Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА (АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД )'

КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА (АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гуманистическая психология / ментальная культура / психолого-педагогическая концепция / психолого-педагогическое сопровождение / цифровая трансформация образования / digital transformation of education / humanistic psychology / mental culture / psychological and pedagogical concept / psychological and pedagogical support

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ванновская Ольга Васильевна

Цель. Обоснование авторской концепции психолого-педагогического сопровождения цифровой трансформации образовательного процесса вуза с позиций антропоцентрического подхода в контексте ментальной культуры и духовно-нравственных ценностей современного российского общества. Процедура и методы. В исследовании применены методы системного анализа, сравнения и обобщения исследований по заявленной проблеме, методы проблематизации и концептуализации. Исследование основано на культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, идеях гуманистической психологии, деятельностном и системном подходах в психологии. Результаты исследования. Представлены авторское содержание и модель концепции, её теоретико-методологическая основа, психолого-педагогические условия её реализации на субстанциональном, функциональном и результативном уровнях; описаны компоненты и содержание цифровой культуры студентов, условия верификации концепции. Теоретическая и/или практическая значимость заключается в обосновании необходимости внедрения психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в цифровой образовательной среде, основанной на антропоцентрическом подходе, в условиях создания цифровой культуры второго порядка, с сохранением самоидентичности, ментальности и духовно-нравственных ценностей субъектов образовательного процесса, с сохранением всех коммуникативных компонентов взаимодействия преподавателей и обучающихся, с трансформацией роли преподавателя в роль наставника, минимизацией и профилактикой рисков цифровой трансформации образования, с развитием цифровой психодидактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATIONAL PROCESS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION (ANTHROPOCENTRIC APPROACH)

Aim. To substantiate an original concept of psychological and pedagogical support for the digital transformation of university educational process from the position of an anthropocentric approach in the context of mental culture and spiritual and moral values of modern Russian society. Methodology. The study used methods of system analysis, comparison and synthesis of research on the stated problem, methods of problematization and conceptualization. The study is based on the cultural-historical concept of L.S. Vygotsky, ideas of humanistic psychology, activity and systems approaches in psychology. Research results. Original content and model of the concept, its theoretical and methodological basis, psychological and pedagogical conditions for its implementation at the substantial, functional and effective levels are presented; the components and content of students’ digital culture and the conditions for concept verification are described. Research implications. Theoretical and practical significance lies in substantiating the need to introduce psychological and pedagogical support for the educational process in a digital educational environment based on an anthropocentric approach, in the conditions of creating a second-order digital culture while preserving the self-identity, mentality and spiritual and moral values of the subjects of the educational process, with maintaining all communicative components of interaction between teachers and students, with the transformation of the role of the teacher into the role of a mentor, minimizing and preventing the risks of digital transformation of education, with the development of digital psychodidactics.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА (АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД )»

Научная статья УДК 159.9

DOI: 10.18384/2949-5105-2024-3-133-149

концепция психолого-педагогического сопровождения цифровой трансформации образовательного процесса вуза (антропоцентрический подход)

Ванновская О. В.

Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, 196605, г. Санкт-Петербург, Пушкин, Петербургское шоссе, д. 10, Российская Федерация; e-mail: vannovskaya@mail.ru

Поступила в редакцию 01.04.2024 После доработки 26.06.2024 Принята к публикации 27.06.2024

Аннотация

Цель. Обоснование авторской концепции психолого-педагогического сопровождения цифровой трансформации образовательного процесса вуза с позиций антропоцентрического подхода в контексте ментальной культуры и духовно-нравственных ценностей современного российского общества.

Процедура и методы. В исследовании применены методы системного анализа, сравнения и обобщения исследований по заявленной проблеме, методы проблематизации и концептуализации. Исследование основано на культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, идеях гуманистической психологии, деятельностном и системном подходах в психологии. Результаты исследования. Представлены авторское содержание и модель концепции, её теоретико-методологическая основа, психолого-педагогические условия её реализации на субстанциональном, функциональном и результативном уровнях; описаны компоненты и содержание цифровой культуры студентов, условия верификации концепции. Теоретическая и/или практическая значимость заключается в обосновании необходимости внедрения психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в цифровой образовательной среде, основанной на антропоцентрическом подходе, в условиях создания цифровой культуры второго порядка, с сохранением самоидентичности, ментальности и духовно-нравственных ценностей субъектов образовательного процесса, с сохранением всех коммуникативных компонентов взаимодействия преподавателей и обучающихся, с трансформацией роли преподавателя в роль наставника, минимизацией и профилактикой рисков цифровой трансформации образования, с развитием цифровой психодидактики. Ключевые слова: гуманистическая психология, ментальная культура, психолого-педагогическая концепция, психолого-педагогическое сопровождение, цифровая трансформация образования

Для цитирования: Ванновская О. В. Концепция психолого-педагогического сопровождения цифровой трансформации образовательного процесса вуза (антропоцентрический подход) // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки. 2024.№ 3. C. 133-149. DOI: 10.18384/2949-5105-2024-3-133-149

© CC BY Ванновская О . В. , 2024.

V133y

Original Research Article

the concept of psychological and pedagogical support of digital transformation of educational process of higher education institution (anthropocentric approach)

O. Vannovskaya

Pushkin Leningrad State University

Petersburgskoye shosse 10, Pushkin, St. Petersburg, 196605, Russian Federation; e-mail: vannovskaya@mail.ru

Received by the editorial office 01.04.2024 Revised by the author 26.06.2024 Accepted for publication 27.06.2024

Abstract

Aim. To substantiate an original concept of psychological and pedagogical support for the digital transformation of university educational process from the position of an anthropocentric approach in the context of mental culture and spiritual and moral values of modern Russian society.

