Научная статья на тему 'Концепция персонифицированного профилактического подхода к профилактике стоматологических заболеваний у детей'

Концепция персонифицированного профилактического подхода к профилактике стоматологических заболеваний у детей Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
267
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА / ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОСВЕЩЕНИЕ / КАРИЕС / ПАРОДОНТ / ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ / PREVENTION / HEALTH EDUCATION / EDUCATION / CARIES / PERIODONTITIS / PREVENTION PROGRAM

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Сущенко А. В., Красникова О. П., Алферова Е. А., Олейник О. И., Соловьева А. Л.

Самореализация современного человека в настоящее время невозможна при плохом стоматологическом здоровье. Достоверно стабильное состояние полости рта закладывается в детском возрасте. При этом следует понимать эффективность любого профилактического метода зависит от успешности взаимодействия между специалистом и пациентом. Сложности в освоении новых навыков ухода за полостью рта, а тем более превращение их в привычку, которая требует значительных временных затрат, приводят к описанным в статье показателям индексов состояния твердых тканей зубов и тканей пародонта. Показатели индекса КПУ в различных возрастных категориях детей демонстрируют, что уже в детских группах для изменения показателей недостаточно только профилактических процедур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Сущенко А. В., Красникова О. П., Алферова Е. А., Олейник О. И., Соловьева А. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF PERSONALIZED PREVENTION APPROACH TO THE PREVENTION OF DENTAL DISEASES IN CHILDREN

The self-Realization of modem man is currently not possible with poor dental health. Reliably stable oral health is laid in childhood. It is important to understand the effectiveness of any preventive method depends on the successful interaction between the specialist and the patient. Difficulty in mastering new skills to care for the oral cavity, and especially turning them into a habit, which requires time-consuming, lead to the described indices of the status of hard tissue of teeth and periodontal tissues. The index of the CPU in different age groups of children demonstrate that in children's groups for the change indicators are not sufficient preventive procedures.

Текст научной работы на тему «Концепция персонифицированного профилактического подхода к профилактике стоматологических заболеваний у детей»

УДК 616.31-053.2-084

КОНЦЕПЦИЯ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПРОФИЛАКТИКЕ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ.

Сущенко А.В., Красникова О.П., Алферова Е.А., Олейник О.И., Соловьева А.Л.

ФГБОУ ВО "Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко" Минздрава России, Воронеж, Российская Федерация

Аннотация: Самореализация современного человека в настоящее время невозможна при плохом стоматологическом здоровье. Достоверно стабильное состояние полости рта закладывается в детском возрасте. При этом следует понимать эффективность любого профилактического метода зависит от успешности взаимодействия между специалистом и пациентом. Сложности в освоении новых навыков ухода за полостью рта, а тем более превращение их в привычку, которая требует значительных временных затрат, приводят к описанным в статье показателям индексов состояния твердых тканей зубов и тканей пародонта. Показатели индекса КПУ в различных возрастных категориях детей демонстрируют, что уже в детских группах для изменения показателей недостаточно только профилактических процедур.

Ключевые слова: профилактика, гигиеническое воспитание, просвещение, кариес, пародонт, программы профилактики.

Значительную роль концептуального подхода к профилактике в детском возрасте следует отвести гигиеническому обучению и воспитанию. Предполагающая выполнение двух программ: минимальной - обучить родителей и других взрослых, опекающих ребенка, а затем и самого ребенка необходимому объему навыков по поддержанию гигиенического состояния полости рта; максимальной - организовать воспитание родителей и детей, выработать у детей сознательное отношение к гигиеническим мероприятиям самого широкого плана.

Глубокие преобразования в социальной и экономических сферах, происходящие в современном обществе, привели к серьезным изменениям в общественном сознании.

В последние годы из многих понятий, используемых в экономических и социальных исследованиях, все чаще стало встречаться понятие «качество жизни». Говоря о потребностях в контек-

сте качества жизни по-видимому, следует вспомнить истину, провозглашенную много столетий назад древнегреческим мыслителем Протагором: «Человек есть мера всех вещей». Мера человека является мерой всего, что происходит в мире. Поэтому говоря о совокупности объективных потребностей человека, нужно исходить из чувства здравого смысла, из законов формальной логики. Совокупность объективных свойств должна включать в себя:

1. Материальную базу для существования человека.

2. Политические условия существования человека

3. Экономические условия существования человека.

4. Нравственную обстановку в обществе.

