, в котором приоритетное место будет занимать коллективный общечеловеческий разум, именуемый ноосферным интеллектом, направляющий эволюцию цивилизации в прогрессивно-поступательном и безопасном направлении. Ноосфера будет представлять (в своем идеальном варианте) социоприродную систему, в которой планетарное опережающее управление реа-

1 См.: Урсул А.Д. Путь в ноосферу (Концепция выживания и устойчивого развития цивилизации). М., 1993; Ильин И.В., Урсул А.Д,, Урсул Т.А. Глобальный эволюционизм: Идеи, проблемы, гипотезы. М., 2012.

2 См.: Урсул А.Д. Феномен ноосферы: глобальная эволюция и ноосферогенез. М., 2015.

лизуется нравственно-справедливым разумом человека и глобальным интегральным интеллектом, формируемым с помощью компьютерных и телекоммуникационных технологий (в том числе систем искусственного интеллекта и глобальной сети информационной связи, ориентированных в гуманистическом направлении).

Созидание информационной цивилизации в глобальном масштабе как первого этапа становления ноосферы (инфо-ноосферы) призвано усилить интеллектуальное могущество человечества за счет развёртывания глобального процесса информатизации. Этот процесс направлен на эффективное овладение информацией как ресурсом развития с помощью средств вычислительной техники и информатики, дальнейшее созидание инфосферы через переход к устойчивому развитию. В результате трансформации социосферы в ноосферу должен сформироваться ноосферный интеллект как принципиально новая интегральная форма «общественного сознания», объединяющая интеллектуальные ресурсы человечества и средства информатики, способная к опережающему отражению социального и социоприродного бытия и использующая превентивные механизмы для реализации желаемых вариантов эволюции цивилизации. Для появления этого нового типа интегрального интеллекта важно разрешить противоречие между развитием искусственного и естественного интеллекта, сориентировав их на коэволюцион-ное развитие в гуманистическом направлении.

Превращение человечества в ноосферную цивилизацию предполагает, что главным ресурсом его дальнейшей эволюции станет информация, позволяющая оптимально использовать и экономить вещественно-энергетические ресурсы. Становление ноосферы, возвышая потребности человека, выдвигает на приоритетное место информационно-духовную культуру, в то же время трансформирует все составляющие и содержание культуры, что позволяет предположить появление принципиально нового типа культуры - ноосферной культуры, являющейся предвидимой «вершиной» глобально-эволюционных процессов во Вселенной.

За последние полвека усилиями ученых разных стран были заложены фундаментальные основы теории и истории цивилизаций в разных аспектах — как этапов в истории человечества и как локальных цивилизаций, на чем специально не имеет смысла останавливаться, поскольку об

этом уже подробно шла речь в ряде фундаментальных работ по цивилизационной проблематике1. Важно подчеркнуть, что здесь принимается точка зрения, что начало формирования локальных цивилизаций начинается с периода неолитической революции.

Под локальными цивилизациями в этих работах понимается совокупность этносов и народов, объединяемых общностью цивилизационных ценностей (духовного мира), технологического, экономического, политического, социокультурного строя, исторических судеб. В большинстве случаев -территориальной близостью и родством природно-климатических условий, но не обязательно (пример - мусульманская цивилизация, расположенная на разных континентах)2.

Под мировыми цивилизациями предлагается считать исторические этапы в развитии человечества (начиная с агронеолитической революции - за последние 10-11 тысячелетий), характеризующиеся существенными различиями в уровне и характере демографической, экологической, технологической и экономической динамики, геополитических отношений и социокультурного строя. Мировые цивилизации выражают эпохи, крупные этапы всемирной истории и сменяют друг друга через несколько столетий (на ранних этапах истории - тысячелетий) вместе с поколениями локальных цивилизаций, знаменуя последовательные этапы цивилизационного прогресса.

Глобальная цивилизация в упомянутых работах мыслится как совокупность всего пространства локальных и мировых цивилизаций на всем протяжении их существования и развития. В этом смысле глобальная цивилизация выражает эволюционное единство человеческого рода на том этапе, когда он достиг цивилизационной стадии. Глобальная цивилизация в пространственном ракурсе включает совокупность локальных цивилизаций и пространств их взаимодействия, во временном - смену мировых цивилизаций и поколений локальных цивилизаций. За свою более, чем десятитысячелетнюю историю она расширилась от небольшой части населения Земли и территории ойкумены практически до всей территории (с выходом в кос-

1 См.: Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Цивилизации: теория, история, диалог, будущее. В 6 т. М., 2006-2009.