Methodology. The study used methods of system analysis, comparison and synthesis of research on the stated problem, methods of problematization and conceptualization. The study is based on the cultural-historical concept of L.S. Vygotsky, ideas of humanistic psychology, activity and systems approaches in psychology.

Research results. Original content and model of the concept, its theoretical and methodological basis, psychological and pedagogical conditions for its implementation at the substantial, functional and effective levels are presented; the components and content of students' digital culture and the conditions for concept verification are described.

Research implications. Theoretical and practical significance lies in substantiating the need to introduce psychological and pedagogical support for the educational process in a digital educational environment based on an anthropocentric approach, in the conditions of creating a second-order digital culture while preserving the self-identity, mentality and spiritual and moral values of the subjects of the educational process, with maintaining all communicative components of interaction between teachers and students, with the transformation of the role of the teacher into the role of a mentor, minimizing and preventing the risks of digital transformation of education, with the development of digital psychodidactics.

Keywords: digital transformation of education, humanistic psychology, mental culture, psychological and pedagogical concept, psychological and pedagogical support

For citation: Vannovskaya O. V. The concept of psychological and pedagogical support of digital transformation of educational process of higher education institution (anthropocentric approach) // Bulletin of Federal State University of Education. Series: Psychological Sciences. 2024, no. 3. P. 133-149. DOI: 10.18384/2949-5105-2024-3-133-149

155Ы 2949-5113^

Введение

Современное общество, находясь на этапе постиндустриального, информационного развития, подвержено таким процессам, как глобализация, интернетизация и цифровизация . В условиях такого развития происходит изменение всей образовательной системы в целом . Традиционные концепции, теории, методология и технологии образовательной деятельности в цифровой образовательной среде подвергаются значительным изменениям, что обуславливает необходимость их психолого-педагогического сопровождения

Начнём с определения основных понятий . Под «цифровой трансформацией образовательного процесса вуза» будем понимать комплексное изменение структуры, процессов, внутренней коммуникации, моделей образовательной деятельности, педагогических технологий и всей организационной культуры вуза с помощью цифровых технологий «Психолого-педагогическое сопровождение» - это комплекс действий педагогических работников, направленный на создание определённых условий в образовательной организации, которые будут способствовать сохранению и укреплению психологического здоровья обучающихся и развитию у них всех видов образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) в соответствии с требованиями ФГОС [21].

В современных условиях каждый участник образовательных отношений вынужден работать с большим количеством информации в цифровом пространстве, интегрируя это пространство в свою реальность и под-

| 2024 / № 3

страиваясь под его специфику [24; 25]. Психолого -педагогическое сопр ово -ждение цифровой трансформации образовательного процесса предполагает «затачивание» цифровых технологий под социальные, культурно-исторические и индивидуально-личностные особенности участников образовательных отношений, с учётом возраста, образовательных потребностей и культурного ценза субъектов [16; 26].

Проблема цифровой трансформации образовательного пространства и адаптации к условиям, которые она задаёт, в настоящее время считается актуальной в научных кругах, однако при этом остаётся малоизученной На данный момент опубликованы различные исследования, затрагивающие отдельные вопросы и направления цифровой трансформации в образовании, например:

- предпосылки цифровой трансформации и перспективы её развития в образовательной среде [19];

- конкретные проблемы этого процесса, такие как социальные аспекты цифровой трансформации, готовность и адаптация субъектов образовательных отношений к цифровой трансформации и др . [1; 3].

Однако в большинстве исследований рассматриваются отдельные проблемные области, что говорит о необходимости структурирования знаний в обобщённом, подкреплённом теоретико-методологической основой виде Таким способом структурирования может стать Концепция психолого-педагогического сопровождения цифровой трансформации образовательного процесса, изложению которой и посвящена данная статья

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

В п . 11 «Стратегии национальной безопасности»1 отмечено, что одним из направлений национальной безопасности российского общества является защита и актуализация традиционных духовно-нравственных ценностей и культурных норм . Особенно это актуально на фоне современных событий и мирового кризиса, в рамках которых рядом государств предпринимаются попытки целенаправленного размывания традиционных ценностей, пересмотра мировой истории и изменения роли нашего государства в ней .

Опираясь на п . 91 Стратегии можно выделить такие базовые духовно-нравственные ценности, как жизнь и достоинство, права и свободы человека, а также гражданственность, патриотизм, ответственность за судьбу государства, высокие нравственные идеалы, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, преемственность поколений и единство российского общества В Стратегии представлена следующая интерпретация термина «традиционные ценности»: это нравственные ориентиры, которые являются основой для формирования мировоззрения граждан России и которые передаются из поколения к поколению . Приоритет сферы образования как платформы для развития традиционных культурно-нравственных ценностей общества

1 Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2021 г. №27 (ч . I), ст. 5351. URL: https://base.garant.ru/401425792 (дата обращения: 26.03.2024).

был закреплён в национальном проекте «Образование»2 .

