УДК 343.9 ББК 67.51
Л.Б. Смирнов*
КОНЦЕПЦИЯ НОВОГО УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ КАЗАхСТАН В КОНТЕКСТЕ
трансформации уголовной и уголовноИСПОЛНИТЕЛЬНОй ПОЛИТИКИ
Выжимка: Концепция нового УИК РК отражает современные тенденции развития уголовно-исполнительного законодательства на постсоветском пространстве. Положения Концепции обеспечивают совершенствование УИК, заслуживают поддержки и одобрения.
Ключевые слова: концепция; законодательство; политика; наказание.
L.B. Smirnov
THE CONCEPT OF THE NEW PENAL CODE OF THE REPuBLIC
of Kazakhstan in the context of criminal and
PENAL LAW TRANSFORMATION
Summary: The concept of the new Penal Code of the Republic of Kazakhstan reflects the modern tends in the development of the penal law in post-Soviet countries. The provisions of the Concept ensure the improvement of the Penal Code, deserve support and approval.
Key words: concept; legislation; policy; punishment.
Настоящая статья не претендует на роль всеобъемлющего экспертного анализа Концепции нового Уголовноисполнительного кодекса Республи-
ки Казахстан. Автор статьи занимается в основном исследованием проблем уголовно-исполнительной политики России. Однако уголовно-исполнительная политика Казахстана в значительной мере осуществляется в русле процессов, происходящих на постсоветском пространстве, в связи, с чем представляется возможным изложить некоторые оценочные суждения.
Страны СНГ объединяет, в том числе, сходство правовых систем, сложившихся в СССР, где объединяющим правовым документом выступали Основы Союза ССР. Действующий УИК РК был разработан в соответствии с модельным Уголовно-
* Леонид Борисович Смирнов — доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург, Россия). E-mail: [email protected].
© Л.Б. Смирнов, 2013
исполнительным кодексом для стран СНГ в 1996 году и воспроизводит в основном все его положения и почти не отличается от действующего УИК РФ. Формирование уголовной и уголовно-исполнительной политики на постсоветском пространстве, включая и Казахстан, осуществляется также в русле мировых процессов, связанных с реализацией международных стандартов.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, в представленной статье высказаны лишь оценочные суждения в части некоторых аспектов уголовноисполнительной политики и уголовноисполнительного законодательства.
В Концепции неопределённо и обтекаемо говорится о комплексе социальных факторов (социально-политическое и экономическое состояние общества, господствующие в нём нравственные ценности и правовые представления, структура и динамика преступности в стране, развитие функциональных общественных наук и др.), оказывающих влияние
36 1. криминологические отрасли
на состояние уголовно-исполнительного законодательства. Однако не уточняется, чем характеризуются эти факторы, и не показано их непосредственное влияние на состояние уголовно-исполнительного законодательства.
Авторы Концепции исходят из того, что в настоящее время имеется ряд серьёзных проблемных вопросов, в том числе связанных с правовой регламентацией процесса исполнения (отбывания) уголовных наказаний, требующих концептуального переосмысления и своего скорейшего разрешения. При этом не конкретизировано, какие это серьёзные проблемные вопросы, требующие скорейшего разрешения?
В Концепции отмечается необходимость более широкого применения видов наказаний, альтернативных лишению свободы и внедрения новых видов таких наказаний. Об этом говорят уже как минимум лет сорок в европейских государствах и лет двадцать в странах СНГ. Более того, национальные законодательства многих стран просто изобилуют такими видами наказаний. УК Казахстана даже в прошлой редакции не был исключением.
В российской криминологии некоторыми криминологами осознаётся, что преступность является неотъемлемым свойством, непременной спутницей человеческой истории, из чего вытекает концепция сосуществования с ней и либерализации государственной реакции на неё.1 Однако расширение применения наказаний, альтернативных лишению свободы, в новом УК Казахстана происходит за счёт перемещения административных правонарушений в разряд уголовных под видом уголовных проступков. Таким образом, уголовно-правовые санкции или уголовные наказания применяются за административные правонарушения. Представляется, что такой подход только расширяет уголовную репрессию. Другое дело если бы часть уголовных преступлений перешла в разряд административно-
1 Шестаков Д.А. Криминология: Новые подходы к преступлению и преступности: Криминогенные законы и криминогенное законодательство. Противодействие преступности в изменяющемся мире. — СПб., 2006. — С. 140.
