Научная статья на тему 'Концепция отраслевой структуры в современной теории экономики'

Концепция отраслевой структуры в современной теории экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2139
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТРАСЛИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА / ECONOMIC SECTORS EFFICIENCY / СФЕРЫ ЭКОНОМИКИ / ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА / INDUSTRIAL STRUCTURE / ОТРАСЛЕВЫЕ ПРОПОРЦИИ / SECTORAL MINISTRIES / МЕЖОТРАСЛЕВЫЕ СВЯЗИ И ОТНОШЕНИЯ / СИСТЕМА ОЦЕНОЧНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / ESTIMATES FIGURES SYSTEM / СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНЫХ СЧЕТОВ / NATIONAL ACCOUNTS SYSTEM / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ / ОТРАСЛЕВЫЕ МИНИСТЕРСТВА / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ECONOMIC RESTRUCTURING / ВИДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ / ECONOMIC SECTOR / ECONOMIC AREAS / INDUSTRY PROPORTIONS / CROSS-SECTORAL LINKAGE / RELATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кумехов К.К.

В статье приведены результаты исследования отраслей и отраслевой структуры Российской Федерации. На основании экономического анализа теоретических положений, организации и функционирования отраслевых министерств России обоснована необходимость дальнейшего исследования отраслевой структуры как основы стабильности и эффективности экономики в целом. Установлено, что катастрофический упадок во многих отраслях страны обусловлен разрывом хозяйственных связей между предприятиями и целыми отраслями народного хозяйства. Исходя из этого, рассмотрены теоретические и прикладные аспекты проблемы отраслей и их связей с точки зрения проведения реструктуризации экономики. В результате обоснована необходимость наделения отраслей экономики функциями центров ответственности, предполагающими налаживание более плотных связей с подведомственными предприятиями и смежными сферами. Дано теоретическое обоснование необходимости определения «границ» экономики и ее подразделения на сферы, позволяющие соблюдать определенные пропорции между ними в единой хозяйственной системе. Данный вывод актуален в связи с тем, что за последние годы наметилась четкая тенденция к организации «открытых» информационных систем, тогда как соблюдение пропорций в такой системе невозможно по определению. Исходя из этого, подвергнута сомнению целесообразность использования в полном объеме системы национальных счетов, рекомендованных международными организациями. На основании проведенного анализа предложены принципы организации отраслевых министерств. Кроме этого, предложена схема взаимодействия отраслевых министерств и подведомственных предприятий на период восстановления производственных связей, которая позволит провести качественную реструктуризацию экономики и добиться существенного повышения ее эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of industrial structure in the modern theory of economy

The article submits the findings of research of sectors of the economy and industrial structure of the Russian Federation. Based on the economic analysis of theoretical provisions, organization and functioning of the sectoral ministries of Russia, the author substantiates the need for further research on the industrial structure as the basis of stability and efficiency of the economy as a whole. The paper shows that the catastrophic decline in many sectors of the Russian economy is due to the rupture of economic ties between enterprises and entire sectors of the economy. On this basis, the author considers the theoretical and applied aspects of industry sector issues and their relations from the point of view of economic restructuring. As a result, the paper necessitates the vesting of economic sectors with functions of responsibility centers, which presupposes the establishment of closer links with subordinate enterprises and related industries. The article provides the theoretical rationale for the need to determine the boundaries of the economy and its division in areas, allowing observing certain proportions between them in a single economic system. This conclusion is relevant due to the fact that in recent years there has been a clear trend towards open information systems, whereas an observing of proportions in such a system is impossible by definition. Based on this, the author calls in question the viability of the use of national accounts system to full extent, which is recommended by international organizations. Based on the analysis, the paper proposes the principles of organization of sectoral ministries. In addition, the author proposes a scheme of interaction between sectoral ministries and subordinate enterprises for the period of industrial relations recovery, which would allow carrying out a qualitative restructuring of the economy and achieving a significant increase of its efficiency.

Текст научной работы на тему «Концепция отраслевой структуры в современной теории экономики»

ПРОБЛЕМЫ. ПОИСК. РЕШЕНИЯ

УДК 338.26.015.1.

концепция отраслевой структуры

в современной теории экономики

К.К. КУМЕХОВ, доктор экономических наук, профессор кафедры финансов Е-mail: komeh@yandex.ru Одинцовский гуманитарный университет

В статье приведены результаты исследования отраслей и отраслевой структуры Российской Федерации. На основании экономического анализа теоретических положений, организации и функционирования отраслевых министерств России обоснована необходимость дальнейшего исследования отраслевой структуры как основы стабильности и эффективности экономики в целом.

Установлено, что катастрофический упадок во многих отраслях страны обусловлен разрывом хозяйственных связей между предприятиями и целыми отраслями народного хозяйства. Исходя из этого, рассмотрены теоретические и прикладные аспекты проблемы отраслей и их связей с точки зрения проведения реструктуризации экономики. В результате обоснована необходимость наделения отраслей экономики функциями центров ответственности, предполагающими налаживание более плотных связей с подведомственными предприятиями и смежными сферами.

Дано теоретическое обоснование необходимости определения «границ» экономики и ее подразделения на сферы, позволяющие соблюдать определенные пропорции между ними в единой хозяйственной системе. Данный вывод актуален в связи с тем, что за последние годы наметилась четкая тенденция к организации «открытых» информационных систем, тогда как соблюдение пропорций в такой системе невозможно по определению. Исходя из этого, подвергнута сомнению целесообразность использования в полном объеме системы национальных счетов, рекомендованных международными организациями.

На основании проведенного анализа предложены принципы организации отраслевых министерств.

