Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИЯ ОТКРЫТОЙ НАУКИ КАК БАЗИС РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА'

КОНЦЕПЦИЯ ОТКРЫТОЙ НАУКИ КАК БАЗИС РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
284
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТАЯ НАУКА / ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ / ИССЛЕДОВАНИЯ / ИЗДАТЕЛЬСТВА / ОБЩЕСТВЕННОСТЬ / ПРИНЦИПЫ / МЕТОДОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Савицкая Юлия Петровна, Филиппова Ирина Анатольевна

Статья носит научно-теоретический характер и посвящена рассмотрению концепции открытой науки. В работе рассмотрено возникновение концепции и философии открытой науки. Констатировано отсутствие общепринятого определения данного понятия в силу большого количества аспектов, которое оно затрагивает. Отмечены ключевые составляющие инфраструктуры открытой науки и основополагающие нормативные документы, определяющие вектор достижения открытого доступа. Рассмотрены такие принципы открытой науки, как открытый доступ, открытые данные, открытая методология, открытые образовательные ресурсы, открытое рецензирование, а также программное обеспечение с открытым исходным кодом. Показано позитивное влияние распространения идей открытой науки на публикационный процесс: повышение воспроизводимости исследований за счёт роста уровня кооперации между учёными и качества экспертной оценки. Отмечено возникновение нового формата научных публикаций - «пререгистрированные исследования». Сделан вывод о фундаментальной роли открытой науки в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Савицкая Юлия Петровна, Филиппова Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF OPEN SCIENCE AS THE BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF MODERN SOCIETY

The article is scientific and theoretical in nature and is devoted to the concept of open science. The paper considers the emergence of the concept and philosophy of open science. It is stated that there is no generally accepted definition of this concept due to the large number of aspects that it affects. The key components of the infrastructure of open science and the fundamental regulatory documents that determine the vector for achieving open access are noted. Such principles of open science as open access, open data, open methodology, open educational resources, open peer review, as well as open source software are considered. The positive impact of spreading the ideas of open science on the publication process is shown: increasing the reproducibility of research due to an increase in the level of cooperation between scientists and the quality of peer review. Emergence of a new format of scientific publications - “pre-registered studies” is noted. The conclusion is made about the fundamental role of open science in modern society.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИЯ ОТКРЫТОЙ НАУКИ КАК БАЗИС РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА»

Концепция открытой науки как базис развития современного общества

Савицкая Юлия Петровна,

старший преподаватель кафедры маркетинга и муниципального управления, Тюменский индустриальный университет Е-mail: savitskajajp@tyuiu.ru

Филиппова Ирина Анатольевна,

доцент, кандидат юридических наук, доцент кафедры сервисного инжиниринга и правового обеспечения в ЖК и СК, Тюменский индустриальный университет

Е-mail: filippovaia@tyuiu.ru

Статья носит научно-теоретический характер и посвящена рассмотрению концепции открытой науки. В работе рассмотрено возникновение концепции и философии открытой науки. Констатировано отсутствие общепринятого определения данного понятия в силу большого количества аспектов, которое оно затрагивает. Отмечены ключевые составляющие инфраструктуры открытой науки и основополагающие нормативные документы, определяющие вектор достижения открытого доступа. Рассмотрены такие принципы открытой науки, как открытый доступ, открытые данные, открытая методология, открытые образовательные ресурсы, открытое рецензирование, а также программное обеспечение с открытым исходным кодом. Показано позитивное влияние распространения идей открытой науки на публикационный процесс: повышение воспроизводимости исследований за счёт роста уровня кооперации между учёными и качества экспертной оценки. Отмечено возникновение нового формата научных публикаций - «пре-регистрированные исследования». Сделан вывод о фундаментальной роли открытой науки в современном обществе.

Ключевые слова: открытая наука, популяризация, исследования, издательства, общественность, принципы, методология, образование.

