Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СООБЩЕСТВА КАК СУБЪЕКТА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ЗЕРКАЛЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ'

КОНЦЕПЦИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СООБЩЕСТВА КАК СУБЪЕКТА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ЗЕРКАЛЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
34
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСТВО / РОДИТЕЛЬСКОЕ СООБЩЕСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / КОНЦЕПЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шаброва Н.В.

В статье обосновывается необходимость разработки концепции родительского сообщества как субъекта гражданского общества. Характеризуются основные принципы методологических подходов - системно-структурного, институционального, общностного, ресурсного, использующихся для создания такой концепции. Доказывается, что предложенные методологические подходы являются продуктивными, поскольку позволяют раскрыть сущность социального феномена родительства как социальной системы, института, общности, а также процессы его становления в качестве субъекта гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTION OF PARENTS' COMMUNITY AS A SUBJECT OF CIVIL SOCIETY THROUGH METHODOLOGICAL APPROACHES

The article substantiates the need to develop the conception of the parent community as a subject of civil society. The basic principles of methodological approaches as system-structural, institutional, community-based, resource-based, used to create such a conception, are characterized. It is proved that the proposed methodological approaches are productive, since they allow us to reveal the essence of the social phenomenon of parenthood as a social system, institution, community, as well as the processes of its formation as a subject of civil society.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СООБЩЕСТВА КАК СУБЪЕКТА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ЗЕРКАЛЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ»

DOI 10.26105/SSPU.2021.48.41.016 ББК 60.561.51 УДК 316.356.2

Н.В.ШАБРОВА

N.V. SHABROVA

КОНЦЕПЦИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СООБЩЕСТВА КАК СУБЪЕКТА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ЗЕРКАЛЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ

CONCEPTION OF PARENTS' COMMUNITY AS A SUBJECT OF CIVIL SOCIETY THROUGH METHODOLOGICAL APPROACHES

В статье обосновывается необходимость разработки концепции родительского сообщества как субъекта гражданского общества. Характеризуются основные принципы методологических подходов — системно-структурного, институционального, общностного, ресурсного, использующихся для создания такой концепции. Доказывается, что предложенные методологические подходы являются продуктивными, поскольку позволяют раскрыть сущность социального феномена родительства как социальной системы, института, общности, а также процессы его становления в качестве субъекта гражданского общества.

The article substantiates the need to develop the conception of the parent community as a subject of civil society. The basic principles of methodological approaches as system-structural, institutional, community-based, resource-based, used to create such a conception, are characterized. It is proved that the proposed methodological approaches are productive, since they allow us to reveal the essence of the social phenomenon of parenthood as a social system, institution, community, as well as the processes of its formation as a subject of civil society

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: родительство, родительское сообщество, гражданское общество, методологические подходы, концепция.

KEY WORDS: parenthood, parenting, parent community, civil society, methodological approaches, concept.

ВВЕДЕНИЕ. Родительское сообщество — важная часть гражданского общества в России. Сегодня оно является одной из самых массовых социальных общностей. По данным Росстата, в стране насчитывается около 29 млн родителей только с несовершеннолетними детьми, не говоря уже о родителях, имеющих взрослых детей1. Большая часть из них формировалась и воспитывалась еще в советское время, поэтому общественная деятельность выступала ключевым фактором их воспитания. Соответственно, современные российские родители имеют опыт общественной активности, что позволяет им в качестве

1 Расчеты произведены автором по: Структура семейных ячеек по числу детей моложе 18 лет / Семья, материнство и детство. Данные переписи населения 2010 г., обновленные 08.06.2018. URL: https://rosstat.gov.ru/ folder/13807 (дата обращения 04.09.2020); Сводные отчеты по форме федерального статистического наблюдения № ОО-1 «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования» на начало 2019/20 учебного года» / Банк документов Министерства просвещения РФ. URL: https://docs.edu.gov.ru/ document/c38a1f764e0c77030235de22850ae531/ (дата обращения 04.09.2020). На более точные данные в конце 2021 г. мы не можем рассчитывать вследствие переноса сроков проведения переписи населения и потери части населения из-за пандемии коронавируса.

