pISSN 2073-5081 Международные стандарты учета и отчетности
eISSN 2311-9381
КОНЦЕПЦИЯ СОСТАВЛЕНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА
Наталья Владимировна МАЛИНОВСКАЯ
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, аудита и статистики, Российский университет дружбы народов; доцент департамента учета, анализа и аудита,
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,
Москва, Российская Федерация
nvmali@mail.ru
История статьи:
Получена 10.04.2017 Получена в доработанном виде 17.04.2017 Одобрена 11.05.2017 Доступна онлайн 15.06.2017
УДК 657.37 JEL: Н83, М40, М41
https://doi.org/10.24891/ia.20.11.644
Ключевые слова:
концепция, интегрированная отчетность, организации государственного сектора, международные основы интегрированной отчетности
Аннотация
Тема. В декабре 2013 г. Международным советом по интегрированной отчетности выпущены Международные основы интегрированной отчетности, в которых изложены фундаментальные концепции и базовые принципы, лежащие в основе формирования новой модели публичной отчетности экономических субъектов, а также структурные элементы ее содержания. Анализ практики составления интегрированной отчетности позволил заключить, что концепция интегрированной отчетности нашла поддержку среди российских компаний. При поддержке Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» создана Российская региональная сеть по интегрированной отчетности, которая занимается популяризацией концепции интегрированной отчетности. Ключевые организации Госкорпорации «Росатом» являются лидерами в области интегрированной отчетности и составляют интегрированные отчеты на протяжении ряда лет. Однако данные организации являются коммерческими. В отношении государственных коммерческих компаний другой отраслевой принадлежности, а также некоммерческих организаций государственного сектора экономики проблема подотчетности и прозрачности их деятельности остается нерешенной. Цели. Целью исследования является формирование концепции составления интегрированной отчетности в организациях государственного сектора, получающих бюджетное финансирование, направленной на повышение эффективности использования бюджетных средств, устранение информационной асимметрии.
Методология. При проведении исследования применены общенаучные методы исследования: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, сравнение. Результаты. В статье сформулирована концепция составления интегрированной отчетности в организациях государственного сектора, включающая цель развития данного вида отчетности применительно к государственному сектору, функции субъектов институциональной среды на каждом иерархическом уровне, этапы внедрения, а также ключевые задачи каждого из этапов.
Выводы. Предложенная концепция составления интегрированной отчетности для организаций государственного сектора, получающих бюджетное финансирование, будет способствовать повышению прозрачности государственных финансов, эффективности использования бюджетных средств, подотчетности этих организаций, рейтинга России в индексе глобальной конкурентоспособности.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017
Россия занимает 45-е место в рейтинге глобальной конкурентоспособности 201520161, улучшив свои позиции по сравнению с 2014 г. на 8 пунктов. Наиболее слабой позицией в индексе глобальной
1 The Global Competitiveness Report 2015-2016. World
Economic Forum. URL: http://www3.weforum.org/docs/gcr/2015-
2016/ Global_Competitiveness_Report_2015-2016.pdf
конкурентоспособности, по которой Россия находится на 100-м месте из 140 стран мира, является эффективность работы государственных институтов, включая нецелевое использование бюджетных средств (110-е место), бремя государственного регулирования (116-е место), действенность стандартов аудита и отчетности (102-е место),
прозрачность выработки государственной политики (77-е место) и др.
В этой связи вопросы повышения прозрачности государственных финансов, эффективности использования бюджетных средств, развития институтов бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе экономики, повышения прозрачности и подотчетности организаций государственного сектора остаются по-прежнему актуальными.
В то же время, анализ предпосылок и современного состояния реформирования отчетности организаций государственного сектора, представленных в работах Т.Ю. Дружиловской и Э.С. Дружиловской [1], О.Е. Качковой [2], Н.В. Малиновской [3], И.Е. Мизиковского, Т.С. Масловой и др. [4], Л.Б. Трофимовой2, недостатков, присущих бухгалтерской и финансовой отчетности, отмеченных в исследованиях компании КПМГ (англ. - KPMG)3, С.А. Дипиаза (Samuel A. DiPiazza Jr.) и Р.Дж. Экклза (Robert G. Eccles) [5], О.В. Рожновой, В.М. Игумнова [6], возможностей, открываемых интегрированной отчетностью, выявленных в работах Л.Н. Герасимовой [7], ведущей европейской консалтинговой компанией Black Sun4 и систематизированных автором настоящей статьи [8], позволили сделать следующий вывод.