Актуальность. Одним из ключевых трендов в научно-образовательной сфере в глобальном масштабе стала неуклонно возрастающая роль открытых источников информации. Исследователи всё чаще обращаются к многочисленным ресурсам, среди которых научные электронные библиотеки, ре-позитории, архивы с данными проведённых исследований, открытые образовательные проекты, научные социальные сети. Сегодня источники открытого доступа фактически являются базисом инфраструктуры, обеспечивающей исследователей актуальной информацией в любой научной сфере. Существующая тенденция разрушает монополии международных издательских и исследовательских коммерческих организаций на доступ к информации, делая процесс производства научного знания более прозрачным и доступным. В то же время сегодня существует ряд барьеров, затрудняющих развитие инфраструктуры открытого доступа: языковой, географический, финансовый, административный. Также существует проблема доступности каналов научных коммуникаций, проблема «информационного шума». проблема возможностей переработки больших объёмов информации, ставших доступными с появлением открытого доступа. Сказанное актуализирует необходимость теоретического осмысления концепции открытой науки, её роли и места в современных научно-образовательных процессах.

Возникновение концепции и понятия «открытая наука». Философию движения открытой науки часто связывают с трудами социолога Роберта Мертона, работавшего над вопросами ценности научного знания. Мертонов-ские нормы для идеальных научных практик и научных способов, предложенные в 1942 году, провозглашали результаты научных исследований обще-

69

ственной собственностью, а целью работы учёных - внесение вклада в «общий котёл», подразумевающий отказ от прав интеллектуальной собственности ради развития коллективного знания Важной частью философской составляющей движения является понятие «открытости» к процессу познания. Учёные должны быть открыты критике, интерпретации, равноправному производству знания, сотрудничеству для создания интеллектуальной собственности. [11].

На сегодняшний день отсутствует единое общепринятое определение понятия «открытая наука», что объясняется широтой и большим количеством аспектов, которое оно в себя вбирает. Таким образом - это собирательное понятие, обозначающее деятельность, направленную на устранение правовых, технологических или социальных барьеров в производстве и распространении научных знаний.

Появление термина «открытая наука» связывается с проведением в 2014 году Европейской комиссией общественных консультаций и опроса 500 экспертов, в результате которых было принято решение об его использовании в официальных документах. До этого, начиная с 2000-х годов, для обозначения влияния процессов цифровизации и информатизации на производство и распространение научного знания использовались понятия Science 2.0 и e-Science [8]. Само же движение открытой науки и его концептуализация начались на стыке 80-х - 90-х годов прошлого века в результате осознания научным сообществом проблемы неравенства доступа к научному знанию как фактора, затормаживающего прогресс. [1].

Институционализация открытой науки интенсифицировалась с возникновением институтов и аналитических центров, деятельность которых была полностью посвящена внедрению принципов открытой науки - Институт Ронина, Центр открытой науки, Институт открытых данных в Великобритании, Фонд Лауры и Джона Арнольдов и др. Основополагающие нормативные докумен-

ты, определяющие вектор достижения открытого доступа к публикациям, появились 2002-2003 годах. К наиболее значимым можно отнести Будапештскую инициативу открытого доступа, Берлинскую декларацию об открытом доступе к знаниям в области естественных и гуманитарных наук, а также заявление Bethesda об открытом доступе, выпущенное по итогам конференции медицинского института Ховарда Хью-за [6].

С 2006 года принципы открытой науки легли в основу многих программ развития. Так, Восьмая рамочная программа Европейского Союза по развитию научных исследований и технологий, осуществлявшая поощрение исследований в 2014-2020 годах, подразумевала публикацию поддерживаемых ею исследований только в открытом доступе. В 2013 году министры науки стран G8 официально одобрили политику поощрения принципов открытой науки. В мае 2016 года Совет Европейского союза заявил, что все научные статьи должны быть «в свободном доступе» к 2020 году. Это, в свою очередь, привело к включению принципов открытой науки в программу «Видение Европы» в 2016 году. Помимо этого, необходимость внедрения принципов открытой науки признаётся и международными организациями по всему миру, в том числе Европейской комиссией, Европейским парламентом, Европейским советом, Организацией экономического сотрудничества и развития, ООН, Всемирным банком. Эти организации призывают к принципам свободной науки для борьбы с такими глобальными проблемами, как изменение климата, чрезвычайные ситуации в области здравоохранения, обеспечение устойчивого развития и рост энергоэффективности. По их мнению, открытый доступ к научной информации и разработкам ускорит обмен данными и приведет к более быстрому поиску решений глобальных проблем [13].

