Научная статья на тему 'Концепция создания интегрированных формирований в опорных зонах развития Арктики РФ'

Концепция создания интегрированных формирований в опорных зонах развития Арктики РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИКА / ARCTIC / ОПОРНЫЕ ЗОНЫ / ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ / INTEGRATED FORMATIONS / ОЛЕНЕВОДСТВО / REINDEER HERDING / SUPPORTING ZONES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дубовик И.К., Лайшев К.А., Ткаченко В.А.

Современное освоение российской Арктики основано на концепции «опорных зон развития», которые планируется формировать в рамках проекта новой Государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации до 2020 года и дальнейшую перспективу». Для комплексного решения проблем продовольственного обеспечения коллективов, осуществляющих функционирование опорных зон развития, и проблем коренных малочисленных народов Севера в состав их инфраструктуры включаются интегрированные формирования по развитию коренных малочисленных народов Севера и традиционного природопользования. Механизм реализации концепции создаваемого формирования предусматривает конкретную программу с указанием векторов целей и целевых функций всех исполнителей программы, отражающих способность достижения намеченных целей; базируется на прогнозировании и планировании и должен предусматривать оценку степени достижения заданных целей, измеряемых количественно и качественно, с возможными пределами их отклонений. Финансовые расчеты осуществляются через единый «кредитно-расчетный центр» интегрированного формирования, действующий от имени участников интегрированного формирования. Полномочия центра оформляются в установленном законодательством порядке на основании поручений (доверенностей) участников интегрированного формирования. Создание интегрированных формирований позволит комплексно решать проблемы продовольственного обеспечения коллективов, обеспечивающих функционирование опорных зон развития российской Арктики; научного, информационного, юридического и материальнотехнического обеспечения развития оленеводства, промыслового хозяйства и использования природных продовольственных ресурсов. В конечном итоге это будет способствовать не только решению региональных проблем продовольственного обеспечения, но и созданию благоприятных условий для жизни коренных малочисленных народов Севера, эффективному развитию традиционного природопользования и успешному решению общих задач опорных зон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дубовик И.К., Лайшев К.А., Ткаченко В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция создания интегрированных формирований в опорных зонах развития Арктики РФ»

4. Kostyaev A.I., Yaxnyuk S.V. Копкигеп1пу'е уо2шо2Ьпо811 Leningradskoj оЬ^Й V геаНЕаеН роШИ iшportozaшeshheniya V АРК //Proшy,sЫennaya роПйка. - 2016. -№7-9. -8. 24-29.

5. Surovcev V.N., Nikulina Yu.N. «МО1ОЛПУ^ poyas»: probleшy, forшirovaniya i e,ffektivnosf razvitiya V Nechernozeшnoj zone Rossijskoj Federacii. - 8РЬ.: Ы-то 8РЬОЕчи, 2017. - 115 s.

6. Surovcev V.N., Nikulina Yu.N. Realizaciya e,ffekta шasshtaba V ШО1ОСЬПОШ skotovodstve: probleшy, i podxody, k ix resheniyu// Molochnoe i myasnoe skotovodstvo. - 2014. - № 1. -8. 2-5.

7. Dzhabrailova B.S., Trusova N.A. Subsidirovanie seГ skoxozyaj stvennogo proizvodstva kak faktor razvitiya agrarnogo sektora Leningradskoj oblasti // Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2017. - № 4(49). - 8.149-153.

УДК 338.43.: 636.294

Канд. с - х. наук И.К. ДУБОВИК

(СЗЦППО, ivdubovik@yandex.ru) Доктор ветеринар. наук К.А. ЛАЙШЕВ (СЗЦППО, layshev@rnail.ru) Доктор экон. наук В.А. ТКАЧЕНКО (ФГБОУ ВО СПб ГАУ, ths2005@rnail.ru)

КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ В ОПОРНЫХ

ЗОНАХ РАЗВИТИЯ АРКТИКИ РФ

Современное освоение российской Арктики основано на концепции «опорных зон развития», которые планируется формировать в рамках проекта новой государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации до 2020 года и дальнейшую перспективу» [1].

В этих зонах предполагается развивать добычу углеводородов, минеральных ресурсов, создавать и модернизировать производственные и промышленные объекты, объекты транспортной, энергетической, социальной и коммунальной инфраструктуры. Их эффективное функционирование невозможно обеспечить без создания надлежащей системы организации жизнедеятельности населения, как постоянно проживающего, так и осуществляющего работы вахтовым методом.

