Научная статья на тему 'Концепция совершенствования территориальной организации пригородного сельскохозяйственного производства в индустриально развитом регионе'

Концепция совершенствования территориальной организации пригородного сельскохозяйственного производства в индустриально развитом регионе Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
172
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сельскохозяйственное землепользование / пригородное аграрное производство / факторы развития / территориальная организация сельского хозяйства / agricultural land tenure / suburban agrarian production / development factors / the territorial organization of agricultural industry

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Брыжко В. Г., Шкребко В. П.

Систематизированы проблемы пригородного аграрного землепользования Пермского края. Предложены направления и факторы совершенствования территориальной организации пригородного сельскохозяйственного производства. Обоснованы показатели результативности предлагаемой системы совершенствования аграрного землепользования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of suburban agrarian land tenure of the Perm edge are systematised. Directions and factors of perfection of the territorial organisation of a suburban agricultural production are offered. Indicators of productivity of offered system of perfection of agrarian land tenure are proved.

Текст научной работы на тему «Концепция совершенствования территориальной организации пригородного сельскохозяйственного производства в индустриально развитом регионе»

са с высокой степенью удовлетворенности конечных потребителей не может обойтись без создания системы или систематического маркетингового исследования, а проще говоря - потребительского (маркетингового) мониторинга, то обозначим конкретные критерии, которым должны соответствовать экономическая деятельность, направленная на решение поставленных выше задач.

Итак, в сфере маркетинга:

- постоянное наблюдение за предпочтениями потребителей;

- выявление наиболее популярных каналов продвижение (доставки) товаров к потребителю;

- поиск или разработка наиболее действенных способов информирования производителей продовольствия о потребительских предпочтениях;

- оказание консультационной помощи производителям сельскохозяйственной продукции при производстве наиболее востребованных продуктов и т.д.

В сфере производства:

- оптимизация производственных

процессов;

- ликвидация непроизводственных операций, не оказывающих влияние на производственных процесс;

- выявление непроизводственных затрат;

- ликвидация непроизводственных затрат;

- организация производства малых партий сельскохозяйственной продукции в точном соответствии с текущим спросом;

- снижение или ликвидация запасов материальных ценностей и готовой продукции на складах и в хранилищах;

- организация производства в непосредственной близости от конечных потребителей или транспортной артерии (магистрали, автодороги, железнодорожной ветки и др.) и т.д.

Данный перечень можно было бы продолжать и далее, а сам процесс улучшения и оптимизации должен быть бесконечным.

Проблема оптимизации производства неразрывно связана с изучени-

Экономика

ем своего конечного потребителя. Ведь от того, насколько производство сельскохозяйственной продукции изначально будет удовлетворять запросам потребителей в качественном сырье для переработки (хранении), насколько гибким окажется сельскохозяйственное производство с тем, чтобы круглогодично снабжать население свежими овощами и фруктами, молоком, мясом и яйцом, настолько благодарным окажется покупатель, адекватно высоко оценивая продукцию производителя в денежных знаках. Сегодня нет особенной проблемы в количественном соотношении производства и потребления. Сегодня покупатель, готовый покупать дорого, но качественную продукцию, вынужден покупать относительно доступную, но сомнительного качества продукцию, выложенную на прилавках магазина. Последние маркетинговые исследования говорят именно об этом. Но ведь это его собственное здоровье и здоровье его близких.

Литература

1. Клюкач В. А., Логинов Д. А. Маркетинг в агропромышленном комплексе. Екатеринбург : Изд-во Урал.ГСХА, 2009. 492 с.

2. Саакян М. К. Особенности разработки маркетинговой стратегии в сельскохозяйственных предприятиях Среднего Урала // Аграрный вестник Урала. 2010. № 5. С. 33-35.

3. Саакян М. К. Маркетинг в агропромышленном комплексе: тенденции и перспективы // Аграрный вестник Урала. 2010. № 6. С. 28-29.

КОНЦЕПЦИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРИГОРОДНОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В ИНДУСТРИАЛЬНО

РАЗВИТОМ РЕГИОНЕ

В.Г. БРЫЖКО (фото),

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой землеустройства,

В.П. ШКРЕБКО,

старший преподаватель кафедры землеустройства, Пермская ГСХА имени академика Д.Н. Прянишникова

Ключевые слова: сельскохозяйственное землепользование, пригородное аграрное производство, факторы развития, территориальная организация сельского хозяйства.