Принципы открытой науки. Один из наиболее авторитетных порталов, активно продвигающий концепцию от-

70

крытой науки и реализующий конкретные мероприятия в этой сфере, выделяет 6 ключевых принципов открытой науки: открытый доступ, открытую методологию, открытые данные, открытые образовательные ресурсы, открытое рецензирование, открытый исходный код [10].

Открытый доступ - это набор принципов и практик, позволяющий распространять результаты исследований в Интернете без платы или иных барьеров. Часто открытый доступ реализуется с использованием открытой лицензии на авторское право. Открытый доступ может применяться ко всем формам опубликованных результатов исследований, включая академические журналы, статьи, доклады и тезисы конференций, монографии, отчеты и изображения. Отсутствие платы за доступ к ним становится возможен за счёт модели финансирования, подразумевающий гонорары авторов, государственное финансирование, субсидии и спонсорство. В этом их принципиальное отличие от журналов с закрытым доступом, расходы на рецензирование и публикация в которых осуществляется за счёт подписки. Классификация журналов по степени их «открытости», чаще всего осуществляется с использованием цветовой системы. Так, например, золотые издания с открытым доступом становятся доступными бесплатно на веб-сайте журнала сразу после публикации, а статьи лицензируются для совместного и повторного использования. Бронзовые - можно читать бесплатно только на странице издателя, у них нет четко идентифицируемой лицензии, а статьи обычно недоступны для повторного использования [9].

Открытые данные - это принцип, подразумевающий, что некоторые данные должны быть в свободном доступе для возможности их использования любым человеком по своему усмотрению, без ограничений авторского права, патентов или других механизмов контроля. Под открытыми данными подразумеваются не только результаты исследований, но и карты, геномы, хи-

мические соединения, математические и научные формулы, ноты и многое другое. Одной из наиболее важных форм являются открытые правительственные данные, созданные и аккумулируемые государственными учреждениями. Их ценность заключается в возможности использования не только исследователями, но и широкой общественностью, рядовым гражданами. Нобелевский лауреат по экономике Э. Остром отметил, что открытые данные являются новым видом общественного блага. Основным препятствием к более широкой публикации открытых данных является большой размер баз данных.

Суть принципа «открытая методология» заключается в важности открытой публикации исследователями точных методов, дизайна и исследовательского инструментария. Часто открытой публикации одних лишь данных бывает недостаточно: возможность обратиться к методологии позволяет оценить точность полученных результатов и сделанных выводов. Отсутствие детальной методологии в подавляющем большинстве современных публикаций сегодня представляет собой анахронизм, доставшийся от печатных публикаций и направленный на сокращении количества страниц публикации в бумажной версии. На самом деле это серьёзная проблема, не позволяющая воспроизвести исследование. Принцип открытой методологии подразумевает публичный доступ к подробному описанию процедур, используемых для сбора и анализа этих данных. Для этого могут использоваться различные пути - публикация методологии в виде отдельной статьи, цитируемой исследовательской работой, подробное его описание в самой статье или цитирование депонированной документации метода в репозито-рии [6].

Принцип открытых образовательных ресурсов подразумевает свободный доступ к образовательным материалам и их использование бесплатно или за небольшую плату. Термин «открытые образовательные ресурсы» получил распространение на Форуме по разви-

71

тию высшего образования в развивающихся странах ЮНЕСКО в 2002 г. [4]. Согласно определению, выработанному участниками Форума, к таким ресурсам были отнесены любые общедоступные учебные и исследовательские материалы, выпущенные под открытой лицензией и используемые без ограничений.

