Научная статья на тему 'Концепция развивающегося объекта в архитектуре'

Концепция развивающегося объекта в архитектуре Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
175
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Заславская А. Ю.

В статье рассматривается тема постоянной трансформации, движения и анимации объектов архитектуры. Автором затрагиваются вопросы выявления органического подхода в архитектуре в контексте формообразующих и структурных принципов. В результате анализа развития современной архитектуры отмечается отход от механического подхода к проектированию и отмечаются основные принципы формирования органических объектов как самоформирующихся и саморастущих. Проводится аналогия изменений в живой природе с изменениями и трансформацией в архитектуре: она адаптируется к переменам, происходящим в окружающей среде, видоизменяясь и эволюционируя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция развивающегося объекта в архитектуре»

УДК 72.01

А.Ю. ЗАСЛАВСКАЯ, аспирант, СГАСУ, Самара

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕГОСЯ ОБЪЕКТА В АРХИТЕКТУРЕ

В статье рассматривается тема постоянной трансформации, движения и анимации объектов архитектуры. Автором затрагиваются вопросы выявления органического подхода в архитектуре в контексте формообразующих и структурных принципов. В результате анализа развития современной архитектуры отмечается отход от механического подхода к проектированию и отмечаются основные принципы формирования органических объектов как самоформирующихся и саморастущих.

Проводится аналогия изменений в живой природе с изменениями и трансформацией в архитектуре: она адаптируется к переменам, происходящим в окружающей среде, видоизменяясь и эволюционируя.

Тема создания растущей, подобно живому организму, архитектуры всегда волновала человека. На протяжении истории развития архитектуры время от времени возникали утопичные теории растущих домов и городов. Так, теория Фрэнка Ллойда Райта развивает тему непрерывного роста, заявляя, что в природе каждого органического здания - возвышаться и тянуться от основания к свету. Сегодня эта и другие подобные теории, основанные на применении принципов, характерных для органического подхода к проектированию, интерпретируются по-новому. Например, в проекте, названном «Закрытый Город» (1964-1966), продвигаемом Питером Куком из архитектурной группы Архи-грам (Archigram), была предложена идея того, что города должны быть органическими структурами, которые выросли, как споры: маленькие гондолы, соединенные сеткой служб без ясного центра или начала, которые могли быть выброшены где угодно, там, где они были бы востребованы. Жители были бы свободными, но всегда могли бы закрыться и замкнуться в жилые и спальные модули. Город бы растворился в этом аморфном ковре, который должен был иметь достаточно свободный доступ, чтобы позволить индивидуальную экспрессию и опыт существующих состояний, как сельских, так и городских. Такой город, несмотря на название, не был бы закрытым чудищем, а структурой, постоянно меняющей и преобразовывающей собственно себя.

Концепции развивающегося объекта представлены в реальных и виртуальных работах Шухея Эндо, Тойо Ито, Грега Линна, группы ФОА (Foreign Office Architects), студии Декой (Decoi), группы ЛАБ (LAB), Кена Йенга и других архитектурных «гигантов». В любом случае, их теории и проекты основаны на применении принципов и методов, характерных для органического подхода. Другими словами, развитие объекта обусловлено принципами роста, ассимиляции или способностью «вмещать в себя, охватывать», а также принципом адаптации и способностью к самоформированию, что характеризует такую архитектуру как органическую. Ярчайший теоретик архитектуры Чарльз Дженкс тоже делает ставку на преобладание органического подхода над механическим, что подкрепляется его отношением к Земле как к единой саморегулирующейся системе. Архитектура не может существовать отдельно

© А.Ю. Заславская, 2007

от Земли, поэтому единственным путем ее дальнейшего развития представляется движение в сторону органики, что поможет ей эволюционировать и развиваться подобно всему живому.

Как известно, в процессе эволюции живая природа благодаря оптимизации (мутации и селекции) отдельных элементов и системы организма в целом достигла способности к функционированию и выживанию видов. Таким образом, эволюция является не только историей развития видов, но также историей развития организующих самих себя конструктивных систем.