За годы осуществления земельной реформы земли сельскохозяйственного назначения кроме традиционных функций компонента природного комплекса, средства производства и территориального базиса начали играть роль специфического имущественного комплекса и объекта товарно-денежных отношений. Это привело к значительному сокращению площади зе-

мель сельскохозяйственного назначения и увеличению площади земель запаса, уменьшению площади сельскохозяйственных угодий в целом, сокращению площади пашни и увеличению площади кормовых угодий и залежи, трансформации форм земельной собственности и хозяйствования, изменению целевого назначения земель и исключению их из аграрного производ-

614990, г. Пермь, ул. Коммунистическая, 23; тел.: 8 (342) 212-47-79, 212-53-94; e-mail: psaa@pstu.ac.ru

ства в результате неконтролируемого рыночного оборота, сокращению -крупнотоварного сектора сельского хозяйства и увеличению мелкотоварного сектора, резкому сокращению сельскохозяйственного потенциала страны в целом [3].

В связи с этим многие отечественные экономисты отмечают чрезвычайную актуальность проблем обеспечения приоритета сельского хозяйства

Agricultural land tenure, suburban agrarian production, development factors, the territorial organization of agricultural industry.

на землю, организации рационального использования плодородных земель, сохранения и улучшения земельно-ресурсного потенциала сельского хозяйства. Следует заметить, что и успешная реализация национального проекта по развитию агропромышленного комплекса, без сомнения, зависит от уровня организации территории отраслей сельского хозяйства и сохранности земель сельскохозяйственного назначения, играющих в данной сфере роль главного средства производства. Не случайно современная аграрная политика государства направлена на сохранение и воспроизводство земельных и других природных ресурсов, используемых для нужд сельскохозяйственного производства, а одним из основных направлений государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства является обеспечение мероприятий по сохранению и повышению плодородия почв [1].

Нельзя не согласиться с мнением члена-корреспондента РАСХН А.Н. Сёмина, который считает, что инновационное и стратегическое развитие отечественного агропромышленного комплекса возможно лишь на основе эффективного использования производственных, в том числе земельных, ресурсов [4].

На наш взгляд, для осуществления государственной политики в области обеспечения условий развития агропромышленного комплекса, благоприятной экологической обстановки, охраны сельскохозяйственных земель, повышения уровня их плодородия, устойчивого развития сельских территорий необходимо создание экономического механизма, стимулирующего организацию рационального использования земель сельскохозяйственного назначения.

Особую актуальность решение данной задачи приобретает в пригородных зонах индустриально развитых регионов, где неизбежно сталкиваются экономические интересы различных отраслей народного хозяйства, многочисленных собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов земельных участков.

По данным академика РАСХН В.Р Боева, в российских городах с населением более 250 тыс. человек проживает половина всех жителей страны. Однако в связи с недостатками в организации и материально-техническом обеспечении, а также вследствие отсутствия системы реализации продукции снабжение городского населения продовольствием далеко от идеального [2].

Развитие многообразия форм собственности на землю и хозяйствования, платность землепользования, включение земли в рыночный оборот происходят на фоне активного перераспределения земель сельскохозяйственного назначения, затрагивающе-

го интересы агропромышленного комплекса. В то же время возрастает потребность городского населения в качественных продуктах питания, производство которых непосредственно зависит от наличия земельных ресурсов, обладающих высоким уровнем плодородия. Необходимость расширения промышленного производства и границ населённых пунктов с одновременным сохранением продуктивных земель и повышением уровня интенсивности их использования определяет специфику территориальной организации пригородного сельскохозяйственного производства. Здесь необходим комплекс мероприятий, обеспечивающих поддержку агропромышленного производства и аграрного производителя, защиту имущественных интересов сельского хозяйства.

Значительные особенности имеет территориальная организация сельского хозяйства в таких индустриально развитых регионах, как Пермский край, где пригородное аграрное производство осуществляется в 16 хозяйствах Добрянского, Краснокамского, Кунгурского, Нытвенского, Осинского, Пермского, Соликамского, Усольского районов.

Более половины пригородных хозяйств региона расположено в Пермском районе, составляющем основу пригородной зоны г. Перми. Эти хозяйства в основном специализируются на производстве молока, мяса, овощей, картофеля, продукции птицеводства.

