Научная статья на тему 'Концепция потребительского качества систем поддержки принятия решений при управлении бюджетным регулированием'

Концепция потребительского качества систем поддержки принятия решений при управлении бюджетным регулированием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стрельцова Е. Д.

Стрельцова Е.Д. Концепция потребительского качества систем поддержки принятия решений при управлении бюджетным регулированием // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. 2006. № 3. С. 109-113. Предложена концепция формирования и обеспечения потребительского качества систем поддержки принятия решений при управлении процессами бюджетного регулирования. Потребительское качество системы рассматривается с позиций функциональной пригодности входящих в нее экономико-математических моделей для принятия таких решений по бюджетному регулированию, которые приводят к выравниванию уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований при сохранении стимулирования местных властей в наращивании своего налогового потенциала. Задача обеспечения потребительского качества формально описана, как многокритериальная. Ил. 1. Библиогр. 2 назв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Стрельцова Е. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Strelcova E.D. The Concept of Consumer Quality of the Decision Support System at Budgetary Control Governing // Higher School News. The North-Caucasian Region. Technical Sciencеs. 2006. № 3. Рp. 109-113. The concept of shaping and provision of consumer quality of the decision system support is offered at controlling the process of budgetary regulation. The consumer quality of the system is examined from the viewpoint of functional fitness of the economic and mathematical models put into it for acceptance of such decisions on budgetary regulation, which leads to justification the level of the budgetary provided for the municipal formations at conservation of the encouraging of the local administrations for growing of tax potential. The task of the provision consumer quality is described as multi-criterion. 1 Figure. 2 References.

Текст научной работы на тему «Концепция потребительского качества систем поддержки принятия решений при управлении бюджетным регулированием»

2. Приоритетная поддержка дизайна как одного из наиболее слабых звеньев системы обеспечения конкурентоспособности.

3. Системный подход к развитию дизайна и освоению его методов.

4. Акцент на программно-целевые методы решения проблемы.

5. Ускоренное освоение методов дизайна в контексте общих преобразований в инновационной и производственной сфере.

6. Параллельное решение задач освоения дизайна и его практического применения.

7. Активное формирование информационно-методического обеспечения за счет развития сотрудничества с ведущими организациями страны по дизайну: ВНИИТЭ, Союзом Дизайнеров России, а также другими специализированными организациями.

Предлагаемые решения в ряду других получили поддержку на Научно-техническом совете ЗАО «Рос-локомотив» «Проблемы применения дизайна в локомо-тивостроении» (Ростовская область, г. Новочеркасск,

Актуальность проблемы

Цель реформирования межбюджетных отношений — создание эффективной бюджетной системы, ориентированной на экономический рост и снижение социального неравенства. Мерой эффективности бюджетной системы является обеспечение качества бюджетных услуг. При бюджетном регулировании качество бюджетных услуг определяется их способностью приводить к выравниванию уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований при сохранении стимулирования местных властей в развитии своей налоговой базы. Этим обусловлена необходимость в разработке концепции потребительского качества системы поддержки принятия решений (СППР) при управлении процессами бюджетного регулирования.

Концепция потребительского качества СППР

Проблема потребительского качества СППР рассматривается в двух аспектах: его формирования и обеспечения. В связи с этим предлагается два способа

апрель 2005 г.). В их основе материалы не имеющего аналогов в России проекта «Донской дизайн». В настоящее время проект реализуется при активной поддержке и непосредственном участии Донского технопарка и кафедры «Экономика и управление предприятием» Южно-Российского государственного технического университета (ЮРГТУ (НПИ)).

Литература

1. Замшин В.И. Дизайн как составляющая менеджмента предприятия и фактор его конкурентоспособности // Экономические проблемы организации производственных систем и бизнес-процессов. Материалы III Между-нар. науч.-практ. конф. Ч. 1 / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. -ЮРГТУ. 2005. С. 19-25.

2. Пузанов В.И. Деловой дизайн, экономические обоснования, подходы, методы. М., 1997.