Кроме этого, предложена схема взаимодействия отраслевых министерств и подведомственных предприятий на период восстановления производственных связей, которая позволит провести качественную реструктуризацию экономики и добиться существенного повышения ее эффективности.

Ключевые слова: отрасли народного хозяйства, сферы экономики, отраслевая структура, отраслевые пропорции, межотраслевые связи и отношения, система оценочных показателей, система национальных счетов, эффективность отраслей экономики, отраслевые министерства, реструктуризация экономики, виды экономической деятельности, сектора экономики

Введение

В 2003 г. в современной теории экономики термин «виды экономической деятельности» сменил привычное понятие «отрасли»1, однако их содержание, противоречия, связи и свойства, которыми они обладают в единой хозяйственной системе, изучены крайне слабо. Более того, старые проблемы, присущие отраслям, дополнились новыми, которые свойственны именно видам экономической деятельности (ВЭД). Причем ВЭД используются для выбо-

1 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД): утвержден постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 №2 454-ст (вступил в действие 01.01.2003).

ра экономическими субъектами на микроуровне (на уровне предприятия) и удобны для экономического анализа именно на этом уровне. Несмотря на явную актуальность ситуации с прикладной точки зрения, нет внятной концепции исследования как ВЭД, так и отраслей.

Характерно, что сам термин «отрасль» не выведен из обращения и используется в правительственных документах. Так, в постановлении Правительства РФ от 14.07.2012 № 717 указывается, что Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, а также сфер деятельности агропромышленного комплекса с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Сельское хозяйство позиционируется в данном случае как ведущая отрасль экономики, а скотоводство, овощеводство, плодоводство — как подотрасли2.

В том или ином контексте можно встретить простую констатацию давно сложившихся понятий, принципов формирования, классификации и действующую систему оценочных показателей. В то же время о явных и латентных свойствах отраслей, механизмах их взаимодействия в экономической системе, системе показателей, характеризующих отрасли как «внутри» так и «вне» экономической среды, о межотраслевой конкуренции, а также о том, как имеющиеся научные представления влияют на процессы функционирования Правительства РФ, проведено очень мало исследований. Оно и понятно, если сам термин исчез из общероссийского классификатора.

Между тем, очевидно, что без ясного понимания существа указанных вопросов не может быть и речи о синтезе фундаментальных знаний, которые являются основой проведения структурных преобразований, позволяющих насыщать в полном объеме бюджеты всех уровней. Кроме того, знание свойств отдельных отраслей в единой системе и состояния межотраслевой конкуренции позволит поддерживать необходимый уровень конкурентоспособности на международной арене и решать стратегические задачи развития на длительную перспективу. Даже самые передовые технологии

2 О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: постановление Правительства РФ от 14.07.2012 № 717.

и техническое оснащение не дадут ожидаемого результата без создания адекватной экономическим условиям государства отраслевой структуры.

Так сложилось, что многие экономисты почему-то считают данное направление исследований наследием «планового хозяйства», не видят никаких перспектив практического применения формализованных знаний. На самом деле социалистическая система планового хозяйства была основана на отраслевой структуре, в которой в наибольшей степени учитывались свойства отраслей, связи и отношения между ними. На самом высоком уровне управления позиционировалось, что руководство экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, которые разрабатывались на основе отраслевого и территориального принципов. «Демократический централизм» позволял сочетать централизованное управление с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций. При этом общее руководство и координация осуществлялись единым общесоюзным органом — Госпланом СССР, который решал все поставленные перед ним задачи на основе рационального сочетания отраслевого и территориального развития [8].

Не вдаваясь в политические аспекты того, почему данная система оказалась нежизнеспособной, полагаю, что с научной точки зрения крах системы во многом был обусловлен тем, что ее основой была идеология, а научные представления об отраслях, как таковых, так и не были сформулированы.

В современной экономической теории «идеальная» модель рыночной экономики не рассматривает отрасль и отраслевую структуру как некий центр прямого влияния на происходящие в экономике процессы. Она отождествляется с понятием «совершенная конкуренция», которой при решении главных экономических задач рыночной экономике нет альтернатив. В обоснование приводятся либеральные идеи о том, что рынок обеспечивает взаимосвязь производства и потребления, что гарантирует общественную оценку результатов труда обособленных производителей. На этой основе создаются условия для стимулирования высокой эффективности производства.

Для организации управления, в частности в США, экономику подразделяют на 3 институциональные структуры: 1) частный сектор, который включает частных лиц, коммерческие компании,

некоммерческие структуры; 2) государственный сектор в лице правительства и его органов; 3) международный сектор, представленный компаниями, связанными с экспортом и импортом3. Данная система признает рынок в качестве эксклюзивного центра управления, в который формирует некий консенсус для взаимодействия между покупателями, продавцами, владельцами ресурсов. При этом правительство не оказывает существенного влияния на процессы, меры государственного регулирования очень слабы. Следует отметить, что данная конфигурация служит не для достижения неких общих целей, как повышение благосостояния всего народа, рациональное использование природных ресурсов, сохранение природной среды и т.д.

Кроме этого, некоторые экономисты предлагают для целей управления и анализа применять секторальную классификацию, в основе которой заложен «континуум (лат. continuum — непрерывное) как расстояние от природной среды»4. Данная классификация предлагает наличие 5 секторов в экономике. 1-й сектор включает предприятия добывающих отраслей, сельское и лесное хозяйство, рыболовство и др. 2-й сектор — предприятия переработки, строительства, обрабатывающих отраслей и др. В 3-й сектор включаются предприятия сферы торговли и услуг. 4-й сектор состоит из административных структур, учреждений науки и образования, культуры и пр. И, наконец, 5-й сектор включает топ-менеджеров ведущих корпораций или должностных лиц правительственного уровня, обеспечивающих принятие решений в обществе или экономике в масштабе государства. Данная классификация используется также в большей степени не для прямых управленческих воздействий, а для информационного обеспечения.

