Научная статья на тему 'Концепция развития осетинской национальной культуры'

Концепция развития осетинской национальной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция развития осетинской национальной культуры»

З.А. Битарти*. Предложения

В основу единого осетинского литературного языка был заложен иронский диалект в 1924 г на общей конференции интеллигенции Севера и Юга Осетии (докладчик - один из образованнейших общественных деятелей Осетии А.А. Тибилов, который в 1936-1937 гг. стал жертвой сталинских репрессий). За нормы литературного языка же были приняты языковые особенности поэзии великого Коста. С тех пор нигде и никогда (кроме отдельных высказываний) ничего не пересматривалось. Поэтому считаю целесообразным как в Южной, так и в Северной Осетии относиться бережно к языку Коста, коль никто пока не сотворил более веское, значимое, с большим осетинским духом осетинское слово, а значит смысловая глубина и уместное употребление осетинского слова - идеальный показатель осетинского менталитета.

Чтобы сохранить это богатство, считаю:

1. Вся детская литература (а также программы в детсадах) должна базироваться на языке великого Коста, с современным подходом к действительности (начиная с 6-месячного возраста).

2. В составлении программ и учебных пособий по осетинскому языку и литературе как для начальной школы, так и для средней школы должны принимать участие равное количество ученых, учителей, методистов Севера и Юга Осетии.

3. В развитии осетинской мифологии, лите-ратуры,языка,археологии, истории,этнологии должна быть заложена национальная идея - осетинская нация едина.

4. Для реализации поставленных задач необходимо срочно приступить к подготовке квалифицированных кадров с классической основой образования.

Проект

Концепция развития осетинской национальной культуры

Общие положения

Концепция развития осетинской национальной культуры - государственный документ, устанавливающий цели, основные направления и стратегию развития осетинского языка и культуры в начале XXI века.

Концепция развития осетинской национальной культуры исходит из культурных интересов личности, осетинского этноса и всего народа Осетии, каждой локальной общественной или этнической группы, всего гражданского общества и государства.

Концепция учитывает особое геополитическое положение, исторические и географические особенности, социально-экономические условия и культурный потенциал Осетии. Концепция рассматривает культуру как неотъемлемый компонент устойчивого развития общества и гармонизации социальной среды, необходимый источник для политической, социальной и экономической модернизации

Концепция опирается на анализ мировых и отечественных тенденций развития национальных культур и языков. Опыт социальных экспериментов XX в. привел мировое сообщество к окончательному отказу от политической идеи этнокультурной унификации. Результатом победы международно-правовых принципов гуманизма и демократии стало утверждение идеала культурного многообразия человечества. Глобальная экономика, технический прогресс, масштабные миграции населения и торжество общедоступ-

ной массовой культуры порождают опасность постепенного угасания национально-культурного наследия народов мира. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) объявила первое десятилетие XXI века десятилетием сохранения языкового раз-нообразия и культурного наследия человечества.

Сформировавшийся в XIX-XX вв. многоэтнич-ный состав населения, свободное сосуществование и взаимовлияние разных культур и языков придают культурно-цивилизационному потенциалу Осетии особую устойчивость, силу и яркость, создают надежный гуманитарный фундамент для гражданских, надэтнических принципов общественного устройства. Однако общее направление культурного развития и социокультурная ситуация в Осетии определяются прежде всего положением осетинской культуры. Общепризнанно, что подлинную культуру можно строить лишь в соответствии со своим собственным прошлым, имея при этом в виду свое собственное будущее; в то же время укрепление культурной самостоятельности народов благоприятствует расширению контактов и сближению культур. Для сохранения культурного и языкового наследия Осетии, для полноценного развития национальной культуры необходимо создание законодательных, институциональных, кадровых, финансовых и материально-технических условий.

Основой эффективной культурной политики является соотнесение культурных процессов в

*Битарти З.А. - к.ф.н., доцент, ученый секретарь ЮОНИИим.З.Н.Уанеты.

ВЕСТНИК

ВЛАДИКАВКАЗСКОГО НАУЧНОГО иЕНТРА

Осетии с региональным (кавказским), российским и мировым культурным контекстом. Двигателем современного постиндустриального, информационного общества становится культура, понимаемая как совокупность творческих ресурсов. Ключевыми институтами новейшей экономики становятся образовательные, культурные, научные, информационные организации как центры сосредоточения теоретического и прикладного знания.