Разработка и внедрение федеральных стандартов бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора (ФСБУОГС) не решит всех проблем, связанных с обеспечением информационной открытости их работы. Следует развивать
новые подходы в отношении к отчетности организаций государственного сектора -интегрированную отчетность5.
На необходимость изменения подходов к публичной отчетности организаций, включая организации государственного сектора, указывают в своих научных публикациях ведущие российские ученые: Р.П. Булыга [9], М.А. Вахрушина6, И.Д. Демина [10], Е.Н. Домбровская [11], О.В. Ефимова [12], В.Г. Когденко и М.В. Мельник7, Т.Ю. Серебрякова [13] и другие.
Потребность в ликвидации разрыва в области отчетности между развитыми европейскими странами и США, между организациями государственного и частного сектора экономики, в развитии новых подходов к информационному обеспечению системы управления, а также возросшая роль организаций государственного сектора в экономике страны обусловили разработку н ам и кон ц е п ц и и с о с т ав л е н и я интегрированной отчетности в данных организациях.
Цель развития интегрированной отчетности в организациях государственного сектора -повышение уровня информационной прозрачности:
— как механизма контроля реализации концепции устойчивого развития организациями государственного сектора;
2 Трофимова Л.Б. Институциональная методика формирования понятия отчитывающихся субъектов финансовой отчетности организаций государственного сектора в условиях перехода на МСФО общественного сектора // Международный бухгалтерский учет. 2016. Т. 19. Вып. 14. С. 19-31.
3 Будущее корпоративной отчетности: стремление к единому видению / КПМГ. Россия. URL: https://www.kpmg.com/RU/ru/IssuesAndInsights/ArticlesPublicati ons/Documents/ S_CG_6_rus.pdf
4 Realizing the Benefits: The Impact of Integrated Reporting. Black Sun. URL:
http://www.blacksunplc .com/corporate/pdf/2014/black-sun-realizing-the-benefits.pdf
5 Проблемы развития интегрированной отчетности неоднократно рассматривались автором на страницах журнала «Международный бухгалтерский учет» в следующих статьях: Малиновская Н.В. Интегрированная отчетность -инновационная модель корпоративной отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2013. Т. 16. Вып. 38.
С. 12-17; Малиновская Н.В. Интегрированная отчетность: исторический аспект // Международный бухгалтерский учет. 2015. Т. 18. Вып. 32. С. 41-50; Малиновская Н.В. Анализ корпоративной отчетности российских компаний на соответствие принципам интегрированной отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2016. Т. 19. Вып. 15. С. 17-30.
6 Вахрушина М.А., Малиновская Н.В. Корпоративная отчетность: новые требования и направления развития // Международный бухгалтерский учет. 2014. Т. 17. Вып. 16. С. 2-9.
7 Когденко В.Г., Мельник М.В. Интегрированная отчетность: вопросы формирования и анализа // Международный бухгалтерский учет. 2014. Т. 17. Вып. 10. С. 2-15.
— как инструмента информационного обеспечения для реализации функции государственного и общественного контроля эффективности использования бюджетного финансирования организаций государственного сектора;
— как механизма уменьшения присущей организациям государственного сектора асимметрии информации, приводящей к возникновению агентских отношений и неэффективному распределению и использованию ресурсов;
— как механизма защиты от масштабной коммерциализации учреждений в сфере образования и здравоохранения, выражающейся в росте платности образовательных и медицинских услуг, снижении доступности образовательных услуг и медицинской помощи высокого качества для многих групп населения страны, к которой привели реформы в образовании и здравоохранении, направленные на интенсивное внедрение рыночных инструментов;
— для демонстрации социальной ответственности организаций государственного сектора перед обществом;
— для лучшего понимания учредителями имеющихся у учреждений различных видов ресурсов с целью оказания помощи в лучшем управлении ими;
— как механизма формирования новой социокультуры.
Одной из существенных проблем при разработке концепции составления
интегрированной отчетности для организаций государственного сектора является
определение круга субъектов отчетности, которым концепция адресована, поскольку в настоящее время вопрос об отнесении институциональных единиц к определенным секторам экономики в России законодательно не урегулирован.
