Научная статья на тему 'Концепция подготовки специалистов для современной науки'

Концепция подготовки специалистов для современной науки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция подготовки специалистов для современной науки»

94

Высшее образование в России • № 8, 2007

B. ДМИТРИЕНКО, профессор

C. КУЛИКОВ, доцент

Актуальной проблемой высшей школы является создание инновационных образовательных структур, призванных повышать качество подготовки научных и на-учно-педагогическихкадров. В рамках Института теории образования Томского государственного педагогического университета действует одна из таких структур, а именно кафедра педагога-исследователя. Концепция подготовки специалистов, принятая на нашей кафедре, основывается на идее формирования методологической культуры исследователя. Сегодняэто оказывается исключительно важным, поскольку современная наука характеризуется двумя альтернативными тенденциями:

• увеличивается дифференциация отдельных отраслей и направлений научных исследований;

• расширяются способы междисциплинарных связей, направленные на сокращение дистанции между отдельными дисциплинами.

Смысл первой тенденции заключается в том, что научное знание активно видоизменяется и усложняется, анализу подвергаются все более конкретные фрагменты действительности. Причем объектами исследования становятся не только структуры природы, формы бытия человека и динамика общества, но и сам процесс научного познания.

В ходе нахождения способов решения теоретических проблем, требующих использования все более специализированных методов, обнаруживается явный разрыв между наукой и практикой. Наука приобретает, по выражению Ф.И. Гирен-ка, две непрозрачные границы: она становится непонятной и непрофессионалам, и профессионалам, работающим в смежных областях. Тем самым затрудняется взаимодействие между областями научного зна-

Концепция подготовки специалистов для современной науки

ния, обмен информационными комплексами между научными направлениями. Это, в свою очередь, обусловливает зачастую скептическое восприятие результатов фундаментальных исследований вненаучными и даже внутринаучными (при трансдисциплинарных контактах) сообществами. На фоне требований обязательной демонстрации практической значимости зарождаются сомнения в ценности науки как таковой. Таким образом, процессы дифференциации влекут за собой критическое отношение к образу научного познания и актуализируют идею его целостности.

В связи с этим становится оправданным выделение второй из вышеуказанных тенденций развития современной науки, а именно сокращение дистанции между отдельными дисциплинами. Здесь и может помочь формирование методологической культуры исследователя, позволяющей находить концептуальные модели междисциплинарных пересечений и «переводить » достижения одних наук на специальный язык других. Многие из современных научных проблем, которые в традиционном понимании относятся к принципиально различным областям знания, предполага-

Из жизни вуза

95

ют междисциплинарные решения. Например, проблема эвтаназии отсылает как минимум к медицине, биологии, этике и юриспруденции, а гендерная проблематика - к биологии, социальной психологии и социологии.

Таким образом, подготовка специалистов для современной науки требует пересмотра концептуальных оснований и содержания послевузовского образования.

В фундамент концепции, реализуемой на кафедре педагога-исследователя, заложен ряд положений.

Во-первых, взаимосвязь между спектром педагогических, психологических, социологических теорий и их практическим приложением устанавливается на методологических основаниях философии науки, что особенно актуально для подготовки специалистов в области педагогики. В число философскихоснований методологической культуры педагога-исследователя входит понимание принципов антропологизма, деятельностного подхода, сверхприродно-сти и надбиологизма, а также идей рефлексивности, «чистого » логицизма и трансцендентальной феноменологии. Опора на такие основания позволяет представить любую возможную форму педагогического исследования как сложную систему деятельности, обусловленную (запрограммированную) совокупностью методологических нормативов.

