Научная статья на тему 'Концепция синхронизации как основа администрирования в самоорганизующихся логистических системах'

Концепция синхронизации как основа администрирования в самоорганизующихся логистических системах Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
475
438
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / СИНХРОНИЗАЦИЯ / КООРДИНАЦИЯ / САМООРГАНИЗАЦИЯ / LOGISTICAL ADMINISTRATION / SYNCHRONIZATION / COORDINATION / THE SELF-ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Трегубов В. Н.

Рассматривается методология администрирования в логистических системах и особенности логистической координации в современных условиях. Показано, что в сложных интегрированных логистических системах администрирование выполняется путем синхронизации потоков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYNCHRONIZATION CONCEPT AS A BASIS OF ADMINISTRATION FOR SELF-ORGANIZATION LOGISTICAL SYSTEMS

The article discusses questions of the administration methodology in logistical systems and feature of logistical coordination in modern conditions. It is shown that in the difficult integrated logistical systems administration is carried out by synchronization of flows.

Текст научной работы на тему «Концепция синхронизации как основа администрирования в самоорганизующихся логистических системах»

УДК 658.8

В.Н. Трегубов

КОНЦЕПЦИЯ СИНХРОНИЗАЦИИ КАК ОСНОВА АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В САМООРГАНИЗУЮЩИХСЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

Рассматривается методология администрирования в логистических системах и особенности логистической координации в современных условиях. Показано, что в сложных интегрированных логистических системах администрирование выполняется путем синхронизации потоков.

Логистическое администрирование, синхронизация, координация, самоорганизация

V.N. Tregubov THE SYNCHRONIZATION CONCEPT AS A BASIS OF ADMINISTRATION FOR SELF-ORGANIZATION LOGISTICAL SYSTEMS

The article discusses questions of the administration methodology in logistical systems and feature of logistical coordination in modern conditions.

It is shown that in the difficult integrated logistical systems administration is carried out by synchronization of flows.

Logistical administration, synchronization, coordination, the selforganization

Современный уровень развития логистики и логистического менеджмента ориентирован на эффективное управление логистическими операциями, функциями и функциональными областями. Обобщение этой концепции привело к возникновению понятия «администрирование логистической системы» или «логистическое администрирование».

Под администрированием понимается управление на формальном уровне на основе приказов и распоряжений. Использование этого термина для обозначения управления в логистике обусловлено, в том числе и тем, что управление логистическими функциями и функциональными областями в значительной степени осуществляется на базе информационных технологий и соответствующего комплекса технических средств. Прослеживается явная аналогия с терминами, используемыми в информационных технологиях для обозначения процессов управления в сложных и распределенных информационных системах, в частности «системный администратор», «администратор локальной вычислительной сети» и т.п.

Задачи администрирования логистической системы (ЛС) проявляются в осуществлении управленческих функции: планирование, организация, анализ, контроль, учет. Эти функции традиционно входят в комплекс функциональных обязанностей персонала менеджмента любой компании.

Теоретики логистики [1, с. 808] определяют администрирование ЛС как комплекс управленческих функций и процедур, осуществляемых логистическими менеджерами

175

фирмы (преимущественно с применением информационно-компьютерных технологий) для достижения стратегических, тактических и оперативных целей ЛС.

Ориентация на процессную интеграцию приводит к потребности эффективной координации на всех уровнях пересечения и взаимодействия процессов. Практика логистического менеджмента предполагает решение вопросов межфункциональной и межорганизационной координации. Эти решения должны быть заложены в систему менеджмента компании на стратегическом уровне, так как предполагают закрепление полномочий и ответственности за принятие решений в области координации за персоналом высшего и среднего звена управления логистикой фирмы.

Чем больше степень интеграции основных бизнес-процессов фирмы и чем выше уровень интеграции логистического процесса, тем меньше потребность в координации, так как она естественным образом вписывается в управление бизнес-процессами. С другой стороны, чем выше степень функционального разделения сфер управления бизнесом компании (закупками, производством, маркетингом, продажами), тем более актуальной является межфункциональная логистическая координация.

Вопросы межорганизационной логистической координации также относятся к стратегическому уровню планирования. Они затрагивают отношения компании с ее поставщиками и логистическими посредниками, определяя конфигурацию логистической сети, ключевые показатели логистического плана, совместную информационную систему поддержки логистики в цепях поставок, распределение прибыли, рисков, ответственности между контрагентами ЛС.

