Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ СПАСЕНИЯ ВОСТОКА ВО «ФРЕГАТЕ "ПАЛЛАДА”» И.А. ГОНЧАРОВА'

КОНЦЕПЦИЯ СПАСЕНИЯ ВОСТОКА ВО «ФРЕГАТЕ "ПАЛЛАДА”» И.А. ГОНЧАРОВА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
121
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
И.А. ГОНЧАРОВ / «ФРЕГАТ “ПАЛЛАДА”» / ОРИЕНТАЛИЗМ / ОБРАЗ ВОСТОКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ли Цун

Статья посвящена анализу концепции спасения, которая является лейтмотивом при создании И.А. Гончаровым образа Востока во «Фрегате “Паллада”». Центральная идея, пронизывающая «восточные» главы, заключается в мессианской роли Запада по отношению к блоку восточных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF SAVING THE EAST IN THE «FRIGATE "PALLADA’» BY I.A. GONCHAROV

The article is devoted to the analysis of the concept of salvation, which is the leitmotif when I.A. Goncharov created the image of the East in the «Frigate “Pallada”». The central idea that permeates the «eastern» chapters is the messianic role of the West in relation to the bloc of eastern countries.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ СПАСЕНИЯ ВОСТОКА ВО «ФРЕГАТЕ "ПАЛЛАДА”» И.А. ГОНЧАРОВА»

10.01.01 - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 10.01.03 - ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СТРАН ЗАРУБЕЖЬЯ (С УКАЗАНИЕМ КОНКРЕТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 10.01.01 - RUSSIAN LITERATURE (PHILOLOGICAL SCIENCES), 10.01.03 - LITERATURE OF THE PEOPLES OF FOREIGN COUNTRIES (WITH INDICATION OF SPECIFIC LITERATURE) (PHILOLOGICAL SCIENCES)

УДК 882.09 ЛИ ЦУН

аспирант, кафедра истории и теории литературы, Тверской государственный университет E-mail: lc37cong@yandex.ru

UDC 882.09 LI CONG

Postgraduate Student, Department of History and Theory of Literature, Tver State University E-mail: lc37cong@yandex.ru

КОНЦЕПЦИЯ СПАСЕНИЯ ВОСТОКА ВО «ФРЕГАТЕ "ПАЛЛАДА"» И.А. ГОНЧАРОВА THE CONCEPT OF SAVING THE EAST IN THE «FRIGATE "PALLADA"» BY I.A. GONCHAROV

Статья посвящена анализу концепции спасения, которая является лейтмотивом при создании И.А. Гончаровым образа Востока во «Фрегате "Паллада"». Центральная идея, пронизывающая «восточные» главы, заключается в мессианской роли Запада по отношению к блоку восточных стран.

Ключевые слова: И.А. Гончаров, «Фрегат "Паллада"», ориентализм, образ Востока.

The article is devoted to the analysis of the concept of salvation, which is the leitmotif when I.A. Goncharov created the image of the East in the «Frigate "Pallada"». The central idea that permeates the «eastern» chapters is the messianic role of the West in relation to the bloc of eastern countries.

Keywords: I.A. Goncharov, «Frigate "Pallada"», orientalism, the image of the East.

В очерках путешествия «Фрегат "Паллада"» И.А. Гончаров во многом выражает ориенталистские взгляды. Ориентализм - «это стиль мышления, основанный на онтологическом и эпистемологическом различении Востока и Запада» [5, с. 2]. Гончаров использует бинарную оппозицию между Востоком и Западом как основу для понимания Востока, она включает Запад как «я» и Восток как «другой»; Запад как рациональный, цивилизованный, прогрессивный, высокоуровневый и иррациональный, варварский, отсталый и низкоуровневый Восток.

Гончаров по своим убеждениям был западником. В России в середине XIX века славянофилы и западники горячо спорили о том, следует ли России идти по западному пути или придерживаться своего, традиционного. Западники настаивали на том, что модель Западной Европы является идеальной целью русского общества, они твердо верили, что Россия является частью западной цивилизации. Е.А. Краснощековая отмечает, что «в гончаровской историософии, каковой она предстает во «Фрегате "Паллада"», можно уловить отзвук идей П. Я. Чаадаева» [3, с. 184], который был убежденным западником. Но Гончаров, высказывая западнические взгляды на пути развития России, кроме того, выразил ориенталистские взгляды при формировании образа Востока в очерках путешествия.

Автор изобразил во «Фрегате "Паллада"» четыре страны крайнего Востока. Он отмечает: «Наконец мы, более или менее, видели четыре нации, составляющие почти весь крайний восток. С одними имели ежедневные и важные сношения, с другими познакомились поверхностно, у третьих были в гостях, на четвертых мимоходом взглянули» [2, с. 600], это Япония, Китай, Ликейские острова, Корея. Каждая из этих четырех

крайних восточных стран имеет свои особенности, но, по нашему мнению, доминирующая идеология, пронизывающая образы этих четырех государств, состоит в том, что только Запад может спасти Восток. Гончаров использовал дихотомию между Востоком и Западом в качестве отправной точки для описания Востока.

