Научная статья на тему 'Концепция провиденциально ориентированного воспитания в современной отечественной педагогике'

Концепция провиденциально ориентированного воспитания в современной отечественной педагогике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ ПРОВИДЕНЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ВОСПИТАНИЯ / ПРОВИДЕНЦИАЛИСТСКАЯ ИДЕЯ ВОСПИТАНИЯ / ХРИСТИАНСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ / ORIENTED BY PROVIDENCE UPBRINGING CONCEPTION / UPBRINGING BY PROVIDENCE IDEA / CHRISTIAN TEACHING OF HUMAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макаров Михаил Иванович

В статье рассматривается концепция провиденциально ориентированного воспитания в современной отечественной педагогике. Автор делает вывод, что в этой концепции отразился единый замысел индивидуального и коллективного поиска провиденциалистских смыслов воспитания и обозначились исходные положения, принципы, установки, несущие в себе провиденциалистские ориентиры воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conception of upbringing by providence in modern Russian pedagogy

Upbringing by providence conception in modern Russian pedagogy is examined in this article. The author concludes that the united fiction of individual and collective search of upbringing senses has been reflected in this conception and primal statements, principles, attitudes bearing upbringing oriented at providence have appeared.

Текст научной работы на тему «Концепция провиденциально ориентированного воспитания в современной отечественной педагогике»

8. Методология истории / под ред. А.Н. Алпеева и др. - Мн.: НТООО «ТерраСистемс», 1996. - 260 с.

9. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. - М.: Весь мир, 2000. - 704 с.

10. Постмодернизм. Энциклопедия. - Мн.: Ин-терпрессервис; Книжный Дом. 2001. - 1040 с.

11. Уваров П.Ю. Реванш социальной истории // Электронная газета ПОЛИТ.РУ Регистрация - Эл

N0. 77-8425 от 1 декабря 2003 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://polit.ru/article/2010/03/ 23/history/ (Дата обращения 05.04.2012).

12. Шеина Е.Н. Ценностное отношение к «феномену детству» в основных формах его репрезентации (философия, социология, педагогика) // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - N° 10. - С. 156162.

УДК 37.02

Макаров Михаил Иванович

Московский гуманитарный педагогический институт [email protected]

КОНЦЕПЦИЯ ПРОВИДЕНЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

В статье рассматривается концепция провиденциально ориентированного воспитания в современной отечественной педагогике. Автор делает вывод, что в этой концепции отразился единый замысел индивидуального и коллективного поиска провиденциалистских смыслов воспитания и обозначились исходные положения, принципы, установки, несущие в себе провиденциалистские ориентиры воспитания.

Ключевые слова: концепция провиденциально ориентированного воспитания, провиденциалистская идея воспитания, христианское учение о человеке.

В наше время понимание воспитания как приближение к познанию божественного промысла привело к тому, что в отечественном научно-педагогическом сообществе сформировалась концепция провиденциально ориентированного воспитания как некое теоретическое положение, некий мыслительный продукт. Эта концепция наметила общие ориентиры и, по сути, явилась идейным фоном, на котором решается широкий диапазон вопросов воспитания и образования. Непосредственной же теоретической основой концепции провиденциально ориентированного воспитания выступает христианское учение о человеке, содержащее провиденциалистскую трактовку важнейших педагогических проблем, таких как сущность воспитания, место человека в мире, цель и назначение человеческой жизни, природа свободы человека и возможности совершенствования и самосовершенствования личности.

В этом случае ориентация на провиденциалист-ские установки к воспитанию рассматривается в качестве важнейшего механизма трансляции культурно-педагогической традиции, истоком которой, по мнению современного учёного В.Г Александровой, является христианское учение, повлиявшее на развитие педагогической мысли. Педагог отмечает, что «следуя христианской доктрине, элементы духовности изначально даны человеку Богом» [1, с. 18]. На подобные выводы, безусловно, повлияли мысли о воспитании, связанные с провиденциалистской интерпретацией педагогических постулатов, высказанные Ш.А. Амонашвили: «...я понимаю всеобщее Божие провидение, или непрестанное воздействие

божественной благости, чтобы во всём совершать всё, а именно, во всяком творить то, для чего оно предназначено. Ибо дело божественной мудрости заключается в том, чтобы ничего не создавать напрасно, то есть без какой-либо определённой цели и без средств, соответствующих достижению цели» [2, с. 156].

Ориентация в педагогике на провиденциалистс-кие установки, в частности, приводит к интерпретации воспитания как «возвышения» к духовной жизни. Эта задача включает в себя помощь педагога в понимании каждым воспитанником своего особого пути, своего «креста», который предлежит ему в земной жизни с целью достичь жизни вечной. Кроме того, такое воспитание предполагает свободное раскрытие в ребёнке таланта и всей полноты личности. Иными словами, провиденциалистский смысл воспитания восходит к стимуляции роста души, понимаемой как истинное «Я», когда сознание выводит человека за пределы бытового и заставляет искать особого назначения в бытийном.