С содержательной точки зрения координация предназначена для согласования индивидуальных целей и вариантов поведения отдельных объектов, при которых каждый объект улучшает или не ухудшает значение функции полезности, или система в целом улучшает качество решения общей задачи (если система имеет общую глобальную цель). В [4] сформулированы три базовых принципа координации в сложных многоуровневых системах. К ним относятся: 1) прогнозирование взаимодействий; 2) развязывание взаимодействий;

3) оценка взаимодействий.

Эти принципы принимают конкретную алгоритмическую форму в рамках выбранной математической модели и определенного способа их использования. Среди них наиболее известные алгоритмы координации базируются, например, на назначении и согласовании локальных показателей качества, оптимизация которых ведет к оптимизации глобального показателя, на распределении общего ресурса, согласовании значений общих переменных и др.

Особый методологический характер имеет координация в условиях конкуренции отдельных субъектов. Во многих организация отдельные подразделения, так или иначе, конкурируют и каждое из них стремится максимизировать функцию полезности, полностью или частично игнорируя интересы других подразделений. Переход от управления отдельными логистическими функциями к интегрированному управлению логистическим процессом компании в целом связан с нарушением функциональных границ деятельности различных служб фирмы, вмешательством в области чужой ответственности, а потому чреват возникновением серьезных внутриорганизационных конфликтов.

Традиционное организационно-функциональное разделение бизнеса в компании (выделение структурных подразделений: производства, дистрибьюции, продаж, маркетинга, закупок, финансов и т.п.) неизбежно приводит к возникновению между структурными подразделениями конфликтных ситуаций по параметрам, относящимся к логистике. Такими параметрами в большинстве случаев являются: объемы закупок продукции, объемы запасов в складской сети, продолжительность составляющих цикла выполнения заказа, бюджет на выполнение логистических функций и операций, параметры систем управления запасами, ассортимент закупаемой, хранимой и распределяемой продукции, показатели качества потребительского сервиса (надежность поставки, точность выполнения параметров заказа, доступность запасов) и т.п. Если в организационной структуре фирмы отсутствует отдел логистики, разрешение конфликтных ситуаций традиционно решается либо коллегиально

176

(на оперативных совещаниях руководителей подразделений), либо директивным путем (распоряжением высшего руководителя, например, исполнительного директора или его заместителя). При наличии службы логистики разрешение указанных конфликтов может быть передано соответствующему логистическому менеджеру, ответственному за межфункциональную координацию.

Существуют различные варианты стратегий поведения субъектов для выходы из конфликта: конкуренция - прямое столкновение и использование силовых методов разрешения конфликтов; избежание - уход от борьбы, попытка представить ситуацию так, как будто конфликта нет вовсе; приспособление - признание поражения ради достижения каких-либо локальных (а иногда личных) целей; компромисс - обмен уступками для достижения приемлемого соглашения; сотрудничество - совместная работа для обоюдного удовлетворения интересов всех сторон.

Вместе с тем сложность современных логистических систем такова, что интегрированная система может охватывать несколько стран или регионов с большим количеством субъектов, и тогда всякое централизованное управление может быть невозможным. Также в некоторых случаях внутреннее устройство логистической системы может быть очень сложным и меняться непредвиденным образом, когда процессы динамично происходят в условиях неопределенности в пространстве и времени. Управление «сверху» в этих условиях также нереализуемо.

Информационно-логистические системы класса ERP по умолчанию предполагают решение задач без всякого вмешательства извне, но масштабируемость таких систем ограничена. При этом любая логистическая система находится в неопределенной внешней среде, которая как отдельный фактор должна обязательно учитываться при принятии управленческих решений. Это приводит к проблеме невозможности эффективного управления и координации в больших логистических системах.

Решение проблемы находится в областях, отличных от классических подходов к управлению большими системами на основе централизованной координации и диспетчеризации. Именно поэтому в настоящее время активно развиваются исследования в области самоорганизующихся систем и принципов их построения. При этом в качестве прообразов используются примеры из области биологии, которые предоставляют относительно простые принципы и устойчивые решения для сложных задач.

Самоорганизация как самостоятельное явление или свойство изучается в теории систем, а также физике, химии, биологии, экологии, экономике, искусственных системах. Термин «само» означает, что «движущими силами» процесса являются «внутренние» процессы, в частности распределенные процессы локальных взаимодействий компонент системы.