Таким образом, Концепция психолого -педагогического сопровождения цифровой трансформации образовательного процесса вуза должна формулироваться в контексте ментальной культуры и духовно-нравственных ценностей современного российского общества, а систематизация знаний и методологических принципов в этой концепции должна осуществляться в рамках антропоцентрического подхода, позволяющего ставить во главе системы человека как субъект обучения, развития и воспитания

Теоретико-методологическое обоснование и содержание авторской Концепции

Актуальность создания данной Концепции связана с осмыслением фундаментальных образовательных процессов в новой парадигме цифровой реальности с учётом ментальной культуры и духовно-нравственных ценностей современного российского общества

Целью формирования Концепции является раскрытие сущности, методологии и технологий психолого-педагогического сопровождения цифровой трансформации образовательного процесса вуза в контексте ментальной культуры и ценностей современного российского общества

Методология и методы исследования. В данном исследовании применялись дедуктивный и индуктивный методы исследования, а также метод моде-

2 Национальный проект «Образование» / Официальный сайт Минпросвещения России. URL: https://edu. gov. ru/national-pro-ject/about (дата обращения: 26.03.2024).

155Ы 2949-5113^

лирования Содержание и сущность Концепции опираются на методологические принципы построения психолого-педагогических концепций [23].

Рассмотрим далее теоретико-методологические основания Концепции и обратимся прежде всего к идеям культурно-исторической теории Л . С. Выготского о том, что личность развивается и совершенствуется только в том случае, когда она перенимает культурный опыт и культурную идентичность общества, в рамках которого существует [2; 5]

Также теоретико-методологическим основанием Концепции является гуманистический подход в образовании, который предполагает:

- реализацию развивающего обучения [22];

- развитие коммуникативной компетентности субъектов образовательного процесса;

- понимание того, что каждый обучающийся - это склонный к личностному росту, положительный и целостный субъект образовательных отношений

Ещё одним основанием Концепции являются принципы антропоцентрического подхода в образовании, такие как:

- принцип индивидуализации;

- принцип свободного, естественного развития каждого обучающегося;

- принцип диалога

Благодаря этому подходу в центре внимания оказываются не цифровые технологии и платформы, а сам человек с его целями, мотивами, индивидуальными особенностями и способностями

Интеграция целей гуманистического подхода в образовании и цифровой трансформации образовательных про-

| 2024 / № 3

цессов раскрывается в современных методологических подходах и исследованиях:

- исследуется готовность вуза к цифровой трансформации [10; 16];

- изучаются роль и способы использования искусственного интеллекта для персонализации образовательного процесса, реализации индивидуального подхода и стимулирования творческих способностей студентов в цифровой среде при помощи методологии «цифрового ангела» [20];

- разрабатываются принципы и методы цифровой дидактики [11; 18];

- исследуются концепции развития трансгуманизма под воздействием цифровой трансформации [6].

Таким образом, теоретико-методологическими основаниями Концепции психолого-педагогического сопровождения цифровой трансформации образовательного процесса вуза являются идеи культурно-исторического развития Л С Выготского и его последователей, идеи и принципы гуманистического подхода в образовании и психологии, иные схожие холистические подходы и субъект-ориентированные теории

Содержательно-смысловое наполнение концепции

Одним из направлений обновления образовательного процесса является трансформация технологической среды Однако происходит не только внедрение новых цифровых технологий, но и изменение коммуникаций и информационных потоков, а также связанные с ними изменения в поведении, психике и ментальных процессах человека [4].

Можно предположить, что такие изменения связаны в первую очередь с

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

тем, что на смену традиционным спорам между «естественным» и «культурным» приходят противопоставления «человеческого» и «технологическ ого»/«информационного» . Сложность проблемы связана с тем, что скорость и интенсивность информационных цифровых процессов отличается большей динамичностью в сравнении с социальными процессами . В этих условиях эффективность и пределы цифровой трансформации образовательной системы зависят от психологической готовности и возможностей субъектов этой системы .

Преподавание как деятельность влияет не только на обучение, но и в равной степени на развитие личности студентов, поэтому функция педагога не ограничивается трансляцией знаний и оценкой степени усвоения этих знаний Педагог также является инициатором и координатором педагогического общения .

Согласно Д . А . Леонтьеву, педагогическое общение выполняет следующие функции:

- является инструментом для стимулирования учебной мотивации, активности и творческой деятельности студентов;

- является инструментом воздействия на личность студента;

- позволяет создать положительную атмосферу, эмоциональный настрой;

- является инструментом координирования социально-психологических процессов в учебных группах и коллективах [15].

Рассмотрим компоненты педагогического общения с опорой на труды И . Ю . Елькиной с соавторами, в которых раскрыты гуманистические аспекты взаимодействия участников обра-

зовательного процесса вуза Авторами выделены следующие компоненты педагогического общения:

- коммуникативный компонент (смысловой аспект взаимодействия субъектов образовательного процесса в виде обмена информацией);

- интерактивный компонент (общая стратегия взаимодействия субъектов образовательного процесса, взаимодействие идей, образов, интеллектов и взаимных реакций);

- перцептивный компонент (специфика восприятия и понимания субъектов образовательного процесса);

- когнитивный компонент (наличие знаний, психолого-педагогических компетенций, навыков взаимодействия);

- регулятивный компонент (навыки педагога в организации образовательного пространства и формирования коммуникативных позитивных связей между студентами);

- аффективный компонент (умение создавать комфортную психологическую среду);

- духовный компонент (совокупность интеллектуальных способностей, ценностей и культурного опыта участников образовательного процесса) [9].

