ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
DOI: 10.17805/zpu.2015.3.19
Концепция психологических отношений человека: пространственный и временной аспекты*
В. П. Позняков (Институт психологии РАН, Московский гуманитарный университет)
В статье представлен анализ некоторых итогов и перспектив использования категорий пространства и времени для теоретического анализа и эмпирических исследований феномена психологических отношений человека, их структуры и динамики. Показано, что пространственный и временной аспекты изначально заложены в теоретические представления о феномене психологических отношений как целостной системы индивидуальных, избирательных, сознательных временных связей личности с различными сторонами объективной действительности.
Психологические отношения определяются нами как динамические характеристики индивидуального и группового сознания субъектов, в которых представлен временной континуум изменения условий и характера активности и которые сами характеризуются сочетанием устойчивости и изменчивости во времени в связи с происходящими социальными изменениями. Пространство психологических отношений личности включает в себя психологические отношения к различным объектам и явлениям окружающего мира, к другим людям, с которыми личность связана теми или иными видами взаимодействия, отношение к самому себе.
Использование категории пространства применительно к исследованию психологических отношений человека связано прежде всего с анализом местоположения образов объектов этих отношений, в том числе других людей и самого себя, в субъективном пространстве человека. Главным критерием такого расположения выступает субъективная значимость объекта отношения для его субъекта. Временной аспект психологических отношений связан с их процессуальным, динамическим характером и представленностью в содержании актуального отношения субъекта временного континуума: ретроспективной оценки объекта отношения и прогноза его изменения в будущем.
В статье подчеркивается значение категории совместной жизнедеятельности для анализа пространственного и временного аспектов социально-психологических отношений. В качестве механизмов динамики социально-психологических отношений рассматриваются процессы внутригрупповой интеграции и межгрупповой дифференциации.
Ключевые слова: социальная психология, субъективное время, психологическое время, пространство, психологические отношения, концепция психологических отношений.
* Публикация подготовлена при поддержке РФФИ (проект «Темпометрия — новый подход к проблеме субъективного времени», грант № 15-06-08249).
This publication has been prepared with the support of the Russian Foundation for Basic Research, grant 15-06-08249 "Tempometry as a new approach to study of subjective time".
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы социальные психологи в своих теоретических разработках и эмпирических исследованиях все чаще обращаются к использованию таких фундаментальных философских и общенаучных категорий, как пространство и время, для описания и анализа исследуемых явлений (см., например: Журавлев, Купрейченко, 2012; Журавлев, Соина, 2007, 2012; Нестик, 2014 и др.). Целью статьи является анализ некоторых итогов и перспектив использования категорий пространства и времени для теоретического анализа и эмпирических исследований феномена психологических отношений человека, их структуры и динамики.
ПРОСТРАНСТВО ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Обращение к пространственному аспекту психологических отношений подразумевается их исходным пониманием как психологических связей субъекта отношений с их объектами, представленным в работах В. Н. Мясищева: «Психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания» (Мясищев, 1957: 143). Идея пространства заложена и в понимании отношений как проявлений позиции субъекта во взаимодействии с окружающей действительностью, его направленности на те или иные объекты. Пространство психологических отношений личности включает в себя психологические отношения к различным объектам и явлениям окружающего мира, к другим людям, с которыми личность связана теми или иными видами взаимодействия, к самому себе. К категории психологического отношения обращались в своих трудах ведущие российские психологи. Так, С. Л. Рубинштейн считал, что именно в деятельности человек реализует и утверждает себя: как субъект — в своем отношении к объектам, им порожденным, и как личность — в своем отношении к другим людям, на которых он в своей деятельности воздействует, с которыми он через нее вступает в контакт. «Реально мы всегда имеем два взаимосвязанных отношения — человек и бытие, человек и другой человек (другие люди). Эти два отношения взаимосвязаны и взаимообусловлены» (Рубинштейн, 1973: 256). Обращаясь к проблеме психологических отношений человека, Б. Ф. Ломов использует термин субъективно-личностные отношения, которые он определяет как многомерную многоуровневую динамическую систему, как интегральное свойство личности, определяющее всю психическую жизнь человека. Рассматривая многомерность отношений, автор вводит понятие «субъективного пространства» отношений, которое включает в себя отношение к труду, собственности, другим людям и т. д. При этом субъективное пространство отношений субъекта может не совпадать с пространством общественных отношений, в которое личность включена объективно. По мнению Б. Ф. Ломова, с психологической точки зрения «термин "отношение" подразумевает не только и не столько объективную связь личности с ее окружением, но, прежде всего, ее субъективную позицию в этом окружении. "Отношение" здесь включает момент оценки, выражает пристрастность личности» (Ломов, 1984: 326).
