Научная статья на тему 'Концепция правового просвещения в деятельности по нейтрализации противодействия осуществлению закона: необходимость формирования и реализации'

Концепция правового просвещения в деятельности по нейтрализации противодействия осуществлению закона: необходимость формирования и реализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
174
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
правовое просвещение / правовая культура / закон / противодействие осуществлению закона / концепция правового просвещения / правовая информированность / правовая грамотность / legal education / legal culture / law / counteraction to the implementation of the law / the concept of legal education / legal awareness / legal literacy

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сухова Надежда Ивановна

введение: правовое просвещение населения выступает важным средством, позволяющим решать широкий спектр стратегических задач по повышению правовой культуры и правосознания, по созданию условий уважительного отношения к праву и к власти, по минимизации силы противодействия реализации закона и по снижению количества правонарушений. Для того, чтобы это средством было эффективным полезно иметь концептуальное представление о правовой просветительской деятельности, об инструментах и субъектном составе, о путях осуществления этой деятельности. Цель: формирование концепции правового просвещения населения Саратовской области, в которой системно и адекватно уровню развития правовой сферы области представить деятельность, направленную на формирование уважительного отношения к праву и правам другого. Методологическая основа: представлена социологическим, формально-юридическим, сравнительно-правовым, системным подходами к изучению объективной действительности. Результаты: автором представлен вариант проекта концепции правового просвещения населения региона. Выводы: результаты исследования, представленные автором, указывают на возможность предвидеть риски противодействия закону и их успешной нейтрализации только при условии комплексного воздействия на общественные отношения и общественное сознание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Concept of Legal Education in the Activity of Neutralizing the Counteraction to the Implementation of the Law: the Need to Form and Implement

Background: legal education of the population serves as an important means to solve a wide range of strategic tasks to improve the legal culture and legal awareness, to create conditions of respect for the law and for the authorities, to minimize the force of opposition to the implementation of the law and to reduce the number of offenses. In order for this tool to be effective, it is useful to have a conceptual understanding of legal education activities, the tools and subject composition, the ways of implementation of this activity. Objective: to form the concept of legal education of the population of the Saratov region, in which activities aimed at forming a respectful attitude to the law and the rights of others are systematically and adequately presented to the level of development of the legal sphere of the region. Methodology: methodological basis is represented by sociological, formal-legal, comparative-legal, systemic approaches to the study of objective reality. Results: the author presented a variant of the draft concept of legal education of the population of the region. Conclusions: the results of the research presented by the author indicate the possibility of anticipating the risks of counteraction to the law and their successful neutralization only with a comprehensive impact on social relations and public consciousness.

Текст научной работы на тему «Концепция правового просвещения в деятельности по нейтрализации противодействия осуществлению закона: необходимость формирования и реализации»

DOI 10.24412/2227-7315-2022-2-60-69 УДК 340.132

Н.И. Сухова

КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАКОНА: НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ

Введение: правовое просвещение населения выступает важным средством, позволяющим решать широкий спектр стратегических задач по повышению правовой культуры и правосознания, по созданию условий уважительного отношения к праву и к власти, по минимизации силы противодействия реализации закона и по снижению количества правонарушений. Для того, чтобы это средством было эффективным полезно иметь концептуальное представление о правовой просветительской деятельности, об инструментах и субъектном составе, о путях осуществления этой деятельности. Цель: формирование концепции правового просвещения населения Саратовской области, в которой системно и адекватно уровню развития правовой сферы области представить деятельность, направленную на формирование уважительного отношения к праву и правам другого. Методологическая основа: представлена социологическим, формально-юридическим, сравнительно-правовым, системным подходами к изучению объективной действительности. Результаты: автором представлен вариант проекта концепции правового просвещения населения региона. Выводы: результаты исследования, представленные автором, указывают на возможность предвидеть риски противодействия закону и их успешной нейтрализации только при условии комплексного воздействия на общественные отношения и общественное сознание.

Ключевые слова: правовое просвещение, правовая культура, закон, противодействие осуществлению закона, концепция правового просвещения, правовая информированность, правовая грамотность.