Таким образом, первостепенной задачей психолого-педагогического сопровождения цифровизации образовательного пространства является сохранение всех перечисленных выше коммуникативных компонентов

Ещё одна проблема связана с тем, что среда цифровых информационных технологий влияет на систему ориента-ций и мышление человека. Цифровая информационная среда имеет постмодернистский характер, позволяя че-

155Ы 2949-5113^

ловеку оказываться в любой момент времени в разных точках информационного пространства. Отличаясь быстротой и хаотичностью, система координат цифрового пространства может меняться, преодолевая все логические закономерности и последовательности Со временем, в результате долгого существования в цифровом пространстве, у человека формируется новое мышление - вне рамок культурно-исторического развития, человек теряет навык выстраивания своей линии поведения в социально-предметной реальности [4]. Также важно, что цифровая трансформация образования приводит к необходимости использования разных языков: научного, технического, предметного, а также языка больших данных, который упрощает (свёртывает) информацию . Возникают сложности перехода от одного языка к другому, что не может не сказаться на ментальности человека В результате изменения мышления под воздействием цифровых технологий у человека притупляется способность критически и рационально мыслить

Представленные выше научно-философские идеи объяснимы с опорой на теорию деятельности А . Н . Леонтьева . В деятельности один человек становится для другого образцом, примером, наставником, и через это осуществляется передача социального опыта Важна лишь готовность и способность воспринимать этот социальный опыт [12; 14; 15].

Для сохранения, трансляции и освоения культурно-исторического опыта в условиях цифровой трансформации образовательного процесса вуза важно создавать новую культуру: цифровую культуру второго порядка

| 2024 / № 3

Самоидентичность, ментальность и самосознание должны сохраняться и в сети Для этого педагог должен освоить роль не просто учителя, но и роль наставника, чтобы транслировать новую культуру через призму ментальной культуры и духовно-нравственных ценностей современного общества [13; 20]. Трансформация позиции педагога в образовательной системе влечёт изменение всех его функций: информационно-развивающей, ориентаци-онной, коммуникативной, оценочной, исследовательской, проектной и т д [8].

Также цифровая трансформация образовательных процессов вуза ставит перед педагогом задачу профилактики рисков, таких как:

- формирование технократического типа мышления;

- нарушение процессов социализации молодёжи;

- опасность, связанная с замещением обычной среды виртуальной;

- формирование когнитивного диссонанса из-за погружения в большое количество информационных потоков;

- неравенство доступа к цифровым ресурсам у обучающихся;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- снижение учебной мотивации и нарушение процессов самоорганизации [7].

Более того, можно говорить о таких рисках как дегуманизация и маргинализация личности, редукция потреб-ностно-мотивационной сферы, усложнение передачи ценностей от одного поколения к другому (межпоколенной трансмиссии)

Минимизации выделенных выше рисков может способствовать такие методы как:

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

- психолого-педагогическое сопровождение деятельности преподавателей в новых условиях;

- повышение профессиональных цифровых компетенций педагогов;

- внедрение норм и правил цифрового этикета в вузе;

- использование смешанных форм обучения для сохранения живого общения преподавателей и студентов

Формирование новой дидактики педагогической деятельности должно привести к созданию системы «открытая педагогика», в рамках которой формируется стабильная информационно-образовательная среда со всеми необходимыми для обучения в цифровом пространстве условиями .

Психолого-педагогические условия эффективного функционирования и развития цифровой трансформации образовательных процессов вуза. Процесс регуляции и управления развитием образовательного процесса в рамках данной Концепции целесообразно рассматривать на трех содержательных уровнях:

- на субстанциональном уровне (правовые и нормативные основы образовательного процесса, ценностные и культурные особенности, принципы работы в цифровой среде);

- на функциональном уровне (закономерности, общественные отношения и реально функционирующие педагогические и психологические явления);

- на результативном уровне (формы поведения, методы, психолого-педагогические условия, характеристики систем и подсистем)

Верификации концепции. Цифровая трансформация образовательного процесса вуза сформировала потреб-

ность в цифровых измерителях для мониторинга деятельностных процессов . Измерители должны быть направлены на анализ следующих процессов:

- уровень и процесс развития каждого студента (индивидуальный подход);

- уровень цифровой компетентности педагогов и студентов;

- уровень технологичности и инно-вационности образовательной среды;

- уровень готовности системы управления к трансформации;

- уровень адаптации субъектов вуза к цифровой трансформации;

- сохранность культурной менталь-ности и нравственно-духовных ориентиров

Существует потребность в создании цифровых инструментов для измерения феноменов и процессов развития образовательного процесса вуза в условиях трансформации . Это могут быть Big-data-технологии, программы искусственного интеллекта, позволяющие обрабатывать большие массивы данных с максимальным уровнем объективности

Модель психолого-педагогического сопровождения процесса цифровой трансформации образовательного процесса вуза. На основе Концепции представлена Модель психолого-педагогического сопровождения процесса цифровой трансформации образовательного процесса вуза (Рис 1)

В центре внимания данной Модели -концептуальный вопрос о том, как реализовать содержание цифровых трансформационных процессов без рисков дегуманизации, потери культурной ментальности и т д

Основные планируемые результаты реализации Модели имеют три направления:

Рис. 1 / Fig. 1. Модель психолого-педагогического сопровождения процесса цифровой трансформации вуза / Model of psychological and pedagogical support for the process of digital transformation of a university

Источник: составлено автором по результатам исследования .

