УДК 338.4:005.44(045)
ПРОБЛЕМЫ СОБСТВЕННОСТИ, КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ АВИАСТРОИТЕЛЬНОГО ХОЛДИНГА НА ОСНОВЕ
РЕОРГАНИЗАЦИИ ГАК «АНТОНОВ»
INCEPT OF CREATION OF AIRCRAFT CONSTRUCTION HOLDING AS A RESULT
REORGANIZATION OF SSC "ANTONOV"
М.Б. Янчук,
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, учета и аудита Национального авиационного университета, г.Киев, Украина e-mail: [email protected]
Marina B. Yanchuk,
PhD in Economics Associate professor of finance, accounting and audit department, National Aviation University, Kyiv, Ukraine e-mail: [email protected]
The article considers concept of reorganization of state aviation concern «Antonov» with creation of single legal entity with total responsibility for design, development, certification, production and after-sales service of aircraft through creation of market-efficient vertically integrated shareholder structure - aviation holding that will ensure preservation and further development of aircraft manufacturing of the brand «Antonov», competitiveness of aviation equipment and services, growth of share of Ukrainian aircraft companies in the world market.
В статье рассмотрена концепция реорганизации государственного авиационного концерна «Антонов», предусматривающая создание единого юридического лица с полной ответственностью за проектирование, разработку, сертификацию, производство и послепродажное обслуживание самолетов. Эффективная рыночная вертикально-интегрированная акционерная структура - авиастроительный холдинг обеспечит сохранение и дальнейшее развитие самолетостроительного бренда «Антонов», конкурентоспособность авиационной техники и услуг, увеличение доли продукции авиастроительных предприятий Украины на мировом рынке.
Ключевые слова: комплементарный и проектный подход, принципы интеграции авиастроительных предприятий, целевая модель холдинга.
Key words: complementary and project approach, principles of integration of aircraft construction companies, target holding model.
Постановка проблемы. Ограниченные инвестиционные возможности авиастроительных предприятий Украины для осуществления необходимого объема R&D и серийного производства самолетов, а также создание конкурентоспособных условий приобретения отечественной авиационной техники украинскими авиакомпаниями, обусловливают необходимость изменения существующей модели собственности и управления для динамичного реагирования на темпы реформирования отрасли в целом. Обновление существующей структуры государственного управления и трансформация формы собственности на основе акционирования ведущего авиастроительного предприятия Украины - государственного авиационного концерна ГАК «Антонов» в составе таких государственных предприятий, как: ГП «Антонов» - разработчик самолетов, Серийный завод ГП «Антонов» - филиал (сборка и агрегаты самолетов), Серийный завод Харьковское государственное производственное объединение (сборка и агрегаты самолетов), ГП «Завод 410 гражданской авиации» (ремонт самолетов и двигателей) будет способствовать лучшей адаптации компании к стратегическим изменениям, которые связаны с новыми тенденциями в мировом авиастроении.
Целью данного исследования является обоснование создания на базе авиастроительных предприятий Украины вертикально-интегрированного холдинга, который обеспечит сохранение и дальнейшее развитие самолетостроительного потенциала бренда «Антонов», конкурентоспособность авиационной техники и услуг, увеличение доли продукции авиастроительных предприятий Украины на мировом рынке.
Изложение основного материала. Руководствуясь мировой практикой создания технически сложных авиационных комплексов, обладающих высокой капиталоемкостью, автор считает целесообразным использование, так называемого, коммерческого подхода к задачам серийного производства авиационной техники (как гражданской, так и боевой). Основным требованием коммерческого подхода является функционирование единого юридического лица с полной ответственностью за проектирование, разработку, сертификацию, производство и послепродажное обслуживание, с целью преодоления разобщенности между разработчиками и серийными заводами и обеспечение согласованности деятельности.
В данном контексте нами будет разработана концепция преобразования государственной собственности авиастроительных предприятий Украины в акционерную собственность и дано обоснование выбора эффективной организационно - правовой формы
авиастроительной интегрированной структуры с целью обеспечения ряда важнейших возможностей, а именно: 1) дешевой мобилизации инвестиционного капитала; 2) обеспечение капитализации и роста инвестиционной привлекательности; 3) получение средств через осуществление процедуры [РО (первичного публичного размещения акций на международных фондовых биржах); 4) повышение конкурентоспособности; 5) обеспечение международного признания корпоративного управления предприятием мирового уровня; 5) функционирование на принципах государственно-частного партнерства [1].