Идея создания объекта, способного к бесконечному развитию, появилась еще в древности и используется до сих пор в строительстве традиционных арабских домов. Так, построив одноэтажный дом с плоской кровлей, арабская семья живет в нем, пока ее состав не увеличится: когда дети заводят собственные семьи, дом надстраивается на один или два этажа в зависимости от размера семей. Когда подрастают внуки, а дети в арабских странах вырастают быстро, то им тоже требуется свое жилье, и дом надстраивают еще на пару этажей. Так, из одноэтажного дом может со временем превратиться в пятиэтажный, причем здесь можно четко отследить цикличность его трансформаций. Возможно, связь с органической архитектурой осуществляется неосознанно, но тем не менее все признаки органического развития: рост, определенный порядок (старики у основания, а молодежь наверху), цикличные трансформации (смена поколений) и органическая связанность (все являются членами одной семьи) очевидны.

На сегодняшний день тема растущих и развивающихся объектов реализуется в различной степени и в разных масштабах. Как уже было отмечено, важным критерием грамотного развития объекта может стать не стилистическое соответствие частей, «выросших» из первоначального объема, а их органическая связанность. Другими словами, для органической архитектуры важнее соблюдение принципа развития здания «изнутри-наружу». Это развитие приводит дом и всю архитектурную среду в движение, которое анимирует пространство. Что касается анимации, то, в свою очередь, вспоминается так называемый «киберанимизм» Грега Линна, который задействует технологии молекулярного уровня, позволяющие дому расти и видоизменяться без человеческого вмешательства. Этот подход демонстрируется в нанотехническом «растущем» доме Джона Джохансена, который может стать реальной основой для разрушения неорганических процессов.

В проекте Оперного театра (2004) архитектор Тойо Ито видит Джент Оперу (Ghent Opera) как большую взаимосвязанную работу, т. е. подвижную систему пространств, комплексность интерьеров которой не зависит от формы всего здания. Его целью было спроектировать здание, простое снаружи, но сложное внутри. В биологии этот тип подхода создает интересную классификацию живых организмов, основанную не на традиционных морфологиях внешних признаков, а на процессах внутренней деятельности подвижных функций и механизмов. Это превращает внутренние функции в фундаментальную ценность, связанную с внешними формами. Результатом использования такого подхода в проектной деятельности является архитектурный организм, в котором все пространства могут соединяться, пересекаться и откры-

ваться, создавая своего рода эластичную и плавающую структуру, которая позволяет нам увидеть внутреннюю комплексность через светящиеся поверхности фасадов, демонстрируя новый театр для новой музыки.

Принцип органической связанности реализуется в проекте реконструкции Резиденции семейства Кох в Мюнхене архитектора Яна Шпреена из проектной группы Спрен Архитектен, где рядом с типичным зданием 70-х разместилась совершенно современная пристройка, объединенная со старым зданием изнутри, тогда как с внешней стороны разрыв между двумя конструкциями отчетливо демонстрируется. Панели матового стекла на фасадах пристройки отражают окружающий ландшафт, создавая впечатление, что здание дематериализуется, растворяясь в саду, реализуя принцип органической связи интерьера с экстерьером.

Тема бесконечных цикличных трансформаций пронизывает проекты архитектора Шухея Эндо, названные «Спрингтектурами А» и «Н» (8рг^1ес1иге8 А, Н). Изгибая рифленый металл в скрученные ленты, которые располагаются параллельными полосами, он создает ритм открытых и закрытых пространств.

Так, «Спрингтектура Н» затрагивает минимальный масштаб, вмещая лишь функцию общественных туалетов. Представляя чуть развернутый фрагмент общей структуры, она приобретает форму независимой спирали из стальных листов, которую в некоторых местах поддерживают металлические опоры. Здесь возникает связь между открытым и закрытым за счет бесконечной цикличности гнутых листов. Внутренние стены переходят во внутренние полы, которые, в свою очередь, превращаются во внешние стены и кровлю, а затем обратно, во внутренние стены, и так до бесконечности... реализуя бесконечную игру интерьера и экстерьера.