В педагогических трудах Н.Д. Никандрова, Т.И. Петраковой, М.С. Жирова, Е.В. Шестуна,

Н.В. Маслова, М.Ю. Ширмановой, А.В. Бородиной и др. идея провиденциализма аппелирует к высвечиванию божественного образа человека, раскрытию истинного разумного основания человеческого бытия и утверждению действительности его вечного смысла. Тем самым в современной отечественной педагогической науке концептуально утверждается положение о том, что выполнить эту задачу может воспитание, имеющее провиденциалистские ориентиры.

140

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Макаров М.И., 2012

Всё чаще в современной педагогике отмечается, что воспитание есть неминуемо воспитание чувств. В этом отношении провиденциалистские смыслы воспитания приводят к пониманию того, что воспитание в человеке главного чувства - чувства истины - помогает становлению личности, ведь в сущности человек может считаться состоявшейся личностью только тогда, когда у него не просто появились понятия о добре и зле, а когда они руководят его волей. Только тогда он становится способным к настоящему диалогу с миром, не растворяясь в нём, не теряя своей совести. Это делает возможным утверждать, что путь воспитания человека в человеке пролегает через его сердце и душу. На этот факт указывает Т. И. Петракова, отмечая, что воспитание, пролегающее через сердце, подавляет в человеке расположение к злу и направляет его в сторону добра и любви. Рассуждая о сердце как объекте духовно-нравственного воспитания, педагог выявляет провиденциалистскую связь воспитания с Богом, ибо Творец, желая исправить человека, прежде всего, воздействует на его сердце. Поэтому сердце является провиденциалистским «чувствилищем», которое правит всеми чувствами и волей, оно обладает способностью восприятия духовных воздействий. Сердцем человек молится, т.е. говорит с Богом» [5, с. 49]. Поэтому задача воспитания состоит в научении сердца любви, в даче ему сил и направления, соответствующих главной цели бытия человека, что является не только условием спасения души, но и условием постановки и решения важнейшей воспитательной задачи.

Современное состояние педагогической науки свидетельствует об утверждении в ней положения, что истинная педагогика должна быть наделена христианскими смыслами и связана с пониманием спасения человечества как неким откровением о человеке. На этот факт указывают Н.Д. Никандров, Т.И. Петракова, Н.В. Маслов, Е.Н. Шестун и др. В частности, Т.И. Петракова отмечает, что учение о спасении позволяет заложить глубокую смысловую основу всех категорий и понятий педагогики. Учение о спасении «задаёт направленность содержанию понятий, служит онтологическим фундаментом в раскрытии как их внешнего, «назывного», так и внутреннего, духовного смысла, даёт возможность глубоко проникнуть в их суть» [5, с. 57]. Единомышленниками Т.И. Петраковой являются православные педагоги-учёные Е.Н. Шестун и Н.В. Маслов. Они раскрывают объективную сторону учения о спасении и определяют его значение для теории и практики воспитания и обучения [5, с. 257].

Разделяя позицию Н.В. Маслова, объясняющего значение христианского учения о спасении для теории и практики воспитания, Е.Н. Шестун предлагает рассматривать провиденциализм в качестве научного метода, наполняющего педагогику как теорию

и как науку особым смыслом, восходящим к преображению и прояснению образа Божия в человеке. Это положение позволяет учёному сделать вывод, что в основе педагогики лежит понимание того, что вне учения о спасении достичь основной цели воспитания и жизни не представляется возможным. Истинность этих мыслей подтверждает В.Г. Александрова, называя учение о спасении сакральной ценностью, позволяющей идти учителю к воспитанию души [1, с. 19]. Педагог подчёркивает, что эта спасительная, сакральная ценность веками определяла педагогическое сознание.

Общим для педагогических выводов современных учёных, рассматривающих провиденциалистс-кие смыслы воспитания, является желание пробудить в человеке божественное начало, укрепить и развить совесть, достоинство, честь, чувство ответственности, объяснить воспитанникам, в чём состоит смысл жизни человека, помочь им в уяснении смысла понятия «человек создан по образу и подобию Божию».