Относительно возможностей, которые могут быть реализованы по отношению к материалам, соответствующим критерию открытости, исследователи относят следующие. Во-первых, возможность их сохранения, понимая под этим право загружать, хранить на своих носителях и дублировать образовательные материалы. Во-вторых, возможность повторного использования в любых форматах и среди любой аудитории. В-третьих - возможность редактирования, включая адаптацию контента, его корректировку и модификацию. В качестве примера редактирования может быть перевод учебного курса на другой язык и его адаптация к национальной специфике. В-четвёртых, возможность создавать новый образовательный контент путём объединения исходного или переработанного контента с другими материалами. В-пятых, возможность распространять копии образовательного контента [14].

Открытые образовательные ресурсы могут быть опубликованы как учебными и научными организациями, информационными агентствами, так и профессиональными объединениями и межправительственными структурами. Одной из самых первых подобных инициатив стал проект Массачусет-ского технологического университета, предоставившего бесплатный онлайн доступ к своим курсам. Впоследствии данный проект при поддержке ЮНЕСКО был развит до уровня консорциума, с участием более 150 крупнейших университетов из 21 страны мира.

Открытое рецензирование. Цифро-визация научно-образовательной среды открывает широкие возможности для решения части проблем существующей системы рецензирования. К чис-

лу таких проблем исследователи относят потенциальную предвзятость, низкой мотивированность рецензентов, низкую скорость и трудозатратностью процесса, а также качество самого рецензирования [2]. Открытое рецензирование является альтернативой традиционной формы анонимного рецензирования и становится все более распространенным способом верификации результатов научных исследований. К числу ключевых принципов открытого рецензирования относят деаноними-зацию рецензентов и авторов работы, публикацию рецензий вместе с научной работой.

Программное обеспечение с открытым исходным кодом подразумевает доступность для изучения и изменения исходного кода программ. Это позволяет пользователю не только убедиться в отсутствии скрытых функций и уязви-мостей программ, но и самостоятельно дорабатывать их. Ценности движения проникли в самые разнообразные сферы. Профессионалы из областей онлайн-образования, здравоохранения, архитектуры и дизайна, выкладывают коды своих разработок в открытом доступе. На сегодняшний день создана довольно обширная инфраструктура, поддерживающая развитие движения за открытый исходный код. Это веб-сервисы для хостинга 1Т-проектов, открытые библиотеки для приложений, сервисы совместной разработки программных кодов и др. Циркуляция среди разработчиков наработок и идей, базирующихся на одном коде, позволяет создавать более продвинутые решения за счёт коллективного творчества. В результате создаваемое программное обеспечение приобретает свойства гибкости и масштабируемости, позволяющие совершенствовать его в процессе многократного использования и распространения.

Эффект распространения идей открытой науки. Развитие и продвижение концепции открытой науки оказывает значительное влияние на ряд аспектов процесса производства научного знания, в первую очередь - на пу-

72

бликационный процесс. По состоянию на март 2022 г., в каталоге журналов открытого доступа зарегистрировано более 17,5 тыс. журналов [12]. Одна из ключевых проблем, решаемых при помощи инфраструктуры открытого доступа - повышение воспроизводимости исследований. Рост уровня кооперации между учёными и качества экспертной оценки, способны помочь в преодолении кризиса невоспроизводимости.

Другим позитивным последствием распространения принципов открытой науки стало возникновение нового формата научных публикаций - «пре-регистрированные исследования». Модель, лежащая в его основе, подразумевает рецензирование научного исследования на этапе его планирования. Экспертная оценка осуществляется по таким параметрам планируемого исследования, как выборка, методология и дизайн исследования, алгоритмы статистической обработки данных. Положительные отзывы рецензентов открывают путь к реализации проекта по одобренному плану и гарантируют публикацию его результатов. В 2019 году такой формат был доступен более чем в ста международных журналах [3].

Не менее значимые изменения можно наблюдать и в системе образования. Сегодня массовые открытые онлайн курсы стали неотъемлемой частью деятельности вузов. Создание МООКа во многих отечественных университетах является одним из критериев оценки эффективности преподавателя, а их доля в образовательном процессе постоянно возрастает. Естественно, что усилению этой тенденции во многом способствовала пандемия COVID-19, вынудившая подавляющее большинство мировых вузов временно перейти на формат дистанционного образования, однако сам процесс появления открытых образовательных ресурсов появился значительно раньше.