В результате исследования нами выявлен ряд проблем государственного управления и существующей структуры собственности предприятий, непосредственно входящих в состав ГАК «Антонов», в частности:
1) отсутствие Совета директоров, который выступает, как правило, посредником в отношениях между представителем собственника и управленцами компании; наличие только Генерального директора, который назначается на основе Договора о результатах деятельности и подотчетен непосредственно государственному ведомству - представителю собственника.
2) отсутствие финансовой гибкости - отсутствие акционерного капитала и права владения своими базовыми активами, что ограничивает для предприятий концерна способность трансформировать капитал через размещение акций и обеспечивать наращение капитала через рыночную капитализацию;
3) регуляторные ограничения для участия в совместных предприятиях -законодательным актом, Декретом Кабинета Министров Украины государственным предприятиям запрещено создавать совместные предприятия или корпоративные партнерства с целью предотвращения коррупции в сфере управления государственными предприятиями, что существенно ограничивает их способность развивать стратегические партнерства с производителями и поставщиками;
4) несогласованность правового регулирования унитарных предприятий с нормами частного сектора - например, освобождение унитарного предприятия от признания неплатежеспособным и от процедуры банкротства создает для частных инвесторов неблагоприятное восприятие кредитного риска, которое ассоциируется с взысканием долгов компании в судебном порядке. В тоже время более вероятно, что в реальных критических обстоятельствах при возникновении финансовых проблем правительство поддержит государственные компании.
В отношении существующей сегодня организационной структуры ГАК «Антонов» следует констатировать, что концерн является корпоративной группой государственных предприятий, в рамках которой они объединяют операции, сохраняя при этом свою полную
правовую и функциональную автономию. Но нынче ситуация такова, что финансово-экономические и производственные проблемы всех участников ГАК «Антонов» усиливаются в силу следующих обстоятельств [3].
Создание ГАК «Антонов» было обусловлено преодолением сложностей, которые возникали в результате отделения процесса проектирования самолетов бренда «Антонов» от их серийного производства, и фактически Концерн был создан для осуществления совместного маркетинга/представительства конструкторского бюро и компаний серийного производства. Но статус «концерна» не позволяет Концерну «Антонов» вмешиваться в действия трех предприятий - участников, которые, как было уже сказано, сохраняют свою финансовую и операционную автономность. Функцию надзора в отношении концерна выполняет Совет директоров под руководством Генерального директора ГП Антонов. Среди других членов этого органа управления - Генеральные директора предприятий - серийных производителей и сотрудник Министерства промышленной политики Украины как представитель государственного собственника, а также отдельная должность Генерального директора концерна, на которую назначает Кабинет Министров Украины и который также входит в состав Совета директоров. Но поскольку, по сути - это ассоциативное объединение, которое больше подобно кооперативу или коллегиальному органу, то в государственном управлении концерном не хватает контрольных функций за деятельностью компаний, что негативно влияет на возможности концерна выполнять свои полномочия. Кроме того, членам его Правления не хватает независимости, правление концерна состоит из генеральных директоров компаний - учредителей, что содержательно компрометирует способность действовать в общих интересах компаний. В тоже время в составе Правления концерна нет ни одного члена, который не был бы управленцем компании, входящей в концерн, а также остаются неоднозначными отношения между Генеральным директором концерна «Антонов» и Генеральным директором ГП «Антонов», который также считается руководителем концерна. Кроме того, финансовые трансферты между государством и ГАК «Антонов» представляют собой результат действия комплекса разнообразных субсидий, покупки акций, кредитных гарантий и налоговых льгот, которые компенсируют высокий уровень обязательств по уплате дивидендов государству [5].
Сложившуюся ситуацию обостряет отсутствие консолидации главных составляющих структур собственности в рамках отдельной государственной структуры, которая бы в полной мере выполняла бы функции надзора по сектору национальных государственных предприятий. В результате чего, обязанности надзора главных составляющих структуры собственности государственных предприятий рассредоточены по министерствам и ведомствам, то есть полномочия и функции разделены между различными
государственными органами. Например, существуют политические документы и законодательство, регулирующие такие сферы, как управление государственными активами/имуществом; корпоратизация; приватизация; классификация предприятий как стратегических, а также оплата труда сотрудников государственных предприятий. Например, Закон Украины "Об управлении объектами государственной собственности" определяет широкий диапазон обязанностей в управлении сектором государственных предприятий, включая разработку политики и законодательных актов; создание руководящих органов и делегирование им функций управления государственными предприятиями; мониторинг оценки и контроля.
