Научная статья на тему 'Концепция оценки регионального потенциала на основе капитализации его ключевых компетенций'

Концепция оценки регионального потенциала на основе капитализации его ключевых компетенций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ РЕГИОНА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КАПИТАЛИЗАЦИЯ / ОЦЕНКА БИЗНЕСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Айрапетян Д. Г., Беляков В. А.

Предложена концепция определения системы ключевых компетенций региона как одно из направлений развития теории ключевых компетенций. Разработана структурная модель ключевых компетенций региона. Предложена авторская концепция оценки уровня капитализации регионального потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Айрапетян Д. Г., Беляков В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция оценки регионального потенциала на основе капитализации его ключевых компетенций»

ISSN 2221-7347

Экономика и право

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 338.24

Д. Г. Айрапетян, В. А. Беляков

КОНЦЕПЦИЯ ОЦЕНКИ РЕГИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА НА ОСНОВЕ КАПИТАЛИЗАЦИИ ЕГО КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Предложена концепция определения системы ключевых компетенций региона как одно из направлений развития теории ключевых компетенций. Разработана структурная модель ключевых компетенций региона. Предложена авторская концепция оценки уровня капитализации регионального потенциала.

Ключевые слова: ключевые компетенции, ключевые компетенции региона, региональный потенциал, капитализация, оценка бизнеса.

Многие российские регионы сегодня озвучивают задачу создания сильного и узнаваемого бренда или имиджа своей территории, но реализуют её различными способами и с разным успехом: одни проводят громкие мероприятия, другие оптимизируют работу собственных департаментов, третьи ищут поддержку в федеральном центре. И дело здесь не только в наличии финансовых ресурсов и связей, но и в самом подходе к брендингу.

Главной проблемой процесса создания имиджа региона является несоответствие поставленных целей и задач конкретным существующим потребностям и имеющимся ресурсам, в результате чего эффективность реализуемых проектов может снизиться. Между тем выявление существующих потребностей общества и имеющихся ресурсов кажется процессом очевидным и предшествующим постановке целей задач. Однако здесь возникает проблема отсутствия методики комплексного исследования и потребностей, и ресурсов.

Для решения данной проблемы авторами статьи предложена концепция определения системы ключевых компетенций региона как одно из направлений развития теории ключевых компетенций Хэмела и Прахаллада, которая получила особую популярность в середине 90-х гг. XX в. В соответствии с данной теорией, компетенции представляют собой особую форму специфичных для предприятия ресурсов, которые не теряют стоимость при применении и разрушаются при неиспользовании, могут быть задействованы одновременно во многих направлениях деятельности, представляют собой нечто больше, чем сумму своих частей, являются одновременно входными и выходными элементами процесса создания стоимости, имеют персональную привязку и непереносимы, с трудом поддаются имитированию и замене.

Обычно выделяют 5-10 факторов, которые и образуют систему ключевых компетенций предприятия. Ключевой фактор не обязательно должен быть сильнее, чем у конкурентов. Важно, каким образом данный фактор возник и используется в своей деятельности конкретной фирмой, а также то, что он позволяет фирме завоевать и удерживать свою клиентскую базу.

Несмотря на то, что термин «ключевые компетенции» применяется как правило на микроэкономическом уровне, авторам статьи представляется возможным применение данного термина к любому из регионов в силу того, что комплексы предприятий являются основой регио-

© Айрапетян Д. Г., Беляков В. А., 2011.

7

Новый университет. 2011. № 5.

ISSN 2221-7347

нальной экономики. Сходство заключается в том, что регион является подобием «хозяйствующего субъекта», то есть как и предприятие имеет «организационную структуру», ведет экономическую и хозяйственную деятельность; предполагает наличие своей «клиентской базы», то есть населения; имеет «конкурентов» (в плане инвестиционной привлекательности и миграционной активности населения); занимает определенную территорию; имеет свою историю и культуру и т.д.