5. Возможность самореализации личности, свободу выбора социальной деятельности и др.[1,с.11].

В последнее время все очевиднее связь качества жизни человека с состоянием зубочелюст-ной системы. Оказывается, состояние зубов является одним из важнейших составляющих понятия «качество жизни», «Хорошие зубы - это новое качество жизни». В настоящее время часто упоминается о влиянии социально-экономических факторов на стоматологическую заболеваемость населения. Состояние здоровья ребенка сильно зависит от факторов среды, тогда как с достижением зрелости большинство людей адаптируется к ним. Оценить сравнительную важность отдельных факторов трудно, однако неблагополучная среда обычно характеризуется рядом очевидных отрицательных признаков. Так, низкий экономический уровень семьи увеличивает вероятность неполноценного питания, скученности проживания, часто сочетается с чрезмерной трудовой занятостью матерей и, как следствие, с отсутствием хорошего ухода за ребенком.

Просвещение пациента для выработки у него мотивации к сохранениюстоматологического здоровья

В настоящее время специалисты стоматологического профиля, просвещая пациента, должны говорить не только о предупреждении кариеса зубов и заболеваний тканей пародонта, но и общем здоровье.

Специалисту важно четко отдавать себе отчет, что предупреждение стоматологических заболеваний, несмотря на его кажущуюся легкость, очень длительный и непростой процесс, который не ограничивается однократным проведением одной или нескольких профилактических процедур на стоматологическом приеме.

Эффективность любого профилактического метода зависит от успешности взаимодействия между специалистом и пациентом. Чтобы этого достичь, для них важны три фактора:

• Информация;

• Мотивация;

• Психомоторные навыки.

К сожалению одной информации недостаточно, необходима мотивация, которая со временем даст стимул к изменению стиля жизни и привычек, требующихся для поддержания здоровья полости рта [2,с.9]. Этапы выработки привычки.

Знание-понимание-убеждение-навык-привычка.

Следует учесть, что мотивация и выработка психомоторных навыков - очень длительный процесс.

Трудность просвещения состоит в том, что у людей обычно имеется тенденция узнавать и искать то, в чем они уже уверены, поэтому человек обычно избегает того, что подразумевает какие-либо перемены. Например, превращение навыка в привычку происходит спустя месяцы и даже годы при постоянной просветительской работе, поэтому нельзя ожидать, что после однократного обучения правилам чистки зубов пациент будет делать это всегда правильно и регулярно.

В связи с этим задача профессионала - попытаться «вставить» новую информацию в рамки представлений уже известных пациенту.

В современных исследованиях, посвященных стоматологическому здоровью, акцент должен быть смещен в сторону выявления взаимосвязей между индикаторами и факторами риска возникновения заболеваний. Одним из наиболее важных факторов риска возникновения основных, наиболее распространенных заболеваний полости рта является микробный зубной налет, избыточное накопление которого наблюдается при неудовлетворительной гигиене, а последняя обусловлена образом жизни людей. Наиболее эффективным методом гигиены рта является регулярная, два раза в день чистка зубов.[3,с.236]

В странах Европы имеются большие различия в соблюдении детьми общепризнанного режима ( два раза в день) чистки зубов. По данным международных исследований более одного раза в день чистят зубы подростки (11-15 лет) , в Швейцарии (80% мальчиков и 89% девочек) в Германии (79% детей, различия по полу отсутствуют), в Нидерландах ( 69 % мальчиков и 77% девочек), в России показатели составили 52% мальчиков и 71% девочек соответственно.

В настоящее время на основании эпидемиологических исследований, составляющих глобальный банк данных стоматологической заболеваемости, Всемирная организация здравоохранения разрабатывает цели, предлагаемые европейским странам для достижения их к 2020 году [1,с.13].

Европейские цели ВОЗ для достижения стоматологического здоровья населения к 2020 г.

1. Свыше 80% детей 6 лет должны иметь ин-тактные зубы, при этом среднее значение индекса кпу временных зубов - не превышать 2,0.

2.У 12-летних детей средняя интенсивность кариеса зубов по индексу КПУ не должна превышать 1,5.

Среднее количество здоровых секстантов па-родонта должно быть не менее 5,5.

3. У 15-летних подростков средняя величина индекса КПУ не должна превышать 2,3; при этом значение компонента «К» (нелеченный кариес) должно быть ниже 0,5.

Среднее количество здоровых секстантов па-родонта в этой ключевой возрастной группе должно быть не менее 5,0.