Использование категории пространства применительно к исследованию психологических отношений человека связано прежде всего с анализом месторасположения идеальных образов объектов этих отношений, в том числе других людей и самого
себя, в субъективном пространстве человека. Представляется правомерным мнение о том, что главным критерием такого расположения выступает субъективная значимость объекта отношения для его субъекта (Журавлев, Соина, 2007, Кондратьев, Кондратьев, 2006 и др.). Более или менее значимые объекты отношений могут быть представлены в переживаниях субъекта как более близкие, или, наоборот, как более отдаленные. С точки зрения их эмоциональной и ценностной оценки объекты психологических отношений могут переживаться субъектом как более привлекательные, предпочтительные или как непривлекательные, отвергаемые. Особую роль пространственная составляющая психологических отношений играет в тех отношениях субъекта, объектами которых выступают другие люди и он сам. Здесь субъективные переживания близости или отдаленности, объединения или разъединения проявляются особенно ярко, что находит свое отражение в обыденном языке, описывающем отношения между людьми в терминах привлекательности и привязанности.
Одним из первых на специфический вид психологических отношений как отношений, складывающихся между личностями, обратил внимание основатель концепции психологических отношений В. Н. Мясищев. В своих поздних работах 1960-1970-х годов он прямо говорит о психологических отношениях между людьми, рассматривая их как психологические явления, порождаемые общением. Для нас существенным является то, что отношения между личностями при этом не сводятся только к феноменам, порождаемым совместной деятельностью, но прямо связываются с общением как специфической и самостоятельной формой активности субъектов, выполняющей свои специфические функции в жизни как отдельных личностей, так и социальных групп. Поэтому мы считаем необходимым и правомерным рассмотрение психологических отношений личности в рамках более широкой категории, какой, по нашему мнению, выступает категория совместной жизнедеятельности.
Раскрывая значение определения «совместный», обратимся к прямому этимологическому значению этого слова в русском языке. «Совместный» восходит к слову «вместе» и относит нас к категории пространства (и тесно связанной с ней категории времени). «Совместный» означает реализующийся, проявляющийся в одном месте, в едином пространстве. Это первый и изначальный смысл данного определения. Совместная жизнедеятельность — означает жизнедеятельность или бытие, осуществляемое людьми в общем для них пространстве: физическом, территориальном, природном, социальном. Присутствие других людей в одном и том же месте (и в одно и то же время) — вот изначальный признак совместности. Более важными, существенными атрибутами совместной жизнедеятельности мы считаем включенность ее субъектов в социальное взаимодействие и порождаемые этим взаимодействием социальные связи и отношения. В этом случае классические категории пространства и времени приобретают новый смысл, порождаемый социальностью как атрибутом совместной жизнедеятельности индивидуальных и групповых социальных субъектов. Здесь мы можем и должны говорить не только о едином (совместном) физическом и природном пространстве участников совместной жизнедеятельности, но и о едином социокультурном пространстве, обусловленном принадлежностью субъектов совместной жизнедеятельности к общим для них социокультурным условиям, проживанием в едином историческом времени, их принадлежностью к единым для них социальным общностям, владением средствами общения, позволяющими формировать эту общность и осознавать ее.