Основное отличие их заключается в том, что фирма концентрирует свои усилия на деятельности в сфере экономики, а регион как совокупность государственных органов власти и коммерческих предприятий осуществляет деятельность во всех сферах жизни общества, которые сгруппированы нами в четыре основные: экономическая, политическая, социальная, духовная. По этой причине и ключевые компетенции региона имеют специфические отличия от ключевых компетенций предприятия.

Ключевые компетенции региона отражают возможности и способности региона эффективно использовать имеющиеся ресурсы (факторы) для реализации интересов в различных сферах жизни общества (в первую очеред для повышения конкурентоспособности региона). Факторы (ресурсы), использующиеся наиболее эффективно, мы предлагаем называть ключевыми факторами. Ключевые факторы региона не обязательно должны быть единственными в своем роде, ими могут обладать и другие регионы, в отличие от ключевых компетенций. Важно, что они позволяют идентифицировать конкретный регион по конкретным положительным свойствам, создавая и поддерживая его имидж, а также являются основой определения его конкурентоспособности, которая и определяет привлекательность (инвестиционную, деловую, социальную, политическую, культурную и т.д.).

Например, при упоминании Москвы у одних возникает образ Красной площади, другие сразу подумают о финансовом центре страны, третьи - о крупных университетах и научных институтах и т.д. Однако это отрывочные, разрозненные представления и воспоминания, которые даже в комплексе с другими примечательными явлениями еще не дают систему ключевых компетенций региона, поскольку ключевые компетенции региона отражают не наличие факторов (ресурсов), а способность и возможность их эффективного использования конкретным регионом.

Для определения ключевых компетенций конкретного региона нами предлагается выделить ключевые факторы (то есть ресурсы) каждой сферы жизни общества с помощью индикаторов и способов идентификации факторов как ключевых. Факторы, способные стать ключевыми в создании компетенций региона, а также индикаторы и способы идентификации представлены на рис. 1. В данной модели ключевые компетенции региона подразделены на ключевые компетенции каждой из сфер жизни общества - экономической, политической, социальной и культурной. Следующим уровнем модели являются факторы, способные стать ключевыми в создании компетенций региона. Эти факторы можно определить с помощью специальных индикаторов.

Так, в экономической сфере ключевой компетенцией можно обозначить способность использовать производственные ресурсы, то есть географические и демографические факторы, а также финансовые ресурсы. Определить, являются ли эти ресурсы ключевыми факторами, можно по наличию одного или нескольких предприятий, вносящих наибольший вклад в валовой региональный продукт.

Система индикаторов конкретизируется методами определения ключевых факторов. Для экономической сферы может быть использован метод экспертной оценки соотношения значимости географических, демографических и финансовых ресурсов для предприятий.

В политической сфере ключевой компетенцией авторы статьи предлагают считать способность эффективной реализации политической стратегии, в социальной сфере - обеспечение высокого уровня жизни населения региона, в духовной сфере - обеспечение развития культуры. В модели также выделены факторы, способные стать ключевыми при формировании ключевых компетенций каждой из этих сфер, и система соответствующих индикаторов.

Далее, выявив все ключевые факторы, необходимо оценить вклад ключевых факторов каждой сферы в создание и развитие системы ключевых компетенций региона. После этого можно говорить о направленности ключевых компетенций данного региона (экономической, политической, социальной либо духовной).

Ключевая компетенция каждой из сфер есть сочетание трех элементов:

1) сфера жизни общества, в которой проявляется способность;

2) факторов, способных стать ключевыми при создании компетенций этих сфер;

8

ISSN 2221-7347

Экономика и право

3) индикаторов, позволяющих определять ключевые факторы.

Графически модель формирования ключевых компетенций любой из четырех сфер жизни общества региона условно может быть представлена в виде системы координат, в которой отображаются ключевые компетенции в виде результирующей точки S; с координатами (x; y; z), где:

S; - точка отражающая степень развития и направленность ключевых компетенций региона;

x - сфера жизни общества, в которой проявляется способность;

y - ключевой фактор;

z - индикаторы ключевого фактора.