Криминология
ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА
наказуемых, тогда можно было действительно говорить об ограничении уголовно-правовой репрессии.
В российской криминологии и науке уголовного права подчёркивается, что наказание, применяемое государством, — не панацея от преступности.2 В Концепции УИК РК утверждается, что функция исполнения наказаний является объективно необходимой для любого государства. При этом уголовно-исполнительная политика признаётся одной из важнейших социальных стратегий государства. Таким образом, функция наказания и его исполнения официально поставлена в ряд стратегических функций, без которых государство не может обойтись. Фактически это означает, что наказание выступает как стратегическое средство управления обществом. Роль наказания в этом управлении зависит от эффективности других средств управления, таких как экономика и социальные меры. Если последние не могут эффективно решать свои задачи в дело вступает наказание.
Чтобы обеспечить заявленные принципы демократизма и гуманизации исполнения наказания государство должно быть достаточно развитым, особенно экономически. Гуманизация предполагает достаточно высокий уровень жизненных условий содержания заключённых, что затруднительно при ограниченном финансировании, в связи, с чем в мире активно наблюдается тенденция коммерциализации уголовно-исполнительной функции. Государства стараются передать многие сферы исполнения наказания в частные руки. По сути, в некоторых странах сформировалась тюремная индустрия, в других странах она только формируется. Создаются государственные частные партнёрства, национальные тюремные корпорации, на очереди стоят транснациональные и трансконтинентальные.
2 См.: Шестаков Д.А. Криминология: Новые подходы к преступлению и преступности: Криминогенные законы и криминогенное законодательство.
Противодействие преступности в изменяющемся мире; Дикаев С.У. Некоторые вопросы современной наказательной политики России // Криминология: вчера, сегодня, завтра. — 2010. — № 1(18).
Такие процессы происходят и на постсоветском пространстве. Тюрьма всё больше становится доходным местом и видом бизнеса, на который не влияют факторы экономического риска. В связи с этим хотелось бы надеяться на то, что имеющая и экономическую подоплёку реформа уголовно-исполнительной системы в Казахстане не будет иметь столь криминогенной сущности, как проводимая в России миграционная реформа, в большей степени ориентированная на выгоду от её проведения для скоробогачей.3
Концепция отмечает, что при разработке УИК целесообразно сохранить базовые, оправданные временем и практикой институты уголовно-исполнительного права, осуществив лишь их необходимую модернизацию, вместе с тем переосмыслить отдельные основополагающие положения, а также пересмотреть порядок и условия исполнения отдельных видов уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия. Хотелось, чтобы авторы Концепции уточнили, какие базовые и оправданные временем и практикой уголовноисполнительного права институты следует сохранить, и какие основополагающие положения переосмыслить? Как мне кажется, особое внимание казахстанскому законодателю следует обратить на предложение Д.А. Шестакова о смене парадигмы целей (функций) уголовной ответственности. В настоящее время ст. 43 УК РФ в качестве целей наказания устанавливает: восстановление социальной справедливости, исправление осуждённого, предупреждение совершения новых преступлений. Он же предлагает заменить эти цели на принципиально иные, а именно: 1) удержание лица, совершившего преступление, от возобновления подобного (функция защиты человека), 2) реституция (восстановление положения потерпевшего), 3) ресоциализация виновного. Законодательное закрепление подобных функций (целей) наказания и уголовной ответственности в целом могло бы соответствующим образом
направить дальнейшее развитие уголовного и уголовно-исполнительного права.4
В Концепции сказано, что новый УИК будет содержать общую и особенную части с разделами, закрепляющими общие положения; правовое положение осуждённых; учреждения и органы, исполняющие наказания, и контроль за их деятельностью; исполнение наказаний, не связанных с изоляцией от общества; исполнение наказания в виде лишения свободы; исполнение наказания в виде смертной казни; освобождение от отбывания наказания; помощь осуждённым, освобождённым от отбывания наказания, и контроль за ними; контроль за лицами, осуждёнными условно. Таким образом, структура УИК в основном сохраняется, а некоторые главы расширяются до разделов. Такое положение представляется оправданным.
Концепция исходит из того что в целях уточнения терминов и определений, используемых в УИК, необходимо предусмотреть статью, разъясняющую их смысл. Это новое, но не принципиальное положение, этим занимается наука. Всё это предмет изучения и познания азов уголовноисполнительной науки.