Цель исследования - разработка концепции комплексного решения проблем продовольственного обеспечения коллективов, обеспечивающих функционирование опорных зон развития российской Арктики; научного, информационного, юридического и материально-технического обеспечения развития оленеводства, промыслового хозяйства и использования природных продовольственных ресурсов.

Материалы, методы и объекты исследования. Использовались постановления Правительства РФ и администраций северных регионов страны, научные труды ведущих ученых по вопросам развития северных регионов РФ [2], статистические материалы, балансовые отчеты оленеводческих организаций. В процессе исследований и обработки материалов применяли методы: экономического и статистического анализа, синтеза, системного подхода, моделирования и др. Объектами исследований служили регионы Арктической зоны РФ, оленеводческие организации различных организационно-правовых форм.

Результаты исследования. В результате исследования законодательных и нормативных актов по развитию Арктической зоны РФ, особенностей функционирования организаций по разведению северных домашних оленей и промысловых хозяйств были выявлены проблемы и риски, сдерживающие их эффективную деятельность.

Так, в программе развития российской Арктики практически не отражены вопросы продовольственного обеспечения населения и коллективов, которые обеспечивают работу создаваемых опорных зон. В связи с реформированием аграрного комплекса страны и

интенсивным освоением природных ресурсов в регионах Арктики возникли серьезные проблемы для ведения северного домашнего оленеводства [3].

В 2017 г. отрасль северного домашнего оленеводства Российской Федерации по списку регистрации организаций по основной специализации «разведение оленей» насчитывала 586 оленеводческих организаций различных организационно-правовых форм [4], являющихся серьезным ресурсом производства ценной продукции оленеводства. Однако большинство оленеводческих организаций лишены научного обеспечения, юридического обслуживания, гарантированного сбыта произведенной продукции и нормального материально-технического обеспечения.

Поэтому целесообразно создавать в опорных зонах Арктики интегрированные формирования, основными целями которых являются налаживание кооперативных и хозяйственных отношений между различными субъектами опорной зоны, создание условий для развития коренных малочисленных народов Севера и традиционного природопользования.

Исходя из этого важным является разработка оптимальной организационной структуры интегрированного формирования, которое объединяло бы в единый хозяйственно-экономический комплекс местные административные, ресурсодобывающие, сельскохозяйственные и обслуживающие организации. Для этого требуется определить основные элементы механизма функционирования создаваемого формирования с максимальным учетом всех составляющих, обеспечивающих эффективное функционирование опорной зоны развития, создание нормативно-правовой базы, устанавливающей требования и стандарты для хозяйственной деятельности и обеспечивающей условия жизнедеятельности трудовых коллективов и коренного населения.

Создаваемые по инициативе региональных властей опорные зоны развития, как инновационные системы, должны предусматривать новые возможности развития, функционирования и взаимодействия всех хозяйствующих и управляющих субъектов, находящихся на территории опорной зоны, включая пользователей недр, объекты инфраструктуры, традиционного природопользования, организации коренных малочисленных народов Севера и др.

Для комплексного решения проблем продовольственного обеспечения коллективов, осуществляющих функционирование опорных зон развития, и проблем коренных малочисленных наров Севера в состав их инфраструктуры включаются интегрированные формирования по развитию коренных малочисленных народов Севера и традиционного природопользования (рисунок).

Организация интеграционных формирований осуществляется в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, а их деятельность регламентируется федеральным и региональным законодательством, уставами и положениями, определяющими цели, задачи и функции конкретных организаций и их структурных подразделений.

В нормативных документах формируемой организации и ее структурных подразделений (участников) четко излагаются цели, задачи, функции и основные положения хозяйственно-экономических отношений.

Тексты документов должны быть изложены четкими выражениями, не имеющими двойного толкования. Основополагающие понятия обязательно формулируются и отражаются в понятийном аппарате.

Все положения логично увязываются, не допуская противоречий, т.е. не должно быть фактически или логически несовместимых выражений. Изложенные тексты должны отражать последовательность процессов функционирования, логически увязанных с целями, задачами и конечными результатами.

Особенно важно не допускать выражений декларативного характера, которые по своей сути не могут быть осуществлены, или не носящих целевого смысла, направленного на решение поставленных задач или выполнение функциональных обязанностей.