Появление новых качеств у систем и дало основание присвоить этому свойству название эмерджентность. Английский термин «emergence» означает возникновение из ничего, внезапное появление, неожиданную случайность. Современные исследователи считают, что новые свойства возникают благодаря формированию конкретных связей между отдельными элементами. Другие связи придадут другие свойства, не обязательно проявляющиеся аналогичным образом.

Система проявляет эмерджентность, если на макроуровне в системе динамически возникают некоторые новые свойства, процессы (поведение, структура, паттерны, и т. д.), и эти процессы являются следствием локальных взаимодействий элементов системы на микро-уровне, причем эти свойства невыразимы в терминах свойств микроуровня [5]. Для возникновения эмерджентности требуется соблюдение ряда условий: 1) наличие как минимум двухуровневой организации - микроуровень, где происходят локальные взаимодействия, и макроуровень, где проявляется эмерджентность; 2) нелинейность взаимодействия на микроуровне; 3) наличие обратной связи в локальных взаимодействиях на микроуровне; 4) состояние динамического равновесия, так как эмерджентность существует, пока происходят взаимодействия на микроуровне;

В логистических системах эмерджентность приводит к появлению так называемых интегративных свойств [5], которые формируются при согласованном взаимодействии элементов объединенных в структуру, которыми систем до этого не обладала. Интегративные свойства отличают систему от простого конгломерата и выделяют систему из среды в виде целостного образования.

Изучение понятия эмерджентность в самоорганизующихся системах естественным образом выводит на понятие синхронизации как одного из наиболее эффектных примеров проявления механизмов самоорганизации. Синхронизация рассматривается как явление, возникающее в процессе информационного взаимодействия нескольких объектов обладающих циклической динамикой и проявляется в согласованном изменение параметров взаимодействующих процессов.

Эффект от синхронизации применительно к логистическим системам проявится в более полном и совершенном учете и употреблении информации в планировании и управлении, за счет использования способностей к взаимодействию различных экономических подсистем имеющих циклическую динамику в изменяющихся условиях функционирования, с учетом глобальных целей всех взаимодействующих подсистем. Исследование этого явления позволяет разработать теорию управления процессами самоорганизации в социально-экономических системах.

Перспективы использования синхронизации в логистике достаточно широки. Так, если рассматривать одно из ключевых понятий и целевых принципов логистики, известное как правило 7R или логистический микс: «the righ tproduct, in the right quantity and the right condition, at the right place, at the right time, for the right customer, at the right cost», что можно перевести как «обеспечение нужного продукта в требуемом количестве и заданного качества в нужном месте в установленное время для конкретного потребителя с наилучшими затратами» [1]. Цель логистической деятельности считается достигнутой, если эти семь условий выполнены, т. е. нужный товар необходимого качества в необходимом количестве доставлен в нужное время в нужное место с минимальными затратами. Ключевым понятием в данном принципе является слово «right» (правильный, нужный) для определенной характеристики (место, время, качество, количество, потребитель) что можно трактовать, как соответствующий или, в более расширенном смысле, синхронный. Очевидно, что именно принцип синхронизации по различным параметрам, лежит в основе логистического микса и именно степень синхронизации во времени и по другим характеристикам логистических потоков и процессов определяет эффективность выполнения логистических операций.

Аналогичная логика прослеживается, если рассматривать определения понятия логистика. Логистика - новое направление научно-практической деятельности, целевой функцией которого является сквозная организационно-аналитическая оптимизация экономических потоковых процессов [6]. Логистика - наука об управлении материальными потоками, связанной с ними информацией, финансами и сервисом в определенной микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед нею целей с оптимальными затратами ресурсов [1].

Ключевым положением во всех определениях является направленность логистики на управление потоками. Вместе с тем, обеспечение эффективного управления взаимодействием потоков невозможно без их синхронизации - приведения в соответствие управляемых параметров потоков к точно определенному моменту времени.

Нами предложены ряд естественных критериев для первичной классификации проявления синхронизации в логистических системах в зависимости от конкретных решаемых задач по описанию функционирования логистических систем. На первый план в предлагаемой классификации выдвигаются различные аспекты синхронизации.

