Научная статья на тему 'Концепция специального курса «Дискурсивная история «Русского нигилизма»: литература, философия, наука»'

Концепция специального курса «Дискурсивная история «Русского нигилизма»: литература, философия, наука» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
294
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дискурс / порядок дискурса / исторический дискурс-анализ / история понятий / Нигилизм / негативность / Ничто / Discourse / order of discourse / historical discourse-analysis / conceptual history / nihilism / Negativity / nothing

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Корчинский Анатолий Викторович

Главная идея курса освоение студентами исторического дискурс-анализа концептуального поля, связанного с понятием «нигилизм» в русской словесности 1860-1910 гг. Слово начинает употребляться в России с 1829 г. В идейной полемике 1860-х понятие приобретает позитивный смысл. В русской радикальной литературе и общественной мысли последующего тридцатилетия «нигилизм» ассоциируется с революционно-террористической практикой, а впоследствии фигурирует как ключевая категория дискурса русской интеллигенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main idea of the seminar historical discourse-analysis of the concept «nihilism» in russian literature of 1860-1910. The notion «nihilism» appeared in Russia in 1829. In the 1860"s polemics this word has both negative and positive sense. Russian radical literature and social thought, the notions of «nihilism» and «terror/terrorism» are practically equated with each other. It is in the framework of the so called revolutionary «underground» that the idea of a special mission of several generations of the Russian «intelligentsia» evolved.

Текст научной работы на тему «Концепция специального курса «Дискурсивная история «Русского нигилизма»: литература, философия, наука»»

А.В. Корчинский

КОНЦЕПЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО КУРСА «ДИСКУРСИВНАЯ ИСТОРИЯ “РУССКОГО НИГИЛИЗМА”: ЛИТЕРАТУРА, ФИЛОСОФИЯ, НАУКА»

Главная идея курса - освоение студентами исторического дискурс-анализа концептуального поля, связанного с понятием «нигилизм» в русской словесности 1860-1910 гг. Слово начинает употребляться в России с 1829 г. В идейной полемике 1860-х понятие приобретает позитивный смысл. В русской радикальной литературе и общественной мысли последующего тридцатилетия «нигилизм» ассоциируется с революционнотеррористической практикой, а впоследствии фигурирует как ключевая категория дискурса русской интеллигенции.

Ключевые слова: дискурс; порядок дискурса; исторический дискурс-анализ; история понятий; нигилизм; негативность; ничто.

Междисциплинарный учебный курс «Дискурсивная история русского нигилизма: литература, философия, наука» адресован студентам как филологических, так и исторических специальностей, интересующимся интеллектуальной историей, а также может быть рекомендован студентам-философам и культурологам. В нем предполагается изучение не только научных, философских текстов, публицистики и художественных произведений, но и реконструкция целостной картины бытования идейного комплекса, связанного с осмыслением феномена «отрицательности» («нигилизм», «ничто», «негативность» и т.д.) в различных типах дискурса рубежа XIX-XX вв.

Предметом рассмотрения в курсе является не история революционного движения или общественной мысли, не история философских школ или литературных течений. В такой перспективе затруднительно было бы

всерьез исследовать, скажем, содержательные связи и даже преемственность между народничеством и символизмом. Но такое исследование возможно в рамках истории дискурсов, в которой сменяются не эпохи, движения или поколения, но - режимы дискурсивности, не обязательно совпадающие с границами исторических периодов.

Авторский подход к учебному материалу основывается на представлении о единстве, взаимодействии и исторической изменчивости системы дискурсов - литературно-художественного, философского, научногуманитарного, публицистического. Студентам предлагается поразмышлять о статусе художественного текста, относительно которого в рассматриваемый период самоопределяются другие типы текстов. В частности, очевидной считается уникальная роль художественной литературы в России XIX-XX вв., перенимающей на себя функции философско-теологического и социально-критического дискурсов. Однако в рамках такой трактовки неопределенной остается граница между сферой эстетического и внехудожественной дискурсивной реальностью. Предполагается, что в истории интеллектуальной культуры России означенного периода можно выделить особые этапы (1860-70 и 1900-1910 гг.), когда граница фикционального мира художественной словесности становится проницаемой и возрастает потенциал «наивного» прочтения литературных текстов, распространения литературных моделей (мыслительных, поведенческих) на внехудожественную действительность. Это, в частности, характерно для русской революционной литературы.

