Научная статья на тему 'Концепция развития хозяйств населения с учетом периодов и моделей рынка'

Концепция развития хозяйств населения с учетом периодов и моделей рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ХОЗЯЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ / МОДЕЛИ РЫНКА / КООПЕРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сычёва Ф. А., Чупина И. П.

Авторами рассматривается концепция развития хозяйств населения с учетом периодов и моделей рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF DEVELOPMENT OF ECONOMY OF THE POPULATION TAKING INTO ACCOUNT THE PERIODS AND MARKET MODELS

Authors consider the concept of development of facilities of the population in view of the periods and market models.

Текст научной работы на тему «Концепция развития хозяйств населения с учетом периодов и моделей рынка»

Экономика

особо выделить направление, связанное с техническим перевооружением и наращиванием основных фондов.

Наши расчеты позволяют утверждать, что принятые темпы прироста государственной поддержки не позволят в полном объеме реализовать мероприятия Государственной программы развития АПК Свердловской области на период до 2012 года. Необходим

пересмотр объемов государственной поддержки с доведением ее уровня до 7-8% от расходной части бюджета с учетом предложенных вариантов планирования (см. таблицу).

В целом считаем, что подходы к определению размеров государственной бюджетной поддержки сельхозтоваропроизводителей должны быть научно обоснованы и согласованы с це-

лями и задачами, обозначенными как в государственных, так и в региональных программах развития агропромышленного комплекса. Планирование субсидий должно учитывать в обязательном порядке уровень продовольственного самообеспечения населения, который характеризует продовольственную независимость как региона, так и государства в целом.

Литература

1. Сёмин А. Н. Инновационные и стратегические направления развития АПК: вопросы теории и практики. Екатеринбург : Изд-во Урал.ГСХА, 2006. 960 с.

2. Сёмин А. Н., Шарапова В. М., Шарапова Н. В., Морозова Л. Г. Государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей: вопросы теории и практики. Екатеринбург : Изд-во Урал.ГСХА, 2007. 224 с.

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ хозяйств НАСЕЛЕНИЯ С УЧЕТОМ ПЕРИОДОВ И

МОДЕЛЕЙ РЫНКА

Ф.А. СЫЧЕВА,

кандидат экономических наук, профессор И.П. ЧУПИНА,

кандидат экономических наук, доцент, Уральская ГСХА, г. Екатеринбург

Ключевые слова: продовольственная безопасность, отечественное производство, хозяйства населения, модели рынка, кооперация.

Сложившаяся модель отечественной экономики, базирующаяся преимущественно на экспорте сырья и топлива и крупномасштабном импорте продовольствия и сельскохозяйственного сырья для его производства, неприемлема в настоящее время для развития государства и требует кардинального изменения. Такое положение особенно опасно в современных условиях, когда продовольствие все больше и больше становится одним из основных факторов политического и экономического давления в международных отношениях России с экономически развитыми странами, на которые приходится половина потребляемых в мире продуктов питания.

Для России, располагающей значительным потенциалом для увеличения продовольствия, решение проблемы продовольственной безопасности сводится в основном к самообеспечению продуктами питания за счет наращивания отечественного агропромышленного производства, то есть к достижению ее продовольственной независимости.

В современных условиях национальные интересы самообеспечения страны отечественным продовольствием должны оцениваться выше временного преимущества дешевого импортного продовольствия. В этом большая роль должна отводиться хо-

зяйствам населения как поставщикам экологически чистой продукции.

Длительное время проблема хозяйств населения не рассматривалась на должном уровне, а развитие самих хозяйств населения граждан ограничивалось со стороны государства во всех основных направлениях: экономическом, юридическом, социальном.

Цель и методика исследований Мы предлагаем концепцию развития хозяйств населения с учетом периодов и моделей рынка:

1-й период - деградационный, когда происходит обширное банкротство сельскохозяйственных предприятий, рост безработицы и переход сельского населения на продовольственное самообеспечение. Свободная торговля приводит к криминализации всех рыночных структур. Это тормозит начавшийся рост малого предпринимательства. Хозяйства населения живут на прежнем уровне, не рассчитывая на повышение товарности с помощью кооперации. Рынок этого периода разделен между монополизированными структурами и поделен ими на "свои" территории. С сельхозпроизводителя брали непомерные налоги за пользование местами на рынке. В этих условиях проблема размещения продукции в хозяйствах населения была самой насущной. В условиях расслоения общества на богатых и бед-

_ных большинство людей не имеют возможности удовлетворять свои минимальные потребности, а неполноценное питание оказывает негативное влияние на здоровье. Поэтому устранение угрозы продовольственного дефицита - одна из наиболее острых современных экономических и социальных проблем России.