агентов первичной социализации транслировать детям ценности и модели ответственного активного и конструктивного гражданского поведения.

Объективные условия современного российского общества (трансформация институтов семьи и брака, внедрение норм ювенальной юстиции, вмешательство государства в частную жизнь граждан и т.д.) приводят к изменению родительской общности, ее ценностей, потребностей, функций и т.д. [2, 5, 9]. Родители все активнее включаются в структуру гражданского общества и выполняют функции субъекта гражданского общества.

Несмотря на ярко выраженную актуальность поставленных вопросов, научная литература не дает примеров фундаментальных исследований родительского сообщества в контексте становления гражданского общества [10]. Отсутствие целостных концепций, позиционирующих родителей как самостоятельного субъекта гражданского общества, делает необходимым разработку теории, методологии и методики исследования родительского сообщества. Научная значимость решения обозначенной проблемы состоит в возможности приращения социального знания о тенденциях развития, особенностях, проблемах гражданского общества в современном контексте.

Практическая значимость формирования социологической концепции родительского сообщества как субъекта гражданского общества заключается в создании научной основы преодоления социальных барьеров на пути становления гражданского общества в России, укрепления межобщностного доверия между его субъектами, выстраивания стратегии гражданской самоорганизации. В условиях бюрократического отстранения родителей от разработки управленческих решений, определяющих будущее детей, концепция покажет пути и возможности объединения родителей в институциональном и внеинституциональ-ном пространстве вне зависимости от их социальных, экономических, этнических, территориальных и образовательных различий. Она необходима в целях минимизации рисков девиантного, неконвенционального поведения родительского сообщества, повышения качества его ресурсности и снижения масштабов социальной пассивности, укрепления социального порядка в обществе.

ЦЕЛЬ СТАТЬИ состоит в рассмотрении методологических подходов, которые могут быть использованы в разработке концепции родительского сообщества как субъекта гражданского общества2.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Продуктивными методологическими подходами к осмыслению родительства как субъекта гражданского общества могут быть системно-структурный, институциональный, общностный, ресурсный. Применение основных принципов каждого из названных подходов позволит осуществить комплексный анализ родительства и сформулировать социологическую концепцию родительского сообщества как субъекта гражданского общества.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ. Суть первого подхода - системно-структурного — заключается в анализе родительства, с одной стороны, в качестве самостоятельной системы, имеющей свои структурные элементы и взаимодействующей с внешней средой, а с другой — как подсистемы системы более высокого уровня — общества.

Базовыми структурными элементами системы родительства являются родители, дети и взаимодействие между ними. Наличие этих трех элементов позволяет говорить о целостности и функциональности родительства как системного феномена. Важно обратить внимание, что каждый элемент родительства сложен сам по себе. Отдельные группы (подобщности) родителей и детей, выделенные по демографическим, экономическим, социальным, образовательным, культурным критериям, обладают разными социальными характеристиками, потребностями и интересами, целями деятельности. Взаимодействие между родителями

2 Далее в статье мы будем для удобства использовать сокращенное название — концепция родительства.

и детьми как элемент системы родительства представляет собой сложную конструкцию детско-родительских отношений и поведения, фиксируемую учеными в виде различных типов и моделей3.

Важным принципом системного подхода является анализ функциональности системы. Базовыми функциями родительства, на наш взгляд, являются удовлетворение потребности в детях и обеспечение их благополучия. Эта функция конкретизируется целым набором ролей, которые выполняют родители: воспитание детей, обеспечение возможностей получения ими образования, интеллектуальное развитие детей и их просвещение, экономическое и хозяйственно-бытовое обеспечение, осуществление первичного социального контроля, передача социального статуса, организация досуга, эмоциональная поддержка, защита прав и интересов и др.