Однако это не означает, что в культуре отсутствует различение между литературой и внелитературной реальностью и что философско-общественная мысль оказывается поглощенной художественным дискурсом. Например, очевидно использование идеализирующего потенциала художественного текста в литературе пропагандистского характера, что свидетельствует о присущем авторской и читательской стратегиям четком раз-

граничении квазиреальности художественного мира и мира практических смыслов. То же можно наблюдать применительно к русской философии, которая в большинстве своем не стремится к построению отвлеченной системы, а имеет «жизненно-практическую» и «конкретную» направленность. Философия в России не «синкретична» и не «слабо выражена», она лишь эксплуатирует интеллектуально-имагинативный потенциал литературы как «своего другого». Кроме того, литература в XIX в. обнаруживает в себе огромный потенциал нефикциональной дискурсивности (не-литературности). В некоторых случаях литература осознает свою внутреннюю недостаточность («Война и мир» Толстого, «Бесы» Достоевского) относительно других типов дискурса и вступает с ними в активное взаимодействие.

Эти и другие процессы в дискурсивной истории русской культуры рубежа веков предполагается отследить совместно со студентами на материале литературы, философии, критики и публицистики 1860-1910-х гг. При этом, поскольку речь идет о целостной реконструкции дискурсов, акцент будет сделан не только на «вершинных» текстах культуры, но и на второстепенных, фоновых и периферийных текстах, обещающих продемонстрировать некоторую среднюю «норму» апроприации и мыслительной адаптации передовых идей своего времени. Эти тексты позволяют зафиксировать момент превращения идеи в идеологию.

Ниже представлен примерный тематический план лекционной части курса, а также краткое описание планируемых аналитических практикумов.

1. Нигилизм: экскурс в историческую семантику понятия. Предыстория «нигилизма»: средневековый шЫНашвшш. «Немецкая» (Я.Г. Обе-райт, Д. Йениш, Ф. Шлегель, В.Т. Круг) и «французская» (Анахар-сис Клоотс, Л.С. Мерсье) версии понятия «нигилизм». Нигилизм как идеализм (Ф.Г. Якоби, Жан-Поль Рихтер) и как скептический рацио-

нализм (Ф. фон Баадер). Нигилизм как интеллектуальная позиция и как жизненный принцип (К. Гуцков, Г. Бюхнер). Появление слова в России (Н.И. Надеждин), нетерминологическое употребление слова (В.Г. Белинский). Становление понятия в 1850-60 гг. (В.Ф. Берви, Н.А. Добролюбов, М.Н. Катков и др.)

2. «Нигилизм» 1860-х: наследие революционной, научной и философской мысли 1840-50-х. Радикализация нигилизма и его «позитивиза-ция». Казус Тургенева и критика его времени. Эпоха «реализма»: художественная реальность и жизненный опыт. «Нигилизм» как общественное движение, идеология, дискурс (история рецепции романа Н.Г. Чернышевского «Что делать?»).

Практикум 1. Анализ исторической семантики «нигилизма» в философских, публицистических и художественных текстах. Сопоставление контекстов употребления слова: «Письмо к Фихте» Ф.Г. Якоби, «Подготовительная школа эстетики» Жан-Поля, «Нигилисты» К. Гуцкова, «Смерть Дантона» Г. Бюхнера. Задание: сформулировать критерий семантической сформированности исторического понятия на материале сопоставления фрагментов из текстов

В.Г. Белинского, В.Ф. Берви, Н.А. Добролюбова, М.Н. Каткова, Д.С. Писарева, А.И. Герцена.

3. Дискурс «нигилистической» науки и наука как «нигилизм». Радикальный позитивизм и «вульгарный материализм» (К. Фохт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт и др.), его рецепция в России (Д.И. Писарев). Научное мировоззрение Н.А. Добролюбова и Н.Г. Чернышевского.

4. «Антинигилистический» роман (А.Ф. Писемский, Н.С. Лесков,

В. Ключников, В. Авенариус, Вс. Крестовский): литература и отрицание философии.