Несмотря на то, что методологической базой для бухгалтерского учета является
экономическая теория, понятие «организации государственного сектора» в экономической теории и в бухгалтерском учете трактуется по-разному. С позиций экономической теории в состав государственного сектора экономики включают коммерческие и некоммерческие организации, функционирующие под прямым контролем государства [14]. К коммерческим организациям государственного сектора относятся государственные (муниципальные) унитарные предприятия; другие коммерческие организации, находящиеся полностью или частично в государственной (муниципальной) собственности (коммерческие организации с государственным участием), к некоммерческим организациям относятся го с удар с тв е н ны е кор п о р а ц и и ,
го с удар с тв е н ны е ( м у н и ц и п ал ь ны е ) учреждения. Ряд ученых дополнительно к указанной совокупности организаций относят к государственному сектору и органы государственного управления [15, с. 53, 54].
Применительно к сфере бухгалтерского учета «организации государственного сектора -го с удар с тв е н ны е ( м у н и ц и п ал ь н ы е ) учреждения, государственные академии наук, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов»8.
Такая трактовка обусловлена, по видимости, различием учетного инструментария, применяемого при ведении бухгалтерского учета коммерческими организациями и организациями государственного сектора (как экономическими субъектами,
попадающими под сферу действия закона № 402-ФЗ).
Однако есть и другие подходы к определению границ «организаций государственного сектора». Так, например, для целей разработки прогноза развития государственного сектора экономики, государственного статистического
8 О бухгалтерском учете. Федеральный закон от 06.12.2011
№ 402-ФЗ. СПС «КонсультантПлюс»: Законодательство. URL: http://www.consultant.ru
наблюдения к хозяйствующим субъектам Так, согласно официальной статистике роль государственного сектора до 2015 г. относились:
экономики
— государственные унитарные предприятия, в том числе казенные;
— государственные учреждения;
— хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% акций (долей) н а ход и л и с ь в го с у дар с тв е н н о й собственности;
— хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% акций (долей) находились в собственности хозяйственных обществ, относящихся к государственному сектору экономики9.
В Программе повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2593-р, отмечено о целесообразности отнесения к единицам государственного сектора следующих единиц:
— бюджетных и автономных учреждений;
— ряда государственных корпораций;
— иных институциональных единиц, в которых объединены финансовые и нефинансовые активы, принадлежащие публично-правовым образованиям или контролируемые ими.
Различие в понимании институционального охвата государственного сектора ведет к вуалированию информации об его роли в экономике страны, поскольку невозможно получить достоверные статистические данные о его деятельности.
9 О прогнозе развития государственного сектора экономики Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 04.01.1999 № 1. Консультант. URL: http://www. consultant. ru
В связи с принятием постановления Правительства РФ от 29.01.2015 № 72 «О некоторых мерах по совершенствованию статистического наблюдения в сфере управления государственным имуществом» постановление Правительства Российской Федерации от 04.01.1999 № 1 утратило силу, а вместе с ним и перечень институциональных единиц, относимых к субъектам государственного сектора.
государственного сектора в экономике страны, начиная с 2000-х гг., постоянно снижается, о чем свидетельствуют представленные в табл. 1 некоторые статистические показатели по экономике страны в целом и в разрезе форм собственности.
В то же время по данным Федеральной антимонопольной службы вклад организаций государственного сектора в валовой внутренний продукт вырос до 70% в 2015 г. с 35% в 2005 г.10, а число государственных и муниципальных унитарных предприятий за три последних года утроилось, что свидетельствует о возросшей значимости данных организаций в экономике страны.
Учитывая изложенное, концепция составления интегрированной отчетности в организациях государственного сектора включает в субъекты отчетности организации государственного сектора в их понимании с позиций экономической теории (коммерческие организации с государственным участием и некоммерческие организации, учрежденные органами государственной (муниципальной) власти, а также органы государственного управления).
Концепция основана на иерархическом трехуровневом подходе, где главенствующая роль отводится государству, которое должно создать формальные институты и благоприятную институциональную среду для развития интегрированной отчетности. Функции субъектов институциональной среды на всех иерархических уровнях при ведущей роли государства представлены на рис. 1.
