Научная статья на тему 'Концепция системы управления финансовыми затратами предприятия'

Концепция системы управления финансовыми затратами предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
432
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ ЗАТРАТАМИ / ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ БИЗНЕС-ЕДИНИЦА / БИЗНЕС-ПЛАН / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ ЗАТРАТАМИ / БЛОК-СХЕМА ОПТИМИЗАЦИОННОЙ ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ ЗАТРАТАМИ / CONTROL SYSTEM OF FINANCIAL EXPENSES / MANAGEMENT OF THE ENTERPRISE / STRATEGIC BUSINESS UNIT / BUSINESS PLAN / MODEL OF MANAGEMENT OF FINANCIAL EXPENSES / BLOCK DIAGRAM OF AN OPTIMIZING PROBLEM OF MANAGEMENT OF FINANCIAL EXPENSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сараджева О. В., Боярская И. В., Ординарцев И. И.

В условиях перевода экономики на инновационные рельсы, усиливается роль предприятий во внедрении передовых методов работы, а также повышении значения системы управления современным предприятием как важнейшего фактора повышения эффективности производства. Необходимость совершенствования системы управления финансовыми затратами предприятия в настоящее время обусловлена стремлением предприятий привлечь инвестиционные ресурсы в неопределенной внешней среде, с высокими рисками хозяйственной деятельности. Наиболее привлекательными для инвесторов остаются предприятия с эффективным менеджментом, стабильным уровнем рентабельности производства, оптимальным удельным весом управленческих расходов в общей структуре финансовых затрат. Такие результаты обеспечиваются внедрением современных управленческих технологий. В современных условиях наиболее актуальной становится проблема оптимизации методов управления финансовыми затратами организации, подверженными влиянию таких внешних факторов, как научно-технический прогресс, динамичность макроэкономической системы России, усиление влияния международных финансово-экономических факторов, обострение внутренней конкурентной ситуации, а так же неопределенность нормативной базы управления финансовыми затратами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF THE CONTROL SYSTEM OF FINANCIAL EXPENSES OF THE ENTERPRISE

In the conditions of transfer of economy to innovative rails, there is a key role of the enterprises in introduction of the advanced methods of work, and also increase of value of a control system by the modern enterprise as most important factor of increase of production efficiency. Need of improvement of a control system of financial expenses of the enterprise is caused now by aspiration of the enterprises to involve investment resources in uncertain environment, with high risks of economic activity. The most attractive to investors there are enterprises with effective management, stable level of profitability of production, optimum specific weight of management expenses in the general structure of financial expenses. Such results are provided with introduction of modern administrative technologies. In modern conditions of the most actual to become the problem of optimization of methods of control over financial expenses of the organization, such external factors subject to influence, as scientific and technical progress, dynamism of macroeconomic system of Russia, strengthening of influence of the international financial and economic factors, aggravations of an internal competitive situation, and as uncertainty of regulatory base of management of financial expenses.

Текст научной работы на тему «Концепция системы управления финансовыми затратами предприятия»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

КОНЦЕПЦИЯ ФИНАНСОВЫМИ ЗАТРАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ

О.В. САРАДЖЕВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Московского государственного индустриального университета;

ИВ. БОЯРСКАЯ,

старший преподаватель ТФ МЭСИ (Тверской филиал МЭСИ);

И.И. ОРДИНАРЦЕВ, научный сотрудник НИИ образования и науки 08.00.05 - укономика и управление народным хозяйством

braolya@yandex.ru

Аннотация. В условиях перевода экономики на инновационные рельсы, усиливается роль предприятий во внедрении передовых методов работы, а также повышении значения системы управления современным предприятием как важнейшего фактора повышения эффективности производства. Необходимость совершенствования системы управления финансовыми затратами предприятия в настоящее время обусловлена стремлением предприятий привлечь инвестиционные ресурсы в неопределенной внешней среде, с высокими рисками хозяйственной деятельности. Наиболее привлекательными для инвесторов остаются предприятия с эффективным менеджментом, стабильным уровнем рентабельности производства, оптимальным удельным весом управленческих расходов в общей структуре финансовых затрат. Такие результаты обеспечиваются внедрением современных управленческих технологий. В современных условиях наиболее актуальной становится проблема оптимизации методов управления финансовыми затратами организации, подверженными влиянию таких внешних факторов, как научно-технический прогресс, динамичность макроэкономической системы России, усиление влияния международных финансово-экономических факторов, обострение внутренней конкурентной ситуации, а так же неопределенность нормативной базы управления финансовыми затратами.

