Научная статья на тему 'Концепция понятия «Студенчество» в социологии'

Концепция понятия «Студенчество» в социологии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2311
399
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИУМ / МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА / ВОЗРАСТНОЙ ЦЕНЗ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИЯ / БУДУЩЕЕ / SOCIETY / YOUTH / SOCIAL GROUP / AGE QUALIFICATION / EDUCATION / PROFESSION / FUTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гришин Евгений Евгениевич

Любая работа, посвященная проблеме студенчества, может быть оценена позитивно, так как оно, студенчество, принадлежит к наиболее проблемным и подвижным социальным группам общества. Недаром в научной литературе встречается такое разнообразие в определении студенчества в огромном диапазоне, начиная от возрастного критерия кончая отношением к базовым ценностям общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept of the notion “studentship” in sociology

Any work devoted to the problem of students can be estimated positively because students belong to the most problematic and mobile social groups of society. Scientific literature has a variety of definitions of studentship beginning from the age criterion and finishing with the relation to basic values of society.

Текст научной работы на тему «Концепция понятия «Студенчество» в социологии»

УДК 316 (470.6)

ББК 60.55 Г-85

Гришин Евгений Евгениевич, аспирант кафедры философии и социологии Майкопского государственного технологического университета, т.: 8(952)9807750

КОНЦЕПЦИЯ ПОНЯТИЯ «СТУДЕНЧЕСТВО» В СОЦИОЛОГИИ

(рецензирована)

Любая работа, посвященная проблеме студенчества, может быть оценена позитивно, так как оно, студенчество, принадлежит к наиболее проблемным и подвижным социальным группам общества. Недаром в научной литературе встречается такое разнообразие в определении студенчества в огромном диапазоне, начиная от возрастного критерия кончая отношением к базовым ценностям общества.

Ключевые слова: социум, молодежь, социальная группа, возрастной ценз, образование, профессия, будущее.

Grishin Evgeny Evgeniyevich, post graduate student of the Department of Philosophy and Sociology of Maikop state technological university, t.:8(952)9807750

CONCEPT OF THE NOTION “STUDENTSHIP” IN SOCIOLOGY

(reviewed)

Any work devoted to the problem of students can be estimated positively because students belong to the most problematic and mobile social groups of society. Scientific literature has a variety of definitions of studentship beginning from the age criterion and finishing with the relation to basic values of society.

Keywords: society, youth, social group, age qualification, education, profession, future.

Социальные реформы, начавшиеся в конце прошлого столетия, с той или иной интенсивностью углубляются и развиваются и в наши дни. Именно эти изменения и мобилизуют сегодня социальную философию, задачей которой является анализ происходящих сегодня изменений во всех сферах общества и жизнедеятельности человека. Одной из важнейших сфер жизнедеятельности является нравственная культура, концентрирующая в себе основные достижения и определяющая основные направления развития общества. И, как таковая, она требует социологического анализа и оценки как в общественном, так и в личностно-инди-видуальном аспекте. Такая работа первоначально предполагает рассмотрение различных социальных слоев общества, поскольку их деятельность и цели являются различными, подчас в существенной степени. Сама же эта работа требует колоссальных усилий множества коллективов ученых.

Выбор того или иного социального слоя зависит от целей исследования. При исследованиях, ставящих своей задачей рассмотрение перспективного развития представляется целесообразным обращение к молодежной проблематике, так как именно нравственные убеждения, философские взгляды, социальные задачи, которые молодежь ставит перед собой на перспективу, цели и идеалы, к которым они стремятся, все это в своей совокупности, несомненно, будет определять будущее любого общества. Нет также сомнения в том, что именно студенческая молодежь имеет наибольшие возможности для влияния на будущее.

Этим фактором и определяется высокий интерес к студенчеству в современной социологической мысли

Как известно, советская социологическая наука была основана на базовой концепции о классовой структуре общества и. соответственно, о классовой борьбе как движущей силе общественного развития. Те слои или общественные группы, которые не подходили под определение группы, оказывались на периферии научного интереса и исследований социологов или вообще за их пределами.

Такую судьбу постигла и проблема теоретического определения молодежи вообще и студенческой молодежи - в частности. В отечественной социально-философской и социологической мысли молодежь не рассматривалась как самостоятельная социальная группа, поскольку ее существование не укладывалось в теорию классовой структуры общества и потому противоречила официальной идеологии о единстве советского общества.