Культурно-исторический контекст

XIX век был временем становления осетинской нации и формирования осетинской национальной культуры. На его вторую треть пришлось начало Культурного переворота - перехода от культуры традиционного типа к национальной культуре Нового времени. Присоединение к России и вовлечение Осетии в систему мировых экономических связей разрушили традиционный уклад жизни, повысили мобильность населения, расширили горизонты куль-турного взаимодействия. При отсутствии автономных форм политической и экономической жизни, в условиях разделения Осетии между несколькими административными формированиями, профессиональная письменная культура превратилась в важнейший фактор национальной консолидации и осознания национальных интересов.

Вторая половина XIX и первая четверть XX века стали для Осетии эпохой Национального возрождения - периодом форсированного строительства национальной культуры, призванной обеспечивать процессы модернизации и новые культурные потребности развитого (государственного, рыночного, индустриального) общества.

Изменилось качество осетинской культуры, кардинальную перестройку претерпела ее внутренняя структура. На смену культуре традиционного общества пришла культура нации. Традиционная (народная, фольклорно-этнографическая) культура из целого стала частью - превратилась в базовую, социально детерминированную страту разветвленной национальной культуры, включающей также письменные, профессиональные, ученые компоненты. Становление осетинской национальной культуры опиралось на внутренний потенциал социального и культурного развития, но не могло быть успешным без партнерства и посредничества великой русской культуры. Однако главное достижение, позволившее без социальных срывов, этнических и конфессиональных конфликтов встроить традиционное наследие в социокультурный контекст развитого аграрно-индустриального общества и российской государственности - это успешное строительство собственной профессиональной национальнокультурной инфраструктуры.

Национальное возрождение в Осетии продолжалось и после установления советской власти, которая первоначально исходила из признания права народов многонациональной страны строить собственную культуру. Важнейшей победой национально-культурного строительства стало создание осетинской школы с родным языком обучения.

Срыв наступил во второй четверти XX в., когда началось постепенное свертывание национально-культурного строительства, последовали репрессии против его идеологов и активных участников. Эпоха Национального возрождения была насильственно прервана, не успев завершиться.

Политика денационализации оказалась разрушительной для профессиональных отраслей национальной культуры (наиболее ощутимые потери понесли образование, литература и театр). Прекращение языкового строительства и резкое сокращение общественных функций лишили осетинский язык действенных механизмов воспроизводства.

Между тем незавершенность национальнокультурного строительства в Осетии продолжает оставаться определяющим показателем современного состояния культуры, одной из фундаментальных причин кризиса в духовной жизни общества. Строительство осетинской национальной культуры начиналось в аграрном обществе, сохранявшем черты традиционности до первых десятилетий XX в., а ее насильственное вытеснение пришлось уже на индустриальную эпоху, когда полноценное воспроизводство культуры невозможно вне системы образования и профессиональной деятельности. Сегодня, в эпоху информационных технологий, отставание становится все заметнее, к тому же кардинальные изменения в соци-альной структуре общества формируют культурную ситуацию с новыми вызовами и рисками. Культурно-исторический опыт нового и новейшего времени не оставляет сомнения, что альтернативой строительству собственной национальной культуры, только и способной к саморазвитию и активным внешним контактам, является духовная и социальная деградация на почве отсутствия национальных механизмов адаптации в мировом культурном пространстве. Поэтому формирование продуманной культурной (в том числе языковой и образовательной) политики, учитывающей исторический опыт, новейшие тенденции и технологии мировой культуры, - единственный путь конструктивного движения, совмещающий сохранение имеющихся достижений с планомерным достраиванием недостающих звеньев национально-культурной инфраструктуры.

Цели и задачи

Концепция развития национальной культуры ориентирована на достижение долгосроч-

ных целей культурной политики, создание условий для реального доступа населения к культурным ценностям, развитие духовного и нравственного потенциала личности. Цели развития национальной культуры неотделимы от общей стратегии политической, социальной и экономической модернизации. В концентрированной форме целеполагания Концепция определяет приоритеты культурной политики и базовые направления ее реализации, которая планируется на основе межведомственных и межотраслевых социокультурных проектов и целевых программ. Культурная политика понимается как совокупность взаимоотношений различных субъектов - органов государственной власти и местного самоуправления, учреждений и организаций культуры, общественных объединений, творческих союзов, отдельных деятелей культуры и населения в целом - по поводу сохранения и воспроизводства культурных ценностей.

