Научная статья на тему 'Концепция образования Макса Вебера'

Концепция образования Макса Вебера Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2024
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Макс Вебер / харизматическое образование / рационализированное образование / научное образование / конфликт ценностей / Max Weber / charismatic education / rationalized education / academic education / conflict of values

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Воробьев Максим Викторович

На основе доступных для философско-педагогического прочтения текстов немецкого социолога Макса Вебера, автор статьи предпринимает попытку реконструкции его взглядов на образование. Полученная в результате концепция образования содержит в себе два раздела: первый носит историко-социологический характер и объединяет ряд суждений об образовании как исторически обусловленном социальном феномене; со вторым — нормативно-практическим — соотнесены суждения М. Вебера в отношении задач и целей преподавателя в рамках современного научного специализированного образования. Эти суждения содержат в себе отчетливый нравственный посыл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAX WEBER’S CONCEPT OF EDUCATION

The article represents an effort at reconstruction of Max Weber’s views on education based on segment of his texts that are eligible for reading in perspective of philosophy of education. The resulting concept of education consists of two parts. First one can be considered as historical and sociological. It combines a number of Weber’s statements on education as historically stipulated social phenomenon. Second part of Weber’s concept of education relate to his statements made about professor’s tasks and ends in process of modern specialized academic education. These statements bear distinctive moral implications.

Текст научной работы на тему «Концепция образования Макса Вебера»



ИСТОРИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

УДК 1(091):378

Концепция образования Макса Вебера1

На основе доступных для философско-педагогическо-го прочтения текстов немецкого социолога Макса Вебера, автор статьи предпринимает попытку реконструкции его взглядов на образование. Полученная в результате концепция образования содержит в себе два раздела: первый носит историко-социологический характер и объединяет ряд суждений об образовании как исторически обусловленном социальном феномене; со вторым — нормативно-практическим — соотнесены суждения М . Вебера в отношении задач и целей преподавателя в рамках современного научного специализированного образования . Эти суждения содержат в себе отчетливый нравственный посыл

Ключевые слова: Макс Вебер, харизматическое образование, рационализированное образование, научное образование, конфликт ценностей

Теоретическое наследие Макса Вебера редко оказывается в поле зрения историков и философов образования (коммент. 1) . Действительно, несмотря на то, что Вебер затрагивал в своих работах тему образования, она, как правило, носила второстепенный характер в более широком контексте его исследовательских интересов. Однако уже одно то, что вопросы, поднятые Вебером в докладе «Наука как призвание и профессия», не оставляют равнодушными современных читателей, связанных с академическим образованием (коммент. 2), позволяет говорить о том, что эти вопросы сохраняют свою актуальность по сей день

Обращение к теме образования у Вебера усложнено тем фактом, на который обратил внимание еще К. Ясперс, а именно — фрагментарностью его творческого наследия [8, с. 553—554] . Нет ничего удивительного, что те части наследия Вебера, которые можно соотнести с темой образования, так же представляют собой в большинстве своем фрагменты и отрывки Как правило, содержание этих фрагмен-

1 Статья подготовлена в рамках исследовательского проекта «Современная философия образования: экзистенциально-антропологический поворот» при финансовой поддержке гранта РГНФ (№ 15-03-00760а) .

© Воробьев М. В . , 2016

М.В. Воробьев

тов носит историко-описательный характер и в значительной части своего объема малопригодно для философского рассмотрения . Таким образом, задача описания взглядов Вебера на образование заключается, в первую очередь, в их реконструкции на основании разрозненного материала с использованием уже имеющихся интерпретаций (коммент. 3) . Только подключив более широкий тематический контекст социальной теории Вебера, представляется возможным выделить систему взаимосвязанных суждений относительно определенной предметной области, элементами которой являются понятие образования, его цели, задачи и смысл, что в итоге представит реконструированную концепцию образования Макса Вебера .