По данным Управления Роснедви-жимости по Пермскому краю и Территориального органа государственной статистики, средняя площадь хозяйств в пригородной зоне г. Перми составляет 5931 га, в том числе площадь сельскохозяйственных угодий - 3215 га, пашни - 2815 га. Следует заметить, что площадь продуктивных угодий, используемых в сельскохозяйственном производстве региона, постоянно сокращается.

Результаты наших исследований свидетельствуют о том, что для пригородного сельскохозяйственного землепользования в современных условиях характерны следующие тенденции: значительная динамика сделок с землёй, сопровождающихся как сменой собственника, так и целевого назначения земель; увеличение удельного веса земель, занятых индивидуальными и коллективными садами и огородами, дачными хозяйствами, коттеджной застройкой; активное межотраслевое перераспределение земельных ресурсов; увеличение антропогенной нагрузки на земли сельскохозяйственного назначения; ограничение условий развития агропромышленного производства в зонах потенциального изъятия сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд; сокращение резервов освоения новых земель для вовлечения в сельскохозяйствен-

Экономика

ный оборот; зависимость специализации пригородных сельскохозяйственных предприятий от потребностей в продуктах питания жителей городских населённых пунктов; увеличение ценности сельскохозяйственных земель из-за значительной потребности в них и более высокого по сравнению с периферийными районами уровня ведения сельского хозяйства [3].

Негативные тенденции развития пригородного аграрного землепользования в индустриально развитых регионах значительно усиливаются большой техногенной нагрузкой на компоненты окружающей природной среды и ухудшением экологических условий ведения сельского хозяйства.

Исследования авторов позволяют заметить, что развитие пригородного сельскохозяйственного землепользования в Прикамье связано с определёнными проблемами, основными из которых являются следующие.

1. Недостаточный уровень развития агропромышленного комплекса. В регионе высокий уровень развития промышленного потенциала, представленного нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленностью, электроэнергетикой, машиностроением, металлообработкой, целлюлознобумажной промышленностью, химической промышленностью, цветной и чёрной металлургией, горнодобывающей промышленностью, электрохимическим машиностроением, текстильной и лёгкой промышленностью, и низкий уровень развития сельского хозяйства, которое характеризуется как преимущественно экстенсивное и нестабильное.

Это обстоятельство вызывает необходимость совершенствования организации сельскохозяйственного производства, углубления специализации аграрных товаропроизводителей, повышения квалификации сельскохозяйственных работников и улучшения качества продукции, производимой местными производителями.

2. Дефицит продуктивных угодий. В регионе остро стоит проблема обеспечения населения промышленных центров продукцией сельского хозяйства в условиях ограниченности продуктивных угодий, значительной негативной антропогенной нагрузки на земельные ресурсы и ограниченности возможности производства аграрной продукции, обусловленной природно-климатическими условиями региона.

3. Существенные ограничения условий ведения сельского хозяйства. Необходимость организации и развития сельского хозяйства и сохранения сельского уклада жизни в условиях приоритета индустриального и урбанистического развития, наличие значительного числа ограничений на ведение аграрного производства в связи с действием многочисленных градостроительных и промышленных регла-

ментов. Функционирование и развитие пригородного сельскохозяйственного производства происходит в условиях постоянно действующей угрозы изъятия продуктивных земель и перераспределения их в целях, не связанных с ведением сельского хозяйства.

4. Дефицит трудовых ресурсов. Для пригородных зон региона характерно радикальное изменение характера жизни и деятельности пригородного сельского населения, а также функциональной роли пригородных сельских населённых пунктов, играющих в современных условиях роль дачных (коттеджных) посёлков, обладающих рекреационной ценностью для городского населения, не занятого в сельскохозяйственном производстве.

5. Высокий уровень конкуренции в сфере продовольственного обеспечения индустриально развитого региона из-за доступности сельскохозяйственной продукции других стран и регионов, обусловленной, в свою очередь, развитой транспортной и торговой инфраструктурой крупных городов.

6. Низкий уровень развития аграрного землепользования. Наличие большого числа недостатков в размерах, размещении и границах пригородных сельскохозяйственных землевладений и землепользований. Значительные нарушения законодательства в сфере земельных отношений и условий использования земельных ресурсов.