Таким образом, можно полагать, что при социализме внедрение плановой экономики, опирающейся на отраслевую структуру, происходило на интуитивном уровне, при отсутствии внятной научной теории, объясняющей содержание и свойства отраслей. Одновременно они были признаны неотъемлемой частью системы управления глобальной экономикой в виде системных регуляторов.

Тогда как идеологи рыночной экономики почти не рассматривают отрасль или сектор экономи-

3 URL: 11йр://эконгуру.сот/введение в экономику/экономика-система-рынок-структуры.Ь1т1.

4 Розенберг М. Сектора экономики. URL: http://geography. about.com/od/urbaneconomicgeography/a/sectorseconomy.hlm.

ки как элемент системы прямого управления на макроуровне. Используя секторальное деление, приходим к выводу, что конфигурацию взаимодействия между субъектами определяет рынок, тогда как циклическая взаимосвязь между секторами не определяется. Кроме этого, модель экономической системы для информационного обеспечения является открытой.

Такой подход существенно меняет роль отраслей и их органов в управлении экономикой. Так, в соответствии с Положениями о министерствах в Российской Федерации, утверждаемых постановлениями Правительства РФ, которые представляют отрасли, видно, что основные их функции связаны с информационным обеспечением, с ограничением возможности проведения самостоятельной отраслевой политики и управленческого влияния на подведомственные хозяйствующие субъекты.

В таких условиях отрасль является некой совокупностью самих по себе существующих хозяйствующих субъектов, которых объединяет некое сходство по ряду признаков. Показатели функционирования отраслей, если таковые и предусмотрены, являются в лучшем случае специфическими индикаторами. Кроме этого, процессы глобализации вообще сводят роль отрасли в экономической системе отдельно взятого государства к символическому уровню. Интересно, что президент США Б. Обама не раз высказывался в том плане, что стихия рынка нуждается в зорком оке государства. Получается, государственное управление может успешно дополнять рыночную стихию, даже более того — должно дополнять?

Теоретические аспекты проблемы

Внутреннее содержание термина «отрасль» как научной категории во многом определяется исходя из его определения. Ведущие отечественные экономисты трактуют ее по-разному. Так, по мнению профессора Б.А. Райзенберга, «отрасль представляет собой часть экономики, область производственно-экономической деятельности, в которую входят объекты, обладающие единством выполняемых функций, применяемых технологических процессов» [9].

В экономической энциклопедии под редакцией А.М. Румянцева классификация отраслей народного хозяйства представляет собой «распределение предприятий и хозяйственной деятельности по качественно однородным группам — отраслям народного

хозяйства, характеризующимся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда и играющими специфическую роль в процессе расширенного производства» [10].

К. Маркс выделял отрасли как форму общественного разделения труда. «Если иметь в виду лишь самый труд, то разделение общественного производства на его крупные роды, каковы земледелие, промышленность и т.д., можно назвать общим (imFllgemeinen) разделением труда, распределение этих родов производства на виды и подвиды — частным (imBesonderen) разделением труда, а разделение внутри мастерской — единичным (imEinzelnen) разделением труда» [5]. Согласимся, что представленная отраслевая структура стройная и понятная, удобная для экономического анализа.

По мнению А.Н. Азраиляна, «отрасль — это совокупность предприятий и организаций, для которых характерна общность выпускаемой продукции, технологии производства, основных фондов и профессиональных навыков работающих» [1]. По «степени участия» в создании общественного продукта он, как и большинство авторов, подразделяет их на отрасли материального производства: промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство, транспорт и т.д., и отрасли непроизводственной сферы — «сферы обслуживания»: наука, образование, культура, медицина и др. Отрасли экономики, на взгляд А.Н. Азраиляна, формируются по принципу «чистых отраслей», т.е. в них включаются однородные ВЭД, без учета ведомственной принадлежности. На этом основании он подразделяет хозяйственную отрасль, которая может включать множество предприятий, на которых производится большое разнообразие продукции. Выделение «чистых отраслей», по мнению ученого, необходимо для составления межотраслевых балансов и ведения системы национальных счетов.

Определение отрасли Л.И. Лопатниковым мало чем отличается от приведенного ранее определения, за исключением того, что, по мнению ученого, «совокупность фирм», выпускающих определенный товар или услугу, еще и «конкурируют между собой на рынке» [4].

Таким образом, в современной экономической теории в основе формирования отраслей главным признаком принято считать назначение и потребительские качества конечного продукта или вида услуг. Затем учитывается набор средств производства, предметов труда, технологии и квалификация работников, участвующих в процессе создания

продукта. На этом основании народное хозяйство принято подразделять на 2 сферы: сферу материального производства и непроизводственную сферу. В первом случае в состав сферы включаются, в частности: промышленность, строительство, сельское хозяйство, лесное хозяйство, грузовой транспорт, связь в части обслуживания производственных предприятий, торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, заготовки сельскохозяйственной продуктов и прочие сектора материального производства.

В непроизводственную сферу входят, в частности: государственное управление и оборона страны, общественные организации, учреждения и организации культурно-бытового обслуживания населения, пассажирский транспорт и связь в части обслуживания населения и учреждений непроизводственной сферы, научные учреждения и организации, финансовые и кредитные учреждения [9].