Ключевые слова: система управления финансовыми затратами, процесс управления предприятием, стратегическая бизнес-единица, бизнес-план, модель управления финансовыми затратами, блок-схема оптимизационной задачи управления финансовыми затратами.

CONCEPT OF THE CONTROL SYSTEM OF FINANCIAL EXPENSES

OF THE ENTERPRISE

0.V.SARADZHEVA, candidate of economic sciences, senior lecturer of chair

«<the Finance and the credit» the Moscow state industrial university

1.V. BOYARSKAYA, senior teacher TF MESI (MESI Tver branch)

I.I. ORDINARTSEV,

research associate of scientific research institute of science and education

Annotation. In the conditions of transfer of economy to innovative rails, there is a key role of the enterprises in introduction of the advanced methods of work, and also increase of value of a control system by the modern enterprise as most important factor of increase of production efficiency. Need of improvement of a control system of financial expenses of the enterprise is caused now by aspiration of the enterprises to involve investment resources in uncertain environment, with high risks of economic activity. The most attractive to investors there are enterprises with effective management, stable level of profitability of production, optimum specific weight of management expenses in the general structure of financial expenses. Such results are provided with introduction of modern administrative technologies. In modern conditions of the most actual to become the problem of optimization of methods of control over financial expenses of the organization, such external factors subject to influence, as scientific and technical progress, dynamism of macroeconomic system of Russia, strengthening of influence of the international financial and economic factors,

НАУКИ

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

aggravations of an internal competitive situation, and as uncertainty of regulatory base of management of financial expenses.

Keywords: control system of financial expenses, management of the enterprise, strategic business unit, business plan, model of management of financial expenses, block diagram of an optimizing problem of management of financial expenses

Для создания предлагаемой нами системы управления финансовыми затратами потребуется преобразование организационной и функциональной структуры предприятия, совершенствование документооборота, переход на новые информационные технологии. Это позволит обеспечить процессы принятия решений информацией, отражающей в реальном масштабе времени текущую деятельность организации. До настоящего времени вопросы эффективного использования финансовых средств, а также вопросы контроля за их использованием не вполне разработаны. Проблематика формирования учетных данных, а также недостаточная изученность механизмов контроля в научной литературе практически не освещена.

Затраты — это средства, ресурсы, которые были приобретены, имеются в наличии и, как ожидается, должны принести доходы в будущем, или затраты — это показатель в денежном выражении количества ресурсов, использованных для достижения определенной цели.

Таблица 1

Классификация затрат для целей управления производственным предприятием

Финансовые затраты — это затраты, оценка элементов которых исчислена с использованием финансовых инструментов.

В отечественных национальных стандартах приводится классификация расходов в зависимости от характера, условий осуществления и направлений деятельности на:

расходы по обычным видам деятельности; прочие расходы.

Финансовые затраты — стоимостное выражение использованных в хозяйственной деятельности организации за отчетный период материальных, трудовых, финансовых или иных ресурсов. Финансовые затраты могут быть отнесены либо в активы, либо на расходы организации. Здесь мы сталкиваемся с понятием расходов, которому также необходимо дать определение.

В финансовые затраты на производство и продажу продукции включаются предпроизводственные (единовременные) затраты, производственные затраты, непосредственно связанные с выполнением технологических операций, обслуживанием и эксплуатацией производственного оборудования и машин, управлением производством и управленческие и коммерческие финансовые затраты, связанные с общим, административным управлением и сбытом продукции.