В соответствии с этим, графическая модель ключевых компетенций региона представлена на рис. 2.

Ключевые компетенции региона

Ключевые компетен В экономической сфере -способность использовать производственные ресурсы В политической сфере -способность эффективной реализации политической стратегии В социальной сфере -обеспечение высокого уровня жизни населения региона В духовной сфере -обеспечение развития сферы

Ракторы Географические и демографиические факторы, финансовые ресурсы. 1 1

Эффективность политической власти Социальная ориентированность региона Уровень развития духовной сферы

1 t 4 4 ~

з Ведущие отрасли региона, Политическая Показатели уровня Элементы духовной

вносящие наибольший активность населения

вклад в ВРП региона региона ценности

Оценка соотношения значимости географических, демографических и финансовых ресурсов для предприятий региона.

Оценка участия (мобильности) граждан в политике региона:

1. оценка участия жителей региона в выборах и референдумах;

2. оценка участия граждан в общественных организациях;

3. выявление преимущественно занимаемой жителями региона позиции по отношению к проводимой в регионе политике; и т.д.

Важно по данному направлению использование статистических данных и анкетирования.

Оценка показателей, отражающих различные стороны уровня жизни населения региона:

1. общего объёма потребляемых материальных благ и услуг в расчёте на душу населения;

2. уровня потребления продуктов питания и непродовольственных товаров, а также услуг;

3. реальных доходов населения;

4. размера оплаты труда, общественных фондов потребления;

5. продолжительности рабочего и свободного времени;

6. жилищных условий;

7. показателей образования, здравоохранения, культуры и др.

Оценка таких сторон духовной сферы, как:

1. Количество и качество производимой духовной продукции: научных открытий, книг, фильмов, спектаклей, картин, музыкальных произведений.

2. Реальные возможности людей приобщаться к ценностям культуры.

3. Наличие необходимых условий для проявления и развития творческих способностей человека, т.е. инфраструктуры культуры - комплекса средств, обслуживающих производство и потребление духовных ценностей (специализированные музыкальные и художественные школы, студии, клубы, самодеятельность и др.).

Рис. 1. Структурная модель ключевых компетенций региона

Тогда перспективное направление развития региона определяется суммой векторов развития каждой сферы жизни региона:

Р

S

эконом.

+ S

полит.

+ S

социал.

+ S

культур)

(1)

где Р - ключевые компетенции региона;

S эконом - вектор развития ключевых компетенций экономической сферы региона;

S по лиг - вектор развития ключевых компетенций политической сферы региона;

Scorn™ - вектор развития ключевых компетенций социальной сферы региона;

S льту р- вектор развития ключевых компетенций культурной сферы региона

Предложенная авторами статьи концепция определения системы ключевых компетенций региона предполагает довольно сложный, объемный и трудоемкий процесс. Однако следует выделить положительные стороны предложенной концепции:

1) позволяет провести комплексный анализ всех сфер жизни региона.

2) позволяет выявить наиболее сильные и неоспоримо слабые стороны, а также потенциально возможные ключевые факторы региона.

Таким образом, концепция позволяет преодолеть отсутствие методики комплексного ис-

9

Новый университет. 2011. № 5.

ISSN 2221-7347

следования потребностей и ресурсов региона, а потому может в случае дальнейшей разработки применяться на практике.

x

о

Я

К

Л

л

ч

&

ч

о

С

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Модель формирования ключевых компетенций региона

На наш взгляд очевидна также взаимосвязь и обусловленность ключевых компетенций различных структурных элементов региона. Например, ключевые компетенции региона в экономической сфере обусловлены наличием ключевых компетенций компаний, действующих на его территории. В рамках компаний в свою очередь также могут быть выделены носители (обладатели) ключевых компетенций: её сотрудники и подразделения.

