Научная статья на тему 'Концепция построения информационно-телекоммуникационной сети вуза на основе структурно-функционального анализа информационных потоков'

Концепция построения информационно-телекоммуникационной сети вуза на основе структурно-функционального анализа информационных потоков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
548
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ СЕТЬ ВУЗА / МОДЕЛИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ ВУЗА / ПОДХОД К СОЗДАНИЮ СЕТИ / INFORMATION AND TELECOMMUNICATION NETWORK OF THE UNIVERSITY / UNIVERSITY MODEL OF INFORMATION FLOWS / APPROACH TO CREATION OF A NETWORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насер Адел Абдульсалам, Кассим Кабус Дерхим Али

В статье предложен единый концептуальный подход к созданию информационно-телекоммуникационной сети вуза для обеспечения процессов поддержки принятия решений, ориентированных на эффективное использование его интеллектуального, научного и профессионального потенциала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Насер Адел Абдульсалам, Кассим Кабус Дерхим Али

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF CONSTRUCTION OF INFORMATION AND TELECOMMUNICATIONS NETWORK OF UNIVERSITY ON THE BASE OF STRUCTURAL-FUNCTIONAL ANALYSIS OF INFORMATION FLOWS

This article proposes a unified conceptual approach to information and telecommunications network of the university to provide decision support processes aimed at effective use of its intellectual, scientific and professional potential

Текст научной работы на тему «Концепция построения информационно-телекоммуникационной сети вуза на основе структурно-функционального анализа информационных потоков»

УДК 004.91

UDC 004.91

КОНЦЕПЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ВУЗА НА ОСНОВЕ СТРУКТУРНОФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ

Насер Адел Абдульсалам

аспирант каф. Телекоммуникации e-mail:

adelru2009@mail. ru Юго-западный ГУ

Кассим Кабус Дерхим Али

Магистрант каф. телекоммуникации, электронный адрес: [email protected] Юго-западный ГУ

В статье предложен единый концептуальный подход к созданию информационнотелекоммуникационной сети вуза для обеспечения процессов поддержки принятия решений, ориентированных на эффективное использование его интеллектуального, научного и профессионального потенциала

Ключевые слова: ИНФОРМАЦИОННОТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННАЯ СЕТЬ ВУЗА, МОДЕЛИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ ВУЗА, ПОДХОД К СОЗДАНИЮ СЕТИ

THE CONCEPT OF CONSTRUCTION OF INFORMATION AND TELECOMMUNICATIONS NETWORK OF UNIVERSITY ON THE BASE OF STRUCTURAL-FUNCTIONAL ANALYSIS OF INFORMATION FLOWS

Nasser Adel Abdulsalam

Postgraduate student of department of telecommunications e-mail: adelru2009@mail. ru Southwest state university

Kassim Kabus Derkhim Ali

Student of department of telecommunications e-mail: : [email protected] Southwest state university

This article proposes a unified conceptual approach to information and telecommunications network of the university to provide decision support processes aimed at effective use of its intellectual, scientific and professional potential

Keywords: INFORMATION AND TELECOMMUNICATION NETWORK OF THE UNIVERSITY, UNIVERSITY MODEL OF INFORMATION FLOWS, APPROACH TO CREATION OF A NETWORK

Эффективное управление ресурсами является сложной и одной из первоочередных задач, стоящих перед российским образованием, при этом, управление в современной динамичной внешней и внутренней среде вуза невозможно без мощной информационной поддержки. Вузовская деятельность связана с использованием и порождением различного рода информационных потоков: осуществляя образовательную деятельность, руководство вузом вынуждено вести поиск, сбор и обработку различного рода внешней информации; получив и обработав поступившую информацию, руководство вуза может своевременно на нее отреагировать; вузу необходимо также собирать и обрабатывать внутреннюю информацию, генерируемую в процессе деятельности всеми структурными подразделениями. Все это предъявляет повышенные требования к информационно-

аналитическому сопровождению процессов принятия решений как в различных подсистемах вуза, так и на уровне высшего руководства, что определяет структуру информационно-телекоммуникационной сети вуза. На сегодняшний день фактически ни у одного вуза в России нет комплексной интегрированной системы, которая объединяла бы в себе управление всеми его процессами.

Процесс проектирования информационно-телекоммуникационной системы начинается с изучения предметной области. Для построения унифицированной информационно-телекоммуникационной сети вуза будем использовать принцип “сверху-вниз”. Данный принцип предполагает вначале изучение всех основных процессов, протекающих в высших учебных заведениях России, а затем их “распределение” в соответствии с организационной структурой исследуемого вуза. Поэтому в качестве предметной области рассмотрим управление учебным, научным и другими процессами высшего учебного заведения.