Что касается цели провиденциально ориентированного воспитания, то её концептуальные положения в настоящее время разрабатываются Т.И. Петраковой, Е.Н. Шестуном, Н.В. Масловым и др. В частности, Т.И. Петракова отмечает, что цель воспитания должна быть внеположена обыденному человеческому существованию. В таком случае, как замечает Е.Н. Шестун, можно представить, какую роль в достижении этой цели играет природа человека, что поддаётся воспитанию, а что созидается лишь действием божественной благодати. Поэтому нераздельное сочетание божественного и человеческого начала, по мысли Е.Н. Шестуна, наделяет педагогику провиденциалистскими смыслами, что делает возможным понять цель воспитания и образования, которая неотделима от цели жизни человека и пути её достижения. Углубляя представления о цели воспитания, Е.Н Шестун приходит к выводу, что она должна включать в себя открытие образа Божьего в человеке и осознание им цели и смысла жизни, своего предназначения в мире и ответственности за свою жизнь перед лицом вечности. С этой точки зрения, как отмечает педагог, жизнь человека нельзя рассматривать только как земную - её следует рассматривать как Богом данную вечную жизнь. Поэтому полезность человеческой жизни определяется не только рынком труда, но и тем, что Бог призвал каждого из небытия в бытие, а значит, у каждого человека есть своё предназначение в мире. Е.Н. Ше-стун делает особый акцент на том, что эта цель педагогична, потому что она позволяет человеку ориентироваться как в социальном мире, так и в мире природы, а также даёт возможность получить точный критерий различения добра и зла.

Таким образом, цель провиденциально ориентированного воспитания совпадает с целью и смыс-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N 2

141

лом жизни человека, обозначенной в учении о спасении, и состоит в развитии всех его духовных сил, направлении их к богоуподоблению. Как отмечает В.Г. Александрова, эта цель не изменялась на протяжении всей истории христианской педагогики, кроме того, по замечанию учёного, эта цель внесла в педагогику «те высокие идеалы, на основе которых складывается система целеполагания и мотивации человеческой деятельности, её устремлённость к возвышению над обыденностью и определяется при этом динамика внутренней культуры личности, а в конечном итоге - весь жизненный путь» [1, с. 102].

Определяющее значение в понимании провиден-циалистских ориентиров воспитания в современной культурно-педагогической традиции имеют промыс-лительные смыслы духовно-нравственного воспитания. По убеждению Т.И. Петраковой, духовнонравственное воспитание идёт от определения человека, данное христианской антропологией, потому что именно она располагает традиционным учением о его природе, сущности, происхождении и конечной цели его бытия. В таком случае совершенно очевидно, что духовно-нравственное воспитание имеет провиденциалистское основание, ведь объект этого воспитания - человек - создан по образу и подобию Бога. Не случайно духовно-нравственное воспитание понимается Е.Н. Шестуном как онтологическое основание духовно-нравственного становления богоподобной личности в контексте её педагогического понимания. Кроме того, проецирование провиденциалистских характеристик человека на педагогику позволяет, по мысли Т.И. Петраковой, аппелировать интенции духовно-нравственного воспитания к конечной цели его земной жизни - достижение идеала богоподобия.

Очевидно, что провиденциалистские ориентиры открывают имплицитные возможности духовного воспитания. Ш.А. Амонашвили отмечает, что через «питание духовной оси, питание души», чем является воспитание в представлении педагога, происходит восхождение, становление того самого главного в человеке, что и составляет суть его личности - души и духовности. Педагог делает вывод, что воспитание нельзя воспринимать как узкоматериальное понятие о формировании отдельных внешних качеств нравственности [2, с. 35]. Оно - суть проявления, развития, восхождения внутреннего, духовно-душевного состояния личности, того состояния, которое является источником и направляющей силой всей жизни человека. Педагог, таким образом, сосредотачивается на провиденциалистском значении воспитания и делает вывод о предопределённой роли воспитания в восхождении ученика к горним высотам духа.

Педагогические посулы Ш.А. Амонашвили о том, что «душа человека есть реальная субстан-

ция, она устремлена к вечному восхождению и совершенствованию», а «земная жизнь есть отрезок пути восхождения», получают своё развитие в трудах Т.И. Петраковой. В интерпретации учёного формула «дух творит себе формы» в уяснении специфики духовно-нравственного воспитания имеет про-виденциалистское значение, поскольку из неё становится очевидным, что дух может реализовываться не только в духовной практике, но и в реальных человеческих поступках, творениях культуры, в высоком эмоциональном переживании. Не случайно Е.В. Шестун, рассматривая духовность как благодать Божию, как божественную энергию, оживляющую индивидуальный дух человека и устремляющую его к Богу, делает вывод, что эта особая сила даёт человеку возможность нравственного совершенствования.