В этой ситуации мы согласны с [5] что, создание единого надзорного органа для консолидированного управления структурой собственности государственных предприятий, обозначило бы формат переговоров по эффективному финансированию основных средств и оборотного капитала, а также условий осуществления государственного субсидирования. А консолидация этих элементов в едином политическом документе позволила бы государству конкретизировать задачи для сектора государственных предприятий в целом.
В результате, по мнению автора, организационно - правовая форма холдинга, которая адекватна нормам частного сектора и является на сегодняшний день достаточно стандартизированной структурой, обеспечит большую стабильность и эффективность деятельности авиастроительных предприятий. Объединение авиастроительных предприятий в единую холдинговую корпоративную структуру не только способствовало бы созданию механизма решения очерченных выше проблем государственного корпоративного управления, а также обеспечило бы необходимую структуру операционной эффективности за счет, например, сокращения трансакционных издержек на заключение контрактов.
Итак, в данном контексте нами предлагается концепция формирования холдинговой авиастроительной корпорации, которую можно рассматривать как крайнюю меру принятия эффективного формата корпоративной структуры для существующей авиастроительной компании. Считаем, что для обеспечения широкой возможности выхода на мировой рынок с продукцией, охватывающей полный спектр авиастроительного производства и услуг, холдинговую компанию нужно создать на акционерной основе (устав акционерного общества или другие эквивалентные документы, регулирующие создание акционерной компании). Соответственно, три унитарных предприятия - участники реорганизуются в акционерные компании, которые будут функционировать в статусе дочерних предприятий авиастроительного холдинга. Принятие такой организационно - правовой формы обеспечит деятельность дочерних предприятий на принципах, идентичных функционированию главных
глобальных конкурентов, а их структура будет в определенной степени обеспечивать максимальную гибкость в сроках производства и привлечении капитала.
Отметим, что авиастроительный холдинг и его дочерние компании будут способны организовывать совместные предприятия и партнерства с отечественными и иностранными компаньонами и поддерживать соответствующий уровень акционерного капитала в действующих или вновь создаваемых предприятиях. Кроме того, создание холдинга на основе акционерной компании открывает для государства как собственника возможность назначить чрезвычайно компетентный Совет директоров/Правление, в котором сконцентрируется разнообразие навыков и опыта для решения значимых стратегических проблем.
Считаем, что структура холдинговой компании будет способствовать прозрачности и раскрытию информации о государственных компаниях, а также обеспечит более совершенное управление финансированием капиталовложений и оборотных средств. Кроме того, структура авиастроительного холдинга может предусматривать разделение производства военных и гражданских самолетов в статусе отдельных юридических лиц. Это позволило бы предприятиям с военным производством раскрывать информацию на другом уровне, и при этом способствовать получению синергетического эффекта (экономии на масштабе), возникающего от комбинации производства в пределах единой холдинговой структуры.
Итак, учитывая и обобщая выше изложенный контекст сформулируем концепцию поэтапной реорганизации авиастроительного концерна «Антонов» в вертикальный авиастроительный холдинг, используя в качестве методологической основы комплементарный и проектный подходы.
Комплементарный подход предполагает, что каждый из определенных этапов холдинговой реорганизации является взаимосвязанным и последовательным, взаимодополняемым и взаимообусловленным, то есть это означает, что каждый предыдущий этап реорганизации оказывает влияние на формирование следующего этапа на принципах дополнения и непротиворечивости. Принцип комплементарности обеспечивает согласованное функционирование интегративной структуры, основанное на упорядоченных связях и взаимодействиях, обеспечивающих целостность, внутреннюю дифференциацию, самоидентификацию и саморазвитие структуры в процессе хозяйствования. Структурная комплементарность на уровне холдинга отражает организационную взаимосвязь и взаимозависимость участников. Она включает формы отношений собственности, обеспечения взаимодействия, оценку эффективности и охватывает иерархические и горизонтальные связи, которые объединяют структурные компоненты интегративного
устройства холдинга. Функциональная комплементарность отражает реализацию холдингом, как экономической системой, механизма и качества воспроизводственных функций, процессуальную целостность, взаимозависимость и последовательность отношений участников институционального взаимодействия [4].