Практикум 2. Анализ понятия в контексте интеллектуальной коммуникации: анализ нигилистического дискурса как коммуникативного события - взаимодействия коммуникативных компетенций автора и адресата. Сюжет практикума: присвоение русскими «нигилистами» негативного по своей природе понятия, его коренная се-манитическая трансформация («позитивизация» смысла слова «нигилизм»). Материал: Тургенев и его критики (М.А. Антонович, Д.И. Писарев, А.И. Герцен). Суть в том, что нигилизм - понятие исключительно критическое, а значит индивидуальное, всякий раз модифицируемое, оно не связывается с конвенционально устойчивым денотатом. Но в России 1860-х гг. оно приобретает социально идентифицируемый референт. Со студентами предполагается поговорить о проблеме установления границ произвольности в использовании термина «нигилизм» (в режиме дискуссии, опираясь на изученные тексты и фрагменты).

5. Ф.М. Достоевский: образ философа-преступника. «Бесы» и «дело

С.Г. Нечаева». «Катехизис революционера» среди дискурсов своего времени. «Нигилизм» как имя эпохи: «мы все нигилисты» (Достоевский).

6. 1860-70-е: экспансия художественного дискурса. Толстой и Достоевский: грех художественности и «запрет» на «теорию». Нигилизм философского текста.

Практикум 3. Аналитика философского и художественного текста: критерии разграничения философского и художественного текстов (с точки зрения семиотики, с точки зрения эстетики, с точки зрения феноменологии, с точки зрения теории речевых ак-

тов). Анализ философских фрагментов из романов Н.Г. Чернышевского, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского: художественная философия vs. философствование посредством художественного письма.

7. 1880-90-е: момент неразличимости, кризис репрезентативной литературности. Казус С. Надсона. «Подпольная Россия»: проект

С.М. Степняка-Кравчинского. «Андрей Кожухов (Карьера нигилиста)» С. Кравчинского, «Нигилистка» и «Нигилист» С. Ковалевской.

8. Народнический «нигилизм» и зарождение русского символизма (Н. Минский, Д. Мережковский): новый (модернистский) режим литературной дискурсивности (возможность литературы как «прагматического» высказывания). Новый уровень осмысления проблемы «отрицания» и «ничто».

Практикум 4. Художественный текст и жизненная практика: аналитика «поведенческого кода» «русских нигилистов». Дискурс и реальность: репрезентативный режим художественного текста в 1860-х («Что делать?»). Ослабление режима эстетической автономии произведения в литературе 1880-х гг., кризис репрезентативности в поэзии (феномен С.Я. Надсона). Нерепрезентативный режим дискурсивности: поэзия символистов (непрозрачность текста, интенсификация активности читателя, примат коммуникации автор-читатель перед репрезентативным ресурсом художественного знака). Анализ текстов ранних символистов: от репрезентативности символа (Д.С. Мережковский, Н.М. Минский, Ф. Сологуб) к эстетике коммуникативного «взаимодействия» (А. Добролюбов, В. Брюсов, К. Бальмонт).

9. Философия и литература в творчестве русских философов рубежа веков (В. Соловьев, Л. Шестов, В. Розанов, Н. Бердяев и др.). Сбли-

жение (но не слияние) философии и литературы: «свое другое» философии. Новый тип философского дискурса и художественный ресурс преодоления нигилизма. Роль Ф. Ницше.

10. Художественный текст и «жизнь» в 1900-1910-е гг. «Исчезновение» понятия «нигилизм» (А. Чехов, А. Грин, М. Арцыбашев, Л. Андреев, Б. Савинков, А. Белый). Русский авангард: новый нигилизм или преодоление нигилизма?

Практикум 5. Анализ философского текста нового типа: нерепрезентативный режим философской дискурсивности. Философский текст символистов (Н.М. Минский). Владимир Соловьев, Вячеслав Иванов: неслиянность и взаимодействие философии и поэзии.

Курс рассчитан на 48 академических часов. По предварительному расчету, он включает в себя 20 а.ч. лекционных занятий, 10 а.ч. аналитических практикумов и 18 а.ч., отведенных на самостоятельную работу студента. Контроль успеваемости осуществляется в ходе курса (дискуссии, коллоквиумы, мини-эссе). Итоговое оценочное мероприятие по курсу -написание эссе по одной из проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.