Первым шаг проектирования информационно-телекоммуникационной

системы вуза - изучение автоматизируемых процессов и построение для них схем информационных потоков и функциональных моделей.

Методология системного подхода позволяет представить учебные заведения в виде взаимосвязанной совокупности подсистем, которые рассматриваются как объекты стратегического управления. Рассмотрим высшее учебное заведение как совокупность шести подсистем, объединяющих функционально взаимосвязанные виды деятельности: учебная деятельность; научная деятельность; экономическая деятельность; управленческая деятельность; маркетинговая деятельность; хозяйственная деятельность [1].

Концептуальная функциональная схема высшего учебного заведения показана на рис.1. Состав функций управления определен на основе “Классификатора функций управления учебного заведения” [2]. Предложенная концептуальная функциональная схема в дальнейшем будет использоваться для проработки стратегических вариантов развития отдельных подсистем вуза и разработки рациональной системы управления высшим учебным заведением в целом, и информационно-телекоммуникационной сети вуза в частности.

Управление экономическим развитием Управление финансами и бухгалтерским учетом Управление коммерческой деятельностью Управление трудом и заработной платой

Рисунок 1 - Концептуальная функциональная схема ВУЗа на основе системного подхода

Использование теории классификации позволяет обоснованно разделить управленческие процессы на отдельные элементы и выделить группообразующие признаки [2].

Функция управления - особый вид управленческой деятельности, продукт процесса разделения и специализации труда в сфере управления, представляющий собой часть процесса управления, выделенный по определенному признаку. Наибольшее распространение получила классификация по общности предмета управления (качество, труд и зарплата, научнотехнический прогресс, охрана труда) и производственных ресурсов (трудовые, материальные, технические, финансовые и др.) Обычно выделяется от 10 до 25 функций управления предприятием.

Комплекс задач — часть функций управления, выделяемая по признаку основных функций управления (нормирование, планирование, учет, контроль, анализ, регулирование). Комплекс задач объединяет совокупность задач, относящихся к конкретной функции и, как правило, реализуется небольшим функциональным подразделением (отделом, бюро, группой) - например, планирование подбора персонала для предприятия. Число комплексов задач составляет около 200 для уровня предприятия.

Задача управления - совокупность организационно взаимосвязанных операций переработки информации, осуществляемых персоналом с помощью технических средств, результатом выполнения которых является принятие управленческого решения - например, расчет потребности в персонале на год по предприятию. Задача является основным элементом процесса управления, а в ее реализации участвуют, как правило, несколько работников управления. В управлении предприятием решается несколько тысяч задач управления.

При разработке универсальной информационно-

телекоммуникационной сети вуза представляет особый интерес предложенные Егоршиным А.П. типовые классификаторы функций управления для учебного заведения [2]. Данную классификацию можно применить и к высшему учебному заведению. Распределение функций управления вузом, представленные на рисунках 2 - 7, может изменяться по подсистемам в зависимости от специфики вуза и составляет предмет системного проектирования стратегии развития вуза.

Управление вузом может быть разделено на два основных вида: оперативное и стратегическое. Рассмотрим основные процессы, отражающие взаимосвязанные виды деятельности вуза и влияющие на принятие оперативных и стратегических управленческих решений.

Укрупненная схема основных информационных потоков в вузе с учетом функциональных моделей представлена на рисунке 8.

Рисунок 2 - Функциональная модель управленческой деятельности вуза. http://ej.kubagro.ru/2011/08/pdf/36.pdf

Управление подготовкой учебнометодического процесса

1. Лицензирование

2. Учебные планы

3. Рабочие профаиы и технологические карты

4. Методические разработки

5. Комплектация студентов

6. Приемная и экзаменационная комиссии

Управление учебным и методическим процессом

1. Входной контроль знаний

2. Расписание занятий

3. Лекции и консультации

4. Методы активного обучения

5. Самостоятельная работа

6. Курсовые работы и проекты

7. Экзамены и зачеты

8. Выходной контроль

Управление информацией и компьютеризацией

1. Информационные системы.

2. Профаммное обеспечение.

3. Техническое обеспечение.

4. Базы данных.

5.Телекоммуникации.

6. Техническое обслуживание

Воспитательная и внеучебная работа

1. Организация кураторства

2. Организация студенческого самоуправления

3. Организация культурно-массовой деятельности

4. Организация физкультурно-спортивной деятельности

5. Организация воспитательной работы

Рисунок 3 - Функциональная модель учебной деятельности вуза.