Проведенное исследование позволило установить, что в организациях государственного сектора интегрированная отчетность может выполнять дополнительно контрольные функции:
реализации концепции развития организациями
- контроль устойчивого
10 Государство и госкомпании контролируют 70% российской экономики // Ведомости. URL: www.vedomosti.ru/economics/artides/2016/09/29/658959-goskompanii-kontrolirayut-ekonomiki
государственного сектора. Несмотря на то, что в России Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию утверждена еще в 1996 г., до настоящего времени государством не созданы механизмы контроля ее реализации экономическими субъектами, прежде всего организациями государственного сектора. Не сформирован и не используется такой важный механизм реализации политики государства в сфере экологии, указанный в «Основах государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года», как «повышение информационной открытости промышленных предприятий в части их негативного воздействия на окружающую среду и предпринимаемых мер по снижению такого воздействия, а также развитие добровольных механизмов экологической ответственности организаций с участием государства и переход государственных корпораций к обязательной нефинансовой отчетности в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в соответствии с международными стандартами»11. В этих условиях одним из таких механизмов может стать внедрение интегрированной отчетности как информационной основы оценки степени достижения индикаторов устойчивого развития, выраженных в финансовых и нефинансовых показателях;
- контроль эффективности использования бюджетного финансирования организаций государственного сектора. В современном мире, как в развитых, так и в развивающихся странах, государство участвует в хозяйственных процессах не только в качестве регулятора, но в некоторых случаях также в качестве одной из сторон экономических отношений. Особенно если речь идет о реализации масштабных инновационных проектов, комплексность и ресурсоемкость которых делает их малопривлекательными для
11 Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации до 2030 года: утверждены Президентом РФ 30.04.2012. СПС «КонсультантПлюс»: Законодательство. URL: http://www.consultant.ru
поставщиков частного капитала. В этих условиях интегрированная отчетность может стать информационной базой проведения аудита эффективности использования государственных средств бюджетов всех уровней на основе «политики трех Е» -Economy (экономичность), Efficiency (эффективность), Effectiveness
(результативность). В ней содержатся не только финансовые, но и нефинансовые показатели, характеризующие воздействие организации государственного сектора на все виды капитала, дается оценка эффективности организационного управления, раскрываются п р и ч и н ы р ас хожд е н и й м е жд у прогнозируемыми и ф актическими результатами. Ведь индикаторами эффективности использования бюджетных средств могут быть: отсутствие жалоб, экономия времени, уменьшение заболеваемости, повышение качества жизни, рост занятости населения, скорость принятия решений и др.;
- контроль реализации стратегического планирования. Интегрированная отчетность на уровне органов федеральной и региональной государственной власти, а также органов муниципального управления, может стать информационной основой для мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования, на уровне организаций государственного сектора - для мониторинга и контроля согласованности их стратегических планов и результатов реализации с государственной концепцией социально-экономического развития страны.
Переход к программно-целевым методам управления государственными финансами, взаимно увязывающими формирование государственных программ с долгосрочными целями социально-экономического развития страны, предполагает получение бюджетного финансирования на конкурентной основе с учетом результатов анализа эффективности бюджетных расходов и оценки всей совокупности имеющихся у организации ресурсов (всех видов капитала). Развитие
рыночного механизма размещения государственного (муниципального) заказа на оказание государственных услуг как среди учреждений, так и организаций негосударственного сектора, возможно только при условии наличия достоверной и достаточной информации для принятия решений. Релевантная информация необходима также и для принятия решений по вопросам развития различных форм государственно-частного партнерства, выбора в качестве поставщика услуг и др. Таким информационным обеспечением может стать интегрированная отчетность.
Концепция составления интегрированной отчетности в организациях государственного сектора базируется на единстве фундаментальных концепций и принципов формирования интегрированной отчетности для всех экономических субъектов. В то же время, придание интегрированной отчетности в организациях государственного сектора контрольной функции обусловило выявление дополнительного специфического принципа формирования интегрированной отчетности в этих организациях - принципа согласованности.
Принцип согласованности относится к группе принципов, определяющих содержание интегрированного отчета. Его суть заключается в следующем: в интегрированном отчете коммерческих и некоммерческих организаций государственного сектора следует раскрывать информацию
о согласованности их стратегии развития со стратегией развития публично-правового образования, в котором они находятся, с государственными целевыми программами, участниками которых они являются, о вкладе в достижение стратегических целей развития государства.