2 См.: Яковец Ю.В, Фарах С. Диалог и партнерство цивилизаций. М., 2012, с. 19-20.

мическое пространство, на шельфы морей, в Антарктиду), освоила все доступные природные ресурсы и подумывает об освоении в отдаленной перспективе других планет1.

Такое понимание глобальной цивилизации имеет определённые основания и в глобальных исследованиях. Нужно также иметь в виду, что в этих исследованиях термин «глобальный» используется в трёх основных значениях -как охватывающий весь земной шар, планету в целом как космический объект; как распространяющийся на Вселенную, всё мироздание в целом; как универсальная черта либо закон, характеризующие определённую совокупность исследуемых феноменов. Именно в этом последнем случае как универсальная черта либо закон, характеризующие цивилизационный процесс, глобальная цивилизация выступает как земная цивилизация, которая может иметь как сходные, так и отличающиеся черты от возможных иных, внеземных цивилизаций.

Вместе с тем, существует и такое понимание, когда глобальная цивилизация видится как завершающий этап глобализации цивилизационных процессов2. Здесь понятие «глобальная цивилизация» использует «глобальный признак» как охватывающий весь земной шар, планету в целом, но только в будущем как результат завершающегося этапа локально-цивилизационных процессов. В дальнейшем, когда локальные цивилизации объединяются на завершающей стадии глобализации появляется единая цивилизация как общепланетарная цивилизация.

Значение понятия «глобальная цивилизация» в этих двух случаях зависит от содержания термина «глобальная(ый)», который может мыслиться как глобальность в пространственно-географическом и как глобальность в качественно-содержательном («закономерностном») планах.

В эпоху верхнего палеолита продолжение экстенсивного типа хозяйственной деятельности с охотничье-собира-тельскими технологиями могло бы привести к исчезновению формирующегося человечества и объективно требовало перехода на принципиально новый способ хозяйст-

1 См. там же, с. 23, 24, 29.

2 См.: Рябченко Н.П. От глобализации к глобальной цивилизации. Владивосток, 2012; Цивилизации. Вып. 5. Проблемы глобалистики и глобальной истории / Отв. ред. А.О. Чубарьян. М., 2002.

венной деятельности и обеспечения жизнедеятельности, гарантирующий выживание народонаселения в разных местах планеты. Одним из последствий этого первичного способа социоприродного взаимодействия (уже на его срединном этапе развёртывания) стало и формирование локальных цивилизаций - в плодородных землях Нила, Двуречья, Инда, а также Ближнего Востока. Именно в период неолитической цивилизации произошли крупнейшие шаги в развитии структуры общества и в создании предпосылок для формирования полноразмерной структуры генотипа цивилизаций и возникновения локальных цивилизаций1.

В этот период в отличие от отдельных инновационно-технологических трансформаций, растянутых друг от друга на сотни тысяч лет, неолитическая революция носила ускоренно-системный характер и в течение нескольких, примерно 5-6 тысячелетий охватила весь земной шар. Этот цивилизационный процесс являет собой пример одного из глобальных феноменов, которые важно осмыслить сквозь призму глобальных и ноосферных исследований. Формирование локальных цивилизаций - это тоже начало одного из социальных и социоприродных глобальных процессов, который будет расширяться и развёртываться в последующем, меняя этапы эволюции как локальных цивилизаций, так и мировой цивилизации.

Именно в ходе агронеолитической революции появился новый по сравнению с палеолитическим способ природопользования и даже шире - способ взаимодействия природы и общества как единство экономических и экологических характеристик (параметров), обеспечивающих тот или иной тип социоэкоразвития и выражающих его отношение к природе и, прежде всего, к биосфере. В дальнейшем - на более поздних стадиях цивилизационного процесса (т.е. стадии индустриальной и тем более - постиндустриальной цивилизации) именно этот производственно-некоэволю-ционный социоприродный способ породил глобальный кризис современного человечества, одним из проявлений которого является появление и обострение глобальных проблем, и умножение негативов глобализации.