Во «Фрегате "Паллада"» Англия как представитель крайнего Запада является мерилом для Гончарова при оценке других стран, в ней был достигнут максимальный уровень развития научного прогресса на данный исторический момент. Она является высокоразвитой и цивилизованной страной, находится в старшей возрастной категории; Китай, Япония, Ликейя и Корея как блок Востока представляют собой менее развитые страны с низкой цивилизацией, они находятся в младенческой возрастной категории, там «гуляет в первобытной простоте дикарь» [2, с. 10]. Отношение автора к этим странам обусловлено в том числе и тем, что Гончаров смотрит на Восток с высоты западной цивилизации, смотрит на него сверху вниз.

Первой из четырех стран Востока, которую посетил Гончаров, был Китай. Китай в то время потерпел поражение в Первой опиумной войне и уступил Гонконг Англии. Гончаров изначально предполагал, что Гонконг будет неосвоенной землей, он увидел «песку и камней неистощимое обилие», но «англичане сумели воспользоваться и этим материалом» [2, с. 285]. Под руководством англичан «китайцы, своими руками и на свою шею, будут обтесывать эти камни, складывать в стены, в брустверы, ставить пушки» [2, с. 285]. В результате Гонконг, «этот бесплодный камень», станет «цветущим островом» [2, с. 285]. Здесь отчетливо прослеживается отношение автора: Англия спасла Гонконг и дала ему возможность развиваться. Китайцы из Макао мог-

© Ли Цун © Li Cong

Ученые записки Орловского государственного университета. № 4 (93), 2021 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 93. 2021

ли приехать в Гонконг, чтобы работать кули, и «они, под руководством англичан, принялись очищать и осушать почву: эпидемия унялась, и переселение усилилось» [2, с. 288]. Наконец, наиболее значительное проявление развития и «взросления» в Гонконге - это торговля: «отличный чай, какой у нас стоит рублей пять, продается здесь (это уж из третьих или четвертых рук) по тридцати коп. сер. и самый лучший по шестидесяти коп. за английский фунт» [2, с. 288]. Развитие торговли - признак цивилизации, а страной-цивилизатором выступает Англия.

Гончаров приехал в Китай в период между Первой и Второй опиумными войнами. Автор описывал злоупотребление опиумом, насаждение его в государстве и нападал на американский и английский империализм за жестокость. Культурный смысл поражения Китая в Опиумной войне, по-видимому, заключался в дальнейшем определении Западом Китая как застойного, упадочного, неудачного, невежественного. В результате цивилизованный Запад справедливо взял на себя ответственность за «спасение» дикого и отсталого Китая, а насильственное подчинение Западом Китая получило необходимый авторитет в истории.

Гончаров неоднократно восхищался в очерках путешествия пейзажами Японии, однако автор называет это государство «тюрьмой», «хотя бы эта тюрьма была обсажена деревьями» [2, с. 314]. Природа Японии живописна, но он «с странным чувством смотрит на эти игриво-созданные, смеющиеся берега: неприятно видеть этот сон, отсутствие движения» [2, с. 321]. Безжизненность Японии происходит не из-за неплодородия почвы, а из-за отсутствия свободы, она вызвана застоем исторического развития. Гончаров задает вопрос: «Не скучно ли видеть столько залогов природных сил, богатства, всяких даров в неискусных, или, скорее, несвободных, связанных какими-то ненужными путами руках!» [2, с. 322]. Он не только фантазирует о том, как можно спланировать ландшафт Японии, но и представляет, какое светлое будущее было бы у Накасаки, если бы город был в руках русских. Очевидно, что, как и в случае с Гонконгом, автор считает, что Япония может развиваться только под руководством свободных и цивилизованных людей: «Какое бы славное предместие раскинулось в ней, если б она была в руках европейцев!» [2, с. 386].

Японию Гончаров называет запертым ларцом «с потерянным ключом» [2, с. 314], чтобы «проснуться», ей нужно найти этот ключ. В концепции Гончарова «народы Востока развиваются медленнее, в силу своей замкнутости, чем европейские страны, но по тем же самым законам, и впереди у них тот же путь, который прошла Англия» [1, с. 91]. Японии необходим толчок, она нуждается в руководстве взрослых, чтобы встать на путь развития, «ключ» к открытию Японии находится в руках цивилизованных старших: «если не нам, то американцам, если не американцам, то следующим за ними...» суждено «влить в жилы Японии <...> здоровые соки» [2, с. 353].