Ведущая тема у Вебера, с которой связано большинство фрагментов, затрагивающих вопросы образования, это тема господства Так, заметки об отличительных чертах обучения жрецов и магов, китайских образованных людей и индусских брахманов и некоторых других господствующих групп либо напрямую вписаны в социологию господства, либо подразумевают этот контекст. Это лучше всего подтверждается предлагаемой Вебером классификацией «предельных» типов образования: харизматического и рационализированного (коммент. 4) . Эти типы образования «предельные» не только ввиду того, что предположительно Вебер планировал использовать их в качестве «идеальных типов» (и потому в них фиксируются определенные характеристики как «предельные»), но и ввиду их прямой соотнесенности [15, р. 426] с двумя типами господств: рационально-легальным (бюрократическим) и харизматическим, то есть с двумя типами легитимного господства, которые глубоко противоположны друг другу по своим основаниям: одно обезличенное, другое всегда изначально персонализированное. Если развить эту логику, то окажется, что в структуре социальной теории Вебе-ра все многообразие конкретных, исторических образовательных систем так или иначе располагается в рамках пространства, оформленного противостоянием двух «идеальных типов» образования и воспитания

Важное положение веберовской социальной философии заключается в том, что человек не просто является участником системы отношений, которую представляет собой определенный тип господства, но он становится им [10, р . 51] . Одним из способов становления и является образование. Харизматический и рационализированный типы образования настолько, насколько они подчинены цели воспроизводства аффилированных типов господства, отличаются друг от друга как результатами, которые предполагают сформированность определенных человеческих качеств, так и средствами, применяемыми в процессе образования

Для своего повседневного осуществления бюрократический тип господства нуждается в большом количестве специалистов, обладающих набором рутинизированных навыков-привычек В рамках рационализированного образования задача воспроизводства людей, обладающих такими качествами, решается путем тренировки и отработки необходимых навы-

ков у учащихся до такого состояния, когда они становятся «надежными функциями» [10, р. 51]. Рационализированное образование универсально, как и знания и навыки, которые оно дает . Предполагается, что овладеть ими может при должных усилиях любой человек, вне зависимости от индивидуальных особенностей, хоть и в различной степени [15, р 426] Другим результатом успешного получения рационализированного образования должно стать получение «образовательного патента» в качестве подтверждения квалификации специалиста Для этого создается соответствующая система экзаменов. С «образовательным патентом» напрямую связана функция престижа — от наличия или отсутствия «патента» зависит будущий статус человека в обществе и в том числе — его участие и место в структурах господства . Как отмечает Дж . Фантуццо, замечания Вебера о рационализированном образовании имеют сходство с принципами современной образовательной практики [10, р. 51].

В отношении харизматического образования ситуация диаметрально противоположная Харизматическое господство противостоит «структурам повседневной рутины», его идеальное состояние — это состояние перманентного становления, но так как такое состояние является недостижимым, то харизматическая власть должна рано или поздно «стабилизироваться» путем традиционализации, рационализации или их смешения [14, р. 246]. Если сущностная характеристика харизматических качеств заключается в их «персональности» и тем самым непередаваемости, то само возникновение феномена харизматического образования свидетельствует о том, что отправление специфически харизматического господства требует, чтобы харизма была «рутинизирована» — ее изначально революционная сущность была трансформирована и вплетена в «структуру повседневности» Таким образом, харизматическое образование можно рассматривать в качестве одного из элементов процесса рутинизации харизмы Харизматические качества понимаются как врожденные либо дарованные свыше, и максимально возможной задачей образования может быть лишь «пробуждение» дремлющих харизматических «задатков» у специально отобранных людей, что осуществляется посредством телесных и духовных испытаний При этом место обучения и проживания испытуемых обычно вынесено за пределы обыденного уклада Кульминацией харизматического образования оказывается не «образовательный патент», как это происходит в случае рационального бюрократического образования, но церемония принятия в круг избранных, эксклюзивный круг героев и магов — людей с исключительными способностями В деле легитимации приобретенных харизматических качеств человек не нуждается в легальных установлениях, иначе говоря, в контрактном согласии общества с фактом своей квалификации Признание за ним этих качеств в случае «настоящей харизмы» есть долг каждого члена этого общества [14, р . 242] . Практическая польза от полученного харизматического обучения тоже особая: если с получением раци-

онализированного образования человек обеспечивает себя тем, что можно назвать «повседневной карьерой», реализующей ценности безопасности и комфорта, то в случае харизматического образования человек с признанными экстраординарными способностями может рассчитывать на экстраординарную судьбу и благородный статус [10, p. 52].

