УДК 338.2:334:796 DOI: 10.36028/2308-8826-2023-11-3-104-111
КОНЦЕПЦИЯ РАЗРАБОТКИ НАУЧНО ОБОСНОВАННОЙ ДИНАМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФИНАНСИРОВАНИЯ СПОРТА
О.Н. Вишнякова, А.Д.Хайруллина
Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань, Россия
Аннотация
Цель исследования - изучить подходы к разработке и предложить концепцию проекта по формированию научно обоснованной динамической модели финансирования спорта.
Материалы и методы исследования. Результаты получены на основе синтеза системного и процессного подходов, экспертных и аналитических оценок, научного анализа. В основу положены приоритеты государственной политики, исследование актуальных проблем и бенчмаркинга в области финансирования развития спорта.
Результаты исследования. Структурированы и изложены основные этапы проекта разработки научно обоснованной динамической модели финансирования спорта.
Заключение. Разработанная концепция представляет собой один из этапов формирования экосистемы спорта и является результатом предпроектных исследований в целях параметризации модели, этапов инициирования и планирования, содержит постановку целей и задач проекта, планируемое достижение результатов, имеющих практическое значение в масштабах отраслевой экономики и социально-экономического развития общества согласно приоритетам государственной стратегии. Ключевые слова: динамическая модель, модель финансирования, развитие спорта, спортивный кластер, экосистема спортивной отрасли, кластерное управление, эффективное управление, государственно-частное партнерство.
THE CONCEPT OF DEVELOPING A SCIENTIFIC-BASED DYNAMIC SPORT FINANCING MODEL
O.N. Vishnjakova, e-mail: [email protected], ORCID:0000-0003-3989-2002 А.а Khajrullina, e-mail: [email protected], ORCID: 0000-0002-5501- 6347 Volga Region State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan, Russia Abstract
The purpose of the research is to develop the concept of a research project on the formation of a scientific-based dynamic model of sports financing.
Materials and research methods. The results are obtained on the basis of a synthesis of systemic and process approaches, expert and analytical assessments and scientific analysis. They are based on the priorities of the state policy, the study of relevant problems and benchmarking in the field of financing the development of sports. Research results. The main elements of the project for the development of a scientific-based dynamic model of sports financing are structured and outlined.
Conclusion. The developed concept represents one of the stages of the formation of the ecosystem of sports and is the result of pre-project studies in order to parameterize the model, the stages of initiation and planning. It contains the setting of goals and objectives of the project, the planned achievement of results that are of practical importance in the scale of the sectoral economy and the socio-economic development of society in accordance with the priorities of the state strategy.
Keywords: dynamic model, financing model, sports development, sports cluster, sports industry ecosystem, cluster management, effective management, public-private partnership.
ВВЕДЕНИЕ
В условиях современной России наблюдается широкий спектр политических, социальных и эколого-экономических преобразований. Спорт как социально-экономическая практика в данных
процессах занимает важное место, поскольку способствует сбалансированному общественному развитию, воздействуя на качество жизни и ее восприятие, формирование человека как личности с активной жизненной позицией [1].
Политизация спорта и усиление конкуренции на международной спортивной арене актуализировали комплекс исследований, результаты которых призваны обеспечить эффективное функционирование и формирование потенциала различных видов спорта, развитие отраслевой экосистемы. Одним из ключевых факторов успеха следует признать формирование гибкой модели финансирования спорта, внедрение которой способно обеспечить результативность в рамках поставленных руководством страны задач.
В ситуации дефицита финансовых ресурсов в процессе моделирования возникает вопрос реализации принципа омниканальности источников, возможности получения синергетиче-ского эффекта, рационального распределения средств и прогнозирования результативности с учетом менеджмента рисков. В международной практике используют подход, предполагающий концентрацию финансовых ресурсов на развитии перспективных видов спорта. Исходя из интересов российской национальной экономики и приоритетов социальной ответственности в разрабатываемой нами модели необходимо осуществить гармонизацию социальных и экономических интересов в развитии спорта. Цель исследования — разработать критерии формирования, методы оценки, инструментарий реализации научно обоснованной динамической модели финансирования с целью повышения эффективности функционирования спорта на основе кластерной модели управления в составе отраслевой экосистемы.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на основе приоритетов государственной политики в области развития спорта, научного анализа, методов и механизмов финансирования спорта с учетом условий социально-экономического развития. В процессе работы нашли свое применение системный подход, методы экспертного анализа и аналитических оценок, положения кластерного анализа и принципы формирования экосистем. Организация исследования базируется на собственных консультационных и образовательно-исследовательских взаимодействиях в системе управления НИР кафедры экономики и управления в спорте ФГБОУ ВО «Поволж-
ский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», позволяющих совместить решение актуальных вопросов образования с развитием исследований и обеспечением их качества.