На практике управление финансовыми затратами осложняется в связи с тем, что нет однозначного определения понятий «затраты», «расходы», закрепленного в законодательстве.

Детализация финансовых затрат привела к понятию «центра финансовых затрат», что уже более соответствовало на практике оперативности сбора финансовых затрат в разрезе однородных групп

Классификационные признаки Виды затрат

Принятие управленческихрешений Явные и альтернативные релевантныеи нерелевантные эффективныеи неэффективные существенные и несущественные

Прогнозирование Краткосрочныеи долгосрочные

Планирование нормирование бюджетирование Планируемые и не планируемые стандарты нормы и нормативы и отклонениеот них

Организация По местам и сферам возникновения функциям

деятельности и центрамответственности

Учет и контроль Одноэлементныеи комплексные по статьям калькуляции и экономическимэлементам постоянныеи переменные дигрессивныеи прогрессивные основныеи накладные прямыеи косвенные текущие и единовременые

контролируемыеинеконтролируемые

Регулирование Регулируемыеи нерегулируемые

Стимулирование Обязательныеи поощрительные

Анализ Фактические прогнозные плановые сметные стан дартные общиеи структурные полные и частичные

оборудования или отдельных машин. При этом отнесенные финансовые затраты уже включают не только прямые расходы, но и часть цеховым, которые можно отнести прямым путем. Выбор центров финансовых затрат преследует цель усиления функции контроля (рис.1).

В дальнейшем учет финансовых затрат по местам возникновения все более обособлялся от калькулирования, чему способствовала тенденция к укрупнению структурных подразделений. Возможность выделения центров ответственности продиктована необходимостью регулирования как издержек, так и конечных результатов на основе группируемых показателей, вызывая не только заинтересованность, но и пробуждая чувство ответственности. Сгруппированная по центрам ответственности информация позволяет уяснить, как и насколько можно воздействовать на конечные результаты.

л2=Д0-(^гг)

Д0 — доходы, компании, не разносимые по ЦФУ Рис. 1. Модель управления финансовыми затратами

Понятие «центра ответственности» появилось на социалистических предприятиях при внедрении хозрасчета. За центрами ответственности чаще всего закреплялись руководители различных уровней.

Оценка результатов деятельности центров от-

ветственности определяется на основании данных управленческого учета. При этом сама оценка может быть обеспечена:

♦ выбором показателей, соответствующих результатам деятельности подразделения;

♦ оценкой обоснованности плановых заданий;

♦ оценкой выполнения плановых показателей.

Группирование финансовых затрат по центрам, по

сути, представляет составную часть системы калькулирования, а его лучше вести в единстве с калькуляционным учетом.

Плановые показатели необходимо формировать только после тщательно проведенного анализа структуры финансовых затрат

Зачастую отсутствует согласование во времени между произведенной работой и отражением ее в выручке; затраты возникают в предыдущем периоде, а выручка — только в последующие периоды, так как она может быть отражена в фактуре только после завершения работ.

С расчетом запасов в расчетном периоде, или составлением баланса, связаны дополнительные проблемы инвентаризации, а также оценки имущества (например, оценка запасов материалов, формирование отчислений на покрытие будущих возможных убытков в соответствии с предоставленной гарантией).

Расчет результатов базируются на оценках, которые различаются в зависимости от целевого назначения:

♦ внутренние или производственные отчеты и итоговые показатели должны давать руководству предприятия возможно более объективную картину в целях контроля и принятия решений;

внешние отчетные документы, которые ориентируются преимущественно на инвесторов и общественность, не должны ни в коем случае отражать ситуацию лучше, чем она есть на самом деле, что вытекает из принципа балансовой осторожности. Этот принцип для активов означает: $ максимальная стоимость — это стоимость на день составления отчета. Для компаний стоимость имущества не должна превышать расходов на его создание или приобретение за вычетом амортизационных отчислений. При более низкой стоимости имущества на текущий день эта стоимость (более низкая) кладется в основу оценки (принцип минимальной оценки);