Шухей Эндо, «Спрингтектура Н»

Эта структура может развиваться и расти в любую сторону, уменьшаясь или увеличиваясь в масштабе. Эндо видит утопичную модель целого города, состоящего из открытых платформ, откуда может быть отделен этот фрагмент.

Все живые организмы - от дерева до моллюска - подвержены постоянному видоизменению, росту, взрослению, старению. Таким образом, в совокупности жизнь объекта состоит из разных периодов, в каждом из которых он обладает определенными качествами.

Так, по теории Гете, растение, целая форма или организм собирается из комплексности его жизненного цикла, он постепенно развивается, каким-то образом сохраняя свою индивидуальность. Кольридж подчеркивает, что это «врожденное» - развитие изнутри, которое отличает органическую форму от механической операции. Следуя этой генетической модели, любая статическая композиция, понимаемая как единый момент, извлеченный из текущего времени, может восприниматься сильнее, когда она не закончена. А если рассматривать процесс развития и эволюции в более крупных масштабах, например в целом процесс эволюции видов и естественный отбор, по Дарвину, то становится очевидным, что этот процесс происходил непрерывно, однако мы имеем смелость делить его на этапы, выделяя и называя виды, которые формировали промежуточные этапы развития от первого способного к воспроизведению живого организма к человеку. Таким образом, весь процесс развития жизни на Земле можно поделить на стадии развития, каждая из которых по-своему уникальна и формирует законченную картину, характеризующую время. Этот процесс выявления этапов развития является обратным процессу анимации, потому что в непрерывном, бесконечном движении и видоизменении мы делаем своего рода стоп-кадры, позволяющие нам выяснять причины этих изменений. Возвращаясь к теории Гете, постоянное изменение может быть мотивировано тем, что организм является соединением элементов, среди которых царит «плюрализм», продолжающийся снаружи. А «внутренняя форма неотделима от внешней, как и организм от среды». По теории Дарвина, в свою очередь, внешние и внутренние изменения организмов также происходили из-за изменений окружающей среды, к которой они и адаптировались.

Похожие изменения и трансформации происходят с архитектурой: она адаптируется к переменам, происходящим в окружающей среде, видоизменяясь и эволюционируя. Этот процесс происходит непрерывно в грандиозном масштабе - «стоп-кадры» в данном случае формируют историю архитектуры; и в масштабе одного или нескольких объектов, которые надстраиваются, реставрируются, объединяются и совершенствуются с годами. Такая модель органического проектирования сравнима с кинофильмом, который состоит из кадров, каждый из которых наполнен смыслом, обладает своей композицией и может быть законченной работой сам по себе.

В теории архитектуры это может быть бесконечная трансформация и деформация изначально определенных модулей и формообразований - так называемых «прототипов», которые изменяются под воздействием внешних и внутренних сил. В реальной жизни сила может быть двухсторонней, то есть совмещать в себе внутренние и внешние воздействия. К такой силе можно отнести время. Ведь с течением или под воздействием времени все претерпевает изменения. Это бесконечное движение, с одной стороны, обладающее цикличностью, а с другой - исключающее идентичность.

Органика также исключает идентичность, так как любой организм обладает индивидуальностью, отчасти стирающейся или, наоборот, развивающейся со временем. В архитектуре этот процесс протекает соответственно. Поэтому даже одинаковые безликие коробки, которыми, благодаря усилиям человека, со временем наполняются многие города, обладают собственной дальнейшей жизнью, трансформирующей и меняющей их. Зачастую эти изменения не идут зданиям на пользу. Объектам буквально не хватает сил взять и прекратить это неуправляемое воздействие человека, времени и природы. Тогда почему бы не сделать этот процесс управляемым? Почему бы не позволить зданиям и целым городам самим трансформировать, менять и даже перемещать себя, если это необходимо?

Создание объектов, способных к трансформации, сделает городскую среду куда более динамичной и разнообразной. Подумать только: на месте отдельных дробных построек через некоторое время появляется одна цельная и взаимосвязанная конструкция ... а чуть позже из нее вырастают многоэтажные башни ... и так далее. Подобно времени и жизни всего живого на Земле, архитектурным объектам свойственна цикличность существования.