Таким образом, структура ключевых компетенций, формируемых на различных уровнях, представляет собой строгую иерархию (рис. 3). Причем компетенции более высоких уровней являются производными от компетенций, расположенных на предыдущих уровнях.

В пользу такого подхода говорит наличие соответствующих научных терминов. Например, территориально-производственный комплекс предполагает взаимосвязанное и взаимообусловленное сочетание отраслей материального и нематериального производства, объектов экономики и населения на определенной территории, представляющее собой часть хозяйственного комплекса всей страны или какого-либо региона. Аналогичное сочетание научных, опытноконструкторских учреждений и промышленных предприятий, называемое научнопроизводственным территориальным комплексом, является ещё одним примером подобных иерархических взаимосвязей.

Иерархическая зависимость ключевых компетенций региона позволяет использовать имеющиеся у администрации стандартные инструменты, например, систему образования, для формирования нужных характеристик будущих специалистов, которые образуют основу ключевых факторов и позволяют сформировать необходимую ключевую компетенцию и в дальнейшем использовать её для обеспечения конкурентоспособности региона.

Наличие исключительных возможностей подсистем региональной экономики оказывает непосредственное влияние и на уровень капитализации способностей как самих предприятий,

10

ISSN 2221-7347

Экономика и право

так и экономики региона в целом (если понимать под капитализацией преобразование способностей в коммерческий эффект). В этом случае капитализация регионального потенциала происходит по описанной выше схеме (рис. 1).

Рис. 3. Иерархия ключевых компетенций в социально-экономической сфере

Если же понимать под капитализацией рыночную стоимость компании или регионального потенциала, то, возможно, стоит воспользоваться для её определения опытом, имеющимся в смежных научно-практических направлениях.

Уровень капитализации предприятия зависит от уровня прибыли, получаемой им. Следовательно, стоимость предприятия может быть рассчитана, как потенциальная будущая прибыль фирмы (чистая прибыль) за неограниченный период времени, приведённая к настоящему моменту.

Кп= Y, TTZTTi или Кп=— (2)

(1 +гу г

где

Кп - уровень капитализации предприятия (рыночная стоимость); Щ - прогнозируемая прибыль предприятия в i-ом будущем периоде;

1 - коэффициент дисконтирования;

(1+г)

г - ставка дисконтирования (может быть принята равной ставке рефинансирования, процентной ставке по кредитам, уровню инфляции и т.д.)

Пр - прибыль предприятия за последний отчётный период.

Аналогичный подход предлагается применить для определения уровня капитализации регионального потенциала. Совокупность добавленных стоимостей, созданных местными предприятиями, образует валовой региональный продукт (ВРП), который отражает общую эффективность региональной экономики. Определить уровень капитализации регионального потенциала как сумму будущих ВРП за неограниченный период времени, приведённую к настоящему моменту, предлагается по формуле:

Кр =

„ ВРЩ тг ВРП

LТ7ТТ7 или Кр =-----

(1+г)1 г

(3)

где Кр - уровень капитализации регионального потенциала;

BPni - прогнозируемый валовой региональный продукт в i-ом будущем периоде;

1/(1+г) - коэффициент дисконтирования;

г - ставка дисконтирования (может быть принята равной ставке рефинансирования, процентной ставке по кредитам, уровню инфляции и т.д.)

ВРП - валовой региональный продукт за последний отчётный период.

Показатели прибыли и ВРП предлагается использовать во втором варианте формул в виде данных последнего отчётного периода как наиболее вероятный из возможных вариантов развития событий.

Основной недостаток предлагаемого метода состоит в том, что значение капитализации предприятия и регионального потенциала будет меняться из года в год в связи с регулярным 11

11

Новый университет. 2011. № 5.