♦ если оценка может быть произведена по стоимости ниже максимальной, образуются скрытые резервы. Они возникают в результате заниженной оценки активов (например, завышенные амортизационные

отчисления на сооружения и оборудование) или завышения пассивов (например, отчисления на покрытие убытков). Скрытые резервы возникают также благодаря тому, что часть имущества не отражается в активе или, наоборот, приводятся фиктивные пассивы. Однако, последнее, в отличие от завышения или занижения балансовых оценок, противоречит принципу правдивости (достоверности) баланса;

♦ в соответствии с принципом ясности (наглядности) отчета составные части имущества предприятия и его обязательства должны отражаться раздельно, в чистом виде (никаких взаимных расчетов);

♦ чтобы сэкономить на налогах, предприятие старается использовать все легальные возможности для манипулирования оценками в налоговом балансе. Налоговые органы со своей стороны, пытаются повысить слишком низкую оценку активов и скорректировать финансовые затраты, ведущие к уменьшению прибыли. Вследствие этого скрытые резервы ликвидируются: облагаемая прибыль выше, чем прибыль, показанная во внешних (торговых) балансах.

Организация производственного учета определяется самим предприятием в зависимости от его потребностей. Никаких предписаний не содержится также в отношении учетных периодов. В настоящее время повсеместно плановым периодом является год, а сравнение плановых и фактических результатов осуществляется ежемесячно.

Стратегическая бизнес-единица — подразделения предприятия, которые управляются как самостоятельные предприятия. Концепция СБЕ была использована немецкой компанией «Сименс». Анализ практики использования концепции был проведен консалтинговой компанией Arthur D Little, Inc. (ADL). Для выделения СБЕ ADL предложила следующие признаки:

участок бизнеса должен иметь одинаковых конкурентов и одинаковых заказчиков;

все виды продукции, выпускаемые данным сегментом бизнеса, должны быть одинаково подвержены ценностным изменениям;

внешние изменения должны одинаково влиять на качество всей продукции, производимой данным сегментом;

в разных СБЕ не должно быть продуктов, которые способны заменять друг друга при удовлетворении запросов заказчиков;

сегмент может существовать как отдельный экономический субъект.

На предприятии необходимо организовать систему для прослеживания цепочки и создания стоимости. Звенья оценки процесса создания стоимости:

1) критерии оценки процесса создания стоимости (система показателей);

2) планируемые показатели, которыми оценивается добавленная стоимость;

3) контроль управленческих отчетов;

4) воздействие по итогам контроля.

Система, предполагающая учет цепочки ценностей, отличается от системы, ориентированной на использование показателя добавленной стоимости.

В рыночных условиях используется следующая методика составления прогнозных отчетов.

1. Проектирование отчета в рамках бюджетного планирования предприятия.

2. Прогнозирование статей активов и пассивов исходя из планируемых продаж и поступления денежных средств, скорости оборота статей дебиторской и кредиторской задолженностей и прогнозируемого финансового результата.

3. Прогнозирование балансового отчета исходя из кассового бюджета и прогнозных показателей реализации, запасов и инфляции.

В процессе составления производного проектного отчета необходимо:

1) изучить и учесть планируемую учетную политику и в случае необходимости корректировку данных отчетности;

2) оценить достоверность отчетности и в случае ее недостоверности произвести необходимые корректировки;

3) учесть внешние факторы макросреды (например, экономическую ситуацию в стране (регионе) в целом, отраслевые особенности, возможные риски и выбор метода учета риска при проектировании отчетов);

4) осуществить выбор метода оценки активов и пассивов фирмы в соответствии с целями прогнозирования;

5) разработать систему внутреннего контроля за подготовкой прогнозной финансовой информации.