Таким образом, научное представление об отраслях ограничивается констатацией объединяющих признаков, в то время как наука должна дать объективное представление о том:

1) следует ли выделять отрасль в экономической системе как центр ответственности за развитие определенного сектора экономики, замыкающего на себе систему прямых и обратных связей с подведомственными предприятиями?;

2) какими должны быть полномочия отрасли при налаживании межотраслевых связей и отношений?;

3) как должно осуществляться взаимодействие между отраслью и неким координирующим органом или органами?;

4) какими должны быть условия обоснования необходимости введения в организационную структуру экономики новых отраслей и их ликвидации?;

5) почему структура ВЭД, закрепленная в классификаторе ОКВЭД, не перекрывает старой структуры отраслей, закрепленных в классификаторе ОКОНХ?5 В итоге проведение сравнительного анализа становится затруднительным, а по отдельным отраслям и вовсе невозможным: прерывается статистический ряд.

Среди указанных пунктов два последних являются, пожалуй, первоочередными, ведь прежде

5 ОКОНХ — Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства: утвержден Госкомстатом СССР, Госпланом

СССР, Госстандартом СССР 01.01.1976.

чем ответить на предыдущие пункты, необходимо разработать условия, которые необходимо соблюсти для открытия министерства, органа, призванного осуществлять функции управления отраслью.

В настоящее время в структуре экономики России отрасли представлены соответствующими министерствами и ведомствами, осуществляющими координацию деятельности отдельных министерств. В соответствие со ст. 9 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» назначение и освобождение от должности федерального министра происходит по указанию Президента РФ по представлению Председателя Правительства РФ [6]. В соответствии со ст. 12 того же закона, Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и ведомств. В самих министерствах функции осуществляются в соответствии с положением о министерстве.

При исследовании перечня состава министерств и ведомств Российской Федерации6 и его сопоставлении с принятой научной классификацией, с подразделением на сферу производства и непроизводственную сферу, становится очевидно, что министерства и ведомства сформированы без должного учета специфики выполняемых функций, анализа роли и места тех или иных министерств и ведомств в экономике в целом. Так, под эгидой Министерства промышленности и торговли РФ объединены сектора экономики, которые целесообразно было бы выделить в отдельные министерства. Очевидно, что предприятия, производящие средства производства, целесообразно объединить в одно министерство, а предприятия, производящие предметы потребления, — в другое и т.д.

Конечно, такие рекомендации основаны на исследовательских предположениях. Научное же обоснование необходимости образования какой-либо отрасли возможно только с использованием идеальной замкнутой универсальной экономической модели [3]. В ней отрасли должны выполнять функции центров ответственности, осуществляющие при взаимодействии с подведомственными предприятиями стратегическое планирование, оперативное руководство и контроль за состоянием сектора экономики. В настоящее время деятельность отраслевых министерств «заточена» на обеспечение производства одной, в лучшем случае — нескольких

6 Федеральные органы исполнительной власти России. URL: http://gov.ru/main/ministry/isp-vlast44.html.

товарных групп. При этом они почти не занимаются составлением межотраслевых заказов. Из-за этого, безосновательно полагаясь на «рыночные механизмы», подведомственные предприятия других, взаимосвязанных секторов не хотят брать на себя излишних рисков. Это подрывает основу межотраслевых связей. Такое взаимодействие предприятий и отраслевых министерств полностью вписывается в «рыночную идеологию», однако, как показывает практика, ее эффективность, мягко говоря, далека от желаемой. Трудно навести должный порядок в хозяйстве, когда почти никто ни за что не отвечает.

Эмпирический анализ

Ценность теоретических исследований отраслевой структуры экономики в целом, отдельных отраслей и секторов экономики, механизмов взаимодействия между ними определяется тем, в какой степени эти знания используются на практике, при формировании организационной структуры, представленной составом и соотношением отдельных министерств и ведомств, объединенных под руководством Правительства РФ.

Как показывает опыт зарубежных стран, там правительства формируются двумя основными способами, специфические черты которых определяются степенью участия парламентов в этом процессе. Внепарламентский способ формирования правительств применяется в президентских республиках, а парламентский способ формирования правительства — в странах с парламентарными формами правления. Полномочие на формирование правительства в этих странах получает та партия или партийная коалиция, которая победила на выборах и получила большинство мест в парламенте (точнее — в нижней палате)7.

Вне зависимости от способов формирования правительства и его структуры встает вопрос о целесообразности таких процедур. Отраслевая структура экономики в лице действующих министерств не может объективно быть предметом политических торгов, ведь она должна полностью формироваться с учетом научного подхода, с кропотливым анализом реальной экономической ситуации в каждом отдельном государстве. От того, какая партия придет к власти, экономические законы и отраслевая структура, выстроенная с учетом этих законов, не

7 Порядок формирования и структура правительств зарубежных стран. URL: http://studylaw.narod.ru/mishin/mishin_ 10 2.htm.

Рынок

должны изменяться. Тем не менее в настоящее время структура Правительства РФ и подведомственных ему министерств формируется по зарубежным лекалам, в лучшем случае с внесением изменений «с учетом национальных особенностей». При этом работа по принципу — минимум вмешательства государства и максимум предпринимательства и предприимчивости — приводит к тому, что значительно ослабевает, если вовсе не теряется связь между отраслевыми органами и подведомственными предприятиями. Первые практически не оказывают системной помощи, вторые не подотчетны представителям отраслей на местах (если таковые существуют вообще). Схема взаимодействия предприятия и отрасли приведена на рис 1.