Учитывая неоднородность институциональных единиц государственного сектора экономики, принципиальные различия в целях, для которых они созданы, принципах осуществления их деятельности, с целью обоснования необходимости последовательного
внедрения интегрированной отчетности в государственном секторе, нами выделены три группы организаций в зависимости от степени их готовности к внедрению интегрированной отчетности:
— организации с высокой степенью готовности - субъекты отчетности: коммерческие организации (корпорации с государственным участием, государственные (муниципальные) предприятия) и некоммерческие организации в виде государственных корпораций. Некоторые из них уже составляют интегрированную отчетность на инициативной основе, многие готовят финансовую отчетность по международным стандартам финансовой отчетности, интегрировали в свою деятельность социальную и экологическую ответственность и формируют (также на добровольной основе) отчетность в области устойчивого развития, владеют современными инструментами управленческого учета, имеют развитые учетные системы;
— организации со средней степенью готовности - субъекты отчетности: некоммерческие организации (государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения). Несмотря на то, что в последние годы некоммерческие организации стали более активно заниматься предпринимательской деятельностью, в них только идет реформа бухгалтерского учета в направлении МСФО ОС, развивается система управленческого учета;
— организации с низкой степенью готовности - субъекты отчетности: органы государственного (муниципального) управления и учрежденные ими казенные п р е д п р и я ти я и у ч р е жд е н и я , по обязательствам которых публично-правовые образования могут нести субсидиарную ответственность.
Исходя из степени готовности субъектов отчетности к внедрению интегрированной отчетности, предлагаем поэтапное ее
внедрение в организациях государственного сектора.
На первом этапе (2018-2020 гг.) составление интегрированной отчетности становится обязательным сначала для корпораций с государственным участием и государственных корпораций, затем - для государственных (муниципальных) предприятий.
На втором этапе (2021-2023 гг.) составление интегрированной отчетности становится обязательным для государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений.
На третьем этапе (начиная с 2024 г.) составление интегрированной отчетности становится обязательным для казенных предприятий и учреждений, созданных органами государственного (муниципального) управления, и органов государственного (муниципального) управления.
Предложенные этапы согласуются
со стратегией развития интегрированной отчетности на глобальном уровне12, предполагающей к 2025 г. охват частных нелистинговых компаний, малого и среднего бизнеса, организаций общественного сектора.
Следует отметить, что для организаций государственного сектора, относимых к организациям с высокой степенью готовности к внедрению интегрированной отчетности, применимы все те подходы к составлению интегрированной отчетности, которые предложены нами в работе [16].
Поэтому дальнейшее исследование базировалось на определении ключевых проблем, препятствующих внедрению этой инновационной модели публичной
отчетности, и первоочередных задач, решение которых позволит обеспечить внедрение интегрированной отчетности в практику государственных (муниципальных)
бюджетных и автономных учреждений.
12 Strategy: The Breakthrough Phase 2014-17. Integrated Reporting. URL: http://integratedreporting.org/wp-content/uploads/2015/02/IIRC-Strategy-Summary-2015.pdf
Такими проблемами стали, во-первых, неготовность бухгалтерского учета
в бюджетных и автономных учреждениях к выполнению новых задач, поскольку он нацелен, прежде всего, на выполнение требований законодательства, информационное обеспечение органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя. Для того чтобы бухгалтерский учет поставлял релевантную информацию для составления интегрированной отчетности требуется его конвергенция с
международными стандартами финансовой отчетности для общественного сектора (МСФО ОС).
Во-вторых, в ряде государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений отсутствует развитая система управленческого учета.
В этой связи предлагаем поэтапный план развития интегрированной отчетности, состоящий из нескольких фаз. Характеристика предлагаемых этапов дана в табл. 2. Как видно из табл. 2, первоочередными задачами по реализации концепции составления интегрированной отчетности в организациях государственного сектора на первом этапе являются:
1) развитие системы управленческого учета как информационной базы для составления интегрированной отчетности;
2) внедрение национальных стандартов бухгалтерского учета и отчетности в организациях государственного сектора, разработанных на основе МСФО ОС.
Задачи, требующие решения на втором этапе внедрения концепции, состоят в следующем:
1) адаптация фундаментальных концепций и ведущих принципов интегрированной отчетности к специфике деятельности организаций государственного сектора;
2) внедрение интегрированного мышления в практику организаций государственного сектора, ведущего к потребности составления интегрированной отчетности;
3) внедрение интегрированной отчетности в практику организаций государственного сектора.
Постановка в качестве цели развития отчетности - внедрение интегрированной отчетности - позволит организациям государственного сектора развивать и систему управленческого учета, и информационную систему финансовой отчетности общего назначения в определенном направлении - в направлении интегрированной отчетности,
позволяющей получить более целостное представление обо всех аспектах их деятельности.
Внедрение интегрированной отчетности в организациях государственного сектора будет способствовать повышению прозрачности государственных финансов, эффективности использования бюджетных средств, подотчетности данных организаций, а также улучшению рейтинга России в индексе глобальной конкурентоспособности.