6) осуществить выбор методов подготовки прогнозной финансовой информации (математические, компьютерные);

7) осуществить выбор методов оценки и отбора допущений;

8) изучить наличие и причины отклонений фактических данных о деятельности экономического субъекта от данных прогнозной финансовой информации, подготовленной в предыдущие периоды.

Ряд различных основ оценки используется в финансовых отчетах в различной степени и в различных сочетаниях. Они включают в себя следующие понятия.

Фактическая стоимость. Активы отражаются по сумме выплаченных за них денежных средств или их эквивалентов, установленной по согласованию сторон, достигнутому во время их приобретения. Обязательства отражаются по сумме выручки, полученной в обмен на долговое обязательство или при определенных обстоятельствах (например, корпоративный подоходный налог), по суммам денежных средств или их эквивалентов, уплата которых ожидается при нормальном ходе дел.

Восстановительная стоимость. Активы отражаются в отчете по сумме денежных средств, которые должны быть выплачены в том случае, если такой же или эквивалентный актив приобретался в настоящее время. Обязательства отражаются по недисконтирован-ной сумме денежных средств, которая потребуется для того, чтобы оплатить обязательство.

Возможная цена продажи. Активы отражаются по сумме денежных средств или их эквивалентов, которая в настоящее время может быть выручена от продажи актива в нормальных условиях. Обязательства отражаются по стоимости их погашения, которая представляет собой недисконтированную сумму денежных средств, требуемых для погашения обязательств.

Дисконтированная стоимость. Актив учитывается по дисконтированной стоимости будущих поступлений денежных средств, которые должны генерировать активы в ходе нормальной деятельности организации. Обязательства отражаются по дисконтированной стоимости будущих чистых отчислений денежных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств при нормальной деятельности организации. Методы и порядок применения оценок устанавливаются в соответствии с требованиями законодательства.

Справедливая стоимость — это сумма, на которую можно обменять актив при совершении сделки между хорошо осведомленными, желающими совершить такую операцию сторонами, осуществляемой на общих условиях. Справедливая стоимость не является базовым видом оценки элементов, поскольку данная оценка вытекает из определения фактической стоимости как справедливой стоимости переданного для приобретения актива другого возмещения. Понятие «возмещение» означает, что при отсутствии оценки на данный объект, его можно оценить по рыночной стоимости подобного объекта, т.е. применить метод «замещения». Однако, применение справедливой стоимости является одной из основных концепций в международной практике, поэтому именно этому виду оценки уделяется основное внимание. Справедливая стоимость применяется при оценке выручки, нематериальных активов, при наличии активных рынков, нематериальных активов, при наличии активных рынков сбыта, инвестиционного имущества, биологических активов и прочих элементов.

Исходя из задач информационного обеспечения и роли в контрольном процессе, в основу его классификации положены профессиональная информационная коммуникация, познавательность информации и содержание информационного обеспечения.

Если финансовые затраты на продление существенны по сравнению с будущими экономически-

ми выгодами, которые, как ожидается, предприятие получит в результате продления права», то финансовые затраты на продление рассматриваются как стоимость приобретения нового нематериального актива в момент продления права.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При оценке работы, проделанной менеджером, следует определить, какие факторы он контролировал.

Работа подразделения должна сравниваться с работой аналогичных отделений в конкурирующих компаниях. Следует оценивать риск и потенциальную прибыль, связанные с деятельностью определения.

Учет по центрам ответственности организуется на крупных предприятиях, действующих как единое целое. (рис. 2) Учет по центрам ответственности может действовать параллельно с традиционной системой учета и может быть внедрен только при условии, что в организации четко определены сферы ответственности и конкретно определена ответственность менеджеров за статьи финансовых затрат и доходов.

Свои подразделения

Выход

Внешние потребители

Рис. 2. Схема деятельности центра ответственности

Учет по центрам ответственности выполняет следующие функции:

удовлетворение информационных потребностей внутреннего управления;

позволяет оперативно контролировать финансовые затраты и результаты на разных уровнях организации;

дает возможность оценивать деятельность менеджеров подразделений по результатам первичного анализа;

♦ играет роль сигнальной системы в механизме управления;

♦ дает возможность создания своего рода информационного противовеса той свободе действий, которая предоставлена менеджерам центров ответственности в целях обеспечения баланса компании в целом.