ISSN 2221-7347

изменением величины чистой прибыли предприятий и валового регионального продукта. С другой стороны это можно считать и преимуществом метода, поскольку динамика результатов расчётов, проведённых в различные периоды, будет отражать динамику развития предприятия или региона.

Некоторые направления использования предлагаемого подхода покажем на следующих примерах.

Пример 1. На территории муниципального образования «Городской округ - город Ку-дымкар» действует муниципальное унитарное предприятие универмаг «Берёзка». Основной вид деятельности предприятия - розничная торговля продуктами питания и промышленными товарами; дополнительный вид деятельности - предоставление в аренду торговых площадей. В программе социально-экономического развития муниципального образования «Городской округ - город Кудымкар» на 2011-2013 гг. в разделе «Управление муниципальным имуществом» запланирована приватизация указанного предприятия в 2013 году наряду с другими предприятиями (табл. 1).

В момент принятия окончательного решения о приватизации перед администрацией г. Кудымкара возникнет проблема определения рыночной стоимости предприятия. В процессе её решения необходимо будет учесть интересы потенциальных сторон процедуры приватизации. На соответствующем рынке существует достаточное количество конкурентов, которые могли бы принять участие в ней с целью консолидации активов, повышения конкурентоспособности, увеличения собственной доли рынка и увеличения рыночной силы. Возможные будущие акционеры стремясь снизить издержки, связанные с приобретением активов, вполне естественно будут концентрировать усилия на попытках снизить рыночную стоимость универмага, ориентироваться на нижний порог предполагаемой цены продажи.

Напротив, администрация муниципального образования видит перед собой цель приватизации в пополнении доходной части бюджета, поэтому вынуждена обосновывать более высокую стоимость активов, включённых в план приватизации муниципальной собственности. Имеется 11 аналогичных торговых комплексов на территории муниципального образования, однако в последние годы не было прецедентов, связанных с их продажей. Поэтому сравнительный подход расчёта рыночной стоимости предприятия применить не получится. Затратный метод даёт, как правило, меньшие результаты оценки по сравнению с другими методами, а это противоречит целям бюджетной политики администрации муниципального образования.

Таким образом, остаётся использовать метод оценки стоимости предприятия по доходам. Однако используемые в этом случае приёмы не всегда пригодны при оценке стоимости муниципальных унитарных предприятий ввиду организационных и других особенностей. Кроме того, процедура оценки может быть непонятна некоторым участникам приватизации из-за сложности расчётов. Предложенная нами формула (2) лишена некоторых подобных недостатков, достаточно точно отражает суть метода оценки стоимости предприятия по доходам. Кроме того, аналогичные формулы успешно применялись при определении стоимости земли.

Исходные данные и результаты расчёта, а также справочная информация приведены в табл. 1. Аналогичные расчёты проведены в отношении ряда других муниципальных предприятий, действующих на территории муниципального образования «Городской округ - город Ку-дымкар».

Таблица 1

Рыночная стоимость (капитализация) унитарных муниципальных предприятий Кудымкарского муниципального района

№ пп Наименование предприятия Чистая прибыль в сопоставимых ценах 2009 года, тыс. руб. Рыночная стоимость (капитализация) предпри-

2008 год* 2009 год ятий, тыс. руб.

i МУП универмаг «Берёзка» 815,5 783 9104,651

2 МУП «Кудымкарская городская баня» 32 -150 -

3 МУП «Кудымкаргорпроект» 311,7 312,6 3634,884

4 МУП «Кудымкарские городские тепловые сети» 4719,5 7631 88732,56

5 МУП «Надежда» 490,6 523 6081,395

6 Итого 6369,3 9099,6 105809,3

Примечание: * - справочно приведены данные за 2008 год

12

ISSN 2221-7347

Экономика и право

Итак, капитализация интересующего нас МУП универмаг «Берёзка» составляет более 9 млн. рублей. Один из потенциальных объектов приватизации (МУП «Кудымкарская городская баня»), возможно, не заинтересует покупателей ввиду отрицательного значения показателя чистой прибыли. В целом же в результате приватизации указанных в таблице объектов доходная часть бюджета может пополниться на 105,8 млн. рублей согласно представленной концепции.

