Научная статья на тему 'Концепция онтологической истинности человека в арабо-мусульманской философии на примере трудов аль-Газали'

Концепция онтологической истинности человека в арабо-мусульманской философии на примере трудов аль-Газали Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
140
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ ИСТИННОСТЬ / ONTOLOGICAL TRUTH / ЧЕЛОВЕК / MAN / ВЕРА / FAITH / ЗНАНИЕ / KNOWLEDGE / АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ARAB-MUSLIM PHILOSOPHY / ABU-MUHAMMAD AL-GAZALI

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Мажитов Ильназ Мирьянович

В работе автор основывается на теории смыслополагания и исследует онтологическую истинность человека в рамках логико-смыслового подхода. Рассматриваются особенности процессуально-ориентированной логики и её влияние на понимание категорий веры, знания, истины, посредством которых автор раскрывает определение онтологической истинности человека в арабо-мусульманской культуре. Приводится краткий сравнительный анализ моделей истинности в рамках западного и арабо-мусульманского мышления. Выявляется концепция онтологической истинности верующего человека в трудах аль-Газали.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept of the ontological truth of man in the Arab-Muslim philosophy on the example of the works of al-Gazali

The philosophical interpretation of the ontological truth of man in the Arab-Muslim culture and in the works of the theologian Abu-Muhammad al-Gazali. In the framework of process-oriented logic author reveals the definition of the ontological truth of man in the Arab-Muslim culture through categories of faith, knowledge, truth and identifies the concept of the ontological truth of a believer in the writings of al-Gazali.

Текст научной работы на тему «Концепция онтологической истинности человека в арабо-мусульманской философии на примере трудов аль-Газали»

И.М. МАЖИТОВ

аспирант каф. Философии, социологии и политологии Башкирский

*

государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Концепция онтологической истинности человека в арабо-мусульманской философии на примере

трудов аль-Газали

Современные проблемы арабо-мусульманской цивилизации, в частности, проблема религиозного экстремизма, помимо политических аспектов, тесно переплетаются с онтологическими аспектами понимания человека. Для понимания онтологических аспектов человеческого бытия следует обратить внимание на труды средневековых арабо-мусульманских мыслителей, философов, богословов, среди которых авторитетным богословом в теологии ислама является видный учёный Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад ал-Газали ат-Туси.

Своеобразные сложности вызывает принадлежность предмета исследования другой культуре. Можно выделить несколько подходов в решении данной проблемы. Во многих трудах, посвящён-ных арабо-мусульманской культуре, религии ислама, философские категории и труды арабо-мусульманских мыслителей анализируются через призму универсалистских, цивилизационных подходов. В данной статье автор приводит результаты исследования вопроса онтологической истинности человека в работе аль-Газали на основе логико-смыслового подхода, определяющего культуру как способ смыслополагания1.

Выбор данного подхода обосновывается тем, что особенность мышления, сформированного в рамках определённой культурной действительности, заключается в его логико-смысловых аспектах, которые влияют на содержание общих понятий. Как отмечает А.В. Смирнов, арабо-мусульманской культуре свойственно процессуально-ориентированное мышление, где трансцендирова-ние направлено к процессу — устойчивой связанности двух сторон, противоположных, но необходимых друг для друга. Эта гармоничная связанность сторон, а не охватывание одним другого, представляет собой неделимое единство. Такое единство является не-

Мажитов Ильназ Мирьянович, e-mail: ilnazzz@mail.ru.

1 Исламская философия и философское исламоведение: Перспективы развития / В. Смирнов. М., 2012. 128 с. Режим доступа: http://iphras.ru/uplfile/smirnov/mysl/issled/3/isph_noi.pdf

кой особенностью логики смыслополагания в процессуально-ориентированном мышлении2.

Следует отметить, что онтологическая истинность человека в исламе тесно связана с понятиями «знание», «вера», «истина»3. Своеобразная структура истины в данной культуре позволяет совмещать онтологические и гносеологические составляющие. Если в западной культуре знание противопоставляется вере, что отражается в противопоставлении науки и религии, то в арабо-мусульманском мышлении противоположностью «знания» является не «не-знание», а «действие». «Знание» и «действие» — противоположности, существование которых зависит от их взаимосвязи, где одна сторона предполагает другую как собственное условие существования и переходит в другую сторону. В таком переходе знания в действие и, соответственно, в гармоничной обусловленности действия знанием утверждается «вера». Вера снимает противопоставленность знания и действия и в этом смысле служит для них общим понятием4.

Категория «истина» в арабо-мусульманской культуре имеет свои особенности. В арабском языке истина (на араб. «хак», «садык») и ложь (на араб. «батыл», «казиб») образованы от следующих корней «х-кк» / «б-т-л» и «с-д-к» / «к-з-б». Первая пара терминов «хакк»/ «батыл» носит онтологический характер. «Хакк» выражает истинность как непременное осуществление, как утверждённое. «Батыл» выражается как неустойчивое, не способное удержаться. Эти термины в кора-нических текстах используются для выражения истинности Аллаха (бога) и ложности иных богов. Таким образом, истинность в паре «хакк» и «батыл» означает свершённость действия, его утверждён-ность, и образована от истины par excelence, изначальной истины, утверждённой Действователем.