Ключевыми целями Концепции являются:

- формирование и совершенствование государственной политики в области осетинского языка и национальной культуры;

- превращение культуры в стратегический фактор развития общества;

- сохранение культурного наследия осетинского народа и развитие осетинской национальной культуры;

- сохранение, развитие и обеспечение полноценного функционирования осетинского языка как национального языка осетинского народа и государственного языка;

- создание национальной системы поликуль-турного образования;

- сохранение всех самобытных культурных традиций, представленных в Осетии, укрепление принципов межкультурного диалога и толерантности.

Важнейшие задачи, требующие решения для достижения поставленных целей:

- формирование и сохранение единого культурного пространства Осетии и реализация единой государственной политики в сфере культуры;

- совершенствование законодательства в области культуры;

- нормативно-правовое, организационное, научное, информационное и кадровое обеспечение культурной политики;

- повышение статуса осетинского языка в общественной жизни, расширение его социальных и культурных функций в современном образовательном пространстве, укрепление его позиций в духовной и культурной жизни Осетии;

- создание эффективной системы защиты, сохранения, популяризации, использования и ох-

раны памятников материального и нематериального культурного наследия;

- формирование программы приоритетных научных исследований в области культуры:

- возобновляющее переосмысление и пропаганда традиционных ценностей национальной культуры;

- формирование уникального образа древней, самобытной, динамично развивающейся культуры Осетии;

- интеграция осетинской национальной культуры в российское и мировое цивилизационное пространство.

- государственная поддержка и содействие развитию профессионального искусства и литературы;

- художественное и эстетическое воспитание подрастающего поколения, поддержка молодых дарований и постоянная забота о воспроизводстве творческой элиты;

- развитие и поддержка системы художественного образования, воспитания и досуга;

- создание оптимальных условий для свободного доступа граждан к ценностям культуры, для самоорганизации и творческой самореализации личности как активного субъекта культурной деятельности;

- формирование среды, благоприятной для раскрытия творческих способностей профессионального художественного сообщества и художественной самодеятельности населения в целом;

- стимулирование процессов самоорганизации культурной жизни и поддержка культурного многообразия, создание условий для саморазвития культуры на местах, адекватного целям гармонизации общественных отношений;

- обеспечение и защита конституционного права граждан на качественное культурное обслуживание, участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры;

- укрепление, модернизация и обеспечение устойчивого развития сети учреждений и институтов культуры;

- укрепление материально-технической базы учреждений культуры и искусства;

- повышение профессионализма, социального статуса и материального обеспечения работников культуры и искусства;

- подготовка компетентных кадров, способных осуществлять организационно-правовую, консультативную, художественно-творческую, научно-исследовательскую, экспертную деятельность в сфере культуры;

- создание новых технологий в сфере культуры, в том числе - информационных центров, центров программирования сферы культуры, механизмов

взаимодействия между различными субъектами культуры;

- поддержка и стимулирование инновационных творческих проектов и моделей мышления в области культуры и искусства;

- поддержка развития культурных и творческих индустрий, позволяющих внедрять инновационную социально-ориентированную творческую экономику с предложением нового спектра культурных услуг и продуктов.

Принципы культурного развития

Определяющие принципы современного национально-культурного развития суть следующие:

Принцип суверенитета культуры. Национальная культура необходима для строительства будущего, как сфера производства актуальных образов и смыслов, достаточных для самоопределения личности и понимания окружающего мира. Культура не может быть отнесена к сфере услуг или включена в прагматический инструментарий политики, она обладает самоценностью и является субъектом исторического развития. одной из движущих сил общественного и экономического развития. Поэтому национальная культура - равноправный партнер правового государства, гражданского общества и рыночной экономики, а механизмы координации и регуляции актуальных культурных практик формируются в тесном взаимодействии институтов национальной культуры с государством и обществом.