По нашему мнению, решению обозначенных проблем должно способствовать совершенствование территориальной организации пригородного сельскохозяйственного производства. Мы полагаем, что здесь необходимо проведение комплекса мероприятий, реализуемых в следующих направлениях: юридическом, организационнотерриториальном, экономическом, государственного контроля, активизации общественных институтов.

В частности, требуется проведение серьёзной работы по совершенствованию нормативно-правовой основы регулирования земельных и аграрных отношений в индустриально развитых регионах, обеспечивающей соблюдение приоритета сельского хозяйства на землю.

Непосредственно организационнотерриториальные мероприятия составляют основное звено предлагаемой нами системы и должны содержать:

" совершенствование функционального зонирования территории региона, обеспечивающего стабильность и устойчивость аграрного землепользования, учитывающего действие градостроительных и промышленных регламентов, характер и интенсивность негативного влияния промышленности, природоохранные требования;

" оптимизацию сельскохозяйственного землепользования в регионе на основе научно обоснованного прогнозирования и планирования использования земель сельскохозяйственного назначения;

" организацию рационального использования сельскохозяйственных земель на основе создания новых и упорядочения существующих землепользований, целесообразного устройства территории сельскохозяйственных предприятий, крестьянских хозяйств и других аграрных товаропроизводителей.

Следует заметить, что совершенствование организационно-территориальной основы сельского хозяйства необходимо рассматривать в двух аспектах: общем (территориальная организация сельского хозяйства в индустриально развитом регионе в целом) и частном (территориальная организация сельского хозяйства в пригородной зоне в частности).

Практическая реализация названных мероприятий возможна лишь на основе экономического стимулирования участников аграрных и земельных отношений. Необходимо создание экономического механизма, предусматривающего действие на практике таких инструментов, как дифференцированные земельные платежи, поощрения, льготы, штрафы.

Следующим направлением совершенствования территориальной организации пригородного аграрного производства является создание эффективного государственного контроля над действиями участников экономических отношений в индустриально развитых регионах, направленного на обеспечение соблюдения земельного законодательства и условий рационального использования продуктивных угодий, сохранение земельно-ресурсного потенциала сельского хозяйства.

Кроме того, необходимы активизация общественных институтов и формирование общественного мнения, обеспечивающих контроль со стороны

Экономика

граждан и их объединений, общественных организаций за соблюдением интересов сельского хозяйства и землепользования в индустриально развитых регионах и защиту интересов местных сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Нужно отметить, что совершенствование территориальной организации пригородного сельскохозяйственного производства в индустриально развитом регионе требует учёта и оценки следующих факторов:

" уровень развития в регионе базовых отраслей экономики;

" потребность населения региона в сельскохозяйственной продукции;

" условия обеспечения населения продукцией сельского хозяйства;

" наличие и характер ограничений на сельскохозяйственную деятельность;

" характер жизни и деятельности пригородного сельского населения;

" уровень рисков и конкуренции;

" уровень территориальной организации и устойчивости пригородного сельскохозяйственного землепользования.

Комплексная реализация системы предлагаемых авторами мероприятий направлена на достижение следующих результатов:

" снижение затрат, связанных с недостаточной спецификацией и защитой имущественных прав сельскохозяйственных производителей;

" устранение ежегодных издержек аграрного производства, обусловленных недостатками и несовершенством сельскохозяйственного землепользования;

" увеличение объёмов производства за счёт включения в аграрный оборот неиспользуемых продуктивных угодий;

" предотвращение или компенсация ущерба, связанного с выбытием продуктивных земель из сельскохозяйственного оборота;

" снижение затрат в сельском хозяйстве, обусловленных нерациональным использованием земель сельскохозяйственного назначения.

Это, в свою очередь, должно способствовать повышению эффективности сельского хозяйства в индустриально развитых регионах, сохранению земельно-имущественного комплекса и обеспечению условий социального развития сельских территорий.

Литература

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. : утв. пост. Правительства Рос. Федерации от 14 июля 2007 г. № 446.

2. Боев В. Р. Крупным городам - надёжную продовольственную базу // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2001. № 6. С. 10-13.

3. Брыжко В. Г. Механизм экономической защиты земель сельскохозяйственного назначения. Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН, 2005. 301 с.

4. Сёмин А. Н. Инновационные и стратегические направления развития АПК: вопросы теории и практики. Екатеринбург : Изд-во УралГСХА, 2006. 960 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.