Таблица 1
Динамика некоторых социально-экономических показателей развития государственного сектора экономики (2000-2015 гг.)
Table 1
Trends in some socio-economic indicators for the development of the public sector of economy (2000-2015)
Показатели 2000 2005 2010 2012 2013 2014 2015
Число предприятий и 3 346 4 767 4 823 4 886 4 843 4 886 5 044
организаций, всего, тыс.
В том числе:
- государственной формы собственности, тыс. 151 160 119 113 116 114 111
- муниципальной формы собственности, тыс. 217 252 246 231 225 219 212
Доля предприятий и организаций 11 8,6 7,6 7 7 6,8 6,4
государственной
и муниципальной формы собственности, %
Стоимость основных фондов, 17 464,2 41 493,6 93 185,6 121 268,9 133 521,5 147 429,7 160 725,3
всего, млрд руб.
В том числе:
— в государственной собственности, млрд руб. 4 366 9 543,5 17 705,3 21 828,4 24 033,9 26 537,3 28 930,5
Доля основных средств 25 23 19 18 18 18 18
государственной формы собственности, %
Число приватизированных Данных 491 217 228 136 107 107
имущественных комплексов нет
государственных
и муниципальных унитарных
предприятий, всего, тыс.
Среднегодовая численность 64 517 66 683 67 493 67 968 67 901 67 813 68 389
занятых в экономике, тыс. чел.
В том числе:
— занятых в организациях 24 371 22 308 20 559 19 494 19 029 18 713 18 566
государственной и
муниципальной формы собственности, тыс. чел.
Доля занятых в организациях 37,8 33,5 30,4 28,7 28,0 27,6 27,2
государственной
и муниципальной формы собственности, %
Инвестиции в основной капитал, 1 165,2 3 611,1 9 152,1 12 586,1 13 450,2 13 902,6 14 555,9
всего, млрд руб.
В том числе:
— государственной формы собственности, млрд руб. — муниципальной формы собственности, млрд руб. 277,9 52,9 677,7 137,6 1 577,1 294,5 2 114,6 404,7 2 315,5 462,8 2 069,7 466,3 1 999,9 381,1
Доля инвестиций в основной 28,4 22,6 20,4 20 20,6 18,2 16,4
капитал государственной
и муниципальной формы собственности, %
Источник: составлено автором на основе данных Росстата13
Source: Authoring, based on the Rosstat data
13 Российский статистический ежегодник. 2015. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1135087342078; Российский статистический ежегодник. 2016. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1135087342078
Таблица 2
Характеристика поэтапного плана развития интегрированной отчетности в государственном секторе
Table 2
Description of the phased plan for the development of integrated reporting in the public sector
Этапы Характеристика этапа
Первый этап Первая фаза. Развитие системы управленческого учета - информационной базы для составления интегрированной отчетности. Вторая фаза. Формирование финансовой отчетности общего назначения на основе федеральных стандартов бухгалтерского учета и отчетности, базирующихся на международных стандартах финансовой отчетности для организаций государственного сектора, с элементами интегрированной отчетности в части раскрытия информации о капиталах
Второй этап Первая фаза. Постепенное развитие интегрированной отчетности путем внедрения интегрированного мышления к отчетности и адаптации фундаментальных концепций и ведущих принципов, лежащих в ее основе, к специфике деятельности организаций государственного сектора. Вторая фаза. Внедрение интегрированной отчетности
Источник: авторская разработка
Source: Authoring
Рисунок 1
Функции субъектов институциональной среды в концепции составления интегрированной отчетности Figure 1
Functions of institutional stakeholders in the concept of integrated reporting
Уровень институциональной Субъект управления институциональной Функции субъектов институциональной среды
среды средой
Макроуровень
v
Государство
- признание и продвижение интегрированной отчетности как наилучшего информационного обеспечения концепции устойчивого развития;
- создание эффективных механизмов мотивации следованию концепции устойчивого развития (налоговых, финансовых стимулов и др.);
- создание институциональной среды интегрированной отчетности;
- обеспечение права сообщества на информацию о решениях и результатах деятельности государственных органов;
- разработка целевых показателей деятельности для подотчетных организаций.
Органы власти регионов РФ
->
- создание стимулов для экономических субъектов региона быть прозрачными в своей деятельности.