Воспитанные «в духе» различных типов образования люди неизбежно оказываются участниками ценностного конфликта: люди, получившие харизматическое образование демонстративно отрицают легально-бюрократическое господство, а рационализированное образование воспроизводит личность, для которой краткосрочность высоты харизматических достижений до смешного нелепа [10, p. 52] . Помещенный в контекст современности, этот конфликт имеет своего явного «победителя» . Процесс рационализации всех сфер жизни, их расколдовывания приводит к тому, что современный человек, освободившись от власти традиции и религиозной догматики, оказывается в полной зависимости — на этот раз от материальных условий своей жизни . Эта зависимость, приобретая форму принуждения к профессионализации и специализации, становится «стальным панцирем» (коммент. 5) для «каждого отдельного человека, формируя его жизненный стиль, причем не только тех людей, которые непосредственно связаны с ним своей деятельностью, а вообще всех ввергнутых в этот механизм с момента рождения» [4, c . 206]. Здесь трагический пафос вебе-ровских размышлений приобретает ницшеанский оттенок: «...не наступит ли век механического окостенения, преисполненный судорожных попыток людей поверить в свою значимость[?]» [4, c . 207]. Если такой век наступит, это будет век «последних людей»

Действие «объективных» сил, заключающих человека в «стальной панцирь» рационализации, хотя и делает вопрос о смысле мира и человека в нем крайне проблематичным, но вопрошание при этом не становится менее насущным . Фактически это вопрос о жизненном выборе, который имеет личный характер и задается, как отмечает Дж Фантуццо, от первого лица: «Каким образом я могу состояться в социальном смысле? (How do I become socially?)» [10, p . 46]. Для того чтобы образование (в случае вебе-ровской актуализации проблемы — это научное образование) могло способствовать ответу на этот вопрос, оно само должно представлять собой ценность . Однако коль скоро ценностный выбор есть выбор иррациональный, значит, он носит субъективный характер и может быть релятивизи-рован: что хорошо для одного, то может оцениваться другим совершенно иначе. Однако исследователь этики Вебера К. Е . Троицкий настаивает на том, что восприятие немецкого социолога как релятивиста неправомочно: абсолютным ценностям есть место в его социальной философии [7, c . 8] . Действительно, несмотря на то, что Вебер известен как апологет «ценностной нейтральности науки» (коммент 6), в его рассуждениях, в которых он обращается непосредственно к теме современного научного специализи-

рованного образования, присутствуют как относительные, так и универсальные ценностные установки Они проявляются в нравственном характере требований к образовательной деятельности преподавателя Каковы эти требования?