1 См.: Яковец Ю.В., Фарах С. Диалог и партнерство цивилизаций. М., 2012, с. 64.

Всего за десять-двенадцать тысяч лет неолитической революции население земного шара увеличилось более, чем в тысячу раз - от нескольких миллионов до нескольких миллиардов. Это ускорение экономического роста досталось дорогой ценой - начался и стал стремительно углубляться экологический (или социально-экологический) кризис, угрожая деградацией как человечества, так и биоты.

Переход от палеолитического к неолитическому социо-природному способу взаимодействия разрешил возникшее социоприродное противоречие глобального масштаба, привел также к «запуску» формирования локально-цивилиза-ционных процессов. Появление локальных цивилизаций, располагающихся на определённой территории, это один из важнейших результатов эволюции неолитического производственно-некоэволюционного способа взаимодействия природы и общества.

Разрешение верхнепалеолитического «комплекса глобальных проблем» привело к становлению производящего хозяйства как принципиально новому глобальному процессу и несколько позже к развертыванию ряда тех тенденций развития человечества, которые будут осознаны как процессы глобализации, в том числе и в цивилизационном измерении эволюции. А прогнозируемый переход к новому - ноосферному способу упомянутого взаимодействия может привести к превращению человечества в целостно-глобальную ноосферную цивилизацию, в которой, впрочем, могут сохраняться отдельные локальные составляющие.

Тем самым и в цивилизационном ракурсе идет свой процесс глобализации и эволюции, причём уместно напомнить, что Россия поставила более двух десятилетий тому назад ещё одну пусть пока и отдалённую, но важную в концептуальном ракурсе стратегическую и глобальную цель -становление ноосферы. В уже принятой в России «Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» подчёркивается, что движение человечества к устойчивому развитию, в конечном счете, приведет к формированию предсказанной В.И. Вернадским сферы разума (ноосферы), когда мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания Человека, живущего в гармонии с окружающей средой1. И это весьма

1 См.: Собрание законодательства РФ, 1996, № 15, Ст. 1572.

существенно для понимания дальнейшего движения человечества по пути УР, который должен привести к развёртыванию глобально-цивилизационного процесса ноосфе-рогенеза. Ноосфера - это зрелый и завершающий этап перехода к устойчивому развитию, основная долговременная цель, желаемое будущее состояние коэволюции общества и природы, когда может быть обеспечен непрерывный длительный прогресс всей мировой цивилизации и прежде всего в интеллектуально-духовном измерении.

Ноосферогенез, зарождаясь в отдельных местах, локальных цивилизациях, странах и регионах планеты, будет обретать глобальное измерение и уже становиться потенциально общепланетарным и общецивилизационным процессом. Созидание сферы разума должно активно влиять на глобализацию и другие глобальные процессы, рационализируя их нравственно-справедливым началом и способствуя гармонизации отношений в системе «человек-общество-природа». Становление сферы разума с самого начала оказывается глобально ориентированным процессом, затрагивая все цивилизационные процессы, претендуя на созидание глобальной цивилизации, которая на определённом этапе может стать цивилизацией ноосферы.

Именно процессы глобализации формируют единство человечества только на своем завершающем этапе и, тем самым, глобальную цивилизацию в «пространственно-географическом» и «содержательно-качественном» значениях. В этом смысле глобальная цивилизация как некоторое состояние единого человечества сформируется лишь на ноосфер-ной стадии эволюции и тогда понятия человечества эпохи ноосферы и ноосферной цивилизации в определённом смысле совпадут. Ноосферная цивилизация с самого начала своего появления может быть только глобальной и в этом можно убедиться чисто логическими рассуждениями, имея в виду основные пути становления этого пока ещё не существующего типа цивилизации. Один из этих путей -интеллектуально-информационный, когда закладывается основной фундамент ноосферного интеллекта и формируется информационное общество в глобальном масштабе.