Еще один важный смысл категории совместности связан с ее двойственностью, предполагающей наличие противоположного совместности свойства. Быть с кем-то одним вместе означает одновременно — быть с кем-то другим не вместе, то есть врозь, отдельно. То есть категория совместности изначально включает в себя не только смысл объединения, общности, интеграции, но и смысл разделения, различия, дифференциации. Этот аспект совместности прямо обращает нас к категориям «мы» и «они», как базовым категориям социальной психологии (см., например: Поршнев, 1979). Данная дихотомия: «свои» — «чужие», «такие, как мы» — «другие», «иные» — является основополагающей не только в современной социальной психологии, но и в системе современного гуманитарного знания в целом. Так, развивая тезаурусный подход к пониманию человека и его мира, Вал. А. Луков и Вл. А. Луков подчеркивают в качестве характерных черт социальных общностей «значение отражения в сознании принадлежности к общности в специфических формах тезаруса — как разделение своих и чужих» (курсив авторов. — В. П.) (Луков Вал., Луков Вл., 2013: 497).
Социально-психологические процессы дифференциации и интеграции, детально проанализированные нами при анализе проблемы межгрупповых отношений (Позняков, 2000), выступают психологическими механизмами, обеспечивающими и регулирующими процессы социального взаимодействия и совместной социальной жизнедеятельности. При этом отчетливо выявляется взаимная связь между субъектно-объектными отношениями людей, вступающих в межличностное взаимодействие, и субъектно-субъектными отношениями, складывающимися между ними. Сходство или различие психологических отношений взаимодействующих людей к значимым для них объектам выступают важными факторами субъективного переживания ими взаимной психологической близости, общности или отдаленности, разобщенности. В психологической общности социальных групп, формирующейся на основе сходства психологических отношений их представителей, проявляется, по нашему мнению, со-циально-интегративная функция психологических отношений. Наличие такой психологической общности представителей тех или иных социальных групп и осознание ими своей принадлежности к этим группам, внутригрупповой общности, сходства и одновременно их отличия от других групп позволяет рассматривать эти социальные группы в качестве групповых субъектов психологических отношений. Отношения внутри социальных групп при этом могут рассматриваться как межличностные внут-ригрупповые отношения, а отношения, складывающиеся между представителями разных групп, как межгрупповые социально-психологические отношения.
ВРЕМЕННОЙ АСПЕКТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Временной аспект психологических отношений также изначально заложен в теоретические представления об этом феномене. Выдающийся русский ученый, внесший фундаментальный вклад в разработку теории психологических отношений личности, В. Н. Мясищев, определяя их как систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности, специально подчеркивал временной характер этих связей и в качестве одного из главных свойств отношений называл их устойчивость (Мясищев, 1960: 150).
В последние годы исследователи все чаще обращаются к категории психологических отношений для описания и анализа феноменов субъективного (психологического) времени. Отношение к времени рассматривается рядом отечественных психологов как один из элементов субъективного (психологического) времени (Абульханова,
2011; Ковалев, 1988; Головаха, Кроник, 1988 и др.). Так, В. И. Ковалев определяет психологическое время как восприятие и переживание человеком объективного времени своей жизни, представления о времени, обусловленные как личным опытом индивидуальной и групповой жизни, так и усвоенным общественно-историческим культурным опытом, осознание личностью течения времени, личностное отношение к времени, психологическая организация и регуляция времени жизнедеятельности (Ковалев, 1988: 217). Отношение личности к времени, по мнению автора, занимает особое место в структуре уже изученных в психологии субъективных отношений (к людям, деятельности, действительности и т. п.), так как является сердцевиной всех иных отношений, служит индикатором значимости тех или иных отношений для личности (там же: 228). Именно субъективное, избирательное, эмоционально окрашенное психологическое отношение человека определяет не только психологическую близость или отдаленность объекта отношения, но и психологическое время, которое уделяет субъект отношения этому объекту.
Авторы отмечают высокую значимость изучения социально-психологических аспектов отношения личности к времени, необходимость учитывать при анализе субъективного (психологического) времени влияние социальных факторов — ситуационных и групповых. «Категория психологического отношения, — пишет Т. А. Нестик, — (иными словами, отношения к отношениям) делает возможным анализ времени группы как единства объективного и субъективного. Объективное время группы является совокупностью объективно данных отношений следования и одновременности между событиями, между действиями членов группы, относительно любого другого отличного от них события. Субъективное же время группы представляет собой совокупность отношений группы к этим временным отношениям, т. е. объективные временные отношения между событиями в групповом сознании «удваиваются», превращаясь в отношения к отношениям (А. Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев, П. Н. Шихирев, А. Л. Журавлев, В. П. Позняков и др.), — они воспринимаются, реконструируются, переживаются и осмысляются, получая определенное групповое значение и оценку» (Нестик, 2014: 94). Интересные данные, характеризующие определенный аспект отношения к времени, получены в исследовании Ч. К. Ламажаа, посвященном анализу феномена архаизации общества в период социальных трансформаций. Автор считает, что обращение целых народов (на примере народа Тувы) к своему архаичному прошлому «реализует функцию самосохранения системы в условиях кризиса социальной трансформации» (Ламажаа, 2011: 41).