В качестве объекта исследования выступает процесс финансирования спорта. Предметом исследования является совокупность организационно-правовых и финансово-экономических отношений, интегрированных в модели кластерного управления развитием экосистемы спорта.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Национальная система финансирования спорта интегрирует в качестве своих элементов субъекты, процессы формирования, распределения и перераспределения финансовых ресурсов для осуществления деятельности организаций физической культуры и спорта. В Программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации» и в рамках «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2035 г.» финансовое обеспечение агрегирует несколько ключевых источников: федеральный бюджет, бюджет субъектов РФ и внебюджетные источники. Основные инструменты финансово-экономического механизма развития спорта определены в статье 38 Стратегии. В то же время в ней отмечается необходимость поэтапного сокращения финансирования профессионального спорта из бюджетной системы и бюджетов компаний с государственным участием. Таким образом, поиск внебюджетных источников финансирования выступает как «государственный тренд» эффективного управления. В силу неэффективности критерия достаточности или недостаточности финансирования сферы ФКиС в целях повышения результативности финансирования необходимо разработать комплекс ключевых показателей эффективности выбора параметров и реализации модели финансирования спорта. Поскольку существующая практика финансирования исходит преимущественно из соответствия выделяемых денежных средств требуемому объему затрат на развитие отрасли, то она должна содержать критерии их использования на соответствующих уровнях управления — местном,
региональном и государственном. В частности, этому служат финансовый контроль и профильный аудит.
В современных условиях спорт является одним из приоритетных направлений социальной политики и одновременно социально-экономической практикой эффективного управления и государственно-частного партнерства. Это обусловливает возросшее внимание исследователей к социокультурным, эколого-эконо-мическим и политическим факторам развития спортивной отрасли и ее экосистемы. Учет динамики влияния факторов, востребованность оптимизации распределения финансовых ресурсов на массовый спорт, физическую культуру и спорт высших достижений предопределяют необходимость разработки и внедрения динамических моделей финансирования развития спорта. Модель является динамической, если позволяет исследовать влияние изменения финансовых и структурных переменных на динамику изменения результатов деятельности и степени достижения целей.
В настоящее время, говоря о модели финансирования спорта, подразумевают источники финансирования, цели и ожидаемые эффекты. Мы полагаем, что здесь не учтены процессы модели, ориентированные на формирование результата в масштабах всей экосистемы отрасли. Поэтому организация эффективного финансирования в стране предполагает изменение подходов в практике распределения бюджетных ассигнований на развитие спорта с учетом успешного зарубежного опыта. Здесь следует подчеркнуть, что бенчмаркинг предполагает исследование и адаптацию зарубежного опыта с учетом специфики условий и хозяйственных механизмов национальной экономики.
Как отмечают специалисты, реализация эффективной модели финансирования возможна только при наличии активной государственной политики [8]. В мировой практике выделяют две полюсные модели финансирования спорта — американскую и европейскую, противопоставляющие, с одной стороны, отсутствие прямой бюджетной поддержки спорта и наличие широкого спектра налоговых льгот для частных инвесторов, с другой — смешанное финансирование с преобладанием бюджетных средств. В моделях финансирования зарубежных стран представлены сектора мас-
сового и профессионального спорта, спорта высших достижений. Интересным является тот факт, что в странах с высоким уровнем жизни существенная часть расходов покрывается за счет средств населения. В то же время частные спортивные организации активно сотрудничают с государственными органами, а специальные консультативные органы привлекаются для оптимизации взаимодействий между правительственными и неправительственными секторами. Консалтинг осуществляется не только по структурированию модели финансирования, но и в части механизмов обеспечения, финансирования под дебиторскую задолженность, финансовой реструктуризации и финансовых аспектов коммерческих транзакций, кредитных или страховых продуктов спортивных компаний, спонсорских соглашений, а также управления рисками. В целом уровень социально-экономического развития национальной экономики, специфика системы государственного регулирования и преобладающие модели менеджмента предопределяют возможность сочетания правительственного финансирования с такими источниками, как поступления от частных лиц или компаний, доходы от лотерей и тотализаторов и т.п. Анализируя успехи КНР, С.М. Кулешов [5] приводит опыт работы главного управления по спорту Государственного совета КНР. Ежегодное выделение $150-200 млн. из госбюджета и 60% дохода от лотерей обеспечивало общедоступность и равномерность развития спорта, а также функционирование центров всенародного укрепления здоровья. В 2014 г. был снижен налог на прибыль для корпораций, финансирующих спорт и культуру. Среди факторов успешного развития спорта КНР аналитики выделяют закон, дисциплину, качество человеческих ресурсов и гибкое стимулирование частного бизнеса.