Первое требование заключается в принципе «свободы от оценки» как в отношении самой науки, так и ее преподавания В тексте статьи «Смысл "свободы от оценки" в социологической и экономической науке» Вебер дал свою трактовку этому принципу Ее первые страницы вводят читателя в контекст дискуссий о ценностной нейтральности науки и научного образования в Германии 1910-х годов. Эти дискуссии были вызваны в том числе и стремлением внешних по отношению к университету сил ограничить свободу обсуждения проблем политического характера, правда, автор в примечании делает оговорку, что ограничение обсуждения ценностных проблем — «это не немецкая особенность... Различие лишь в том, какие ценностные проблемы исключаются» [3, с . 601] . А потому есть смысл говорить об этой ситуации как общей для соответствующей эпохи Вебер прилагает целенаправленные усилия к прояснению места своей позиции в существующей дискуссии — описывает точки зрения, анализирует их различия . Зафиксировав их содержание, Вебер с одними аргументированно соглашается, а другие столь же развернуто опровергает Так, он отказывается придерживаться той точки зрения, при которой «.все вопросы практических оценок должны быть по возможности устранены из преподавания.» [3, с . 547] . Если действительно возможно провести отделение практических оценок от вопросов теоретического и эмпирического характера, то это нужно делать, но, полагает Вебер, в конечном итоге «проблемы обеих категорий должны присутствовать в университетском преподавании» [3, с . 547]. Добродетель «интеллектуальной честности» заключается не в том, чтобы полностью отказаться от личной оценки обсуждаемых проблем — такой подход носит «чисто бюрократический характер», и кажущаяся «бесстрастность», свойственная такому подходу, способствует лишь «смешению в сознании слушателей различных сфер», первая из которых — «установление эмпирических данных», то есть сугубо научная, исследовательская, а вторая — мировоззренческая, находящая свое выражение в «требовании занять определенную практическую позицию в решении важных жизненных проблем» [3, с . 548].

Таким образом, проблема «свободы от оценки» не относится к простому отказу от эмоциональности в обсуждении эмпирического материала, напротив, темпераментное «требование занять определенную практическую позицию в решении важных жизненных проблем» служит маркером для студента в том, что это является именно практической оценкой, а не «чисто логическим выводом или чисто эмпирическим установлением» При условии, что сам преподаватель отдает себе отчет, где в его подаче материала наука, а где — практическая оценка, то есть если он «интеллектуаль-

но честен», то эмоциональная составляющая последней не подразумевает автоматически ее навязывание. Собственно воспитание интеллектуальной честности — это единственная воспитательная функция, которую на себя может взять профессиональное университетское образование Соответственно, воспитание политических, этических, эстетических, культурных взглядов человека не должно ставиться в повестку дня университета Вебер оформляет задачи профессионального образования в виде трех профессиональных «добродетелей», которым единственно и стоит обучать студента, а именно — «способности находить удовлетворение в выполнении поставленной перед ним скромной задачи»; признанию фактов, неудобных для учащегося, и «умению отделять их констатацию от оценивающей их позиции»; абстрагироваться в исследовании предмета от личных предубеждений [3, с . 552]. Человек становится личностью тогда, когда отдается «делу»; путь становления личности — это путь профессионального становления Долг такой личности перед обществом заключается в его «профессиональной добродетели», в том, чтобы придерживаться «непосредственных обязанностей» [3, с . 553]. «Свобода от оценки» должна быть результатом действия не внешних сил, а внутренней профессиональной и потому мирской «аскезы» как признака профпригодности, которую нельзя зафиксировать в дипломе, но можно воспитать и оценить ее наличие или отсутствие. Преподавателю нельзя юридически запретить говорить о чем-то, его профессиональный долг, его достоинство — хранить молчание «и в тех случаях, когда ему милостиво разрешают обсудить те или иные ценностные проблемы» [3, с . 555].

Из сказанного выше следует, что первое требование Вебера к образовательной деятельности в рамках университета носит этический характер, но это требование не имеет общезначимого характера и относится только к специфически научному профессиональному «этосу» Второе требование носит более универсальный характер и связано с пользой, которую научное образование может принести любому человеку вне зависимости от того, решил ли он связать свою жизнь с наукой Содержание этого требования раскрыто Вебером в тексте доклада «Наука как призвание и профессия» (коммент. 7) . В рамках настоящего исследования этот текст примечателен в двух других аспектах, один из которых уже упоминался Имеется в виду конфликт ценностей . Рассуждения Вебера в отношении этого аспекта проникнуты трагическим пафосом: «...жизнь, основанная на самой себе и понимаемая из нее самой, знает только вечную борьбу богов, знает (если не прибегать к образу) только несовместимость наиболее принципиальных, вообще возможных жизненных позиций и непримиримость борьбы между ними, а следовательно, необходимость между ними выбирать» [2, с . 730]. Наиболее отчетливо проявляется этот конфликт в публичном пространстве, под которым Вебер подразумевал в первую очередь сферу политической борьбы . Хотя Вебер не выступал против участия