N.I. Sukhova

THE CONCEPT OF LEGAL EDUCATION

IN THE ACTIVITY OF NEUTRALIZING THE COUNTERACTION TO THE IMPLEMENTATION OF THE LAW: THE NEED TO FORM AND IMPLEMENT

Background: legal education of the population serves as an important means to solve a wide range of strategic tasks to improve the legal culture and legal awareness, to create conditions of respect for the law and for the authorities, to minimize the force of opposition to the implementation of the law and to reduce the number of offenses.

© Сухова Надежда Ивановна, 2022

Кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия), Уполномоченный по правам человека в Саратовской области; е-mail: sukhova777@ yandex.ru

© Sukhova Nadezhda Ivanovna, 2022

Candidate of Law, Associate Professor, Department of Theory of State and Law (Saratov State Law Academy), 60 Commissioner for Human Rights in the Saratov Region

In order for this tool to be effective, it is useful to have a conceptual understanding of legal education activities, the tools and subject composition, the ways of implementation of this activity. Objective: to form the concept of legal education of the population of the Saratov region, in which activities aimed at forming a respectful attitude to the law and the rights of others are systematically and adequately presented to the level of development of the legal sphere of the region. Methodology: methodological basis is represented by sociological, formal-legal, comparative-legal, systemic approaches to the study of objective reality. Results: the author presented a variant of the draft concept of legal education of the population of the region. Conclusions: the results of the research presented by the author indicate the possibility of anticipating the risks of counteraction to the law and their successful neutralization only with a comprehensive impact on social relations and public consciousness.

Key-words: legal education, legal culture, law, counteraction to the implementation of the law, the concept of legal education, legal awareness, legal literacy.

Интенсивность противодействия осуществлению закона обусловлена множеством факторов. Высокая правовая культура и развитое правосознание рассматриваются в качестве залога соблюдения правовых требований и уважительного отношения к праву, понимания необходимости поступать так, как предписано нормативными правовыми актами. С этим можно согласиться, если не ограничиваться односторонним рассмотрением влияния правовой культуры и правосознания на реализацию права и иметь в виду, что они могут по-разному определять мотивацию выбора субъектом варианта поведения.

Вместе с тем обеспечение высокого уровня культуры отношения к праву — комплексная и сложная задача и ее решение зависит не только от деятельности государства, но и от взвешенного и тесного взаимодействия субъектов гражданского общества. Только при четком взаимодействии указанных субъектов возможен прорыв в повышении качества действия права и снижения рисков противодействия ему.

Однако этим простым правилам осуществления деятельности по правовому просвещению в реальности мало уделяется внимания. Так, на территории региона сложилось мнение, что правовое просвещение — сфера деятельности государства, а другие субъекты к ней не имеют отношения. Публично-властные субъекты недостаточно серьезно относятся к этой деятельности, полагая, что одной нормы действующего законодательства, устанавливающей, что государственные органы и учреждения в рамках осуществления разъяснительной работы и подготовки ответов на обращения граждан осуществляют правовое просвещение1, вполне хватает для того, чтобы организовать и осуществлять правовое просвещение. А хватает ли для того, чтобы снижать уровень преступности, воспитывать правовую культуру несовершеннолетних, решать задачи по правовой защите права, обеспечивать авторитет власти?

Простой пример. В Саратовской области сделаны беспрецедентные шаги, направленные на снижение обязательств власти региона перед детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. 2024 год — это год, когда огромной очереди на получение жилья указанной категории не будет. Но на пути к

1 См.: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (в ред. от 1 июля 2021 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 48, ст. 6725; 2021. № 27, ч. I, ст. 5085. 61

достижению этой цели явными стали как раз проблемы правового просвещения и отсутствие взаимодействия в этой деятельности.

Другой пример. В условиях санкционного режима и объявления широкомасштабной информационной войны западными странами необходимо не только находить возможность сейчас защищаться от нее, но и выстраивать грамотную и работающую систему противостояния ей в стратегическом плане.