2006 г.

трактовки данного понятия, приводящих, в конечном счёте, к единству двух руководящих идей создания такой системы. Авторская концепция формирования потребительского качества - это основана на том, что ее потребительское качество- это динамическая категория. Оно проявляется в совокупности свойств, приобретаемых системой в процессе развития её инструментов на протяжении всего их жизненного цикла. Решение проблемы формирования потребительского качества во многом определяется результатами разработки методологических и теоретических положений формирования этих свойств на всех стадиях развития инструментов, начиная от замысла и заканчивая целевым использованием. Реализовать эту концепцию предлагается посредством использования методологии системного подхода при исследовании процессов развития СППР, начиная от замысла и заканчивая целевым использованием. В основу методологии проведения системных исследований автором предложено заложить концепцию диалектического

Южно-Российский государственный технический университет

(Новочеркасский политехнический институт) 24 января

УДК 658.5

КОНЦЕПЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО КАЧЕСТВА СИСТЕМ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПРИ УПРАВЛЕНИИ БЮДЖЕТНЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ

© 2006 г. Е.Д. Стрельцова

развития СППР, внутренним источником которого является единство противоположностей между целевой категорией деятельности и категорией средств достижения цели деятельности при формировании потребительского качества. Эта концепция заключается в том, что в качестве объекта системного анализа рассматривается логически связанная четвёрка объектов:

Процесс создания \ инструментов СППР \ как категория У средств достижения / цели /

'Процесс управления бюджетом с помощью инструментов СППР как категория средств достижения цели

Объект создания т.е. инструменты СППР, как целевая категория

Объект управления (бюджет муниципальноЛ го образования) / как целевая категория

Это привело к постановке сложной проектной цели, представляющей собой логическую связь подцелей:

Повышение \ эффективности \ процесса создания инструментов СППР

Повышение эффективности

^_и процесса управления \ _

бюджетом с помощью инструментов СППР

Повышение \

качества \ принимаемых / решений /

Повышение качества \ управляющих решений

Создаваемые инструменты СППР представляются на этапе проектирования в базисе структур их жизненных циклов, а процесс формирования их потребительского качества рассматривается как оптимизационная задача выбора наилучших вариантов проектных, а затем и управляющих решений из множества допустимых вариантов. Процесс формирования потребительского качества инструментов СППР абстрактно представлен взаимодействием двух логически связанных управляющих систем: внешней разрабатывающей элементы СППР (т.е. формирующей потребительское качество), и внутренней #2, управляющей объектом с помощью разрабатываемых инструментов (т.е. реализующей это качество) (рис. 1.).

В роли объекта управления рассматривается бюджет муниципального образования с точки зрения материального содержания. Бюджетная обеспеченность характеризуется процессами изменения во времени t величины остатков Q(t) бюджетных средств под действием бюджетных потоков, включающих доходы и расходы бюджета. Задача управления заключается в нахождении управляющих воздействий и , обеспечи-