V14y

- создание рабочей и эффективной модели психолого-педагогического сопровождения;

- создание цифровой культуры второго порядка;

- формирование цифровой дидактики, и, в частности, цифровой психодидактики

Реализация предложенной Модели психолого -педагогического сопр ов о-ждения цифровой трансформации образовательного процесса должна осуществляться путём оказания психологической помощи всем субъектам образовательного процесса при переходе в новые условия цифровой образовательной среды

Концепция опирается на следующие идеи и методологические принципы:

1) антропоцентрический подход: в основе Концепции - человек и традиционные культурно-исторические ценности общества;

2) субъектно-личностный подход: в основе Концепции - опора на психологические особенности адаптации субъектов образовательного процесса к новым условиям, заданным цифровой трансформацией;

3) идеи и принципы гуманистического подхода в образовании и гуманистической психологии;

4) системный подход: в основе Концепции - учёт взаимосвязей всех компонентов системы

Также в рамках Концепции необходимо определить требования, предъявляемые к её компонентам: образовательной среде, компетенциям управленческого и педагогического состава, учащимся . В отношении педагогического состава необходимо ответить на вопрос: «Каков он, педагог цифрового образования?» . Педагог

должен владеть следующими базовыми компетенциями и навыками в рамках цифровой образовательной среды вуза:

- иметь личную потребность в формировании цифровых навыков и компетенций;

- обладать навыком поиска информации, соответствующей теме проводимого занятия;

- уметь оценивать релевантность найденной информации;

- способствовать созданию новой цифровой культуры, основой которой будет сохранение культурной идентичности и ментальности современного российского общества

Компоненты и содержание цифровой культуры студентов представлены в таблице 1 на нескольких уровнях: эмоционально-ценностном, поведенческом, когнитивном, интеллектуальном и рефлексивном

Таким образом, трансформационный процесс меняет не только содержание образовательного процесса и всей системы в целом, но и модернизирует психологическую инфраструктуру сферы образования. Для гармоничного перехода образовательного процесса из традиционной формы в цифровую образовательную среду важно найти решение вопроса: «Как и каким путём можно достичь и реализовать содержание трансформационных процессов без рисков дегуманизации, деперсонализации, бегства в цифровое пространство, потери культурной ментальности, потери коммуникативных компонентов педагогической деятельности и т д ?» Для этого необходимо создавать психолого-педагогические, культурные и нравственные основания новой цифровой

Таблица 1 / Table 1

Компоненты и содержание цифровой культуры студентов / Components and content of students' digital culture

Уровни цифровой культуры Содержание уровня Показатели и критерии сформиро-ванности компонентов Мероприятия психолого-педагогического сопровождения цифровой культуры студентов

1. Эмоционально-ценностный уровень (установки, оценки, мотивы, отношения) - удовлетворение своих информационных потребностей и интересов; - мотивы обращения к различным источникам информации; - выбор приоритетных источников получения необходимой информации; - позитивное отношение при работе с цифровыми и компьютерными технологиями; - способность противостоять давлению извне при выборе информации - развитая информационная мотивация; - высокий уровень осознания собственных информационных потребностей - создание открытой вну-тривузовской цифровой информационной среды; - предоставление возможности получать доступ к необходимой информации как на бумажных носителях, так и в цифровом виде; - повышение мотивации студентов за счёт формирования позитивных установок на достижение успеха в учёбе; - обучение навыкам поиска необходимой информации во всех доступных источниках; - формирование положительного, благоприятного отношения к себе и группе сверстников

2 . Поведенческий уровень (реальное и потенциальное поведение в цифровом пространстве) - выбор источников достоверной информации; - применение полученной информации в профессиональной сфере своей деятельности; - безопасность в Интернете; - культура поведения в цифровом пространстве; - культура делового общения, терпимость к чужому мнению, открытость другим культурам - уважение к информации, цифровому пространству, мнению других людей; - лёгкость в установлении и поддержании социальных контактов; - соблюдение цифровой этики общения; - умение вести письменное и устное общение - обучение участников образовательного процесса основам безопасности в Интернете; - обучение навыкам критичного отношения к информации; - обучение культуре поведения в цифровой среде, и особенностям делового общения

V143y

Окончание табл . 3

Уровни цифровой культуры Содержание уровня Показатели и критерии сформиро-ванности компонентов Мероприятия психолого-педагогического сопровождения цифровой культуры студентов

3 . Когнитивный уровень (знания и умения обучающихся) - информационная, компьютерная и цифровая грамотность; - положительный опыт поиска информации: успешное использование поисковых запросов при работе в сети Интернет; систематизация полученной информации; коммуникативные навыки при работе с информацией в сети - способность наблюдать, суммировать, отбирать и оценивать факты, здравые суждения; - навык синтеза, обработки и обобщения информационных потоков - обучение основам цифровой и компьютерной грамотности - обучение навыкам рефлексии (оценке) поиска и обработки информации

4. Интеллектуально-творческий уровень (культура информационной деятельности) - самореализация себя через осознанную учебную деятельность; - анализ и реализация профессиональных проектов; - творческое воображение, оригинальное мышление при работе с информацией - умение принимать собственное решение в типовых и нетиповых ситуациях профессиональной деятельности; - умение творчески перерабатывать информацию - тренинги умений творчески перерабатывать информацию; - развитие навыков принятия решений; - тренинги креативности

5 . Рефлексивный уровень - культура самооценки работы с информацией - самооценка степени удовлетворения информационных потребностей; - способность к самооценке собственного поведения, действий и результатов поиска информационных запросов - рефлексия собственного роста - развитие умений поводить самооценку информационной культуры, удовлетворения информационных потребностей

Источник: составлено автором по результатам исследования.