Итак, в соответствии с организационной структурой мировых авиастроительных корпораций [2] нами предлагается вариант создания вертикального авиастроительного холдинга, в состав которого войдут только разработчик самолетов и серийные предприятия финальной сборки. При этом на основе внедрения предметно - ориентированной производственной модели в рамках холдинга будут разработаны новые схемы и принципы построения взаимоотношений между участниками производственных и бизнес - цепочек, которые предусматривают широкую кооперацию в рамках кооперационных программ со смежными предприятиями (двигателестроения, агрегатостроения, приборостроения). Это требует, в свою очередь, постановки высокого уровня профессионализма менеджмента и использования эффективных управленческих технологий.
Далее, холдинговую интеграцию авиастроительных предприятий можно также рассматривать как общий инвестиционный проект предприятий - участников соглашения (разработчика и серийного производителя), реализация которого обеспечивает прирост рыночной стоимости компании. В данном случае, использование проектного подхода позволяет выявить ряд исходных условий организационно - системного сбалансированного взаимодействия интегрированных компаний холдинга и конкретизировать их цели, планы и результаты деятельности, акцентируя внимание на реализацию проекта в жесткой логической структуре управления, не «размывая» ресурсы внутри предприятий. Принятие управленческих решений основано на результатах анализа отклонений фактического выполнения работ от планового, а также на основе прогноза последствий отклонений и моделировании корректирующих воздействий. Для оценки эффективности интеграции промышленных предприятий целесообразно в данном подходе использовать те же методы и показатели, которые используются при оценке эффективности реальных инвестиционных проектов.
Считаем, что в основу стратегии интеграции и реформирования авиастроительных предприятий Украины, в первую очередь, должен быть положен принцип сохранения и развития предприятия - разработчика и его бренда. При этом учет сбалансированности интересов предприятий финальной сборки и смежных производств обеспечит концентрацию усилий на разработке и продвижении новых «прорывных» продуктов, способных вывести и закрепить лидирующую позицию Украины в сегменте региональных и транспортных ВС на
мировом авиационном рынке. Автором также определен ряд принципиальных моментов в интеграции предприятий авиационной промышленности Украины, а именно:
- соответствие законодательству Украины;
- определение предмета (на основе составление программ) совместной деятельности предприятий;
- формирование оптимального состава участников на основе отраслевой принадлежности и предмета совместной деятельности;
- децентрализация и специализация производства в соответствии с предметно-ориентированной моделью корпорации;
- выбор оптимальной формы и этапов интеграции, отвечающих требованиям рыночных отношений и интересам предприятий- участников;
- подготовка дополнительной законодательной и нормативно - правовой базы для проведения необходимых реформ;
- использование принципов частно - государственного партнерства и реализации проектного подхода при финансировании авиационных программ из государственного бюджета;
- концентрация участников интеграции на базе научно-технического потенциала отрасли;
- объединение финансово благополучных участников.
Результаты исследования. В соответствии с изложенными подходами и принципами интеграции авиастроительных предприятий Украины нами разработаны следующие этапы создания эффективной рыночной вертикально - интегрированной авиастроительной структуры холдингового типа.
I этап - предварительный этап предусматривает разработку, утверждение цели и стратегии развития авиационной промышленности Украины до 2025 года, что должно воплотиться в Государственной целевой научно - технической программе развития авиационной промышленности на период до 2025 года. Необходимо также предварительное проведение мероприятий по стимулированию спроса на новую отечественную авиационную технику, а именно: создание специализированной авиационной лизинговой компании с участием и поддержкой государства; создание механизма субсидирования лизинговых и кредитных ставок для украинских авиакомпаний, эксплуатирующих отечественную авиационную технику; создание системы поддержки экспорта авиационной техники; полное и своевременное финансирование «Государственной комплексной программы развития авиационной промышленности Украины до 2025г.»; увеличение государственного заказа на авиационную технику.
Кроме того, автором определен принцип экономической целесообразности создания вертикально-интегрированной структуры холдингового типа, который наглядно представлен на рисунке 1.
Рис.1. Содержательная составляющая принципа экономической целесообразности при создании вертикально-интегрированной структуры
II этап - промежуточный этап, на котором в процессе создания эффективной интегрированной структуры при учете специфики авиационной промышленности (высокой капиталоемкости, длительности авиастроительных проектов, государственной формы собственности) целесообразно осуществить реструктуризацию и, при необходимости, санацию таких серийных предприятий, как: Серийный завод ГП «Антонов»; Серийный завод «Харьковское государственное авиационное производственное предприятие» (ХГАПП); ГП «Завод 410 Гражданской авиации», предполагающую при необходимости продажу лишних активов, рационализацию организации производства и реструктуризацию задолженностей. Это обеспечит повышение эффективности процесса слияния данных производственных мощностей и создания Объединенного серийного завода, который должен будет обеспечить эффективность серийность и рост продаж авиационной техники. Преимущества наличия
промежуточного этапа создания ГП «Объединенный серийный завод «Антонов» через горизонтальное слияние мощностей серийных предприятий представлены на рисунке 2.