В начале 90-х годов личный сектор производил 28% валовой продукции сельского хозяйства в стране и обеспечивал за счет натуральных поступлений четвертую часть потребляемого населением страны продовольствия.

Реформы привели к новому этапу в развитии хозяйств населения. В результате резкого ухудшения экономических условий воспроизводства в сельскохозяйственных предприятиях сложилась новая структура производства. Хозяйства населения превращаются из вспомогательного источника производства продукции в преобладающий.

Начавшийся 2-й период мы называем трансформационным. Это начало трансформации хозяйств населения на развитие товарности на основе появления сбытовой и сельской кооперации. Этот период характеризуется относительно устойчивым уровнем цен на продовольственные товары, начавшимся процессом банкрот-

Foodsafety, domestic production, facilities of the population, market model, cooperation.

ства крупных сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. После 1992 года хозяйства населения становятся важным условием выживания подавляющего большинства городского и сельского населения.

В существующих экономических условиях происходит трансформация земельных угодий в пользу развития хозяйств населения.

Другой причиной является низкая закупочная цена на реализуемую хозяйствами населения продукцию животноводства. Расходы по содержанию и выращиванию скота превышают получаемые доходы от ведения хозяйства. Рынок наводнен импортными продуктами питания. Предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции также работают на импортном сырье. Медленно происходит адаптация механизма хозяйствования к условиям рынка.

В результате реорганизации колхозов и совхозов появились сельскохозяйственные организации различных форм хозяйствования, сформировался фермерский сектор, функционируют хозяйства населения. Кооперативный сектор представлен в основном потребительскими кооперативами. За анализируемый период их доля в товарной продукции в среднем составила почти 44,6%. В значительной мере на эффективность функционирования сельскохозяйственных кооперативов оказывают влияние зональность области, размер хозяйства, ресурсные возможности. В большинстве производственных кооперативов медленно происходит адаптация механизма хозяйствования в соответствии с требованиями рынка.

Модели рынка при первом и втором периодах несовместимы, так как ресурсопоставляющая сфера невозможна. Во второй период происходит развитие кооперации в хозяйствах населения. В третий период создается конкурентная среда в сферах АПК. На этом этапе происходит приобщение хозяйств населения к рынку.

3-й период - интеграционно-восстановительный, когда хозяйства населения участвуют не только в кооперации, но и в аграрно-промышленной интеграции, где основная база -кооперация с сельскохозяйственными предприятиями. Здесь возможны следующие варианты сельскохозяйственной кооперации с участием хозяйств населения:

- производственная кооперация в животноводстве с крупным сельхозпредприятием по откорму молодняка крупного рогатого скота. Предприятие осуществляет поставку молодняка в хозяйства населения по себестоимости, а также кормов по расчетным ценам;

- производственная кооперация в растениеводстве по выращиванию трудоемкой агропродукции (овощи, кар-

тофель). Хозяйства населения через снабженческие кооперативы реализуют выращенную продукцию;

- производственная кооперация хозяйств населения, крестьянских (фермерских) хозяйств и крупных сельских хозяйств на территории одного административного района по производству сельскохозяйственной продукции. Это будет возможным при условии финансового обеспечения хозяйств населения и крестьянских (фермерских) хозяйств, для чего необходимо развивать кредитную сельскую кооперацию. Для этого нужно в каждом населенном пункте создать первичные кредитные кооперативы.

С формированием кооперативов необходимо еще создать экономический механизм кооперации (цены на сырье и готовую продукцию, порядок распределения прибыли, оптимальная структура расходов).