Отношение как психическое явление существует в настоящем и переживается, осознается субъектом как его актуальное отношение. Но оно рождается на основе прошлого опыта, является результатом этого опыта и направлено в будущее, так как предназначено для регуляции будущего, предстоящего поведения субъекта. Поэтому первый временной аспект психологического отношения связан с изменениями свойств объекта отношения, которые не являются стабильными, постоянными. Субъект относится к объекту в настоящем не иначе как оценивая изменения свойств объекта отношения в прошлом и прогнозируя будущие изменения этих свойств. Субъект оценивает объект с точки зрения тенденции его (объекта) изменения от прошлого к настоящему и от настоящего к будущему. Ретроспективная оценка изменения свойств объекта и оценка ожидаемых, прогнозируемых изменений его свойств во многом определяют актуальное отношение субъекта к объекту, его оценку в настоящем. Так, в ходе исследования социально-психологических факторов деловой актив-
ности российских предпринимателей мы обнаружили, что актуальная оценка респондентами социально-экономических условий предпринимательской деятельности и собственной деловой активности в значительной степени определяется ретроспективной оценкой изменения этих характеристик в прошлом и субъективным прогнозом их изменения в будущем (Журавлев, Позняков, 1995; Журавлев, Позняков, Дорофеев, 1999).
Второй временной аспект психологического отношения связан с изменениями свойств самого субъекта. Изменившийся субъект уже иначе, по-другому относится даже к относительно стабильному по своим свойствам объекту. При этом объектом осознания и переживания может становиться сама динамика отношений субъекта с объектом, когда он (субъект) сравнивает свое актуальное отношение к объекту и свое отношение к нему в прошлом. Третий временной аспект психологического отношения связан со структурой переживаний субъектом своих связей с объектом. Это может быть не только актуальное переживание отношения, но и воспоминание об отношении, и предчувствие, ожидание своего отношения к объекту в будущем.
В современных эмпирических исследованиях психологических отношений личности и группы временной аспект их изучения представлен прежде всего исследованиями их динамики в условиях социально-экономических и организационно-управленческих изменений (Динамика социально-психологических явлений ... , 1996; Журавлев, Позняков, 1992; Журавлев, 1999; Позняков, 1991, 1997, 2000; Социально-психологическая динамика ... , 1998 и др.). Результаты этих исследований позволили выявить некоторые закономерности динамики психологических отношений личности, межличностных и межгрупповых отношений: их гетерохронность (неодновременность), неоднозначность и нелинейность детерминации. Они показали, что динамика психологических отношений в трудовом коллективе в условиях организационно-управленческого нововведения складывается как сочетание процессов внутригрупповой интеграции и межгрупповой дифференциации, которая при неблагоприятных условиях может проявляться в феноменах межгрупповой враждебности и агрессии. Эти результаты можно прямо интерпретировать как свидетельствующие об изменениях во времени пространственных характеристик социально-психологических отношений. При этом, трансформируясь под влиянием изменения организационно-экономических условий совместной жизнедеятельности, изменяющиеся психологические отношения сами становятся факторами, определяющими ход и результаты совместной трудовой деятельности членов коллектива.
Динамичность психологических отношений субъекта носит не только временной, но и структурный, так сказать, пространственный характер. Отношение к объекту может существенно различаться в зависимости от условий, ситуации, в которой находятся и субъект, и объект. В отношении субъекта речь идет о его психическом состоянии в настоящий момент. В отношении ситуации — о том контексте, в рамках которого это отношение актуализируется. Важным психологическим механизмом формирования отношения как оценки субъектом объекта является механизм сравнения. Поэтому результаты оценки одним и тем же субъектом одного и того же объекта могут существенно различаться в зависимости от результатов сравнения объекта оценки с другими, релевантными объектами оценки.