Во-вторых, интерпретация соотношения традиций и инноваций в современном образовании в категориях субъект-объектной оппозиции допускает ассоциацию субъектной стороны образовательного процесса с активностью творческого центра (учителя, преподавателя), противопоставленного объектной периферии учеников (студентов). В рамках данной деятельности субъект транслирует молодому поколению коллективный опыт предшествующих поколений, причём установка на абсолютизацию традиционных форм влечет за собой тенденцию к зарождению и воспроизводству авторитаризма. Современная мо-

дель обучения, предполагающая ориентацию образования на инновации, акцентирует субъект-субъектное отношение, т.е. рассматривает учебный процесс в терминах диалога и сотворчества. Основные проблемы инновационной стратегии возникают в связи с неизбежной деформацией образовательного пространства в условиях:

• внешней упорядоченности самого пространства требованиями учебной программы (качественной несоизмеримости представления целей урока (лекции, семинара) преподавателем и студентами);

• возрастной дистанции субъектов;

• вовлечённости участников диалога в процесс развития социума и подчинения их веяниям моды.

Сохранение целостности социальных связей предполагает неустранимость диалектики традиций и инноваций в качестве базиса становления образования.

В-третьих, пересечение поля образовательных проблем с критицизмом научного сознания обеспечивается концептуальным различием между сущностью и существованием мышления, отражающим собственную напряженность, противопоставленность, оппозиционность всех элементов.

На этих представлениях раскрываются философские основания интеграции науки и образования. Данная модель обусловливается интенцией на проектирование и архитектонику теоретического ядра, центрирующе-

96

Высшее образование в России • № 8, 2007

го систему связей между наукой и образованием, которые возникают в культурно-исторических и социокультурных контекстах отечественных и зарубежных подходов к модернизации содержания образования [1,2].

Таким образом, концепция подготовки специалистов для современной науки опирается на комплекс философских оснований, которые позволяют осуществить разработку методологических нормативов, регулирующих деятельность педагога-исследователя, и раскрыть основания интеграции науки и образования. В свою очередь, она может служить моделью для создания системы послевузовской подготовки специалистов в области образования и фундаментом исследований, ориентирующихся

на философию науки и подразумевающих интегративный образ научной деятельности как таковой.

Литература

1. Дмитриенко В.А. О современном этапе

и перспективах развития кафедры философии и теории образования ТГПУ // Международная конференция «Проблемы формирования и развития философской и педагогической культуры специалиста». — Томск, 2004.

2. Куликов С.Б. Философско-научные ос-

нования концептуализации образования // Труды Института теории образования ТГПУ. - Вып. 2. - Томск, 2006.

И. БУХБИНДЕР, профессор

В Томском государственном педагогическом университете активно работает научный коллектив, исследования которого посвящены современным проблемам теоретической и математической физики. Его формирование началось в середине 70-х гг. прошлого века, когда в университет пришли молодые ученые, сочетавшие преподавательскую деятельность в области физики и математики с активной научной работой и желавшие научной независимости. В течение нескольких последующих лет они обрели самостоятельную тематику исследований, устойчивое положение и известность среди специалистов по теоретической физике в нашей стране и за рубежом. По существу, есть все основания говорить о сформировавшейся научной школе.

На данный момент научный коллектив включает семь докторов физико-математических наук, профессоров (И.Л. Бухбиндер, П.М. Лавров, В.В. Обухов, С.Д. Одинцов, К.Е. Осетрин, И.Л. Шапиро, В.Я. Эпп), а

Научная школа по теоретической физике

также достаточно большое количество связанных единой научной тематикой докторов наук, кандидатов наук, молодых ученых и аспирантов из различных вузов г. Томска. В состав школы в разное время входили ученые, ныне работающие в других учреждениях: В.А. Бордовицын (профессор Томского госуниверситета), Д.М. Гит-ман (профессор университета Сан-Паулу, Бразилия), Г.Ф. Копытов (профессор Краснодарского госуниверситета), А.Г. Мешков (профессор Орловского госуниверситета), И.В. Тютин (главный научный сотрудник Физического института РАН), Ш.М. Шварцман (научный сотрудник Кливлендского университета, США). На базе научной школы подготовлено 14 докторов наук и несколько десятков кандидатов наук.

Научные исследования наших ученых посвящены крупным направлениям современной теоретической физики:квантовой теории поля, суперсимметрии, теории суперструн, теории полей высших спинов,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.