Как следует из анализа рис. 1, связь между предприятием и его министерством односторонняя, в основном информационная. Отраслевые структуры занимаются в основном сбором информации, которую в переработанном виде представляют в соответствующие структуры правительства. Те, в свою очередь, на основании этих данных и данных статистических органов принимают управленческие решения, которые посредством рыночных механизмов доводятся до предприятий. Как видно из схемы, реальные связи между смежными отраслевыми структурами отсутствуют напрочь. Вернее сказать, на их состояние соответствующие министерства даже при желании повлиять не могут, ведь взаимодействие между их подведомственными предприятиями регулируются с помощью рынка. Для оценки целесообразности такого взаимодействия следует обратить внимание на характер связей. Привычные нам экономические и производственные связи действуют в звене «предприятие — рынок». Рынок в данном случае выступает в лице контрагентов. В звеньях «предприятие — отрасль» и «отрасль — правительство» связь в основном информационная. Правительство, в свою очередь, взаимодействует с рынком посредством правовых связей, выдавая рекомендации по решению разных проблем, устанавливая «правила игры» на рынке.

Таким образом, происходит практический разрыв между подведомственными предприятиями и отраслевыми министерствами, что усугубляет и без того слабые хозяйственные связи. Такая де-

ПРАВИТЕЛЬСТВО

Предприятие

Министерство

Рис. 1. Схема взаимодействия предприятия

и отрасли в рыночных условиях

централизация продолжает линию на дальнейшее ослабление хозяйственных связей и, как следствие, закономерно ведет к дальнейшему упадку в сфере реального производства.

Не способствует налаживанию связей и существующая организационная отраслевая структура, которую возглавляет действующее правительство. Всякий согласится, что ему совсем не лишним было бы иметь научно обоснованную программу совершенствования организационной структуры аппарата управления, которая должна основываться на обобщении практики государственного строительства, исследованиях ученых (прежде всего экономистов и юристов), имеющих необходимую теоретическую базу для научного подхода к решению структурных вопросов.

При анализе организационной структуры нынешнего Правительства РФ видно, что основным критерием структурирования является сфера деятельности. Вышеуказанное подразделение разделение экономики на производственную и непроизводственную сферы не в полной мере отражает структурные особенности составляющих элементов.

Поэтому для налаживания более эффективного взаимодействия между министерствами, исходя из нынешнего состава, было бы целесообразно подразделить министерства на 4 сферы и 2 блока (рис. 2). В отсутствие четкой концепции обоснования отраслевой структуры экономики, применение данной классификации целесообразно при налаживании финансовых связей между министерствами. В ее основу заложен критерий характера участия в создании и потреблении общественного продукта. В этот критерий не вписывается импровизированный блок по развитию отдельных регионов. Конечно, их можно было бы сформировать в качестве подразде-

Проблемы. Поиск. Решения Problem. Research. Solution - 44 -

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Блок министерств по координации деятельности и стратегическому развитию

1. Министерство экономического развития РФ.

2. Министерство финансов РФ

Сфера производства

1. Министерство промышленности и торговли РФ.

2. Министерство сельского хозяйства РФ.

3. Министерство строительства

и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

4. Министерство энергетики РФ

Сфера обслуживания и коммуникаций

1. Министерство природных ресурсов и экологии РФ.

2. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ.

3. Министерство транспорта РФ

Социальная сфера

1. Министерство здравоохранения РФ.

2. Министерство культуры РФ.

3. Министерство образования и науки РФ.

4. Министерство спорта РФ.

5. Министерство труда

и социальной защиты РФ

Оборонно-правовая сфера

1. Министерство внутренних дел РФ.

2. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Министерство иностранных дел РФ.

4. Министерство обороны РФ.

5. Министерство юстиции

РФ

Рис. 2. Распределение министерств по сферам деятельности

лений Министерства регионального развития РФ, но его в сентябре 2014 г. закрыли8.

Минрегион России, растерявший за последние два года большую часть ключевых полномочий, будет расформирован, его работу поделят между 5 министерствами. Решение принято в связи с тем, что были созданы органы управления, которые занимаются решением вопросов социально-экономического развития регионов по территориальному признаку, а полномочия в сфере строительства и ЖКХ переданы министерству, которое было создано в ноябре 2013 г. В этом контексте стало очевидно, что дальнейшая работа Министерства регионального развития РФ нецелесообразна. Полномочия Минрегиона России будут распределены между Минэкономразвития, Минфином, Минюстом, Министерством строительства и ЖКХ, Минкультуры России.

8 Об упразднении Министерства регионального развития Российской Федерации: Указ Президента РФ от 08.09.2014 № 612.

В отсутствие федерального закона о стратегическом планировании, когда развитие экономики происходит путем реализации различных государственных программ, схема взаимодействия отраслевых министерств и ведомств происходит по определенной схеме (рис. 3).

Таким образом, в указанном виде государственные программы носят локальный характер, они не являются составными частями глобальной стратегии развития, в связи с чем не могут способствовать развитию системы в целом. Дело в том, что программы не гарантируют налаживания долговременных отраслевых связей как основы развития реальной экономики. За счет бесконечного распределения и перераспределения финансовых ресурсов между отраслями путем лоббирования групповых интересов подрывается инвестиционный климат [2].

Особого внимания в такой ситуации заслуживает система оценки эффективности экономики в целом и ее отраслей. Она призвана освещать состояние экономики посредством системы качес-

-43 (280) - 2014-

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: NATIONAL INTERESTS:

приоритеты и безопасность priorites and security

Рис. 3. Схема принятия решения и реализации государственных программ развития экономики

твенных и количественных показателей, способствующих выработке эффективных управленческих решений. В настоящее время для анализа и оценки эффективности отраслевой структуры экономики РФ в целом используют систему национальных счетов. В соответствии с постановлением Госкомстата России от 31.12.1997 N° 99 «Об утверждении Положения об Управлении национальных счетов» указанное Управление национальных счетов является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Госкомстата России. Среди основных задач управления в части исследования и оценки отраслевой структуры значатся исследование макроэкономических пропорций, тенденций, межотраслевых связей, структуры издержек, соотношения спроса и предложения по секторам и отраслям экономики на основе разрабатываемых показателей национальных счетов и межотраслевых балансов. Кроме этого, подготовка данных по национальным счетам и по межотраслевым балансам производства и распределения продукции и услуг в экономике Российской Федерации для публикаций статистических сборников и других статистических материалов.