Процессы интеграции и кооперации, формирующие из отдельных мелких сельхозтоваропроизводителей или хозяйств населения результативно функционирующую систему и обеспечивающие ее значение в качестве одного из основных источников развития экономики страны, идут по трем направлениям:

1. Интеграция хозяйств населения с крупным сельскохозяйственным производством, при котором сами хозяйства населения имеют статус самостоятельных структурных подразделений крупных сельхозпредприятий, получая от последних соответствующую финансовую, материальную поддержку, а также помощь специалистов и руководителей. Продукция, произведенная хозяйствами населения, учитывается в общем плане сельхозпредприятия, которое также занимается ее реализацией.

2. Заключение договоров с перерабатывающими сельхозпредприятиями (как правило, мясомолочной отрасли) на поставку продукции, произведенной в хозяйствах населения (молока, мяса).

3. Создание потребительских кооперативов, объединяющих хозяйства населения одного района или определенной территории. Эти объединения получили название специализированной группы. Они состоят из самостоятельных хозяйств, кооперативная деятельность которых распространяется на создание участков под сады и огороды, ферм, пасек, приобретение кормов, удобрений, инвентаря, сельхозтехники, молодняка, а также создание собственной переработки сельхозпродукции, упаковочного производства, сети магазинов, пунктов обслуживания и ремонта сельхозтехники, консультационных пунктов с различными специалистами, ветеринарной службы и т. д. Функционирует такая группа на основе самоуправления. Для осуществления совместной дея-

Экономика

тельности выбираются председатель и ревизионная комиссия.

Для формирования и расширения производственной базы личных хозяйств важную роль играют кредиты на строительство помещений для содержания скота и птицы, на приобретение средств малой механизации для выполнения работ в личном хозяйстве, покупку коровы и телки. Строительство на сельских подворьях капитальных помещений для содержания скота и птицы, хранения кормов, оснащение личных хозяйств малогабаритной техникой и другие меры обеспечат стабильность сельскохозяйственного производства в личном секторе.

В колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях могут быть организованы звенья для оказания услуг населению по ведению личного хозяйства. Открывается простор для деятельности сельских кооперативов. Это могут быть кооперативы бытового обслуживания населения, ремонтно-строительные, а также производственно-сбытовые общества, товарищества животноводов-любите-лей, сельские кооперативы, которые будут заниматься снабжением и обслуживанием хозяйств населения, производством и сбытом продукции.

В существующих концепциях развития хозяйств населения на основе агрокооперации предлагаются следующие два направления:

1. Рассмотрение возможности и целесообразности кооперации и интеграции хозяйств населения с крупными сельхозпредприятиями с учетом экономических интересов обеих сторон (т.е. своеобразной внешней кооперации и интеграции).

2. Создание самостоятельных структур хозяйств населения и развитие внутренних кооперативных связей между ними, особенно в случае невыгодности развития ситуации по первому пути (из-за отсутствия стабильных сельхозпредприятий и т.д.). Особенно это касается хозяйств населения городского типа - садово-огородных объединений, как правило, слабо связанных с крупным агропроизводством.

Выбор пути создания эффективной системы хозяйств населения зависит от конкретных социально-экономических условий региона или отдельных районов. Например, для индустриально развитых территорий, таких, как Урал, целесообразно реализовывать указанные направления, особое внимание уделяя проблемам взаимоотношений хозяйств населения с крупным агропроизводством.

Однако реализация названных направлений развития хозяйств населения, особенно при их организационноэкономическом взаимодействии с крупными сельскими хозяйствами, требует и применения соответствующего организационно-экономического механизма.

В качестве такого элемента мож-

Примечание: СХП - сельскохозяйственные предприятия, ХН - хозяйства населения

Рисунок 1. Модель выявления и реализации взаимных интересов СХП и ХН при формировании интеграционных связей

но предложить авторский подход, суть которого сводится к моделированию данного процесса, базирующегося на выявлении и реализации взаимных интересов. Структурное оформление такой модели представлено на рисунке 1.

В информационном блоке дана общая характеристика занятости работников ХН и возможности их взаимодействия с СХП. В договорном блоке указывается юридическое оформление контракта обеими сторонами. Третий блок - конкретная реализация договорных отношений. И четвертый блок -мониторинговый - оценка деятельности и отслеживание показателей. Четвертый блок в обратном порядке взаимодействия возвращается к информационному блоку, т.е. имея оценку критериев уровня функционирования интеграционной структуры, мы можем судить о реализации взаимных интересов СХП и ХН.