Одна из первых попыток дать определение молодежи как самостоятельной социальной группе была сделана в конце 60-х гг. известным ленинградским ученым В.Т. Лисовским. По его

определению молодежь - это поколение на стадии социализации, которым позже предстоит выполнять более сложные социальные функции [1].

Возрастной диапазон молодежи определялся в промежутке между 16 и 30 годами.

Несколько позже появилось более общее определение известного социолога И.С. Кона, считающего основным признаком молодежи совокупность возрастных характеристик вместе с особым социальным положением и определенными социально-психологическими свойствами [2].

С этого времени наиболее общепринятой точкой зрения на молодежь в социологии становится ее определение как социально-демографической группы, имеющей собственную совокупность конкретных характеристик, а также занимающей свою общественную нишу, обусловленную определенными социально-психологическими свойствами, зависящими от конкретных социально-экономи-ческих условий, а также культурного развития того общества, которому она принадлежит.

При этом необходимо также учитывать особенности ее социализации, которые имеют свою специфику в зависимости от политико-экономического устройства общества.

В государственных документах, так или иначе связанных с молодёжной проблематикой, молодежь рассматривается как социально-возрастная группа населения от 14 до 30 лет, как таких молодых людей, которым общество предоставляет возможность включения в социум, обеспечивая их льготами, но, в то же время, ограничивая их в различных сферах участия в жизни общества.

Современные ученые считают, что возрастные границы периода молодости условны, их можно определить интервалом от 13-14 лет до 29-30 лет». Молодость в данном контексте определяется не столько как определенный этап жизненного цикла, сколько как конкретный социальный статус, связанный с основными видами деятельности индивида, главным из которых является учеба [3].

Таким образом, молодежь выделяется из социума как особая социально-демографическая группа, находящаяся на стадии становления социальной зрелости. При этом ее статус определяется социально-экономическим состоянием уровнем развития и общества.

Нижняя возрастная граница определяется тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и человек теоретически получает право выбора между учебой и трудовой деятельностью. Верхняя 30летняя граница связана с достижением экономической самостоятельности, профессиональной и личной стабильности, часто с созданием семьи, воспитанием собственных детей.

Важность положения молодежи в обществе определяется тем, что она представляет собой возрастную группу, которая со временем будет претендовать на ведущие позиции в экономике и политике, в социальной и духовной областях общества. В самом широком понимании молодежь -это социальная общность, основанная на возрастных отличиях и определяемых ими основных видах деятельности. В более узком смысле ее можно определить как социально-демографи-ческую группу, выделяемую по возрастному принципу и обусловленных им особенностей социального положения, а также места функций в социальной структуре общества, включая их специфические интересы и ценности.

В категорию «молодежь» могут входить следующие группы населения:

- учащаяся молодежь: школьники; учащиеся колледжей, лицеев, ПТУ; учащиеся средних профессиональных и высших учебных заведений

- лица неквалифицированного и ручного труда (как правило, временные работники, «подрабатывающие»);

- техники, технический обслуживающий персонал;

- менеджеры, риэлторы, организаторы производства и специалисты сфер хозяйства;

- производственные рабочие;

- научная и творческая интеллигенция [4].

Большую и прогрессивную часть молодежи составляет студенческая молодежь. Студенческая молодёжь представляет интерес как поколение, которое в силу значительного образовательного уровня, активного трудоспособного возраста, динамичного социального поведения в ближайшем будущем займёт место основной интеллектуальной и производительной общественной силы. Однако для реализации этой задачи она должна иметь опору на государственные структуры и государственный интерес. Осуществление же такого патронажа над студенчеством имеет для самого государства особой значение, поскольку успешная профессиональная деятельность молодых специалистов является силой, способной значительно ускорить прогрессивное развитие общества.

Различия точек зрения по поводу определения понятия «студенческая молодёжь» объясняется разнообразием признаков, выбор главных из которых зависит от многих обстоятельств.

Так, социолог О.В. Лармин считает студенческую молодежь специфической, социальнопрофессиональной группой, объединенной выполнением специальных учебных и социальноподготовительных задач. Это и есть процесс подготовки к выполнению в обществе определенных социальных функций, направленных на реализацию собственных ценностных ориентаций.

Исследователь А.С. Власенко считает, что студенческая молодёжь характеризуется собственными, присущими только ей, условиями жизни и деятельности, а также собственным поведением и психологией, главными для которых является приобретение знаний и накопление опыта для будущей работы.