Система учета по центрам ответственности организуется с учетом следующих основных принципов:

определение контролируемых статей финансовых затрат и поступлений при условии, что менеджер должен отвечать только за те затраты и поступления, которые он может контролировать и на величину которых может оказывать воздействие;

♦ персонализация учетных документов, т.е. введение в состав реквизитов документа фамилии менеджера или работника, отвечающего за конкретные статьи финансовых затрат и поступлений;

обязанность менеджера центра ответственности — составлять бюджеты на определенный период и представлять отчетность по фактическим затратам и результатам в разрезе смет. Менеджер центра ответственности для выполнения своих функций с определенной периодичностью и в определенном объеме должен составлять отчетность о деятельности вверенного ему центра ответственности, чтобы принимать управленческие решения.

Внутренняя отчетность по центрам ответственности должна отвечать определенным требованиям:

быть настолько оперативной, чтобы позволять оказывать влияние на динамику результатов деятельности центра ответственности;

содержать информацию об отклонениях от плана и предоставлять возможность прямого доступа к этой информации для анализа отклонений;

содержание отчетности должно соответствовать персональной ответственности менеджера за принятие решений в конкретной области.

Для оценки и сравнения результатов деятельности отделений в расчет часто принимаются следующие базы активов:

♦ суммарные активы, непосредственно связанные с отделениями;

♦ используемые активы: определяются разницей от суммарных активов минус незанятые активы, а также активы, купленные для будущего использования;

♦ оборотный капитал плюс другие активы за исключением части текущих активов, финансируемый краткосрочными кредиторами.

Возможны 2 варианта:

♦ расчет ведется по балансовой стоимости, т.е. за вычетом накопленного износа (остаточная стоимость).

по первоначальной стоимости амортизируемых активов.

Входы центра ответственности могут быть представлены сырьем и материалами в физическом виде, часами различных видов труда и различных типов услуг. Центр ответственности выполняет работу с этими ресурсами и в результате производит на выходе товары или услуги. Для целей управленческого контроля физически не схожие элементы ресурсов должны быть представлены в денежном выражении. Денежное измерение ресурсов, используемых в центре ответственности, является их стоимостью.

Часто ответственность за определенную статью расходов может быть разделена. Например, ответственность за количество используемого сырья несет начальник производственного цеха, но служащий отдела закупок будет отвечать за цену этого сырья. Потери являются иллюстрацией того, как трудно иногда точно определить ответственное лицо. Чрезмерные потери могут возникать из-за небрежной транспор-

тировки и разгрузки материалов производственным цехом или из-за закупки материалов низкого качества служащими отдела закупок.

Регулируемые финансовые затраты логически являются предметом регулирования со стороны менеджера, сфера ответственности которого связана с этими финансовыми затратами. В противном случае финансовые затраты должны вполне определенно классифицироваться как нерегулируемые со стороны менеджера данного центра ответственности.

Регулируемые финансовые затраты классифицируются по различным важным категориям расходов. При этом имеет место отличие между сметными показателями и фактическими результатами. Отклонение от нормативных затрат определяется как разница между сметными и фактическими затратами. Можно анализировать более детально регулируемые затраты. Например, можно анализировать показатель производительности труда основных производственных рабочих, материалоотдачу по различным типам используемых материалов.

Наиболее распространены следующие типы центров ответственности:

♦ центр затрат — подотчетен только за затраты.

♦ центр продаж — подотчетен только за выручку.

♦ центр прибыли — подотчетен и за затраты, и за обеспечение выручки.

Организационная структура находит своё выражение в штатном расписании. Фактически она обеспечивает согласованность отдельных видов деятельности предприятия и усилий подразделений по выполнению основных целей и задач.