Весьма перспективным представляется использование естественнонаучного подхода в эмпирических исследованиях феномена субъективного времени с позиций психологической темпометрии как нового научного направления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Использование категорий пространства и времени представляется весьма перспективным для теоретического анализа феномена психологических отношений человека, их структуры и динамики. В рамках предлагаемой концепции психологические отношения рассматриваются как социально-психологические характеристики субъектов различных видов жизнедеятельности. Они (психологические отношения) представляют собой эмоционально окрашенные представления и оценки, объектами которых выступают внешние условия жизнедеятельности и различных видов активности субъекта, свойства самой активности, а также представители социальных групп, с которыми они (субъекты отношений) связаны различными видами взаимодействия. Психологические отношения представляют собой динамические явления индивидуального и группового сознания субъектов, в которых представлен временной континуум изменения условий жизнедеятельности и различных видов активности субъекта. Они (психологические отношения) сами характеризуются сочетанием устойчивости и изменчивости во времени в связи с происходящими социальными изменениями. Пространство психологических отношений личности включает в себя психологические отношения к различным объектам и явлениям окружающего мира, к другим людям, с которыми личность связана теми или иными видами взаимодействия, отношение к самому себе. В структуре психологических отношений индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности представлены познавательный, эмоциональный, ценностный и поведенческий компоненты.
Психологические отношения выступают не просто результатом, следствием изменения внешних условий жизнедеятельности субъекта, но выполняют функцию самоопределения субъекта, которая выражается в осознаваемой, избирательной, активной позиции субъекта в изменяющихся условиях его жизнедеятельности. Психологические отношения выполняют функцию внутренней регуляции социального поведения субъекта и других видов его активности, что находит свое выражение прежде всего в различных поступках, являющихся результатом сознательного выбора, который делает субъект. Концепция психологических отношений индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности позволяет рассматривать и исследовать психологические отношения человека, который является онтологически единственным носителем (субъектом) этих отношений, на разных уровнях. На внутриличностном уровне они рассматриваются как психологические отношения к времени конкретной личности, индивидуального субъекта отношений. На межличностном уровне они рассматриваются как отношения между личностями, характеризующимися сходством или различиями их психологических отношений к времени. На внутригрупповом уровне они рассматриваются как отношения между личностями как представителями одной группы. На межгрупповом уровне они рассматриваются как отношения между личностями как представителями различных социальных групп, различающимися, в том числе, их психологическими отношениями к значимым сторонам совместной жизнедеятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Абульханова К. А. (2011) Личностная организация времени жизни // Мир психологии. №3. С. 93-104.
Головаха, Е. И., Кроник, А. А. (1988) Понятие психологического времени // Категории материалистической диалектики в психологии / под ред. Л. И. Анциферовой. М. : Наука. 248 с. С. 199-215.
Динамика социально-психологических явлений в изменяющемся обществе (1996) / отв. ред. А. Л. Журавлев. М. : Изд-во «Институт психологии РАН». 226 с.
Журавлев, А. Л. (1999) Психология совместной деятельности в условиях организационно-экономических изменений : дис. ... д-ра психол. наук. М. 132 с.
Журавлев, А. Л., Купрейченко, А. Б. (2012) Социально-психологическое пространство личности. М. : Изд-во «Институт психологии РАН». 496 с.
Журавлев, А. Л., Позняков В. П. (1992) Динамика межгрупповых отношений в условиях изменения форм собственности // Психологический журнал. Т. 13. №4. С. 24-32.
Журавлев, А. Л., Позняков, В. П. (1995) Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия. М. : Изд-во «Институт психологии РАН». 58 с.
Журавлев, А. Л., Позняков, В. П., Дорофеев, Е. Д. (1999) Социально-психологические факторы деловой активности и успешность деятельности предпринимателей // Социально-психологические исследования руководства и предпринимательства / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шо-рохова. М. : Изд-во «Институт психологии РАН». 276 с. С. 44-67.