Заключение. Как видно из приведённого в настоящей статье теоретического обзора, движение за принципы открытой науки способствует не только эффективному распростра-

нению знании за счет максимальном прозрачности. Открытую науку следует рассматривать как вызов, ориенти-рованныи на практическое применение принципов и технологических требовании, позволяющих облегчить научно-исследовательскую и образовательную деятельность. Имея большой потенциал для демократизации исследовании и снижения неравного доступа к научному знанию, открытая наука снижает барьеры и увеличивает возможности для участия в научных исследованиях широкого круга людей и организаций. Не случайно в октябре 2020 года глава ВОЗ, Верховный комиссар ООН по правам человека и Генеральный директор ЮНЕСКО призвали сделать науку «открытой». По их мнению, это «фундаментальный вопрос прав человека» - передовые технологии и открытия должны быть доступны тем, кто в них больше всего нуждается [5].

Литература

1. Гладкова З.В. Свободный доступ к научным публикациям как современная тенденция развития научной коммуникации // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - Вып. 6. - URL: http:// www.science-education.ru/ru/article/ view?id=5030 (дата обращения: 11.03.2022).

2. Горбунова А.С., Засурский И.И., Трищенко Н.Д. Новые научные медиа: специфика платформ с открытым рецензированием // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. № 1. с. 22-38. DOI 10.17150/2308-6203.2021.10(1).22-38

3. Захаров И. Гордеев И. Чернов Т. За открытую науку: как публиковать статьи по-новому // Сайт: Троицкий вариант - Наука. - URL: https://trv-science.ru/2019/07/to-open-science/#_ftn4 (дата обращения: 11.03.2022).

4. Князева С.Ю. Открытые образовательные ресурсы в неанглоязычных странах // Высшее образование в России. 2014. № 10.с. 127-134.

73

5. Может ли «открытая наука» ускорить поиск вакцины против COVID-19? 5 вещей, которые вам нужно знать // Сайт: Новости ООН - URL: https://news.un.org/ru/ story/2020/11/1390082 (дата обращения: 11.03.2022).

6. Открытая методология - следующий шаг для открытой науки Сайт: «ЛибИнформ». URL: http:// libinform.ru/read/foreign-experience/ Otkrytaya-metodologiya-sleduyushij-shag-dlya-otkrytoj/ (дата обращения: 11.03.2022).

7. Пивовар Х., Прим Д., Ларивьер В., Алперин Х.П., Маттиас Л., Норлан-дер Б., Фарли Э., Вест Д., Хауштайн С. Открытый доступ сегодня: широкомасштабный анализ распространенности и влияния статей открытого доступа // Наука и научная информация. - 2019. - Т. 2, вып. 4. -С. 228-247. doi:10.24108/2658-3143-2019-2-4-228-247.

8. Шарабчиев Ю.Т. Открытая наука и система открытых инноваций. Сообщение 1. Открытая наука и открытые информационные ресурсы / Ю.Т. Шарабчиев - Текст: непосредственный // Медицинские новости. -2017. - Вып. 4. - С. 48-56.

9. Швейцария - лидер по открытому доступу к научным данным! //. Подразделение Швейцарской национальной теле- и радиокомпании SRG - URL: https://www. swissinfo.ch/rus/наука-для-всех_ Швейцария—лидер-в-рейтинге-открытого-доступа-к-научным-данным-/44308524 (дата обращения: 11.03.2022).

10. Die 6 Prinzipien // Сайт «Opensci-enceasap» - URL: http://opensci-enceasap.org/open-science/ (дата обращения: 11.03.2022).

11. Huston P., Edge Vl., Bernier E. Reaping the benefits of Open Data in public health // Canada Communicable Disease Report. -2019. - Т. 45, Vol. 11. - P. 252-256.

12. The directory of open access journals // Сайт: DOAJ. - URL: https://doaj.org/ (дата обращения: 11.03.2022).

13. Vicente-Saez R. Open Science now: A systematic literature review for an integrated definition // Journal of Business Research. - 2018. - No. 88. - P. 428-436.