Основополагающей функцией детей как элемента системы родительства является получение благ, которые позволяют им удовлетворять свои потребности. Эта функция детей также может быть дополнена рядом других конкретных функций: воспитания и образования, экономической, хозяйственно-бытовой, эмоциональной поддержки, получения удовольствия, радости от жизни, общения, игр и др. Взаимодействие выступает тем механизмом, который позволяет родителям и детям в процессе совместной деятельности реализовывать системные функции и поддерживать баланс между потребностями и интересами родителей и детей.

Любые социальные отношения разворачиваются в конкретной социальной среде, поэтому изучение взаимодействия с ней выступает одним из важнейших принципов системного подхода. В этом плане родители и дети как элементы системы «родительство» (порознь и совместно) взаимодействуют с другими социальными системами и их элементами. Для нас, исходя из предмета нашего исследования, такими ключевыми системами выступают государство и гражданское общество. Родительство взаимодействует и с той, и с другой системой в ходе реализации обозначенных выше функций. Эти функции могут совпадать, пересекаться или находиться в конфронтации по отношению к функциям, реализуемым государством и гражданским обществом. Примером такого пересечения может служить функция воспитания и образования, которую осуществляют одновременно и родительство, и государство, и гражданское общество. Характер соотношения и реализации функций родительства, государства, гражданского общества обусловливает тип, направление, содержание их взаимодействий.

С позиций системного подхода, родительство обладает целым рядом специфических свойств. К таковым могут быть отнесены динамизм, открытость и самоорганизация. Родительство как система и его элементы не статичны4. Это означает, что родители, дети и характер взаимодействия между ними меняются во времени и пространстве. Эти трансформации обусловлены целым рядом факторов и протекают в разных обществах с неодинаковой скоростью.

Открытость родительства предполагает не только взаимосвязь с другими системами, но и обмен с ними различными ресурсами. Это позволяет родительству, государству и гражданскому обществу осуществлять свои функции, дает возможность обогащать ресурсный потенциал данных систем и подсистем.

Самоорганизация как особое свойство социальной системы позволяет родительству (и его элементам) структурировать, упорядочивать в пространстве и времени свои взаимодействия

3 См., например, Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988; Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М.: Наука, 1988; Массен П., Конджер Дж., Каган Дж., Хьюста А. Развитие личности ребенка М., Прогресс, 1987.

4 Подробнее о внешней и внутренней динамике родительства см.: Шаброва Н.В. Этапы родительства: социологический анализ // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2017. № 2.

с учетом потребностей и интересов. Иными словами, самоорганизация выступает той характеристикой, которая дает возможность родителям и детям объединяться в формальные и неформальные структуры для реализации своих функций. Благодаря этому у родительства появляются свойства, не присущие её элементам в отдельности, возникает синергетический эффект от коллективной деятельности и взаимодействия.

Применение описанных выше методологических принципов системно-структурного подхода позволяет:

1) выделить и проанализировать структурные элементы родительства как системы и их функции в современном обществе;

2) изучить особенности внутрисистемных взаимодействий родительства;

3) исследовать проблемы и противоречия связей и взаимодействий структурных элементов родительства со структурными элементами государства и гражданского общества.

Использование институционального подхода в разработке концепции родительства дает возможность изучить влияние различных социальных институтов5 и изменений, происходящих в них, на трансформацию рамок (в том числе институциональных) функционирования родительства в статусе субъекта гражданского общества [1, 11]. Данный подход позволяет рассматривать влияние институционального контекста на включение родительства в структуру гражданского общества: объективные предпосылки, традиционные и новые практики реализации, защиты прав и интересов родителей и детей, регламентированные формальными и неформальными нормами6.