Выводы. Анализ

Пояснения к элементам первого блока.

Под характером занятости работника на СХП понимается не только его работа по специальности, но и время занятости.

Второй элемент - уровень доходности и устойчивости функционирования СХП - является, по сути, гарантом устойчивости интеграционных связей между крупным и малым агропроизводствами. При низкой доходности СХП, продолжающейся более одного года и являющейся показателем устойчивости, и тем более, отрицательной рен-

табельности создание интеграционного формирования на основе соединения экономических интересов ХН и СХП не имеет практического смысла.

Хотя понятие устойчивости системы не игнорирует ее временно неустойчивое функционирование, вызванное, например, влиянием, на первый взгляд, незначительных (бифуркационных) факторов. Система потому и считается устойчивой, что способна выходить из неустойчивого состояния в устойчивое. Однако здесь в случае агроинтеграционной системы приходится учитывать совокупное влияние факторов, включая и бифуркационные (например, уровень мотивации труда и эффективности управления, степень маркетинговой активности и т.д.), на устойчивость данной системы. В связи с этим пределы ее нахождения в неустойчивом состоянии значительно сужаются. В противном случае в режим устойчивого функционирования агроинтеграционная система войти не сможет и созданное на такой основе интеграционное формирование будет недееспособным.

Следующий элемент данного блока

- возможность достижения взаимовыгодных договоренностей (особенно по ценам на работы, услуги, взаимопос-тавки агросырья и т.д.). В основу нормативов берутся трудозатраты. Особенно это касается ХН, где удельные показатели, как правило, не определяются, например, себестоимость и рентабельность, и наилучшим показателем будет трудоемкость. Однако и для СХП в настоящее время определить

Экономика

нормативную трудоемкость на производство каждого вида агропродукции непросто. Особенно это затруднение связано с расходами на материальнотехнические ресурсы, в частности, на содержание изрядно изношенной техники. Для расчета таких расходов ранее применяемые нормативы неприемлемы. Поэтому и возникает сложность в процессе выявления взаимозаинте-ресованного распределения доходов через цены. Здесь многое будет зависеть от уровня производственно-хозяйственной зависимости СХП и ХН.

Четвертый элемент данного блока

- особенности агропродовольственной политики государства и региона. Если продукция СХП и ХН идет непосредственно на продовольственный рынок, минуя госзаказ и госзапасы, то эта политика должна проявить себя в основном с позиций поддержания правил предпринимательского поведения на данном рынке. Однако в случае реализации агропродукции государству через госзаказ к этим действиям государства добавляются еще и контрольные функции, связанные с производством экологически более чистой сельхозпродукции, а также выполнением взаимных обязательств. При создании интеграционных связей между ХН и СХП эту политику приходится учитывать, особенно при вхождении в ВТО, когда объем импорта агропродовольственной продукции в регионы почти удвоится. Это приведет к свертыванию местного агропроизводства. Интеграционные связи ХН и СХП должны будут переориентироваться на диверсификационные виды агро-предпринимательской деятельности (пчеловодство, кролиководство и т.д.). Именно в этих видах деятельности интеграционные связи между малым и крупным агропроизводствами будут самыми устойчивыми, поскольку они не будут подвержены давлению со стороны импорта.

Пояснение элементов второго блока модели.

Первый элемент непосредственно связан с чисто юридической стороной и основан на соответствующих известных нормативных актах.

Что касается второго элемента, то здесь приходится учитывать выполнение таких контрольных функций, как соблюдение агротехнических и зоотехнических требований при производстве агропродукции, размещение его в экологически более чистых зонах, соблюдение норм расхода ресурсов и выполнения хозрасчетных претензий при нарушении договорных обязательств.

Пояснения по третьему блоку.

Он включает элементы экономического механизма взаимодействия ХН как с СХП в пределах интеграционного формирования, так и между собой в корпоративных структурах. Названный механизм реализуется через цены,

услуги материально-технического, зоотехнического и ветеринарного характера.

В варианте интеграции с СХП данные услуги оказываются ХН со стороны специалистов крупных хозяйств, а в интеграционно-кооперативных формированиях, создаваемых только из ХН, - обслуживающими кооперативами, организованными на средства этих хозяйств и потому полностью им принадлежащими.