Заслуживает поддержки предложение о необходимости детализировано, в самостоятельных статьях определить содержание основных принципов уголовноисполнительного законодательства. Мы полагаем, что также нуждается в совершенствовании и дополнении система принципов уголовно-исполнительного права.
Заслуживает поддержки идея об исключении исправительных работ, ограничение по воинской службе. Исправительные работы могли эффективно исполняться только в СССР, так как все граждане были обеспечены работой. В условиях капитализма и рынка такая норма не действует.
Концепцией новой редакции УК предполагается определить и конкретизировать условия выполнения общественных работ с тем, чтобы упростить порядок
3 См.: А.П. Данилов. Преступная миграционная реформа как одно из антинародных преступлений // Криминология: вчера, сегодня, завтра. — 2012. — № 1 (24). — С. 62—69.
4 Шестаков Д.А. Наказание без возмездия // Проблемы укрепления законности в условиях правовой реформы / Под ред. С.И. Зельдова. — Владикавказ, 1991. — С. 36—39.
38 1. криминологические отрасли
привлечения к ним и расширить сферу его применения. Данное предложение заслуживает поддержки и актуально для России.
В Концепции отмечается, что в местах лишения свободы всё ещё важным остаётся надлежащее обеспечение безопасности личности, соблюдение прав и законных интересов лиц, отбывающих данный вид наказания. В числе наиболее перспективных направлений в этой сфере является постепенный переход к камерному порядку содержания, при котором осуждённый, имея в дневное время возможность передвижения и межличностного общения в пределах учреждения, в ночное время был бы изолирован в отдельном помещении. Таким образом, Концепция исходит из необходимости замены колонисткой системы на тюремную систему. При этом Концепция ссылается на мнения специалистов и практику деятельности пенитенциарных учреждений многих стран.
По мнению авторов Концепции «существующая система отрядно-барачного содержания осуждённых, когда основная масса сконцентрирована в одном помещении, не позволяет развивать формы и методы исправительно-воспитательного воздействия на основе принципа индивидуализации исполнения наказания».
Использование терминологии «система отрядно-барачного содержания осуждённых» представляется некорректной. Коллективная колонистская система исполнения лишения свободы стала основной в советском обществе и её расцвет и пик развития приходится на 60—70-е годы прошлого столетия, когда было много сделано по налаживанию цивилизованной системы исполнения наказаний в стране. В этот период были внедрены коллективные формы организации содержания осуждённых в рамках колонистского и отрядного звена. Отряд осуждённых являлся также и центром воспитательной работы, как в коллективной, так и в индивидуальной форме. В воспитательной работе с осуждёнными широко применялись элементы самоуправления. С этой целью создавались самодеятельные организации осуждённых на отрядном и
Криминология
ВЧЕРА СЕГОДНЯ ЗАВТРА
общеколонистском уровне. Колонистская система СССР показала преимущества широкими возможностями различных форм воспитательного воздействия на осуждённых и прежде всего масштабами, уровнем и характером привлечения осуждённых к труду.
Конечно, колонистская система имела и свои минусы, заключающиеся в слабом надзоре и контроле за осуждёнными и не обеспечивала надежной безопасности, не смогла нейтрализовать субкультуру осуждённых, однако эти минусы компенсировались высокопроизводительным и достойно оплачиваемым трудом и добросовестной работой высоко квалифицированных и преданных делу сотрудников. Лидеры организованной преступности как злостные нарушители режима направлялись для отбывания наказания в тюрьмы и исправительные колонии особого режима, функционирующие как единые помещения камерного.
В современных условиях колонистская система признаётся не адекватной обществу. Однако как быть с колониями-поселениями, которые предусматривается широко применять на основе активного привлечения осуждённых к труду? В таких учреждениях невозможно отказаться от коллективных форм содержания осуждённых и применения мер исправительного воздействия.
Главной причиной перехода на тюремную модель по нашему мнению является радикальное изменение социальной системы, заключающееся в отказе от коллективных форм организации общества и переходу на индивидуальные формы и изменения экономической системы, связанные с переходом к капитализму и рынку.
В Концепции говорится, что в УИК закреплены лишь основы правового регулирования порядка исполнения лишения свободы, а значительная часть вопросов отнесена к сфере подзаконного регулирования, что не отвечает современным требованиям. С таким утверждением действительно следует согласиться, так как ведомственные нормативные акты зачастую противоречат закону и подменяют собой нормы закона.