Научная статья на тему 'Концепция развития промышленности Республики (научно-докладная записка)'

Концепция развития промышленности Республики (научно-докладная записка) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция развития промышленности Республики (научно-докладная записка)»

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕСПУБЛИКИ

(научно-докладная записка)

1. Идентификация проблем

Современное состояние промышленного сектора экономики Республики характеризуется отсутствием согласованных между государством, бизнесом и обществом стратегических целей развития, системной государственной промышленной политики и обратной связи между экономическими субъектами и регуляторными органами. В результате основой промышленности Республики являются предприятия с неконкурентоспособными технологиями и оборудованием, не способные обеспечить наполнение внутреннего рынка высококачественной промышленной продукцией собственного производства и имеющие низкий экспортный потенциал.

Это объективное состояние получено Республикой «по наследству». Направлен-

ность государственной промышленной политики того времени на развитие технологической цепочки «уголь-кокс-металл» привели к тому, что предприятия Донбасса производили продукцию третьего технологического уклада - низкоконкурентную, экологически опасную и энергоемкую (табл. 1). Расширение данного технологического цикла путем добавления машиностроения, по сути, является попыткой сохранить и частично модернизировать потенциал предприятий, являющихся детищами 3-го технологического уклада, а финансирование научных разработок направить на разработку изобретений, пик развития которых был достигнут развитыми странами еще в 70-80-х годах прошлого века.

Таблица 1

Характеристика технологических укладов

Технологический уклад Период Ядро Ключевой фактор

Первый 1770-1830 Текстильная промышленность, текстильное машиностроение, выплавка чугуна, обработка железа, строительство каналов, водяной двигатель Текстильные машины

Второй 1830-1880 Паровой двигатель, железнодорожное строительство, транспорт, машино- и пароходостроение, угольная, станкоинстру-ментальная промышленность, черная металлургия Паровой двигатель, станки

Третий 1880-1930 Электротехническое, тяжелое машиностроение, производство и прокат стали, линии электропередач, неорганическая химия Электродвигатель, сталь

Четвертый 1930-1970 Автомобиле-, тракторостроение, цветная металлургия, производство товаров длительного пользования, синтетические материалы, органическая химия, производство и переработка нефти Двигатель внутреннего сгорания, нефтехимия

Пятый 1970-2010 Электронная промышленность, вычислительная, оптиковолоконная техника, программное обеспечение, телекоммуникации, роботостроение, производство и переработка газа, информационные услуги Микроэлектронные компоненты

Шестой 2010-2060 Наноэлектроника, молекулярная и нанофотоника, наномате-риалы и наноструктурированные покрытия, наносистемная техника, биотехнологии, нанобиотехнологии, информационные технологии, когнитивные науки, социогуманитарные технологии, конвергенция нано, био, инфо и когнитивных технологий (НБИКС-конвергенция) Нанотехнологии, клеточные технологии

Седьмой 2060-... Когнитивные и вакуумные технологии; биомедицина; биороботизация; технологии на основе резонанса и различных полей с использованием ноосферы; колонизация планет солнечной системы и выход в дальний космос Когнитивные и вакуумные технологии

Чтобы претендовать на включение в мировую экономику и быть важным игроком в мировых цепочках создания стоимости, нужно развивать предприятия, технологии которых соответствуют господствующему сейчас укладу и имеют заделы для своего развития. В противном случае, необходимо иметь собственный емкий достаточно замкнутый рынок (как во времена СССР), на котором можно

развивать полные циклы производства и сбывать продукцию предыдущих укладов. По некоторым оценкам, формирование собственных полноценных внутренних производственных связей для создания добавочной стоимости возможно при объеме рынка не менее 200 млн. человек. В связи с этим развитие промышленности ДНР предполагает два сценария.

2. Сценарии развития

2.1. Инерционный

Сценарий подразумевает консервацию существующих технологических укладов. Основан на эксплуатации конкурентных преимуществ в виде дешевых и дефицитных ресурсов, экологического нигилизма и монополизации производства. Данный вариант конкурентной стратегии активно использовался Украиной до конца 90-х. В результате сформировался сырьевой уклон структуры промышленного производства, жесткая зависимость от конъюнктуры мирового рынка и импорта энергетических ресурсов, неразвитый внутренний рынок, прогрессирующее загрязнение окружающей среды, ухудшение состояния здоровья и довольно медленные темпы роста благосостояния населения.