Журавлев, А. Л., Соина, И. А. (2007) Субъективная значимость других людей в социально-психологическом пространстве самоопределяющейся личности // К. К. Платонов — выдающийся отечественный психолог ХХ века: Материалы юбилейной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения К. К. Платонова / отв. ред. А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова, Т. И. Артемьева. М. : Изд-во «Институт психологии РАН». 270 с. С. 188-210.
Журавлев, А. Л., Соина, И. А. (2012) Роль ценностных ориентаций личности в формировании ее социально-психологического пространства // Знание. Понимание. Умение. №4. С. 218-226.
Ковалев, В. И. (1988) Категория времени в психологии (личностный аспект) // Категории материалистической диалектики в психологии / под ред. Л. И. Анцыферовой. М. : Наука. 248 с. С. 216-230.
Кондратьев, М. Ю., Кондратьев, Ю. М. (2006) Психология отношений межличностной значимости. М. : ПЭР СЭ. 272с.
Ламажаа, Ч. К. (2011) Архаизация общества в период социальных трансформаций // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 35-42.
Ломов, Б. Ф. (1984) Методологические и теоретические проблемы психологии. М. : Наука. 444 с.
Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2013) Тезаурусы II : Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 640 с.
Мясищев, В. Н. (1957) Проблема отношений человека и ее место в психологии // Вопросы психологии. № 5. С. 142-155.
Мясищев, В. Н. (1960) Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР : в 2 т. М : Изд-во АПН РСФСР. Т. 2. С. 110-125.
Нестик, Т. А. (2014) Социальная психология времени. М. : Изд-во «Институт психологии РАН». 496 с.
Позняков, В. П. (1991) Динамика межгрупповых отношений в трудовом коллективе в условиях организационно-экономического нововведения : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М. 23 с.
Позняков, В. П. (1997) Групповая дифференциация в сельских общностях в условиях изменения форм собственности // Психологический журнал. Т. 18. №5. С. 62-73.
Позняков, В. П. (2000) Психологические отношения субъектов экономической деятельности. М. : Изд-во «Институт психологии РАН». 220 с.
Поршнев, Б. Ф. (1979) Социальная психология и история. 2-е изд., доп. и испр. М. : Наука. 232 с.
Рубинштейн, С. Л. (1973) Проблемы общей психологии. М. : Педагогика. 424 с.
Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений (1998) / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. В. Шорохова. М. : Изд-во «Институт психологии РАН». 295 с.
Дата поступления: 30.06.2015 г.
the concept of psychological relations: spatial and temporal aspects V. P. Pozniakov
(Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences; Moscow University for the Humanities)
The article presents the analysis of some outcomes and prospects of the use of the categories of space and time for theoretical analysis and empirical research of the psychological phenomenon ofhuman relations, as well as their structure and dynamics. We show that spatial and temporal aspects are inherent in the theoretical understanding of the phenomenon of psychological relations as an integrated system of individual, selective, conscious temporal links an individual has with various aspects of objective reality.
We define psychological relationships as dynamic characteristics of individual and group consciousness of the subjects, characteristics which represent the temporal continuum of changing conditions and the nature of the activity and which are themselves characterized by a combination of stability and variability in time in connection with the ongoing social changes. The space of an individual's psychological relationships psychological attitudes to various objects and phenomena of the surrounding world, to other people the subject is related via a number of interactions, and the attitude to oneself.
The use of the category of space in relation to the psychological study of human relations is associated primarily with the analysis of where in the subjective space the images of these relations are located, including the images of other people and oneself. The main criterion of this location is the subjective importance of the object's relationship to its subject. The temporal aspect of psychological relationships is associated with their processual and dynamic character and the presence of the relevant relationship of the subject of the time continuum: a retrospective assessment of the object of this relationship and a prediction of how it will change in the future.
The article emphasizes the importance of the category of joint activity for the analysis of spatial and temporal aspects of socio-psychological relations. The processes of intra-group integration and intergroup differentiation are studied as mechanisms ofthe dynamics of socio-psychological relations.
Keywords: social psychology, subjective time, psychological time, space, psychological relations, concept of psychological relations
REFERENCES
Abul'khanova, K. A. Lichnostnaia organizatsiia vremeni zhizni [Personal organization of lifetime]. Mir psikhologii, no. 3, pp. 93-104. (In Russ.).