Стабильность функционирования и эффективность деятельности участников зависит от четкой постановки задач, вытекающих из целей интегрированного формирования и интересов его участников.

Устанавливается приоритетность целей, которая определяется степенью важности цели и наличием ресурсов, необходимых для достижения цели.

Администрация региона

I

КООПХОЗ/АСОЦИАЦИЯ ОЛЕНЕВОДЧЕСКИХ ХОЗЯЙСТВ

На.Юси

Субсидии

Деловые---* . .отношения

Правление

Постановления

Решения

Совет руководителей

Ревизионная комиссия

IОрганизации I-оио^шмПонь^^.

ДотаШщ "Т-1ттвести1тии-

Банки

. финансовыепотоки кредиты

Кредитно расчетный центр

^Ф.^нансовые^асчеты ^ кредиты

Учреждения научного обеспечения

Фннансовб15-йасчеты

(Организации материально технического обеспечения

Научное обеспечение

Мат.-техщ1ч. обеспечение

Научное обеспечение

Мат;-твхн|п:. ----'обеспечение

(' е л ьхо наг отк о о птор г

Поставка лродукции

Поставка товарорл---

„ ПРОДУКТОВ

Заготовительные

Заводы/ цеха по переработке

МатазиныУТортовые базы

Оленеводческие хозяйства

Коллективные организации

Общнны, кооперативы

Крестьянские (фермерские) хозяйства н индивидуальные предприниматели

Хозяйства населения

Рис. Принципиальная модель интегрированного формирования (коопхоза/ассоциации) оленеводческих хозяйств в рамках опорных зон Крайнего Севера

Механизм реализации концепции создаваемого формирования предусматривает конкретную программу с указанием векторов целей и целевых функций всех исполнителей программы, отражающих способность достижения намеченных целей; базируется на прогнозировании и планировании и должен предусматривать оценку степени достижения заданных целей, измеряемых количественно и качественно, с возможными пределами их отклонений.

Определение целей каждого участника интегрированного формирования позволяет установить уровень совпадения целей, который будет определять организационный эффект интегрированного формирования. Этот эффект будет большим или меньшим, будет способствовать или препятствовать достижению целей государства или региона, на территории которого формирование создается.

Исходя из этого, при определении участников интегрированного формирования нецелесообразно принимать те организации, цели которых не соответствуют, т.е. противоречат основной цели формирования, или имеют незначительный уровень совпадения, т.к. противоречивые цели участников будут снижать общий организационный эффект интегрированного формирования. С учетом особенностей жизненного уклада КМНС исключение, как участники интегрированного формирования, составляют организации аборигенного населения, которые в силу традиционного уклада жизни не могут иметь высокий уровень совпадения целей. Здесь необходимо учитывать задачи государства и местных органов управления по созданию условий для сохранения северных народов. Поэтому эти участники включаются в состав ИФ с правом приоритетных целей, ибо они, согласно Конституции РФ, являются правообладателями на все недра. В данном случае на

первый план приоритета выступает государственно значимая социально-демографическая составляющая целей - цели этнического самосохранения.

Формирования наделяются такими основными функциями, как: производство и переработка мяса оленины и других продуктов местного производства, заготовка, переработка и реализация продовольственных ресурсов традиционного природопользования.

В связи с проблемами информационного, научного и юридического обслуживания, информационного и юридического обеспечения; финансово-кредитных организации (банков), административных органов регионов в качестве ассоциированных членов в интегрированные формирования могут входить промышленные, недродобывающие и обслуживающие организации и инвесторы, заинтересованные в увеличении производства и поставок продовольственных товаров.

Интегрированные формирования функционируют на основе кооперации, ассоциации и взаимодействия производителей продукции - оленеводческих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, семейных родовых общин, индивидуальных предпринимателей, сборщиков и сдатчиков дикорастущих (дикоросов) и промысловой продукции; сельхозкоопторга, объединяющего заготовительные сбытовые кооперативы, базы и пункты, заводы и цеха по переработке сельхозпродукции, торговые базы и магазины, рынки; организации материально-технического обеспечения; учреждений научного обслуживания, особенно малых форм хозяйствования, в интегрированном формировании создаются соответствующие структурные подразделения, осуществляющие свои функции на хозрасчетной основе по согласованным тарифам и заявкам участников интегрированного формирования.

Управляющим органом интегрированного формирования является «совет руководителей (участников)», контрольным органом - «ревизионная комиссия», а исполнительным органом - «правление».