Синхронизация в общем виде для логистики состоит в приведении двух или нескольких логистических процессов к синхронности, т. е. к такому их протеканию, когда одинаковые или соответствующие элементы процессов совершаются с неизменным

сдвигом по фазе друг относительно друга. Например, к моменту пересечения логистические потоки различных видов должны иметь параметры, которые обеспечивают их взаимодействие и необходимую трансформацию.

В зависимости от синхронизируемого параметра можно выделить следующие виды синхронизации: 1) по времени обеспечивает точный момент во времени возникновения потока, согласованность движения нескольких потоков и определяет момент взаимодействия потоков друг с другом; 2) по объему обеспечивает соответствие объемных показателей взаимодействующих потоков; 3) по качеству определяет, что поступивший материальный поток обладает необходимыми качественными показателями и может взаимодействовать с другими потоками; 4) в пространстве обеспечивает возникновение и получение потоков в нужном месте.

По критерию отношения к логистической системе синхронизация может быть внутренняя и внешняя: 1) внутренняя определяет способность логистической системы обеспечивать синхронность взаимодействия потоков без внешнего вмешательства; 2) определяет способность системы обеспечивать синхронность потоков, но при этом необходима команда извне системы, например, системы управления верхнего уровня или вмешательство человека для перенастройки системы.

В более широком смысле, рассматривая синхронизацию как способ управления на основе синергетической концепции, в логистических системах различного уровня могут быть выделены следующие виды синхронизации: 1) интересов, которая проявляется на уровне элементов логистической системы (отдельных ее субъектов) и определяет условия протекания логистических процессов, которые удовлетворяют целям всех участников, максимизируя их общую выгоду; 2) взаимодействие описывает процессы синхронизации на уровне отдельных логистических систем, которые вступают во взаимодействие, и обеспечивается согласованием параметров входящих и выходящих потоков различного вида.

Обобщая проведенные исследования, следует отметить, что для организационных процессов характерно наличие управляющего субъекта, инициирующего структурообразующие процессы на основании рационального суждения, осуществляющего этот проект посредством программ, регламентов, переговоров, организационного контроля. Стремление к формализации, формальному закреплению порождаемых структур, является одной из основных сторон такой стратегии. В рамках организационных процессов для логистического администрирования используются методы координации, ориентированные на согласование отдельных целей и вариантов поведения субъектов, при которых каждое звено системы улучшает или не ухудшает значение своей функции полезности, но при этом ЛС в целом ориентирована на достижение общей глобальной цели.

Для самоорганизационных процессов характерны: спонтанность, неожиданность структурных образований. Этим обеспечивается гораздо большее разнообразие возможных состояний управляемой системы и, как следствие, значительно более высокий консолидирующий потенциал именно самоорганизационной составляющей в процессах социально-экономического упорядочивания. Для логистического администрирования в данном случае можно использовать способность логистических процессов к синхронизации своего поведения.

Оба указанных процесса можно объединить и исследовать в рамках единой концепции современного управления экономикой, предполагающей резонанс организационных и самоорганизационных процессов, их согласованность на основе как координации, так и синхронизации. В результате экономическая система может иметь эффективную регуляцию, а также использовать внутренние механизмы изменения качества своего экономического развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сергеев В.И. Корпоративная логистика : 300 ответов на вопросы профессионалов / В.И. Сергеев. М.: ИНФРА-М, 2005. 976 с.

2. Бауэрсокс Д. Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок / Д. Дж. Бауэрсокс. М.: Олимп-Бизнес, 2008. 635 с.

3. Сток Дж.Р. Стратегическое управление логистикой: пер. с англ. / Дж.Р. Сток, Д.М. Ламберт. 4-е изд. М.: ИНФРА-М, 2005. 797 с.

4. Месарович М. Теория иерархических многоуровневых систем / М. Месарович, Д. Мако, И. Такахара. М.: Мир, 1973, 344 с.

5. Миротин Л.Б. Системный анализ в логистике : учебник / Л.Б. Миротин, Ы.Э. Ташбаев. М.: Экзамен, 2004. 480 с.

6. Семененко А.И. Логистика. Основы теории / А.И Семененко, В.И. Сергеев. СПб.: Союз, 2003. 544 с.

Трегубов Владимир Николаевич -

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте» Саратовского государственного технического

университета

Статья поступила в редакцию 04.10.10, принята к опубликованию 19.10.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.