Вторая пара терминов «садык» и «казиб» предполагает наличие уже утверждённой истины и выстраивается как соответствие или несоответствие вещей утверждённой истине. В состоянии «садык» и «казиб» вещи или подтверждают (а не утверждают) или отвергают (а не опровергают) первоначально установленную истину5.

Как видно, «хакк» — это истина непосредственно утверждённая, изначальная, абсолютная. «Садык» или «тасдик» — истина иного уровня, она является дискурсивно-удостоверенной. Иными словами, истину «садык» можно выразить через слово «соответствие» утверждённой истине, следовательно, речь идёт об онтологи-

Смирнов, А.В. Логические основания - мера инаковости? // Казус: Индивидуальное и уникальное в истории, 2003. М., 2003, с. 525-539. Режим доступа: http://smimov.iph.ras.ru/win/publictn/texts/l_osn.htm.

3 Хазиев, В.С. Онтологическая истинность бытия и познания в средневековом исламском рационализме: Монография / В.С. Хазиев. Уфа, 2012.

4 Смирнов, А.В. Сознание. Логика. Язык. Культура. Смысл / А.В. Смирнов. М., 2015.

5 Средневековая арабская философия: проблемы и решения / Е.А. Фролова. М., 1998.

ческой корреспондентской истине, которая по природе своей относительна. Таким образом, под онтологической истинностью субъекта познания, например, необходимо подразумевать онтологическую истинность (или ложность) корреспондентского характера, которая указывает на соответствие (несоответствие) утверждённой истине «хакк».

Тесное переплетение гносеологии с онтологией в арабо-мусульманской культуре своеобразно представляет истину для субъекта познания. Истина, истинное знание становятся чем-то зафиксированным, что определяется как состояние «успокоенности». Такое убеждение относительно познанной истины пронизывает учения калама, перипатетизма, исмаилизма, ишракизма. Как отмечает В.С. Хазиев, данная успокоенность выражает состояние совпадения существования с сущностью, которая в гармонии с Высшей (необходимой) сущностью абсолютно онтологически истинна6.

Учитывая особенности категории истины, модели взаимодействия знания и веры в процессуально-ориентированном мышлении, можно заключить, что онтологическая корреспондентская истинность верующего человека - это соответствие не только существования сущности, а соответствие знаний человека истинным знаниям, соответствие знаний человека о бытии утверждённым знаниям «хакк» и реализация этих правильных знаний посредством действий наилучшим образом, что порождает веру «иман». В мусульманской культуре для человека в первую очередь важно быть субъектом познания, затем активным деятелем. Основное внимание в развитии человека уделяется процессу субъективиза-ции знания, затем его объективизации, результатом которой в рамках процессуально-ориентированного подхода является вера. В субстанционально-ориентированном мышлении получение знаний возводит человека, его сущность на некий уровень совершенства. В процессуально-ориентированном мышлении совершенство человека связано не с сущностными характеристиками человека, а выражается в действии, в поступке, во взаимодействии с иными элементами действительности7. Данная модель онтологической истинности верующего человека отражена в трудах великого мусульманского мыслителя, богослова Абу Хамида аль-Газали, который отметил, что «совершенство и счастье рабов заключено в

6 Хазиев, В.С. Указ. соч.

у

Мажитов, И.М. Структура онтологической истинности человека в арабо-мусульманской культуре // Успехи современной науки и образования: Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 2, Т. 7, с. 141-144.

восприятии божественной морали Аллаха Всевышнего и в укреплении себя смыслами Его свойств и имён»8.

Совершенство и счастье рабов — это идеал, к которому должен стремиться каждый человек. В своём разъяснении аль-Газали совершенство рабов подразделяет на ступени, где наивысшей ступенью является идеал, то, насколько это возможно представить: «Всё реально существующее делится на совершенное и недостаточное, а совершенное — благороднее недостаточного. И как бы ни различались степени совершенства, предел будет сосредоточен на одном, обладающем абсолютным совершенством. Остальные реалии не будут обладать абсолютом, но лишь некой частью от него. Тогда наиболее совершенный из реалий будет неминуемо и наиболее приближенным к абсолютному совершенству»9. Совершенный и счастливый раб — онтологически истинно верующий человек в исламе. Но данная истинность выражается, во-первых, в восприятии божественной морали, а во-вторых, в укреплении себя смыслами Его свойств и имён. Восприятие божественной морали подразумевает собой познание Его свойств и имён. Стоит отметить, что аль-Газали указывает на отсутствие истинности, сути вещей в свойствах и именах.