Так, например, расчетная цена за произведенную агропродукцию (Цр) может быть определена по следующей предлагаемой формуле:

Ц р = нз1 ■ gl ■ к , (1)

где Из1 - норматив затрат ресурсов на производство единицы продукции ь ым подразделением, руб./ц;

д1 - доля трудозатрат на производство продукции;

Кд - доля прибавки к цене, обеспечивающей подразделению интеграционного формирования условия простого воспроизводства.

Учитывая, что д1 представляет собой отношение суммы трудозатрат ьым

подразделением на производство і-го вида продукции (Гр к общим затратам интеграционного формирования (Гс), имеем:

Т

Ц . = Н . - • К (2)

рі з 1т ё ■ (2)

с

Пояснения к четвертому блоку модели (мониторинговому).

Первый элемент - выбор критериев для оценки уровня деятельности функционирования интеграционной структуры.

Необходимость в выборе критериев возникает в связи с контролем над устойчивостью функционирования интеграционной структуры, обусловленным проявлением совокупного влияния рисков, к которым как основные можно отнести следующие:

1) динамика уровня доходности структурных составляющих интеграционного (или кооперативного) формирования;

2) удельный вес подразделений, не приносящих дохода;

3) промежуток времени, в течение которого интеграционное (кооператив-

Экономика

ное) формирование находится в третьем периоде своего жизненного цикла;

4) уровень маркетинговой активности формирования, определяемого динамикой роста (спада) объемов товарной продукции;

5) удельный вес в доходах от ди-версификационной деятельности.

Относительно второго элемента -отслеживания данных показателей -можно отметить, что оно должно осуществляться в режиме мониторинга, то есть через обоснованные промежутки времени. Хотя установление точности этих промежутков является, по нашему мнению, предметом специальных исследований, особенно по изменчивости спроса на рынке на реализуемую формированием продукцию, непосредственно влияющей на его доходы. Можно предположить, что минимально допустимый период отслеживания должен находиться в пределах 3-4 месяцев.

Поскольку предложенная модель имеет завершенный (замкнутый) характер, то она позволяет осуществлять все намечаемые действия постоянной цикличности.

Литература

1. Анализ производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственных предприятий Свердловской области : сб. / Росстат, 2006. 44 с.

2. Киркорова Л. А. Эволюция крестьянских дворов при вступлении России в ВТО // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2004. № 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Ушачёв И. Г. Агропродовольственный сектор: основные направления и проблемы // Экономист. 2006. № 5.

ОТДЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕРЧАНДАЙЗИНГА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

М.Ш. ШАМИЛОВ,

аспирант кафедры коммерции и маркетинга, сотрудник Управления по внешним связям, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала

Ключевые слова: овощи, фрукты, мерчандайзинг, выкладка, реклама.

В настоящее время важным звеном развития сельского хозяйства является не только область производства, перевозки и хранения, но и реализации продукции. Большинство потребителей сегодня совершают покупки в магазинах самообслуживания, и тенденция эта растет. Поэтому методы и технологии продажи товаров приобретают с каждым днем значимость и интерес со стороны предприятий розничной торговли, имеющих в своем ассортименте овощи и фрукты. В связи с этим изучаемый вопрос является актуальным для специалистов по торговле, ри-

тейлеров и производителей, имеющих одну цель - увеличение товарооборота и прибыли от реализации сельхозпродукции. В данной статье мы рассмотрим вопросы продвижения овощей и фруктов на предприятиях розничной торговли.

Цель и методика исследований В данной статье отражены ключевые инструменты мерчандайзинга сельхозпродукции, эффективное использование которых позволяет увеличить товарооборот. Целью исследования является рассмотрение комплекса инструментов мерчандайзинга, применяемых на практике со-

временными форматами магазинов, чтобы покупатель всегда уходил из магазина удовлетворенным.

Результаты исследований В стандартном магазине отдел «Овощи и фрукты» занимает 5-8% торговой площади. Объем продаж этой продукции варьируется от 8 до 20% от общего объема продаж. Валовая прибыль отдела составляет в среднем 32% по сравнению с 16-18% отдела бакалейных товаров и 22%

Vegetables, fruit, merchandising, laying out, advertising.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.