Принцип креативности. Основным жизнеобеспечивающим ресурсом в современном обществе становится сам человек с его способностью к саморазвитию и творческому преобразованию информации. В отличие от архаической добывающей и индустриальной производящей культуры, в постиндустриальном, информационном обществе побеждает культура обрабатывающая. Интеллектуальный, творческий труд делает самого человека не только основным жизнеобеспечивающим ресурсом, но одновременно и целью общественного и культурного развития.

Принцип преемственности. Трансляция этнокультурной информации должна быть подчинена общей логике развития современной национальной культуры, понимаемой как механизм адаптации гражданского сообщества к меняющимся условиям жизни. Поэтому сохранение достоинств и достижений национальной культуры не имеет ничего общего с фор-мированием неизменных трафаретов или поиском «исконных» ценностей. Напротив, естественной функцией национальной культуры является постоянное обновление, предполагающее интенсивную модификацию этнокультурного комплекса, выработку и освоение инно-

ваций в ходе активного межкультурного сотрудничества и цивилизационного развития.

Принцип плюрализма и разнообразия. Жизнеспособность сложных саморазвивающихся систем зависит от дифференцированности и богатства их элементов. Потенциал выживания системы тем выше, чем разнообразнее и дифференцированнее ее реакции, соответствующие многообразию внешних воздействий. Чем сложнее внутренняя структура общества, чем разнороднее его этнический, конфессиональный, субкультурный состав, чем более многомерна и ассиметрична его культура, - тем больше у него шансов выжить, тем более оно устойчиво и жизнеспособно. Именно многообразие, противоречивость и неоднородность современного мира делают его сбалансированным и единым. Культурное взаимодействие (и в условиях межкультурного диалога, и в стремлении к единству национальной культуры) не должно приводить к усреднению, унификации, разрушению специфической картины мира. Поэтому в содержание поликультурного образования закладываются условия комплиментарности культур и языков - в противовес унификации и ассимиляции.

Принцип открытости и сотрудничества. Развитая национальная культура способна транслировать актуальные ценности и смыслы от поколения к поколению, обеспечивая открытость для взаимодействия с другими культурами. Национальная и религиозная терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, формиро-вание культуры мира и межличностных отношений - фундаментальные условия межкультурного диалога и жизнедеятельности в поликультурном открытом обществе. Открытость и сотрудничество формируют основу для интеграции национальной культуры в мировое культурное пространство, позволяют осваивать культурные практики и инновационные технологии управления других культурных систем.

Принцип персонификации культурной жизни. Культурный организм способен нормально функционировать только в том случае, если восстановлены связи культурных процессов с личностью творца - деятеля культуры, науки, образования. Естественно, выстраивание иерархий или, тем более, проблемы финансирования искусства могут осуществляться только через посредничество специальных культурных институций. Однако отсутствие таких механизмов критики и консенсуса неизбежно приводит к размыванию критериев и обезличиванию культурных явлений.

Язык национальной культуры

Осетинский язык является культурным достоянием и основой национального самосозна-

ния осетинского народа. Он является важным средством укрепления государственности, обеспечения культурного и духовного развития осетинского народа. Современная языковая ситуация в Осетии продолжает негативно сказываться на состоянии осетинского языка: сокращаются сферы его функционирования; учебнометодическая литература не отвечает современным требованиям; работа по разработке норм осетинского литературного языка не отвечает потребностям современного общества; не утверждены стандарты и правила деловой корреспонденции и делопроизводства на осетинском языке; сократилось число носителей языка; произошло снижение речевой культуры; отсутствуют компьютерные технологии, позволяющие интегрировать осетинский язык в современные информационные системы; наконец, отсутствует возможность получать образование на осетинском языке. В результате в общественном сознании складывается мнение о невозможности полифункционального использования осетинского языка в качестве государственного без ущерба для экономической, образовательной и культурной интеграции Осетии в российское и мировое сообщество.

Между тем осетинский язык обладает устойчивыми социально-историческими традициями, письменной культурой и лексическим богатством, он тесно связан с развитием национальной государственности и культуры осетинского народа. Без государственной защиты, сохранения и развития осетинского языка невозможно обеспечить развитие национальной культуры и информационную защиту общества. В сложившейся языковой ситуации функциональная институционализация осетинского языка как государственного неизбежно будет носить поэтапный характер.

