Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРАКТА В СИСТЕМЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ УЧИТЕЛЬ - ШКОЛА'

КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРАКТА В СИСТЕМЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ УЧИТЕЛЬ - ШКОЛА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРАКТ / МОТИВАЦИЯ / ОЖИДАНИЯ / ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дрюпина Л.В., Дрюпина И.В.

Работа посвящена теоретическому описанию понятия «психологический контракт» и представлению результатов собственного эмпирического исследования психологических контрактов учителей общеобразовательных средних школ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРАКТА В СИСТЕМЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ УЧИТЕЛЬ - ШКОЛА»

статистическое бюро европейских сообществ. Перевод на русский, изд-ие 2-ое исправленное. М., 2010

4. Фидарова С.И., Датиева Э.Н. Концепция инновационного развития СОГПИ. Владикавказ, 2011

5. Шкутько О.Н. Развитие элементов инновационной инфраструктуры в системе высшего образования. М., 2011

Дрюпина Л.В. учитель английского языка МОУ «Бурашевская СОШ» Дрюпина И.В., канд. психол. наук доцент кафедры психологии НОУ ВПО «Институт «Верхневолжье»

Россия, г. Тверь КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРАКТА В СИСТЕМЕ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ УЧИТЕЛЬ - ШКОЛА Работа посвящена теоретическому описанию понятия «психологический контракт» и представлению результатов собственного эмпирического исследования психологических контрактов учителей общеобразовательных средних школ.

Ключевые слова: психологический контракт, мотивация, ожидания, личность учителя.

Система общего образования является основным источником развития и обогащения интеллектуального потенциала нашей страны. Успешность организации образовательного и воспитательного процессов в школе зависит от личности учителя, от того, насколько он профессионально подготовлен, его желания работать, приносить пользу.

Выполнение профессиональных задач учителем, как и любым другим профессионалом, будет эффективно тогда, когда ему будут созданы благоприятные условия трудовой деятельности, как внешние (материальное вознаграждение, социальный пакет и др.), так и внутренние (возможность самореализации, карьерного роста и др.). Но специфика состояния современных российских школ такова, что они не могут предложить специалистам, особенно начинающим, адекватную оплату труда и другие социальные гарантии. Педагогическое мастерство требует постоянного напряжения, психической и физической активности, непрерывной работы над собой. Но это возможно лишь при условии формирования позитивного психологического контракта между учителем и школой. Использование концепции психологического контракта позволяет выявить причины, ожидания и обязательства работника, что именно в современных условиях учителя недополучают от школы.

Понятие «психологический контракт» впервые появилось в работах К. Аргириса и Х. Левинсона [3], которым приписывают авторство этого

понятия, и было впоследствии концептуально развито Д. Руссо [4] и другими исследователями.

Психологический контракт - это конструкт личностного уровня, который основывается на ожиданиях и обязательствах субъекта труда, его представлениях об условиях трудового соглашения, об обмене обязательствами между сотрудником и местом его работы. Психологический контракт дает ответы на два главных вопроса трудовых отношений: «Чего я могу ожидать от организации», «Какой вклад от меня ожидается взамен?». В отличие от трудового договора «психологический контракт» формулируется имплицитно, стороны могут полностью не осознавать некоторые из своих ожиданий.

Если стороны по-разному понимают психологический контракт, то это может стать причиной недоразумений и конфликтов. Усилия, направленные на повышение уровня мотивации, по-видимому, окажутся эффективными лишь в том случае, если обе стороны интерпретируют психологический контракт одинаково. Со временем психологический контракт подвергается коррекции. Например, незамужняя девушка может много работать сверхурочно, чтобы больше заработать или добиться повышения по службе. Она же, обзаведясь семьей, будет больше ценить четкий рабочий график и свободное время.

В проведенном собственном эмпирическом исследовании изучалось содержание психологического контракта учителей общеобразовательных средних школ г. Твери и Тверской области. Объем выборки составил 84 человека - женщины в возрасте от 22 до 62 лет. Для диагностических целей применялась методика «Структура и свойства психологического контракта» Е.С. Ребриловой [2].

Большая часть ожиданий учителей на момент устройства на работу (рис. 1) была связана с тем, что школа предоставит возможность реализовать потребность в признании, будет благоприятный климат в коллективе, работа будет приносить удовлетворение.