Основными функциями Управления национальных счетов при решении этих задач являются, в частности: организация сбора, обработки и представления статистической информации; согласование программ проведения отраслевых (ведомственных) статистических наблюдений; совместная подготовка с отраслевыми Управлениями и ЦИСР при Мосгоркомстате методологических положений по расчетам показателей, основанных на методологии национальных счетов на региональном уровне; проведение контроля качества региональных расчетов и их сводки на федеральном уровне и др. [7].

Для итоговой оценки эффективности функционирования отраслей чаще применяют долю той или иной отрасли в структуре ВВП. Например, по

данным Федеральной службы государственной статистики за 2012 г., доля отраслей в структуре ВВП России составила:

• сельское и лесное хозяйство, рыболовство -

3,9%;

• добыча полезных ископаемых - 10,9%;

• обрабатывающая промышленность - 15,2%;

• производство и распределение электроэнергии, газа и воды, прочие коммунальные услуги - 5,1%;

• строительство - 6,5%;

• торговля - 19,7%;

• транспорт и связь - 8,2%;

• финансы и услуги - 17,1%;

• государственное управление, образование, здравоохранение и военная безопасность - 13,5%. Наряду с долей той или иной отрасли в структуре ВВП для характеристики видов деятельности публично применяются некоторые натуральные показатели, которые носят промежуточный характер, в то же время они дают количественную характеристику явлений и процессов, имеющих очень важное значение для соблюдения пропорций. Например: вес собранного урожая зерновых и зернобобовых, произведенная добыча полезных ископаемых — нефти, газа, угля и пр. В отраслях, динамика которых выглядит совсем плохо, натуральные показатели не приводятся, или, чтобы с ними ознакомиться, требуется приложить много усилий.

Действующая ныне система национальных счетов является «открытой»9. Она была создана при взаимодействии Госкомстата России с ОЭСР, МВФ, Статистическим комитетом СНГ, Центральным банком России, Министерством экономики РФ, Центром экономической конъюнктуры, ИСЭИ, МЭСИ и другими органами. В основу системы нацио-

9 Система национальных счетов. URL: http://rus-lib.ru/ Ьоок/31М>/17/008-105.Мт1.

нальных счетов (СНС) были заложены принципы расчетов Европейской системы интегрированных экономических счетов (ЕСИЭС). В настоящее время СНС РФ пересматривается в соответствии с новым международным методологическим стандартом по национальным счетам, принятым в 1993 г. ООН, ОЭСР, МВФ, МБ и Евростатом. В формализованном виде национальные счета представляют собой систему взаимосвязанных статистических показателей, представленных в виде счетов и таблиц, характеризующих макроэкономические процессы.

Очевидно, что вышеописанная система построена без учета сложной отраслевой структуры экономики России. Важнейшая функция управления отраслями — информационное обеспечение, в настоящее время переложена на статистические органы, которые наряду с другими массовыми явлениями ведут мониторинг состояния экономики. При этом работники статистических органов по определению не в полной мере компетентны в выборе ряда технико-технологических показателей, которые в некоторых отраслях не менее значимы, чем финансовые потоки. И, наконец, нет внятных механизмов ответственности за достижение прогнозируемых параметров на макро- и мезоуровне.

С учетом особенностей и нынешнего состояния экономики России такое положение ущербно, ведь оно лишает отрасли достаточного и качественного информационного обеспечения.

Заключение

Для научного обоснования сущности и роли отраслей и отраслевой структуры в организации управления экономикой в целом необходимо соблюдение нескольких условий.

Во-первых, экономическая система должна быть замкнутой. Замкнутость экономической системы означает четкое визуальное представление о границах экономической системы и ее ориентацию на развитие «в себе». Эти границы не совпадают с географическими границами, ведь в состав экономической системы наряду с внутренними активами должно быть включено имущество государства и резидентов за пределами географических границ. При этом имущество нерезидентов внутри страны должно быть учтено обособленно.

Во-вторых, должна быть определена «масса» экономики как совокупность активов всех субъектов системы в денежном выражении. В оптимальных условиях «масса» экономики должна постоянно

расти, в том числе и за счет вовлечения новых активов в хозяйственный оборот. Замкнутость системы в данном случае не означает изоляции, а есть лишь необходимое условие разработки и соблюдения отраслевых пропорций. Невозможно по определению составить пропорции в «открытой» системе. В лучшем случае это будет приспособление одной отрасли к другой без перспектив получения синер-гетического эффекта от системы в целом.

В этих условиях целесообразно, как было сказано выше, выделение отраслей «чистых» и «хозяйственных». Причем, если в первом случае такое выделение служит для информационных целей, то хозяйственные отрасли должны быть представлены хозяйствующими органами, в лице соответствующего министерства. Создание и изменение отраслевой структуры должны осуществляться, во-первых, путем изменения связей между существующими отраслями, во-вторых, путем образования (преобразования, ликвидации) структурных единиц всего аппарата министерства. В определенной степени это деление организационных мероприятий условно, ведь изменение строения всегда отражается на сложившихся взаимоотношениях. Очевидно, что совершенствование отраслевой структуры предполагает решение вопросов о компетенции или, одновременно, о строении и компетенции какой-то ее части или системы в целом.

При этом организация министерств должна происходить с соблюдением определенных принципов, к которым целесообразно отнести:

1) принцип целостности;

2) принцип функционирования в замкнутой системе;

3) принцип достаточного ресурсного обеспечения;

4) принцип пропорциональности и интегриро-ванности в экономическую систему;

5) принцип синергетического эффекта.