Осетинскому и русскому языкам должны быть обеспечены все условия для равноправного развития в качестве государственных языков.

Государство исходит из основополагающего принципа равноправия всех языков независимо от их правового статуса, а также численности и характера расселения носителей языка, а потому обеспечивает всем гражданам возможность пользоваться осетинским языком, русским языком, а также и другими языками при осуществлении социально-экономических, культурных, политических и личных прав и свобод.

Языковая политика и законодательное регулирование в области употребления языков направлены как на всемерное содействие сохранению, развитию и расширению сферы функционирования осетинского языка, подготовке кадров и совершенствованию системы образования

на осетинском языке, так и на обеспечение гармоничного взаимодействия осетинского, русского и других языков, взаимообогащения национальных культур и языков. Стержнем языковой политики, включая политику в области образования, является стратегия сохранения и упрочения сбалансированного двуязычия, при котором обеспечивается и поощряется знание русского и осетинского языков как государственных всем населением Осетии.

Как государственный язык и язык национальной культуры, осетинский язык используется во всех сферах общения и пользуется материальной и иной поддержкой государства, направленной на развитие осетинского языка, укрепление его позиций в общественной жизни, расширение его социальных и культурных функций.

К числу основных направлений государственной политики в области осетинского языка относятся также: разработка правовой системы, обеспечивающей эффективное функционирование, развитие и регламентацию использования осетинского языка в различных социальных сферах; организации активной нормотворческой деятельности; координация научно-исследовательских работ в области осетинского языка и осети-новедения; формирование системы подготовки и переподготовки работников административного управления и общественного самоуправления для внедрения в необходимых случаях обязательного варианта делопроизводства на осетинском языке.

Непременным условием сохранения и развития языка является реализация его образовательной функции. Качественное улучшение обучения осетинскому языку на базе использования новых программ, учебников нового поколения и новых образовательных технологий - одно из приоритетных направлений языкового строительства. В то же время изучение осе-тинского языка, как бы хорошо оно ни велось, не может реализовать его образовательную функцию. Осетинский язык только тогда сможет реально укрепить свои позиции, когда из изучаемого языка превратится в язык обучения. Деформация национально-культурных функций школы, происходившая во второй половине XX в., повлекла для Осетии тяжелые языковые и общекультурные последствия, в том числе резкое сокращение функций и снижение жизнеспособности осетинского языка в современном обществе. Поэтому важнейшим направлением языковой политики является создание полноценной системы образования на родном языке, способной обеспечить: трансляцию национальной культуры и значимого об-щественно-историчес-кого опыта; открытость в другие культуры, интенсивный культурный обмен, поликультурный харак-

тер образования; международный стандарт образования.

Защита языкового наследия включает сохранение ономастической системы языка, унификацию терминологии, правовое регулирование соблюдения норм литературного языка при его использовании в издательской деятельности, деловой корреспонденции, средствах массовой информации, в рекламе и связях с общественностью.

Национальная культура и общее образование

В результате культурной политики 60-80-х гг

XX в. образование потеряло необходимую связь с национальной культурой, родным языком и повседневной жизнью народа. Но полноценное воспроизводство национальной культуры в индустриальном и постиндустриальном, информационном, урбанизированном обществе невозможно вне родного языка и системы образования. Поэтому во второй половине XX века, несмотря на высокие показатели всеобщей политизированной культуры, в Осетии произошло значительное отступление от достигнутых уровней национально-культурного развития.

Необходимой культурной основой полноценного национального развития и нормальной жизнедеятельности общества является такая система образования, которая способна транслировать национальную культуру, обеспечивая открытость в другие культуры и современное цивилизационное развитие нации.

Национально-культурные интересы Осетии в сфере образования предполагают восстановление этнокультурных и этносоциальных функций осетинской школы. При этом национальная система образования, вырастающая из культурноисторических традиций народа, обращенная к его насущным потребностям и устремлениям в будущее, должна развиваться в трехмерном пространстве национальной, российской и мировой культуры.

Система образования, являясь органической частью национальной культуры, строится как открытая система, нацеленная на диалог культур - действенный фактор национального развития, составляющий одновременно надежную основу гармонии в межнациональных отношениях.