Перспективы развития промышленности Республики при оптимистическом варианте инерционного сценария будут выражены в максимальной интеграции в существующие производственные связи стран Евразийского экономического союза и даже Украины, если такая возможность представится. Этому способствует близость технологических укладов этих стран, которая при наличии политической воли их руководства позволит достаточно быстро интегрироваться некоторым предприятиям и даже,

возможно, произвести необходимую модернизацию.

При пессимистическом варианте инерционного сценария будет происходить деградация большинства предприятий и экономического состояния Республики в целом и превращение некогда промышленно развитого региона в депрессивный, включая отток квалифицированных специалистов и сокращение численности экономически активного населения.

Таким образом, этот сценарий стратегической перспективы не имеет.

2.2. Активный

Представляет собой проведение проактивной государственной политики, направленной на развитие передового производства (технологии 5-7 укладов) на основе активизации инновационно-инвестиционной модели развития и вхождения в новые цепочки создания стоимости.

Пессимистичный вариант активного сценария - это ускоренная модернизация промышленного производства на основе технологических и финансовых заимствований. Такая стратегия используется некоторыми развивающимися странами, а в начале 2000-х годов была принята к использованию в Украине. Это позволило несколько активизировать про-

мышленное производство, увеличить ассортимент конкурентных товаров, расширить международное сотрудничество промышленных предприятий. Однако «догоняющая модернизация», даже с использованием заимствованных инноваций, хоть и повышает конкурентные возможности отечественных производителей, но в целом только закрепляет периферийный статус промышленности по обслуживанию потребностей стран индустриального центра. Этот сценарий ускорит движение в сторону узкой промышленной специализации с дальнейшей структурной деградацией и потерей последних инновационных ячеек промышленности Республики. Данный подход даст кратковременный эффект, и с позиции стратегических перспектив также нецелесообразен.

Экономически развитые страны, начиная с последней четверти прошлого столетия, стали активно использовать стратегию промышленного развития, основанную на новой индустриализации (неоиндустриализации). Практическая реализация данного сценария предполагает позиционирование в качестве участника современных производственно-экономических стратегий, развитие инновационного потенциала и наукоемких технологий, что позволяет обеспечить новый структурный формат и современные экономические параметры развития собственной промышленности.

Вариант развития по модели неоиндустриализации предусматривает:

активное и эффективное взаимодействие и партнёрство государства, бизнеса и гражданского общества в рамках разработки и реализации новой промышленной политики на принципах баланса интересов сторон, максимального использования их экономического и орга-

низационного потенциала, системной координации целей, планов и действий;

наиболее полное использование потенциала предпринимательской свободы и инвестиционно-инновационной активности в пределах согласованных целей и приоритетов развития;

использование возможностей современных форм организации промышленного производства, распределения и продвижения продукции на рынках, которые показали свою высокую эффективность в международной практике (сетевые структуры, региональные кластеры и др.).

В рамках неоиндустриальной модели возможно частичное использование других вариантов развития промышленности (ресурсного, модернизационного и др.) при условии их эффективности для решения специфических отраслевых и/или территориальных задач.

Стратегические интересы государства заключаются в сохранении и эффективном наращивании национального промышленного потенциала на собственной территории и преимущественно на собственной ресурсной базе с учётом современных экологических требований с достаточным уровнем диверсификации (по продуктовой и технологической структуре).

Предлагаемый неоиндустриальный вариант развития позволит:

существенно улучшить структуру национальной промышленности на основе развития передового производства;

ускорить технологическое и продуктовое обновление действующего производства на основе формирования благоприятных инвестиционно-инновационных условий;

улучшить пропорции «собственное производство - импорт», «внутренний рынок - экспорт».

Основной путь реализации нового индустриального развития - разработка и реализация матричной промышленной политики.