В регионе не принят специальный акт, посвященный правовому просвещению и взаимодействию субъектов этой деятельности. Это не влияет на стройность региональной системы законодательства и не отменяет само правовое просвещение, но и не делает его системной, глубокой и стратегической деятельностью, направленной на предотвращение негативных проявлений в политико-правовой сфере и на преодоление их последствий.

Предлагаемая концепция правового просвещения (Приложение 1) определяет цели, приоритеты, принципы и основные направления ее реализации. Предлагается авторское видение структуры и содержания концепции правового просвещения населения Саратовской области как доктринального документа.

Приложение 1

КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ (ПРОЕКТ)

I. Общие положения

я 1.1. Концепция правового просвещения населения Саратовской области

? (далее — Концепция) представляет собой систему идей и взглядов по вопросам

а реализации государственной политики в сфере обеспечения правовой информи-

g рованности граждан, формирования и развития правовой грамотности, правовой

i культуры и правосознания граждан и направлена на объединение усилий терри-

| ториальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнитель-

1 ных органов государственной власти области, органов местного самоуправления

§ муниципальных образований, правозащитных институтов, профессиональных

ф

| юридических сообществ, общественных объединений юристов в деле правового §■ просвещения населения Саратовской области.

'g 1.2. Концепция является документом стратегического планирования, опреде-

Ц ляющим государственную политику по обеспечению правовой информирован-| ности граждан, формированию и развитию правовой грамотности, правовой g культуры и правосознания граждан, а также основой для конструктивного | взаимодействия всех участников правового просвещения Саратовской области. g 1.3. Правовой основой Концепции являются Конституция Российской Феде-

§ рации, общепризнанные принципы и нормы международного права и между-1 народные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 21 ноября J 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)»; Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденные Президентом Российской Федерации 28 апреля 2011 года № Пр-1168; Постановление Правительства Российской Федерации 62 от 29 декабря 2016 года № 1532 «Об утверждении государственной программы

Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики»; Стратегия государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г. № 1837-р; Закон Саратовской области от 23 апреля 2012 г. № бЗ-ЗСО «Об оказании бесплатной юридической помощи в Саратовской области»; Постановление Правительства Саратовской области от 05.09.2018 492-П «Об утверждении Стратегии Саратовской области в сфере развития и защиты прав человека на 2018-2025 годы» и др. 1.4. Для целей Концепции используются следующие понятия: правосознание — одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, правовым явлениям, поведению людей в сфере права;

просветительская деятельность — совокупность информационно-образовательных мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний и социально значимых сведений, формирующих общую культуру человека, основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к компетентному действию;

правовое воспитание — основанная на принципах педагогики целенаправленная систематическая деятельность государства, общественных и религиозных организаций, трудовых коллективов, отдельных граждан по передаче опыта позитивного отношения к праву, правосудию, законности и правопорядку от одного поколения к другому; е

правовая грамотность — вид грамотности, выражающейся в таком объеме и знаний, который необходим человеку для выстраивания правовых связей в со- а временном мире и участия в них, выражающаяся в знании законодательства, О наличии критического мышления, осознании своих прав и ответственности и др.; О участники (субъекты) правового просвещения — территориальные органы О

о

федеральных органов исполнительной власти области, органы государственной а власти области, органы местного самоуправления муниципальных образований в

н

области, государственные и муниципальные учреждения и организации, осу- О ществляющие деятельность на территории области; аналитические и консульта- ю

Т5

ционные центры, вырабатывающие рекомендации по формированию политики |

в сфере просвещения и по содержанию просветительских программ; субъекты, к

оказывающие бесплатную правовую помощь гражданам; просветительские а

учреждения и организации различных форм собственности; государственные и |

негосударственные правозащитные институты, оказывающие населению юриди- ||

ческую помощь, в том числе в виде правового информирования; некоммерческие ¡§

организации, представляющие (защищающие) законные интересы той или иной 1

категории граждан; волонтерские организации; средства массовой информации; )

должностные лица и иные заинтересованные субъекты; 2

правовое просвещение — направление государственной политики, осуществляемое в различных формах и реализуемое участниками правового просвещения, стимулирующее активное правомерное поведение личности, обеспечивающее ее правовую социализацию и формирование высокой правовой культуры личности, общества, государства. Оно включает правовое обучение, правовую