Организационная структура предприятия зависит от следующих факторов:

характера производства и его отраслевых особенностей, состава выпускаемой продукции, технологии изготовления, масштаба и типа производства, уровня технической оснащённости предприятия;

форм организации управления (линейная, линейно-функциональная, матричная);

соответствия структуры аппарата управления и иерархической структуры производства;

соотношения между централизованной и децентрализованной формами управления;

♦ соотношения между отраслевой (по продукту) и территориальной (по региону) формами управления;

уровня механизации и автоматизации управленческих работ, квалификации работников, эффективности их труда.

Центр продаж является разновидностью центра ответственности и представляет собой подразделение, руководитель которого отвечает только за выручку, но не за затраты, например, отдел сбыта, магазин, склад. Взаимосвязи между затратами на функционирование такого центра и значением выручки практически нет, в связи с чем основным контролируемым показате-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ^

——.....—— ■

лем являются выручка от продаж и определяющие её показатели: объём сбыта, структура реализации и цена. Для оценки результатов деятельности каждого подразделения необходимо определять величину прибыли, получаемую каждым конкретным центром ответственности. В этих условиях особую значимость приобретает создание центров прибыли в рамках центров ответственности.

Центром прибыли называется подразделение, руководитель которого отвечает как за затраты, так и за прибыль. В таких центрах доход есть денежное выражение выпущенной продукции, расход - денежное выражение использованных ресурсов, а прибыль -разница между доходом и расходом. Для такого центра основным контролируемым показателем устанавливается прибыль. Примером центра прибыли может служить производственное предприятие, входящее в состав компании. Управление центром прибыли осуществляется при помощи операционного бюджета, форма которого близка к отчёту о прибылях и убытках, а также отчёту об исполнении бюджета.

Центр инвестиций - подразделение, руководитель которого отвечает не только за выручку и финансовые затраты, но и за капиталовложения. В качестве примера можно назвать потребительское общество, имеющее право инвестировать собственную прибыль. Целью такого центра — не только получение прибыли, но и достижение рентабельности вложенного капитала, доходности инвестиций и увеличение паевого капитала. Управление деятельностью центра инвестиций осуществляется при помощи операционного бюджета, отчёта о его исполнении, а также баланса и отчёта о денежных потоках.

Управление финансовыми затратами на производстве предполагает:

1) закрепление всех элементов финансовых затрат на производство за функциональными отделами и производственными подразделениями;

2) внутренний хозрасчет, который должен создавать объективную заинтересованность в том, чтобы не быть виновником отклонения;

3) наличие жесткой системы санкций, применяемых к виновникам отклонений, особенно неоформленных.

Оперативный анализ отклонений в финансовых затратах на производство осуществляется по нормативному методу. Такой анализ финан-

совых затрат необходим для принятия краткосрочных решений. В организациях сложились два направления оперативного анализа себестоимости продукции:

1) сопоставление фактической себестоимости единицы продукции с плановой на основании ежедневного определения себестоимости по статьям калькуляции;

2) ежедневное выявление отклонений от действующих норм без калькулирования себестоимости единицы продукции.

Задача постановки системы бюджетного управления — задача сложная. Внедрение потребует если уже и не значительных денежных затрат (если не привлекать консультантов, а пробовать внедрение своими силами), то очень значительных затрат времени и энергии. Неизбежны конфликты и сопротивление со стороны не только исполнителей, но и топ-менеджеров. В процессе постановки системы бюджетного правления необходимо будет постоянно проводить работу по разъяснению важности проекта, об ответственности работников, о механизмах мотивации. Очень хорошим решением было бы разработать программу обучения группы сотрудников, с тем чтобы в дальнейшем они организовали процесс обучения для остальных сотрудников компании.