4. У 18-летних не должно быть зубов, удаленных из-за кариеса и болезней пародонта. Среднее количество здоровых секстантов не должно быть менее 4,0.

5. У 35-44-летних средняя величина индекса КПУ зубов не может превышать 10,0, компонента «У» - 4,0.

У 90% лиц этого возраста должно сохраниться 20 или более естественных функционирующих зубов; число полностью беззубых лиц не может превышать 1%; среднее количество здоровых секстантов пародонта должно быть более 2,0.

6. В возрасте 65-74 лет 90% населения должны иметь функционально полноценную окклюзию (естественную или восстановленную протезами), при этом число полностью беззубых лиц - не превышать 1%. Среднее количество секстантов с глубокими карманами не должно быть более 0,5.

Потребность в профилактике и лечении кариеса временных и постоянных зубов (по результатам обследования 6-летних детей)

Распространенность кариеса временных зубов среди детей этой возрастной группы составила 84%.тСредняя интенсивность (по индексу кпу зубов) равна 4,83, при этом величина компонента «к» - 2,90, «п» - 1,55. Что касается компонента «у» (в среднем 0,38), то в этом возрасте регистрировали лишь временные зубы, удаленные вследствие патологического процесса, а не из-за физиологической смены зубов.

Кроме того, 6-летние дети нуждаются в профилактике и лечении кариеса постоянных зубов, распространенность которого составила 13%.

Среднее значение индекса КПУ оказалось равным 0,23, в том числе, компонента «К» - 0,15, «П» - 0,08.

Потребность в профилактике и лечении кариеса постоянных зубов у 6-летних детей

Согласно результатам исследования, у 6-летних преобладает поражение кариесом жевательных поверхностей постоянных зубов (до 85% от общего значения индекса КПУ).

Представленные данные демонстрируют большую нуждаемость 6-летних детей в профилактике и лечении кариеса временных зубов, а также в сохранении здоровья вновь прорезывающихся постоянных зубов, для чего необходимы профилактические мероприятия, в том числе, ре-минерализирующая терапия и герметизация фис-сур [4.с.176].

Потребность в профилактике и лечении кариеса постоянных зубов (по результатам обследования 12-летних детей).

Распространенность кариеса постоянных зубов среди детей 12 лет в России равна 73%.

Средняя интенсивность кариеса постоянных зубов по индексу КПУз в данной возрастной группе составила 2,51: компонент «К» - 1,17; «П» - 1,30; «У» - 0,04, следует отметить, что у 12-летних детей превалирует поражение жевательных поверхностей постоянных зубов и составляет до 70% от общего значения КПУ.

В отличие от 6-летней возрастной группы для улучшения состояния зубов 12-летних необходимо расширить план лечебных мероприятий для решения данной проблемы: помимо ремине-рализирующей терапии, герметизации зубов следует включить пломбирование одной и более поверхностей, эндодонтическое лечение, удаление зубов [5.с.63].

Основные факторы патогенеза заболеваний тканей пародонта.

В настоящее время сложилась мультифактор-ная модель этиологии и патогенеза патологии тканей пародонта, в соответствии с которой причинным фактором возникновения заболеваний тканей пародонта являются микроорганизмы, которые реализуют свой потенциал в определенных условиях иммунного ответа хозяина и в определенных условиях внешней среды.

Основным компонентом этой модели является микрофлора, так 80-90% случаев гингивитов вызвано деятельностью микроорга6низмов,

живущих в зубных отложениях. Доказано, что воспаление десны можно вызвать у здоровых детей уже только тем, что отменить гигиенический уход за полостью рта. Следует отметить, что бактерии в полости рта откладываются не только на зубах, но и на слизистой оболочке.

Потребность в профилактике и лечении поражений пародонта среди 15-летних подростков.

Национальное стоматологическое обследование продемонстрировало, что признаки поражения пародонта отсутствуют у 59% подростков, в то время как у 41% они регистрируются. Отмечено, что основными признаками поражения являются кровоточивость десен (22%) и зубной камень (19%), 4,58 секстанта пародонта оставались здоровыми. Интенсивность поражения составила в среднем 1,42 секстанта, в том числе, 0,92 секстанта с кровоточивостью десен при зондировании, 0,50 - секстанта с зубным камнем

Потребность в профилактике и лечении заболеваний пародонта среди этой возрастной группы оказалось достаточно высокой. 41% подростков нуждаются в обучении правилам гигиенического ухода за полостью рта и контроле за выполнением этой манипуляции, 19% - в профессиональном удалении зубных отложений [6.с85].