Существуют определения студенческой молодежи, в которых данная категория является определенной интеллектуальной основой общества. Так, саратовские ученые Н. и Ю. Лясниковы связывают понятие «студенческая молодежь» со сменой поколений в сфере интеллекта и ставят способность воспроизведения и созидания позитивных отношений от степени усвоения накопленного интеллектуального багажа человечества. Работы М.А. Ковзиридзе указывают на динамизм студенческой молодежи, на постоянные изменения и усложнения взаимосвязей и отношений со всеми элементами социальной, политической и других структур общества. Здесь же утверждается наличие у нее интеллектуального капитала и ресурсов, позволяющих непрерывно повышать свой интеллектуальный и профессиональный уровень [5].

В статье Т.В. Солодовой «Психосоциальное исследование студенческой молодежи» она определяется как такая социально-демографическая группа, главным занятием которой является накопление информации для будущей профессиональной деятельности. Одновременно ее отличительными признаками являются определенное общественное положение [6].

В последнее время появился ряд работ, в которых студенческая молодежь рассматривается с точки зрения будущего нации. Студенческая молодежь - это не только некая динамичная часть общества, она является залогом его будущего, именно ей со временем предстоит принимать решения, определяющие судьбу страны [7].

Есть точка зрения на студенческую молодежь как на социально-демогра-фическую группу, готовящуюся к профессиональной деятельности путем получения соответствующего образования.

В некоторых работах студенчество рассматривается как наиболее подготовленная, образованная часть молодежи.

Таким образом, в определении студенческой молодежи существует довольно большое разнообразие мнений и точек отсчета.

Все авторы в той или иной степени сходятся на том, что молодежи принадлежит ключевое место в обществе. Практически во всех работах подчеркивается, что от того, как развивается и социализируется данная категория, зависит будущее общества. Особо выделяется студенческая молодежь, характеризуемая как специфическая, социально-профессиональная группа людей молодого поколения, готовящихся к выполнению в обществе важных социальных функций, характеризующихся направленностью в позитивное будущее общества.

Наиболее целесообразным и полным представляется определение студенческой молодежи как специфической, социально-профессиональной группы молодых людей, объединенных задачей подготовки к высокопрофессиональной деятельности во имя перспектив общественного развития.

Этим и определяется важность выбора ею тех или иных ценностных ориентаций и образа

жизни.

Литература:

1. Ворона М.А. Мотивы студенческой занятости // СОЦИС. 2008. №8. С. 106-115.

2. Кон И.С. Юность как социальная проблема // Общество и молодёжь / сост. В.Д. Кобецкий. М.: Молодая гвардия, 1973. С. 51.

3. Ковзиридзе М. Профессиональная мотивация студенческой молодежи // Труд и социальные отношения. 2011. №8. С. 92-100.

4. Солодова Т.В. Психосоциальное исследование студенческой молодежи // Известия государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. №60. С. 472.

5. Социология молодёжи // Под ред. В.Т. Лисовского. СПб.: Изд-во СПбГУ. 1996. 460 с.

6. Хамчук О.В. Восприятие студентами имиджа высшего учебного заведения // Социологические чтения. Гродно: ГрГУ, 2009. С. 8-11.

7. Шарапов Н.П. Влияние внешних факторов на студенчество как на социо-культурную общность. Наука и общество: проблемы современных исследований. Омск, 2011. С. 348.

References:

1. Vorona M.A. Motives of student's employment//SOCIS. 2008. No. 8. P. 106-115.

2. Con I.S. Youth as a social problem//Society and youth. 2 ed., added and processed. M.: Young Guard, 1973. P. 51.

3. Kovziridze M. Professional motivation of student's youth //Work and social relations. 2011. No.

08. P. 92-100.

4. Solodova T. V. Psychosocial research of student's youth//News of the state pedagogical university named after A.I. Herzen. 2008. No. 60. P. 472.

5. Youth sociology//Ed. by V. T. Lisovsky. SPb.: Publishing house of St.Petersburg State University,

1996.

6. Khamchuk O. V. Perception of the image of a higher educational institution by students //Sociological readings. 2009. Grodno: GrSU, 2009. P. 8-11.

7. Sharapov N. P. Influence of external factors on students as a sociocultural community//Science and society: problems of modern researches. Omsk: 2011. P. 348;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.