вающих финансовые возможности для выполнения органами местного самоуправления своих полномочий по решению вопросов местного значения исходя из собственных доходов. Собственные доходы X(() бюджета муниципального образования формируются за счёт: налоговых и неналоговых доходов X(^ ?, закреплённых за местными бюджетами законодательством РФ; отчислений по единым дополнительным нормативам на долговременной основе Яе g (5Г, t) от отдельных федеральных и региональных налогов, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом и законодательством о налогах и сборах в бюджет субъекта РФ (платежи по этим налогам осуществляются физическими и юридическими лицами муниципальных образований, а нормативы отчислений определяются регионами); отчислений Яе g1(ST, t) от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в бюджет субъекта РФ, по дополнительным дифференцированным нормативам на ограниченный срок; финансовой помощи X пом ^) в виде дотаций и субсидий из региональных фондов поддержки муниципальных образований и поселений, муниципального развития и софинансирования социально значимых расходов. На динамику бюджетных потоков, изменяющих величину остатков Q(t) денежных средств в бюджетном фонде муниципального образования, оказывают воздействие два вида управляющих решений: координирующие решения, генерируемые органами государственной власти субъекта РФ, и управляющие решения, принимаемые органами местного самоуправления. Координирующие воздействия отражают взаимоотношения между бюджетами регионального и муниципального уровней бюджетной системы РФ и играют роль межбюджетного регулирования. Наложение этих решений приводит к поведенческой сложности объекта управления и к постановке задачи управления бюджетом с изменяющейся структурой бюджетных потоков. В работе [1] описана разработанная автором концептуальная экономико-математическая модель, которая на основе использования математических объектов более высокого уровня абстракции, т.е. динамических систем, даёт теоретическое представление о координатно-структурном управлении бюджетом в условиях изменений бюджетных потоков, вызванных процессами бюджетного регулирования. Эта модель при построении более структуризованных экономико-математических моделей закладывает необходимость формального описания зависимости местных бюджетов от решений, принимаемых на уровне субъекта РФ, и создаёт предпосылки для управления этой зависимостью с целью повышения финансовой самостоятельности местных бюджетов. Предложенная концептуальная модель положена в основу разработки комплекса экономико-математических моделей управления бюджетом, в состав которого включены модели бюджетного регулирования.

I С и с т е м а

<Ф,С

Требования к проектированию

Требования к управлению

Рис. 1. Схема взаимодействия двух систем: производящей СППР " и управляющей "2

Проблема разработки экономико-математических моделей, обеспечивающих потребительское качество СППР при управлении бюджетным регулированием, в настоящее время стоит особенно остро. При разработке этих моделей следует учитывать тот факт, что в решении вопросов межбюджетного регулирования определяющим является стратегический выбор, осуществляемый органами государственной власти субъектов РФ. Это выбор между максимальным выравниванием бюджетной обеспеченности муниципалитетов и обеспечением максимальной заинтересованности органов местного самоуправления в развитии налоговой базы. Такой выбор сводится к определению соотношения между двумя решениями, которые должны находиться в некотором экономическом равновесии: <единые дополнительные нормативы отчислений на долговременной основе от налогов, подлежащих зачислению в региональный бюджет >^<финансовая помощь>. В связи с этим, разработанная автором концепция обеспечения потребительского качества СППР состоит в том, что потребительское качество рассматривается с позиций функциональной пригодности входящих в её состав экономико-математических моделей для принятия таких решений по распределению средств межбюджетного регулиро-

вания, которые приводят к выравниванию уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований при сохранении стимулирования местных властей в развитии своего налогового потенциала. Предложенная концепция вызывает необходимость создания экономико-математических моделей, нацеленных на обеспечение экономического роста муниципальных образований. Реализация концепций формирования и обеспечения потребительского качества СППР имплицировала необходимость формального описания задач формирования и обеспечения потребительского качества СППР.

Постановка задачи обеспечения потребительского качества СППР

Функция стимулирования территорий в их экономическом росте возложена на механизм дополнительных отчислений от налогов и сборов, подлежащих зачислению в региональный бюджет. Управляющее решение о величине отчислений в местные бюджеты от федеральных и региональных налогов и сборов, подлежащих зачислению в региональный бюджет, формально представлено вектором £Т = (£ 1,£2,...,£к), компоненты £, г = 1,к

которого принимают значения нормативов отчислений от этих налогов в местные бюджеты. Автором предложено формальное описание задачи принятия решений SТ = ^ 1,S2,...,Sk), обеспечивающих достижение компромисса интересов бюджетов субфедерации и муниципального образования. В связи с этим, разработан векторный критерий ф = ( р, Мр, д, Мд),

где р - оценка вероятности дефицита бюджета за период N; М р - оценка математического ожидания дефицита за период N ; д - оценка вероятности профицита бюджета за период N; М - оценка математического ожидания профицита за период N . Анали-

тические выражения компонентов функции ф имеют вид:

p, Mp, q, Mq

I (t) =

i

1 -

M

\Q(t )| ^

1 N

p = -2 Q(t) I (t);

N t=i

Q(t)

если Q(t) Ф 0;

0, если Q^) = 0; Q(t) = Q(t -1) + X^) + Яе g(БТ, t) - У^);

1N

p=N ,2I (t);

Re g (ST, t) = 2 SRg (t); M,

1N

Q(t) J (t);

Nt=1

J (t) =

1 +

|Q(t )| Q (t)

если Q(t) Ф 0;

0, если Q(t) = 0;

1N

q = - 2 J (t).

