Научная статья на тему 'Концепция «Позитивной политики» в утопической доктрине Сен-Симона'

Концепция «Позитивной политики» в утопической доктрине Сен-Симона Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1843
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗИТИВИЗМ / СЦИЕНТИЗМ / ТЕХНОКРАТИЗМ / ПОЗИТИВНАЯ ПОЛИТИКА / СЕНСИМОНИЗМ / POSITIVISM / SCIENTISM / TECHNOCRATISM / POSITIVE POLICY / SAINTSIMONISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ионе Виталий Игоревич

Статья посвящена критическому рассмотрению утопических идей Сен-Симона и анализу модели политической системы, основанной на принципах позитивизма, технократизма и прогрессизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF “POSITIVE POLICY” IN SAINT-SIMON’S UTOPIAN DOCTRINE

The article is devoted to a critical examination of Saint-Simon’s utopian ideas and the analysis of model of a political system based on the principles of positivism, technocratism and progressivism.

Текст научной работы на тему «Концепция «Позитивной политики» в утопической доктрине Сен-Симона»

В.И. Ионе,

кандидат философских наук, Могилевский высший колледж МВД Республики Беларус ь

КОНЦЕПЦИЯ «ПОЗИТИВНОЙ ПОЛИТИКИ» В УТОПИЧЕСКОЙ

ДОКТРИНЕ СЕН-СИМОНА

THE CONCEPT OF “POSITIVE POLICY” IN SAINT-SIMON’S

UTOPIAN DOCTRINE

Статья посвящена критическому рассмотрению утопических идей Сен-Симона и анализу модели политической системы, основанной на принципах позитивизма, технократизма и прогрессизма.

The article is devoted to a critical examination of Saint-Simon’s utopian ideas and the analysis of model of a political system based on the principles of positivism, technocratism andprogressivism.

Возникновение позитивизма, сциентизма и технократизма, как доктрин, обосновывающих исключительную роль науки и учены в области истины, социальной инженерии и политики, относится к XIX веку — периоду триумфа естественных наук в познании вселенной, формирования «электромагнитной картины мира», бурного развития промышленности и появления ряда техни -ческих изобретений. Идеи, которые легли в основу указанный доктрин, восходят к учению французского философа-утописта Клода-Анри де Сен -Симона (1760—1825), на примере которого легко прослеживается связь между позитивизмом как отвлеченной теорией и технократизмом как социополитической практикой, обнажающей определенные претензии на класть. Целью настоящей статьи является демонстрация такой связи посредством логико-содержательного анализа текстов Сен-Симона. Исследование данной проблематики осуществляется автором в рамках научного проекта «Религиозный сциентизм и культ науки как основания социальной инженерии». Результаты исследования сенсимонизма в качестве религиозного вероучения ранее быти опубликованы в статьях и материалах конференций [1—4].

Политическую систему общества, наряду с системами религии, права морали и образования, французский философ Клод-Анри де Сен-Симон считал одним из важнейших механизмов «материализации» общей системы идей. Идея состав -ляет внутреннюю сущность любого политиче-ского акта и придает определенную форму всей совокупности отношений в сфере политики. По -этому политическая инженерия, т.е. практика реорганизации политической системы, согласно Сен-Симону, должна начинаться с изменения господствующих представлений, составляющих ядро «общественного сознания». Преобразование идейной основы политики и социальной

практики необходимо осуществлять, используя принцип рационализации системы идей на основе достижений «позитивны1х» наук (термин «позитивный» Сен-Симон употребляет в качестве синонима понятий «полезный», «целесообразный»). При этом позитивные науки противопоставляются бесполезным «гадательным» наукам (метафизике, астрологии, алхимии и т .д.).