В 1854 году экспедиция Путятина прибыла в порт Напа-Киян. В то время Ликейские острова были двой-

ным вассалом Китая и Японии. В 1372 году император династии Мин Чжу Юаньчжан (Китай) отправил посланника Ян Цзай на Ликейские острова с указом, король Тюдзана Сатто установил вассальные отношения с династией Мин. Китайские императоры пользовались высокой степенью политической власти на Ликейских островах. Ликейцы изучали китайскую культуру и распространяли китайские обычаи, император династии Мин Чжу Ди дал Хаси, сыну князя Тюдзана фамилию Се и титул вана (короля островов). Гончаров отметил много зданий в китайском стиле на островах, заметил китайские иероглифы. В 1609 году княжество Сацума (Япония) оккупировало Ликейские острова, тогда династия Мин уже не могла защитить себя, с этого времени острова стали также находиться и под японским контролем. Во «Фрегате "Паллада"» Ликейя описывается как копия (миниатюра) Японии. Гончаров считает, что господство Японии только усилило замкнутость и отсталость островов, По мнению Гончарова, Япония и Китай все еще сами нуждаются в руководстве свободного, развитого и цивилизованного Запада, не говоря уже о Ликейских островах, которые рассматривают Японию и Китай как родительские страны.

Автор «Фрегата "Паллада"» мало рассказывает о Корее, для него Корея - это неизведанная страна. Однако ее духовная жизнь берет свои истоки в Китае: «...они моральную сторону заняли у китайцев; не знаю, кто дал им вещественную» [2, с. 616], а отношение Гончарова во «Фрегате "Паллада"» к влиянию китайской цивилизации критическое: «Китайцы - старшие братья в этой семье; они наделили цивилизациею младших. Вы знаете, что такое эта цивилизация, на чем она остановилась, как одряхлела и разошлась с жизнью и парализует до сих пор все силы огромного народонаселения юго-восточной части азиатского материка с японскими островами» [2, с. 601]. Очевидно, что возможность развития для Кореи заключается в освобождении от влияния Китая.

Таким образом, «весь крайний Восток, лишенный притока свежих сил, исчерпал свои собственные возможности» [1, с. 89], единственный путь для государств восточного блока выйти из состояния застоя, начать развиваться - это принять помощь Запада. Концепция спасения Западом Востока становится одной из центральных в формировании образа Востока во «Фрегате "Паллада"». Ориентализм - это западный дискурс, Запад управляет Востоком, доминирует и осуществляет власть над ним. Восток не может выразить себя, он всегда выражается Западом и подавлен авторитетом западного дискурса. Гончаров занимал официальную должность, поэтому его политическая позиция во многом созвучна официальной позиции России. Этот фактор стоит учитывать при анализе образа Востока, созданного Гончаровым. И наиболее развитая в техническом отношении Англия, и Россия изображаются во «Фрегате "Паллада"» как страны-цивилизаторы, именно они могут вывести Восток из младенчества и дать толчок к развитию всех государств этого блока.

10.01.01 - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 10.01.03 - ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ СТРАН ЗАРУБЕЖЬЯ (С УКАЗАНИЕМ КОНКРЕТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ) (ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 10.01.01 - RUSSIAN LITERATURE (PHILOLOGICAL SCIENCES), 10.01.03 - LITERATURE OF THE PEOPLES OF FOREIGN COUNTRIES (WITH INDICATION OF SPECIFIC LITERATURE) (PHILOLOGICAL SCIENCES)

Библиографический список

1. Васильева С.А. Человек и мир в творчестве И.А. Гончарова: учебное пособие. Тверь: ТвГУ, 2000. 183 с.

2. Гончаров И.А. Полное собрание сочинений и писем в двадцати томах. Т. 2: Фрегат «Паллада». СПб.: Наука, 1997. 748 с.

3. КраснощековаЕ.А. И.А. Гончаров: Мир творчества. СПб.: Пушкинский фонд, 1997. 496 с.

4. Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. Т. I. М.: Наука, 1991. 800 с.

5. SaidE.W. Orientalism. N.Y., 1978. 370 p.

References

1. Vasilyeva S.A. Man and the world in the works of I.A. Goncharov: a textbook. Tver: TvSU, 2000. 183 p.

2. Goncharov I.A. Complete works and letters in twenty volumes. Vol. 2: Frigate "Pallada". St. Petersburg: Science, 1997. 748 p.

3. KrasnoshchekovaE.A. I.A. Goncharov: The world of creativity. St. Petersburg: Pushkin Foundation, 1997. 496 p.

4. ChaadaevP.Ya. Complete works and selected letters. Vol. I. M.: Science, 1991. 800 p.

5. Said E.W. Orientalism. N.Y., 1978. 370 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.