Помимо этого, институциональный подход способен выявить и объяснить изменения, происходящие в институциональной структуре гражданского общества. Гражданское общество — многоаспектное явление, имеющее сложную конфигурацию7. Его элементы (институты, организации, общности и др.) особым образом переплетаются, взаимодействуют и встраиваются в структуру других социальных структур. Неотъемлемыми элементами современных государств являются институты, призванные выполнять функции гражданского общества: уполномоченный по правам (человека, ребенка), общественные объединения и движения, прокуратура, суд, СМИ и др. Иными словами, институты гражданского общества частично входят в структуру государства как социального института, а частично остаются за его пределами. Степень включенности институтов гражданского общества в структуру государства, характер взаимодействия между ними обусловлены целым рядом исторических, политических, социокультурных особенностей страны [7]. В связи с этим возникает многообразие подходов к трактовке сущности, структуры и функций гражданского общества.

Динамичность институциональной структуры гражданского общества проявляется в изменении значимости и функций традиционных институтов гражданского общества, институционализации новых практик общественных отношений и взаимодействий [14, 15].

5 Все многообразие трактовок определения социального института может быть сгруппировано в рамках трех подходов: 1) это совокупность статусов и ролей; 2) это устойчивая система идей и отношений; 3) это социальные практики, регулируемые социальными нормами [3]. Мы разделяем точку зрения тех авторов, которые под социальным институтом понимают постоянно и регулярно воспроизводимые социальные практики, санкционированные социальными нормами. Более того, в ходе реализации данных социальных практик (и возникновении новых) актуализируются потребности в выработке норм, ролей, регулирующих эти практики.

6 В качестве ключевых институциональных факторов, мешающих превращению родительства в субъект гражданского общества, мы видим усиление вмешательства государства в частную жизнь граждан и ограничение возможностей проявления гражданской позиции, его авторитарную риторику.

7 Под гражданским обществом понимается тип развития общества, при котором относительно независимые от государства, но взаимодействующие с ним граждане и их ассоциации на основе определенных принципов отношений (доверие, уважение, ответственность и др.) осуществляют совместную деятельность по удовлетворению общих потребностей и защиты прав, интересов, свобод и т.д. в пределах норм социальных взаимодействий.

Использование институционального подхода в создании концепции родительства позволяет проанализировать один из векторов такой трансформации — встраивание родительства в структуру гражданского общества и выполнение функций его института. Удовлетворение родителями потребностей в реализации и защите прав, интересов (как своих собственных, так и детей), с одной стороны, осуществляется в рамках существующих легализованных практик гражданского общества, регламентированных формальными и неформальными нормами, с другой — оно неизбежно приводит к возникновению новых практик и норм.

Третий методологический подход — общностный [4, 13]. Его использование обусловлено тем, что он даёт возможность:

1) спуститься с уровня абстрактных категорий в поле непосредственных отношений и взаимодействий самостоятельных субъектов социальных действий;

2) показать аспекты соединения личности и общества;

3) объяснить активность/пассивность этих самостоятельных субъектов социальных действий в реальных повседневных практиках [3, с. 9].

В концепции данный подход дает возможность анализировать родителей как особый тип социальной общности, включенной в структуру гражданского общества. Под социальной общностью родителей (родительским сообществом) мы понимаем взаимосвязь индивидов, являющихся самостоятельным субъектом социального действия и характеризующихся относительным единством, сходством их целей, задач и интересов (обеспечение благополучия детей) на основе общих (сходных) условий бытия и деятельности.

Современное родительское сообщество трансформируется, превращаясь в элемент гражданского общества [12]. В этом случае специфика родительства как общности гражданского общества проявляется в том, что ее представители все больше становятся носителями особенных, присущих субъектам гражданского общества, потребностей, интересов, ценностных ориентаций.

Родители и их ассоциации, располагая ресурсами, различными видами капитала (прежде всего социальным капиталом), осуществляют совместную деятельность по реализации потребностей, интересов родителей и детей, их защите. Эта деятельность происходит в границах не только времени и пространства, но и в определенных институциональных рамках, заданных государством и гражданским обществом. Для представителей родительского сообщества как элемента гражданского общества такая деятельность становится доминирующей моделью жизнедеятельности (образом жизни).