На этом пути появляются локальные цивилизации пятого поколения, которые вырываются в лидеры этого информационного движения, как, например, японская, североамериканская и западноевропейская цивилизации. Другим ло-

кальным цивилизациям ещё предстоит «подтягивание» до этого уровня. А становление глобальной информационной цивилизации, скорее всего, произойдет лишь во второй половине нынешнего века. Но появление глобальной информационной цивилизации ещё не означает появление первой ступени сферы разума. Для этого мировой цивилизации необходимо перейти на путь устойчивого развития, что существенно удлиняет временной период становления ноосферы. Этот срок переносится либо на конец этого века при самых благоприятных обстоятельствах, либо на следующее столетие, что более реально.

Императив перехода к устойчивому развитию имеет принципиальное значение, но он требует уже глобального масштаба цивилизационных процессов, ведь в рамках локальной цивилизации или даже их группы такой переход в принципе невозможен. Тем более, что будет происходить и процесс глобализации, который ориентирован на обретение мировой цивилизации своей целостности. Эти два глобальных процесса в будущем соединяются и формируют глобальное единство цивилизации, которая находится

под воздействием и других процессов ноосферогенеза.

***

Итак, в истории человечества с точки зрения цивилиза-ционных исследований было всего два крупных этапа -доцивилизационный и, начиная с агронеолитической революции, этап становления локальных и смены мировых цивилизаций. Однако благодаря развёртыванию процессов глобализации, переходу к устойчивому развитию и формированию глобального информационного общества человечество уже начинает превращаться в единую общепланетарную цивилизацию. Грядущий целостный глобальный мир представляется цивилизацией ноосферы, завершая тем самым в основном локально-фрагментарные цивилизационные процессы на нашей планете появлением третьего - ноосфер-ного этапа, сопряженного с формированием принципиально нового способа взаимодействия природы и общества.

Но появление этого этапа вовсе не означает, что цивили-зационный процесс также окажется завершённым, что будет иметь место своего рода «конец цивилизационной истории». Возможны и некоторые перспективы дальнейшей эволюции уже ставшей ноосферной цивилизации как на планете, так и

в космосе. Поэтому можно сделать вывод, что цивилизация ноосферы может оказаться только глобальной в том смысле как употребляют термин «глобальный» в глобалистике и глобальных исследованиях. Но ноосферная цивилизация, появившись в своем «глобальном варианте», в дальнейшем имеет возможность трансформироваться в космическую ноосферную цивилизацию.

Следуя К.Э. Циолковскому, можно видеть перспективы ноосферогенеза не только в земном, но и в космическом направлении, в каком-то смысле говорить о том, что не только биосфера будет превращаться в сферу разума, но и внеземное пространство и небесные тела. Именно так будет формироваться космоноосфера, поэтому из-за этого, пусть и весьма отдаленного этапа ноосферогенеза не только наша планета будет включаться в процесс ноо-сферогенеза. И опять-таки важно подчеркнуть, что ноо-сферное будущее мыслится в его «космизированной» глобально-планетарной форме: социальная ступень эволюции, выходя в космос в своей цивилизационной форме, будет в первую очередь искать и осваивать планеты, подобные нашей Земле, где и предполагается продолжение ее развития. Здесь в явном виде действует принцип «космического нооглобализма» - социальная ступень, вступая в сферу разума, казалось бы, выходя за пределы Земли, уже сейчас ищет иные планеты (в том числе экзопланеты) для своего дальнейшего существования и развития. Эта приверженность к планетарной форме существования будет «пронизывать» всю обозримую эволюционную перспективу цивилизационного процесса и

станет стержневой темой будущих глобально-космических

1

и цивилизационных исследований .

Урсул А.Д., Урсул Т.А. Концепция становления ноосферной цивилизации. В статье на основе взаимосвязи цивилизационного и ноосферно-футурологического подходов исследуется процесс ноосферогенеза в контексте развёртывания глобализационных процессов, перехода к устойчивому социоприродному развитию и общепланетарному информационному обществу.

1 См.: Урсул А.Д., Урсул Т.А. Глобально-космическая революция в науке // Философская мысль, 2017, № 2.

Ключевые слова: глобализация, информационное общество, ноосфера, устойчивое развитие, цивилизация.

Ursul A.D., Ursul T.A. Concept of the formation of noospheric civilization. In the article, the process of noospherogenesis in the context of the unfolding of globalization processes, the transition to sustainable development, and the planetary information society is studied on the basis of the interrelation between the civilization and noosphere-futurological approaches.

Keywords: civilization, globalization, information society, noosphe-re, sustainable development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.