Научная статья на тему 'Концепция построения информационной системы налоговой службы местных органов самоуправления'

Концепция построения информационной системы налоговой службы местных органов самоуправления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция построения информационной системы налоговой службы местных органов самоуправления»

Программный комплекс может применяться для реструктуризации задолженности предприятий и организаций органами управления различного уровня, а также банками и объединениями предприятий как в качестве отдельного инструмента, так и в составе систем управления финансовыми потоками.

Дополнительную информацию по программному комплексу, а также его демонстрационную версию можно получить в сети Internet по адресу http://www.chat.ru/~crysalis/neplat.htm.

Список литературы

1. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М.: ЮНИТИ, 1999.

2. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой. / Под ред. Градова А.П. и Кузина Б.И. - СПб., Специальная литература, 1999.

3. Неплатежи в российской экономике. // Матер. эксперт. совета Рабочего центра экономических реформ, 20 ноября 1997.

4. Перламутров В.Л., Тропаревская Л.Е. Долговременная концепция денежной политики России и самофинансирование предприятий. // Экономика и математические методы. - 1999. -Т. 35. - № 4. - С. 3-9.

5. Взаимозачет - реальное средство расшивки неплатежей. http://www.pabl.ru/ibm866/rouz/statja.html.

6. Катулев А.Н., Колесник Г.В., Михеев В.Н. Методы редукции графов в задачах реструктуризации задолженности предприятий. // Программные продукты и системы. - 1999. -№ 2. - С. 26-30.

7. Калиткин Н.Н. Задача зачета взаимных долгов предприятий. // Доклады РАН. - 1995. - Т. 343. - № 1. -С. 12-14.

8. Калиткин Н.Н. Оптимальный взаимозачет долгов предприятий. // Математическое моделирование. - 1995. - Т. 7. -№ 1. - С. 11-21.

9. Калиткин Н.Н., Кузьмина Л.В. О зачете взаимных долгов предприятий. // Математическое моделирование. - 1995. -Т. 7. - № 4. - С. 64-72.

10. Калиткин Н.Н., Михайлов А.П. Идеальное решение задачи зачета взаимных долгов. // Математическое моделирование. - 1995. - Т. 7. - № 6. - С. 111-117.

11. Цициашвили Г.Ш. Решение задачи о погашении взаимных долгов. // Дальневосточный математический сб. - 1995. - № 1. - С. 126-131.

12. Гимади Э.Х., Глебов Н.И., Залюбовский В.В. О некоторых задачах погашения взаимных долгов предприятий. // Дискретный анализ и исследование операций. 1997. - Т.4. -№1.- С.30-39 /сер. 2/.

КОНЦЕПЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ

A.B. Жгутов, A.A. Демирский

Основной задачей всех подразделений Государственной налоговой службы Российской Федерации является контроль за соблюдением законодательства о налогах, за правильностью их исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

Целью системы управления налогообложением является оптимальное и эффективное развитие экономики посредством воздействия субъекта управления на объекты управления. В рассматриваемой системе в качестве объектов управления выступают предприятия и организации различных форм собственности и население. Субъектом управления является государство в лице налоговой службы. Воздействие осуществляется через систему установленных законодательством налогов.

Эффективное функционирование налоговой системы возможно только при использовании передовых информационных технологий, базирующихся на современной компьютерной технике. С этой целью и была создана информационная система (ИС) для учета и контроля за сбором местных налогов, которая предназначена для автоматизации функций комитета потребительского рынка и услуг населению по обеспечению сбора налога на право торговли администрации г. Твери [1].

Использование ИС позволило расширить круг решаемых задач, повысить аналитичность, обоснованность и своевременность принимаемых решений,

снизить трудоемкость и рационализировать управленческую деятельность органов местной администрации путем применения экономико-математических методов, вычислительной техники и средств связи, упорядочения информационных потоков.

Цели функционирования разработанной ИС были сформулированы следующим образом.

• Повышение эффективности функционирования системы налогообложения за счет оперативности и повышения качества принимаемых решений.

• Совершенствование оперативности работы и повышение производительности труда работников администрации.

• Повышение достоверности данных по учету налогоплательщиков и эффективности контроля за соблюдением налогового законодательства.

• Получение данных о поступлении налогов в местный бюджет. Анализ динамики поступления сумм налога и возможность прогноза этой динамики.

• Информирование администрации различных уровней о поступлении налогов и соблюдении налогового законодательства.

• Сокращение объема бумажного документооборота.