N t =1

где Rg ■ (t) - величина платежей по налогу вида ■ (по которому планируется определять величину единых дополнительных нормативов отчислений в местный бюджет) в момент времени t, осуществляемых физическими и юридическими лицами муниципального образования; Sг■ - величина дополнительного норматива отчисления от налога вида ■ в местный бюджет; X(() - величина поступлений от собственных доходов в бюджет муниципального образования в момент времени t без учёта доходов, поступающих при бюджетном регулировании; У(^ - величина расходов бюджета муниципального образования в момент времени t.

Компоненты р , М р и д , Мд векторной функции ф являются противоречивыми, поэтому принятие решений относительно значений компонентов вектора SТ = ^ 1,S2,...,Sk) происходит в конфликтных ситуациях, вызванных противоречивым характером изменения функций р , Мр и д , Мд . Компромисс

между интересами бюджетов регионального и муниципального уровней бюджетной системы РФ при определении величин Sг■, ■ = 1, к определяется, как результат решения задачи многокритериальной опти-

мизации относительно векторной целевой функции ф = (р, Мр, д,Мд), сущность которой состоит в нахождении такого решения ST е ST (ST - множество допустимых решений), которое в том или ином смысле минимизирует значение всех компонентов вектора ф .

Поскольку функции р , Мр и д , Мд не достигают минимума в одной и той же точке, такая постановка является не вполне корректной. Под решением задачи многокритериальной оптимизации понимается такое подмножество из ST, при котором значения функций р, Мр ид, М д отвечали бы некоторым

интуитивным представлениям «о наилучших» значениях этих функций при стремлении к их одновременно к минимуму на множестве ST. Представления о наилучших решениях формализованы на основе использования принципа оптимальности по Парето. В качестве решения поставленной задачи многокритериальной оптимизации автором рассматриваются решения, не поддающиеся улучшению по критериям р , Мр иначе, как за счёт ухудшения по критериям

д, М (т.е. решения, оптимальные по Парето). Иначе говоря, в качестве решений рассматриваются такие ST* с ST , что для любого ST с ST из того, что д^*) < д^) и Мд < Мд следует, что

р^*) > р(ST) и Мр (ST*) > Мр (ST):

V5T е ЖДЯ* с Ж / д(Ж*) < д(5Г) лМд (Ж*) <Мд (^Г, ^

^ р^*) > р ^) л Мр ^*) > Мр ^).

Следовательно, точку ST * будем считать эффективной по Парето, если не существует такой точки ST е ST , что д^*) < д^) л р^*) < р^). Недостатком такого подхода является множественность оптимальных по Парето решений. Этот недостаток преодолевается использованием аппарата теории игр. Игровые модели принятия решений по бюджетному регулированию, приводящие к достижению компромисса интересов бюджетов региона и муниципального образования, описаны в [2].

Исследование вычислительных аспектов формирования потребительского качества СППР

Вернемся к рис. 1. Средствами формирования потребительского качества СППР на базе целевых функций Ф и ограничений А/4 должны быть сгенерированы такие проектные решения R , которые после реализации, а затем в процессе целевого использования смогли обеспечить решение поставленной задачи выбора управляющих воздействий

ST = ^ 1, S 2,..., Sk), являющихся компромиссными относительно векторной целевой функции ф = (р, М , д, Мд). Рассматривая задачу формирования потребительского качества СППР, как алгоритмическую проблему выбора оптимальных решений на