В немецкой модели государственной поддержки развития спорта приоритет принадлежит общественным спортивным организациям национального уровня и административно-территориальных единиц — земель. В то же время значительная роль отводится негосударственным фондам, действующим на основании заявок на помощь от федераций и в зависимости от перспективности вида спорта. Примерно половину поступлений фонду приносят
операции от продажи марок, далее следуют доходы от спортивных лотерей, добровольные пожертвования и т.п.
Американская финансово-экономическая модель интересна, но для применения требует подобной системы хозяйствования. Как известно, спорт высших достижений реализует модель бизнеса, а массовый спорт — удел местных общин, университетов, меценатов и др. Спортивная карьера начинается со школьной скамьи и мотивируется социальными институтами. Кроме того, школьные и подобные им спортивные ассоциации возмещают образовательным организациям часть затрат на спортивные мероприятия и стипендии.
Великобритания, в свою очередь, в работе правительственного департамента культуры, медиа и спорта сочетает государственную поддержку массового спорта с масштабными частными инвестициями в спорт высших достижений, реализует высокобюджетные спортивные программы. Результаты соревнований на всех уровнях интегрированы в единую спортивную национальную базу, на основе которой формируются механизмы адресной поддержки потенциальных спортсменов. Спортивный маркетинг возведен в ранг ключевого фактора успеха и демонстрирует особые экономические успехи в клубах, финансирование которых осуществляется на основе взносов.
Зарубежными исследователями при проведении анализа моделей финансирования ФКиС предлагается структурировать выгоды и расходы [3]. Примерами такого подхода могут быть: прямые выгоды и расходы, социальные выгоды, расходы, возникающие в связи с предоставлением субсидий из бюджетов и налоговых льгот. Однако в каждой модели существуют ограничения, связанные с трудностями формализации и учета нематериальных выгод, оценки предотвращенного ущерба здоровья в масштабах нации.
В исследованиях китайских ученых анализируются проекты квазиобщественного благосостояния [14]. Они возглавляются государством, привлекают к участию социальный капитал, но финансирование бизнес-проектов осуществляется в основном за счет самих предприятий. Свой вклад в развитие модели финансирования спорта представители КНР внесли в части разработки инициатив частного финансирования
через организацию взаимодействия с частным сектором. Сначала частная компания берет на себя авансовые расходы вместо правительства, далее проект сдается в аренду населению, а государственные органы производят ежегодные выплаты частной компании. Контракты в рамках частных финансовых инициатив обычно заключаются в строительстве и могут длиться до 30 лет. Это одна из форм ГЧП, действующие проекты которого призваны обеспечить новации в модели финансирования и оптимизировать структуру инвестиционного фонда спортивной индустрии.
Исследования зарубежных ученых, посвященные анализу подходов к формированию моделей финансирования спорта, способны привнести в наш проект новые направления и категории для анализа и оценки. Оценивая тенденции в финансировании и экономическую реальность профессионального спорта, зарубежные ученые опираются на концепцию структурного капитала, финансовую отчетность команды и контроль стоимости игроков [12]. При анализе инвестиций владельца в объекты Высшей лиги предметом выступает выпуск акций, обоснование государственных субсидий и факторы, способствующие их сохранению, структура власти сообщества, рассматривается переход от общих к выборочным налогам.