В «Очерке науки о человеке» Сен -Симон указышает на религию как на главный политиче -ский институт [5. — С. 188] и пытается выывить ту роль, которую она играла на протяжении всей европейской политической истории. Основная мысль, которую он пытается здесь обосновать, сводится к следующему: духовенство всегда было наиболее просвещенным классом и его власть основышалась именно на знании. Причем основные идеи, составляющие багаж знаний посвя-щенных, становились, в утрированном и упрощенном виде, предметом верований невежест-венных «масс». Иначе говоря, то, что быто «наукой» для меньшинства, выступало в качестве «религии» для большинства. Такой порядок ве-щей Сен-Симон считает естественным и способствующим социальному прогрессу при условии, что духовенство периодически обновляет и совершенствует свой багаж знаний.

XIX век в этом отношении французский мыслитель считал переломным. Христианская «наука» (т.е. теология) в данный период должна быта безропотно уступить место наукам позитивным, в первую очередь естественным, тесно связанным с интересами развивающейся промышленности. «Общая система наших знаний будет преобразована; она будет основана на ве -ровании, что вселенная управляется единым не -изменным законом. Все прикладные системы: религиозная, политическая, моральная, граждан -ского законодательства — будут согласованы с

новой системой наших знаний» [5. — С. 200]. Одним из конкретных примеров подобного преобразования будет постепенная замена страха перед адом физиологическим доказательством того, «что всякий, кто ищет счастья в направле -нии, вредном для общества, всегда подвергается наказанию, неизбежно вытекающему из законов организации» [5. — С. 194].

Таким образом, естествознание, согласно Сен-Симону, должно приобрести черты религиозно-догматического учения, а научные учреждения и промы1шленные предприятия стать основной частью политической организации социума. Соответственно, духовенство в традици -онном понимании должно уступить место «новому духовенству», то есть ученым, которые возьмут в свои руки управление европейскими государствами. «Я полагаю, что новая духовная власть будет составлена из всех существующих в Европе академий наук и из всех лиц, заслужи -вающих допуска в эти научные корпорации» [6.

— С. 86].

Ключевая роль религии в сенсимонистском проекте реорганизации общества объясняется прежде всего ее способностью эмоционально воздействовать на массы людей, мобилизуя их для социального строительства. По этой причине Сен-Симон отстаивал необходимость введения пы1шного культа, разработка и поддержание ко -торого — главная задача «позитивных искусств» (искусство, существующее вне сферы общественных интересов, живущее и развивающееся в соответствии со своей собственной логикой, а тем более отказывающееся быть «инженерией человеческих душ», французский философ считал бесполезным). Кроме того, религия наделяет статусом непререкаемого авторитета тех, кто получил право говорить от имени бога. Власть ученык тем самым возводится в абсолют.

В «Труде о всемирном тяготении» Сен -Симон предлагает провозгласить в качестве нового «закона божьего», который станет основой для объяснения и регулирования природных и социальных процессов, идею всемирного тяготе -ния, сформулированную И. Ньютоном. Социо-политическая интерпретация данной идеи заключается в том, что каждый индивид счастлив и полноценен только в том случае, если трудится на благо общества совместно с другими людьми [5. — С. 281]. Иными словами, полезный труд выступает в качестве деятельности (силы), за счет которой достигается сплоченность (устойчивая связь) между социальныыми «атомами» (индивидами) и социальными «телами» (группами).

Пропорционально вкладу индивида в «общее дело» определяется его статус, место в социаль -ной иерархии. Следует специально подчеркнуть, что социальное неравенство и Сен-Симон, и его ближайшие последователи (к примеру, Б.-П. Ан -фантен, С.-А. Базар) считали не только естест-

венным, но и необходимым атрибутом общественной жизни. Напротив, стремление к равенст -ву воспринималось как принцип дезорганизации [5. — С. 312—313; 7. — Р. 5]. Чаще всего такое стремление, согласно сенсимонистскому учению, приводит к анархии и временному господству «невежественного класса», что является еще большим злом, чем «старый порядок», т.е. монархия, опирающаяся на аристократию.