Матричная промышленная политика исходит из того, что:

успех промышленной политики зависит в первую очередь от действий бизнеса, который несёт ответственность за развитие производства промышленной продукции, процессов и квалификации рабочих, необходимых для сохранения имеющихся и открытия новых рынков, поиска новых возможностей роста с учётом требований корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития;

главной задачей государственной промышленной политики является создание благоприятной среды для развития

всего бизнеса путём реализации комплекса горизонтальных мер по содействию инновациям, структурным сдвигам, конкурентоспособности, не прибегая к селективным интервенциям (в те или иные отрасли или производства);

промышленная политика не может быть ограничена только широкими горизонтальными мероприятиями, а должна принимать во внимание специфический контекст отдельных отраслей (секторов), то есть предусматривать матричное сочетание базисных горизонтальных мероприятий и их отраслевых (секторных) приложений.

Учитывая исторические особенности Донецкого края, неоиндустриальный сценарий развития является наиболее целесообразным.

3. Идеальная модель (перспективное видение будущего состояния)

Целенаправленность, системность и комплексность государственной промышленной политики невозможна без сформулированного образа конечного результата. В начале пути очерчиваются контуры состояния той идеальной системы государственного регулирования в сфере промышленности, которую государство стремится создать. В дальнейшем, после тщательного изучения внутренних возможностей и внешних условий, разрабатываются пути достижения данного состояния, которые в ходе их реализации перманентно корректируются и уточняются с помощью стратегических и программно-целевых инструментов государственного управления.

Общая схема Концепции развития промышленности представлена на рис. 1.

Цель - формирование передового производства на основе активизации инновационно-инвестиционной модели раз-

вития и вхождения в новые цепочки создания стоимости.

Целевые ориентиры: модернизация имеющихся и создание новых рабочих мест с конкурентоспособным уровнем оборудования и оплаты труда;

повышение удельного веса технологий пятого и шестого укладов;

обеспечение товарного наполнения внутреннего рынка высококачественной промышленной продукцией собственного производства;

развитие экспортного потенциала и укрепление позиций национальных товаропроизводителей на внешних рынках.

Объектом управления являются процессы и отношения, оказывающие влияние на формирование передового производства и вхождение в новые глобальные цепочки создания стоимости.

[

Угрозы и вызовы

Цели и задачи социально-экономического развития

Стратегическая цель промышленной политики

Задачи промышленной политики на среднесрочную и долгосрочную перспективы

I

При про

т

Приоритетные направления промышленной политики

л=£=

| Принципы ф

Принципы формирования промышленной политики

Отраслевые

I

I

Т"

±

1

Общесистемные

Металлургия

Машиностроение

Химическая

Лесная

Энергетика

Стройматериалы

Легкая

Пищевая

т

г

Инструменты

Наука и инновации

Инвестиции

Информация

Экология

Природопользование

Образование

Связь

Транспорт

С

Потенциал

Целевые программы

Налогообложение

Гос.-част. партнерство

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соц. обеспечение

Гос. поддержка

Особые экон. зоны

Информац. обеспеч.

Институц. обеспеч.

Финансовый

Трудоресурсный

Научный

Информационный

Георграфо-эконом.

Природный

Производственный

Культурный

Роль промышленной политики в обеспечении экономического роста: производственные, инновационные, инфраструктурные проекты

Факторы реализации промышленной политики (экон., полит., социал.)

±

Роль органов власти в реализации промышленной политики: проекты законов, социальные и образовательные проекты

I

Социально-экономические механизмы реализации промышленной политики

Риски реализации промышленной политики (на макро-, мезо- и микроуровнях)

Результаты реализации промышленной политики

Рис. 1. Концепция развития промышленности Республики

3.1. Вопросы собственности

Промышленный сектор экономики предполагает сочетание различных форм собственности и организационно-правовых форм предприятий. Государственная экономическая политика, в том числе в сфере развития промышленности, базируется на признании равенства всех форм собственности, а также равенства субъектов хозяйствования любой организационно-правовой формы и формы собственности. Признание и правовая защита обеспечиваются принятием закона Республики о собственности.

Государство гарантирует неприкосновенность прав собственности и свободу предпринимательской деятельности.

Для обеспечения контроля государства над предприятием, имеющем стратегическое значение, при отсутствии контрольного пакета акций может быть введен институт "золотой акции" как специальное право государства на участие органов исполнительной власти в управлении акционерными обществами с предоставлением права вето при голосовании по важнейшим вопросам деятельности акционерных обществ. Законодательно устанавливаются четкие требования к внедрению механизма «золотой акции», ограниченности и срочности его применения, определяются правовой режим введения и круг полномочий государства, обладающего «золотой акцией».