Одним из элементов экономического развития спорта следует выделить профессиональные спортивные франшизы. В качестве категорий модели подлежит оценке социальный капитал, ценность бренда сообщества и методы измерения выгод социального капитала. К сфере государственного регулирования и институализации предлагаем отнести: общие налоги (к примеру, налог на имущество, налог с продаж), подоходный налог с игроков, доходные облигации, сертификаты участия, дополнительные активы государственных агентств, лизинг государственного сектора, контроль за процессами получения разрешений и зонирования, управленческую экспертизу, а также мониторинг рисков. Особая роль отводится нами коммуникационному маркетингу, коммерциализации прав на использование СМИ и коллегиальному лицензированию. Телевизионные рейтинги, акции, управление правами на трансляции, собственное производство и продажа лицензированных
товаров способствуют диверсификации источников в модели для различных субъектов спортивного рынка.
Иранские ученые проводят исследования модели финансирования спортивных клубов посредством анализа иерархического процесса на основе следующих критериев: СМИ, доходы от турниров, доходы от бизнеса, финансовая поддержка и государственная помощь, инфраструктура, денежные и финансовые рынки. Результаты их анализа показали, что медиакрите-рий среди других получил больший вес [13]. Российская нормативно-правовая система в качестве основных источников доходов некоммерческих физкультурно-спортивных организаций определяет следующие: регулярные и единовременные поступления от учредителей, участников, членов; добровольные имущественные взносы и пожертвования; выручку от реализации товаров, работ, услуг; дивиденды, получаемые по ценным бумагам и вкладам; доходы от собственности некоммерческой организации и др. В процессе анализа финансирования российских и зарубежных спортивных организаций специалистами был определен ряд основных источников поступления экономических ресурсов, сгруппированных по своей сущности в пять кластеров: инвестиции (бюджетные и частные), средства поддержки (меценаты и краудфандинг), коммерческая деятельность (спортивные продукты, права, спонсорство), кредитование и участие в соревнованиях [3].
Безвозмездное предоставление денежных и материальных средств для поддержки спортивных организаций, событий и спортсменов нередко исходит из альтруистических или патриотических соображений. Это позволяет благотворителям и меценатам продемонстрировать свою социальную ответственность, реализовать желание помочь предпочитаемому виду спорта. Субъектами финансирования здесь выступают благотворительные организации, предприятия различных форм собственности и частные лица.
Поскольку существует мнение, что бюджетное финансирование тормозит развитие профессионального спорта, то Федерации спорта нацелены на внебюджетные источники, среди которых можно отметить продажу прав на телетрансляции, атрибутики, рекламу и др. Активно
развиваются технологии и инструменты фран-драйзинга. Так, мы видим, что объективные процессы, сопровождающие развитие спортивной сферы и ее экосистемы, требуют поиска новых форм социального предпринимательства и моделей финансирования спорта. Динамизм модели предполагает регулирование по параметрам ценностного предложения для донора и благо-получателя, когда один связан с программной деятельностью спортивных организаций, а другой — с привлечением финансирования. По нашему мнению, в экономике спорта накоплен значительный потенциал: предложены научные концепции, концепт-продукты и разработаны инструменты управления, демонстрирующие возможности применения экономических методов и подходов в формировании новых тенденций развития отрасли [2,6-11]. Анализ изучения моделей финансирования спорта и синтез разноаспектного международного опыта их внедрения позволит выявить перспективные направления совершенствования отраслевого управления в условиях глобальной цифровой трансформации. Проведенные исследования позволили выделить приоритетные направления исследования в рамках данного Проекта.
Первым этапом, позволяющим определить ограничения модели, является изучение нор-мативно-правовый среды и законодательных основ финансового регулирования сферы физической культуры и спорта. На следующем этапе предстоит исследовать национальную систему финансирования спорта, способы, формы и источники финансирования, структуру их организации и механизмы управления. Выявление сильных и слабых сторон действующих моделей финансирования спорта с учетом особенностей социально-экономического и внешнеполитического развития национальной экономики повысит обоснованность предлагаемых нами решений. Далее представляется целесообразным выявить и проанализировать существующие критерии оценки эффективности финансирования спорта.
Как мы уже отмечали, предстоит провести бенчмаркинг и сравнительный анализ зарубежных моделей финансирования спорта, а также определить потенциал дифференциации подходов к финансированию спорта.
Комплекс полученных результатов представленных выше этапов позволит разработать параметры моделирования финансирования спорта (элементы, структура, источники финансирования, принимающие решения лица, система мотивации и др.)