Сен-Симон не призышает к упразднению монархии, тем более, что воля короля есть выражение божественного закона. Монархия лишь долж -на сменить союзников, т.е. отказаться от под -держки паразитических классов и вступить во взаимовыгодные отношения с ученыыми и промышленниками. Последние, согласно Сен-Симону, стремятся к тому же не только по причине очевидный выгод, сулимых покровительством королевской семьи, но также из-за страха перед революцией и последствиями разрушительной «диктатуры пролетариата». «Одним словом, ученые и вожди промышленности по необходимости желают перемены в современном строе, но они хотят, чтобы эта перемена произошла как вышод из великого принципа божественной морали; они хотят, чтобы она быта произведена закономерно, т.е. волей короля» [6. — С. 95].

В «Письмах к американцу» и «О промышленной системе» Сен-Симон постулирует тесную связь между политикой и производством и даже определяет политику как науку, целью которой является «установление порядка вещей, наиболее благоприятного всем видам производства» [5. — С. 333]. Политика в традиционном понимании не быта такой наукой, поскольку слишком зависела от «каприза обстоятельств», признавая за каж-дым гражданином вне всякой зависимости от способностей право заниматься государствен -ными делами [6. — С. 17]. Напротив, новая по -литическая система будет построена на безусловном доминировании «способный», на принципе «от каждого — по способности, каждому — по труду» (согласно Сен-Симону, при новой системе общество будет управляется не столько людьми, сколько принципами).

Кроме того, основу «новой политики» долж -ны составлять не отношения господства и под -чинения, связанные с распределением власти, а «простые денежные отношения». Воздействие человека на человека заменяется воздействием человека на вещи (природу) [5. — С. 440]. Тем самым экономический эффект деятельности ин-дивидов и групп, вносящих свою лепту в общее дело, станет главным критерием устойчивости социополитической организации.

Институт государственной власти (правительство), т.е. непроизводящий элемент общества, сохраняется, но только как «необходимое зло». Чем меньше денежный средств расходуется на содержание правительства и чем больше — на

нужды производства, тем лучше. Кроме того, от «могущества промышленности», т.е. высшей степени производства, напрямую зависит возможность осуществления социальной свободы, которую Сен-Симон понимает в первую очередь как свободу реализации индивидуальных способностей, полезных обществу [6. — С. 16]. «Потребность и любовь к свободе рождаются вместе с промышленностью и с ее помощью. Свобода может расти только вместе с нею, может быть утверждена только ею» [5. — С. 346]. Поэтому политика, как наука о производстве, является в то же самое время и наукой о свободе, знание которой, наряду с любовью к свободе, является необходи -мыым условием реального освобождения. При этом Сен-Симон особо подчеркивает, что любовь к свободе не должна обращаться в ненависть к вла -сти, поскольку это противоречило бы развитию цивилизации и мешало бы организации хорошо построенной системы, требующей «тесной связи частей и зависимости их от целого».

В произведении «Взгляд на собственность и законодательство» Сен-Симон раскрышает свои представления о правовом поле социальной практики и политической инженерии. Традици -онное законодательство европейских государств, согласно Сен-Симону, целиком и полностью основано на «праве сильного», поскольку институт государственной власти в Европе сформировался вследствие завоевания и порабощения одних народов другими. Главным результатом введе -ния правовой системы «победителей» является то, что их правопреемники оказываются собственниками земли, тогда как правопреемники побежденных становятся земледельцами [5. — С. 359]. Таким образом, отношения собственности составляют сущность отношений власти. В соответствии с данными рассуждениями Сен -Симон утверждает, что «закон, устанавливаю -щий власть и форму правления, не имеет такого значения и такого влияния на благосостояние нации, как закон, устанавливающий собствен -ность и регулирующий пользование ею» [5. — С. 354—355]. «Финансовый закон» тем самым должен выступать в качестве источника для всех других законов.