Принцип целостности означает целостность всей

экономической системы, всех ее сфер деятельности, имущественного комплекса, подчиненных единой юрисдикции и государственному управлению.

Второй принцип означает, что отрасль в лице министерства не может функционировать вне экономической системы и имеет смысл только в замкнутой системе, с определением ее роли и места в этой системе. Данный принцип также предполагает существенное изменение характера информационного обеспечения, перехода от «открытой» системы, основанной на локальных балансах и индикаторах,

допускающих существенные искажения достоверности информации, к составлению общегосударственного бухгалтерского баланса, составленного на основе балансов отрасли.

Принцип достаточного ресурсного обеспечения означает, что отрасли в лице своих органов управления могут действовать или быть вновь организованными, если для этого в государстве есть достаточное ресурсное обеспечение: естественные и производственные ресурсы. Их отсутствие в какой-то момент времени не означает, что создание отрасли невозможно. Необходимость организации отраслевых министерств, с учетом конкретных условий, может быть смоделирована.

Процесс реформации может принимать и другие экономические формы, что можно наблюдать на примере преобразования отраслевого министерства геологии в ОАО «Росгеология», которое в свою очередь было преобразовано в государственную компанию. Предполагалось, что изменение организационно-правовой формы позволит осуществлять государственные функции в сфере геологоразведки на основе доверительного управления; внедрить механизмы государственно-частного партнерства в целях дофинансирования геологоразведочных программ в необходимом объеме за счет внебюджетных источников; провести техническое перевооружение с учетом особенностей техногенных отходов (потенциальных техногенных месторождений). Рабочую группу по реструктуризации возглавлял академик РАН, директор Института проблем нефти и газа РАН А.Н. Дмитриевский.

Отметим, что «Росгеология» является российским геологическим холдингом, созданным в 2011 г. по указу Президента РФ и объединившим государственные геологоразведочные предприятия различного профиля. Он выполняет весь комплекс геологоразведочных работ по твердым полезным ископаемым в России и за рубежом. В октябре 2014 г. в ответ на экономические санкции против российских нефтяников госкомпания была преобразована в государственную корпорацию. Ее создание на базе госкомпании «Росгеология» позволит обеспечить независимость России в сфере геологоразведки10.

Принцип пропорциональности и интегриро-ванности в экономическую систему определяет параметры отрасли относительно смежных секторов

10 Подобедова Л. Россия создаст госкорпорацию в геологоразведке в ответ на санкции // РБК. 13.10.2014. URL: http://top. rbc.ru/business/12/10/2014/543a74ebcbb20fD9d2810a2b.

экономики внутреннего и внешнего потребления. Эти параметры определяются системой стоимостных и натуральных показателей. Целесообразность организации отраслевых структур в решающей степени определяется степенью их интегрирован-ности в общую систему. Она определяется системой качественных и количественных характеристик производственных и иных связей.

Принцип синергетического эффекта предполагает, что отраслевые министерства могут быть организованы в том случае, если от этого повышается эффективность деятельности подведомственных структур и системы в целом. Основным инструментом достижения такого эффекта является система производственных и экономических связей, а также отношений внутри системы.

Соблюдение вышеуказанных принципов в нынешнем положении экономики РФ должно в максимальной степени соответствовать налаживанию производственных связей. Как показывает действительность, безосновательное упование на рыночные механизмы привело только к разрыву имевшихся связей и почти полной ликвидации важнейших, базовых отраслей народного хозяйства. В их восстановлении главную роль призваны взять на себя отраслевые министерства, которые должны взаимодействовать по-новому. Предполагаемая схема взаимодействия должна быть ориентирована на налаживание производственных связей между отраслями экономики с участием и под гарантии Правительства РФ. Основой этих отношений должен стать отраслевой заказ.

Безусловно, сторонники либеральной экономики будут не в восторге от этого мероприятия, потому что не хотят понимать, что одним из самых главных условий подъема реального производства является гарантия сбыта продукции. В то же время надо признать, что гарантии Правительства РФ не будут действовать бесконечно долго, это лишь временная мера. Зададим себе резонный вопрос: что будет после того, как гарантии перестанут действовать? Вариант контркризисных мер можно сформулировать на примере сельского хозяйства. Ориентиром может быть введение в оборот всех 140 млн га пашни, которыми располагает Россия, обеспечение потребности в продукции животноводства за счет собственного производства (хотя бы до уровня 90% от объема внутренних потребностей). До тех пор пока этого не произойдет, целесообразно ввести через отраслевые органы систему государственных закупок продукции сельского хозяйства по стиму-

лирующим ценам. Нынешняя интервенционная политика, хотя и стимулирует в определенной степени производство, но она забюрократизирована, значительная часть выделяемых средств используется не по назначению. Так проблема импортозамеще-ния решится еще не скоро.

Такой подход предполагает итеративное изменение схемы взаимодействия отраслевых министерств, вариант которой представлен на рис. 4.

Оно предполагает налаживание взаимодействия в звене «предприятие — отрасль», в котором предприятие формирует заказ для отрасли на материально-техническое обеспечение. В свою очередь министерство гарантирует, что в случае, если продукция предприятия будет в полной мере соответствовать требованиям, она будет реализована по гарантированным ценам. Уровень этих цен определяется в звеньях «отрасль — координирующий блок министерств» и представляется для утверждения в Правительство РФ. Правительство устанавливает «правила игры» на рынке и регулирует финансовые потоки. Такое взаимодействие во многом сгладит негативное влияние межотраслевой конкуренции в борьбе за финансовые ресурсы.