Цель слияния серийных предприятий: создание высокоэффективного серийного производства авиационной \
< техники j
Л L
Реализация цели: слияния и создание объединенного серийного предприятия >
<_ /
Поставка авиационной техники
Денежный поток от поставок авиационной техники
Л
/--N
Экономический эффект (синергия) от слияния серийных предприятий:
- ликвидация избыточных производственных мощностей
- рационализация (специализация) производства
- сокращение дублирующих функций
- «эффект масштаба» в маркетинге, производстве, поставке покупных комплектующих изделий и материалов;
- отсутствие конкуренции между предприятиями
Рис.2. Экономические основания слияния серийных авиационных предприятий
Украины
На данном этапе предполагается возможное параллельное акционирование государственных предприятий - разработчика и серийного производителя в публичные акционерные общества с передачей 100% пакетов акций в государственное владение.
III этап — непосредственное создание государственного авиастроительного холдинга и передача контрольных пакетов акций акционированных предприятий в распоряжение управляющей компании государственного авиастроительного холдинга
"Антонов" в лице публичного акционерного общества ПАО «Антонов» - разработчик самолетов», целевая модель которого представлена на рисунке 3.
На наш взгляд, модель управления текущей деятельностью создаваемого авиастроительного холдинга во главе с управляющей компанией в лице ПАО «Антонов» -разработчик самолетов» имеет под собой достаточно определенные обоснованные преимущества, которые сохранятся при реорганизации ГАК «Антонов» в авиастроительный холдинг, а именно:
1) Разработчик самолетов в силу предоставления государством ряда функций управления и прав по контролю деятельности предприятий, фактически осуществляет определенные функции регулирования и координации деятельности предприятий авиастроительной отрасли. В соответствии с Положением «О главной научной организации машиностроения, военно - промышленного комплекса и конверсии Украины по авиационной технике» он разрабатывает государственные, международные и отраслевые комплексные научно - технические программы по авиационной технике и вместе с Академией наук Украины осуществляет фундаментальные и поисковые, теоретические и экспериментальные исследования. Кроме того, координирует и контролирует выполнение работ по решению ряда научно - технических проблем базовыми (головными) научными организациями и предприятиями. Занимается изучением рынка, прогнозированием научно - технических направлений развития, определением спроса на продукцию.
2) В соответствии с Положением «О генеральном конструкторе по созданию техники для нужд обороны и безопасности» - координирует научно - исследовательские, опытно -конструкторские, опытно - технологические работы и производство продукции предприятиями - соисполнителями и обеспечивает научно - техническое и организационное создание продукции и технологий мирового уровня. Разработчик самолетов является законным владельцем прав интеллектуальной собственности своих разработок, в том числе, на зарегистрированные торговые марки «АНТОНОВ», "ANTONOV", "РУСЛАН", "AH ", "А№' на сертификаты типа и имеет исключительное право разрешать и запрещать использование прав при производстве, продаже, ремонте, техническом обслуживании продукции, изготовленной на основе его разработок .
Как видим, спектр функций разработчика достаточно широкий и весомый, к которому можно еще добавить право контролировать качество производимой продукции и предоставляемых услуг, требовать выполнения условий лицензионных договоров и выполнение мероприятий по устранению недостатков, а также авторского сопровождения эксплуатации самолетов.