среды, создавать цифровую культуру образовательной деятельности

Заключение

В настоящее время наблюдается кризисное состояние системы образования на всех уровнях, что является следствием перехода к цифровым формам и методам обучения Происходит дистанцирование личности от куль-

турного контекста, вследствие чего запускаются процессы дегуманизации, маргинализации, редукции по-требностно-мотивационной сферы субъектов образования, усложняется межпоколенная трансмиссия Для преодоления этого кризиса важно психолого-педагогическое сопровождение цифровой трансформации вуза с сохранением культурной идентичности

155Ы 2949-5113^

и ментальности системы . При этом в центре внимания должны быть не технологии, а человек как субъект образовательного процесса, т е образование должно быть человекоцентрическим (антропоцентрическим)

С приходом цифровой трансформации подвергаются изменениям различные структурные компоненты образовательной системы:

- меняется содержание образования;

- внедряются новые образовательные технологии, меняется оценочная деятельность;

- подвергаются изменениям формы и методы взаимодействия субъектов образовательной деятельности, трансформируется структура управления образовательным процессом

Для систематизации знаний, раскрывающих проблемные аспекты за-

| 2024 / № 3

явленной темы, была сформулирована Концепция психолого-педагогического сопровождения цифровой трансформации образовательного процесса вуза в условиях ментальной культуры и духовно-нравственных ценностей современного российского общества, представлена Модель Концепции .

Представленная Концепция имеет правовое подкрепление1, а её содержание и цель соответствуют ценностным ориентирам и установкам государственной политики образовательной системы Современное общество нуждается в гуманистической концепции образования в цифровой среде, в рамках которой целью педагогической деятельности остаётся формирование личности, приверженной гуманистическим традициям, российской мен-тальности, нравственным принципам и духовным опорам нашего общества

Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки

ЛИТЕРАТУРА

1. Бермус А. Г. Актуальные проблемы педагогического образования в эпоху цифровой трансформации: теоретический обзор // Педагогика. Вопросы теории и практики.

2022. Т. 7 . №1. С . 1-10. 001: 10.30853/реа20220003.

2 . Божович Л. И . О культурно-исторической концепции Л . С . Выготского и её значении

для современных исследований психологии личности // Вопросы психологии. 1998. №5 . С. 108-116 .

3 Ванновская О В Психолого-педагогические проблемы цифровой трансформации высшего образования в Российской Федерации // Педагогика, психология, общество: от теории к практике . 2022. №1. С . 111-113. 001: 10.31483/г-105038.

4. Ванновская О . В. Влияние виртуальной реальности на сознание человека с позиций христианской антропологии и современной психологии // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Серия 4: Педагогика Психология

2023. №70 . С. 90-102. 001: 10,15382Миг1У202370.90-102.

5 . Выготский Л . С. , Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив.

Ребёнок. М . : Педагогика-пресс, 1993. 224 с.

6 . Гордин А . И . , Гордина О . В . Трансгуманизм как следствие возможной тотальной циф-

ровизации образования (опыт психолого-педагогического анализа) // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6 . №4. С. 537-547. 001: 10.30853/реа210086.

1 Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 07.07.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2018-2025 гг. » URL: https://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71748426 (дата обращения: 25.03.2024).

V145y

7. Гриншкун В . В. Необходимость удалённого обучения - стимул для формирования и развития цифровой среды образовательной организации // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2020. №2 (52). C. 9-17. DOI: 10. 25688/2072-9014. 2020.52. 2.01.

8 . Груздев М. В . , Тарханова И . Ю . Становление «новой дидактики» педагогического об-

разования в условиях глобального технологического обновления и цифровизации // Ярославский педагогический вестник. 2019 . №3. С 47-53. DOI: 10.24411/1813-145X-2019-10415.

9 . Гуманистические аспекты взаимодействия субъектов образовательного процесса со-

временного вуза / И . Ю . Елькина, С. В . Есина, Г. Е. Запорожцева, О . А. Комиссарова, Н . А. Рыбакова. М. : Московский университет им. С. Ю . Витте. 2021. 125 с.

10 . Долганова О . И . , Мирзоян М. В . Многокритериальная оценка готовности вуза к

цифровой трансформации // Креативная экономика. 2019 . Т. 13. №4. С. 811-826. DOI: 10,18334/ce .13.4.40560.

11. Жигалова О . П . Формирование образовательной среды в условиях цифровой трансформации общества // Учёные записки Забайкальского государственного университета. 2019 . Т. 14. №2. С. 69-74. DOI: 10.21209/2658-7114-2019-14-2-69-74.

12. Казанцева Л. А. , Калиниченко И . А. Педагогические стратегии субъектного подхода в контексте цифровизации образовательного процесса в образовательных организациях МВД России // Психология и педагогика служебной деятельности 2021 №3 С. 162-167. DOI: 10. 24412/2658-638Х-2021-3-162-167.

13 Куликова Т А , Поддубная М А Формирование готовности будущего учителя к использованию технологий виртуальной и дополненной реальности в условиях циф-ровизации образования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета 2020. №3. С. 172-177.

14 Леонтьев А Н Философия психологии: из научного наследия М : Издательство Московского университета, 1994 228 с

15 . Леонтьев Д . А. , Ханина И . Б. К проблеме общения в работах А. А. Леонтьева //

Культурно-историческая психология. 2011. Т. 7. №1. С. 20-27.