Обобщая выводы учёных, отметим, что в результате использования в воспитании провиденциалис-тских ориентиров можно выявить следующий совокупный комплекс ценностей: стремление к истине; социальное и духовное благополучие; социальная справедливость; патриотизм; ценность личности; здоровье; сохранность природы; уважительное отношение к национальной истории и культуре; ценность других народов, их специфика и культура; ценность творчества; ценность традиций и ряд других. Провиденциально-воспитательные установки находят выражение в уровне развития самосознания воспитуемых, поскольку формирование самосознания как установление адекватного отношения вос-питуемого к самому себе является важнейшей задачей и промысла, и воспитания. Таким образом, провединциально-воспитательное воздействие даёт возможность включения полученных знаний в личный духовный опыт самопознания и духовно-нравственного самовоспитания и совершенствования воспитуемых. В этом случае воспитуемые смогут обрести чёткие критерии для понимания содержания провиденциалистского смысла нравственного добра, развить способность различения добра и зла, укрепить волю в противодействии злу и желание активного противления ему как на личностно-духовном уровне, так и в сфере своего социального служения.

Обращаясь к идеям христианского учения как педагогическим первоистокам и рассуждая о воспитании через призму христианского восприятия, современные педагоги-учёные развивают провиден-циалистскую идею воспитания в отечественной культурно-педагогической традиции. Этот факт позволяет сделать как минимум три вывода. Во-первых, концепция провиденциально ориентированного воспитания в наше время утверждается в исходных положениях, принципах, установках - в едином замысле индивидуального и коллективного поиска провиденциалистских смыслов воспитания. Во-вторых, концептуальные положения общей методики

142

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

провиденциально ориентированного воспитания преломлены к умению работать в современном образовательном пространстве, анализировать и оценивать провиденциалистские смыслы и духовно-нравственные явления и категории как в контексте общей культурно-педагогической традиции, так и в современном педагогическом контексте, организовывать отношения с воспитуемыми в соответствии с христианской гуманистической педагогической традицией и культурно-педагогическими нормами российского общества. В-третьих, осмысление педагогической реальности через призму про-виденциалистского восприятия расширяет границы и параметры вселенской бытийности, рассматривает образование как всеобщую онтологическую форму развития человека, общества и мироздания.

Библиографический список

1. Александрова В.Г. Христианское учение и развитие педагогической мысли. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 224 с.

2. Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика: Актуальные вопросы воспитания и развития личности. - М.: Амрита, 2010. - 288 с.

3. ЖировМ.С. Основы православной культуры. -Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. - 237 с.

4. МасловН.В. Основы русской педагогики: Православное воспитание как основа русской педагогики. - М.: Самшит, 2006. - 510 с.

5. Петракова Т. И. Духовные основы нравственного воспитания. - М.: Импэто, 1997. - 94 с.

6. Шестун Е.В. Православная педагогика. - Самара: Самар. информ. концерн, 1998. - 575 с.

УДК 373

Алмазова Ирина Геннадьевна

кандидат педагогических наук, доцент Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ РЕГИОНА*

В статье рассматривается феномен культурно-образовательной среды Липецкого региона, г. Ельца и его округи. Проанализированы условия, которые создаёт данная среда для гражданского воспитания младших школьников. Определены возможности использования коллективной творческой деятельности в контексте гражданского воспитания подрастающего поколения в заявленных условиях.

Ключевые слова: коллективная творческая деятельность, культурно-образовательная среда, школьное обучение, младшие школьники.

Образование на современном этапе развития мирового сообщества представляет собой одновременно и выражение перемен, имеющихся во всех сегментах структуры упомянутого сообщества и их значительный фактор, определяющий направление будущего развития общества. Модернизация начальной школы как основной институции системы общего образования выступает ключевым звеном процессов реформирования, поскольку именно она задает вектор творческого саморазвития на весь дальнейший жизненный путь личности. Вступив в Открытое общество, Россия активно стремится в сфере начального общего образования гарантировать подрастающему поколению высокий уровень доступности, качества и эффективности образования.

Современная система начального образования в России работает в режиме активного развития. Она первой испытывает положительные сдвиги и первой определяет пути дальнейшего развития общеобразовательной школы. Потенциала у учёных, педагогов-теоретиков и педагогов-практиков для инновационного развития достаточно. Основным стимулом та-

кого развития являются дети - их новые потребности, интересы, отношения. Именно состояние детской души было и остается основным показателем успешности системы начального образования (Котова С.А., Граничина О.А., Савинова Л.Ю., 2007).

Учитывая основные направления Программы ЮНЕСКО «Образование для всех», содержание Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», стратегии Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, в начальном образовании России осуществляется активное внедрение в практику школ Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС). Данный процесс выступает одним из ярких примеров инноваций в начальном образовании и требует грамотного научно-методического сопровождения. ФГОС рассматривается как особая система требований к различным сторонам организации образования: основным образовательным программам, условиям их реализации и результатам освоения. Принципиальным отличием ФГОС второго поколения является новое понимание ре-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта: «Гражданское воспитание младшего школьника в условиях культурно-образовательной среды региона» № 11-16-48009 а/Ц.

© Алмазова И.Г., 2012

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

143

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.