пропаганду, правовое воспитание, правовое консультирование; 63

правовое информирование — целенаправленная и систематическая деятельность территориальных органов федеральных органов исполнительной власти области, органов государственной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований области, направленная на исполнение обязанности доводить до сведения граждан правовую информацию в целях повышения их правосознания и правовой культуры;

правовая информированность — обусловленное интересами личности и формируемое в результате проводимого участниками правового просвещения состояние сознания личности, характеризующееся степенью осознания правовой информации, правовых понятий и содержания правовых явлений, выступающее мотивом правомерного поведения, фактором повышения уровня правосознания и правовой культуры, минимизации правового нигилизма;

правовая культура — уровень и показатель развития правовых ценностей общества, выражающихся в качестве системы нормативных правовых актов, правоприменительной практики, в стабильности правопорядка; показатель юридически зрелой личности, которая обладает знаниями законодательства, убежденностью в необходимости законов и права, умением пользоваться правовыми средствами в правореализационной деятельности;

правовая пропаганда — деятельность по распространению правовой информации и разъяснению правовых знаний, направленная на формирование у адресатов стереотипов, убеждений, установок, моделей поведения, мышления в русле уважения к правовым ценностям и достижение целей правового просвещения.

Я II. Цели и принципы правового просвещения в Саратовской области

? 2.1. Разработка и реализация настоящей Концепции преследуют следующие

а цели:

^ 2.1.1. сформировать концептуальные основы правового просвещения в Сара-

товской области, дающие возможность интегрированного воздействия на обще-

| ственное сознание в целях его правовой трансформации;

I 2.1.2. создать и расширить механизмы правового просвещения населения

§ области;

0 '

| 2.1.3. придать деятельности по правовому просвещению свойства системности,

Ц последовательности и научной обоснованности;

2.1.4. выработать основы для ведомственного взаимодействия в сфере право-

1

Ц вого просвещения населения области;

| 2.1.5. создать отлаженную систему правового информирования населения

| Саратовской области о системе прав и свобод человека и гражданина, о путях

'§ их реализации и способах защиты;

§ 2.1.6. обеспечить воспитательное и образовательное воздействие на сознание

§ граждан, создающее условия для формирования идеологии уважения к праву

ц и правам человека, осознания ответственности за выбор вариантов правового

I

§ поведения;

т

2.1.7. сформировать навыки законопослушного поведения и первичной защиты прав в ходе их реализации;

2.1.8. повысить уровень правовой культуры и правосознания граждан, проживающих на территории Саратовской области.

2.2. Правовое просвещение в Саратовской области проводится на основе сле-64 дующих принципов:

а) приоритета прав и свобод человека и гражданина;

б) законности;

в) комплексности применения участниками правового просвещения мер правового воспитания, образования, информирования, повышения правовой грамотности населения, повышения правосознания и правовой культуры;

г) систематичности проведения мероприятий по правовому просвещению;

д) всесторонней защиты прав гражданина и человека;

е) взаимодействия участников правового просвещения в деятельности по реализации целей настоящей Концепции;

ж) учета культурного фактора.

III. Текущее состояние сферы правового просвещения в Саратовской области

3.1. Саратовская область принимает активное участие в реализации стратегических программ по обеспечению развития экономической, политической, социальной, культурной сфер общества. Их успешное претворение в жизнь и решение задач в рамках этих программ зависит от целого ряда факторов различного характера: от финансовой обеспеченности на уровне бюджетных отношений до организации совершения операций на местах.