16 Маракушина И Г , Малыхина Е В , Поляшова Н В Обоснование концепции магистратуры по психолого-педагогическому сопровождению субъектов цифровизации образования // Актуальные проблемы психологии и педагогики в современном образовании: сборник научных статей V международно-практической конференции / Ярославль-Минск, 27 апреля 2021 года / под ред . Е . В . Карповой . Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д . Ушинского . С. 114-117 .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 Монахова Г А , Монахов Д Н , Прончев Г Б Социальные аспекты трансформации российского образования в условиях цифровизации // Образование и право . 2020. №6 . С. 208-214. DOI: 10.24411/2076-1503-2020-10632.

18 Пак Н И Ментальный подход к цифровой трансформации образования // Открытое образование . 2021. Т. 25 . №5 . С. 4-14. DOI: 10.21686/1818-4243-2021-5-4-14.

19 Сергеева М Г Исторические предпосылки развития цифровой образовательной среды в российском образовании // Проблемы современного педагогического образования . 2019 . №63-1. С. 294-298.

20 Степанов С Ю , Оржековский П А , Ушаков Д В Проблема цифровизации и стратегии развития непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век 2020. №2 (30). С. 2-15 . DOI: 10,15393/j5 . art.2020. 5684.

21 Технологии психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающие преемственность организации образовательного процесса в условиях реализации

современных ФГОС общего образования // Д . В . Лубовский, И . Б. Умняшова, А. Ю . Шеманов, Е . В. Самсонова. М. : Московский государственный психолого-педагогический университет, 2017. 168 с.

22. Эльконин Д . Б. Размышления о перестройке советской системы образования // Вопросы образования. 2008. №2. С. 5-32.

23. Яковлев Е. В . , Яковлева Н . О. Педагогическая концепция: методологические аспекты построения. М. : Владос, 2006. 239 с.

24 . Bates A. W. Teaching in a Digital Age . Guidelines for designing teaching and learning .

Columbia: Bccampus, 2019 . 518 p.

25 . Gonzalez L . , Ozuna C . S . Troublesome knowledge: Identifying barriers to innovate for

breakthroughs in learning to teach online // Online Learning. 2021. №25 (3). P. 81-96 . DOI: 10. 24059/olj . v25i3.2641.

26 . Parker J. Palmer, Dwight E . Neuenschwander. The Courage to Teach: Exploring the Inner

Landscape of a Teacher's Life // American Journal of Physics . 2020. №68 (1). P. 93-95. DOI: 10.1119/1.19401.

REFERENCES

1. Bermus A. G. [Current Issues of Teacher Education in the Era of Digital Transformation: A Theoretical Review], In: Pedagogika. Voprosy teorii i praktiki [Pedagogy. Theoretical and Practical Issues], 2022, vol. 7, no . 1, pp . 1-10 . DOI: 10.30853/ped20220003.

2. Bozhovich L. I. [On the cultural-historical concept of L. S. Vygotsky and its significance for modern research in personality psychology]. In: Voprosy psihologii [Questions of Psychology], 1998, no . 5, pp. 108-116 .

3 Vannovskaya O V [Psychological and pedagogical problems of the digital transformation of higher education in the Russian Federation], In: Pedagogika, psihologiya, obshchestvo: ot teorii k praktike [Pedagogy, Psychology, Society: From Theory to Practice], 2022, no. 1, pp. 111-113. DOI: 10. 31483/r-105038. 4. Vannovskaya O. V. [The Influence of Virtual Reality on Human Consciousness from the Positions of Christian Anthropology and Modern Psychology], In: Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tihonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriya 4: Pedagogika. Psihologiya [St. Tikhon's University Review. Pedagogy. Psychology], 2023, no . 70, pp. 90-102. DOI: 10,15382/sturIV202370. 90-102.

5 . Vygotsky L . S . , Luriya A . R . Etyudy po istorii povedeniya: Obez'yana. Primitiv. Rebyonok

[Etudes in the History of Behavior: Monkey Primitive Child] Moscow, Pedagogika-press Publ. , 1993.224 p.

6 Gordin A I , Gordina O V [Transhumanization of Human Consciousness

as a Result of Education Digitalization (Psychological and Pedagogical Analysis)]. In: Pedagogika. Voprosy teorii ipraktiki [Pedagogy. Theory & Practice], 2021, vol. 6, no. 4, pp. 537-547. DOI: 10. 30853/ped210086.

7 Grinshkun V V [Remote learning an incentive for creation and development of educational organization digital environment]. In: Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya «Informatika i informatizaciya obrazovaniya» [The academic Journal of Moscow City University, series "Informatics and Informatization of Education], 2020, no. 2 (52). P. 9-17. DOI: 10.25688/2072-9014.2020. 52.2. 01.

8 . Gruzdev M . V. , Tarkhanova I . Yu . [Development of Pedagogical Education «New Didactics»

in Conditions of Global Technological Updating and Digitalization], In: Yaroslavskij pedagog-icheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2019, no. 3, pp. 47-53. DOI: 10.24411/1813-145X-2019-10415.

V147y

9 . Elkina M. S . , Esina S . V. , Zaporozhceva G. E. , Komissarova O. A. , Rybakova N. A.

Gumanisticheskie aspekty vzaimodejstviyasub"ektov obrazovatel'nogoprocessasovremennogo vuza [Humanistic aspects of interaction of subjects of the educational process of a modern university]. Moscow, Moscow University named after S . Yu . Witte, 2021. 125 p .

10 . Dolganova O. I . , Mirzoyan M. V. [Multi-criteria assessment of the university's readiness for

digital transformation]. In: Kreativnaya ekonomika [Creative Economy], 2019, vol. 13, no. 4, pp. 811-826. DOI: 10,18334/ce.13.4.40560.