- разработка целевых показателей деятельности для подотчетных организаций с учетом целевых показателей развития региона;
- идентификация заинтересованных сторон, исследование внешней среды для подотчетных организаций;
- оценка влияния инфраструктурных факторов на способность создания ценности учреждениями региона;
- поелставление интеггагоованного отчета
Организации государственного сектора (коммерческие и некоммерческие)
- представление интегрированного отчета
- лидерство в области интегрированной отчетности (трансляция лучших практик)
Источник: авторская разработка Source: Authoring
Список литературы
1. Дружиловская Т.Ю., Дружиловская Э.С. Реформирование российского бухгалтерского учета организаций государственного сектора при переходе на новые учетные стандарты // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2015. № 4(40). С. 18-26.
2. Качкова О.Е. Реформирование бухгалтерского учета в секторе государственного управления: новации и проблемы // Экономика и управление: проблемы, решения. 2014. 3(27). С. 207-212.
3. Малиновская Н.В. Направления реформирования отчетности организаций государственного сектора // Бухучет в здравоохранении. 2016. № 3. С. 8-18.
4. Мизиковский И.Е., Маслова Т.С., Дружиловская Т.Ю. и др. Формирование учетно-контрольного пространства организаций государственного (муниципального) сектора экономики: теоретико-методологический аспект. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2016. 236 с.
5. Дипиаза С.А., Экклз Р.Дж. Будущее корпоративной отчетности. Как вернуть доверие общества. М.: Альпина Паблишер, 2003. 216 с.
6. Рожнова О.В., Игумнов В.М.Методические аспекты формирования транспарентной финансовой отчетности организации // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2013. Т. 5. № 1(15). С. 176-180.
7. Герасимова Л.Н. Интегрированная бухгалтерская отчетность: преимущества и перспективы развития в России // Аудит и финансовый анализ. 2014. № 4. С. 33-35.
8. Малиновская Н.В. Интегрированная отчетность: информационное значение, принципы составления: монография. М.: Финансовый университет, 2015. 160 с.
9. Булыга Р.П. Концепция формирования публичной отчетности ВУЗов // Вестник Финансового университета. 2015. № 6. С. 156-170.
10. Демина И.Д., Домбровская Е.Н. Система показателей нефинансовой отчетности для оценки инвестиционной привлекательности компаний // Аудиторские ведомости. 2015. № 9. С. 55-69.
11. Домбровская Е.Н. Состояние и перспективы развития нефинансовой отчетности в России (по материалам крупнейших государственных компаний) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2015. № 4. С. 138-146.
12. Ефимова О.В. Отчет об устойчивом развитии как новая форма корпоративной отчетности компании // Аудиторские ведомости. 2014. № 8. С. 36-47.
13. Серебрякова Т.Ю. Интегрированный учет и отчетность: институциональный подход // Учет. Анализ. Аудит. 2016. № 2. С. 24-33.
14. Кононкова Н.П. К вопросу о государственном секторе экономики // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2011. № 2. С. 37-45.
15.Брутян М.М., Вахромеева М.П., Ворожейкина Т.М. и др. Проблемы современной экономики: монография. Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. С. 43-70.
16. Малиновская Н.В. Методика формирования интегрированной отчетности // Бухучет в строительных организациях. 2016. № 4. С. 58-68.
Информация о конфликте интересов
Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке данных, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.
pISSN 2073-5081 eISSN 2311-9381
International Standards of Accounting and Reporting
THE CONCEPT OF INTEGRATED REPORTING IN PUBLIC SECTOR ORGANIZATIONS Natal'ya V. MALINOVSKAYA
Financial University under Government of Russian Federation, Moscow, Russian Federation nvmali@mail.ru
Article history:
Received 10 April 2017 Received in revised form 17 April 2017 Accepted 11 May 2017 Available online 15 June 2017
JEL classification: H83, M40, M41
https://doi.org/10.24891/ia.20.11.644
Keywords: integrated reporting, public sector, organization, concept, international framework
Abstract
Subject The article addresses the issues of integrated reporting and accountability and transparency in the activities of non-profit organizations in the public sector of economy and public commercial companies of various industrial affiliation.
Objectives The article aims to develop a concept of preparation of integrated reporting in public sector organizations receiving budgetary funding.
Methods For the study, I used methods of analysis, synthesis, generalization, abstraction, and comparison.
Results The article introduces a concept of integrated reporting in public sector organizations. The concept focuses on the development of this type of reporting in relation to the public sector, and includes the roles of institutional stakeholders at each hierarchical level, stages of implementation, and the key tasks for each stage.