Основные принципы общностного подхода позволяют:

1) рассматривать родителей в качестве субъекта не только общественных отношений, но и гражданского общества;

2) структурировать и типологизировать сообщество родителей по различным основаниям (в том числе по степени их включенности в практики социального и гражданского участия);

3) анализировать особенности взаимодействия родительского сообщества с другими элементами социальной структуры (различными субъектами гражданского общества и государством);

4) дифференцировать содержание деятельности родительского сообщества во времени и пространстве.

Четвертым методологическим подходом, необходимым для разработки концепции родительства как субъекта гражданского общества, выступает ресурсный подход. Его суть заключается в анализе ресурсности родительского сообщества как субъекта гражданского общества. Кроме того, ресурсный подход позволяет связать институциональный и общностный подходы посредством изучения институциональных и внеинституциональных ресурсов как самого гражданского общества, так и родительского сообщества как его элемента.

Под институциональными ресурсами родительского сообщества мы понимаем ресурсы, получаемые родителями благодаря их включенности в формальные структуры (социальные институты и организации)8. Эти ресурсы во многом определяются особенностями нормативного регулирования государством правового статуса родителей и детей в обществе, а также спецификой способов реализации и защиты их прав и интересов. Важная роль в этом случае отводится не только учреждаемым и/или поддерживаемым государством институциональным структурам (прокуратуре, суду, уполномоченным по правам человека и по правам детей, общественным организациям различных организационно-правовых форм), призванным регулировать и контролировать соблюдение прав детей и родителей, но и относительно независимым от государства институтам гражданского общества.

Внеинституциональные ресурсы родительского сообщества — это ресурсы, которые оно приобретает и использует благодаря неформальным связям и отношениям с родственниками, друзьями, коллегами, членами неформальных объединений, специально создаваемых для удовлетворения общих потребностей и интересов9. Внеинституциональные ресурсы интегрируют в себе как «сильные», так и «слабые связи» [6, 8]. «Сильные связи», возникающие в локальных постоянно взаимодействующих группах (семья, друзья, родительское сообщество родителей класса, школы, сообщество родителей, чьи дети имеют серьезные проблемы со здоровьем), формируют основания для органической солидарности, доверия родителей друг к другу, возможности получения информации и отслеживания эффективности выполнения норм и т.д. «Слабые связи» соединяют родителей, включённых в разные структуры, сферы общества, и, тем самым, дают возможность расширить информационное поле родителей. «Слабые» связи чрезвычайно важны, потому что благодаря им родители способны аккумулировать и усиливать ресурсность локальных родительских сообществ.

Методологические принципы институционального подхода позволяют раскрыть, углубить и использовать в исследовании трактовку институциональных и внеинституциональных ресурсов родителей. С позиций данного подхода институциональные ресурсы рассматриваются как актуальные или потенциальные ресурсы, к которым у родителей имеется доступ, обеспечивающий возможности распоряжаться ими в силу формального статуса родителя. Институциональный подход задает рамки, разграничивающие институциональные и внеинституциональные ресурсы родителей. Он показывает специфику неформальных структур как источников накопления ресурсов родительского сообщества, компенсации дефицита институциональной поддержки его гражданской активности.

В границах общностного подхода ресурсы выступают в качестве общностнообразующего признака. Одним из оснований для объединения родителей является схожесть имеющихся у них ресурсов. Другое основание - необходимость взаимодополнения ресурсов, компенсации ресурсного дефицита у одних групп родителей за счет ресурсов других. Согласно общностному подходу, институциональные и внеинституциональные ресурсы родителей необходимы не только для осуществления их повседневной деятельности, но и для интеграции в гражданское общество. Это дает возможность выявить специфику ресурсного потенциала родительского сообщества как субъекта гражданского общества, дать этому потенциалу не индивидуально-личностную, а обобщенную социальную характеристику.