Управление проектно-изыскательскими работами / Научная деятельность ^ \ вуза ) Управление научно-консалтинговой деятельностью

1. Проектирование объектов 2. Подрядчики строительства 3. Строительно-монтажные работы 4. Оборудование и мебель 5. Технический надзор 1. Планирование научноисследовательских работ 2. Портфель заказов хоздоговоров 3. Организация выполнения работ 4. Консалтинговая деятельность 5. Ученый совет 6. Аспирантура 7. Конференции

Рисунок 4 - Функциональная модель научной деятельности вуза.

Управление охраной труда и техникой безопасности

1. Нормативы по технике безопасности.

2. Входной инструювж.

3. Инструктаж на рабочем месте

4. Инструкции по технике безопасности

5. Критерии и показатели по охране труда

Управление материально-техническим снабжением

1. Нормативы затрат ресурсов.

2. Потребности в ресурсах.

3. Заявки на ресурсы.

4. Поставки ресурсов

5. Движение материалов на складе

Управление обслуживающим хозяйством

1. Гардероб.

2. Кафе, столовая.

3. Склад.

4. Общежитие, дом студента.

5. Квартира

Управление транспортом

1. Заявки и график работы.

2. Организация работы транспорта.

3. Техническое обслуживание и ремонт.

4. Гараж и стоянка

Рисунок 5 - Функциональная модель хозяйственной деятельности вуза

Управление качеством образовательного процесса

1. Международные стандарты качества

2. Внутренние стандарты качества

3. Операционный контроль качества

4. Технический контроль качества

5. Качество работ и услуг

6. Кружки и дни качества

Управление маркетингом образования

1. Анализ образовательного рынка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Каналы продвижения работ.

3. Цены.

4. Реклама.

5. Связи с общественностью

Управление международными связями

1. Перечень организаций.

2. Переписка.

3. Фонды и гранты.

4. Презентации.

5. Зарубежные командировки.

6. Обмен преподавателями и студентами

Рисунок 6 - Функциональная модель маркетинговой деятельности вуза.

Управление экономическим развитием

1. “Портфель заказов"

2. Годовой (квартальный) план

3. Экономические нормативы

4. Критерии и показатели

эффективности

5. “Дерево целей и решений"

6. Экономический анализ деятельности

Управление финансами и бухгалтерским учетом

1. Бюджет (смета доходов и расходов)

2. Сметы по статьям затрат

3. Бухгалтерский баланс

4. Ценообразование

5. Налогообложение

7. Дебиторы и кредиторы

8. Валютные операции

Управление трудом и заработной платай

1. Положение об оплате труда

2. Контрактная система

3. Повременная система загрузки

4. Нормативы

5. Должностные оклады

6. Фонд зарплаты

7. Фонд премирования

Управление коммерческой деятельностью

1. Портфель заказов

2. Учебное оборудование

3. Оргтехника

4. Коммерческие проекты

5. Недвижимость

6. Мебель офисное оборудование

7. Брокерская деятельность

Рисунок 7 - Функциональная модель экономической деятельности вуза

Вторым шагом проектирования информационно-

телекоммуникационной сети - определение основных информационных потоков в вузе с учетом его организационной структуры.

В соответствии с международным стандартом качества ІБО 9000 (ГОСТ РИСО 9000:2008) [3] организационная структура менеджмента вуза выглядит, как показано на рисунке 9.

Требования рынка научных, образовательных услуг и рынка труда

Управленческая деятельность

Организация системы и процессов управления Учредительные документы Формирование структуры вуза, положений, должностных инструкций, регламентов Управление стратегией развития Управление персоналом Кадровая политика Учет и работа с персоналом Обучение, аттестация персонала

И

Маркетинговая деятельность

Управление маркетинговыми исследованиями

Анализ образовательного рынка Каналы продвижения работ Анализ цен

Содействие трудоустройству выпускников

Взаимодействие с работодателями Анализ востребованности выпускников

Управление отношениями с общественностью

Работа со СМИ Реклама

Интернет-ресурсы вуза Управление международными связями

Управление качеством образовательного процесса Внутренние стандарты качества Контроль качества услуг

/и\

\п/

Л

Основные процессы

Учебная деятельность

Планирование учебного процесса

Лицензирование направлений и специальностей Разработка учебных планов

Отбор абитуриентов

Приемная комиссия Комплектация студентов

Методическая работа Методические разработки Разработка рабочих программ и технологических карт

Организация учебного процесса

Составление расписания занятий Составление графика аттестационных мероприятий

Учебный процесс Входной контроль знаний Проведение аудиторных занятий (лекций, консультаций, экзаменов...)