Conclusions The proposed concept would contribute to greater transparency of public finances, efficiency in the use of budgetary funds, accountability of public organizations, and the ranking of Russia in the Global Competitiveness Index.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017
References
1. Druzhilovskaya T.Yu., Druzhilovskaya E.S. [The reform of the Russian accounting of public sector organizations in the transition to new accounting standards]. VestnikNizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: Sotsial'nye nauki = Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod. Series: Social Sciences, 2015, no. 4(40), pp. 18-26. (In Russ.)
2. Kachkova O.E. [Accounting reform in the public administration sector: Innovations and challenges]. Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya = Economics and Management: Problems, Solutions, 2014, no. 3(27), pp. 207-212. (In Russ.)
3. Malinovskaya N.V. [Directions of reforming of reporting of public sector organizations]. Bukhuchet v zdravookhranenii = Accounting in Healthcare, 2016, no. 3, pp. 8-18. (In Russ.)
4. Mizikovskii I.E., Maslova T.S., Druzhilovskaya T.Yu. et al. Formirovanie uchetno-kontrol'nogo prostranstva organizatsii gosudarstvennogo (munitsipal'nogo) sektora ekonomiki: teoretiko-metodologicheskii aspekt [Formation of the accounting and control space of organizations of public (municipal) sector of economy: a theoretical and methodological aspect]. Nizhny Novgorod, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod Publ., 2016, 236 p.
5. DiPiazza S.A., Eccles R.G. Budushchee korporativnoi otchetnosti. Kak vernut' doverie obshchestva [Building Public Trust: The Future of Corporate Reporting]. Moscow, Al'pina Publ., 2003, 216 p.
6. Rozhnova O.V., Igumnov V.M. [Methodological aspects of the formation of transparent organization's financial statements]. Izvestiya Moskovskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universitetaMAMI = IzvestiyaMGTUMAMI, 2013, vol. 5, no. 1(15), pp. 176-180. (In Russ.)
7. Gerasimova L.N. [Integrated financial report: advantages and the outlook in Russia]. Audit i finansovyi analiz = Audit and Financial Analysis, 2014, no. 4, pp. 33-35. (In Russ.)
8. Malinovskaya N.V. Integrirovannaya otchetnost': informatsionnoe znachenie, printsipy sostavleniya: monografiya [Integrated reporting: information value, principles of preparation: a monograph]. Moscow, Financial University Publ., 2015, 160 p.
9. Bulyga R.P. [A concept of the Russian Higher Educational Institutions public reporting]. Vestnik Finansovogo universiteta = Bulletin of Financial University, 2015, no. 6, pp. 156-170. (In Russ.)
10.Demina I.D., Dombrovskaya E.N. [Non-financial reporting framework for assessment of companies' investment appeal]. Auditorskie vedomosti = Audit Journal, 2015, no 9, pp. 55-69. (In Russ.)
11. Dombrovskaya E.N. [Status and development of prospects of non-financial reporting in Russia (information of the largest state companies)]. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 5: Ekonomika = Vestnik of Adyghe State University. Series 5: Economics, 2015, no. 4, pp. 138-146. (In Russ.)
12. Efimova O.V. [Sustainability report as a new form of corporate reporting]. Auditorskie vedomosti = Audit Journal, 2014, no. 8, pp. 36-47. (In Russ.)
13. Serebryakova T.Yu. [Integrated Accounting and Reporting: Institutional Approach]. Uchet. Analiz. Audit = Accounting. Analysis. Auditing, 2016, no. 2, pp. 24-33. (In Russ.)
14.Kononkova N.P. [To the Problem of the Public Sector of Economy]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6. Ekonomika = Moscow University Bulletin. Series 6. Economics, 2011, no. 2, pp. 37-45. (In Russ.)
15.Brutyan M.M., Vakhromeeva M.P., Vorozheikina T.M. et al. Problemy sovremennoi ekonomiki: monografiya [Problems of modern economics: a monograph]. Novosibirsk, Tsentr razvitiya nauchnogo sotrudnichestva Publ., 2016, pp. 43-70.
16. Malinovskaya N.V. [Methods of preparation of integrated reporting]. Bukhuchet v stroitel'nykh organizatsiyakh = Accounting in Construction Companies, 2016, no. 4, pp. 58-68. (In Russ.)
Conflict-of-interest notification
I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or
potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the
publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation,
writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.