Следовательно, реорганизация политической системы сопровождается преобразованием и частичным упразднением норм традиционного права. В первую очередь это касается последствий уста -новления «закона завоевателя», всех привилегий, данных в силу рождения, например права наследования, санкционирующего «случайное распре -деление социальных благ среди незначительного числа претендентов» [7. — Р. 5—6]. Процесс распределения социальный благ необходимо поставить под контроль тех, кто их непосредственно производит, поэтому рычаги управления собст-венностыю и налогами должны быть переданы промышленникам. Необходимым условием реа-

лизации индивидуальных прав и свобод, согласно Сен-Симону, станет не происхождение, а финансовая состоятельность, являющаяся мерой общественно полезного труда. «Какое условие необходимо для получения права избирать депутатов? Это — уплата определенного числа прямыгх налогов» [5. — С. 365]. Не забышает Сен -Симон и об основном законе, трактуя конституцию как «план общественной организации», в котором все политические учреждения нации вышодятся из одного принципа и направляют национальные силы к одной цели [6. — С. 191].

В «Катехизисе промышленников» Сен -Симон раскрышает сущность понятия «про-мышленник». В соответствии с его представ -лениями, это «человек, который трудится для производства или для доставки разным членам общества одного или нескольких материальных средств, удовлетворяющих их потребно -сти или физические склонности...» [6. —

С. 121]. Он выделяет три основных класса промышленников (земледельцы, фабриканты и торговцы) и говорит о необходимости их объе -динения для позитивной реорганизации обще -ства. Данное объединение имеет два вектора развития: идеологический и социополитиче-ский. Во -первых, промышленники должны приобрести собственные политические взгля-ды для того, чтобы определять общественное мнение. Во-вторых, они должны создать поли -тические и финансовые учреждения для укреп -ления своей власти, и в этом деле им призван помочь еще один новый класс — банкиры. По -строив таким образом промышленную систе-му, они затем должны будут согласовать с ней существующие системы религии, права, мора -ли, образования и др.

В «Катехизисе» также выстраивается иерархия органов управления новым обществом. Вершину пирамиды естественно занимает королев -ская власть, в непосредственном подчинении у которой находится высшая научная коллегия. Высшей научной коллегии подчиняются «акаде -мия чувств», ответственная за развитие искусств, и «академия суждений», управляющая научной деятельностью. Далее идет высший административный совет, состоящий по преимуществу из промышленников [6. — С. 263]. Поскольку ни о парламенте, ни о судах Сен -Симон здесь не го -ворит, речь, вероятно, идет исключительно об исполнительной власти.

О моральной системе нового общества под -робно говорится в произведении «Новое христи -анство: диалог между консерватором и новатором». Отталкиваясь от главного морального принципа первоначального христианства, посту -лирующего ценность братских отношений между людьми, Сен-Симон пишет о необходимости организовать общество так, чтобы оно было «наиболее выгодно наибольшему числу людей»,

главной целью усилий граждан должно стать улучшение морального и физического состояния наиболее многочисленного и бедного класса «в наикратчайшее время и наиполнейшим образом» [8. — Р. 3]. Данные воззвания адресованы как «Цезарю», т.е. светской власти, которой предла -гается стать «просвещенной» — усвоить единый божественный принцип и использовать знание во благо подданных, так и «аристократам духа» (в противовес аристократам по рождению): ученым, художникам и промышленникам.

Подобно политике, мораль понимается Сен -Симоном как наука особого рода: «Но существует наука намного более важная для общества, чем знание физическое и математическое; это наука, которая организует общество, которая служит ему основой; это мораль: а мораль последовала путем абсолютно противоположным развитию физико-математических наук» [8. — Р. 86]. Согласно Сен-Симону, единство выступа -ет в качестве условия системности, поэтому единственность морального принципа — необходимая предпосылка социальной организации. Думать иначе — значит впадать в ересь. «Г ос-подь, несомненно, все свел к одному принципу; из этого принципа он несомненно все и вывел. Без этого его воля в отношении людей не имела бы определенной системы [8. — Р. 3].

Неохристианская этика Сен-Симона однозначно определяет приоритет общих интересов перед частными. Она стремится создать духов -ную основу для «состояния вечного мира», то есть для единообразной политической практики, лишенной конфликтов и противоречий (Сен-Симон категорически осуждает войны и револю -ции). Более того, она должна стать общим знаменателем и фундаментом «священных знаний» (научно-догматической системы), связать ученых, художников и промышленников, сформировав у них нравственное сознание «защитни-ков» и руководителей человечества.