Организация самостоятельной работы студентов Организация выполнения курсовых работ и проектов Итоговый (выходной) контроль

Управление внеучебной и воспитательной работой Проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий Организация кураторства Воспитательная работа в учебных группах Студенческое самоуправление

И

Научная деятельность

Подготовка кадров высшей квалификации

Магистратура

Аспирантура

Докторантура

Управление научно-исследовательской и инновационной деятельностью

Планирование научно-исследовательских работ Формирование портфеля заказов хоздоговоров Организация выполнения работ Консалтинговая деятельность Конференции

Управление проектно-изыскательскими работами Научно-исследовательская работа студентов

Л

Экономическая деятельность

Управление экономической деятельностью вуза Управление экономическим развитием Управление финансами и бухгалтерским учетом Управление трудом и заработной платой Управление коммерческой деятельностью

Л

Хозяйственная деятельность

Управление инфраструктурой и производственной сферой

Управление материально-техническим снабжением Управление охраной труда и техникой безопасности Управление транспортом

Библиотечное и информационное обслуживание

Организация работы библиотек Формирование фонда учебных программ и комплексов Комплектование

Рисунок 8 - Укрупненная схема основных информационных потоков в вузе с учетом функциональных моделей http://ej.kubagro.ru/2011/08/pdf/36.pdf

Направления

деятельности

Учебная

Научная

Маркетинговая

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Хозяйственнеэкономическая

г

Управленческая 1 1 1 1 1

►,

Совет

попечителей

РЕКТОР

Ученый

совет

Ректорат

Факультеты

Кафедры

Матрица ответственности

Рисунок 9 - Организационная структура менеджмента вуза (ISO 9000)

Рассмотрим типовую организационную структуру высшего учебного заведения. Общее руководство университета осуществляет ученый совет. Непосредственное управление деятельностью университета осуществляется ректоратом университета. По направлению обучения университеты делятся на несколько структурных подразделений - институтов и факультетов, в состав каждого института или факультета входит несколько кафедр. Вуз может иметь в своей структуре филиалы, представительства, научно -исследовательские подразделения, аспирантуру, докторантуру, структурные подразделения дополнительного профессионального образования, внеучебной и воспитательной работы, подготовительные отделения и курсы, объекты производственной и социальной инфраструктуры, и другие структурные подразделения. К подразделениям, основной деятельностью

которых является организация и осуществление учебного процесса, относятся институты, факультеты, кафедры, учебный отдел, диспетчерская служба.

После выявления основных информационных потоков в вузе следующим шагом проектирования информационно-телекоммуникационной сети вуза является моделирование базы данных. С точки зрения организации учебного процесса как основного процесса ВУЗа как правило выделяются десять основных областей модели данных: кафедры, учебный отдел, научный отдел, финансовый отдел (включая бухгалтерию), административнохозяйственный отдел, деканаты и факультет заочной и сокращенных форм обучения, учебно-методический отдел, отдел кадров, приемная комиссия, библиотека [4].

Однако проведённый анализ организационных структур вузов РФ показал, что помимо базовых подразделений многое вузы имеют другие отделы и управления, например такие как, управление по связи с общественностью, по внеучебной и воспитательной работе, довузовской подготовке и т.п. При моделирование базы данных необходимо учитывать организационную структуру конкретного вуза, определяя информационные потоки между конкретными подразделениями на основе универсальных функциональных схем процессов в вузе.

Четвертым шагом проектирования информационно-

телекоммуникационной сети - выделение уровней иерархической структуры сети вуза. На этом этапе осуществляют выбор сетевой технологии, определение минимального расстояния между корпусами вуза, проектирование магистральной сети вуза и его отдельных процессов, т.е. решают вопросы физического проектирования сети.

Подытоживая сказанное, можно отметить, что предложенный концептуальный подход к построению информационно-телекоммуникационной сети на основе построения структурно-функциональных моделей информационных потоков может быть использован при проектировании единой сети вуза, ориентированной на информационное обеспечение принятия управленческих решений различного уровня, достижение максимально открытого доступа к информации о различных сторонах деятельности вуза; разработке модели интеграции информационных процессов вуза в сеть на основе создания единого подхода к автоматизации различных аспектов деятельности вуза, хранению и обработке разнородной информации, используемой для поддержки принятия решений различного уровня.

Литература

1. Егоршин А.П. Прогноз (о перспективах образования в России) [Элетронный ресурс]. ЦКЬ: http://sci.informika.ru/text/magaz/newpaper/messedu/cour0089/2000.html .

2. Егоршин А.П. Управление персоналом: Учебник для вузов. — 7-е изд., доп. и перераб. — Н. Новгород: НИМБ, 2010. — 1100 с.

3. ГОСТ Р ИСО 9000 - 2008 Системы менеджмента качества -

http://www.6pl.ru/gost/Giso_9000-2008.htm

4. Малышева Е.Ю., Бобровский С.М. Информационное обеспечение системы управления качеством ВУЗа // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Специальный выпуск: «Технология управления организацией. Качество продукции и услуг», 2006. - с.145-149.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.