Следующий этап содержит в себе комплекс работ по структурированию процессов формирования ценности. Следует определить и описать в бизнес-модели процесс создания социально-экономического продукта спортивной отрасли в пространстве взаимодействия профессионального, массового спорта и спорта высших достижений с учетом особенностей их финансирования.
Инновационной составляющей в формировании модели финансирования спорта выступает блок разработки подхода к формированию структуры спортивного кластера. Это необходимо для оптимизации финансовых потоков и совместного использования прочих ресурсов организаций — участников спортивного кластера. Предстоит обосновать подход к оптимизации финансирования на основе кластерной модели управления.
Следующий этап исследований предполагает выявление и классификацию выгод и расходов функционирования спортивного кластера. Проведение вышеуказанных исследований позволит, в свою очередь, разработать методы оценки результативности финансирования спорта на основе принципов и инструментария аудита. Для практической реализации методологии оценки целесообразно спроектировать систему мониторинга и контроллинга в модели финансирования спорта.
Интеграция методов управления рисками в структуру модели позволит обеспечить обоснованность и повысить качество управленческих решений в рамках моделирования финансирования спортивного кластера.
Далее предстоит исследовать возможность формирования поуровневой иерархии в модели финансирования спорта. Согласование модели по уровням управления позволит сформировать стратегическую карту целей спортивной отрасли и детализировать ключевые показатели эффективности деятельности участников.
Реализация каждого этапа не может осуществляться без определения влияния тенденций
цифровой экономики и возможностей применения информационно-коммуникационных технологий в формировании и методах оценки эффективности внедрения модели. Эти исследования будут положены в основу инжиниринга и проектирования процессной карты модели финансирования спорта.
В целях оценки функционирования модели финансирования спорта группе исследователей по данному проекту предстоит сформировать сбалансированную систему показателей эффективности, что позволит экспертно апробировать модель, проследить логику ее функционирования, спрогнозировать сценарно комплекс эффектов и результатов, а также оценить ее эффективность.
На основе такой масштабной научно-исследовательской работы представляется возможным предложить поправки в федеральный закон «О физической культуре и спорте» и другие федеральные законы или нормативно-правовые документы в части планирования, систематизации регулирования, совершенствования методов прогнозирования эффективности и методик оценки результативности финансирования спорта.
По итогам выполнения работ должны быть получены следующие практические результаты:
— разработана научно-обоснованная динамическая модель финансирования спорта;
— определены критерии оценки эффективности финансирования спорта;
— структурирован процесс формирования ценности (социально-экономический продукт отрасли), спроектирована процессная карта модели финансирования спорта;
— разработан подход к формированию спортивного кластера и обоснован потенциал оптимизации финансирования на основе кластерной модели управления;
— предложены методы оценки результативности финансирования спорта на основе принципов и инструментария аудита, разработана сбалансированная система показателей эффективности модели;
— интегрирована система мониторинга, контроллинга и управления рисками в модель финансирования спорта;
— разработаны методические указания по практическому применению результатов исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предпроектное исследование осуществляется с целью параметризации проекта. Это этап аналитических исследований, определения необходимых данных и их анализа. Планируемые исследования позволяют обсудить и выбрать оптимальный вариант реализации проекта разработки модели финансирования спорта и спланировать его ресурсное обеспечение, сроки выполнения, определить участников проекта, его стейкхолдеров, которых следует привлекать на каждом этапе, что позволит повысить качество и глубину проработки поставленных задач. Отдельным этапом работы является изучение функциональности модели с целью выявления достоинств и недостатков, поскольку каждая модель содержит элементы ограничен-
ЛИТЕРАТУРА
1. Вишнякова, О. Н. Спорт как социально-экономическая практика эффективного управления и государственно-частного партнерства / О. Н. Вишнякова // Наука и спорт: современные тенденции. - 2022. - Т. 10, № 4.
- С. 103-112. DOI: 10.36028/2308-8826-2022-10-4103-112
2. Григорьева, В. В. Модели и источники финансирования развития спортивной инфраструктуры / В. В. Григорьева, А. А. Юссуф // Проблемы экономики и юридической практики. - 2021. - Т. 17. - № 6. - С. 265-272.
- EDN EOZBOZ.
3. Ефремова, А. Г. Особенности финансирования физической культуры и спорта в России и за рубежом / А. Г. Ефремова, А. А. Набоких // Актуальные вопросы современной экономики. - 2021. - № 6. - С. 174-181.