Познание имён и свойств Аллаха является приближением к нему. Само познание Аллаха посредством Его имён и свойств аль-Газали называет ограниченным, так как понимание имён и свойств происходит в сравнении с категориями, с известными понятиями: каждый узнаёт себя, а уже затем способен провести аналогию с именем и свойством Аллаха. И такое познание — не полное. Полное знание имён и свойств Аллаха ведомы лишь Ему самому. Поэтому, аль-Газали подчёркивает, что для человека нет предела в

-10

совершенстве знаний

Однако счастье рабов не завершается лишь восприятием (познанием) божественной морали Аллаха. Необходимо также и «украсить себя смыслами Его имён и свойств», то есть, познав эти имена и свойства (знание), необходимо их применить в жизни, реализовать в действии, чтобы они отражались в свойствах человека, в его поступках, в жизни вообще.

Имена, указывающие на свойство Бога, таким образом, несут в себе смысл Его божественностей, которые постигаемы человеком. К этому постижению, познанию свойств Всевышнего призывает богослов. Значение этих слов заключено в том, что человеком приобретается нечто соответствующее тем качествам Аллаха. По-

о

Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад аль-Газали ат-Туси. Высочайшее из устремлений в раскрытии смыслов прекрасных имён Аллаха / Пер. с арабского Р.Л. Саяхова. Уфа, 2007.

9 Там же, с. 52-53.

10 Там же, с. 66.

сле приобретения «нечто соответствующего» качествам Бога человек не становится Им. Противоречивость суфизма, как кажется на первый взгляд, выражается в нарушении монотеизма: субъект веры стремится слиться воедино с объектом веры. Достижение такого состояния означает, что человек стал Богом. Однако в процессуально-ориентированном подходе человек не сливается с сущностью Всевышнего, а максимально в рамках своей человеческой природы приобретает в себе свойства некоторых имён Аллаха. Чем совершеннее его свойства, тем ближе он к Абсолютным свойствам, которые присущи только Богу.

У аль-Газали обязательные знания, «знание пути к потустороннему миру», представляют единство науки «мукашафа» и науки «му'амала». Наука «мукашафа» есть наука о сокрытом, целью которой является постижение Бога, познание пророчества, природы ангелов и дьявола, то есть скрытой части миропорядка. Наука «му'амала», являясь средством обретения истинного счастья, приобретает действенную форму и превращается в единство познания и действия11. Познание для аль-Газали является непрерывным процессом, в котором невозможно достичь некого абсолюта. Познание мира основывается на единобожии, из которого образуются иные науки. Познание окружающей действительности, вещей направлено на постижение их сущности, в которой субъекту познания необходимо «узреть» принципы, закономерности единобожия. Данная модель непрерывного познания закладывается в понимании относительной онтологической истинности человека как субъекта познания. Эта модель познания не предполагает ограничение разума человека авторитетностью установленных в обществе религиозных толкований, а призывает к постижению истины самим субъектом познания.

Таким образом, гармоничная согласованность знания (восприятие божественной морали Аллаха) и действия (украшение себя смыслами его свойств и имён) порождает веру — иман. И эта вера является неотъемлемым свойством верующего человека, который в процессе непрерывного познания истины своей деятельностью подтверждает истинность. Это указывает на практический характер понятия веры в исламской системе. Данная модель онтологической истинности верующего человека отражает его сущность как наместника Бога на земле.

В заключение следует отметить, что онтологическую истинность можно определить через понятие «идеальное» как в логике субстанциально-ориентированного, так и в логике процессуально-ориентированного мышления. Для западного мышления онтологическая истинность человека представляет

11 Аль-Джанаби, М. Мухаммед. Теология и философия ал-Газали / М.М. Джанаби. М., 2010.

собой его соответствие идеальности, что выражается в сущностных характеристиках. В процессуально-ориентированном мышлении под данной идеальностью понимается не качества сущности, а равновесие, которое выражается в гармоничной согласованности знания и действия, в конструктивном отношении человека к обществу, к представителям иных конфессий, окружающему миру.

Мажитов И.М. Концепция онтологической истинности человека в арабо-мусульманской философии на примере трудов аль-Газали. В работе автор основывается на теории смыслополагания и исследует онтологическую истинность человека в рамках логико-смыслового подхода. Рассматриваются особенности процессуально-ориентированной логики и её влияние на понимание категорий веры, знания, истины, посредством которых автор раскрывает определение онтологической истинности человека в арабо-мусульманской культуре. Приводится краткий сравнительный анализ моделей истинности в рамках западного и арабо-мусульманского мышления. Выявляется концепция онтологической истинности верующего человека в трудах аль-Газали.

Ключевые слова: онтологическая истинность, человек, вера, знание, арабо-мусульманская философия.

Mazhitov I.M. The concept of the ontological truth of man in the Arab-Muslim philosophy on the example of the works of al-Gazali. The philosophical interpretation of the ontological truth of man in the Arab-Muslim culture and in the works of the theologian Abu-Muhammad al-Gazali. In the framework of process-oriented logic author reveals the definition of the ontological truth of man in the Arab-Muslim culture through categories of faith, knowledge, truth and identifies the concept of the ontological truth of a believer in the writings of al-Gazali.

Key words: ontological truth, man, faith, knowledge, Arab-Muslim philosophy, Abu-Muhammad al-Gazali.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.