8 В общем виде к институциональным ресурсам мы относим: права и обязанности родителей как законных представителей детей (в т.ч. право на доступ к информации, свободу выбора); материальные и нематериальные способы государственной поддержки родителей для обеспечения жизнедеятельности и образования детей; организованное волонтерство; возможности создания и обращения в СМИ, общественные организации различных организационно-правовых форм и получения их поддержки в решении проблем.

9 Ключевыми внеинституциональными ресурсами родительского сообщества выступают: ресурсы самоорганизации и способность к объединению; культурный и образовательный капитал родителей (в т.ч. профессиональные знания); доверие и солидарность; личные связи; внеинституциональная (в т.ч. материальная) поддержка семьи, родных, друзей, коллег; неорганизованное волонтерство; время и др.

Применение методологических принципов и положений ресурсного подхода позволяет:

1) изучить ресурсность родительского сообщества и ее достаточность для реализации им функций субъекта гражданского общества;

2) выявить традиционные и инновационные источники формирования ресурсов родителей;

3) проанализировать структуру и взаимосвязь различных видов ресурсов, способы их обмена;

4) исследовать возможности и ограничения использования родителями различных ресурсов как реальных активов и их превращения в капитал родительского сообщества.

ВЫВОДЫ. Рассмотренные в статье методологические подходы — системно-структурный, институциональный, общностный, ресурсный — являются необходимыми и значимыми для разработки концепции родительского сообщества как субъекта гражданского общества. Они дают возможность показать родительство как сложный социальный феномен: и как социальную систему, и как социальный институт, и как социальную общность, а также изучить процессы, механизмы становления его в качестве субъекта гражданского общества.

Системно-структурный подход позволяет выделить структурные элементы и функции родительства как открытой и динамичной социальной системы, взаимодействующей с другими системами общества — государством и гражданским обществом. Институциональный подход дает возможность проанализировать нормативные рамки (нормативный контекст) существования, функционирования и взаимодействия родительства, государства, гражданского общества и их структурных элементов. Поскольку в ходе такого взаимодействия происходит обмен широким спектром ресурсов, то важно изучение не только имеющихся у родительства институциональных и внеинституциональных ресурсов, но и тех ресурсов, которые родители получают (или имеют возможности получать) от государства и гражданского общества. Приобретаемые ресурсы родители используют в процессе своего становления в качестве субъекта гражданского общества.

Наконец, применение принципов общностного подхода позволяет проанализировать родителей не просто как совокупность индивидов, а как социальную общность. Общностный подход дает возможность выявить содержательные изменения, которые происходят с родительским сообществом (и его подобщностями) в процессе его встраивания в структуру гражданского общества в результате внутриобщностных и межобщностных взаимодействий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гурко Т.А. Теоретические подходы к изучению трансформации института семьи // Социологический журнал. 2020. Том 26. № 1. С. 31-54.

2. Гурко Т.А. Брак и родительство в России. Монография. М.: Институт социологии РАН, 2008. 325 с.

3. Зборовский Г.Е. Общая социология. М.: Гардарики, 2004. 592 с.

4. Зборовский Г. Е. Теория социальной общности. Монография. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2009. 304 с.

5. Кон И.С. Социологическая психология. Избранные психологические труды. Монография. М.: Московский психолого-социальиый институт, 1999. 560 с.

6. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3. С. 121-139.

7. Современный философский словарь / Под ред. В.Е. Кемерова, Т.Х. Керимова. 4-е изд. М.: Академический проект, 2020. 823 с.

8. Уэллман Б. Место родственников в системе личных связей // Социологические исследования. 2000. № 6. C. 78-87.

9. Чернышов А. Родители как граждане // Власть. 2019. Т. 27. № 1. С. 47-54.

10. Шаброва Н.В. Концепция родительства как субъекта развития гражданского общества // Вестник СурГПУ. 2018. № 2. C. 7-16.

11. Шаброва Н.В. Родительство в институциональной структуре гражданского общества // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2019. № 2. C. 48-65.