- EDN MBJYFR.
4. Курочкин, В. В. Финансирование физической культуры и спорта в России // Интерактивная наука. - 2016.
- № 10. - C. 137-140. - URL: https://cyberLeninka.ru/ articLe/n/ finansirovanie-fizicheskoy-kuLtury-i-sporta-v-rossii (дата обращения: 24.11.2022).
5. Кулешов, С. М. "Финансово-экономические механизмы поддержки массового спорта: отечественный и зарубежный опыт // Транспортное дело России. - 2017.
- № 2. - 2017. - С. 14-16. - URL: https://cyberLeninka. ru/articLe/n/finansovo-ekonomicheskie-mehanizmy-podderzhki-massovogo-sporta-otechestvennyy-i-zarubezhnyy-opyt (дата обращения: 10.01.2023).
6. Малыгин, А. В. Финансирование спортивных организаций: структура и маркетинговые задачи / А. В. Малыгин // Вестник Российского международного олимпийского университета. - 2016. - № 2 (19). -С.68-75.
7. Перькова, Е. Ю. Структура финансирования спортивной инфраструктуры, созданной в субъектах Российской Федерации // АНИ: экономика и управление. 2018. №1 (22). С.215-218. - URL: https://cyberLeninka.
ности. Все это составит дизайн-концепцию проекта и позволит обсудить его для согласования интересов федеральных, региональных, городских органов управления физической культурой и спортом. В отраслевой экосистеме на уровне первичного звена управления в структуре спортивного кластера — спортивной организации, предстоит протестировать элементы аудита эффективности финансирования. Результаты исследования представляют интерес для Министерства спорта Российской Федерации, профильных министерств и ведомств субъектов федерации, органов муниципального управления, спортивных федераций, физ-культурно-спортивных организаций и в целом для бизнес-сообщества как конечного потребителя услуг отрасли.
ru/articLe/n/struktura-finansirovaniya-sportivnoy-in-frastruktury-sozdannoy-v-subektah-rossiyskoy-federat-sii (дата обращения: 10.01.2023).
8. Пруцков, С. В. Международный опыт финансирования в области физической культуры и спорта / С. В. Пруцков // Бизнес и общество. - 2015. - Ns 3(l). - С. 14-22.
- EDN VJOLYF.
9. Чернобровкина, Е. Б. Особенности финансирования физической культуры и спорта в России и за рубежом // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. - 2019.
- W l (59). - С. 63-l0. - URL: https://cyberLeninka. ru/articLe/n/osobennosti-finansirovaniya-fizicheskoy-kuLtury-i-sporta-v-rossii-i-za-rubezhom (дата обращения: 24.11.2022).
10.Сибагатуллина, Г. Ф. Зарубежный опыт финансирования рисков деятельности организации / Г. Ф. Сибага-туллина, А. Д. Хайруллина // Электронный экономический вестник Татарстана. - 2020. - W 2. - С. 46-49.
- EDN GRCMLO.
11. Шавандина, О. А. Модель экономико-правового регулирования спортивных отношений в Российской Федерации / О. А. Шавандина, Е. Ю. Коваленко // Московский экономический журнал. - 2022. - Т. l, W 4. - DOI 10.55186/2413046X_2022_l_4_25l. - EDN STSANA.
12.Howard Dennis. Financing Sport Hardcover / Dennis Howard, John Crompton - FiT PubLishing. - 2018. - 60l p. ISBN-13:9l8-194006l230
13. MokhLesi hoz sorkhi, M., ALizadeh, R., nabavi chashmi, S., & behnia, B. DeveLoping a Sport CLubs Financing ModeL with a AnaLysis HierarchicaL Process (AHP) // JournaL of Investment KnowLedge. - 2021. - 10(40). -рр. 259-281.
14.PEI Gui-fen, Financing ModeL and Innovation of China's Large-scaLe Sports Events // JournaL of hebei university (phiLosophy and sociaL science). Pei gui-fen, Zhang pu.
- 2019. - VoL. 44. - рр. 82-88 Issue (4): DOI: 10.3969/j. issn.1005-63l8.2019.04.013
REFERENCES
1. Vishnyakova O.N. [Sport as a socio-economic practice of effective management and public-private partnerships] Science and sport: current trends. 2022. No. 4. Volume 10. pp. 103-112 (in Russ.).