14. Wiley, David; lii, John Levi Hilton (2018-09-26). "Defining OER-Enabled Pedagogy". The International Review of Research in Open and Distributed Learning. 19 (4). doi:10.19173/irrodl. v19i4.3601.

THE CONCEPT OF OPEN SCIENCE AS THE BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF MODERN SOCIETY

Filippova I.A., Savitskaya Yu.P.

Tyumen Industrial University

The article is scientific and theoretical in nature and is devoted to the concept of open science. The paper considers the emergence of the concept and philosophy of open science. It is stated that there is no generally accepted definition of this concept due to the large number of aspects that it affects. The key components of the infrastructure of open science and the fundamental regulatory documents that determine the vector for achieving open access are noted. Such principles of open science as open access, open data, open methodology, open educational resources, open peer review, as well as open source software are considered. The positive impact of spreading the ideas of open science on the publication process is shown: increasing the reproducibility of research due to an increase in the level of cooperation between scientists and the quality of peer review. Emergence of a new format of scientific publications - "pre-registered studies" is noted. The conclusion is made about the fundamental role of open science in modern society.

Keywords: Open science, popularization, research, publishing houses, public, principles, methodology, education.

References

1. Gladkova Z.V. Free access to scientific publications as a modern trend in the development of scientific communication // Modern problems of science and education. -2011. - Issue. 6. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5030 (date of access: 11.03.2022).

74

2. Gorbunova A.S., Zasursky I.I., Trishchen-ko N.D. New scientific media: the specifics of platforms with open peer review // Questions of theory and practice of journalism. 2021. № 1. with. 22-38. DOI 10.17150/2308-6203.2021.10(1).22-38

3. Zakharov I. Gordeev I. Chernov T. For open science: how to publish articles in a new way // Website: Trinity version - Science. - URL: https://trv-science.ru/2019/07/ to-open-science/#_ftn4 (date of access: 03/11/2022).

4. Knyazeva S. Yu. Open educational resources in non-English speaking countries // Higher education in Russia. 2014. No. 10. p. 127-134.

5. Can "open science" accelerate the search for a vaccine against COVID-19? 5 things you need to know // Website: UN News - URL: https://news.un.org/ ru/story/2020/11/1390082 (Accessed: 03/11/2022).

6. Open methodology - the next step for open science Website: "LibInform". URL: http://libinform.ru/read/foreign-experience/ Otkrytaya-metodologiya-sleduyushij-shag-dlya-otkrytoj/ (date of access: 03/11/2022).

7. Brewer H., Prim D., Larivière W., Alper-in H.P., Matthias L., Norlander B., Farley E., West D., Haustein S. Open access today: a wide-ranging analysis of the prevalence and impact of open access articles. access // Science and scientific information. - 2019. - Vol. 2, no. 4. - S. 228-247.

doi:10.24108/2658-3143-2019-2-4-228-247.

8. Sharabchiev Yu.T. Open Science and the System of Open Innovations. Message 1. Open science and open information resources / Yu.T. Sharabchiev - Text: direct // Medical News. - 2017. - Issue. 4. - S. 4856.

9. Switzerland is a leader in open access to scientific data! //. Subdivision of the Swiss National Television and Radio Company SRG -URL: https://www.swissinfo.ch/rus/science-for-all_switzerland—leader-ranking-of-open-access-to-scientific-data-/44308524 (date of access: 03/11/2022).

10. Die 6 Prinzipien // Openscienceasap website - URL: http://openscienceasap.org/ open-science/ (Accessed: 03/11/2022).

11. Huston P., Edge VL., Bernier E. Reaping the benefits of Open Data in public health // Canada Communicable Disease Report. -2019. - T. 45, Vol. 11. - P. 252-256.

12. The directory of open access journals // Website: DOAJ. - URL: https://doaj.org/ (date of access: 03/11/2022).

13. Vicente-Saez R. Open Science now: A systematic literature review for an integrated definition // Journal of Business Research. -2018. - No. 88. - P. 428-436.

14. Wiley, David; III, John Levi Hilton (201809-26). "Defining OER-Enabled Pedagogy". The International Review of Research in Open and Distributed Learning. 19 (4). doi:10.19173/irrodl.v19i4.3601.

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.