Для предприятий, выпускающих социально значимую продукцию или стратегически важную продукцию, увеличение доли государственной собственности или полный переход такого предприятия в государственное управление целесообразны в следующих случаях:

1. Отказ главного акционера (собственника) от работы по законодательству Республики (регистрации, уплаты налогов).

2. Глубокого кризисного состояния предприятия и/или наличия угрозы его существованию.

3. Деструктивные формы поведения руководства (доведение до банкротства, прекращение деятельности, вывоз оборудования, вывод средств, необоснованная невыплата зарплаты и т.п.).

4. Реализация масштабных инвестиционных проектов, в которых существующие собственники отказываются участвовать или же их участие непропорционально мало по сравнению с участием государства.

В условиях политико-экономической неопределенности высок риск, что некоторые предприятия добровольно не будут перерегистрироваться, поскольку потеряют доступ к счетам и экспортным возможностям, усилят вероятность конфискации собственности владельцев на других территориях и т.п.

Поэтому на переходном этапе целесообразно основное внимание уделить решению следующих задач:

1. Создать организационные возможности для нормальной деятельности (банковские счета, возможность экспорта, например, через Россию или другие непризнанные республики, которые признаны Россией).

2. Провести углубленный анализ существующей системы создания добавленной стоимости и оценить возможности обеспечения доступа к сырью и рынкам сбыта предприятий вне зависимости от деструктивных действий (собственников, Киева).

3. Осуществлять принудительную перерегистрацию предприятий, результаты проверки которых показали возможность независимого функционирования. В случае отказа - введение на первом этапе государственного управления без национализации активов (при деклариро-

вании, что собственники могут вернуться, если согласятся официально перерегистрироваться).

3.2. Вопросы управления

Мировая практика свидетельствует, что государство обязано присутствовать в конкурентной среде, выступая и как единая хозяйственная система, и через свои отдельные субъекты хозяйствования. Формы, способы и масштабы государственного влияния определяются каждым государством самостоятельно.

Существует два способа регулирования экономических процессов со стороны государства: плановый (административный) и рыночный (либеральный). Первый способ предполагает централизованный подход в распределении ограниченных ресурсов, а второй - отводит значительную роль самоорганизации и минимальному вмешательству со стороны органов государственной власти в воспроизводственные процессы.

Практический опыт ХХ века в использовании различных систем государственного регулирования показал, что наиболее приемлемым для долгосрочного экономического развития является смешанный подход, который предполагает различные варианты государственного участия в воспроизводственных процессах. При этом изменяются лишь стратегические цели, масштабы и формы государственного вмешательства в экономику, тогда как сам принцип вмешательства остается неизменным. Наиболее эффективные варианты вмешательства следующие:

1. Разделение экономики на две сферы, одна из которых (наиболее значимая) регулируется государством, а другая - рынком. Продукция, имеющая первостепенное значение для национальной экономики, подлежит централизо-

ванному планированию, в отношении остальных видов продукции осуществляется рыночное регулирование.

2. Индикативное планирование. Плановое регулирование затрагивает главным образом макропроцессы, а рыночные отношения регулируют микроуровни хозяйственной деятельности; основой для планового макроэкономического регулирования служат главные тенденции изменения общественного спроса и предложения, а микроэкономическая деятельность направляется макроэкономическим планом.

Индикативное планирование является на сегодня основой государственного регулирования. В Китайской Народной Республике и целом ряде других экономически успешных стран, где «государство регулирует рынок, рынок ориентирует предприятия», индикативное планирование показало свою высокую эффективность. В этом случае государству следует создавать необходимые институциональные условия (экономические, юридические), а также, опираясь на административные средства регулирования соотношения между рыночным спросом и предложением, создавать благоприятную экономическую и социальную среду и, тем самым, «подсказывать» предприятиям правильные хозяйственные решения.