Пример 2. Субъекты РФ в последнее время вовлечены в процессы, аналогичные тем, что ранее мы наблюдали исключительно в предпринимательской среде. Конкуренция регионов становится одной из тем научно-практических форумов, для определения уровня конкурентоспособности регионов составляются всевозможные рейтинги. Конкуренция за право привлечения ресурсов федерального центра и частных инвесторов весьма велика и критерии оценки возможностей региона разнообразны. Одним из них должен стать уровень капитализации регионального потенциала, который отражает рыночную стоимость имеющихся в региональной экономике активов с точки зрения потенциальных будущих доходов от их использования. Результаты расчётов уровня капитализации для субъектов РФ, входящих в состав Приволжского федерального округа, по предложенным выше формулам представлены в табл. 2.

Таблица 2

Уровень капитализации регионального потенциала субъектов РФ, входящих в состав Приволжского федерального округа

№ пп Наименование субъекта РФ Валовой региональный продукт, млрд. руб. Уровень капитализации

2004 год 2005 год 2006 год 2007 год 2004 год 2005 год 2006 год 2007 год

Приволжский федеральный округ 2284,8 2799,1 3513,6 4391,1 19528,2 25679,8 39040,0 36900,0

i Республика Башкортостан 310,9 381,6 505,2 601,3 2657,3 3500,9 5613,3 5052,9

2 Республика Марий Эл 30,1 33,4 43,7 56,5 257,3 306,4 485,6 474,8

3 Республика Мордовия 38,3 44,3 58,0 77,0 327,4 406,4 644,4 647,1

4 Республика Татарстан 391,1 482,8 605,9 770,7 3342,7 4429,4 6732,2 6476,5

5 Удмуртская Республика 100,8 140,0 164,9 205,8 861,5 1284,4 1832,2 1729,4

6 Чувашская Республика 59,6 69,4 93,2 121,9 509,4 636,7 1035,6 1024,4

7 Пермский край 266,3 327,3 383,8 480,0 2276,1 3002,8 4264,4 4033,6

8 Кировская область 70,7 79,8 97,1 120,2 604,3 732,1 1078,9 1010,1

9 Нижегородская область 241,2 299,7 376,2 473,9 2061,5 2749,5 4180,0 3982,4

10 Оренбургская область 169,9 213,1 302,8 375,1 1452,1 1955,0 3364,4 3152,1

11 Пензенская область 59,7 74,4 88,8 119,9 510,3 682,6 986,7 1007,6

12 Самарская область 327,1 401,8 487,7 600,4 2795,7 3686,2 5418,9 5045,4

13 Саратовская область 151,6 170,9 204,3 261,7 1295,7 1567,9 2270,0 2199,2

14 Ульяновская область 67,5 80,6 102,0 126,7 576,9 739,4 1133,3 1064,7

Ставка дисконтирования (уровень инфляции) 0,117 0,109 0,09 0,119

13

Новый университет. 2011. № 5.

ISSN 2221-7347

Наибольшей капитализацией обладает потенциал Республики Татарстан, уровень капитализации потенциала Пермского края сдвигает его в рейтинге на четвёртую позицию. Однако, мы допускаем, что одного показателя капитализации недостаточно для определения конкурентоспособности региона.

Предлагаемая концепция оценки капитализации предприятий и регионального потенциала имеет значительные возможности для развития. В связи с этим одной из задач дальнейших исследований является поиск новых направлений её практического применения.

Статья поступила в редакцию 07.06.2011.

АЙРАПЕТЯН Дина Георгиевна - ассистент кафедры экономики и управления филиала ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» (г. Кудымкар).

БЕЛЯКОВ Владимир Александрович - кандидат экономических наук, доцент, докторант ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет».

14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.