Функции, права и обязанности этих органов определяются Уставом интегрированного формирования и конкретизируются в положениях о структурных подразделениях.

Взаимоотношения между участниками интегрированного формирования строятся на основе хозяйственных договоров, а финансовые - на основе договорных цен, согласованных действующими сторонами.

Для координации деятельности участников интегрированного формирования его исполнительным органом (правление, дирекция) на основе предложений и целей всех участников определяются их задачи, которые конкретизируются в форме мероприятий. Оптимальность мероприятий обосновывается наличием необходимых ресурсов. Разработанные документы обсуждаются и утверждаются решением высшего органа управления - советом руководителей (участников). Достижение общих целей интегрированного формирования обеспечивается путем выполнения каждым участником намеченных мероприятий, являющихся основой для построения договорных отношений, с обязательным указанием сроков исполнения и конкретных ответственных исполнителей.

Создание интегрированных формирований решает множество проблем отрасли оленеводства, в том числе - очередности забоя животных, предлагаемых производителями.

Разрабатываются дорожная карта и механизм поставки продукции, оказания услуг и финансовых расчетов между участниками интегрированного формирования. Финансовые расчеты осуществляются через единый «кредитно-расчетный центр» интегрированного формирования, действующий от имени его участников. Полномочия центра оформляются в установленном законодательством порядке на основании поручений (доверенностей) участников интегрированного формирования [5].

Центр действует на основании положения, согласованного на принципах консенсуса всеми участниками интегрированного формирования и утвержденного советом руководителей.

Через кредитно-расчетный центр производятся расчеты по налогам, субсидируются оленеводческие хозяйства различных организационно-правовых форм и производители мяса оленей.

Кредитно-расчетный центр наделяется правом предоставления краткосрочных льготных кредитов участникам интегрированного формирования, при наличии временно свободных финансовых средств и согласии участников формирования - владельцев свободных финансовых ресурсов.

Выводы. Создание интегрированных формирований позволит комплексно решать проблемы продовольственного обеспечения коллективов, обеспечивающих функционирование опорных зон развития российской Арктики; научного, информационного, юридического и материально-технического обеспечения развития оленеводства, промыслового хозяйства и использования природных продовольственных ресурсов. В конечном итоге, это будет способствовать решению региональных проблем не только продовольственного обеспечения, но и созданию благоприятных условий для жизни коренных малочисленных народов Севера, эффективного развития традиционного природопользования и успешного решения общих задач опорных зон.

Литература

1. Вуйменков С.А. Архангельская опорная зона: ключевые проекты и перспективы развития: сборник докладов VI Международного форума «Арктика: настоящее и будущее. - СПб, 2016. - С. 146-149.

2. Научно-технические проблемы освоения Арктики / РАН. - М.: Наука, 2015. - 490 с.

3. Хабаров П.А. Оленеводческое хозяйство «Евр»: наш путь. - СПб, 2014. - 48 с.

4. Список организаций отрасли Разведение оленей (ОКВЭД: 01.25.4). Электронный ресурс: https://www.regfile.ru/okved2/razdel-a/01/01.4/01.49/ 01.49.4.html

5. Дубовик И.К. Создание интегрированных сельскохозяйственных формирований в рамках опорных зон развития Арктики РФ: материалы тематических конференций и круглых столов деловой программы. - СПб: Экспофорум, 2017. - С. 244-245.

Literatura

1. Vuymenkov S.A. Arkhangelskаyа opornaya zona: kliutsevie proecty i perspectivy razvitia: sbornic docladov VI Mesjdunarodnogo Foruma "Arctica: nastoyashee i budushee. - SPb, 2016. -s.146-149.

2. Nautshno-technitsheskie problemy osvoeniya Arctiti / RAN. - M.: Nauka, 2015. 490 s.

3. Khabarov P.A. Olenevodtsescoe choziaistvo «Evr»: nash put. - SPb, 2014. - 48s.

4. Spisok organizaciy оtrasli Razvedenie ок^у ^^ED: 01.25.4). Elektronnyi resurs: https://www.regfile.ru/okved2/razdel-a/01/01.4/01.49/01.49.4.html

5. Dubovik I.K. Sozdanie integrirovanych formirovaniy v ramcach opornych zon razvitiya Arctiti RF: мaterialy tematitsheskich conferenciy i kruglych stolov delovoy programy. - SPb: Expoforum, 2017. - s. 244-245.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.