О новой системе образования Сен-Симон упоминает кратко и вскользь: «Я полагаю, что основой нового общественного воспитания послужит чистая евангельская мораль и что оно будет затем очень расширяться в области положительных наук в зависимости от того времени, какое смогут проводить в школе дети разных имущественных положений» [6. — С. 86]. Данное суждение дает возможность предположить, что сенсимонистская система образования мыслилась как двухступенчатая. На первой ступени, общей для всех, должны были усваиваться моральные принципы1 нового общества, формироваться культура нравственного поведения, изучаться основы религиозной жизни. Следующая ступень образования, включающая освоение полезных наук (естествознания, права, наук о политике и промышленности), очевидно, быта бы доступной далеко не всем, а только наиболее одаренным учащимся

или отпрыскам представителей высших классов. Таким образом, система образования являлась бы эффективным механизмом селекции представителей будущей элиты общества, одновременно воспитывая дисциплину и послушание у детей, относящихся к низшим классам.

Подводя итог многолетним размышлениям о наилучшем общественном устройстве, которого может достичь человечество, Сен-Симон вызде-лял следующие его признаки:

1. Большинство граждан счастливо благодаря возможности удовлетворения важнейших по -требностей.

2. Достойнейшие, наиболее ценные люди имеют приоритет в плане достижения высшего положения в обществе .

3. Многочисленность населения и высокая обороноспособность государств.

4. Непрерышный прогресс цивилизации и просвещения [6. — С. 277].

Таким образом, Сен-Симон быт убежден, что сформулированные им принципы позитивной политики при реализации их на практике позво -лят создать общество близкое к идеалу. Реорга -низация социума должна начаться с обновления системы знаний, их расширения и углубления на основе достижений позитивных наук, среди ко -торых наибольший удельный вес будет иметь естествознание во главе с физикой. Возникнут и новые общественные науки (например, политика как наука о производстве), свободные от метафизических спекуляций и ориентированные на кон -кретный общественно полезный результат. На -ряду с частными науками необходимо пересмотреть и приспособить к актуальной социальной ситуации также общую науку (мораль), являю -щуюся основой для всех других. Вся новая сис -тема знаний затем должна будет подвергнуться сакрализации и в форме наиболее общих законов физики и морали войти в догматику нового хри -стианства — гражданской религии, исповедание которой будет долгом и обязанностью каждого члена общества, наряду с полезным трудом в меру своих способностей.

Изменения, происходящие в духовной сфере, окажут влияние на перераспределение власти и сделают актуальными новые критерии социаль-ной иерархии. При сохранении института монаршей власти и незначительного бюрократиче -ского аппарата правительства на смену аристократии и старому духовенству придут новые высшие классы: ученые, промышленники, деяте -ли искусства. Наследственные привилегии усту -пят место таланту и способности. Совместными усилиями ученые, промышленники и деятели искусства наладят механизм производства, обеспечат техническое вооружение и мобилизацию масс. Новый порядок будет закреплен в обновленной системе права. В результате описанных преобразований должно возникнуть динамично

развивающееся и жизнеспособное общество изо -билия и справедливости.

Уязвимость утопических построений Сен-Симона коренится отчасти в недооценке силы социальной инерции, отчасти в упрощенной трактовке общественной и политической жизни, непонимании либо игнорировании сущности и феномена власти. Очевидно, во-первыгх, что упразднение и замена целый классов, тем более относимых к «высшим», которые обладают огромными фи-нансовыыми и властными ресурсами и в интересах который — сохранить существующее положение вещей, чаще всего является задачей более трудоемкой, чем упразднение института монархии. Поэтому вряд ли верен расчет на то, что простой союз самодержца с учеными и промышленниками приведет к ликвидации аристократии и духовенства. Насильственное уничтожение класса возможно лишь в результате революции, но революционный путь Сен-Симон отрицал.