2. Grigoryeva V.V. [Models and sources of financing for the development of sports infrastructure] V. V. Grigoryeva, A. A. Yussuf . Problems of Economics and Legal Practice. 2021. Vol. 17. No. 6. pp. 265-272. EDN EOZBOZ. (in Russ.).
3. Efremova A. G. [Features of financing physical culture and sports in Russia and abroad] A. G. Efremova, A. A. Nabokikh. Actual issues of modern economics. 2021. No. 6. P. 174-181. EDN MBJYFR. (in Russ.).
4. Kurochkin V.V. [Financing of physical culture and sports in Russia ]. Interactive science. 2016 No. 10. pp. 137141. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finansiro-vanie-fizicheskoy-kultury-i-sporta-v-rossii (date of access: 11/24/2022) (in Russ.).
5. Kuleshov S.M. [Financial and economic mechanisms to support mass sports: domestic and foreign experience] Transport business of Russia. 2017. No. 2. 2017. pp. 1416. (in Russ.).
6. Malygin, A.V. [Financing of sports organizations: structure and marketing tasks]. Bulletin of the Russian International Olympic University. 2016. No. 2 (19). pp.68-75. (in Russ.).
7. Perkova E.Yu. [The structure of financing the sports infrastructure created in the constituent entities of the Russian Federation] ANI:Economics and Management. 2018. No. 1 (22). pp.215-218 (in Russ.).
8. Prutskov S. V. [International experience of financing in the field of physical culture and sports] Business and society. 2015. No. 3(7). pp. 14-22. EDN VJOLYF. (in Russ.).
9. Chernobrovkina E.B. [Features of the financing physical culture and sports in Russia and abroad] Bulletin of the O. E. Kutafin University. 2019. No. 7 (59). pp. 6370. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-finansirovaniya-fizicheskoy-kultury-i-sporta-v-rossii-i-za-rubezhom (date of access: 11/24/2022). (in Russ.).
10.Sibagatullina, G. F. [Foreign experience in financing the risks of the organization's activities]. G. F. Sibagatullina, A. D. Khairullina Electronic Economic Bulletin of Tatar-stan. 2020. No. 2. Pp. 46-49. EDN GRCMLO.
11.Shavandina O. A. [A model of economic and legal regulation of sports relations in the Russian Federation] O. A. Shavandina, E. Yu. Kovalenko. Moscow Economic Journal. 2022. Vol. 7. No. 4. DOI 10.55186/2413046X_2022_7_4_257. EDN STANA. (in Russ.).
12.Howard, Dennis Financing Sport Hardcover / Dennis Howard, John Crompton - FiT Publishing. 2018. 607 p. ISBN-13 : 978-1940067230
13.Mokhlesi hoz sorkhi, M., Alizadeh, R., nabavi chashmi, S., & behnia, B. (2021) [Developing a Sport Clubs Financing Model with a Analysis Hierarchical Process (AHP)]. Journal of Investment Knowledge. 10(40). pp. 259-281.
14.PEI Gui-fen,ZHANG Pu. [Financing Model and Innovation of Chinas Large-scale Sports Events[J]. Journal of hebei university (Philosophy and Social Science). 2019. 44(4): pp. 82-88.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Вишнякова Ольга Николаевна (Vishnyakova Olga Nikolaevna) - доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления в спорте; Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма; 420010, г. Казань, ул. Деревня Универсиады, д. 35; e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0003-3069-2178. Хайруллина Альбина Джавдатовна (Khajrullina Albina Dzhavdatovna ) - кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики и управления в спорте; ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»; 420010, г. Казань, ул. Деревня Универсиады, д. 35; e-mail: [email protected]; ORCID: 0000-0002-5501- 6347.
Поступила в редакцию 22 ноября 2022 г. Принята к публикации 28 января 2023 г.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Вишнякова, О.Н. Концепция разработки научно обоснованной динамической модели финансирования спорта / О.Н.Вишнякова, А.Д. Хайруллина // Наука и спорт: современные тенденции. - 2023. - Т. 11, № 1 - С. 104-111. Э01: 10.36028/2308-8826-2023-11-1-104-111
FOR CITATION
Vishnjakova O.N., Khajrullina A.D. The concept of developing a scientific-based dynamic sport financing model. Science and sport: current trends., 2023, vol. 11, no.1, pp. 104-111 (in Russ.) DOI: 10.36028/2308-88262023-11-1-104-111