Другим важным моментом в формировании и существовании органических архитектурных объектов является диаграмма. На основе выбранной диаграммы определяются линии и направленность движения внутри объектов, то есть она является основой для анимации объектов.

Как известно, анимировать - значит приводить в движение, а также оживлять или вселять жизнь. Значит, то, что приведено в движение, может иметь свою собственную жизнь. Метафорическая анимация выражает это предложение, стабилизируя связь между внешним использованием движения (точка притяжения или начало отсчета, которое является фактором запуска) и воображаемой внутренней силой мотива. Это понимание близко к описанию вектора Ракатанским: «вектор - это не просто физическая сила: он должен быть направлен, должен быть ориентирован, чтобы иметь какое-то чувство. Это чувство, эта ориентация являются его силой мотива» [9].

Каждая форма (камень, облако, организм, событие) воспринимается как ситуация в силовом поле. Форма постоянно меняется под воздействием сил. Анимация объекта, однако, зависит от точки зрения и видения. Возьмите, к примеру, то, как теоретик архитектуры Виоллет-Ле-Дюк описывает готический собор: «Этот скелет жесткий или пластичный, в зависимости от нужд и ситуации; он отдает или противостоит; он кажется живым, потому что подчиняется противоположным силам, и его стабильность извлекается только из союза этих сил, больше не пассивных, а теперь уже активных жизней и действий, выполняет функцию, никогда не бывает инертной массой» [6]. Таким образом, уравновешивая внутренние и внешние силы воздействия, мы можем прийти к стабильности.

Так, архитектор Кас Оостерхьюз предлагает развитие флюидных форм архитектуры как потенциала применения генерированных компьютером «ассоциативных геометрий»: «Другими словами, если ценность формы где-то меняется в эскизе, все ценности и формы, взаимосвязанные с ней, тоже меняются. Архитектура становится перетекающей, архитектурный материал ста-

новится полностью эластичным» [3]. Теоретик и практик прогрессивных направлений так называемой «кибер-архитектуры» Грег Линн обращается к таким эластичным формообразованиям, как «капли», или абстрактные субстанции, которые не имеют стабильной или статичной формы, кроме границ силового поля, в котором они расположены. Кстати, капли на время популяризировали американские научно-фантастические фильмы. Они являются желатиновыми субстанциями со связями целого тела, но с бесформенностью жидкости. Взаимодействие внутренней структуры и внешних сил ведет к экспрессии. Интересные примеры этого представлены ликвидными кристаллами, чьи молекулы могут собираться и ориентироваться по-разному. Эти конфигурации могут меняться под воздействием давления, температур или электричества, которое производит цветовые эффекты или различия в прозрачности. Это объясняет их использование во всех видах выражения, например, часы или медицинская диагностика. Более комплексные единицы могут быть описаны с точки зрения топологии.

Возвращаясь к диаграмме движения, необходимо отметить так называемую сплайн (spline) - это кривая, которая поворачивается и закручивается по определенным векторам, которые ее характеризуют. Линия не является соединением различных точек, а течением траектории. Итак, эти кривые, двигающиеся в различных направлениях, формируют сетку топологических поверхностей или гиперповерхностей. Кривизна является самой важной характеристикой полученной фигуры. Сплайн-кривая может относиться к траектории внутри объекта и к траектории самого объекта в пространстве и во времени. Грег Линн концентрируется в своей теории на анимации траекторий в пространстве, которое он называет анимационным полем.

Кас Оостерхьюз сфокусировался на анимации потенциала здания во времени. Он критиковал Грега Линна, что его анимация заканчивается по завершении процесса проектирования. Для Оостерхьюза здание - это не просто анимационная форма, это анимационное тело, которое продолжает двигаться после того, как посетитель попал внутрь.

Тема постоянно меняющихся и развивающихся объектов вплотную касается временных, разбираемых и переносных структур, которые на время формируют среду, легко сменяемую новыми пространствами и событиями.