11. Zhigalova O. P. [Formation of the educational environment in the conditions of digital transformation of society]. In: Uchyonye zapiski Zabajkal'skogo gosudarstvennogo univer-siteta [Scholarly notes of Transbaikal State University], 2019, vol. 14, no. 2, pp. 69-74. DOI: 10.21209/2658-7114-2019-14-2-69-74.

12. Kazantseva L. A. , Kalinichenko I. A. [Pedagogical strategies of the subjective approach in the context of digitalization of the educational process in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia], In: Psihologiya i pedagogika sluzhebnoj deyatel'nosti [Psychology and pedagogics in official activity], 2021, no. 3, pp. 162-167. DOI: 10.24412/2658-638H-2021-3-162-167.

13. Kulikova T. A. , Poddubnaya M. A. [Formation of future teachers' readiness for use of virtual and augmented reality technologies in the conditions of education digitalization] In: Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta [Newsletter of North-Caucasus Federal University], 2020, no. 3, pp. 172-177.

14 . Leontev A . N . Filosofiya psihologii: iz nauchnogo naslediya [Philosophy of Psychology: from

the Scientific Heritage], Moscow, Moscow University Publishing House, 1994. 228 p.

15 . Leontev D. A. , Hanina I . B . [The Problem of Communication in the Works of A . A . Leontiev

(To the 75th anniversary)]. In: Kul'turno-istoricheskaya psihologiya [Cultural-Historical Psychology], 2011, vol. 7, no. 1, pp. 20-27.

16 . Marakushina I . G. , Malyhina E . V. , Polyashova N. V. [Justification of the concept of a mas-

ter's degree program in psychological and pedagogical support for subjects of digitaliza-tion of education]. In: E . V. Karpova, ed . Aktual'nyeproblemy psihologii i pedagogiki vsovre-mennom obrazovanii: sbornik nauchnyh statej V mezhdunarodno-prakticheskoj konferencii / Yaroslavl—Minsk, 27 aprelya 2021 goda [Actual problems of psychology and pedagogy in modern education: collection of scientific articles of the V international practical conference / Yaroslavl-Minsk, April 27, 2021]. Yaroslavl, Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky, pp . 114-117 .

17 . Monakhova G. A . , Monakhov D. N . , Pronchev G . B . [Social aspects of the transformation of

Russian education in the context of digitalization]. In: Obrazovanie i pravo [Education and Law], 2020, no. 6, pp. 208-214. DOI: 10.24411/2076-1503-2020-10632.

18 . Pak N . I . [Mental approach to the digital transformation of education]. In: Otkrytoe obra-

zovanie [Open education], 2021, vol. 25, no. 5, pp. 4-14. DOI: 10. 21686/1818-4243-2021-54-14 .

19 . Sergeeva M . G . [Historical prerequisites for the development of a digital educational envi-

ronment in Russian education]. In: Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education], 2019, no. 63-1, pp. 294-298.

20 . Stepanov S . Yu . , Orzhekovsky P. A . , Ushakov D. V. [Problems of digitalization and devel-

opment strategies of lifelong learning]. In: Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek [Continuous education: XXI century], 2020, no. 2 (30), pp. 2-15 . DOI: 10,15393/j5 . art. 2020.5684. 21. Lubovskij D. V. , Umnyashova I . V. , Shemanov A . U. , Samsonova E . V. Tekhnologii psihol-ogo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya, obespechivayushchie preemstvennost' organizacii obrazovatel'nogo processa v usloviyah realizacii sovremennyh FGOS obshchego obrazovaniya

[Technologies of psychological and pedagogical support that ensure the continuity of the organization of the educational process in the context of the implementation of modern Federal State Educational Standards of General Education: a methodological manual for teaching staff of educational organizations of general education], Moscow, Moscow State University of Psychology and Education Publ . , 2017. 168 p.

22. Elkonin D. B. [Reflections on the Perestroika of the Soviet Education System], In: Voprosy obrazovaniya [Voprosy obrazovaniia], 2008, no . 2, pp . 5-32 .

23. Yakovlev E . V. , Yakovleva N. O. Pedagogicheskaya koncepciya: metodologicheskie aspekty postroeniya [Pedagogical Concept: Methodological Aspects of Construction], Moscow, Vlados Publ. , 2006. 239 p.

24 . Bates A. W. Teaching in a Digital Age . Guidelines for designing teaching and learning .

Columbia, Bccampus Publ. , 2019 . 518 p.

25 . Gonzalez L . , Ozuna C . S . Troublesome knowledge: Identifying barriers to innovate for

breakthroughs in learning to teach online . In: Online Learning, 2021, no . 25 (3), pp. 81-96 . DOI: 10.24059/olj ,v25i3.2641.

26 . Parker J. Palmer, Dwight E . Neuenschwander. The Courage to Teach: Exploring the Inner

Landscape of a Teacher's Life . In: American Journal of Physics, 2020, no . 68 (1), pp . 93-95. DOI: 10.1119/1.19401.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Ванновская Ольга Васильевна (Санкт-Петербург) - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и прикладной психологии Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина; e-mail: vannovskaya@mail.ru; ORCID: 0000-0002-7645-6173

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Olga V Vannovskaya (St. Petersburg) - Cand. Sci. (Psychology), Assoc. Prof. , Department of General and Applied Psychology of Pushkin Leningrad State University ; e-mail: vannovskaya@mail.ru; ORCID: 0000-0002-7645-6173

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.