Таким образом, национально-культурный императив осетинской школы (рациональное расширение социальных функций родного языка и полноценная трансляция национальной культуры, формирование национальной идентичности и этнокультурного самосознания) должен быть подчинен интересам оптимизации экономического,

социально-демографического и политического развития Осетии.

Специфическими целями национальной системы образования являются:

* Постоянное воспроизводство и развитие национальной культуры и родного языка как необходимых инструментов социализации подрастающих поколений и важнейшей основы становления и функционирования осетинской нации.

* Создание и развитие образовательного и профессионального потенциала Осетии, воспитание молодежи, подготовленной к ответственной и продуктивной интеллектуальной, организаторской, производственной деятельности.

* Формирование всесторонне и гармонически развитой личности, осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе осетинской национально-культурной традиции, ценностей российской и мировой культуры; личности, способной к творческому саморазвитию в поликультурном открытом мире.

В числе приоритетов образовательной политики в Осетии:

- сохранение единства цивилизационного и образовательного пространства Осетии и России;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- гуманистический, светский и поликультур-ный характер образования;

- ответственность государства за получение детьми полноценного образования;

- научная основа содержания образования и принципов воспитания;

- приобщение учащихся к духовному наследию народа; сохранение этнокультурной самобытности, традиционной и профессиональной национальной культуры;

- предоставление личности широких возможностей для самореализации, социального роста, повышения качества жизни;

- формирование морально-этических стереотипов и воспитание трудовых навыков, необходимых для активной профессиональной деятельности;

- создание условий для сохранения и развития комплиментарного сотрудничества всех этнокультурных групп населения Осетии;

- формирование национально-культурной и гражданской идентичности человека в контексте современного мирового самосознания;

- повышение социального статуса и профессионализма работников образования;

- эффективная правовая и финансово-экономическая поддержка образования.

Сохраняя этнокультурную самостоятельность народа, осетинское национальное образование должно обеспечить социализацию подрастающих поколений в условиях поликультурной совре-

менной цивилизации, подготовить их к функциональному сотрудничеству в составе полиэтнич-ных гражданских и экономико-политических сообществ регионального (кавказского), российского, мирового масштаба.

Поэтому современная осетинская школа не может быть иной, кроме как поликультурной. Ответом на запрос гражданского общества и заказ демократического государства может служить лишь целостная инновационная система поликультурного образования. Магистральные направления развития национальной школы в современном мире формируются в рамках поликультурной образовательной модели. Эффективная система осетинского национального образования также должна строиться на принципе паритетного двуязычия в школьном обучении и углубленного изучения иностранных языков. Такой подход совмещает сохранение фундаментальных образовательно-воспитательных функций осетинского языка со специфическим усилением роли русского языка, который становится активным по-средни ком в функционировании родного языка и действенным катализатором диалога культур.

Функциональное двуязычие, то есть преподавание части предметов на родном, части - на русском языках, дополняется различным соотношением языков обучения на разных образовательных ступенях. Родному языку уделяется больше внимания на начальной стадии обучения. На старшей, профильной ступени школы в качестве языка обучения наряду с русским и осетинским языками может быть использован также английский язык, поскольку практическое владение им (в частности, для работы в глобальных компьютерных сетях) становится насущной потребностью современного человека.

Такое соотношение языков обучения тесно связано со структурой, содержанием и целями образования. Если дошкольная ступень и начальная школа погружены преимущественно в стихию родной культуры и языка, то средняя и старшая ступени осетинской школы постепенно выводят содержание образования в российское и мировое культурное пространство. Это создает условия для гармоничного самоопределения личности в национально-культурном, гражданском и общецивилизационном измерениях.

Интересы социальной и культурной модернизации Осетии предполагают создание содержательно целостной системы поликультурного образования, приобщающей ребенка - носителя родной культуры к культуре общероссийской и мировой. Поликультурный подход предлагает образовательное описание мира с точно выбран-

ной дидактической позиции, адекватной психологической, культурно-исторической и географической локализации сообщества, к которому принадлежат дети.