Golovacha, E. I. and Kronik, A. A. Poniatiie psikhologicheskogo vremeni [The concept of psychological time]. In: Kategoriii materialisticheskoi dialektiki v psikhologii [Categories of materialistic dialectics in psychology] / ed. by L. I. Antsiferova. Moscow, Nauka. 248 p. Pp. 199-215. (In Russ.).
Dinamika sotsialno-psihologicheskih yavlenii v izm.enyayuschem.sya obschestve (1996) [Dynamics of socio-psychological phenomena in a changing society] / ed. by A. L. Zhuravlev. Moscow, Institute of Psychology, RAS. 226 p. (In Russ.).
Zhuravlev, A. L. (1999) Psihologiya sovmestnoy deyatelnosti v usloviyah organizatsionno-eko-nomicheskih izmeneniy [The psychology of joint activity under organizational and economic change]. Diss. ... Doctor of Psychology. 132 p. (In Russ.).
Zhuravlev, A. L. and Kupreychenko, A. B. (2012) Sotsialno-psikhologicheskoe prostranstvo lich-nosti [The socio-psychological space of the personality]. Moscow, Institute of Psychology, RAS. 496 p. (In Russ.).
Zhuravlev, A. L. and Pozniakov, V. P. (1992) Dinamika mezhgruppovyih otnoshenii v usloviiah izmeneniia form sobstvennosti [The dynamics of intergroup relations under changing forms of ownership]. Psikhologicheskii zhurnal, vol. 13, no. 4, pp. 24-32. (In Russ.).
Zhuravlev, A. L. and Pozniakov, V. P. (1995) Delovaia aktivnost' predprinimatelei: metody otsen-ki i vozdeistviia [Entrepreneurs' business activity: Methods of evaluation and impact]. Moscow, Institute of Psychology, RAS. 58 p. (In Russ.).
Zhuravlev, A. L., Pozniakov, V. P. and Dorofeev, E. D. (1999) Sotsial'no-psikhologicheskie factory delovoi aktivnosti i uspeshnost' predprinimatel'skoi deiatel'nosti [Socio-psychological factors ofbusi-ness activity and entrepreneurial success]. In: Sotsial'no-psikhologicheskie issledovaniia rukovodst-va i predprinimatel'stva [Socio-psychological studies ofleadership and entrepreneurship] (1999) / ed. by A. L. Zhuravlev and E. V. Shorokhova. Moscow, Institute of Psychology, RAS. 276 p. Pp. 44-67 (In Russ.).
Zhuravlev, A. L. and Soina, I. A. (2007) Sub'ektivnaia znachimost' drugih liudei v sotsial'no-psikho-logicheskom prostranstve samoopredeliaiushcheisia lichnosti [Subjective significance of others in the socio-psychological space of a self-defining personality]. In: K. K. Platonov — vydaiushchiisia otech-estvennyi psikholog: Materialy iubileinoi nauchnoi konferentsii, posviashchionnoi 100-letiiu so dnia rozhdeniia K. K. Platonova [K. K. Platonov, an outstanding 20th century Russian psychologist: Proceedings of the K. K. Platonov centenary conference]. Moscow, Institute of Psychology, RAS. 270 p. Pp. 188-210.
Zhuravlev, A. L. and Soina, I. A. (2012) Rol' tsennostnyh orientatsii lichnosti v formirovanii eio psikhologicheskogo prostranstva [The role of personal value orientations in the formation of socio-psychological space] Znanie. Ponimanie. Umenie. No. 4, pp. 218-226. (In Russ.).
Kovalev, V. I. (1988) Kategoriia vrimeni v psikhologii (lichnostnyi aspect) [The category of time in psychology (the personal aspect)] In: Kategoriii materialisticheskoi dialektiki v psikhologii [Categories of materialistic dialectics in psychology] / ed. by L. I. Antsiferova. Moscow, Nauka. Pp. 216-230. (In Russ.).
Kondrat'ev, M. Yu., Kondrat'ev, Yu. M. (2006) Psikhologiia otnoshenii mezhlichnostnoi znachi-mosti [The psychology of interpersonal significance relations]. Moscow : Per Se. 272 p.