Временность постройки - это шаг в сторону легкости, экологичности и движения. Временные и подвижные «здания-трансформаторы», которые могут собираться и перемещаться через непрерывный ландшафт, представлены в предложениях Тодда Доллан-да. Волкер Гинке (Volker Giencke) тоже гово-

рил о желании подвижности и кочевого состояния, увидев воплощение своих идей, касающихся освобождения, в работах Шаруна, где прозрачность ботанических оранжерей является не исчезновением формы, а рассредоточением функциональных границ.

Таким образом, основными характеристиками объектов, построенных на срезе эволюционного процесса, можно считать следующие: временность, подвижность, свобода и отсутствие границ.

Так, спроектированный для восточной части Уолл Стрит Центр обмена культурной информацией архитектора Аммара Элоуени из «Дигит-олл Студии» (Digit-all Studio) создавался как временная структура. Маленькие размеры места для проектирования, в сравнении с соседствующими большими площадями застройки, привели к решению создания небольшой и легкой структуры, которая могла бы сочетаться с крупным масштабом соседних зданий. Временность сооружения позволяла генерировать любую архитектурную форму, что, собственно, и было сделано: хоть и оставшееся виртуальным, здание имеет абсолютно непредсказуемую перетекающую структуру, совершенно не похожую на классический репертуар выбора архитектурных форм. Это вполне естественно, потому что процесс дизайна данного объекта начался с компьютерных операций, использующих подвижную анимацию.

Аммар Элоуени, Центр Обмена культурной информацией

Итак, здание представляет собой перетекание тел и информации в пространстве и во времени. Программные элементы смоделированы как точки притяжения. В свою очередь, посетители, информация и обмен посетителей

информацией играют роль «частиц». Как только частицы начинают притягивать, они формируют меняющиеся уровни концентрации. Движение частиц в данном месте создает событийное архитектурное пространство. Как облако в небе, виртуальное здание формируется из движения частиц, тем самым представляя объект без четких границ, способный к постоянному перемещению и видоизменению.

Тема постоянной трансформации, движения и анимации объектов распространяется не только на виртуальную архитектуру, но и воплощается в реальные объекты. Флюидная структура, способная медленно трансформироваться из микрокосма в макрокосм, является темой, пронизывающей проекты Уильяма Элсопа. Внутренняя структура здания превращается в так называемую архитектуру действия или, другими словами, в изучение того, как люди и предметы двигаются внутри, влияя на подвижность этой структуры. Для Элсопа движение означает жизненную энергию в создании городской среды.

Центральная станция в Роттердаме, Уильям Элсоп

Возможно, поэтому его идеи воплощаются в проекте Центральной станции в Роттердаме (2001), который напрямую связан с реальным движением и обеспечит взаимосвязи между высокоскоростными и обыкновенными железнодорожными линиями и доступ к трамвайным, автобусным линиям, такси и линиям метро.

В данном случае мы имеем дело со зданием как со связанной конструкцией - это происходит по аналогии с анимацией, то есть мы располагаем моделью, находящейся в непрерывном процессе движения и трансформаций. И если прервать этот процесс на любом этапе, мы получим законченную модель или много законченных моделей, если прерывать эту связанную конструкцию многократно.

Итак, этот метод построения объектов позволяет создавать так называемые «флюидные» или подвижные формы, которые в основном являются временными и образуются за счет проецирования, наложения и тиражирования изображений в пространстве.

Заключение

Итогом проведенных исследований становится заключение о том, что современная органическая архитектура развивается в разных неоднозначных направлениях. И на пересечении этих путей развития появляются модели (своего рода гибриды), несущие в себе каждый раз различные сочетания качеств и свойств. Целостный подход к проектированию, осуществляемый от микро- до макроуровня, обеспечит качественные трансформации объектов во время так называемых процессов мутации, воздействуя одновременно и на структуру, и на конструктивную систему, и на оболочку объектов. Реализуя принцип органической целостности, мы получим сложную, активную и в то же время интегрированную среду, готовую вместить любых обитателей, способную чутко реагировать на их запросы, постоянно видоизменяясь и эволюционируя.

БИБЛИОГАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ben van Berkel Caroline Bos UN Studio, Move, UN Studio & Goose Press, Amsterdam, the Netherlands, 1999 / пер. с англ.: Бен ван Беркель и Каролин Бос ЮН Студия, Движение.