Национальная культура и гуманитарная наука

Модернизированная национальная культура опирается в своем развитии на достижения современной науки. Образы и смыслы, вырабатываемые в профессиональных отраслях культурной деятельности, с необходимостью используют весь потенциал знаний, накопленных человечеством в естественных, точных, гуманитарных и социальных науках. Точно так же и строительство национальной системы поликультурного образования предполагает ком-плексную разработку новой и уточнение существующей осетинской терминологии, создание полноценных и удобных в использовании учебно-научных терминологических систем.

Фундаментальное значение для культурного строительства имеют гуманитарные области знания, исследующие различные сферы культуры в их развитии, то есть позволяющие национальной культуре видеть себя в синхронно-диахронном развертывании. В число приоритетных направлений гуманитарного знания, неразрывно связанных с перспективами развития осетинской национальной культуры, входят в первую очередь исторические науки, филологические науки, философские науки, социологические науки, психологические науки, политические науки, педагогические науки, экономические науки, искусствоведение и культурология.

Мировое культурное и научно-образовательное сообщество связывает с современной Осетией единственную возможность сохранения языковой и культурной традиции скифо-аланского мира. Только для Осетии скифо-аланские древности являются не только предметом узкоспециальных исследований, не только культурно-политическим брендом, но еще и неотъемлемой частью национальной истории, языкового и культурного суверенитета, исходной основой национального искусства и гуманитарного образования.

Непреходящее системообразующее значение имеет для осетинской национальной культуры научное изучение осетинского языка, фольклора и традиционной культуры, истории хозяйства, социальных и политических институтов, общественного движения и общественной мысли, истории искусства и литературы Осетии в новое и новейшее время.

Кроме Осетии, не существует иных стран и народов, которые возьмут на себя ответственность за целенаправленную поддержку и расширение

этих областей знания. Нет сомнения и в том, что в любой парадигме будущего развития Осетии ее политическая стабильность, экономическое благосостояние и культурный рост невозможны без надежного историко-идеологического фундамента, без языковой самостоятельности, без самобытной художественной образности - всего того, что истоками неразрывно связано со скифской древностью и аланским средневековьем, веками борьбы за выживание горных обществ, эпохой Национального возрождения.

Исторические и культурные особенности являются также важнейшим информационным и политическим ресурсом, способным послужить формированию имиджа, пропаганде и защите интересов Осетии в изменяющемся современном мире.

Между тем, отток молодых научных сил из трудоемких областей гуманитарного знания в заметной степени коснулся скифологии и алано-ведения. От внимания и позиции государственных учреждений Осетия сегодня во многом зависят общие перспективы и темпы научного изучения скифо-аланской исторической и культурной традиции. Приоритетным направлением такой поддержки является создание собственных научных школ, подготовка и повышение квалификации исследовательских кадров путем сотрудничества с виднейшими научными и образовательными учреждениями мира, превращение Осетии в центр притяжения скифологов, алановедов,языковедов-иранистов, специалистов в области истории, археологии, этнологии Осетии и Кавказа.

Защита традиционной культуры

Традиционные механизмы трансляции социально значимой информации в ходе усложнения общественной жизни уступают свое место профессиональным, государственным институтам национальной культуры. Вместе с тем только полноценное развитие национальной культуры обеспечивает сохранение традиционного культурного наследия и его адаптацию к меняющемуся социальному контексту.

В кризисные эпохи осетинская традиционная культура становилась главным бастионом самосохранения народа, консервации его духовных ценностей и нравственных ориентиров, спасения языка и национальной идентичности. Ядром традиционной культурной жизни остаются сегодня язык и комплекс ритуалов, освященных народной религией. Некоторые элементы первичного производства и жизнеобеспечения, народных знаний и искусства функционируют, как правило, в синкретической связи с семейной и календарной обрядностью.

Центральными направлениями национально-культурного строительства, прямо связанными с состоянием и перспективами сохранения осетинской традиционной культуры, являются государственная поддержка и рациональное расширение функций осетинского языка, достаточное для его полноценного развития и воспроизводства, - прежде всего возвращение родного языка обучения в систему общего образования.