При проектировании ИС учитывались следующие принципы.

1. Системность. Подход к объекту как к единому целому, чтобы выявить на этой основе многообразные типы связей между структурными элементами, обеспечивающими целостность системы; установить направления производственно-хозяйственной

Субъект управления Объект управления

ГОСУДАРСТВО -ч НАЛОГИ "> Субъекты предпринима-

Управляющее тельства

воздействие

деятельности системы и реализуемые ею конкретные функции.

2. Развитие. ИС создавалась с учетом постоянного пополнения и обновления функций системы и видов ее обеспечений. Предусматривается, что автоматизированная система должна наращивать свои вычислительные мощности, оснащаться новыми техническими и программными средствами, быть способной постоянно расширять и обновлять круг задач и информационный фонд, создаваемый в виде системы баз данных.

3. Автоматизация информационных потоков и документооборота. Комплексное использование технических средств на всех стадиях прохождения информации от момента ее регистрации до получения результатных показателей и формирования управленческих решений.

4. Абстрагирование. Выделение существенных (с конкретной позиции рассмотрения) аспектов системы и отвлечение от несущественных с целью представления проблемы в более простом общем виде, удобном для анализа и проектирования.

5. Независимость данных. Модели данных проанализированы и спроектированы независимо от процессов их обработки, а также от их физической структуры и распределения в технической среде.

6. Совместимость. Способность взаимодействия автоматизированной системы с ИС администрации города в процессе их совместного функционирования.

При проектировании ИС учета и контроля за сбором местных налогов учитывался тот факт, что наибольшая отдача от использования подобной системы возможна при условии, что она будет являться составной частью общей ИС администрации города (муниципального образования). В этом случае, используя технологию распределенной базы данных, каждый отдел отвечает за актуальность и непротиворечивость своей части информации, хранящейся в общем банке данных. При этом для выполнения своих функций каждый отдел может задействовать необходимые данные, формируемые другим отделом администрации.

Используя технологический аспект рассмотрения, в ИС можно выделить аппарат управления, а также технико-экономическую информацию, методы и средства ее технологической обработки. Выделив аппарат управления, оставшиеся элементы образуют автоматизированную информационную технологию (АИТ) данных [2]. Функции АИТ определяют ее структуру, которая включает следующие процедуры: сбор и регистрацию данных; подготовку информационных массивов; обработку, накопление и хранение данных; формирование результатной информации;

передачу данных от источников возникновения к месту обработки, а результатов (расчетов) к потребителям информации для принятия управленческих решений.

Исходя из реальных условий рассматриваемой предметной области были сформулированы основные требования к АИТ.

^ Соблюдение принципа системности при проектировании процедур накопления и обработки данных. Такой принцип предполагает подразделение информационных потоков на внешние и внутренние по отношению к объекту управления, учет структурно-динамических свойств протекающих в нем процессов, моделирование прямых и обратных связей с окружающей средой.

^ Использование децентрализованных средств сбора и предварительной обработки данных согласно принятой декомпозиции задач и распределения управленческих функций, что достигается с помощью технологии «клиент-сервер», позволяющей системе функционировать в многозадачном режиме.

^ Ориентация АИТ на реализацию единой информационно-логической модели объекта управления в сочетании с необходимыми процедурами обработки данных и вывода результатов.

^ Использование безбумажного документооборота, естественно-профессионального языка для общения специалиста с ПЭВМ, машинных архивов и библиотек, удаленного доступа к массивам данных.

Названные свойства АИТ, сформулированные в процессе проектирования системы, обеспечиваются применением современных высокоразвитых аппаратно-программных комплексов, средств связи. Разработка ИС была произведена с помощью инструментального средства SQL Windows 5.0.2, которое позволяет реализовать все перечисленные требования к АИТ.

В настоящее время система внедрена и успешно функционирует в комитете потребительского рынка и услуг населению администрации г. Твери.

Список литературы

1. Палюх Б.В., Жгутов А.В., Демирский А.А. Автоматизированная информационная система поддержки принятия решений для торгового отдела администрации г. Твери // Программные продукты и системы. - 1997. - №3. - С.30.

2. Титоренко Г.А. Автоматизированные информационные технологии в экономике. - М.: Компьютер, ЮНИТИ, 1999.

3. Кугаенко А.А., Белянин М.П. Теория налогообложения: 2-е изд.; перераб. и доп. - М.: Вузовская книга, 1999.

ПРОГРАММНАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЛИНГА ДЛЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОРГОВЛИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.