Очевидно, что налаживание указанного взаимодействия связано с тщательной плановой и методической работой соответствующих органов. В то же время следует учитывать, что современный уровень компьютеризации создает исключительно благоприятные условия для работы, в значительной степени позволяет осуществлять необходимые сбор и обработку информации в кратчайшие сроки.

Список литературы

1. Азраилян А.Н. Новый экономический словарь / под ред. А.Н. Азраиляна. 3-е изд. М.: Институт новой экономики, 2009. 1088 с.

Координирующий блок министерств

Отрасль

Отрасль

Рис. 4. Схема взаимодействия предприятий и отраслей в период восстановления производственных связей

2. Асеева М.А. Основные элементы системы государственной поддержки малого предпринимательства. М.: Полиграф-Плюс, 2014. С. 103-109.

3. Кумехов К.К. О проблемах и направлениях дальнейшего развития современной экономической теории // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 20. С. 47-56.

4. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь: словарь современной экономической науки. 5-е изд. М.: Дело, 2003. 520 с.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Собрание сочинений. Изд. 2. Т. XXIII. М.: Госполитиздат, 1960. 907 с.

6. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 12.03.2014).

7. Об утверждении Положения об Управлении национальных счетов: постановление Госкомстата РФ от 31.12.1997 № 99.

8. Об утверждении Положения о Государственном плановом комитете СССР (Госплане СССР): постановление Совет Министров СССР от 17.06.1982 № 544 (с изм. и доп. от 12.07.1984).

9. РайзенбергБ.А. Курс экономики. М.: Инфра-М, 1999. С. 27.

10. Румянцев А.М. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия. М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1975. С.152,153.

National interests: priorities and security Problem. Research. Solution

ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)

THE CONCEPT OF INDUSTRIAL STRUCTURE IN THE MODERN THEORY OF ECONOMY

Konstantin K. KUMEKHOV Abstract

The article submits the findings of research of sectors of the economy and industrial structure of the Russian Federation. Based on the economic analysis of theoretical provisions, organization and functioning of the sectoral ministries of Russia, the author substantiates the need for further research on the industrial structure as the basis of stability and efficiency of the economy as a whole. The paper shows that the catastrophic decline in many sectors of the Russian economy is due to the rupture of economic ties between enterprises and entire sectors of the economy. On this basis, the author considers the theoretical and applied aspects of industry sector issues and their relations from the point of view of economic restructuring. As a result, the paper necessitates the vesting of economic sectors with functions of responsibility centers, which presupposes the establishment of closer links with subordinate enterprises and related industries. The article provides the theoretical rationale for the need to determine the boundaries of the economy and its division in areas, allowing observing certain proportions between them in a single economic system. This conclusion is relevant due to the fact that in recent years there has been a clear trend towards open information systems, whereas an observing of proportions in such a system is impossible by definition. Based on this, the author calls in question the viability of the use of national accounts system to full extent, which is recommended by international organizations. Based on the analysis, the paper proposes the principles of organization of sectoral ministries. In addition, the author proposes a scheme of interaction between sectoral ministries and subordinate enterprises for the period of industrial relations recovery, which would allow carrying out a qualitative restructuring of the economy and achieving a significant increase of its efficiency.

Keywords: economic sector, economic areas, industrial structure, industry proportions, cross-sectoral linkage, relations, estimates figures system, national accounts system, economic sectors efficiency, sectoral ministries, economic restructuring

References

1. Azrailyan A.N. Novyi ekonomicheskii slovar' [New dictionary of economics]. Moscow, Institute for New Economy Publ., 2009, 1088 p.

2. Aseeva M.A. Osnovnye elementy sistemy gos-udarstvennoi podderzhki malogo predprinimatel 'stva [The main elements of the system of State support of small business]. Moscow, Poligraf-Plyus Publ., 2014, pp.103-109.

3. Kumekhov K.K. O problemakh i napravleni-yakh dal'neishego razvitiya sovremennoi ekonom-icheskoi teorii [On the issues and directions of the further development of modern economic theory]. Natsional 'nye interesy: prioritety i bezopasnost' — National interests: priorities and security, 2013, no. 20, pp. 47-56.

4. Lopatnikov L.I. Ekonomiko-matematicheskii slovar': slovar' sovremennoi ekonomicheskoi nauki [Economics and mathematics dictionary: a dictionary of modern economic science]. Moscow, Delo Publ., 2003, 520 p.

5. Marx K., Engels F. Sobranie sochinenii [Gesamtausgabe]. Moscow, Gospolitizdat Publ., 1960, 2d edition, vol. 23, 907 p.

6. RF Federal Constitutional Law "On Government of the Russian Federation" of December 17, 1997 № 2-FKZ. (as amended of March 12, 2014) (In Russ.)

7. Resolution of the State Committee on Statistics of the Russian Federation "On Approval of the Regulations on national accounts management" of December 31, 1997 № 99. (In Russ.)

8. Resolution of the Council of Ministers of the USSR "On Approval of the Regulations on the State Planning Committee of the USSR (Gosplan USSR)" of June 17, 1982 № 544. (as amended and supplemented of July 12, 1984) (In Russ.)

9. Raizenberg B.A. Kurs ekonomiki [The course of economics]. Moscow, INFRA-M Publ., 1999, p. 27.

10. Rumyantsev A.M. Ekonomicheskaya entsik-lopediya. Politicheskaya ekonomiya [Economic encyclopedia. Political economics]. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya Publ., 1975, pp. 152, 153.

Konstantin K. KUMEKHOV

Odintsovo Humanities University,

Odintsovo, Moscow Region, Russian Federation

komeh@yandex.ru

-43 (280) - 2014-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: NATIONAL INTERESTS:

приоритеты и безопасность priorites and security

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.