1=1

1

этапах создания и целевого использования системы, и принимая во внимание, что доказательство существования алгоритма с заданными свойствами состоит в его явном построении, обоснование разрешимости задачи сведено к построению модели формирования потребительского качества. Эта модель представлена в виде логической схемы принятия решений на этапах создания и целевого использования элементов системы, формально описываемой кортежем Ж =< £, р >,

где £ = - множество задач, полученное в результате декомпозиции целостной задачи создания инструментов СППР по уровням разработки системы г е I (методологический, теоретический, технологический) и по этапам ] е 3 жизненного цикла (исследование, проектирование, реализация, целевое использование) с заданным на нём отношением порядка

р, (Бк'],)ер о Як = Л'1, описывающем взаимосвязь задач £ = } и их решений на протяжении

всего жизненного цикла (здесь к е К -номер задачи, решаемой на уровне г е I этапа } е I). Каждая задача

£К г формально представлена в виде упорядоченной пятёрки < ЛКг],СКг1,Ткц,фКг],ЯК1] > , где АК1} -исходные данные, СКу - ограничения, ТКу - решающая процедура, фКг - показатель, с помощью которого производится оценка качества принимаемых проектных (или управляющих) решений, ЯКУ - проектное (или управляющее) решение. Модель формирования потребительского качества Ж =< £, р> упорядочивает множество задач £ = {£К г }, г е I,

1 е 3, к е К всего жизненного цикла инструментов СППР в едином, логически связанном, управляемом комплексе, для которого предложено рассмотрение объединённой решающей процедуры Т =< {Т^ }, р > , г е I, ] е 3, к е К, приводящей к получению оптимального решения Я =< {ЯК }, р >, г е 1, 1 е 3, к е К, Як = ТЦ А, С\,фк), логическим продолжением которого является оптимальное решение по бюджетному регулированию, принимаемое с помощью разрабатываемых инструментов. Для оценки

качества принимаемых решений Я =< {Я К }, р > предложено использование комплексного показателя Ф =< {ф к }, р > в виде множества {ф к } показателей

качества решений отдельных задач при создании и целевом использовании системы с заданным на нём отношением порядка р . Задача формирования потребительского качества решений сформулирована, как процедура выбора полного решения Я =< {Як1}, р > в

многоэтапном и многоуровневом процессе создания и целевого использования на базе комплексного показателя качества Ф=< {фк }, р> . Автором предложен

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

принцип оптимальности решений, принимаемых при формировании потребительского качества входящих в состав СППР инструментов. Этот принцип позволяет формально представить понятие оптимальности объединённого полного проектного решения Я =< {Я|}, р> с помощью характеристической функции, представляющей собой предикат Xк :{ф гк (Я1 ^ {0.1}, где {Я^ }^ — множество вариантов решений задачи . Условием оптимальности полного решения Я =< {Я|}, р> является

X = 1, где х = л X к . Построение модели формирова-

к ,г, 1

ния потребительского качества СППР в виде логической схемы позволяет на ранних этапах создания входящих в систему инструментов производить исследование обеспечения качества в процессе развития этих инструментов, начиная от замысла и заканчивая целевым использованием, а затем снятием с эксплуатации.

Литература

1. Стрельцова Е.Д. Концептуальная модель управления дискретно-непрерывной бюджетной системой // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Техн. науки. 2003. № 3. С. 112-115.

2. Стрельцова Е.Д., Богомягкова И.В., Стрельцов В.С. Моделирование процесса принятия решений в конфликтных ситуациях // Математические методы в технике и технологиях. ММТТ-18: сб. тр. XVIII Междунар. науч. конф., [г. Казань, 31 мая -2 июня 2005 г.] : В 10 т. / Казанск. гос. технол. ун-т. Казань, 2005. Т. 7. Секц. 7: Математические методы и задачи в экономических и гуманитарных науках. С. 134 -136.

Южно-Российский государственный технический университет

(Новочеркасский политехнический институт) 21 марта 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.