Данный подход целесообразно использовать в Республике для создания эффективного механизма государственного регулирования. Основными характеристиками данного механизма должны стать:

монополия государства на принятие основных решений в стратегически важных отраслях и производствах;

сочетание мер административного, прямого и косвенного рыночного воздействия, варьируемых по секторам (госу-

дарственный, частный, смешанный) и отраслям в зависимости от экономической конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков;

использование индикативного планирования как ключевого инструмента государственного управления экономикой;

жесткий контроль за ценами с их последующей долгосрочной контролируемой постепенной либерализацией, предотвращение их значительных колебаний для обеспечения устойчивого развития экономики;

акцент в арсенале рыночных методов регулирования экономики на денежно-кредитную и налогово-бюджетную политику;

формирование и последующее совершенствование национальной инновационной системы за счет всемерного стимулирования «собственных инноваций» предприятий всех форм собственности;

ориентация на сбалансированное развитие за счет сокращения разрыва в доходах различных социальных групп населения, жителей города и села, представителей различных регионов; обеспечение относительно высокого уровня социальной защиты населения;

содействие решению задач обеспечения занятости трудоспособного населения Республики.

3.3. Направления развития

Новая промышленная политика содействует развитию отраслей, которые обеспечивают конкурентные преимущества на мировых рынках, повышение качества продуктов и процессов, ускорение темпов роста в смежных отраслях. В число приоритетных отраслей входят наукоёмкие машиностроительные производства, приборостроение, производство эко-

логически и биологически чистых пищевых продуктов, добыча топливно-энергетических полезных ископаемых и новейшие виды производств по их комплексному использованию и глубокой переработке; производство электроэнергии, в том числе на основе воспроизводимых и нетрадиционных ресурсных источников; базовые перерабатывающие производства (металлургия, химия и нефтехимия), использующие передовые технологии производства.

Традиционные базовые отрасли материально-сырьевого сектора промышленности развиваются на принципиально новом технико-технологическом фундаменте в экономически целесообразных и экологически допустимых пределах. Основная их задача трансформируется с увеличения объемов производства в максимально возможную степень глубокой и комплексной переработки.

Таким образом, основными направлениями развития промышленного сектора экономики Республики являются:

максимальное использование существующего потенциала, в том числе за счет использования механизмов государственно-частного партнерства;

ориентация на первоочередное удовлетворение потребностей существующих рынков сбыта (внутреннего, а также российского), в том числе с ориентацией на импортозамещение;

интеграция в технологические цепочки России и других дружественных государств;

внедрение инновационных технологий, обеспечивающих производство конкурентоспособной продукции, ресурсо- и энергосбережение, обладающих экологически безопасными характеристиками;

сочетание развития промышленности с развитием инфраструктуры и социальным развитием;

развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) в промышленности;

создание отраслевых и межотраслевых Технологических платформ и Совместных технологических инициатив;

формирование кластерных научно-производственных структур;

формирование системы подготовки квалифицированных кадров для промышленного сектора экономики, обладающих современным набором знаний и умений;

активное использование человеческого фактора путем формирования и развития инициативы трудовых коллективов, совершенствования системы корпоративного менеджмента.

3.4. Институциональная среда (инструменты воздействия)

Республика получает уникальный исторический шанс - возможность реализации задачи построения новой модели развития промышленности на основе обеспечения комплексного правового регулирования «на опережение», сконцентрированного на создании правовой среды, стимулирующей работу всех участников процесса на достижение перспективных целей, формировании системы хозяйственного законодательства с учетом лучших традиций и мирового опыта.

Главными инструментами государственной промышленной политики являются:

1. Инструмент государственных программ

Государство определяет приоритеты развития отраслей и видов деятельности с учетом потребностей общества, возможностей доступа к рынкам сырья и сбыта, наличия производительных сил и ресурсов (рынок труда, ресурсы), интеграционных приоритетов и т.п. К реали-

зации мероприятий государственных программ привлекаются предприятия частной формы собственности на основах государственно-частного партнерства.

2. Инструмент государственного заказа

Государство размещает на предприятиях государственный заказ на производство продукции или услуг при минимальной наценке. Наценка (гарантированная прибыль) в размере 5-10% устанавливается государством после анализа себестоимости производства. Предприятия, на которые поступает государственный заказ, не могут отказаться от его исполнения.