ученых в политике, он был против перенесения присущего ей конфликта ценностей в аудиторию . В аудитории, пишет Вебер, не место «пророку и демагогу», их место там «где возможна критика» [2, с . 722]. В аудитории же преподаватель и студент находятся в изначально неравных положениях Студент обязан посещать лекции «ради своего будущего» даже тогда, когда преподаватель использует свое положение для навязывания своей личной позиции [2, с . 722, 728] .

Второй аспект — это практическая польза, которую может принести наука и научное образование Эта польза представлена тремя соображениями: «Во-первых, наука прежде всего разрабатывает, конечно, технику овладения жизнью — как внешними вещами, так и поступками людей — путем расчета . .Во-вторых, наука разрабатывает методы мышления, рабочие инструменты и вырабатывает навыки обращения с ними.» [2, с . 729]. Но только третья «польза» имеет действительно личностный характер, так как связана с жизненной позицией: «Мы можем, если понимаем свое дело (что здесь должно предполагаться), заставить индивида — или, по крайней мере, помочь ему — дать себе отчет в конечном смысле собственной деятельности» [3, с . 730]. Такая цель не имеет ничего общего с целями рационализированного образования, в рамки которого вписываются две первые «пользы» Третья «польза» более походит на харизматическое «испытание», призванное выявить скрытую черту личности, коль скоро каждый поклоняется действительно своему, не совместимому с другими «богу»

Задачи, которые необходимо решить преподавателю в рамках профессионального научного образования, тоже различаются: преподаватель должен привнести ясность и воспитать у учащегося чувство ответственности. Если ему это удается, то он тем самым «служит "нравственным" силам», то есть осуществляет нравственный в универсальном смысле акт (коммент 8) Результат этого процесса предсказать нельзя — он не поддается экспертной оценке В условиях современного «стального панциря» рационализации, ситуации, в которой «принципиально нет никаких таинственных, не поддающихся учету сил» [4, с . 206], Вебер прикладывает усилия, чтобы у человека сохранилась возможность ответить на «последние» вопросы Как отмечает Дж Фантуццо, «нормативная концепция педагогики Вебера преследует цель подвести учащихся к значимости вопроса "от первого лица" и помочь им найти собственный ответ на него» [10, р. 54] . При такой постановке вопроса нравственный посыл требований Вебера к образовательной деятельности университетского преподавателя приобретает отчетливо гуманистический характер

Подведем итоги исследования Результатом реконструкции взглядов М Вебера на образование стала концепция, разделенная на два в значительной степени автономных раздела: историко-социологический и нормативно-практический Если первый раздел предполагает метод идеальной типизации и содержит в себе суждения относительно образования как