2. Toshiko Mori, Immaterial/ultramaterial (architecture, design and materials) // George Braziller Inc., New York, 2002. (пер. с англ.: Тошико Мори, имматериальное/ультраматериальное).

3. Cyberspace. The world of digital architecture, The Images Publishing Group Pty Ltd, Australia, 2001 / пер. с англ.: Киберпространство. Мир дигитальной архитектуры.

4. Metamorph Trajectories. №9. International Architecture Exhibition, Fondazione la Biennale di Venezia Ca'Giustinian San Marco, Venezia, 2004 / пер. с англ.: Метаморфозы траекторий. № 9. Выпуск сборника к Международной архитектурной выставке 2004 года в Венеции.

5. Wright F.L., An organic architecture. The architecture of democracy, L., 1939 / пер. с англ.: Ф. Л. Райт, Органическая архитектура. Архитектура демократии.

6. David Pearson, New Organic Architecture. The Breaking Wave, 2001 / пер. с англ.: Дэвид Пирсон, Новая органическая архитектура.

7. Abstract, № 02.03. Columbia Architecture Planning Preservation, 2003, the Trustees of Columbia University in the City of New York. - 7б с.

S. A+U (Architecture & Urbanism) № 413. New University Environments. Japan: A+U Publishing, 2005.

9. Ton Verstegen, Tropisms. Metaphoric Animation and Architecture, NAi Publishers, Rotterdam, 2001 / пер. с англ.: Тон Верстеген, Тропизмы. Метафорическая анимация и архитектура.

10. Фремптон, К. Современная архитектура. Критический взгляд на историю развития / К. Фремптон. - М. : Стройиздат, 1990, перевод с английского Е.А. Дубченко; под ред. В.Л. Хайта.

11. Архитектурная бионика / под ред. Ю.С. Лебедева. - М. : Стройиздат, 1990.

A.Yu. ZASLAVSKAYA

THE CONCEPT OF A DEVELOPING OBJECT IN ARCHITECTURE

A theme of constant transformation, movement and animation of objects of architecture is considered in the paper. The problems of revealing of the organic approach in architecture are stressed out. As the result of the analysis of modern architecture development the mechanical approach to designing disappears and the main principles of formation of organic objects, as self-forming and self-growing are marked. The analogy of changes in wildlife with changes and transformation in architecture is shown: it adapts to the changes occurring in the environment, changing and going through evolution.

УДК 72.01

А.В. КОЛМАКОВ, аспирант, УралГАХА, Екатеринбург

ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ АРХИТЕКТОРА Н.А. ВСЕВОЛОЖСКОГО

Эта статья о творчестве малоизвестного архитектора Н.А. Всеволожского, жизнь которого неразрывно связана с проектированием и строительством различных объектов для нужд государства. Самые яркие его работы - пос. Полуночное и проект реконструкции клуба управления «КМАстой» в г. Губкине, выдвинутый на соискание Сталинской премии.

Советский период истории России закончился, но интерес к нему не ослабевает. Его ругают, им восхищаются, но главное - его продолжают исследовать. Одна из тенденций ХХ века - поворот от «макроистории» к «микроистории» (истории повседневности, истории «маленького человека» и т. п.). Сегодня актуально обратить внимание на историю конкретного человека, который жил и трудился в это время и своим трудом помогал создавать великое государство. Так, исследование творческого наследия одного архитектора раскрывает направление поисков современной ему архитектуры. В двадцатые годы ХХ века молодое Советское государство со своими грандиозными планами нуждалось в квалифицированных работниках. Интересно отметить тот факт, что основную группу архитекторов, по чьим проектам в тот период было построено множество объектов, составляли выпускники московских и петербургских архитектурных школ, которые получали образование в годы, предшествующие Октябрьской революции. Именно эти архитекторы заложили основы формирования нового облика больших и малых городов России. К числу таких архитекторов можно отнести Николая Александровича Всеволожского, чье творчество достойно пристального внимания и подробного изучения.

© А.В. Колмаков, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.