Основные направления формирования институциональной среды развития промышленности:

1. Инвентаризация законодательства и синхронизация норм основных законодательных актов в сфере экономико-правового обеспечения хозяйственной деятельности (подготовка перспективного плана законотворческой деятельности).

2. Создание в переходный период института «представителей государства» на крупных предприятиях, которые будут выполнять следующие функции:

• донесение до руководства предприятия позиции государства по ключевым вопросам;

• лоббирование интересов предприятия перед государством;

• мониторинг основных показателей;

• контроль за реализацией государственных программ;

• отслеживание проблемных ситуаций;

• донесение до руководства предприятия информации об имеющихся возможностях (инвестиционные программы, льготы, рынки сбыта, госзакупки);

• координация работы в рамках цепочек создания стоимости.

3. Разработка профиля промышленного потенциала Республики, который будет отражать:

• состояние фактических и перспективных производственных мощностей, которыми обладают предприятия промышленности;

• источники сырья (материалов, комплектующих и т.д.) для промышленных предприятий с выделением безопасных (не подверженные экономическим, транспортным и политическим рискам) и экономически целесообразных (выгодные цены) источников;

• перспективные рынки сбыта для продукции с оценкой их объема и долгосрочной конкурентной позицией отечественных производителей на них.

4. Внедрение механизмов государственно-частного софинансирования ин-

вестиционных проектов развития промышленности.

5. Создание и развитие качественной системы профессиональной подготовки кадров для промышленности.

6. Формирование и государственная поддержка треугольника инноваций «образование-исследования-инновации», в котором активно взаимодействуют учреждения и предприятия науки, образования и промышленности.

7. Создание системы налогообложения предприятий промышленности, имеющей минимальный уровень администрирования и оптимальные налоговые ставки.

8. Создание и развитие инжиниринговых, исследовательских центров и других научно-производственных структур, продуцирующих знания и технологии.

4. Роль науки в развитии промышленности

Созданию передовых технологий, современной техники и совершенствованию действующего технико-технологического базиса промышленности предшествует комплекс научных исследований и разработок, что и определяет роль науки в развитии промышленности и создании новой конкурентной техники и технологий (рис. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наиболее характерной чертой неоиндустриализации является инновационность. Научные исследования как инструмент государственной промышленной политики способствуют активизации внутриотраслевого и межсекторального сотрудничества в области поиска и внедрения инновационных технологий в промышленном секторе экономики с целью повышения ее конкурентоспособности. Стратегическая задача государственной промышленной полити-

ки - формирование и реализация потенциала треугольника инноваций «образование-наука-производство» в решении важных проблем развития промышленности. Решение данной задачи будет способствовать улучшению координации и объединению усилий науки и производства, ускорению генерации новых знаний в стратегических технологических сферах и верификации коммерческих возможностей разрабатываемых технологий.

В Республике еще сохранился значительный научно-технический потенциал, способный обеспечить создание масштабных диверсифицированных инноваций. Основной формой организации НИОКР остаются академические и отраслевые научные учреждения.

Производство

Рис. 2. Роль науки в решении проблем развития промышленности

Представляется целесообразным начинать процесс восстановления связей в треугольнике «образование-наука-производство» именно с бизнеса: его динамично развивающийся спрос (с учётом конкретных потребностей рынка) и финансовая поддержка могут дать реальный импульс масштабным промышленным инновациям. В этом плане необходимо максимально использовать то лучшее, что накопила мировая практика по инновационному стимулированию бизнеса. У бизнеса, прежде всего крупного, государство должно настойчиво воспитывать привычку к непрерывному взаимодействию с наукой и самостоятельному созданию новых, а не приобретению уже готовых технических и технологических решений.

Эффективными инструментами финансовой поддержки и интеграционных процессов в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) могут стать: система грантов; программно-целевое финансирование в рамках научных и научно-технических программ, в том числе по выполнению комплексных, междисциплинарных исследований; государственный заказ на выполнение НИОКР; государственно-частное партнёрство в реализации инновационных проектов. Одновременно государство должно разработать формы и методы селекции претендентов на получение соответствующих государственных ресурсов и объективного контроля за их результативностью.

Научно-докладная записка подготовлена коллективом института в рамках выполнения научно-исследовательской темы «Институциональное обеспечение структурных трансформаций промышленных территорий»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.