Блок нахождения максимума функции цели

Блок вывода решения задачи

Блок хранения результатов

Печать отчета по результатам найденных решений

Схема 1. Блок-схема оптимизационной задачи управления финансовыми затратами

Блок ввода данных

Ввод информации, расчет формул параметров по модели безубыточности и параметров ограничения

г

Разработка настройки Microsoft Excel по поиску решений

Выводятся данные решением задачи, формируется отчет по результатам

Архив отчетов по результатам найденных решений

В России в настоящее время можно выделить два типа компьютерных программ, которые в принципе можно использовать для постановки бюджетов:

программы, предполагающие составление бюджетов по международным стандартам без серьезной адаптации к нашим условиям («Успех +», 8АР/КЗ, «Прожект эксперт», «Альтинвест», «Красный директор»);

бухгалтерские программы, способствующие организации автоматизированного бюджетирования на основе данных бухгалтерской отчетности («1С-Предприятие», «Галактика»).

Данные отчета о доходах и расходах (о прибылях и убытках) могут быть представлены по одной из двух форм: классифицируя статьи расходов либо по их экономическому характеру (по статьям), либо по их функции.

Метод составления отчета о доходах и расходах (о прибылях убытках) на основе экономического содержания статей доходов и расходов называется методом характера финансовых затрат.

В данном случае расходы будут представлены в отчете о доходах и расходах (о прибылях и убытках) в соответствии с характером или видом финансовых затрат, можно сказать по статьям или элементам финансовых затрат (например амортизация, закупки материалов, транспортные расходы, заработная плата, жалованье, затраты на рекламу).

Отчет о доходах и расходах (о прибылях и убытках), составленный по методу характера затрат (методу элементов затрат) должен содержать следующую группировку статей: выручка, прочий операционный доход; изменения в запасах готовой продукции и незавершенного производства; использованное сырье и расходные материалы; заработная плата; расходы на амортизацию; прочие операционные расходы; суммарные операционные расходы; прибыль от операционной деятельности.

Все расходы представлены по элементам затрат, что позволяет проводить анализ расходов по их видам.

Следует обратить внимание на статью финансовых затрат, которую у нас в учетной политике именуют «Материальные затраты», т.е. расходы материалов сырья, запасных частей, и др. Данная статья финансовых затрат будет представлена статьей «Использованное сырье и расходные материалы».

Помимо чистого дохода (прибыли) или убытка, которые влияют на размер собственного капитала, в ходе обычной деятельности компании будут осуществлены другие операции, которые приведут к из-

менениям в размере собственного капитала. Например, будут выплачены дивиденды, возможно, будет осуществлена дооценка или уценка основных средств или инвестиций, потребуется корректировка финансовых результатов в результате допущенных фундаментальных ошибок или изменения Учетной политики.

Учетная политика должна пояснить основные вопросы организации бухгалтерского учета компании. Важную информацию несет пояснение о следующих вопросах организации учета: момент признания выручки: принципы консолидации финансовой отчетности дочерних и ассоциированных компании; методика учета объединения компаний; учет совместной деятельности.

Для каждого класса нематериальных активов раскрытию в отчетности подлежит следующая информация:

♦ сроки полезного использования (отдельно указываются нематериальные активы с неопределенными сроками службы);

применяемые методы амортизации; валовая балансовая стоимость с накопленной амортизацией и убытками от обесценения;

статьи отчета о прибылях и убытках, в которые включена амортизация;

♦ выверка балансовой стоимости на начало и конец периода, с указанием всех изменений сумм в течение периода, с анализом по видам.

При этом компания обязана проводить разграничение между созданными ею нематериального активам и другими нематериальными активами.

Финансовая отчетность в части нематериальных активов должна также раскрывать информацию о переоценке, обесценении, неопределенном сроке службы, государственных субсидиях, расходах на исследования и разработки. Может оказаться полезным представление дополнительной информации, позволяющей пользователям получить полную картину о данном виде активов предприятия.

Литература

1. Серебренников Г.Г. Управление затратами на предприятии: Учеб. пособие. Тамбов. ТГТУ, 2007.

2. Табурчак П.П. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: Феникс, 2004.

3. Чернышева Ю.Г. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. М: Феникс, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.