В нашей статье мы провели синтез необходимости психологической обоснованности профилактики стоматологических заболеваний и основных показателей стоматологического здоровья детского

населения. Резюмируя полученные показатели можно прийти к выводу, что ранняя профилактика заболеваний полости рта, к

сожалению должна включать в себя не только истинно профилактические процедуры, но и терапевтическую помощь, вплоть до эндодонтических вмешательств. Заболевания тканей пародонта, как правило поздно выявленные и без адекватного терапевтического подхода также персистируют в популяции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Попруженко Т.В., Терехова Т.Н. Профилактика основных стоматологических заболеваний-М.:МЕДпресс-информ,2009. - 464с.

2. Максимовская Л.Н. Проблемы и перспективы внедрения программ профилактики стоматологических заболеваний у детей Российской Федерации // Стоматология сегодня плюс-2007-№6.-С.9-10

3. Факторы риска возникновения кариеса у детей дошкольного возраста. Материалы XIV Международной научной конференции. Здоровье семьи - XXI век. г. Римини, Италия, 2010. Часть I. С.235-237. Сущенко А.В., Красникова О.П., Нигамова К.Э., Вусатая Е.В., Алферова Е.А.

4. Исследование интенсивности и распространённости кариеса у детей дошкольного возраста. Вестник новых медицинских технологий, 2011 № 2 «Должа-новские чтения» С. 176. Вусатая Е.В., Красникова О.П., Алфёрова Е.А., Нигамова К.И.

5. Диагностика риска возникновения кариеса у детей с помощью набора saliva-check mutans. Прикладные информационные аспекты медицины, 2011. Т. 14 №1.С61-65. Алешина Е.О., Алферова Е.А., Гарькавец С.А., Куралесина В.П., Юденкова С.Н.

6. Заболевание пародонта. Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 10-2. С. 135. Сущенко А.В., Олейник О.И., Вусатая Е.В., Красникова О.П., Алферова Е.А., Каверина Е.Ю., Борисова Э.Г.

THE CONCEPT OF PERSONALIZED PREVENTION APPROACH TO THE PREVENTION OF DENTAL DISEASES IN CHILDREN.

Sushchenko A.V., Krasnikova O.P., Alferova, E.A., Oleynik O.I., Solovyova A.L.

Voronezh state medical University named after N. N. Burdenko ", Voronezh, Russian Federation.

Annotation: the self-Realization of modern man is currently not possible with poor dental health. Reliably stable oral health is laid in childhood. It is important to understand the effectiveness of any preventive method depends on the successful interaction between the specialist and the patient. Difficulty in mastering new skills to care for the oral cavity, and especially turning them into a habit, which requires time-consuming, lead to the described indices of the status of hard tissue of teeth and periodontal tissues. The index of the CPU in different age groups of children demonstrate that in children's groups for the change indicators are not sufficient preventive procedures.

Key words: prevention, health education, education, caries, periodontitis, prevention program.

REFERENCES

1. Popruzhenko, T. V., Terekhova T. N. Prevention of major dental diseases-M.:Medpress-inform,2009. -464c.

2. Maksimovskaya L. N. Problems and prospects of implementation of programs of prevention of dental diseases in children of Russian Federation // Dentistry today plus-2007-№6.-P. 9-10

3. The risk factors for dental caries in preschool children. Proceedings of XIV International scientific conference. Family health - the XXI century. Rimini, Italy, 2010. Part I. Pp. 235-237. Sushchenko, A. V., Krasnikova O. P., Neganova K. E., Wusata E. V., Alferova, E. A.

4. Study of intensity and prevalence of dental caries in preschool children. Bulletin of new medical technologies, 2011, No. 2 "Dolganovsky reading" p. 176. Wusata E. V., Krasnikova O. P., Alferova, E. A., K. I. Negamova

5. Diagnosis the risk of caries in children using a set of saliva-check mutans. Applied information aspects of medicine, 2011. Vol. 14 No. 1.C61-65. Aleshina E. O., E. A. Alferova, Garkavets S. A., Kuralesin V. P., S. N. Yudenkova.

6. Periodontal disease. International journal of experimental education. 2015. No. 10-2. P. 135. Sushchenko V. A., Oleynik O. I., Wusatay E. V., Krasnikova O. P., Alferova, E. A., Kaverina E. Yu., Borisova E. G.

Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.