НЫНЕШНЯЯ МОДЕЛЬ
ГП Антонов-разработчик самолетов
ГП Серийний завод «Антонов» (филиал)
Государственный концерн «Антонов»
Серийный ГП «Завод
ГП Антонов завод 410й»
—^ ХГАПП ГА
/
АКЦИОНИРОВАНИЕ (КОРПОРАТИЗАЦИЯ)
Государственная 100% собственность на акции
<
Передача акций государству
Акционирование и создание ПАО *
ГП
«Антонов» разработ
чик самолетов
ГП Объединенный серийный завод _А нтонов_
ГП Серийны ГП
Серийный й завод «Завод
завод ХГАПП 410й»
«Антонов ГА
ЦЕЛЕВАЯ МОДЕЛЬ
Государственный холдинг «Антонов»
Управляющая компания-ПАО «Антонов-разработчик самолетов»
1 г 1 г
ПАО «Антонов» разработчик-самолетов ПАО Объединеный серийный заводАнтонов
* - в корпорацию могут войти по желанию другие предприятия
Рис. 3. Целевая модель создания холдинговой компании «Антонов» на основе комплементарного подхода
(авторская разработка)
3) Разработчик имеет весомый багаж участия во многих совместных проектах, в том числе международных, и как предприятие - разработчик сотрудничает со многими предприятиями других стран:
- в Украине - Серийный завод Антонов, г. Киев ( по самолетам Ан -70, Ан -124, Ан -148 , Ан -32 ) , ХГАПП, г. Харьков ( по самолетам Ан -74 , Ан -140 , Ан -72 ); ВиАЗ, г. Винница (по самолету Ан -3);
- в России - ЗАО « Авиастар СП», г. Ульяновск ( по самолетам Ан 124-100 ); ПО «Полет», г. Омск ( по самолетам Ан -70 , Ан -74 , Ан -3); НАПО г. Новосибирск ( по самолетам Ан -38 ); авиационным заводом «Авиакор», г. Самара (по самолетам Ан -140); ОАО « ВАСО», г. Воронеж (по самолету Ан -148);
- в Китае - с корпорациями AVIC -1 , AVIC -2 (по самолетам Y5 , Y8F600 , ARJ 21);
- в Иране - с HESA , г. Исфахан ( по самолету Ан -140 );
- В Польше - с WSK PZL г. Мелец ( по самолету Ан -128 );
- В Индии - с HAL ( по самолету Ан -32 ).
4) Разработчик имеет договора с 25-ю ремонтными заводами Украины (в т.ч. с «Заводом 410 Гражданской Авиации»), Белоруссии, России. Ежегодно составляет более 1000 соглашений на проведение исследований, авторское сопровождение и поддержку летной годности 6043 самолетов эксплуатантов 75- ти стран мира [6]. Отметим, что с передачей серийным и ремонтным предприятиям конструкторской документации и технологии производства новых самолетов разработчик фактически инвестирует в эти предприятия свой интеллектуальный капитал, способствуя развитию и внедрению новых современных технологий (в том числе информационных) на заводах, повышению квалификации специалистов, созданию новых рабочих мест и главное - капитализации серийных предприятий. И как разработчик авиационной техники и владелец сертификата типа в течение всего времени освоения и выпуска продукции осуществляет авторское сопровождение производства.
Учитывая перечисленные функции и права разработчика самолетов Антонов, можно утверждать о явно выраженном характере его лидерства и ведущей роли в производстве ВС, и, следовательно, о целесообразном принятии разработчиком статуса управляющей компании в создаваемом авиастроительном холдинге.
Список литературы:
1. Кива Д.С., Кривов Г.О. Программа развития авиастроения - действенный инструмент реализации государственной политики в одной их наиболее наукоемких и
высокотехнологических отраслей промышленности Украины// Д.С. Кива, Г.О. Кривов.-Технологические системы. -2013. -№ 1. -С.7-17.
2. Кривов Г.А., Матвиенко В.А., Щербак А.А., Щередина Т.Н. Гражданское самолетостроение в начале XXI столетия. Деятельность ведущих мировых производителей: монография/Г.А. Кривов, В.А. Матвиенко, А.А. Щербак Т.Н. Щередина . -К.: КИТ, 2008.-168с.
3. Куприянова В.С. Организационное обеспечение развития гражданской авиационной промышленности Украины// В.С. Куприянова. - Бизнесинформ.- 2011.- №1.- С.39-43.
4. Липов В.В. Методологические основы исследования комплементарного взаимодействия рынка и государства //Научный электронный экономический журнал «Теоретическая экономика».2011№4[Электронныйресурс].-Режимдоступа: http://www.theoreticaleconomy.info/magazines/376.pdf, свободный - Загл. с экрана.
5. Оценка корпоративного управления государственным авиационным сектором Украины. Пример ГП Антонов / Пособие к реализации рекомендаций - К.: ОЕСР.- 2012 - 51с.
6. Янчук М.Б. Интеграция авиастроительных предприятий Украины в условиях глобализационных вызовов: монография/ М.Б. Янчук. - К: Осв^а Украши, 2013.- 325 с.