Lamazhaa, Ch. K. (2011) Arkhaizatsiia obshchestva v period sotsial'nykh transformatsii [The archaization of society in the period of social transformations] Znanie. Ponimanie. Umenie. No. 3. Pp. 35-42. (In Russ.).
Lomov, B. F. Metodologicheskiie i teoreticheskiie problemy psikhologii [Methodological and theoretical problems of psychology]. Moscow, Nauka. 444 p. (In Russ.).
Lukov, Val. A. and Lukov, Vl. A. (2013) Tezaurusy II: Tezaurusnyi podkhod k poninaniiu che-loveka I ego mira [Thesauri II : The thesaurus approach to the conceptualization of the person and his world]. Moscow, National Institute of Business Publ. 640 p. (In Russ.).
Miasishchev, V. N. (1957) Problema otnoshenii cheloveka i eio mesto v psikhologii [The problem of human relations and its place in psychology] Voprosy psikhologii. Pp. 142-155. (In Russ.).
Miasishchev, V. N. (1960) Osnovnyie problemy i sovremennoie sostoianiie psikhologii otnosheniy cheloveka [The main problems and current state of the psychology of human relations] In: Psikhologicheskaya nauka v SSSR. [Psychological science in the USSR]. Moscow, Academy of Pedagogical Sciences of the RSFSR. Vol. 2. Pp. 110-125. (In Russ.).
Nestik, T. A. (2014) Sotsial'naia psikhologiia vremeni [Social psychology of time] Moscow, Institute of Psychology, RAS. 496 p. (In Russ.).
Pozniakov, V. P. (1991) Dinamika mezhgruppovyih otnoshenii v trudovom kollektive v usloviiah organizatsionno-ekonomicheskogo novovvedeniia [The dynamics of intergroup relations in the workplace in terms of organizational and economic innovations]. Abstract of diss. ... Candidate of Psychology. Moscow, Institute of Psychology, RAS. 23 p. (In Russ.).
Pozniakov, V. P. (1997) Gruppovaia differentsiatsiia v sel'skikh obshchnostiah v usloviiah izme-neniia form sobstvennosti [Group differentiation in the rural communities under the changing forms of ownership] // Psikhologicheskii zhurnal. Vol. 18. No. 5. Pp. 62-73. (In Russ.).
Pozniakov, V. P. (2000) Psikhologicheskie otnosheniia sub»ektov ekonomicheskoi deiatel'nosti [Psychological relations between subjects of economic activities]. Moscow, Institute of Psychology, RAS. 220 p. (In Russ.).
Porshnev, B. F. (1979) Sotsial'naia psikhologiia i istoriia [Social psychology and History]. Moscow, Nauka. 232 p. (In Russ.).
Rubinshtein, S. L. (1973) Problemy obshchei psikhologii [Problems of general psychology] Moscow, Pedagogika, 424 p. (In Russ.).
Sotsial'no-psikhologicheskaia dinamika v usloviiah ekonomicheskikh izmenenii [Socio-psycholog-ical dynamics in the context of economic change] (1998) / ed. by A. L. Zhuravlev, E. V. Shorokhova. Moscow, Institute of Psychology, RAS. 295 p. (In Russ.).
Submission date: 30.06.2015.
Позняков Владимир Петрович — доктор психологических наук, главный научный сотрудник лаборатории социальной и экономической психологии Института психологии РАН, профессор кафедры социальной и этнической психологии Московского гуманитарного университета, член-корреспондент Международной академии психологических наук. Адрес: 129366, Россия, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13. Тел./факс: +7 (495) 682-72-70; +7 (499) 374-56-11. Эл. адрес: [email protected]
Pozniakov Vladimir Petrovich, Doctor of Psychology, Chief research fellow, Laboratory of social and economic psychology, Institute of Psychology, Russian Academy of Sciences; Professor, Department of social and ethnic Psychology, Moscow University for the Humanities; Corresponding member, International Academy of Psychological Science (IAPS). Postal address: 13 Yaroslavskaya St., 129366 Moscow, Russian Federation. Tel./fax: +7 (495) 682-72-70; +7 (499) 374-56-11. E-mail: [email protected]