Важнейшей основой сохранения традиционной культуры является ее востребованность в качестве национально-культурного архетипа воспитания в осетинской поликультурной школе. Вне национального воспитательного идеала невозможно формирование модели поведения, способной обеспечить комфортное существование носителя национальной культуры в современном информационном обществе, его нормальную адаптацию и равноправное участие в глобальных цивилизационных процессах. В основе технологий поликультурного воспитания лежит базовый принцип организованного саморазвития, опирающийся на систему возрастных классов традиционной культуры. Организационная основа - целостный учебно-воспитательный процесс с использованием детских и юношеских сообществ, конституируемых в рамках конкретных учебных заведений. Важнейшие составляющие процесса организованного саморазвития -естественная иерархия функциональной компетентности и со-ревновательные формы восхождения по ее ступеням.

Для эффективной защиты традиционных культурных ценностей необходимо:

- признание традиционной народной культуры в качестве основы функционирования и развития культуры на местах, сохранение различных форм народного творчества, семейной, молодежной политики, социальной реабилитации, патриотического воспитания населения;

- признание основополагающей роли традиционной народной культуры в укреплении социальной стабильности и гражданского согласия, сохранении национальной самобытности

- создание правовых гарантий сохранения исторически сложившейся системы традиционной народной культуры и ее развития.

Социальной основой защиты традиционной культуры должен стать сбалансированный рост городского и сельского населения, сохраняющий или увеличивающий долю жителей сельской местности, занятых в аграрном производстве и других традиционных видах деятельности, а также целенаправленная государственная поддержка многодетных семей и социальное стимулирование рождаемости.

Специальными мерами, направленными на изучение и защиту традиционной культуры, могли бы стать:

- использование традиционных соционорма-тивных институтов и социально-психологических стереотипов при формировании органов местного самоуправления, трудовых коллективов, общественных организаций.

- мотивированная актуализация традиционных семейных и общественных институтов;

- использование традиционных институтов социализации в системе образования и воспитания;

- долговременная междисциплинарная научная программа изучения традиционного наследия;

- стимулирование и поддержка творчества в области традиционного народного искусства;

- создание условий для развития профессионального искусства, пропагандирующего традиционную народную культуру;

- содействие развитию культурной индустрии и туризма в области традиционной народной культуры;

- создание единого электронного банка данных о народной культуре осетин, доступного для исследователей всего мира;

- подготовка и издание полного академического собрания памятников осетинского фольклора;

- превращение осетинских календарных обрядов и религиозных праздников в общественно значимые события культурной жизни;

- поощрение традиционных видов спорта; проведение спортивных состязаний, приуроченных к народным праздникам;

- проведение хоровых и танцевальных фестивалей, обеспеченных широкой рекламной кампанией и приуроченных к традиционным праздничным датам;

- социальная реклама, опирающаяся на традиционные ценности.

В МИРЕ КНИГ

Б.Р. Кусов

Генезис некоторых углеродсодержащих полезных ископаемых

(от метана до алмаза)

Владикавказ: ИЛО СОИГСИ, 2010.164 с.

Рецензенты:

главный научный сотрудникВНИГРИ, доктор геолого-минера-логических наук, профессор, академик РАЕН, заслуженный геолог РФ, лауреат Государственной премии и премии Правительства РФ В.Н. Мокаревич;

заведующий отделом месторождений алмазов ФГУП ЦНИГРИ, кандидатгеолого-минералогическихнаукЮ.К. Голубев.

В книге дается критический анализ гипотезы органического происхождения нефти и газа и показано, что нефть и газ - это начальные звенья в цепи метаморфизма углеводородов, поступающих из мантии в верхние слои земной коры, где они по мере возрастания степени метаморфизма и в зависимости от особенностей развития геологической среды последовательно превращаются в битумы, ископаемые угли (бурые, каменные, антрацит), горючие сланцы, ант-раксолит, шунгит, графит и алмаз.

Даются практические рекомендации по оценке перспектив и проведению поисковых работ, вытекающие из новых представлений о генезисе нефти, газа и алмазов.

Обосновывается мнение о том, что месторождения нефти и газа, разрабатываемые в настоящее время, могли образоваться не ранее палеогена. Кроме того, в книгу включены материалы по генезису карбонатных толщ, барьерных и одиночных рифов, соленосных толщ и куполов различных генетических типов, времени и механизму формирования последних и слагающих их солей. Обосновывается эндогенный источник вещества для формирования карбонатных и соленосных толщ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.