историко-социологического феномена, то второй раздел характеризуется нормативностью и практической направленностью Несмотря на высокую степень автономности, разделы представляют собой одно концептуальное целое Когда возникает необходимость в прояснении места нормативно-практических суждений Вебера в отношении образования в общем контексте его исследовательских интересов, тогда привлечение принципа дополнительности позволяет осуществлять прочтение одного раздела в свете другого . Благодаря такому подходу представляется возможным также определить место научного специализированного образования в контекстуальном пространстве, оформленном противостоянием двух «идеальных типов» образования: рационализированного и харизматического Оно не сводится полностью ни к одной из крайностей и содержит в себе черты обоих типов образования, а потому носит синтетический характер Так, с одной стороны, научное образование подразумевает достаточно отчетливо разграниченную систему учебных дисциплин-курсов, наличие системы экзаменов и «патент об образовании» как итоговое подтверждение квалификации специалиста С другой стороны, задачи преподавателя не ограничиваются простым обучением студентов знаниям и навыкам, перед ним самим Вебер ставит два нравственных требования: общепрофессиональное требование «свободы от оценки» и педагогический долг служить делу прояснения конечного смысла собственной деятельности у учащегося Результат такого образования — жизненный выбор, который в свою очередь должен сделать учащийся, — не поддается рациональному прогнозированию и расчету и, следовательно, должен быть соотнесен с идеалом харизматического образования В этом так же проявляется гуманистическая роль научного образования, которая заключается в том, чтобы рациональными средствами, не «принося в жертву разум», способствовать привнесению смысла в «обессмысленный», «расколдованный» мир, так как лейтмотивом современности, для Вебера, выступает ситуация «конфликта ценностей» — война всех против всех в условиях «стального панциря» бюрократизации и рационализации Необходимо отметить, что эта ситуация характерна и для сегодняшнего дня, и потому концепция образования Вебера сохраняет актуальность Однако в работах немецкого ученого отсутствует посыл к расширению сферы влияния научного образования, как это было, например, свойственно таким идеологам «народных академий» и современникам Вебера, как Пауль Наторп и Георг Кершенштейнер. Преодоление пагубного влияния обесчеловечивающих последствий рационализации жизни у Вебера ограничено «кельей» профессии, одухотворенной идеалом «призвания», нравственным стержнем которой является «мирская аскеза»

Комментарии

1 Из существующих англоязычных публикаций, посвященных теме образования у Вебера можно привести: [10; 11; 12; 13] . Была обнаруже-

на только одна отечественная публикация [5], в которой автор, В . А . Куренной, формулирует несколько идей, непосредственно соотносящихся с темой образования у Вебера: а) для Вебера выбор ученого в пользу ценностной нейтральности науки и научного образования является «чисто де-цизионистским» [5, с . 62]; б) гарантия существования «науки как автономной ценностной системы и университета как формы институционализации этой системы» обеспечивается у Вебера лишь фактом «наличия закрытой аудитории» [5, с . 69]; в) проанализировав историю постановки проблемы ценностной нейтрализации науки и научного образования, В А Куренной делает вывод о месте и роли веберовского варианта ее актуализации и опровергает устоявшееся в социальных науках мнение, что Вебер является автором тезиса о ценностной нейтральности научного знания и университетского преподавания [5, с . 72] .

2 . Например, Н . Г Багдасарьян, М. П . Король сообщают: «На первой лекции для аспирантов, слушающих курс "История и философия науки", мы просим прочитать и прокомментировать работу Макса Вебера "Наука как призвание и профессия" с точки зрения современного состояния науки и роли ученого . Во время обсуждения работы равнодушных в аудитории нет даже с учетом всего разнообразия мотивов, приведших на аспирантскую скамью выпускников вузов, — мотивов, которые порой далеки от чистых помыслов о науке: и в тех случаях, когда мысль ученого попадает в самый нерв современных представлений, и тогда, когда расходится с ними, она удивительным образом затрагивает нечто чрезвычайно значимое» [1, с . 174].

3 . Необходимый интерпретационный инструментарий предоставляет новейшее исследование американского профессора Дж. Фантуццо [10, p . 45—64] .

4 Дж Фантуццо использует термин «бюрократическое образование» Хотя в заданном его работой контексте этот термин уместен, тем не менее представляется, что более точным и «первичным» понятием является «рационализированное образование», так как тема рациональности в работах М . Вебера имеет отчетливый процессуальный характер. Для обозначения идеального типа образования, воплотившего в себе рациональность как предельную характеристику, более корректно использовать это понятие Кроме того, оно соответствует наиболее распространенной формулировке самого Вебера — «рациональное специализированное образование»

5 . Стоит отметить особый, символический характер этой метафоры, лишний раз подчеркивающий для читателя трагизм восприятия Вебером перспектив рационализированного общества . Так, в не совсем корректном английском переводе немецкое «stahlhartes Gehäuse» превратилось в «iron cage» и, несмотря на вполне очевидное и осознаваемое несоответствие, это выражение стало «расхожим» Подробней об англоязычной дискуссии вокруг этой метафоры см [9]

6 . Как отмечает В .А. Куренной, роль Вебера как автора этого принципа должна быть переоценена . В отношении ценностной нейтральности науки «высказывания Вебера — лишь один из эпизодов современной истории ценностной нейтрализации...» [5, с . 72] .