Во-вторых, недостаточно столь малочислен -ной и разрозненной группе, какой в XIX веке являлись ученые, осознать свое единство и свой интерес, чтобы стать классом. Чтобы функционировать как класс, некая общность должна иметь свою более или менее продолжительную естественную историю, связанную в том числе с коллективным опытом захвата и удержания собственности и власти. Причем историю реальную, а не сочиненную партийными «идеологами». Что касается «промышленников», то социальный диапазон, подразумеваемый данной категорией, у Сен-Симона настолько широк, что сомнитель -на сама возможность консолидации ее предста-вителей. Можно ли всерьез говорить об общем интересе земледельца и банкира в долгосрочной перспективе?

В-третьих, иррациональная природа власти неизбежно проявляется в злоупотреблениях со стороны ее субъектов. Талант и способность не гарантируют приверженности моральным нормам и общественно значимым целям. Не существует и гарантий того, что второе поколение представите -лей новой элиты, обязанное своим высоким положением и огромным социальным преимуществом талантливым отцам, само будет столь же талант -ливо в вопросах науки и управления.

Заблуждения Сен-Симона, тем не менее, не говорят о нереалистичности его построений. Как писал в свое время Н. Бердяев, «утопии страшны тем, что они сбышаются». Более или менее пол -ное воплощение принципов сенсимонистской позитивной политики можно наблюдать в процессах становления развитых индустриальных и развивающихся постиндустриальных обществ. Крепнущая связь науки и промышленности, ин -тенсификация производства, постоянный рост потребления, все более широкое использование «научного менеджмента» и «социальный техно -логий» для манипуляции массами, затухание

реальных внутриполитических конфликтов, вы -теснение и частичное поглощение искусства ин -дустрией развлечений — таков неполный перечень особенностей общества, названного Г. Маркузе одномерным [9]. В нем реализованы три из четырех признаков наилучшего социального устройства по Сен-Симону, за исключением вто -рого, представляющего собой меру справедливо -сти, ради иллюзорного достижения которой и создаются утопии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ионе В.И. «Новое христианство» А. Сен-Симона и аксиоматика социальной солидарности // История, философия, политика, право: научные труды преподавателей гуманитарных дисциплин / под общ. ред. В.Д. Выборного, АА. Скикевича. — Могилев, 2011. — Выт. 1. — С. 42—47.

2. Ионе В .И. «Новое христианство» на обломках старого: социальная архитектура Сен -Симона // Освоение минеральных ресурсов Се -вера: проблемы и решения: труды 9-й междуна -родной научно-практической конференции, Воркута, 6—8 апреля 2011 г. — Воркута, 2011. — С. 598—603.

3. Ионе В.И. Письма женевского прорицателя: ньютонианство и культ гениев в социальном проекте К.-А. де Сен-Симона // Религия и общество — 6: сб. науч. статей; под общ. ред. В.В. Старостенко, О.В. Дьяченко. — Могилев: МГУ им. АА. Кулешова, 2011. — С. 122—124.

4. Ионе В.И. Послание апостолов: вопросы собственности, демократии и гендерный отношений в сенсимонистской религии // Религия и общество — 7: сб. науч. статей; под общ. ред. В.В. Старостенко, О.В. Дьяченко. — Могилев: МГУ им. А А. Кулешова, 2012. — С. 164—168.

5. Сен-Симон К.-А. де. Избранные произве -дения : в 2 т.; пер. с франц. под ред. Л.С. Цетлина.

— М.; Ленинград : Изд-во Академии наук СССР, 1948. — Т .1. — 467 с.

6. Сен-Симон К.-А. де. Избранные произве -дения : в 2 т.; пер. с франц. под ред. Л.С. Цетлина.

— М.; Ленинград : Изд-во Академии наук СССР, 1948. — Т .2. — 486 с.

7. Religion saint-simonienne: Lettre a M. le president de la Chambre des Deputes. — Paris: impr. de Éverat, 1830. — 8 p.

8. Saint-Simon Claude-Henri de. Noveau christianisme, dialogues entre un conservateur et un novateur; reproduction. — Paris: Bossange père, A. Sautelet, 1825. — 91 p.

9. Маркузе Г. Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества; пер. с англ. - М.: REFL-book, 1994. — 368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.