12. Шаброва Н.В. Социальная общность родителей как субъект гражданского общества // Вестник института социологии. 2020. Т. 11. № 1. С. 184-207.

13. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. Монография. М.: Логос, 2005. 664 с.

14. Яницкий О.Н. Социальные движения в современном обществе: вопросы теории // Социологические исследования. 2013. № .3. С. 50-59.

15. Sievers B. What Is Civil Society? // GIA Reader. 2009. Vol. 20. No 1. URL: https://www.giarts.org/article/ what-civil-society (дата обращения 19.06.2021).

REFERENCES

1. Gurko T.A. Teoreticheskie podhody k izucheniyu transformacii instituta sem'i [Theoretical approaches to the study of the transformation of the institution of the family] // Sociologicheskij zhurnal. 2020. T.26. № 1. S. 31-54. (In Russian).

2. Gurko T.A. Brak i roditel'stvo vRossii [Marriage and parenthood in Russia]. Monografiya. Moscow: Institute of sociology RAN, 2008. 325 s. (In Russian).

3. Zborovskij G.E. Obshchaya sociologiya [General sociology]. M.: Gardariki, 2004, 592 s. (In Russian).

4. Zborovskij G.E. Teoriya social'noj obshchnosti [Theory of social community]. Monografiya. Ekaterinburg: Gumanitarnyj universitet, 2009. 304 s. (In Russian).

5. Kon I.S. Sociologicheskaya psihologiya. Izbrannye psihologicheskie trudy [Sociological psychology. Selected psychological works]. Monografiya. M.: Moskovskij psihologo-social'iyj institut, 1999. 560 s. (In Russian).

6. Koulman Dzh. Kapital social'nyj i chelovecheskij [Social and human capital] // Obshchestvennye nauki i sovremennost'. 2001. № 3. S. 121-139. (In Russian).

7. Sovremennyj filosofskij slovar' [Modern Philosophical Dictionary] / Pod red. V. E. Kemerova, T. H. Kerimo-va. 4-e izd. M.: Akademicheskij proekt, 2020. 823 s. (In Russian).

8. Uellman B. Mesto rodstvennikov v sisteme lichnyh svyazej [The place of relatives in the system of personal connections] // Sociologicheskie issledovaniya. 2000. № 6. S. 78-87. (In Russian).

9. Chernyshov A. Roditeli kak grazhdane [Parents as citizens] // Vlast'. 2019. T.27. № 1. S. 47-54. (In Russian).

10. Shabrova N.V. Koncepciya roditel'stva kak sub»ekta razvitiya grazhdanskogo obshchestva [The concept of parenthood as a subject of civil society development] // Vestnik SurGPU. 2018. № 2. S. 7-16. (In Russian).

11. Shabrova N.V. Roditel'stvo v institucional'noj strukture grazhdanskogo obshchestva [Parenting in the institutional structure of civil society] // Vestnik PNIPU. Social'no-ekonomicheskie nauki. 2019. № 2. S. 48-65. (In Russian).

12. Shabrova N.V. Social'naya obshchnost'roditelej kak sub»ektgrazhdanskogo obshchestva [Social community of parents as a subject of civil society] // Vestnik instituta sociologii. 2020. T.11. № 1. S. 184207. (In Russian).

13. Shtompka P. Sociologiya. Analiz sovremennogo obshchestva [Sociology. Analysis of modern society]. Monografiya. M.: Logos, 2005. 664 s. (In Russian).

14. Yanickij O. N. Social'nye dvizheniya v sovremennom obshchestve: voprosy teorii [Social movements in modern society: questions of theory] // Sociologicheskie issledovaniya. 2013. № 3. S. 50-59. (In Russian).

15. Sievers B. What Is Civil Society? // GIA Reader. 2009. Vol. 20. No 1. URL: https://www.giarts.org/article/ what-civil-society (data obrashcheniya 19.06.2021). (In English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.