3.2. Одним из важных условий прогрессивного развития региона и его населения является укрепление основ свободного и высокоорганизованного гражданского общества, правовой государственности, формирование уважительного отношения к идее права, верховенства закона, приоритета прав и свобод человека

и гражданина, взаимной ответственности личности и государства. Это в свою ш очередь требует усиления правовых начал в поведении людей, социальных групп, | общества и государства. а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.3. Уважительное отношение к праву и правам человека — следствие высокой О правовой культуры и развитого правового сознания. Недостаточный уровень О правовой культуры и деформированные состояния правосознания, распростра- О

п

нение правового нигилизма среди населения области становятся препятствием в а реализации принципов верховенства права. В связи с этим правовое просвеще- в ние граждан должно быть одним из приоритетных направлений в работе всех О участников правового просвещения независимо от сферы деятельности. ю

TD

3.4. Деятельность по правовому просвещению в Саратовской области регламен- | тируется нормативными правовыми актами федерального уровня, в частности к Основами государственной политики Российской Федерации в сфере развития а правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденными Президен- | том РФ 28 апреля 2011 г. № Пр-1168, Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. | № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». В g частности, последним в целях правового информирования и правового просве- 1 щения на федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им ) учреждения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации 2 и подведомственные им учреждения, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления и должностных лиц возлагается обязанность размещения в местах, доступных для граждан, в средствах массовой информации, в сети Интернет либо доводить до граждан иным способом правовую информацию. Указывается также, что обязанность по правовому информированию в соответствии с нормативными правовыми актами 65

Федерации и ее субъектов может возлагаться на государственные юридические бюро, адвокатов и нотариусов.

3.5. В Саратовской области во исполнение федерального законодательства принят Закон Саратовской области «Об оказании бесплатной юридической помощи в Саратовской области», но его недостаточно, чтобы говорить о правовой основе деятельности по правовому просвещению. Из содержания текста названного закона следует, что оказание бесплатной юридической помощи в виде консультирования одним из приоритетных направлений деятельности органов исполнительной власти области и подведомственных им учреждений. Кроме того, на государственные юридические бюро также возлагаются обязанности по правовому информированию и правовому просвещению населения, в том числе граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь.

3.6. Вместе с тем в области не создано государственного юридического бюро, этот субъект оказания юридической помощи не осуществляет деятельность по правовому информированию, что означает отсутствие практики реализации норм о правовом просвещении в широком спектре случаев.

3.7. В Саратовской области не принято специальное законодательство о правовом просвещении. Разработанные проекты закона о правовом просвещении закончили свое движение в процессе правотворчества на этапе общественного обсуждения и экспертиз. Отсутствие специального закона создает препятствия для развития отношений в области правового просвещения, приобретения ими принципиально нового уровня, скоординированных действий со стороны всех субъектов правового просвещения. Вместе с тем назрела потребность в создании

я действенного механизма информирования граждан, выявления дефектов в пра-

0 „

? вовом регулировании информации и информационных технологий, способных

а оказать дестабилизирующее, деструктивное и деформирующее воздействие на

g уровень информационно-коммуникативной культуры населения.

1 3.8. Несмотря на то, что правовое информирование на территории области осу-| ществляется обширным кругом уполномоченных и правообязанных субъектов, i в локальных актах которых указаны полномочия по осуществлению правового

§ информирования, признать это достаточным для развития сферы правового

ф

| просвещения и повышения правовой культуры граждан области нельзя. Не-

§■ обходим нормативный или концептуально-правовой акт, который бы выступил

'g интегрирующей основой этой деятельности и привел все ее показатели к единому

il правовому знаменателю.

| 3.9. Указанное выше свидетельствует о наличии правовых рисков в сфере

g правового просвещения, понимании и использовании прав и свобод, формирова-

!| нии отношений по их реализации и защите, преодолению правового нигилизма

g и уважительного отношения к праву.

о

| IV. Основные направления и формы деятельности

J по осуществлению правового просвещения

4.1. Для эффективной реализации Концепции необходимо, чтобы деятельность по правовому просвещению носила комплексный характер и охватывала несколько направлений: планово-финансовое; организационно-обеспечительное; 66 содержательно-просветительское;

мониторингово-аналитическое.