Рис. 1 - Ожидания учителей при устройстве на работу

Проработав определенное время в школе, потребность в признании учителя считают реализованной больше, чем остальные потребности (рис. 2). Ожидания благоприятного климата в коллективе не оправдались. При интерпретации данного факта следует обратиться к специфике женского коллектива. В женском коллективе много времени посвящается пересудам: в чем и откуда пришла коллега, кто за кого и какую работу сделал. Женщина, декларирующая, что пришла только исполнять служебные обязанности, а не общаться, становится объектом общей агрессии.

о

0

1 _0

с; ^

ю го

ф со

I

го

ф

0

1 _0

го Щ

I I ф ^

о

ГО ф

_0 ГО

ф О

Ш -й I

О

о

го

го

I

го о

ф *

го го

I

СО

о со

го

ш

о с;

о

ф

о ш н ф с; ш о ч

о о

со ^

с; ч ф ш го

ф

Ш

О

_0 с;

0

н

1

о

Рис. 2 - Оценка учителями реализации ожиданий, имевшихся при поступлении на работу

Парадоксально, но одним из противоречий женских коллективов является то, что женщины гораздо больше ориентированы на поиск дружеских отношений, чем мужчины. Сочетание тяги к тесным отношениям, ожиданий, разочарований, обид образует потенциал агрессии. Поскольку культура издавна табуирует прямое выражение агрессии и открытое применение силы женщиной, то агрессия реализуется косвенно - в форме сплетен, интриг, бойкотов, формирования микрогрупп.

Менее всего оказались реализованными также ожидания в отношении карьерного роста. Действительно, возможность карьерного роста в школе ограничена. Почти все должности в школе заняты именно специалистами-учителями. На каждую школу существует только одна должность директора, две-три должности для его заместителей.

Направленность психологического контракта у 48% учителей отрицательная. Их ожидания от школы и обязательства перед ней не реализованы. У 52% учителей нейтральная направленность контракта -достаточный уровень реализации ожиданий от школы и намерений для продолжения трудовой деятельности. Следует отметить яркий негативный вывод, что положительная направленность контракта у испытуемых

отсутствует. Несформированность позитивного контракта можно интерпретировать и индивидуально-психологическими факторами несоответствия специалиста профессии, что связано с отсутствием профессионального психологического отбора на данные должности как при отборе для обучения по педагогическим специальностям, так и при устройстве на работу. Мощное влияние могут оказывать профессиональные деформации. Так, в исследованиях Т.А. Жалагиной [1] показано, что профессиональные деформации очень сильно влияют на личность педагога, подрывая здоровье и желание работать.

Таким образом, для успешного мотивирования учителей и предупреждения трудовых конфликтов необходимо понимать психологический контракт так же, как и они. И учитель, и администрация образовательного учреждения должны иметь возможность (и желание) высказать свои ожидания и постараться прийти к соглашению. Все это обуславливает необходимость в реализации исследований содержания психологического контракта, его систематической диагностике.

Использованные источники: 1 Жалагина Т.А. Психологическая профилактика профессиональной деформации личности преподавателя вуза. Дисс. ... канд. психол. н. М., 2005.

2. Ребрилова Е.С. Психологический контракт как характеристика субъекта труда в контексте социальных условий производственной среды. Дисс. ... канд. психол. н. Тверь, 2009.

3. Argyris C. Understanding organizational behavior // Homewood, Illinois: Dorsey Press. 1960.

4. Rousseau D.M., Tijoriwala S.A. Assessing Psychological Contracts: Issues, Alternatives and Measures // Journal of Organizational Behavior. 1998. Vol. 19. P. 679-695.

Жикривецкая Е.С. магистр 1 года обучения Южный Федеральный Университет Россия, г. Ростов-на-Дону РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ В ИНФОРМАЦИОННОМ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Использование информационно-образовательной среды, как ключевой при моделировании процесса обучения ставит на повестку дня целый комплекс теоретических и прикладных задач:

- описание модели обучения как системы взаимодействий, трансакций: хорошо организованные среды характеризуются многообразием возможных диалогов и обеспечивают индивидуальный подход обучаемых;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.