7 В русском переводе не представлена первая часть текста, в которой Вебер актуализирует свой доклад через сопоставление американского и немецкого университетов. Объективно протекающий процесс «американизации» последнего беспокоит Вебера, но принимается им как неизбежный в рамках общей тенденции рационализации образования . Суть этого процесса вкратце можно охарактеризовать как смену образовательных парадигм, в рамках которой образ «всесторонне развитого человека (cultivated man)» как цели университетского образования замещается «узким специалистом»

8 . В опубликованном переводе процитированного отрывка на русский язык фигурирует только требование ясности [2, с . 730]. Для сравнения см . [16].

Литература

1. Багдасарьян Н.Г., Король М.П. Наука как призвание и профессия: опыт современного прочтения М . Вебера // Вопросы философии . 2014. № 11 . С. 174—180 .

2. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М . Избранные произведения. М. : Прогресс, 1990 . С. 707—736 .

3. Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке // Вебер М . Избранные произведения . М . : Прогресс, 1990. С. 547— 602

4. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М . Избранные произведения. М. : Прогресс, 1990 . С. 61—273 .

5. Куренной В.А. Лев Толстой и Макс Вебер о ценностной нейтральности университетской науки // Вопросы образования . 2010 . № 3 . С. 48—74.

6. Троицкий К.Е. Взгляд на источник императивности у Макса Вебера // Электронный философский журнал Vox. [Электронный ресурс] URL: http://vox-joumal. org/content/vox16/Vox16-TroickyKE .pdf (дата обращения 16 . 11 . 2015) .

7. Троицкий К.Е. Моральная теория Иммануила Канта и идея императивности в философской мысли Германии конца XIX — начала XX веков // Этическая мысль . Вып . 15 / Под ред . А. А. Гусейнова . 2015 . С . 201—220 .

8. Ясперс К. Речь памяти Макса Вебера // Вебер М . Избранное. Образ общества . М . : Юрист, 1994. С. 553—567.

9. Baehr P. The "Iron Cage" and the "Shell as Hard as Steel": Parsons, Weber, and the Stahlhartes Gehäuse Metaphor in the Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism // History and Theory. 2001 . Vol . 40 (2) . P. 153—169.

10. Fantuzzo J. A Course between Bureaucracy and Charisma: A Pedagogical Reading of Max Weber's Social Theory // Journal of Philosophy of Education . 2015 . Vol . 49 (1) P 45—64

11. Gonon Ph. The Quest for Modern Vocational Education — Georg Kerschensteiner between Dewey, Weber and Simmel . Bern: Peter Lang, 2009. 278 p . (Studies in Vocational and Continuing Education . 2009. Vol . 9) .

12. Myers P. Max Weber: Education as Academic and Political Calling // German Studies Review. 2004. Vol . 27 (2) . P. 269—288 .

13. Samier E. Weber on Education and Its Administration: Prospects for Leadership in a Rationalized World // Educational Management & Administration. 2002 . Vol. 30 (1) . P. 27—45.

14. Weber M. Economy and Society: An Outline of Interpretative Sociology. Berkeley: University of California Press, 1978. 1470 p .

15. Weber M. The Chinese Literati // From Max Weber: Essays in Sociology. N .Y. : Oxford University Press, 1946. P. 416—445.

16. Weber M. Wissenschaft als Beruf // Gesammelte Aufsätze zur Wissenschaftslehre . Tübingen. 1985. [Электронный ресурс] URL: http://www. zeno . org/Soziologie/ M/Weber,+Max/Schriften+zur+Wissenschaftslehre/Wissenschaft+als+Beruf (дата обращения: 10 . 10 . 2015) .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.