4.2. Осуществление правового просвещения предполагает использование правовых и организационных форм, в рамках которых используются различные способы:

нормативно-правовое регулирование и подготовка программы государственной политики в области правового просвещения в Саратовской области;

подготовка и анализ планов мероприятий по повышению уровня правовой культуры и правосознания населения Саратовской области;

адаптированные занятия для различных групп населения (школьники — пенсионеры);

организация правовых лекций, викторин и диктантов с участием специалистов в различных сферах юриспруденции;

проведение правовых форумов и конференций, организация правовых марафонов и консультационно-диалоговых площадок;

организация и проведение телефонных «горячих линий»; использование печатных изданий и тематических информационно-правовых буклетов, стендов правовой информации и единого информационного портала, официальных интернет-сайтов участников правового просвещения; правовая пропаганда в СМИ;

организация бесплатных юридических консультаций;

развитие волонтерского движения в области повышения правовой культуры и правосознания, преодоления правового нигилизма и формирования уважительного отношения к праву;

создание интернет-порталов по вопросам правовой пропаганды, основ права, обучения граждан правовым способам защиты прав и свобод, в том числе досудебному порядку обжалования решений, действий (бездействия) исполнительных органов государственной власти области и органов местного самоуправления, государственных гражданских служащих, муниципальных служащих, государственных учреждений (предприятий) и их должностных лиц;

разработка и внедрение информационно-правовой платформы «Региональное законодательство» для смартфонов и др.

Перечень указанных способов правового просвещения не может носить исчерпывающий характер. Уровень развития современного общества и его изменение обусловливают иные средства и приемы правового просвещения, не противоречащие действующему законодательству.

V. Механизм и этапы реализации Концепции

5.1. Механизм реализации Концепции обусловлен целями ее разработки и принятия и включает в себя:

A) субъектную составляющую;

Б) инструментальную составляющую;

B) обеспечительную составляющую.

5.2. Субъектная составляющая представлена взаимодействующими субъектами правового просвещения, деятельность которых направлена на повышение уровня правовой культуры и правосознания, правовой информированности населения области, на развитие государственного и негосударственного секторов правового просвещения.

5.3. Инструментальная составляющая механизма представлена нормативными (предписаниями и действиями правового характера) и организационными (финансовыми, хозяйственными и др.) средствами и способами.

5.4. Обеспечительная составляющая — система гарантий осуществления правового просвещения и информирования в области и меры юридической ответственности за допущенные нарушения в области правового просвещения и информирования.

5.5. Реализация Концепции осуществляется поэтапно.

Первый этап предполагает создание нормативной и оптимизацию правового регулирования сферы правового просвещения, а именно:

разработку и принятие закона Саратовской области о правовом просвещении; разработку Программы правового просвещения в Саратовской области; разработку Плана мероприятий по правовому просвещению; предложение субъектами правового просвещения своих планов по правовому просвещению.

Второй этап реализации Концепции требует:

создания условий и обеспечения реализации положений нормативных актов о правовом просвещении, плана мероприятий по правовому просвещению, планов по правовому просвещению, составленных участниками правового просвещения;

углубления ведомственного взаимодействия по осуществлению мероприятий по правовому просвещению;

надлежащей координации правового просвещения, осуществляемого государственными и негосударственными субъектами;

осуществления текущего мониторинга сферы правового просвещения в области.

На третьем этапе проводятся мероприятия, направленные на: оценку деятельности по правовому просвещению;

установление недочетов и причин неэффективности деятельности по правовому просвещению;

совершенствование системы гарантий и ответственности в области правового просвещения.

VI. Ожидаемые результаты

Реализация Концепции обеспечит достижение социально-правовых результатов, характеризующихся:

расширением и совершенствованием системы правового просвещения за счет вовлечения в нее негосударственных субъектов и использования широкого спектра средств соответствующей деятельности;

созданием и совершенствованием механизма правового просвещения населения Саратовской области;

углублением взаимодействия государственных и негосударственных субъектов правового просвещения;

повышением уровня правовой культуры, влекущей снижение числа нарушений прав и свобод человека, правонарушений различной степени общественной опасности;

повышением качества жизни за счет расширения возможностей по реализации прав граждан и их защите;

укреплением доверия к власти, обеспечивающей реализацию и защиту прав и свобод граждан;

формированием у молодого поколения уважения к праву и закону; формированием состояния правовой информированности и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.